Сделай Сам Свою Работу на 5

Безработица в Современном мире И РОССИИ





Волгоградский филиал ФГБОУ ВПО РАНХиГС

Безработица –социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не находит себе работу и становится «лишним». По определению Международной организации труда (МОТ) – International Labor Organization (ILO) безработным считается любой, кто на данный момент времени не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней, т.е. только тот человек, который официально зарегистрирован на бирже труда. Численность безработных в каждый конкретный период зависит от цикла и темпов экономического роста, производительности труда, степени соответствия профессионально-квалификационной структуры рабочей силы существующему на нее спросу, конкретной демографической ситуации.

Безработица является одной из актуальных проблем рыночного общества. Она свидетельствует о том, что, во-первых, общественные репертуар недоиспользуются и, во-вторых, отрезок населения имеет очень низкие денежные средства к существованию. Незанятость – сложная и серьезная апория для экономически развитых стран. Она ведет к обострению социальных проблем и общественной напряженности, вызывает рост преступности. Убыль работы воспринимается человеком как контузия, сопровождаемая сильнейшим стрессом. Человек без работы, не принося пользы обществу, живет на средства вспоможения от государства, которые позволяют поддерживать его наличие на минимальном уровне.



Для оценки безработицы используют следующие показатели: коэффициент занятости -удельный вес самодеятельного взрослого населения, занятого в общественном производстве в общей численности населения страны; норма (уровень) безработицы – процент безработных в общей численности рабочей силы; естественная безработица - процент (удельный вес) общего количества безработных в численности рабочей силы в период экономической стабильности [1].

Норма безработицы постоянно изменяется под влиянием общественного производства — циклического характера экономических спадов и роста производства; технического прогресса, требующего повышения квалификации и изменения профессий наемного персонала. При спаде производства безработица растет, а при расширении и подъеме - падает.



Соотношение динамики безработицы и динамики ВНП получило название закона Оукена: прирост реального объема ВНП примерно на 2% дает сокращение нормы безработицы примерно на 1% и, наоборот, сокращение реального объема ВНП примерно на 2% повышает норму безработицы примерно на 1% [2].Таким образом, безработица считается естественным состоянием рынка труда. Однако возможны ее колебания вверх или вниз от естественной нормы. Характеристика уровня безработицы в России за последние годы приведена в таблице.

Таблица – Уровень безработицы России в начале XXI в.

Год Безработные, тыс. чел. Численность экономически активного населения, тыс. чел. Уровень безработицы, %
9,8
8,8
8,5
7,8
2004; 7,9
7,1
6,7
5,7
7,0
8,4
7.5
6.6

Источник [3]

Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. К ним относятся: стажировка (выпускники школ и вузов); переподготовка (повышение квалификации); профессиональное обучение (смена вида деятельности); создание собственного дела (самозанятость); общественные и временные работы; переезд в другую местность с целью временного трудоустройства.

Целесообразно, чтобы безработные граждане использовали все имеющиеся возможности для получения работы и улучшения своего финансового положения.

Библиографический список



1. Гальперин В.М., Гребенников П.И. Макроэкономика. – СПб: Изд-во СПб ГУЭФ, 2001. – 231 с.

2. Основы экономической теории: Учебник / Под ред. Камаева В.Д. – М.: Изд. МГТУ, 2001. – 122 с.

3. Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс.]

 

 

С. А. Гараева

ВЛИЯНИЕ ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ НА ЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЕЖИ

ГОУ ВПО Волгоградский государственный университет

В связи с переходом российского общества к рыночным отношениям возникла новая ситуация в социально-трудовых отношениях, которая коснулась в первую очередь молодежи. На сегодняшний день имеют место следующие проблемы среди молодежи:

Ø молодежная безработица;

Ø ограниченность возможностей профессиональной самореализации и устройства на работу по специальности;

Ø несоответствие получаемого образования потребностям современного рынка труда;

Ø высокий уровень социальной и трудовой мобильности молодежи;

Ø несоответствие спроса и предложения на молодежном рынке труда из-за отсутствия взаимодействия института образования и рынка труда;

Ø плохое социальное самочувствие молодежи, связанное с жизненной и трудовой неустроенностью и как следствие этого духовно-нравственная деградация;

В данной работе будет рассмотрен вопрос о влиянии института образования на занятость молодежи. В настоящее время происходит перестройка системы образования, но несмотря на это положение молодежи на рынке труда не улучшается. Причинами такого положения является следующее:

Ø спрос работодателей на опытных работников;

Ø учебные заведения не интересуются положением своих выпускников, не ориентируются на потребности рынка труда;

Ø учебным заведениям не хватает бюджетного финансирования, следствием этого является невозможность проводить научно-практические конференции и т. п.

Ø в системе технического профессионального образования имеются проблемы, связанные с отсутствием материально-технической помощи со стороны предприятий. Если раньше студент был уверен в том, что после окончания учебы он будет обеспечен работой, то на данный момент такого нет. Сегодня предприятия не имеют возможности вкладывать средства в производственные базы, предоставлять места для производственной практики учащихся училищ и готовить рабочих, большинство выпускников получают свободное распределение.

Ø В учебных заведениях молодежь не получает знаний о положении на рынке труда, о правилах поведения на нем. В результате чего столкнувшись с трудовой реальностью у молодежи возникает сложные социально-психические состояния.

Возникает вопрос: «Какие меры необходимо предпринять, чтобы улучшить положение молодежи на рынке труда?» Полагаем, что помочь молодежи можно следующим образом:

Ø Принятие законодательных актов, касающихся молодежной политики в каждом субъекте Российской Федерации;

Ø Недостаточно создание правовой основы молодежной политики, необходимо реализация ее на деле. Например, необходимо дополнительно финансировать государственные программы и мероприятия в направлении занятости;

Ø Органам местного самоуправления следует больше обращать внимание на состояние рынка труда и положение на нем молодежи;

Ø Создание специализированных институтов, занимающихся трудоустройством молодежи, консультированием ее и т. п. ;

Ø Формирование государственных заказов для вузов на специальности, которые пользуются спросом на рынке труда;

Ø Необходимо достичь взаимодействия между вузами, органами местного самоуправления и рынком труда;

Ø Важно внести изменения в систему образования, а именно: учебные заведения должны быть заинтересованы не в наборе студентов, а в их выпуске, учащийся должен быть уверен в том, что его знания и будущая профессия будут востребованы, важно давать студентам не только теоретические знания, но и практику. Большую помощь выпускникам оказывали бы вузы, содействую в трудоустройстве молодежи.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что необходим комплексный подход для решения проблем молодежи на рынке труда. В первую очередь все в руках нашего государства.

Библиографический список

1. Волкова Н. В. Проблема «молодежной безработицы» в России. Пути ее решения. Режим доступа к статье еhttp://conf.sfukras.ru/sites/mn2011/thesis/s4/s4_085.pdf.

2. Лещинская Г. Молодежный рынок труда. // Экономист, 2001. – №8. – С. 62–70.

3. Никифорова А.А. Рынок труда, занятость и безработица. – М., 2003.

 

 

А. В. Галанова

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.