Сделай Сам Свою Работу на 5

Пятигорский филиал Российского государственного торгово-экономического университета





 

Торговля является одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения и источником поступления денежных средств. Она выступает важной бюджетообразующей составляющей страны и вносит серьезный вклад в развитие ее регионов.

Рыночные преобразования обеспечили развитие потребительского рынка с достаточно высоким уровнем насыщения товарами, разнообразием услуг, преобладанием свободной купли-продажи. Современный потребительский рынок отличается высокой концентрацией товаров различного назначения, большим количеством производителей и высокой конкуренцией на рынке. Изменилась система поступления товаров на рынок.

Ставропольский край является крупным торговым центром Северо-Кавказского федерального округа. На его долю приходится 35% торгового оборота округа. Оборот розничной торговли за период с 2009 по 2011 гг. показывал устойчивый рост – увеличился с 228959,8 млн. руб. до 332365,1 млн. руб. (в ценах соответствующих лет), т.е. на 45,2% [7].

Среднегодовой прирост товарооборота в крае за этот период составил 8,9%, в то время как аналогичный показатель по округу – 8,1%. Оборот розничной торговли на душу населения в Ставропольском крае в 2011 г. достиг 115678,8 руб. Оборот розничной торговли в крае за 1 квартал 2012 года составил 81075,3 млн. руб., он увеличился на 18,7% к соответствующему периоду предыдущего года (табл. 2).



Таблица 1 –Динамика оборота розничной торговли за 1 квартал 2012 г. (в ценах соответствующих лет)

Период Оборот розничной торговли (млн. руб.) В % к соответствующему периоду предыдущего года
январь 26614,0 118,0
февраль 24931,8 113,5
март 29529,5 123,7
I квартал 81075,3 118,7

 

В январе-марте 2012 года оборот розничной торговли на 85,5% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной сети (вне рынка) и на 14,5% - за счет рынков (рис. 2).

Рисунок 2 – Структура оборота розничной торговли по формам торговли в 1 квартале 2012 г.

 

Розничные рынки делятся на универсальные и специализированные. По состоянию на 01.01.2012 в Ставропольском крае 60 универсальных рынков и 28 специализированных. Специализированные, в свою очередь, делятся на вещевые (12 ед.), сельскохозяйственные (13 ед.) и по продаже продуктов питания (всего 3 ед.). Несмотря на уменьшение количества рынков за последние три года, количество торговых мест на них продолжает увеличиваться. Особенно резкое увеличение, более чем в два раза, произошло в 2011 году.



Общее число рынков всех форм собственности, по состоянию на 01.01.2012 г., составляет в крае 88 единиц, что по сравнению с 2010 годом меньше на 11 единиц (т.е. 11,1%). При этом большая часть рынков находится в негосударственной собственности, хотя в последние годы число рынков, принадлежащих государственным и муниципальным формам собственности, несколько увеличилась - с 22% до 23,9%. По сравнению с предыдущими годами, наряду с рынками негосударственных форм собственности, помимо частной собственности (62,5%) и собственности потребительской кооперации (7,9%), появилась смешанная российская собственность (3,4%) и прочие формы собственности (2,3%).

В 2011 году на долю пищевых продуктов, включая алкогольные напитки и табачные изделия, приходилось 48,2% всего товарооборота, на непродовольственные товары - 52,7 [5].

Пятигорск занимает одно из ведущих мест в Ставропольском крае по развитию фирменной торговой сети предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Сеть фирменной торговли объединяет 128 предприятий, в том числе 37 магазинов, 80 павильонов, киосков, передвижных средств для торговли, сборно-разборных палаток, 11 предприятий общественного питания товаропроизводителей города и края. Однако в последние 5 лет происходило неуклонное сокращение удельного веса предприятий фирменной торговли - с 8,3% в 2006 г. до 6,9% на 01.01.11 г. [6] На наш взгляд, основными причинами этого является возросшая конкуренция со стороны новых розничных форматов, а также кризисные процессы в экономике страны.



Сегодня в Пятигорске, наряду с уже привычными типами магазинов, такими как универсам, универмаг, гастроном, торговый центр, специализированный магазин, функционируют современные розничные форматы - «магазин у дома» («Магнит»), супермаркеты («Вершина»), Drogery («Золушка»), мини-маркеты, бутики, каскеты.

Представлено значительное количество сетевых непродовольственных магазинов, многие из которых работают по системе франчайзинга: парфюмерии и косметики – «Для Душа и Души», «Рив Гош», «Л'Этуаль», «ILE DE BEAUTE», «Ив Роше» и др.; обуви и одежды – KETROY, COLIN`S, Finn Flare, FOOTTERRA, GLORIA JEANS, SAVAGE, TERVOLINA, Sela, Camelot, Zenden, VIS-À-VIS, «O'STIN», «Bosco di Ciliegi», «Modis», каскет «ЭКОНИКА» и др.[5]

Очевидно, что сфера розничной торговли города приобретает новые черты, идет процесс ее модернизации [1]. В то же время, предприятия торговли размещаются по территории города неравномерно, без учета их специализации, что ограничивает их доступность для части потребителей. Не решена проблема создания безбарьерной среды для посещения предприятий торговли людьми с ограниченными возможностями передвижения.

В качестве основных направлений развития розничной торговли в г. Пятигорске следует рассматривать: строительство торгово-развлекательных комплексов, предоставляющих широкий спектр услуг; совершенствование системы удобных (небольших) магазинов с широким (универсальным) ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров, относительно низкими ценами, расположенных в радиусе пешеходной доступности, непосредственной близости от жилья («пошаговые магазины», «магазин у дома»); развитие магазинов-заказов; формирование разветвленной сети по продаже сувенирной продукции, отражающей специфику города; выделение специальных зон для проведения уличных ярмарок и базаров; переориентацию вещевых рынков в торговые комплексы; обустройство парковок возле торговых предприятий; ликвидацию стихийной торговли; сокращение нестационарной мелкорозничной торговой сети (палатки, лотки) и перемещение торгового обслуживания в стационарную сеть и т.д. [2].

Нестационарная мелкорозничная торговая сеть должна формироваться исходя из принципов: сохранение уличной торговли, как правило, товарами, имеющими сезонный спрос (мороженое, безалкогольные напитки и пиво, кондитерские и хлебобулочные изделия в упаковке изготовителя товара, газетно-журнальная продукция, бахчевые культуры и др.); организации ярмарок, базаров выходного дня; территориальной доступности товаров в местах, необеспеченных инфраструктурой стационарной розничной сети.

Разнообразие розничных торговых предприятий с позиций их структурно-функциональных параметров должно обеспечиваться на базе формирования и развития: независимых розничных торговых предприятий; розничных торговых предприятий, принадлежащих товаропроизводителям (магазины фирменной торговли) с целью исключения посредников в товародвижении и снижения стоимости товаров; розничных торговых предприятий, принадлежащих оптовым торговым организациям; дальнейшее развитие организованных на сетевых принципах магазинов низких цен (дискаунтеров)[3].

Библиографический список

1. Бурмистров М. Тенденции розницы // РОСТ № 1 (12), март 2011 (сайт http://www.apppt.ru/pdf/ tendencii_roznicy_21.03.2011.pdf)

2. Аналитический бюллетень Тенденции российской экономики. Итоги 2011 года. РИА-Аналитика / Центр экономических исследований http://vid1.rian.ru/ig/ratings/macro_13.pdf

3. Горская Ю.А. Эволюция форматов розничной торговли http://sarrsute.ru/images/stories/ articlefoto/rio/journal/journal1(17)/Gorskaya.pdf

4. Стратегия развития потребительского рынка в Ставропольском крае на период до 2020 года. - Режим доступа: http://www.stavcomtl.ru/torg/prognosrazvit.html

5. Информация о состоянии и развитии торговли в Ставропольском крае за 9 месяцев 2011 года http://www.stavregion.ru/stat/economics/soc-econ/trading/ - Портал органов государственной власти

6. Данные статистической отчетности Отдела торговли, бытовых услуг и защиты прав потребителей администрации города Пятигорска Администрации г.Пятигорска: www. pyatigorsk.ru

7. http://www.stavstat.ru

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.