Сделай Сам Свою Работу на 5

В произведении Эврипида «Электра» вестник, рассказывая героине трагедии об убийстве царя Эгисфа его пасынком и братом Электры Орестом, дает описание жертвоприношения.





Эгисф обращается к Оресту и его другу Пиладу, которых принимает за путников, и говорит:

  «Ко мне прошу сегодня На светлый пир — я нимфам заколоть Тельца веду, а завтра, встав с зарею, Вы можете ускорить шаг. Войдем».
с. 327 И стал он нас упрашивать — проходу Нам не давал — а как в чертог провел, Кричит: «Скорей подайте им умыться, Близ алтаря поставлю я гостей». Орест ему на это: «Мы проточной Струей реки уж умывались, царь. Но если нам с аргосцами прикажешь Тебе помочь при жертве, то опять Очиститься не откажусь, конечно». Но разговор был прерван. Отложив Оружие, телохранитель царский И раб его — за дело все гурьбой… Кто нес фиал для крови, кто кошницы Священных круп, а там, на очаге, Раздув огонь, кувшины расставляли. Чертог гудел… Но вот крупы твой вотчим На жертвенник подбросив возгласил: «О нимфы скал, пускай не раз мне жертву Здесь приносить и, счастьем увенчав Главу царя с царицей Тиндаридой, Врагов его казните!»… И нож нащупав В кошнице взял Эгисф: он тельчий волос Десницею в огонь священный вверг… И заколол распяленную жертву В руках рабов, державших ноги ей… И вновь тогда взывает он к Оресту: «Средь доблестей в Фессалии у вас, Я слышал, два искусства процветают: Там мастера вы туши разнимать Да на коня узду накинуть ловки, Не откажи уверить в первом нас». — И вот в руках Ореста нож дорийский. Вмиг сорван с плеч его красивый плащ С аграфами, в подручные — Пилада, А челядь прочь; вот ногу захватил Он тельчую и, напрягая мускул, Глядим, — на сгиб всю кожу намотал, Обнажена лежит, белея, жертва… Когда же жертву вскрыли, и Эгисф, Священную прияв ее утробу, Стал изучать: у печени главы Он не нашел, пузырь же и ворота Переполняла желчь, и тем они Гадателю недоброе сулили»…

с. 328 Между тем, Орест говорит:



  «Однако, дай же мне, Чтоб лакомства добыть из этой жертвы, Покрепче нож, с закалом фессалийским, Дробящим кость». И вот удар ножа Вскрывает грудь. И только что над сердцем Внимательно склонился тот, Орест На цыпочки приподнялся и нож Царю всадил в загривок…

(Эврипид. Электра, пер. Анненского, стр. 41—43)

Очистительный обряд.

 
  Хор. Священный лес богинь, где ты нашел Себе приют, вступая в эту землю, Обрядом искупительным почти.
  Эдип. Каким обрядом? Научите старцы.
  Хор. Воды сперва для жертвы почерпни Из рудника, струящегося вечно, Рукой благоговейной.
  Эдип. А потом, Когда я светлой влаги почерпну?
  Хор. Там кубки есть — художника созданье; Ты оберни их ручки и края.
  Эдип. Не шерстью ли, иль зеленью древесной?
  Хор. Руном чистейшим молодой овцы.
  Эдип. Когда же я амфоры увенчаю?
  Хор. Тогда, лицо к восходу обратив, Ты соверши тройное возлиянье.
  Эдип. Из этих самых чаш?
  Хор. Лишь три струи — Из первых двух, а третий кубок — цельный.
  Эдип. Что будет в третьем?
  Хор. Только мед с водой, Вина же, помни, прибавлять не надо.
  Эдип. Когда ж земля, под черною листвой, Таинственные примет возлиянья?…
  Хор. То трижды девять масличных ветвей Ты возложи, произнеся молитву.
  Эдип. Какую? Знать ее важней всего.
  Хор. Да будут те к пришельцу благосклонны, Кому даем мы имя Эвменид, — Молись о том и ты, и все другие, — Но шепотом чуть слышным говори.
с. 329   Потом, лица назад не обращая, Уйди скорей. Когда исполнишь все, Приблизимся к тебе уже без страха, Не то, Эдип, смотри — не быть добру.

(Софокл24. Эдип в Колоне. Перевод Мережковского, стр. 28—30).



Обилие жертвоприношений.

Один факт может дать нам понятие о громадном количестве животных, закалываемых во время общественных жертвоприношений в Афинах. Шкура и другие останки (внутренности, рога и т. д.) принадлежали государству и продавались в его пользу. Доходы от этой продажи назывались δερματικόν, и есть указания, что они были довольно значительны.



В росписи доходов за период времени от 334 до 331 года можно видеть, что в 334 году за семь месяцев общественная казна получила от этой статьи 5099 драхм и 4 обола (около 1887 руб.). Празднества городских Дионисий дали 808 драхм (около 299 руб.). Вследствие совершения жертвоприношений в честь Зевса-спасителя было внесено 1050 драхм (около 388 руб.).

У нас нет общей суммы взносов для последующих лет, но в 333 году мы находим доход в 2610 драхм и 3 обола (около 966 руб.) от жертвоприношений в честь Зевса-спасителя.

В 332 г. доход составлял 1183 драхмы (около 438 р.), как результат жертвоприношений в честь Тезея. Принесете жертв богине Мира дало 711 драхм (около 263 р.).

Цифры, конечно, менялись из года в год в зависимости от пышности празднеств. Так, празднования в честь Мира дали 874 драхмы (около 323 руб.) в 335 году и 741 (около 263 руб.) в 332 году. Разница при празднованиях, посвященных Зевсу-спасителю, была еще больше: с. 330 2610 драхм (около 966 руб.) в 333 году и 1050 драхм (около 388 руб.) в 334 году.

(Corp. inscript. Atticar., т. II, 741; Caillemer. Dict. des antiq. т. II, стр. 106).

Приношения богам.

В древние времена при принесении даров богам люди руководились расчетом и смотрели на свои приношения, как на торговые сделки. Боги, созданные по подобию людей, поступали так же, как и эти последние, сообразно со своими выгодами: они давали тем, кто давал им, и если что-нибудь получили, то по справедливости должны были отплатить той же монетой.

Приношение могло иметь троякий характер: умилостивительный, искупительный и благодарственный. В некоторых случаях оно могло быть сделано наперед в виду ожидаемых благ, вознаграждения за понесенные убытки или получения долга.

Кроме того, разве боги, имевшие такое большое сходство с людьми и обладавшие всеми их потребностями и страстями, не должны были владеть тем, что могло принести пользу или доставить удовольствие?

Первоначально жертвоприношение играло роль налога, взимаемого в пользу богов с различного имущества и продуктов питания человека. Когда основывался какой-нибудь город, то при распределении участков земли, на которые ее предварительно делили, прежде всего выделялись владения, предоставлявшиеся богам. При дележе добычи поступали так же, и первые части посвящались богам. Им же отдавалась и часть общественных доходов. Часто обязательство посвящать богам первые плоды урожая устанавливалось прямо законодательным путем. Таково было отношение к этому вопросу государства.

Частные лица действовали таким же образом. Был ли возведен какой-нибудь гражданин на общественную или религиозную должность, приобрел ли знаки отличия член какой-нибудь организации, всякий из них прежде с. 331 всего выполнял свои обязательства по отношению к богам, как главным творцам всякого блага. Получал ли кто-нибудь прибыль или наследство, сделал ли находку, был счастлив в игре или на охоте, одерживал победу в состязании, имел успех в каком-нибудь предприятии, вел ли удачную торговлю, — всякий считал обязательным совершить приношение богам. Естественные продукты земли в особенности должны были подлежать такому священному налогу. В отношении их обязательство поддерживалось дольше и соблюдалось строже, чем в других случаях. Все рождающееся и растущее являлось источником таких почестей, и человеческие поколения не были освобождены от такой повинности. Греки признавали этот варварский обычай, и ἀπαρχὴ ἀνδρῶν доставляли людей для жертвоприношений, а позднее — для гиеродулий25 и для выселения в колонии.

Когда обязательность приношения богам получила всеобщее признание, жрецы попытались установить на этот счет определенные правила, ввести определенную таксу. Обыкновенно налог с предметов, первые плоды которых подлежали обложению, равнялся 1∕10, иногда доходил даже до нескольких десятых.

С течением времени приношения приобрели другой характер: они стали считаться обязательными только в некоторых случаях, например, при захвате добычи, в случаях необыкновенных или непредвиденных приобретений, например, при находках. Они были также обязательны в том случае, когда человек связывал себя формальным обещанием, давал, например, обет; не выполнить такой обет считалось настоящим преступлением, за которое боги или, вместо них, могущественные люди налагали наказание; но за исключением этих случаев приношение считалось свободным и добровольным даром, одним словом — актом благочестия. Впрочем, боги располагали средствами навести отдельных людей и целые города на мысль оказать им почести с. 332 посредством приношений: общественные бедствия, болезни, неурожаи, войны, пророчества были предостережением; точно такую же роль играли предсказания, сны, видения. В случае надобности боги указывали на те предметы, которыми можно было доставить им удовлетворение.

Нет возможности перечислить все те случаи, в которых государства или отдельные лица делали приношения богам. Вот наиболее частые из них: 1) когда испрашивали какую-нибудь милость; 2) когда благодарили за одержанную победу на войне или в играх, при выздоровлении, чудесном спасении, вступлении в брак, рождении ребенка, выигранном судебном процессе, при освобождении за определенный выкуп и отпущении на волю, при получении должности или какой-нибудь выгоды; 3) когда желали получить искупление; так, например, роль приношений играли те конфискации и штрафы, которым подвергались за святотатство. Особенно охотно дары богам предлагались во времена каких-нибудь празднеств. Случалось также, что в силу обычая, предписания закона или завещания в определенные сроки делались приношения, всегда носящие одинаковый характер. Таким образом, существовало различие между обычными приношениями, совершаемыми в определенные периоды времени и зависевшими от постоянных причин, и приношениями экстраординарными, которые находились в связи с особыми обстоятельствами.

При совершении приношения необходимо было сотрудничество двух лиц: жертвователя и жреца, приносившего дар от имени божества. Жертвоприношение состояло из двух актов. В первом жертвователь отказывался от прав на приносимый им предмет, во втором жрец пытался заставить божество принять его. Стремления жертвователя и жреца и формулы, которые они произносили — и только они одни — сообщали предмету священный характер, который распространялся на всякий предмет, каков бы он ни был.

Иногда дар приносился в полное и безусловное владение богов, без всяких условий и ограничений. В с. 333 других случаях передавалось только право считаться владельцем того или иного предмета. Так, жертвователь мог подарить богу землю и сохранить за собою право пользования ею; он мог также дать деньги, но установить наперед, каково должно быть назначение доходов с них.

Победное жертвоприношение.

В некоторых случаях дар носил чисто фиктивный характер; например, когда господин, освобождая своего раба, посвящал его божеству, но ставил условие, чтобы раб этот жил у него до самой смерти. Существовала еще особая форма приношения, состоявшая в том, что богам предлагался дар, которым жертвователь сам не имел права ни владеть, ни свободно распоряжаться, но в молитве жертвователь приглашал богов захватить предлагаемое. Таким путем можно с. 334 было обречь богам и их врагов и своих собственных. На этих людей призывалось небесное мщение, и они обрекались всякому, кто желал принять на себя выполнение этого мщения. Подобные посвящения могли касаться и целых городов и отдельных лиц. Первоначально смертная казнь была настоящим приношением богам: преступник нанес оскорбление богам; чтобы отвратить от его семьи или от страны, оскверненной им, заразу преступления или опасность наказания, его приносили в жертву.

Предмет, предложенный божеству и принятый им, становился ἱερόν (священным). Похищение его, перенесение в другое место, изменение его назначения или даже поднятие на него руки считались святотатственными действиями. Правда, приношение можно было лишить его священного характера и сделать из него предмет обычного употребления, даже уничтожить его. Но для этого нужно было вмешательство общественной власти, действующей с одобрения власти религиозной.

По всей вероятности, вначале приношения делались только натурой. Они были лишь частью имущества, предоставляемого богу человеком. Но уже в древнюю эпоху эти приношения заменялись предметами, форма которых напоминала старинные приношения натурой, а ценность была одинаковой с ними. Так стали разрешатьсясимволические приношения, т. е. изображения первых плодов, которые должны были отдаваться богам. Вот объяснение золотой жатвы, посылаемой метапонтинцами в Дельфы, золотых колосьев, упоминаемых в перечне имущества Парфенона, глиняных, бронзовых, серебряных и золотых виноградных лоз, деревьев, разных растений, животных, которые встречаются во всех святилищах.

Таким же образом вместо людей богам стали посвящать человеческие изображения. Потому-то для храмов и для могил начали делать особые вещи, непригодные к употреблению и предназначавшиеся только для того, чтобы служить воспоминанием и представлять как бы подобие с. 335 настоящих предметов. С течением времени перестали считаться со связью между пожертвованием и причиной, вызвавшей его. Жрецы ввели обычай продавать приносимый хлеб или посвященных богам животных, в которых не было надобности для потребностей храма, и заменять их приношениями, стоимость которых равнялась продажной цене пожертвования. Сами жертвователи тоже производили такую замену. С этих пор место всех первоначальных приношений заняли главным образом статуи и вазы.

Пожертвованиями могли служить всякого рода материальные предметы: земля, здания, денежные капиталы, деревья или другие растения, существа одушевленные, прислуга, вещи для богослужения или для украшения святилища и т. д.

(По Homolle. Dictionnaire des antiquités, т. II, стр. 364 и сл.).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.