Сделай Сам Свою Работу на 5

Используется греческий шрифт.





С. 294

Зевс из Додона. Бронзовый бюст.

С. 295

Глава восьмая.

Религия.

Содержание: 1. Происхождение греческих богов. — 2. Сходство богов с людьми. — 3. Развитие мифа об Аполлоне. — 4. Характер греческой религии. — 5. Городские боги. — 6. Храм Зевса в Олимпии. — 7. Жрецы. — 8. Отсутствие особого сословия священнослужителей. — 9. Обряды. — 10. Устойчивость религиозных обрядов. — 11. Культ богов в гомеровскую эпоху. — 12. Описание жертвоприношения. — 13. Очистительный обряд. — 14. Обилие жертвоприношений. — 15. Приношения богам. — 16. Благочестивое учреждение. — 17. Доходы делосского храма. — 18. Приношения по обету в Делосский храм. — 19. Должники делосского храма. — 20. Управление финансами Аполлона Делосского. — 21. Молитва. — 22. Панафинеи. — 23. Процессия Панафиней. —24. Праздник Анфестерий в Афинах. — 25. Драматические представления. — 26. Паломничество в Олимпию. — 27. Олимпийские игры. — 28. Вера греков в сверхъестественное. — 29. Суеверный афинянин. — 30. Дельфийский оракул. — 31. Вопросы, предлагавшиеся Додонскому оракулу. — 32. Оракул Трофония в Ливадии. — 33. Элевсинские мистерии.

Происхождение греческих богов.



Первобытный человек всегда находился в тесном общении с природой: привычки цивилизованной жизни не воздвигали еще преграды между ними. Красоты природы очаровывали взор человека или поражали его своим величием. Он радовался свету, пугался тьмы и, когда видел возвращение «святого сияния небес», испытывал чувство благодарности. Его жизнь находилась в полной зависимости от природы: он ожидал благодетельной тучи, спасающей его урожай, боялся бури, которая могла уничтожить его труды и надежды целого года. Он постоянно чувствовал свою слабость и несравненную силу окружающей его с. 296 могущественной природы, по отношению к которой испытывал всегда смесь благоговения, любви и ужаса.

Это чувство не привело его сразу к представлению о едином Боге, повелителе вселенной, потому что у него не было еще понятия о вселенной: он не сознавал, что земля, солнце, звезды — части одного целого; ему не приходила в голову мысль, что все это может управляться одним и тем же единым Существом. Внешний мир при первом взгляде представлялся человеку как бы в виде беспорядочной республики, где враждебные силы вели беспрерывную войну.



Так как он судил о внешнем мире по себе самому, а себя он чувствовал свободной личностью, то в каждой части творения — в земле, дереве, облаке, речной воде, солнце — он усматривал такие же существа, каким был сам; он приписывал им мысль, волю, свободу поступков и, чувствуя их могущество, подчинялся их власти, признавал свою зависимость; он молился, поклонялся им и сделал из них своих богов.

(Fustel de Coulanges. La cité antique, кн. III, гл. II)

Сходство богов с людьми.

Греки создали богов по своему подобию; это называетсяантропоморфизмом.

Согласно Гомеру, «боги образуют на небе, или, вернее сказать, на вершинах гор, где они живут, настоящую республику, небесное государство, организованное по образцу эллинских государств-городов; но в этой республике, в этом государстве все граждане являются в некотором роде царями. Боги обитают в золоченых палатах и проводят жизнь в веселых пиршествах. У них те же страсти и те же понятия, что у людей. Более того: поэт предполагает, что у них есть видимое тело, но что силою, ростом, красотою они превосходят людей. «Твоя красота столь совершенна», говорит Одиссей Эвриалу, «что сам бог мог бы быть таким». Арес и Афина на щите Ахилла поражают своими с. 297 огромными размерами и удивительной красотой. Когда под ударами богини Арес упал на землю, его громадное тело заняло пространство в 7 плетров (около 100 сажен). На барельефах позднейшей эпохи боги изображаются обыкновенно больше ростом, чем поклоняющиеся им люди: наряду с ними эти последние кажутся иногда детьми.



Боги, имея тело, подобное человеческому, обладают такими же потребностями, как люди. Они едят, спят, пьют, могут испытывать голод или желание отдыха. Вместо крови, в их жилах течет вид божественной жидкости, в состав которой в качестве основной ее части входит божественная пища — амвросия. Тело бессмертных богов не подвержено разрушению; оно всегда остается молодым и обладает такой силой, какой никогда не могут достигнуть тела людей.

Одним из их самых замечательных свойств была способность перевоплощаться, принимать вид животного и даже неодушевленного предмета. Афина, например, превращается то в пламя, которое низвергается с небес в виде падающей звезды, то в птицу, парящую в воздухе. Страсти их сильнее, чем у людей, планы целесообразнее, мировоззрение шире. Гомер приписывает им чувства ненависти и любви, гнева и зависти.

Они ревнивы и преследуют всякого, кто навлекает на себя их неудовольствие. Они не могут похвалиться ни беспристрастием, ни правосудием. Гера и Афина возлагают на троянцев ответственность за обиду, нанесенную им Парисом, а Посейдон с неослабной яростью преследует несчастного Одиссея. Все боги требуют от людей почестей, гневаются на их невнимание, наказывая за это разными бедствиями! Артемида, желая отомстить одному человеку за то, что он не принес ей жертвы, насылает дикого кабана опустошить его поля. Поэтому люди стараются при помощи приношений и обетов заручиться расположением богов. Последним не чужды печали и нравственные страдания. Иногда грусть томит их сердце, а богиня Фетида даже проливает слезы. Благодаря с. 298 превосходству своей природы они познали все человеческие радости в усиленном виде, но вместе с тем им знакомы и все печали, исключая смерти.

(По Mauru. Histoire des religions de la Grèce antique, т. I, стр. 251—259).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.