|
Проектирование воспитательно-образовательного процесса на прогулках
Пояснительная записка*
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь, как нигде, создаются уникальные условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши не могут самостоятельно использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.
В течение года прогулки проводятся ежедневно. В летнее время дети проводят на воздухе практически все время с момента прихода в дошкольное учреждение, заходя в помещение лишь для приема пищи и сна.
В зимнее время прогулка проводится два раза в день. Общая продолжительность прогулки – до 4 часов. Только температура воздуха ниже –15 °С или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены.
Воспитатель использует любой повод, чтобы продолжать и на прогулке прививать любовь к природе, в том числе организует досуг на участке детского сада (или вблизи) в соответствии с календарным временем года (например, зимой – вокруг живой ели, продумав цикл наблюдений, завершающийся знакомством со строением шишки, семенами ели, показом особенностей шишек – пахнут смолой, на дереве (в холоде) закрываются, в тепле (в помещении) раскрывают чешуйки, из-под которых падают семена).
Во время прогулок проводятся ежедневные наблюдения за сезонными явлениями природы. С помощью игрушечных персонажей воспитатель может разнообразить приемы наблюдения, поддерживая у детей активный интерес к природе (например, воспитатель соглашается взять куклу на улицу, чтобы дети показали ей птиц на кормушке, поиграли со снегом). Такие приемы позволяют достигнуть цели наблюдения – уточнить названия зимующих птиц, которых дети видят на кормушке и вблизи участка; учить различать их по 2–3 характерным признакам (воробьи – маленькие, серые или серо-коричневые, летают стайкой; ворона – крупная, серо-черная, летает одна; голуби крупнее воробьев, серо-голубые, кормятся стаей).
Кроме того, предлагаемый вариант планирования составлен с учетом организации рациональной двигательной активности детей и ее педагогического руководства в процессе игр и упражнений на прогулке. Как в организованных, так и в самостоятельных играх необходимо своевременно переключать дошкольников с одного вида занятий на другой, поэтому очень важно, чтобы вся деятельность детей на прогулке направлялась и регулировалась воспитателем, а каждый ребенок находился в поле его зрения.
В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.
При распределении игр и физических упражнений в течение дня следует учитывать соотношение нового программного материала, предлагаемого на физкультурных занятиях (как в зале, так и на улице), с ежедневными играми и упражнениями, проводимыми воспитателем на утренней и вечерней прогулках. Это будет способствовать закреплению и совершенствованию движений.
На участке детского сада должно быть оборудовано место для игры с целью закрепления правил уличного движения: обозначить перекрестки, поставить светофоры, детей-регулировщиков и т. д.
Важным моментом планирования является распределение игр и упражнений с учетом их интенсивности и сложности. Целесообразно чередовать физическую нагрузку с отдыхом, более подвижные физические упражнения с менее подвижными.
При подборе игр и упражнений учтены такие факторы, как время года, погодные условия и место их проведения. В весеннее-летний период подвижные игры и упражнения лучше организовывать в самом начале прогулки, что позволит обогатить содержание дальнейшей самостоятельной деятельности детей. Поздней осенью и зимой игры и упражнения целесообразно проводить в конце прогулки. Это снижает вероятность простудных заболеваний.
Практика показывает: одной из причин низкой двигательной активности детей в самостоятельных играх является недостаточное и нерациональное использование физкультурных пособий и спортивного инвентаря (мячей, обручей, скакалок, велосипедов, самокатов и др.). Учитывая индивидуальные особенности детей и опираясь на их интересы, воспитатель может показать разные варианты более активных действий с пособиями, чем те, которые выполняет ребенок, поможет обогатить игровой сюжет, наполнить его разнообразными движениями.
Необходимым приемом в руководстве двигательной активностью является сосредоточение чрезмерно подвижных детей на играх и упражнениях низкой интенсивности (игры с песком, дидактические игры, ходьба по буму, перелезание через обруч и т. д.), а малоподвижных – на выполнение упражнений с использованием физкультурных пособий (лазанье по гимнастической стенке, бег со скакалкой и т. д.).
Все предложенные педагогические приемы и методы индивидуально-дифференцированного подхода к детям должны строиться с учетом интереса ребенка к играм и разным видам деятельности.
* Составлен на основе: Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2–4 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ)
Ме-
сяц
| Тема и цели занятия 1-й недели
| Тема и цели занятия 2-й недели
| Тема и цели занятия 3-й недели
| Тема и цели занятия 4-й недели
| Виды интеграции образовательных областей
|
|
|
|
|
|
| Сентябрь
| Планируемые результаты к уровню развития интегративных качеств ребенка (на основе интеграции образовательных областей): проявляет интерес к различным видам игр, участию в совместных играх, выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе, проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности
| Тема
| Листопад.
Подвижная игра «Листопад»
| У цветочной клумбы.
Подвижная игра «Вейся, венок»
| Большая лейка.
Подвижная игра «По узенькой дорожке»
| Где что растет?
Подвижная игра «Беги к тому, что назову»
| Познание: продолжать развивать восприятие, создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, развивать умение отличать и называть по внешнему виду фрукты и ягоды.
Физическая культура: поощрять участие детей в совместных играх и физических упражнениях.
Социализация: развивать активность детей в двигательной деятельности, закреплять навыки организованного поведения в детском саду, на улице.
Труд: формировать положительное отношение к труду взрослых
| Цели
| Показать многообразие красок золотой осени.
Раскрыть новое понятие «листопад»
| Познакомить с названиями нескольких цветов (флоксы, ноготки).
Закрепить
понятие «цвет»
| Наблюдать за работой дворника.
Познакомить с названием «поливочная машина»
| Дать понятие о фруктах и ягодах.
Напомнить строение растений
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
| Ок-тябрь
| Планируемые результаты к уровню развития интегративных качеств ребенка (на основе интеграции образовательных областей): умеет посредством речи налаживать контакты в быту, самостоятельных играх, взаимодействовать со сверстниками, умеет делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями
| Тема
| Мы поможем.
Подвижная игра «Лохматый пес»
| Что нам Осень подарила?
Подвижная игра «У медведя во бору»
| Ласковый щенок Тишка.
Подвижная игра «Раздувайся, мой шар!»
| Поход в лес (парк).
Подвижная игра «Поедем в лес»
| Познание: продолжать развивать восприятие, создавать условия для ознакомления детей с осязаемыми свойствами предметов, развивать умение отличать и называть по внешнему видуовощи, знакомить с некоторыми растениями данной местности: деревьями, цветущими травянистыми растениями, кустарниками, домашними животными и их детенышами.
Физическая культура: развивать самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх.
Социализация: организовывать игры со всемидетьми.
Коммуникация: развивать умение различать и называть качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая)
| Цели
| Закрепить знания об овощах, их форме, величине, цвете
| Закреплять знания о растительном мире, о том, где что растет
| Познакомить с частями тела щенка, их назва- ниями.
Уточнить,
как называют маму щенка
| Уточнить названия растений: дерево, куст.
Познакомить с понятиями «гладкий», «колючий», «тяжелый», «легкий», «длинный», «короткий», «толстый», «тонкий»
| Ноябрь
| Планируемые результаты к уровню развития интегративных качеств ребенка (на основе интеграции образовательных областей): участвует в разговорах во время рассматривания предметов, наблюдений за живыми объектами; способен устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения, готов соблюдать элементарные правила в совместных играх, может общаться спокойно, без крика, проявляет интерес к участию в праздниках
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
| Ноябрь
| Тема
| Почему улицы нарядны?
Подвижная игра «Передай флажок, будь ловким, дружок»
| Осеннее платье.
Подвижная игра «Поможем белочке сделать запасы на зиму»
| Хмурая осень.
Подвижная игра «Птички и дождик»
| Легковой автомобиль.
Подвижная игра «Вышли дети в садик»
| Познание: развивать умение замечать изменения в природе: становится холоднее, идут дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять окраску и опадать, птицы улетают в теплые края.
Коммуникация: уточнять названия и назначение предметов одежды, видов транспорта.
Социализация: дать первые представления о родной стране, городе, побуждать детей рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни
| Цели
| Дать пред-ставление о праздничном событии (4 ноября).
Объяснить, почему улицы украшены флаж- ками, иллюминациями и т. п.
| Помочь детям заметить и назвать изменения в природе и погоде поздней осенней поры.
Дать представления о том, как птицы, животные готовятся перезимовать в холодные и голодные дни
| Познакомить с наиболее типичными особенностями поздней осени.
Уточнить названия и назначение предметов одежды
| Уточнить представления о легковом автомобиле, его основных частях
| Декабрь
| Планируемые результаты к уровню развития интегративных качеств ребенка (на основе интеграции образовательных областей): отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения, проявляет эмоциональную отзывчивость на красоту объектов природы, кормит птиц (с помощью воспитателя), пытается отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности
| Тема
| Зима холодная.
Подвижная игра «Дед Мороз»
| Снегопад.
Подвижная игра «Снег кружится»
| Птицы зимой.
Подвижная игра
| Морозный солнечный денек.
| Познание: формировать умение сосредото- чивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
| Декабрь
|
|
|
| «Собачка и воробей»
| Подвижная игра «На елку»
| среды; устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Физическая культура: развивать умение реагировать на сигналы «беги», «лови», «стой» и др.; выполнять правила в подвижных играх.
Социализация: поощрять игры, развивающие ловкость движений, постепенно вводить игры с более сложными правилами и сменой видов движений
| Цели
| Формировать первые связные представления о зимнем времени года
| Познакомить с основным сезон-
ным явлением – снегопадом
| Формировать желание заботиться о зимующих птицах.
Учить узнавать птиц, называть их части тела
| Рассказывать о том, как живут звери зимой.
Стимулировать добрые чувства по отношению к жи- вотным
| Ян-варь
| Планируемые результаты к уровню развития интегративных качеств ребенка (на основе интеграции образовательных областей): умеет в играх посредством речи налаживать контакты, взаимодействовать со сверстниками, активен при создании индивидуальных и коллективных композиций в лепке, пытается изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность, понимает смысл обозначений «вверху – внизу», «впереди – сзади», «слева – справа»
| Тема
| Встречаем Новый год.
Подвижная игра «Слепим дружно мы дружка из холодного снежка»
| Деревья в белом уборе.
Подвижная игра «Кто больше снега под деревья нагребет»
| Помощники.
Подвижная игра «Ворона и собачки»
| В гостях у Снегурочки.
Подвижная игра «Коза рогатая»
| Познание: дать представления о свойствах снега, расширять представления о характерных особенностях зимней природы, учить замечать красоту зимней природы (деревья в снежном уборе, пушистый снег); побуждать участвовать в лепке поделок из снега.
Коммуникация: вовлекать детей в разговор во время наблюдений за живыми объек- тами.
Труд: воспитывать интерес к жизни и труду взрослых
| Цели
| Побуждать к рассказам о личных впе-
| Помочь детям увидеть красивый белый на-
| Воспитывать уважение к труду взрослых.
| Познакомить с березкой, елью, с их отличитель-
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
| Ян-варь
|
| чатлениях встречи новогоднего праздника в семейном кругу
| ряд у деревьев, охапки снега (пушистые шапки) на ветвях. Учить рассказывать о своих наблюдениях
| Формировать желание помогать окружающим
| ными внешними признаками.
Упражнять в пространственной ориентации
|
| Февраль
| Планируемые результаты к уровню развития интегративных качеств ребенка (на основе интеграции образовательных областей): проявляет бережное отношение к природе, сооружает постройки из снега по собственному замыслу, способен самостоятельно преодолевать небольшие трудности, в диалоге с педагогом умеет услышать и понять заданный вопрос, не перебивает говорящего взрослого, умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности
| Тема
| Кролик серенький, зайка беленький.
Подвижная игра «Заинька, выйди в сад»
| Экскурсия по улице.
Подвижная игра «Паровозик»
| Зимние забавы.
Подвижная игра «Ладушки- оладушки»
| Где спит медведь?
Подвижная игра «Мыши водят хоровод»
|
| Цели
| Закрепить знания о строении тела жи- вотных.
Уточнить название частей тела кролика (зайца).
| Закрепить знания о транспортных средствах.
Познакомить с новыми видами транспорта и их назначением.
| Закреплять знания о назначении снежных построек.
Уточнить
знания о названии птиц, частей их тела, голосовых реакциях
| Учить: выполнять необходимые действия, получая результат; заботиться об окружающих живых существах, не тревожить их напрасно
| Познание: знакомить с правилами поведения в природе (не трогать животных и др.), побуждать участвовать в лепке снежных построек, вызывать чувство радости при удавшейся постройке.
Физическая культура: организовывать подвижные игры с правилами.
Коммуникация: уточнять названия и назна- чение видов транспорта, формировать
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
| Февраль
|
| Формировать бережное отно-шение к животным, желание заботиться о них
| Побуждать произносить названия транспортных средств
|
|
| умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него
| Март
| Планируемые результаты к уровню развития интегративных качеств ребенка (на основе интеграции образовательных областей): проявляет доброжелательность, доброту, дружелюбие по отношению к окружающим, интерес к животным и растениям, к их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе; выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе, умеет действовать совместно в подвижных играх и физических упражнениях, согласовывать движения
| Тема
| Солнышко пригревает.
Подвижная игра «Птички – раз, птички – два»
| Где чей дом?
Подвижная игра «Непослушный козел»
| Кругом вода!
Подвижная игра «Два гуся»
| Веселые воробьи.
Подвижная игра «Веселый воробей»
|
| Цели
| Дать первые представления о ранней весне
| Закреплять представления о весне, показать почки и первые весенние листья.
Уточнить названия раз- личных домов
| Показать разнообразные действия с талым снегом
| Расширять представления о весне.
Обогащать знания новыми словами и понятиями
| Познание: поощрять исследовательский интерес, проведение простейших наблюдений, учить способам обследования предметов, включая простейшие опыты, продолжать знакомить с характерными особенностями весенней природы.
Коммуникация: относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.
Социализация: создавать игровые ситуации, способствующие формированию внима-
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
| Март
|
|
|
|
|
| тельного, заботливого отношения к окру- жающим.
Труд в природе: формировать умение обращать внимание на изменения, произошедшие со знакомыми растениями
| Ап-рель
| Планируемые результаты к уровню развития интегративных качеств ребенка (на основе интеграции образовательных областей): задает вопросы взрослому, ребенку старшего возраста, слушает рассказ воспитателя о забавных случаях из жизни, пытается отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности, имеет положительный настрой на соблюдение элементарных правил поведения в детском саду и на улице; на правильное взаимодействие с растениями и животными
| Тема
| Солнышко на траве.
Подвижная игра «Солнечный зайчик»
| Желтые, пушистые.
Подвижная игра по стихотворению Т. Волгиной «Цыплята»
| Где моя мама?
Подвижная игра «Мы – веселые ребята»
| Мячики.
Подвижная игра «Ой, что за народ?»
| Познание: поощрять исследовательский интерес, проведение простейших наблюдений, формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе, расширять знания о растениях и животных.
Физическая культура: способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности.
Социализация: формировать уважительное отношение к окружающим.
Коммуникация: на основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей, развивать умение называть домашних животных и их детенышей
| Цели
| Познакомить с первым весенним цветком, его строе- нием
| Познакомить с внешним видом цыплят, особенностями их поведения, частями тела
| Повторить, как зовут мам звериных детенышей, как они созывают своих детей
| Показать детям, что весна зеленая.
Выучить стихо-творение А. Барто «Мячик»
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
| Май
| Планируемые результаты к уровню развития интегративных качеств ребенка (на основе интеграции образовательных областей): слушая сказки, следит за развитием действия, сопереживает персонажам, пытается выразительно передавать игровые и сказочные образы, может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя, испытывает положительные эмоции от познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности, знает, что надо соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада, убирать на место строительный материал
| Тема
| Дождик песенку поет.
Подвижная игра «Кто так кричит?»
| Сказка «Колобок».
Инсценировка сказки
| Горка.
Горка с лесенкой и длинным скатом
| Самостоя- тельное конст- руирование
| Познание: совершенствовать конструктивные умения, навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам (величине, форме), подводить детей к простейшему анализу созданных построек.
Социализация: развивать умения имитировать характерные действия сказочных персонажей, передавать эмоциональное состояние человека.
Коммуникация: совершенствовать умение детей внятно произносить гласные и некоторые согласные звуки в словах.
Труд: формировать бережное отношение к собственным поделкам и поделкам сверстников, побуждать рассказывать о них
| Цели
| Создать радостное весеннее настроение.
Упражнять в звукопроизношении
| Закрепить умение рассказывать с помощью взрослого знакомую сказку
| Упражнять в умении строить горку, лесенку.
Учить проводить анализ образца.
Познакомить с приемом построения ската
| Повторить строительные
элементы, детали конструкторов, их признаки и конструктивные свойства: большой, маленький кубики, красный кирпич, легкий кубик (пластмассовый), длинная и короткая дощечки; кубик стоит
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
| Июнь
| Планируемые результаты к уровню развития интегративных качеств ребенка (на основе интеграции образовательных областей): участвует в разговорах во время рассматривания предметов, наблюдений за живыми объектами; проявляет эмоциональную отзывчивость на красоту объектов природы, способен устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения; умеет в играх посредством речи налаживать контакты, взаимодействовать со сверстниками
| Тема
| Лето красное пришло.
Подвижная игра «Цыплята и собачка»
| Музыкальные ребята.
Подвижная игра по стихотво- рению П. Золо- това «Лягушата»
| Тонут – плавают.
Подвижная игра «Козлята и волк»
| Ждем гостей.
Подвижная игра «Зайка серый»
| Познание: продолжать знакомить с видами животных и их детенышами, особенностями их поведения и питания, познакомить с лягушкой, закрепить представления о свойствах воды, учить способам обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет – не тонет).
Социализация: развивать активность детей в двигательной деятельности.
Безопасность: наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых
| Цели
| Закрепить представление о временах года.
Учить бережно относиться ко всему живому
| Сформировать правильное отношение к живым объектам.
Учить не бояться, не обижать живых существ
| Уточнить знания о свойствах воды: льется, имеет разную температуру; одни предметы тонут, другие плавают в воде
| Уточнить знания о том, какие животные что едят и как
| Июль
| Планируемые результаты к уровню развития интегративных качеств ребенка (на основе интеграции образовательных областей): проявляет интерес к различным видам игр, участию в совместных играх, умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, использует разные способы обследования предметов, включая простейшие опыты; умеет делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями, в диалоге с педагогом умеет услышать и понять заданный вопрос, не перебивает говорящего взрослого
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
| Июль
| Тема
| Наши дочки.
Подвижная игра «Гуси»
| Сыплем, лепим.
Подвижная игра «Кошка и мышки»
| Красная девица в темнице.
Подвижная игра «Мой козлик»
| У цветочной клумбы.
Подвижная игра «Каравай»
| Познание: расширять представления о летних изменениях в природе, дать детям элементарные знания о садовых и огородных растениях, представления о свойствах воды, песка.
Коммуникация: на основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
Физическая культура: способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности.
Социализация: организовывать игры со всеми детьми
| Цели
| Учить аккуратно обращаться с водой.
Уточнить порядок действий при раздевании кукол
| Пополнить знания о свойствах песка (сухой сыплется, из мокрого можно лепить).
Учить пользоваться лейкой
| Дать представ- ление о растениях на огороде (морковь).
Учить заботиться о растениях
| Познакомить с цветами (тюльпан, ромашка, колокольчик).
Закрепить представление о строении цветка
| Ав-густ
| Планируемые результаты к уровню развития интегративных качеств ребенка (на основе интеграции образовательных областей): проявляет интерес к животным и растениям, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе; имеет положительный настрой на соблюдение элементарных правил поведения в детском саду и на улице; на правильное взаимодействие с растениями и животными; отрицательно реагирует на явные нарушения усвоенных им правил, умеет занимать себя игрой, самостоятельной деятельностью
| Тема
| Зоопарк.
Подвижная игра «Бусинки»
| Что нам лето подарило?
Подвижная игра «Слышим – делаем»
| Какие семена у растений?
Подвижная игра «По грибы»
| Прощай, лето!
Подвижная игра-состязание «Блинки» (броски плоских камешков
| Познание: закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи и ягоды, формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.
| Окончание табл.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|