Сделай Сам Свою Работу на 5

Проектирование воспитательно-образовательного процесса на прогулках





Пояснительная записка*

Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь, как нигде, создаются уникальные условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши не могут самостоятельно использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.

В течение года прогулки проводятся ежедневно. В летнее время дети проводят на воздухе практически все время с момента прихода в дошкольное учреждение, заходя в помещение лишь для приема пищи и сна.

В зимнее время прогулка проводится два раза в день. Общая продолжительность прогулки – до 4 часов. Только температура воздуха ниже –15 °С или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены.



Воспитатель использует любой повод, чтобы продолжать и на прогулке прививать любовь к природе, в том числе организует досуг на участке детского сада (или вблизи) в соответствии с календарным временем года (например, зимой – вокруг живой ели, продумав цикл наблюдений, завершающийся знакомством со строением шишки, семенами ели, показом особенностей шишек – пахнут смолой, на дереве (в холоде) закрываются, в тепле (в помещении) раскрывают чешуйки, из-под которых падают семена).

Во время прогулок проводятся ежедневные наблюдения за сезонными явлениями природы. С помощью игрушечных персонажей воспитатель может разнообразить приемы наблюдения, поддерживая у детей активный интерес к природе (например, воспитатель соглашается взять куклу на улицу, чтобы дети показали ей птиц на кормушке, поиграли со снегом). Такие приемы позволяют достигнуть цели наблюдения – уточнить названия зимующих птиц, которых дети видят на кормушке и вблизи участка; учить различать их по 2–3 характерным признакам (воробьи – маленькие, серые или серо-коричневые, летают стайкой; ворона – крупная, серо-черная, летает одна; голуби крупнее воробьев, серо-голубые, кормятся стаей).



Кроме того, предлагаемый вариант планирования составлен с учетом организации рациональной двигательной активности детей и ее педагогического руководства в процессе игр и упражнений на прогулке. Как в организованных, так и в самостоятельных играх необходимо своевременно переключать дошкольников с одного вида занятий на другой, поэтому очень важно, чтобы вся деятельность детей на прогулке направлялась и регулировалась воспитателем, а каждый ребенок находился в поле его зрения.

В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

При распределении игр и физических упражнений в течение дня следует учитывать соотношение нового программного материала, предлагаемого на физкультурных занятиях (как в зале, так и на улице), с ежедневными играми и упражнениями, проводимыми воспитателем на утренней и вечерней прогулках. Это будет способствовать закреплению и совершенствованию движений.

На участке детского сада должно быть оборудовано место для игры с целью закрепления правил уличного движения: обозначить перекрестки, поставить светофоры, детей-регулировщиков и т. д.



Важным моментом планирования является распределение игр и упражнений с учетом их интенсивности и сложности. Целесообразно чередовать физическую нагрузку с отдыхом, более подвижные физические упражнения с менее подвижными.

При подборе игр и упражнений учтены такие факторы, как время года, погодные условия и место их проведения. В весеннее-летний период подвижные игры и упражнения лучше организовывать в самом начале прогулки, что позволит обогатить содержание дальнейшей самостоятельной деятельности детей. Поздней осенью и зимой игры и упражнения целесообразно проводить в конце прогулки. Это снижает вероятность простудных заболеваний.

Практика показывает: одной из причин низкой двигательной активности детей в самостоятельных играх является недостаточное и нерациональное использование физкультурных пособий и спортивного инвентаря (мячей, обручей, скакалок, велосипедов, самокатов и др.). Учитывая индивидуальные особенности детей и опираясь на их интересы, воспитатель может показать разные варианты более активных действий с пособиями, чем те, которые выполняет ребенок, поможет обогатить игровой сюжет, наполнить его разнообразными движениями.

Необходимым приемом в руководстве двигательной активностью является сосредоточение чрезмерно подвижных детей на играх и упражнениях низкой интенсивности (игры с песком, дидактические игры, ходьба по буму, перелезание через обруч и т. д.), а малоподвижных – на выполнение упражнений с использованием физкультурных пособий (лазанье по гимнастической стенке, бег со скакалкой и т. д.).

Все предложенные педагогические приемы и методы индивидуально-дифференцированного подхода к детям должны строиться с учетом интереса ребенка к играм и разным видам деятельности.

* Составлен на основе: Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2–4 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2008.

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ)

Ме- сяц Тема и цели занятия 1-й недели Тема и цели занятия 2-й недели Тема и цели занятия 3-й недели Тема и цели занятия 4-й недели Виды интеграции образовательных областей
Сентябрь Планируемые результаты к уровню развития интегративных качеств ребенка (на основе интеграции образовательных областей): проявляет интерес к различным видам игр, участию в совместных играх, выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе, проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности
Тема Листопад. Подвижная игра «Листопад» У цветочной клумбы. Подвижная игра «Вейся, венок» Большая лейка. Подвижная игра «По узенькой дорожке» Где что растет? Подвижная игра «Беги к тому, что назову» Познание: продолжать развивать восприятие, создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, развивать умение отличать и называть по внешнему виду фрукты и ягоды. Физическая культура: поощрять участие детей в совместных играх и физических упражнениях. Социализация: развивать активность детей в двигательной деятельности, закреплять навыки организованного поведения в детском саду, на улице. Труд: формировать положительное отношение к труду взрослых
Цели Показать многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие «листопад» Познакомить с названиями нескольких цветов (флоксы, ноготки). Закрепить понятие «цвет» Наблюдать за работой дворника. Познакомить с названием «поливочная машина» Дать понятие о фруктах и ягодах. Напомнить строение растений

Продолжение табл.

Ок-тябрь Планируемые результаты к уровню развития интегративных качеств ребенка (на основе интеграции образовательных областей): умеет посредством речи налаживать контакты в быту, самостоятельных играх, взаимодействовать со сверстниками, умеет делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями
Тема Мы поможем. Подвижная игра «Лохматый пес» Что нам Осень подарила? Подвижная игра «У медведя во бору» Ласковый щенок Тишка. Подвижная игра «Раздувайся, мой шар!» Поход в лес (парк). Подвижная игра «Поедем в лес» Познание: продолжать развивать восприятие, создавать условия для ознакомления детей с осязаемыми свойствами предметов, развивать умение отличать и называть по внешнему видуовощи, знакомить с некоторыми растениями данной местности: деревьями, цветущими травянистыми растениями, кустарниками, домашними животными и их детенышами. Физическая культура: развивать самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх. Социализация: организовывать игры со всемидетьми. Коммуникация: развивать умение различать и называть качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая)
Цели Закрепить знания об овощах, их форме, величине, цвете Закреплять знания о растительном мире, о том, где что растет Познакомить с частями тела щенка, их назва- ниями. Уточнить, как называют маму щенка Уточнить названия растений: дерево, куст. Познакомить с понятиями «гладкий», «колючий», «тяжелый», «легкий», «длинный», «короткий», «толстый», «тонкий»
Ноябрь Планируемые результаты к уровню развития интегративных качеств ребенка (на основе интеграции образовательных областей): участвует в разговорах во время рассматривания предметов, наблюдений за живыми объектами; способен устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения, готов соблюдать элементарные правила в совместных играх, может общаться спокойно, без крика, проявляет интерес к участию в праздниках

Продолжение табл.

Ноябрь Тема Почему улицы нарядны? Подвижная игра «Передай флажок, будь ловким, дружок» Осеннее платье. Подвижная игра «Поможем белочке сделать запасы на зиму» Хмурая осень. Подвижная игра «Птички и дождик» Легковой автомобиль. Подвижная игра «Вышли дети в садик» Познание: развивать умение замечать изменения в природе: становится холоднее, идут дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять окраску и опадать, птицы улетают в теплые края. Коммуникация: уточнять названия и назначение предметов одежды, видов транспорта. Социализация: дать первые представления о родной стране, городе, побуждать детей рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни
Цели Дать пред-ставление о праздничном событии (4 ноября). Объяснить, почему улицы украшены флаж- ками, иллюминациями и т. п. Помочь детям заметить и назвать изменения в природе и погоде поздней осенней поры. Дать представления о том, как птицы, животные готовятся перезимовать в холодные и голодные дни Познакомить с наиболее типичными особенностями поздней осени. Уточнить названия и назначение предметов одежды Уточнить представления о легковом автомобиле, его основных частях
Декабрь Планируемые результаты к уровню развития интегративных качеств ребенка (на основе интеграции образовательных областей): отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения, проявляет эмоциональную отзывчивость на красоту объектов природы, кормит птиц (с помощью воспитателя), пытается отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности
Тема Зима холодная. Подвижная игра «Дед Мороз» Снегопад. Подвижная игра «Снег кружится» Птицы зимой. Подвижная игра Морозный солнечный денек. Познание: формировать умение сосредото- чивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей

Продолжение табл.

Декабрь       «Собачка и воробей» Подвижная игра «На елку» среды; устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Физическая культура: развивать умение реагировать на сигналы «беги», «лови», «стой» и др.; выполнять правила в подвижных играх. Социализация: поощрять игры, развивающие ловкость движений, постепенно вводить игры с более сложными правилами и сменой видов движений
Цели Формировать первые связные представления о зимнем времени года Познакомить с основным сезон- ным явлением – снегопадом Формировать желание заботиться о зимующих птицах. Учить узнавать птиц, называть их части тела Рассказывать о том, как живут звери зимой. Стимулировать добрые чувства по отношению к жи- вотным
Ян-варь Планируемые результаты к уровню развития интегративных качеств ребенка (на основе интеграции образовательных областей): умеет в играх посредством речи налаживать контакты, взаимодействовать со сверстниками, активен при создании индивидуальных и коллективных композиций в лепке, пытается изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность, понимает смысл обозначений «вверху – внизу», «впереди – сзади», «слева – справа»
Тема Встречаем Новый год. Подвижная игра «Слепим дружно мы дружка из холодного снежка» Деревья в белом уборе. Подвижная игра «Кто больше снега под деревья нагребет» Помощники. Подвижная игра «Ворона и собачки» В гостях у Снегурочки. Подвижная игра «Коза рогатая» Познание: дать представления о свойствах снега, расширять представления о характерных особенностях зимней природы, учить замечать красоту зимней природы (деревья в снежном уборе, пушистый снег); побуждать участвовать в лепке поделок из снега. Коммуникация: вовлекать детей в разговор во время наблюдений за живыми объек- тами. Труд: воспитывать интерес к жизни и труду взрослых
Цели Побуждать к рассказам о личных впе- Помочь детям увидеть красивый белый на- Воспитывать уважение к труду взрослых. Познакомить с березкой, елью, с их отличитель-

Продолжение табл.

Ян-варь   чатлениях встречи новогоднего праздника в семейном кругу ряд у деревьев, охапки снега (пушистые шапки) на ветвях. Учить рассказывать о своих наблюдениях Формировать желание помогать окружающим ными внешними признаками. Упражнять в пространственной ориентации  
Февраль Планируемые результаты к уровню развития интегративных качеств ребенка (на основе интеграции образовательных областей): проявляет бережное отношение к природе, сооружает постройки из снега по собственному замыслу, способен самостоятельно преодолевать небольшие трудности, в диалоге с педагогом умеет услышать и понять заданный вопрос, не перебивает говорящего взрослого, умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности
Тема Кролик серенький, зайка беленький. Подвижная игра «Заинька, выйди в сад» Экскурсия по улице. Подвижная игра «Паровозик» Зимние забавы. Подвижная игра «Ладушки- оладушки» Где спит медведь? Подвижная игра «Мыши водят хоровод»  
Цели Закрепить знания о строении тела жи- вотных. Уточнить название частей тела кролика (зайца). Закрепить знания о транспортных средствах. Познакомить с новыми видами транспорта и их назначением. Закреплять знания о назначении снежных построек. Уточнить знания о названии птиц, частей их тела, голосовых реакциях Учить: выполнять необходимые действия, получая результат; заботиться об окружающих живых существах, не тревожить их напрасно Познание: знакомить с правилами поведения в природе (не трогать животных и др.), побуждать участвовать в лепке снежных построек, вызывать чувство радости при удавшейся постройке. Физическая культура: организовывать подвижные игры с правилами. Коммуникация: уточнять названия и назна- чение видов транспорта, формировать

Продолжение табл.

Февраль   Формировать бережное отно-шение к животным, желание заботиться о них Побуждать произносить названия транспортных средств     умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него
Март Планируемые результаты к уровню развития интегративных качеств ребенка (на основе интеграции образовательных областей): проявляет доброжелательность, доброту, дружелюбие по отношению к окружающим, интерес к животным и растениям, к их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе; выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе, умеет действовать совместно в подвижных играх и физических упражнениях, согласовывать движения
Тема Солнышко пригревает. Подвижная игра «Птички – раз, птички – два» Где чей дом? Подвижная игра «Непослушный козел» Кругом вода! Подвижная игра «Два гуся» Веселые воробьи. Подвижная игра «Веселый воробей»  
Цели Дать первые представления о ранней весне Закреплять представления о весне, показать почки и первые весенние листья. Уточнить названия раз- личных домов Показать разнообразные действия с талым снегом Расширять представления о весне. Обогащать знания новыми словами и понятиями Познание: поощрять исследовательский интерес, проведение простейших наблюдений, учить способам обследования предметов, включая простейшие опыты, продолжать знакомить с характерными особенностями весенней природы. Коммуникация: относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова. Социализация: создавать игровые ситуации, способствующие формированию внима-

Продолжение табл.

Март           тельного, заботливого отношения к окру- жающим. Труд в природе: формировать умение обращать внимание на изменения, произошедшие со знакомыми растениями
Ап-рель Планируемые результаты к уровню развития интегративных качеств ребенка (на основе интеграции образовательных областей): задает вопросы взрослому, ребенку старшего возраста, слушает рассказ воспитателя о забавных случаях из жизни, пытается отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности, имеет положительный настрой на соблюдение элементарных правил поведения в детском саду и на улице; на правильное взаимодействие с растениями и животными
Тема Солнышко на траве. Подвижная игра «Солнечный зайчик» Желтые, пушистые. Подвижная игра по стихотворению Т. Волгиной «Цыплята» Где моя мама? Подвижная игра «Мы – веселые ребята» Мячики. Подвижная игра «Ой, что за народ?» Познание: поощрять исследовательский интерес, проведение простейших наблюдений, формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе, расширять знания о растениях и животных. Физическая культура: способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности. Социализация: формировать уважительное отношение к окружающим. Коммуникация: на основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей, развивать умение называть домашних животных и их детенышей
Цели Познакомить с первым весенним цветком, его строе- нием Познакомить с внешним видом цыплят, особенностями их поведения, частями тела Повторить, как зовут мам звериных детенышей, как они созывают своих детей Показать детям, что весна зеленая. Выучить стихо-творение А. Барто «Мячик»

Продолжение табл.

Май Планируемые результаты к уровню развития интегративных качеств ребенка (на основе интеграции образовательных областей): слушая сказки, следит за развитием действия, сопереживает персонажам, пытается выразительно передавать игровые и сказочные образы, может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя, испытывает положительные эмоции от познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности, знает, что надо соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада, убирать на место строительный материал
Тема Дождик песенку поет. Подвижная игра «Кто так кричит?» Сказка «Колобок». Инсценировка сказки Горка. Горка с лесенкой и длинным скатом Самостоя- тельное конст- руирование Познание: совершенствовать конструктивные умения, навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам (величине, форме), подводить детей к простейшему анализу созданных построек. Социализация: развивать умения имитировать характерные действия сказочных персонажей, передавать эмоциональное состояние человека. Коммуникация: совершенствовать умение детей внятно произносить гласные и некоторые согласные звуки в словах. Труд: формировать бережное отношение к собственным поделкам и поделкам сверстников, побуждать рассказывать о них
Цели Создать радостное весеннее настроение. Упражнять в звукопроизношении Закрепить умение рассказывать с помощью взрослого знакомую сказку Упражнять в умении строить горку, лесенку. Учить проводить анализ образца. Познакомить с приемом построения ската Повторить строительные элементы, детали конструкторов, их признаки и конструктивные свойства: большой, маленький кубики, красный кирпич, легкий кубик (пластмассовый), длинная и короткая дощечки; кубик стоит

Продолжение табл.

Июнь Планируемые результаты к уровню развития интегративных качеств ребенка (на основе интеграции образовательных областей): участвует в разговорах во время рассматривания предметов, наблюдений за живыми объектами; проявляет эмоциональную отзывчивость на красоту объектов природы, способен устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения; умеет в играх посредством речи налаживать контакты, взаимодействовать со сверстниками
Тема Лето красное пришло. Подвижная игра «Цыплята и собачка» Музыкальные ребята. Подвижная игра по стихотво- рению П. Золо- това «Лягушата» Тонут – плавают. Подвижная игра «Козлята и волк» Ждем гостей. Подвижная игра «Зайка серый» Познание: продолжать знакомить с видами животных и их детенышами, особенностями их поведения и питания, познакомить с лягушкой, закрепить представления о свойствах воды, учить способам обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет – не тонет). Социализация: развивать активность детей в двигательной деятельности. Безопасность: наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых
Цели Закрепить представление о временах года. Учить бережно относиться ко всему живому Сформировать правильное отношение к живым объектам. Учить не бояться, не обижать живых существ Уточнить знания о свойствах воды: льется, имеет разную температуру; одни предметы тонут, другие плавают в воде Уточнить знания о том, какие животные что едят и как
Июль Планируемые результаты к уровню развития интегративных качеств ребенка (на основе интеграции образовательных областей): проявляет интерес к различным видам игр, участию в совместных играх, умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, использует разные способы обследования предметов, включая простейшие опыты; умеет делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями, в диалоге с педагогом умеет услышать и понять заданный вопрос, не перебивает говорящего взрослого

Продолжение табл.

Июль Тема Наши дочки. Подвижная игра «Гуси» Сыплем, лепим. Подвижная игра «Кошка и мышки» Красная девица в темнице. Подвижная игра «Мой козлик» У цветочной клумбы. Подвижная игра «Каравай» Познание: расширять представления о летних изменениях в природе, дать детям элементарные знания о садовых и огородных растениях, представления о свойствах воды, песка. Коммуникация: на основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Физическая культура: способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности. Социализация: организовывать игры со всеми детьми
Цели Учить аккуратно обращаться с водой. Уточнить порядок действий при раздевании кукол Пополнить знания о свойствах песка (сухой сыплется, из мокрого можно лепить). Учить пользоваться лейкой Дать представ- ление о растениях на огороде (морковь). Учить заботиться о растениях Познакомить с цветами (тюльпан, ромашка, колокольчик). Закрепить представление о строении цветка
Ав-густ Планируемые результаты к уровню развития интегративных качеств ребенка (на основе интеграции образовательных областей): проявляет интерес к животным и растениям, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе; имеет положительный настрой на соблюдение элементарных правил поведения в детском саду и на улице; на правильное взаимодействие с растениями и животными; отрицательно реагирует на явные нарушения усвоенных им правил, умеет занимать себя игрой, самостоятельной деятельностью
Тема Зоопарк. Подвижная игра «Бусинки» Что нам лето подарило? Подвижная игра «Слышим – делаем» Какие семена у растений? Подвижная игра «По грибы» Прощай, лето! Подвижная игра-состязание «Блинки» (броски плоских камешков Познание: закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи и ягоды, формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.

Окончание табл.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.