|
Образовательная область коммуникация, чтение художественной литературы.
Пояснительная записка
Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
– развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
– развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи в диалогической и монологической формах) в различных видах детской деятельности;
– практическое овладение воспитанниками нормами речи1.
Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
– формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
– развитие литературной речи;
– приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса2.
Промежуточные результаты освоения данной программы формулируются в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ) через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период по всем направлениям развития детей.
К четырехлетнему возрасту при успешном освоении программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка:
интегративное качество «Любознательный, активный»: проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения, устойчивый интерес к различным видам детской деятельности, любознательность, интерес к исследовательской деятельности;
интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»: эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй; понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый);
интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»:
– проявляет умение объединяться с детьми для совместных игр, согласовывать тему игры, распределять роли, поступать в соответствии с правилами и общим замыслом; умеет подбирать предметы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр, считаться с интересами товарищей;
– речь при взаимодействии со сверстниками носит преимущественно ситуативный характер; содержание общения со взрослым выходит за пределы конкретной ситуации, речь при общении со взрослым становится внеситуативной;
– в театрализованных играх умеет интонационно выделять речь тех или иных персонажей;
– делает попытки решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи (убеждает, доказывает, объясняет);
– может проявить инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым; во взаимоотношениях со сверстниками проявляет избирательность, которая выражается в предпочтении одних детей другим, появляются постоянные партнеры по играм;
интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»: проявляет инициативу и самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой детей, в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения в театрализованных играх, способен самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему; умеет самостоятельно находить интересное для себя занятие;
интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»: выполняет индивидуальные и коллективные поручения, проявляет предпосылки ответственного отношения к порученному заданию, стремится выполнить его хорошо, способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие, учиться правильно называть строительные детали и их цвета; может описать предмет, картину, составить рассказ по картинке, пересказать наиболее выразительный и динамичный отрывок из сказки; способен сосредоточенно действовать в течение 15–20 минут;
интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»: у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности3.
1 См.: От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2012. С. 144.
2 Там же. С. 146.
3 См.: От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2012. С. 156–159.
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ)
Ме- сяц
| Тема, цели занятий 1-й, 2-й недель
| Тема, цели занятий
3-й, 4-й недель
| Виды интеграции образовательных областей
| Планируемые результаты развития интегративных качеств
|
|
|
|
|
| Сентябрь
| Тема
| Чтение стихотворений С. Черного «Приставалка», «Про Катюшу».
Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбовой
| Звук [у].
Звук [а]
| Коммуникация: учить запоминать прослушанный текст произведения, развивать умение использовать все части речи, отвечать на раз- нообразные вопросы, рассматривать сюжетные картинки.
Музыка: познакомить с ритмическим рисунком музыкального и стихотворного произведения
| Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок, делает попытки решать спорные вопросы с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять; проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения
| Цели
| Воспитывать умение слушать стихи и сказки, следить за развитием действий в них.
Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков
| Совершенствовать умение внятно произносить в словах гласные.
Развивать моторику речевого двигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звука [у].
Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями
| Продолжение табл.
|
|
|
|
| Ок-тябрь
| Тема
| Чтение русской народной сказки «Колобок», обр. К. Ушинского.
Чтение стихотворений А. Блока «Зайчик», А. Пле- щеева «Осень наступила»
| Звуковая культура речи: звук [о]. Рассматривание иллюстрации к сказке «Колобок». Рассматривание сюжетных картинок
| Коммуникация: пони- мает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый).
Музыка: познакомить с интонацией в музыкальном и литературном произведении.
Художественное творчество: учить в рисунке передавать сюжет произведения
| Умеет интонационно выделять речь персонажей, эмоционально откликаться на переживания героев сказки; может описать предмет по картинке; выучить небольшое стихотворение; в театрализованных играх умеет интонационно выделять речь тех или иных персонажей
| Цели
| Познакомить со сказкой «Колобок».
При восприятии стихотворения «Зайчик» вызвать сочувствие к зайчишке, которому холодно, голодно, страшно в ненастную осеннюю пору.
Помочь запомнить стихо- творение
| Приучать внимательно рассматривать рисунки в книгах, объясняя содержание иллюстраций.
Отрабатывать четкое произношение звука [о].
Помочь понять сюжет картины, охарактеризовать взаимоотношения между персонажами
| Но-ябрь
| Тема
| Чтение стихотворения К. Бальмонта «Осень». Чтение стихотворений из цикла С. Маршака «Детки в клетке»
| Рассматривание картины «Коза с козлятами».
Звук [и]
| Коммуникация: учить понимать и правильно употреблять слова- синонимы.
Художественное творчество: учить в рисунке передавать сюжет произведения
| Может составить рассказ по картинке, проявляет инициативу и самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой детей, умеет подбирать предметы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр
| Цели
| Приобщать к поэзии, развивать поэтический слух.
Упражнять в образовании слов по аналогии
| Учить рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя; упражнять в умении вести диалог, употреблять существительные, обозначающие детенышей животных, правильно и четко прогова- ривать слова
| Продолжение табл.
|
|
|
|
| Декабрь
| Тема
| Чтение русской народной сказки «Снегурочка и лиса», обр. М. Булатова. Чтение рассказа А. Босева «Трое», пер. с болгарского В. Викторова.
Заучивание стихотворения Е. Ильина «Наша елка», К. Чуковского «Елка»
| Игра-инсценировка «У матрешки – новоселье»
| Социализация: объяснять моральные нор- мы поведения на при- мерах поступков героев прочитанных произведений
| Способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие, проявляет умение объединяться с детьми для совместных игр, согласовывать тему игры, распределять роли, поступать в соответствии с правилами и общим замыслом; может выучить небольшое стихотворение
| Цели
| Познакомить с русской народной сказкой, с образом лисы (отличным от образа лисиц из других сказок), упражнять в выразительном чтении отрывка – причитания.
Познакомить с рассказом, оживив в памяти детей их собственные впечатления от обильного снегопада. Помочь запомнить стихотворение
| Упражнять в произношении слов со звуком [э] (игра «Эхо»), в опре- делении качеств предметов на ощупь; учить правильно называть строительные детали и их цвета, формировать диалогическую речь
| Ян-варь
| Тема
| Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди», обр. М. Булатова. Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди» и сюжетных картинок
| Звуки [м], [м’], [п], [п’]
| Коммуникация: формировать навык образной и связной речи, используя пословицы, поговорки, сравнительные обороты.
| В театрализованных играх умеет интонационно выделять речь тех или иных персонажей; подбирать предметы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр
| Продолжение табл.
|
|
|
|
| Ян-варь
| Цели
| Познакомить со сказкой, вызвать желание послушать еще раз, поиграть в сказку
| Упражнять в четком произношении звуков в словах, фразовой речи, способствовать воспитанию интонационной выразительности речи; учить образовывать слова по аналогии.
Упражнять в отчетливом и правильном произношении звуков [п], [п’]; побуждать вступать в диалог, употреблять слова со звуками [п], [п’]
| Музыка: объяснять значение средств вырази-
тельности в музыке и литературе
|
| Февраль
| Тема
| Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц», обр. В. Даля.
Заучивание стихотворения В. Берестова «Петушки»
| Звуковая культура речи: звуки [б], [б’].
Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо»
| Познание: учить анализировать содержание и находить взаимосвязь между содержанием и названием сказки.
Коммуникация: развивать желание выражать впечатления о прочитанном речевыми и неречевымисредствами
| Проявляет инициативу и самостоятельность в организации знакомых игр с детьми, способен выучить небольшое стихотво- рение
| Цели
| Познакомить с русской народной сказкой, помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец).
Помочь запомнить стихотворение, учить выразительному чтению
| Упражнять в правильном произношении звуков (в звукосочетаниях, словах, фразах), совершенствовать диалогическую речь (умение вступать в разговор, высказывать суждения так, чтобы оно было понятно окружающим); грамматически правильно отражать в речи свои впечатления
| Продолжение табл.
|
|
|
|
| Март
| Тема
| Чтение стихотворения И. Косякова «Все она».
Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики», обр. Серовой
| Звуковая культура речи: звуки [т], [п], [к].
Рассматривание сюжетных картин
| Коммуникация: учить воспроизводить ритм стихотворения, звуковой образ слова (слышать специально выделяемый в речи взрослого звук и воспроизводить его).
Труд: на примере геро-
ев произведений воспитывать трудолюбие; учить бережно относиться к книгам, тетрадям, после занятий убирать рабочее место.
Музыка: способствовать развитию навыков выразительной и эмо- циональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички и т. д.
| Умеет использовать в речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (хмурый, печальный, радостный), способен самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему
| Цели
| Познакомить с новым стихотворением, совершенствовать диалогическую речь; напомнить известные русские народные сказки и познакомить с новой.
Помочь правильно воспроизвести начало и конец сказки
| Закреплять произношение звука [т] в словах и фразовой речи, учить отчетливо произносить звукоподражание со звуками [т], [п], [к], рассматривать сюжетную картинку и определять ее тему, конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей.
Упражнять в произношении звукоподражаний с разной скоростью и громкостью, отрабатывать правильное и отчетливое произношение
| Окончание табл.
|
|
|
|
| Ап-рель
| Тема
| Чтение стихотворений А. Плещеева «Весна», А. Майкова «Ласточки прилетели». Чтение и драматизация русской народной сказки «Теремок», обр. Е. Чарушина. Рассматривание сюжетных картин
| Звуковая культура речи: звуки [ф], [с]
| Музыка: учить исполнять произведения малой фольклорной формы.
Художественное творчество: учить в рисунке воплощать придуманные фрагменты сказки
| Умеет четко произносить и пропевать слова; владеет чувством ритма при чтении стихов. Проявляет умение объединяться с детьми для совместных игр, согласовывать тему игры, распределять роли, поступать в соответствии с правилами и общим замыслом
| Цели
| Познакомить со стихотворением, с русской народной сказкой, учить называть признаки года, рассматривать сюжетную картинку и рассказывать о том, что на ней изображено
| Учить отчетливо и правильно произносить изолированный звук [ф] и звукоподражательные слова с этим звуком, отрабатывать четкое произношение звука [c].
Упражнять в умении вести диалог
| Май
| Тема
| Чтение русской народной сказки «Бычок – черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова. Заучивание стихотворения А. Плещеева « Сельская песня»
| Звуковая культура речи: звук [з], [ц]
| Коммуникация: формировать навык составления рассказов по предложенному сюжету.
Музыка: учить слушать и запоминать музы- кальные сказки
| Способен самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему, может пересказать наиболее выразительный и динамичный отрывок из сказки, делает попытки решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи (убеждает, доказывает, объясняет)
| Цели
| Познакомить с русской народной сказкой, помочь вспомнить название и содержание сказок, которые читали на занятиях ранее, стихи, которые учили в течение года; помочь запомнить новое стихотворение
| Упражнять в чистом произношении звука [з], учить изменять темп речи.
Отрабатывать четкое произношение звука [ц], параллельно упражняя в интонационно правильном воспроизведении звукоподра- жаний
|
Физическое развитие
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|