Сделай Сам Свою Работу на 5

Темы для докладов и рефератов





Учебное пособие

Подготовлено в соответствии

с Государственным

образовательным стандартом

 

Дониздат

Ростов-на-Дону


УДК 11

ББК 87

К 652

 

Руководитель авторского коллектива

докт. полит. наук, проф. Старостин А.М.

Авторский коллектив

канд. филос. наук, докт. полит. наук, проф. Старостин А.М.;
докт. филос. наук, проф. Стрюковский В.И.; докт. филос. наук, проф. Коломиец Н.В.; докт. филос. наук, проф. Лешкевич Т.Г.; докт. геол.-минералог. наук, проф. Кокин А.В.; докт. филос. наук, проф. Рябова Л.В.; канд. социол. наук, доц. Безвербный А.А.;
канд. филос. наук, доц. Гишко В.Я.; канд. филос. наук,
доц. Островский С.В.; канд. филос. наук Катаева О.В.;
канд. полит. наук, доц. Иванова Л.Л.

 

 

К 652 КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. Учебное пособие для бакалавров. Рук. авт. колл. проф.
А.М. Старостин. – Ростов н/Д.: Дониздат, 2012. – 584 с.

 

Учебное пособие «Концепции современного естествознания» подготовлено коллективом преподавателей кафедры философии и методологии науки Южно-Российского института Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Учебное пособие является необходимой научно-теоретической и методической основой освоения бакалаврами курса философии в соответствии с профессиональными компетенциями трех уровней подготовки.



В учебном пособии представлен целостный взгляд на научную картину мира, на соотношение естественнонаучной и гуманитарной культуры, систему научных методов и историю естествознания.

Учебное пособие рекомендуется бакалаврам, магистрам, преподавателям гуманитарных вузов и факультетов и всем, кто интересуется мировоззренческими и методологическими проблемами современного естествознания.

 

ISBN 978-5-86216-210-3

 

© Старостин А.М., колл. авторов, 2012

© Дониздат, 2012


СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ ...........................................................
РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ  
Глава 1. Предмет, содержание и задачи учебного курса «Концепции современного естествознания»………………………………... 7
Глава 2. Естествознание в культуре современной цивилизации……………………………………. 23
Глава 3. Математика и естествознание. Основные концепции математики……….. 49
Глава 4. Химия и естествознание……………………..
РАЗДЕЛ II. СТРУКТУРА, МЕТОДЫ И МЕТОДОЛОГИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Глава 5. Структура естественнонаучного познания, его уровни и методы…………… 69
Глава 6. Научное объяснение, понимание и интерпретация явлений природы…….. 119
Глава 7. Научная рациональность: особенности, способы существования и выражения….. 132
Глава 8. Рефлексия – форма развития самосознания науки………………………….. 174
РАЗДЕЛ III. ИСТОРИЯ И ЛОГИКА РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ  
Глава 9. Динамика развития естествознания……..
Глава 10. Механистическая картина природы……..
Глава 11. Предпосылки неклассического естествознания; революция в естествознании конца XIX – начала ХХ вв……………………………………. 226
Глава 12. Переход к постнеклассической картине мира………………………………………………. 230
Глава 13. Естествознание и научно-технический прогресс………………………………………….. 241
       

РАЗДЕЛ IV. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МАТЕРИАЛЬНЫХ ОСНОВАХ ПРИРОДЫ
Глава 14. Структурные уровни материи и типы материальных систем……………… 261
Глава 15. Космологическая и космогоническая концепции………………………………………. 274
Глава 16. Космические исследования и научное познание…………………………… 303
Глава 17. Порядок и беспорядок в природе, хаос, симметрия, асимметрия…………………….. 333
Глава 18. Всеобщие законы природы и принципы естествознания…………………………………. 350
РАЗДЕЛ V. ЖИЗНЬ И ЧЕЛОВЕК  
Глава 19. Учение о жизни…………………………………
Глава 20. Место человека в природе…………………..
Глава 21. Эволюция Homo sapiens……………………..
РАЗДЕЛ VI. НАУКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ  
Глава 22. Особенности современного развития естествознания…………………………………. 493
Глава 23. Личность ученого………………………………
РАЗДЕЛ VII. ПРИЛОЖЕНИЕ. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»  
Программа курса………………………………………………
Учебно-тематический план…………………………………
Учебники и учебные пособия………………………………
Планы семинарских занятий……………………………….
Вопросы к экзаменам…………………………………………
Тесты (для самостоятельной проработки)……………….
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ…………………………..
КРУПНЕЙШИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ……………………………………………….. 576
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ………………………………………..

 





ПРЕДИСЛОВИЕ

В предлагаемом учебном пособии реализуется цель воспитать у будущих специалистов высокую общую культуру
и культуру мышления, дать глубокие знания и понимание роли естественнонаучного знания (науки в целом) в истории общества и в решении современным человечеством стоящих перед ним сложных задач.

Структура и содержание учебного пособия, подбор, последовательность и характер изложения материала в своей основе обусловлены требованиями государственного образовательного стандарта по профилю гуманитарных вузов,
а также государственного образовательного стандарта по учебному курсу «Концепции современного естествознания» (ЕН.Ф.03).

В данном государственном образовательном стандарте очерчен минимум знаний по курсу «Концепции современного естествознания». Этот минимум состоит в следующем:

«Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная
и континуальная концепции описания природы; порядок
и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мега-миры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие; дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические системы, энергетика химических процессов, реакционная способность веществ; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика; экология и здоровье; человек, биосфера и космические циклы; ноосфера; необратимость времени; самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре».

Вместе с тем, учитывая возможность относительно самостоятельного подхода, включения в учебное пособие некоторых новых тем, а также специфику социально-гумани­тарных вузов по сравнению с естественнонаучными и техническими, авторы данного учебного пособия наряду с изложением конкретного материала использовали обобщенный, синтетический подход. В учебном пособии в связи
с этим раскрыты также такие проблемы, как место естествознания в культуре современной цивилизации, структура, методы и методология естествознания, рефлексия как форма развития самосознания науки, история и логика развития естествознания, смена научных картин мира, специфика неклассической и постнеклассической науки, личность ученого и др.

Этим самым подчеркнут и отражен воспитательный, мировоззренческий аспект преподавания и изучения будущими бакалаврами и магистрами курса «Концепции современного естествознания».

 


РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ

 

 

Глава 1

ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ
И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО КУРСА
«КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

Учебный курс «Концепции современного естествознания» недавно введен в программы высшего профессионального образования, в том числе и в программы гуманитарных специальностей. Это вызвано целым рядом обстоятельств. Во-первых, изучение процесса развития знания об окружающем мире способствует формированию целостного представления о закономерном развитии объективного мира и выступает основой мировоззрения и миропонимания современного специалиста. Во-вторых, современное естествознание, современная наука определяют основное содержание мира культуры, включающего не только познавательные потребности общества, но и потребности, связанные с развитием материального производства, ибо научное познание представляет собой один из аспектов культурного творчества, влияющего на характер и систему материального производства, социальную структуру, политико-управленческую организацию и, в конечном счете, на общество в целом,
которое усиливается по мере превращения науки в непосредственную производительную силу общества. В-третьих, опосредование связей социальных образований с развивающимся знанием осуществляется посредством анализа процесса формирования и эволюции научных программ, раскрывающих внутреннюю связь между наукой и культурно-историческим целым или демонстрирующих, каким образом изменяющиеся парадигмы естественнонаучного знания внутренне связаны с общечеловеческой культурой и историей общества.


Наука в системе мировоззрения
и современного миропонимания

Издревле известно стремление людей найти общие основания в окружающем их многообразии вещей и явлений. Для понимания особенностей становления знания в философии вводится категория бытия для обоснования того, что мир существует «здесь» и «сейчас», т.е. наличествует целостное единство бесконечного многообразия явлений и вещей.

В соответствии с многообразным характером целостного объективного мира выделяются основные формы бытия. Во-первых, бытие вещей (тел, предметов), явлений, процессов, которое, с одной стороны, отражается в бытии явлений, предметов, процессов, состояний природы как целого, и
с другой – бытие вещей, предметов и процессов, произведенных посредством трудовой деятельности человека и составляющих «вторую природу», или мир человеческой культуры. Бытие природы является первичной объективной реальностью, не зависящей от человека. Бытие же «второй природы», или мира культуры, зависит от «первой природы», является результатом деятельности человека и имеет конкретно-исторический характер. Предметы «второй природы» выступают связующим звеном между бытием вещей «первой природы» и бытием человека.

Во-вторых, бытие человека, которое подразделяется
на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие, представляющее диалектическое единство материального и духовного, объективного и субъективного.

В-третьих, бытие духовного, идеального, подразделяющееся на индивидуализированное (субъективное) идеальное, т.е. сознание индивида, и объективированное идеальное, т.е. надындивидуальные (общественные) формы бытия духовного.

В-четвертых, бытие социального, подразделяющееся на индивидуальное социальное бытие (бытие отдельного человека в социальных статусах в историческом процессе) и собственно общественное бытие как сосуществование и взаимодействие общественных образований.

Разнообразие уровней и сфер бытия предопределяет понимание мира как целостной системы. Фундаментальное единство материального мира, взаимосвязь явлений природы являются объективной основой познаваемости мира.
В течение многих веков человек выстраивал разветвленную системудостоверных, обобщенных и логически взаимосвязанных знаний о действительности– науку, главная цель которой заключается в том, чтобы объяснить все наблюдаемое разнообразие природных явлений и объединить его в целостную, логически непротиворечивую картину мира.

Под научной картиной мирапонимается целостная система представлений о мире, его общих свойствах и закономерностях, возникающая в результате обобщения и синтеза основных научных понятий, принципов и методологических установок. Важно помнить, что картина мира – это не сам мир, а только представление о нем.

Главное отличие научной картины мира от ненаучных картин мира (например, мифологической, религиозной) состоит в том, что научная картина мира строится на основе определенной доказанной и обоснованной фундаментальной научной теории.

Вместе с тем научная картина мира как форма систематизации знания отличается от научной теории. Если научная картина мира отражает объект, отвлекаясь от процесса получения знания, то научная теория содержит в себе
не только знания об объекте, но и логические средства обоснования и проверки их истинности. Научная картина мира играет эвристическую роль в процессе построения частных научных теорий.

Основополагающие идеи, которые позволяют объяснить изучаемые явления с единой точки зрения и играют объединительную, обобщающую роль в науке, называютсянаучными концепциями.

По степени общности научная картина мира подразделяется на:

- общенаучную картину мира, которая складывается
в результате синтеза знаний, получаемых различными науками, содержит общие представления о мире, вырабатываемые на различных этапах исторического развития науки, и выступает как форма систематизации знаний, вырабатываемых в естественных и гуманитарных науках;

- естественнонаучную картину мира, выступающую частью научной картины мира, которая включает в себя представления о природе;

- социально-историческую картину мира, формирующуюся социально-гуманитарным знанием и включающую социальные и гуманитарные науки;

- специальные (локальные) картины мира отдельных научных отраслей, которые выступают в определенной степени фрагментами окружающего мира и изучаются различными науками (например, биологическая картина мира, химическая картина мира, физическая картина мира, социальная картина мира, экономическая картина мира
и т.п.), которые часто рассматривают как относительно самостоятельные фрагменты единой научной картины мира.

В рамках картин мира осуществляется систематизация знаний соответствующей науки (или группы наук) и является наглядным воплощением системы взаимодействующих элементов знаний – теорий (фундаментальных и прикладных), которые представляют собой развитые системы научных понятий и связей между ними, объясняющих известные научные факты. Картины мира обеспечивают целостность научной отрасли (науки), формируют методы научного познания и определяют стратегию научного поиска, ставят задачи эмпирических и теоретических исследований, наглядно отображают их результаты.

В процессе познания человек всегда выступает в двух ипостасях. С одной стороны, он является субъектом познания, т.е. активной стороной познавательного процесса – исследователем, и с другой – как природное существо он сам является объектом познания. Природа и человек, человеческое общество воспринимаются как два самостоятельных элемента реальности. В результате в науке выделяется две самостоятельные области знания:

1) естествознание – естественные науки;

2) социогуманитарное знание – гуманитарные и социальные науки;

3) технознание – технические науки.

Естествознание – это совокупность наук о природе, которые изучают мир в его естественном состоянии. В естественных науках объектами изучения являются все формы и структуры неживой и живой природы, в том числе биологические аспекты жизнедеятельности человека.

Объекты, которые традиционно исследовались естествознанием, в целом более просты в сравнении с теми объектами, которые лежат в сфере интересов социальных и гуманитарных наук.

Объектами изучения в гуманитарных и социальных науках становятся наиболее сложные формы живой природы, так или иначе связанные с человеком: – человеческое сознание, творчество, общественные процессы и их развитие, а также идеальные системы, созданные человеком – например, исторические общности людей, социальные структуры, их отражение в сознании людей и т.п.

В результате различий объектов познания и относительно независимой эволюции естественные и социогуманитарные науки выработали собственные методы и достигли значительно различающихся уровней развития. В связи
с этим стали говорить о формировании двух культур: естественнонаучной и гуманитарной.

Наука в системе культуры

В историческом процессе определенный уровень развития общества и человека, его познавательные и творческие способности, а также его воздействие и взаимоотношение
с окружающей природой определяются состоянием их культуры, выступающей одной из важнейших характеристик человеческой жизнедеятельности.

Под культурой в самом широком смысле понимается все то, что, в отличие от данного природой, создано человеком и человечеством в ходе его истории. С помощью данного понятия подчеркивается надприродный, чисто человеческий характер мира культуры. Культура – это совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а также сама человеческая деятельность как способность эти ценности производить и использовать в процессе труда. Таким образом, главной отличительной чертой человеческой культуры является то, что она создается человеческим трудом. Культура есть продукт человеческой деятельности, которая выступает способом бытия человека в мире. Деятельность представляет собой тождество субъекта и объекта
и реализуется в процессе опредмечивания и распредмечивания. В процессе опредмечивания осуществляется процесс превращения способностей субъекта в свойства объекта. Иными словами, через деятельность способности человека переходят в создаваемый им предмет и закрепляются в нем. Обратным процессом деятельности выступает процесс распредмечивания, в которомосуществляется превращение свойств объекта в мысленные образы, посредством которых человек как бы раскодирует опредмеченные мысли, заложенные в предмете. Опредмечивание и распредмечивание представляют собой единый социокультурный процесс социальной деятельности и социального наследования. А процесс труда всегда осуществляется при непосредственном участии и направляющем воздействии сознания человека, его мышления, знаний, чувств, воли. Значит, культура – это «опредмеченный» мир человеческой духовности.

Культура есть продукт человеческой деятельности,
а деятельность есть способ бытия человека в мире. Результаты человеческого труда постоянно накапливаются, и потому система культуры исторически развивается и обогащается.

Многими поколениями людей создан громадный мир человеческой культуры, которую принято подразделять на материальную и духовную.

Материальная культура – это сфера человеческой деятельности, связанная с производством предметов, вещей, которые служат для обеспечения существования самого человека, его жизнедеятельности и удовлетворения материальных потребностей. Обеспечение жизнедеятельности человека выступает необходимым условием его существования и предпосылкой для производства идеальных, духовных вещей и процессов.

Духовная же культура воплощается в деятельности
по производству и удовлетворению духовных потребностей, связанных с внутренним миром человека, его сознанием, мышлением, переживаниями и т.п. Продуктами духовного производства являются представления, понятия, идеи, теории, художественные образы, моральные нормы, правовые законы и т.д. Потребляя продукты духовной культуры, человек обогащает, развивает свой внутренний, духовный мир знаний, переживаний, образов, ценностей и т.п. Человек не только потребляет продукты духовной культуры, созданные другими людьми, но и создает собственные элементы духовной культуры посредством творческого участия в производстве продуктов духовной культуры.

Материально-предметное, практическое изменение мира невозможно без познания мира. Познание является внутренним, неотъемлемым моментом практической деятельности. Практика и познание взаимно дополняют и опосредуют друг друга. Познание порождается практикой человека и
в конечном счете нацеленона ее совершенствование. Наука представляет собой одну из исторических форм познания мира и является важнейшим компонентом духовной культуры. Ее особое место в духовной культуре определяется значением познания в способе бытия человека в мире, в практике, материально-предметном преобразовании мира. Одна из главных особенностей науки состоит в том, что она нацелена на отражение объективных сторон мира, т.е. на получение таких знаний, содержание которых не зависит ни от человека, ни от человечества.Наука стремится прежде всего построить объективную картину мира, т.е. отразить его так, как он существует «сам по себе», независимо от человека
и ориентируется на получение такого нового знания, истинность которого не просто утверждается, но и доказывается, обосновывается – она ориентирована на строгую, последовательную организацию знания, на его систематизацию, обоснование достоверных тенденций развития и т.п. Результаты научного познания (теории, понятия и др.) организованы таким образом, чтобы исключить все личностное, привнесенное исследователем от себя.

Наука представляет собой исторически сложившуюся систему познания объективных законов мира. Наука нацелена на накопление, наращивание, открытие нового знания. Результатом научной деятельности выступает система развивающегося доказательного и обоснованного знания. Научное знание, полученное на основе проверенных практикой методов познания, выражается в различных формах:
в понятиях, категориях, законах, гипотезах, теориях, научной картине мира и др. Оно дает возможность предвидения и преобразования действительности в интересах общества
и человека.

Таким образом, во-первых, непосредственной целью
и высшей ценностью научного познания выступает постижение объективной истины рациональными средствами
и методами, позволяющими выявить необходимые, существенные, повторяющиеся, устойчивые связи между явлениями объективной действительности, на основе которых формулируются законы, так как сущность научного познания заключается в достоверном обобщении фактов, в том, чтобы за случайным находить необходимое, закономерное, за единичным – общее и на этой основе осуществлять предвидение различных явлении и событий.

Во-вторых, научное познание есть сложный и противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке – естественном или – что более характерно – искусственном (математическая символика, химические формулы и т.п.). Научное знание не просто фиксирует свои элементы, но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами. В развитии научного познания чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, и эволюционные, спокойные периоды, на протяжении которых знания углубляются и детализируются.

В-третьих, наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на то, чтобы быть воплощенной
в практике, быть «руководством к действию» по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами. Прогресс научного познания связан с возрастанием роли и диапазона научного предвидения. Именно предвидение дает возможность контролировать процессы
и управлять ими. Научное знание открывает возможность не только предвидения будущего, но и сознательного его формирования. Современная наука не только удовлетворяет запросы производства, но выступает в качестве предпосылки технических преобразований и все в большей мере обретает статус непосредственной производительной силы общества.

В-четвертых, научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем в науке формулируется и присутствует немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т.п. Поэтому важнейшее значение имеет логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.

Современная наука – сложная и многообразная система отдельных научных дисциплин. Науковеды насчитывают их несколько тысяч, которые подразделяются на фундаментальные и прикладные науки.

Фундаментальные науки имеют своей целью познание объективных законов мира в обосновании научной картины мира в целом, а также различных картин мира. К фундаментальным относятся: математические науки, естественные науки (механика, астрономия, астрофизика, физика, химическая физика, физическая химия, химия, геохимия, геология, география, биохимия, биология, антропология
и др.), социальные науки (история, археология, этнография, экономика, статистика, демография, науки о государстве, праве, история искусства и др.), гуманитарные науки (психология и ее отрасли, логика, лингвистика, филология и др.). Фундаментальные науки потому и называются фундаментальными, что своими основополагающими выводами, результатами, теориями они определяют содержание научной картины мира.

Прикладные наукинацелены на разработку способов применения полученных фундаментальной наукой знаний объективных законов мира для удовлетворения потребностей и интересов людей. К прикладным наукам относятся: кибернетика, технические науки (прикладная механика, технология машин и механизмов, сопротивление материалов, техническая физика, химико-технологические науки, металлургия, горное дело, электротехнические науки, ядерная энергетика, космонавтика и др.), сельскохозяйственные науки (агрономические, зоотехнические); медицинские науки; педагогическая наука и т.д. В прикладных науках фундаментальное знание приобретает практическое значение, используется для развития производительных сил общества, совершенствования предметной сферы человеческого бытия, материальной культуры.

Таким образом, наука как феномен человеческой культуры представляет собой систему, включающую, во-первых, специфический вид духовной деятельности общества
по производству новых (истинных) знаний с помощью научных методов, а также продуцирующий новые научные проблемы и задачи; во-вторых, социальный институт, обеспечивающий производство, воспроизводство, распределение научных знаний с помощью научных обществ, образовательных учреждений, научных организаций при непосредственной поддержке общества и государства; в-третьих, особую субкультуру, образуемую на базе идеалов и норм научного мышления, правил, ритуалов и традиций поведения ученых, складывающихся в особую профессиональную культуру и этику ученого; в-четвертых, фактор, обеспечивающий функционирование и развитие материальных производительных сил общества.

Сегодня формируется тенденция к гармоничному синтезу естественных и социально-гуманитарных наук, отвечающая потребностям общества в целостном мировоззрении, обеспечивающим диалог науки и общества в условиях функционирования единой глобализирующейся культуры.


Концепции естествознания как фактор создания
и изменения содержания научной картины мира

Наука стремится к максимальной точности, объективности и всесторонности объяснения исследуемого явления, так как она нацелена на отражение объективных сторон мира, т.е. на получение таких знаний, содержание которых не зависит ни от человека, ни от человечества.Наука стремится прежде всего построить объективную картину мира, отразить его так, как он существует «сам по себе», независимо от человека. Никакой другой компонент духовной культуры (ни искусство, ни идеология, ни религия и т.д.) такой цели перед собой не ставит.

Наука представляет собой исторически сложившуюся систему познания объективных законов мира, результатом которой выступает система развивающегося закономерного, доказательного и обоснованного знания.

Естествознание есть один из важнейших двигателей общественного прогресса. Как важнейший фактор материального производства естествознание выступает мощной революционизирующей силой. Великие научные открытия (и тесно связанные с ними технические изобретения) всегда оказывали колоссальное воздействие на ход человеческой истории. Такими открытиями были, например, открытия
в XVII в. законов механики, позволившие создать машинную цивилизацию; открытие в XIX в. электромагнитного поля и создание электротехники, радиотехники, а затем и радиоэлектроники; создание в XX в. теории атомного ядра,
а вслед за ним – открытие средств высвобождения ядерной энергии; открытие в середине XX в. молекулярной биологией природы наследственности (структуры ДНК) и открывшиеся вслед возможности генной инженерии по управлению наследственностью и др.

В истории науки четко выделяются эволюционные
и революционные периоды развития, связанные с изменением как научной картины мира, так и методологических оснований ее объяснения.

Научная революция – это закономерный и периодически повторяющийся в истории науки процесс отражения более глубинных связей и отношений природы, способствующий качественному переходу от одного способа познания к другому.

Длянаучной революции характерны определенные этапы ее протекания. На первом этапе научной революции формируются непосредственные предпосылки(эмпирические, теоретические, ценностные) нового способа познания в недрах старого и направлены на разрешение проблемной ситуации в науке, связанной как с выявлением новых проявлений ранее неизвестных фактов, так и с потребностью нового способа познания.

Второй этап начинается с выдвижения идеи, направленной на обоснование природы неизвестных ранее фактов реальной действительности вплоть до формулирования принципов фундаментальной теории и завершается выработкой методологических установок познания.

На третьем этапе научной революции утверждается качественно новый способ познания, осуществляются проверка и подтверждение новой фундаментальной теории, ее соответствие или несоответствие предшествующему теоретическому знанию и объективным данным инновационных процессов, обнаруживаемых в реальной действительности,
а также разработка новых методологических принципов познания и использование их в социальной практике.

Этапом утверждения оснований нового способа познания, превращения его в устойчивую стабильную целостность завершается период научной революции и начинается период эволюционного развития науки.

В эволюционный период развития наука опирается на сложившийся в ходе научной революции новый способ познания (парадигму, фундаментальную теорию), основания которого принимаются учеными без существенной критики как новый и действенный инструмент познания.

Таким образом, научная революция выступает как растянутый во времени, целостный, закономерный и периодически повторяющийся этап развития научного познания, для которого характерно скачкообразное формирование новой фундаментальной научной теории или научной картины мира.

Не подлежит сомнению, что лидирующие науки накладывают свою печать на представления и научное мировоззрение ученых соответствующей эпохи. Но это отнюдь не означает, что другие науки не участвуют в формировании научной картины мира. В действительности она возникает как совокупность синтеза фундаментальных открытий и результатов исследования всех отраслей и дисциплин естествознания.

Существующая научная картина мира, формируемая естествознанием, в свою очередь, оказывает воздействие на другие отрасли науки, в том числе и социально-гумани­тарные. Такое воздействие выражается в распространении концепций, стандартов и критериев научности естествознания на другие отрасли научного познания. Обычно именно концепции и методы наук о природе и научная картина мира в целом в значительной степени определяют научный климат эпохи.

Научная картина мира представляет собой не просто сумму или набор отдельных знаний, а выступает результатом их взаимосогласования и организации в новую целостность, т.е. в систему. Научная картина мира носит парадигмальный характер, так как она задает систему установок и принципов освоения системного характера действительности. Накладывая определенные ограничения на характер допущений новых гипотез, научная картина мира тем самым направляет движение мысли. Ее содержание обусловливает способ видения мира, поскольку влияет на формирование социокультурных, этических, методологических и логических норм научного исследования.

Первые картины мира выдвинуты в рамках античной философии и носили натурфилософский характер. Для эволюции современной научной картины мира характерно движение от классической – к неклассической и постнеклассической картинам мира.

Научная картина мира начинает формироваться только в эпоху возникновения современного естествознания в XVI–XVII вв. исвязана с принятием классической научной картины мира, которая была основана на достижениях Галилея и Ньютона и господствовала на протяжении достаточно продолжительного периода – до конца XIХ столетия. Она претендовала на привилегию обладания истинным знанием.

В общей системе научной картины мира определяющим моментом выступает картина той области познания, которая занимает лидирующее положение. Научная картина мира XVII-XIX вв. строилась на базе классической механики, которая исследует и описывает процессы, происходящие
в микромире и макромире. В механистической картине мира задаются мировоззренческие ориентации и методологические принципы познания. Механицизм, детерминизм, редукционизм образуют систему принципов, регулирующих исследовательскую деятельность человека. Законы механики не только рассматриваются как универсальные и единые для всех отраслей естествознания, но и предпринимаются попытки редуцировать эти законы на биологические и социальные формы движения материи.

В своей основе механистическая картина мира была результатом становления машинного производства, призванного механизировать физический труд. Этот этап в развитии науки был назван этапом классического естествознания.

К концу XIХ века в связи с целым рядом открытий
в физике существенно поколеблены исходные основания объяснения научной картины мира с точки зрения классической механики, сложилась кризисная мировоззренческая ситуация, требовавшая, с одной стороны, пересмотра общенаучных и философских принципов естествознания и,
с другой – понимания взаимодействия субъекта и объекта
в познании и науке. Неклассическая картина мира, пришедшая на смену классической, родилась под влиянием открытий теории термодинамики, оспаривающей универсальность законов классической механики.

В первой половине ХХ столетия фо

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.