Сделай Сам Свою Работу на 5

Рабочее время и время отдыха лиц, работающих на транспорте





Специфика режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Особенности труда таких лиц не могут ухудшать их положение по сравнению с Трудовым кодексом (ст. 329 ТК).

Цели и условия эксплуатации разных видов транспорта обуславливают многообразие способов правового регулирования рабочего времени и времени отдыха работников. Нередко при применении труда работников транспорта используется сокращенная рабочая неделя, суммированный учет рабочего времени, разделение рабочего дня на части, включение в рабочее время некоторых периодов отдыха (времени кратковременных перерывов для отдыха водителей после определенного периода непосредственного управления транспортным средством; времени задержки отправления транспортного средства без предоставления условий для отдыха).



Работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств (ст. 329 ТК). Этот запрет действует независимо от того, какое совместительство имеет место в конкретном случае: внутреннее или внешнее. Соответственно, если работник принимается на работу в качестве совместителя, работодатель должен потребовать от него представления справки с основного места работы о том, что последняя не связана с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов, имеющих действующие сертификаты (свидетельства), предоставляющие право выполнения работы на борту воздушного судна в составе экипажа, включая курсантов летных учебных заведений и стажеров, — установлены Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации РФ, утвержденном Приказом Минтранса РФ от 2 ноября 2005 г. № 139 (ред. от 15.05.2009)[222].



В соответствии с этим Положением, рабочее время члена экипажа воздушного судна состоит из времени полетной смены, времени работы на земле между полетными сменами и времени перемещения в качестве пассажира по заданию (распоряжению) работодателя. При этом нормальная продолжительность рабочего времени члена летного экипажа и бортоператора не может превышать 36 часов в неделю, а бортпроводника — 40 часов в неделю.

Максимально допустимая продолжительность ежедневной работы члена экипажа не может быть более 8 часов. Исключение составляют случаи применения суммированного учета рабочего времени. Такой учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода не более одного месяца устанавливается в тех случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени. Учетный период может быть увеличен до трех месяцев с учетом мнения выборных представителей работников.

Полетная смена (период рабочего времени с начала времени предполетной подготовки до завершения послеполетных работ) включает: а) время предполетной подготовки, то есть время процедур, связанных с прохождением предполетного медицинского, таможенного, пограничного контроля и оформления полетной документации перед вылетом, исчисляемое с момента явки члена экипажа на вылет до момента начала полетного времени; б) полетное время, то есть время с начала запуска двигателя (двигателей) на воздушном судне перед взлетом до момента выключения двигателя (двигателей) после окончания полета — для самолетов и с момента начала вращения лопастей несущих винтов и до момента их полной остановки — для вертолетов. Продолжительность полетного времени при выполнении полетов на всех типах воздушных судов не может превышать 80 часов за 28 последовательных дней и 800 часов за 365 последовательных дней; в) время регламентированного технологического перерыва; г) время кратковременных перерывов; д) завершение послеполетных работ (время послеполетных работ с момента окончания полетного времени до момента окончания полетной смены); е) время стоянки во внебазовых аэропортах при промежуточных посадках без смены экипажа и предоставления условий для отдыха в гостинице или специальном помещении для отдыха, обеспечивающих возможность полноценного отдыха без отвлекающих факторов и соответствующих действующим санитарно-гигиеническим требованиям; ж) время задержки вылета без предоставления условий для отдыха.



Член экипажа может быть привлечен к выполнению работы на земле после завершенной полетной смены не ранее окончания времени ежедневного отдыха, и не позднее 12-часового периода отдыха перед началом очередной полетной смены. В рабочее время члена экипажа на земле между полетными сменами включается: а) время прохождения предварительных подготовок к полетам, разборы полетов, профессиональная учеба, тренировки на тренажерах, проверка знаний, оформление полетной и другой служебной документации, изучение документов, регламентирующих организацию, обеспечение и выполнение полетов; б) время дежурства и пребывания в резерве; в) время пребывания по заданию (распоряжению) работодателя во внебазовом аэропорту в целях продолжения выполнения задания на полет (время ожидания вылета во внебазовых аэропортах между полетными сменами). Время ожидания вылета во внебазовом аэропорту между полетными сменами включается в рабочее время в размере одного часа за каждые четыре часа времени ожидания. Во время ожидания вылета во внебазовом аэропорту между полетными сменами не включается время еженедельного отдыха, предусмотренное полетным заданием; г) время погрузки и выгрузки воздушных судов; д) время выполнения иных трудовых обязанностей, не связанных с выполнением задания на полет.

Члену летного экипажа предоставляются кратковременные перерывы следующей продолжительности: а) не менее 15 минут — через каждые 1,5 часа полетного времени или после выполнения 10 посадок; б) не менее 1,5 часа — после каждых четырех часов полетного времени или после 25 посадок, при этом кратковременный отдых может быть совмещен с перерывом для отдыха и приема пищи.

При определенных ситуациях командир воздушного судна наделяется исключительным правом увеличить установленную продолжительность полетной смены, иными словами, привлечь к сверхурочной работе работников без получения их согласия: при непредвиденных обстоятельствах, связанных с метеоусловиями, невозможностью выполнить посадку в аэропорту назначения, отказами авиационной техники в полете, и других случаях, не предусмотренных заданием на полет. Однако количество сверхурочных часов строго лимитируется: а) не более двух часов при выполнении полетной смены в минимальном составе экипажа; б) не более трех часов при выполнении полетной смены в увеличенном составе экипажа[223]. Решение об увеличении продолжительности полетной смены экипажа оформляется командиром воздушного судна записью в задании на полет.

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей, работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (п. 1)[224]. Этот акт не распространяется на водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ.

Работодатель обязан ежемесячно для всех водителей составлять графики работы (сменности) на линии на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводить до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) определяется время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников, а в случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, — по согласованию с представительным органом работников.

Рабочее время водителя состоит из следующих периодов: а) время управления автомобилем; б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах; в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены; г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии; д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей; е) время простоев не по вине водителя; ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи; з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем; и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей; к) иные периоды, предусмотренные законодательством РФ.

В отличие от членов летного экипажа (36 часов) нормальная продолжительность рабочего времени водителей составляет 40 часов в неделю. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена нормальная ежедневная (при работе по пятидневной рабочей неделе — 8 часов, по календарю шестидневной рабочей недели — 7 часов) или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может быть увеличен до 6 месяцев.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать, по общему правилу, десяти часов. Однако в случаях, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.

В целях повышения защиты права на отдых работодатель при суммированном учете рабочего времени может водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, увеличить продолжительность ежедневной работы (смены) до 12 часов по согласованию с представительным органом работников, а не с учетом его мнения (п. 11 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей).

На междугородных перевозках после первых трех часов непрерывного управления автомобилем водителю должен быть предоставлен специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не реже, чем через каждые два часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется. Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля

В особом, льготном порядке засчитывается водителю в рабочее время периоды охраны груза и автомобиля (в размере не менее 30 процентов). Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя водителями, время на охрану груза и автомобиля засчитывается в рабочее время только одному водителю. Время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50 процентов.

Особым образом регулируется время отдыха водителей. На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей — не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.

При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности). При этом число выходных дней в текущем месяце у водителей должно быть не менее числа полных недель этого месяца. На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 часов. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна составить не менее 42 часов.

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, распространяется на отдельные категории работников железнодорожного транспорта, труд которых непосредственно связан с движением поездов, осуществляющих свои трудовые обязанности в пути или пределах обслуживаемых участков инфраструктуры железнодорожного транспорта, выполняющих работу по перевозке грузов и оказанию услуг по обслуживанию пассажиров, а также работников, обеспечивающих непрерывность перевозочного процесса и безопасность движения поездов[225].

Рабочее время работников, постоянная работа которых осуществляется в пути, — работников поездных бригад пассажирских поездов, работников рефрижераторных секций, вагонов-транспортеров сочлененного типа, служебных, багажных и сборно-раздаточных вагонов, при общей продолжительности поездки в оба конца трое суток и более, может исчисляться турой (учетный период с момента явки работника на работу для поездки до момента явки работника на работу для следующей поездки, после его отдыха в пункте постоянной работы).

Продолжительность рабочего времени при сменной работе устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников, но не более 12 часов. Работа более двух календарных дней подряд в период ночного времени (с 22 часов до 6 часов) не допускается.

Некоторым работникам может устанавливаться дежурство на дому (при возможности вызова на работу) или в специально оборудованной комнате (помещении), которое засчитывается в рабочее время. К таким работникам относятся: дежурный по железнодорожным станциям; начальник железнодорожных станций участков инфраструктуры, оборудованных диспетчерской централизацией, автоблокировкой и полуавтоблокировкой; дежурный персонал электромонтеров и электромехаников тяговых подстанций, электростанций районов электрических сетей и дистанций контактной сети; работники хозяйства сигнализации и связи; приемосдатчики груза и багажа; работники восстановительных поездов; проводники пассажирских вагонов, проводники по сопровождению специальных вагонов и др. Дежурство на дому или в специально оборудованной комнате (помещении), в купе вагона допускается с письменного согласия работника в соответствии с утвержденными работодателем и с учетом мнения представительного органа работников положениями о дежурстве в соответствующих видах деятельности железнодорожного транспорта.

Максимальная ежедневная продолжительность рабочего времени зависит от профессии (должности) работника железнодорожного транспорта. Так, по графику сменности продолжительность непрерывной работы (смены) проводников пассажирских вагонов в поездке не должна превышать 12 часов, а суммарная продолжительность ежедневной работы (смены) в течение календарного дня не должна превышать 16 часов. При обслуживании пассажирского вагона двумя проводниками за поездку каждому проводнику включается в рабочее время половина времени в пути следования и в соответствии с графиком сменности.

На железнодорожном транспорте работодателю предоставлено право в период массовых пассажирских перевозок (июнь ‑ сентябрь), с учетом мнения представительного органа работников и с письменного согласия работников, вводить особый режим времени отдыха работников бригад пассажирских поездов, билетных кассиров железнодорожных вокзалов (станций), городских железнодорожных агентств с сокращением продолжительности междусменного отдыха по месту постоянной работы. При этом сокращенное время междусменного отдыха не может составлять менее: у работников бригад пассажирских поездов 2 суток и 12 часов у билетных кассиров.

Дисциплина труда на транспорте

Правовое регулирование дисциплины любых работников, а не только транспортных организаций, в настоящее время законодатель относит к компетенции федерального законодателя, то есть на уровень федеральных законов, а не подзаконных нормативно-правовых и локальных актов (ч. 5 ст. 189 ТК РФ). Соответственно, дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, должна подчиняться нормам Трудового кодекса и положений (уставов) о дисциплине, устанавливаемых федеральными законами. Прежде уставы и положения о дисциплине вводились в действие актами Правительства РФ. Большинство из них сегодня продолжает действовать в части, не противоречащей ТК, впредь до принятия соответствующих актов, утвержденных федеральными законами, как этого требует ст. 330 ТК РФ.

Нарушение дисциплины на транспорте создает угрозу жизни и здоровью людей, безопасности движения транспортных средств, сохранности перевозимых грузов, багажа и иного имущества, а также приводит к невыполнению договорных обязательств. Поэтому от работников предприятий, учреждений и организаций транспорта требуется высокая организованность в работе и безукоризненное выполнение трудовых.

Дисциплина работников транспорта состоит в сознательном соблюдении ими правил и норм, установленных законодательством РФ о труде, нормативными актами, применяемыми на соответствующем виде транспорта, в выполнении приказов и указаний руководителей транспортных предприятий, учреждений и организаций, а также обязанностей, предусмотренных трудовыми договорами (контрактами).

Положения и уставы о дисциплине подробно раскрывают основные права и обязанности работодателя и работника, устанавливают дополнительные виды поощрений, особенности порядка применения и обжалования дисциплинарных взысканий. При условии санкционирования соответствующего положения или устава о дисциплине федеральным законом в нем могут быть предусмотрены дополнительные дисциплинарные взыскания и основания увольнения.

Работники поощряются за добросовестное выполнение трудовых обязанностей, улучшение качества работы, повышение производительности труда, новаторство, инициативу, обеспечение сохранности перевозимых грузов и багажа, бережное отношение к иному вверенному имуществу, продолжительную и безупречную работу. Допускается применение к одному работнику одновременно нескольких видов поощрения.

К работнику железнодорожного транспорта возможно применение следующих видов поощрений: а) объявление благодарности; б) выдача премии; в) награждение ценным подарком; г) награждение Почетной грамотой; д) присвоение звания лучшего работника по профессии или других званий за успехи в работе с вручением памятного знака и выплатой денежного вознаграждения; е) поощрения, предусмотренные коллективным договором; ж) награждение нагрудным знаком «Почетному железнодорожнику» (раздел II Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. № 621[226]).

Согласно разделу III Устава о дисциплине работников рыбопромыслового флота, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2000 г. № 708, к работникам применяются следующие виды поощрения: а) объявление благодарности (в устной или письменной форме); б) выдача премии; в) награждение ценным подарком; г) награждение почетной грамотой; д) занесение в Книгу почета, Книгу истории корабля и на Доску почета; е) присвоение звания лучшего работника по профессии; ж) награждение нагрудным знаком.

К работнику разрешается применять и другие виды поощрения, предусмотренные в соответствующей организации рыбопромыслового комплекса.

Поощрение работников рыбопромыслового флота осуществляется в следующем порядке: а) капитан судна рыбопромыслового флота РФ имеет право объявлять благодарность в приказе по судну; б) руководитель, обладающий правом приема на работу данного работника, может объявлять ему благодарность в приказе, принимать решение о премировании и награждать ценным подарком; в) руководитель, обладающий правом приема на работу данного работника, может совместно с соответствующим выборным профсоюзным органом награждать этого работника почетной грамотой, заносить в Книгу почета, Книгу истории корабля или на Доску почета; г) награждение почетной грамотой федерального органа исполнительной власти по рыболовству, нагрудным знаком, присвоение звания лучшего работника по профессии или других званий за успехи в работе производятся в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти по рыболовству.

Если к работнику необходимо применить поощрение, выходящее за пределы прав, предоставленных конкретному руководителю, он ходатайствует об этом перед вышестоящим руководителем. Поощрения (кроме устной благодарности) объявляются в приказе и заносятся в трудовую книжку работника[227].

Поощрения к работникам морского транспорта применяются руководителем совместно или по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом при наличии такого органа в организации. Вышестоящий руководитель пользуется принадлежащим нижестоящему руководителю правом поощрения работников морского транспорта в полном объеме (п. 8, 11 Устава о дисциплине работников морского транспорта[228]).

В положениях и уставах о дисциплине работников транспорта установлен более широкий перечень дисциплинарных взысканий, по сравнению с Трудовым кодексом. Однако многие из них в настоящее время не соответствуют Конституции РФ, ТК РФ и другим законам, поэтому эти взыскания юридически грамотным работодателем либо не применяются или впоследствии по исковым заявлениям работников либо их представителей признаются судебной практикой противоречащими действующему законодательству.

Так, постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 3 июля 2002 г. № 256пв-01 Об отмене решения Верховного Суда РФ от 6 августа 2001 г., определения Верховного Суда РФ от 4 октября 2001 г. и о признании противоречащим закону и недействующим пункта 18 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. № 621 был признан незаконным пункт 18 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ, поскольку введение подзаконным актом дополнительного основания для увольнения противоречит требованиям трудового законодательства РФ.

Права и свободы человека и гражданина в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и охраняемых законом интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя является серьезным ограничением права человека на труд, поэтому основания расторжения трудового договора могут быть установлены лишь федеральным законом. В настоящее время это конституционное положение реализовано в ст. 77 Трудового кодекса РФ, в которой приводится перечень общих оснований расторжения трудового договора и указывается, что трудовые отношения могут быть прекращены также и по иным основаниям, предусмотренным ТК РФ и другими федеральными законами. Федеральный закон О федеральном железнодорожном транспорте дополнительных оснований прекращения трудового правоотношения не содержит. Норма данного закона о том, что дисциплина работников железнодорожного транспорта регулируется законодательством РФ о труде и Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ, утверждаемым Правительством Российской Федерации, не может толковаться как передача Правительству РФ законодательных функций по определению дополнительных оснований для увольнения. На этом основании Президиум Верховного Суда РФ признал п. 18 данного Положения не действующим.

Разделом IV Устава о дисциплине работников морского транспорта дисциплинарным проступком признается нарушение работником морского транспорта дисциплины труда на борту судна, в служебных помещениях и на территории организаций морского транспорта. За совершение дисциплинарного проступка к работнику могут быть применены помимо предусмотренных ст. 192 ТК РФ (замечания, выговора и увольнения) также дополнительные виды дисциплинарного взыскания: это — строгий выговор и предупреждение о неполном служебном соответствии.

В данном акте особо оговариваются случаи применения такой меры дисциплинарной ответственности, как предупреждение о неполном служебном соответствии: а) систематическое невыполнение служебных обязанностей и распоряжений руководителя; б) неоднократное совершение дисциплинарных проступков; в) нарушение законов и иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности мореплавания, сохранности имущества на море, предотвращения возникновения ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, защиты и сохранения морской среды.

Руководители организаций морского транспорта применяют дисциплинарные взыскания в соответствии с предоставленными им правами в следующем порядке: а) капитан самоходного судна с экипажем численностью не менее 10 человек вправе налагать на членов экипажа судна дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора и строгого выговора[229]. При этом начальник экспедиции по морскому перегону судов наделен правом налагать дисциплинарные взыскания на всех членов экипажей судов, входящих в экспедицию по морскому перегону судов; б) руководитель, обладающий правом приема работника морского транспорта на работу, может налагать на него все виды дисциплинарного взыскания; в) руководитель может налагать взыскания в виде замечания, выговора и строгого выговора и на тех подчиненных ему работников морского транспорта, которые назначаются на должность вышестоящим руководителем, если такое право предоставлено ему в установленном порядке, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Правами по применению дисциплинарных взысканий, принадлежащими тем или иным руководителям, обладают все вышестоящие по отношению к ним руководители. Если с учетом тяжести дисциплинарного проступка необходимо применить дисциплинарное взыскание, превышающее объем прав, предоставленных руководителю, то он должен обратиться с соответствующим ходатайством к вышестоящему руководителю.

По общему правилу, дисциплинарное взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания в отпуске или времени использования суммированных дней отдыха. Однако пунктом 23 Устава о дисциплине работников морского транспорта вследствие специфики режимов труда и отдыха предусмотрен гораздо более длительный срок применения мер дисциплинарной ответственности к провинившимся. Для членов экипажей судов дальнего плавания он составляет один год со дня совершения проступка. Это положение подзаконного нормативного правового акта противоречит ТК РФ (ст. 193). До принятия соответствующих федеральных законов все положения уставов о дисциплине труда работников транспорта, противоречащие трудовому кодексу РФ, не должны применяться.

 

Литература:

3. Миронов В.И. Трудовое право России. М.: ООО «Журнал «Управление персоналом». 2005. С. 898-901.

4. Головина С.Ю. Правовое регулирование труда отдельных категорий работников. М.: Дело. 2003. С. 186-188; 201-210.

5. Молодцов М.В., Головина С.Ю. Трудовое право России. М.: Норма. 2003. С. 567-571.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.