Сделай Сам Свою Работу на 5

Особые условия трудового договора с работниками транспорта





Транспорт относится к источникам повышенной опасности. Их владельцы несут юридическую ответственность и при отсутствии вины в совершенном правонарушении (ст. 1079, 1083 Гражданского кодекса РФ). Эксплуатация транспортных средств с несоблюдением установленных правил и норм способна повлечь тяжкие последствия для жизни и здоровья как самих работников и окружающих их людей, так и для нормальной производственной и иной хозяйственной деятельности предприятий и организаций, для сохранности имущества работодателей и других субъектов общественных отношений. Поэтому законодатель предъявляет в сфере использования средств транспорта особые требования и к наемным работникам (в целях усиления их личной ответственности и самодисциплины при выполнении своих трудовых обязанностей), и к работодателям, обязанным обеспечивать выполнение правил охраны труда и техники безопасности.

Специфика юридического регулирования выполнения трудовых функций работниками определяется отнесением их к одной из следующих групп. Во-первых, это лица, труд которых связан с непосредственным управлением транспортными средствами и с управлением движением этими средствами (водители автомобилей, трамваев, троллейбусов, вездеходов и аэросаней; машинисты электропоездов, паровозов, электровозов; капитаны-механики; командиры воздушного судна; диспетчеры службы движения; диспетчеры порта, лоцманы и т.п.)[208]. Во-вторых, лица, выполняющие работы по непосредственному техническому обслуживанию транспортных средств. В-третьих, работники, обеспечивающие организацию коммерческого и иного использования транспортных средств, а также решение общих вопросов управления и контроля в организации (так называемый административно-управленческий персонал транспортных предприятий). В-четвертых, все иные лица, работающие в транспортных организациях (кондукторы, контролеры, работники авто- и железнодорожных вокзалов, аэропортов и т.п.).



Трудовая деятельность работников первой группы, наиболее детально и жестко регламентируется нормативно-правовыми актами различной отраслевой принадлежности и не только трудовым правом, но и административным, уголовным, экологическим и др. Однако не следует полагать, что труд лиц четвертой группы регулируется только общими нормами трудового законодательства (ТК РФ) — от степени добросовестности исполнения ими своих обязанностей в немалой мере зависит безопасность эксплуатации транспортных средств. Не только водитель, но и кондуктор автобуса или трамвая обязаны обеспечивать в салоне порядок, в частности, следить, чтобы пассажиры не выбрасывали мусор при движении, не выпрыгивали на ходу из транспортного средства. Медицинский работник, обязан тщательно провести предварительный (предрейсовый) медосмотр, не давать разрешения приступить к работе нетрезвому водителю, работнику аэродрома.



Для безопасности движения транспортных средств не менее важен труд лиц, входящих в третью группу. В некоторых случаях законодатель прямо предписывает работодателю перечень тех должностей работников руководящего звена, которые в обязательном порядке должны быть в штате предприятия. В соответствии с п. 18 Федеральных авиационных правил Сертификационные требования к физическим лицам, юридическим лицам, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Процедуры сертификации работодатель обязан предусмотреть в штате должности руководящего персонала, ответственного за соблюдение правил летной эксплуатации воздушных судов; соблюдение правил технического обслуживания и ремонта воздушных судов; обеспечение оперативного контроля организации, планирования и выполнения полетов; организационное обеспечение перевозок; обеспечение авиационной безопасности; организацию обеспечения безопасности полетов; управление качеством[209].



Особенности применения труда работников транспорта установлены главой 51 Трудового кодекса РФ, а также нормативно-правовыми актами, регулирующими использование транспортных средств соответствующего вида. Наиболее важные среди них: Воздушный кодекс РФ[210] (далее — ВК РФ); Кодекс торгового мореплавания РФ[211] (далее — КТМ РФ); Кодекс внутреннего водного транспорта РФ[212] (далее — КВВТ РФ); Федеральные законы от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ О железнодорожном транспорте в Российской Федерации и от 25 августа 1995 г. № 153-ФЗ О федеральном железнодорожном транспорте[213].

Возможность занятия некоторых должностей при приеме на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, обуславливается наличием (отсутствием) у претендента ряда определенных в законодательстве качеств. Часть из них относится к общепризнанным и общепринятым требованиям, предъявляемым к работникам разных профессий (наличие специального образования, стажа работы по специальности, отсутствие определенных заболеваний, согласие непосредственного руководителя подразделения (цеха, отдела, кафедры) и т.п.). Так, командиром воздушного судна может быть лицо, имеющее действующий сертификат (свидетельство) пилота (летчика), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа (ст. 57 ВК РФ). На должность полетного диспетчера вправе претендовать лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование, дополнительную специальную подготовку по установленной программе и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 1 года (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30 марта 2010 г. № 200 О внесении изменений в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта"[214]). Согласно ст. 28 КВВТ судовладелец производит назначение членов экипажа судна только с согласия капитана судна.

Однако на транспорте имеются профессии (должности), возможность занятия которых предполагает необходимость выполнения довольно специфических требований, воспринимаемых в отношении большинства работников других отраслей экономики как дискриминационные: наличие гражданства РФ; достижение определенного возраста; отсутствие непогашенной или неснятой судимости; высокий уровень морально-нравственных качеств, самосознания и самодисциплины; увольнение с предыдущего места работы не по основанию, связанному с совершением грубых дисциплинарных проступков; знание языка и законов того государства, на территории или в воздушном пространстве которого выполняются перевозки пассажиров, грузов, багажа.

Например, Приказом Минтранса РФ от 23 декабря 2009 г. № 249 Об утверждении Федеральных авиационных правил Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации установлена для работодателя, осуществляющего деятельность по эксплуатации воздушных судов, обязанность принимать меры к тому, чтобы его работники знали и исполняли законы, правила и процедуры государств, в воздушном пространстве которых выполняются полеты, а также государства регистрации воздушного судна и государства работодателя (п. 18 указанных Правил)[215]. Выполнение данного требования является условием получения работы лицами, желающими выполнять международные воздушные полеты, поскольку согласно п. 1.3 Федеральных авиационных правил Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 31 июля 2009 г. № 128 (ред. от 21.12.2009), если требования законов и правил иностранного государства, в воздушном пространстве которого происходит полет, отличаются от требований этих Правил, то должны применяться требования законов и правил этого государства[216].

На должности авиационного персонала не могут быть приняты в соответствии с п. 3 ст. 52 ВК РФ лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления. Не допускаются к работе в службах авиационной безопасности лица: а) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления; б) состоящие на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании; в) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, из органов прокуратуры, судебных органов по основаниям, которые в соответствии с законодательством РФ связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года; г) в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с Законом РФ О милиции, имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска этих лиц к осуществлению деятельности, связанной с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни или здоровья человека, а также для окружающей среды (п. 4 ст. 52 ВК РФ).

В состав летного экипажа воздушного судна России, которое относится к коммерческой гражданской авиации, могут входить только граждане Российской Федерации. Включение в состав летного экипажа данного воздушного судна иностранного гражданина допускается только на период его подготовки в целях получения допуска к деятельности по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты на воздушном судне определенного типа при условии, что иностранный гражданин не исполняет обязанностей командира воздушного судна Российской Федерации (п. 4 ст. 56 ВК РФ).

Достижение предельного возраста для занятия определенной должности на транспортном предприятии может послужить причиной отказа в приеме на работу или увольнения работника. Так, не допускается к выполнению функций командира воздушного судна, занятого в международных коммерческих воздушных перевозках, лицо, достигшее возраста 60 лет, возраста 65 лет, в случае выполнения полетов в экипаже с другим пилотом — старше 60 лет. Кроме того, не разрешается выполнение функций второго пилота воздушного судна, занятого в международных коммерческих воздушных перевозках, лицом, достигшим возраста 65 лет (п. 2.15 и 2.16 Федеральных авиационных правил Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации).

Минимальный возраст для получения возможности претендовать на должность частного или коммерческого пилота, пилота многочленного экипажа самолета, штурмана, бортпроводника — 18 лет (п. 3.1, 4.1, 5.1, 12,1, 15.1 указанных выше Правил). Линейный пилот и сотрудник по обеспечению полетов - полетный диспетчер должны быть не моложе 21 года (п. 6.1, 18.1). Пилотом планера или сверхлегкого воздушного судна может стать 16-летний гражданин (п. 9.1, 11.1).

Водителями автобусов, троллейбусов, трамваев могут быть лица при достижении ими двадцатилетнего возраста (ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (ред. от 27.07.2010) О безопасности дорожного движения[217]).

Общими условиями приема на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, являются требования пройти профессиональный отбор и профессиональную подготовку, а также обязательный предварительный медицинский осмотр (обследование) (ст. 328 ТК).

Согласно ст. 52 ВК РФ к деятельности по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также к деятельности по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения могут быть допущены только лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство). Подготовка специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется лишь в российских образовательных учреждениях, имеющих выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации сертификаты (ст. 54 ВК РФ). При этом сертификат (свидетельство) иностранного государства, выданный лицу из числа авиационного персонала, может быть признан в России действительным при условии, если этот сертификат (свидетельство) соответствует международным авиационным стандартам, признаваемым Российской Федерацией, и федеральным авиационным правилам (ст. 55 ВК РФ).

Лица, принимаемые в состав авиационного персонала, должны быть обладателями следующих свидетельств: частного пилота (самолет, дирижабль, вертолет); коммерческого пилота (самолет, дирижабль, вертолет); пилота многочленного экипажа (самолет); линейного пилота (самолет, вертолет); штурмана; бортрадиста; бортинженера (бортмеханика); бортпроводника; бортоператора; специалиста по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники; сотрудника по обеспечению полетов (полетного диспетчера) (п. 1.2 Федеральных авиационных правил Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 12 сентября 2008 г. № 147[218]).

В соответствии с п. 2.2. и 2.7 указанных Правил, при выдаче свидетельства пилота в свидетельство вносятся отметка о виде воздушного судна и квалификационные отметки, соответствующие классу или типу воздушных судов, которые использовались в ходе проверки знаний, навыков (умений). Кроме того, обладатель свидетельства пилота должен получить квалификационную отметку о типе воздушного судна для эксплуатации: а) воздушного судна, в сертификате типа или в руководстве по летной эксплуатации (эквивалентном ему документе) которого установлено, что для его эксплуатации требуется второй пилот; б) вертолета, в сертификате типа или руководстве по летной эксплуатации (эквивалентном ему документе) которого установлено, что он может эксплуатироваться летным экипажем, состоящим из одного пилота; в) любого воздушного судна, когда это предусмотрено в сертификате типа на это воздушное судно. Если функции пилота ограничиваются только функциями второго пилота, то в квалификационной отметке о типе воздушного судна должно быть указано данное ограничение.

Лица, претендующие на включение в члены экипажей судов, эксплуатируемых на внутренних водных путях РФ, помимо указанных в ст. 65 ТК должны представить следующие виды документов: а) дипломы: капитана; старшего помощника капитана; механика; капитана скоростного судна; электромеханика и др.; б) квалификационные свидетельства: шкипера; боцмана; рулевого; матроса; моториста; машиниста; электрика судового; радиооператора; повара; проводника и др. (п. 2 Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2005 г. № 349[219]).

Дипломы, выданные лицам командного состава судов внутреннего плавания, дают им право занимать соответствующие должности на судах в течение 5 лет со дня получения дипломов. Лица командного состава судов, имеющие дипломы, должны не реже одного раза в пять лет проходить обучение на курсах повышения квалификации по программам, утверждаемым Министерством транспорта РФ, с последующим прохождением квалификационных испытаний. По результатам этих испытаний квалификационные комиссии выдают подтверждения к дипломам. Срок действия таких подтверждений не может превышать 5 лет.

Дипломы выдаются лицам командного состава судов внутреннего плавания, достигшим 18-летнего возраста, а квалификационные свидетельства — членам судовой команды, достигшим 16-летнего возраста, имеющим соответствующее профессиональное образование и стаж плавания, годным по состоянию здоровья к работе на судах и прошедшим квалификационные испытания. При этом от квалификационных испытаний в течение одного года после окончания учебы освобождаются выпускники образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования (п. 9-10 Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания).

В случае утраты права на управление транспортными средствами работник с его согласия должен быть переведен работодателем на другую работу, а в случае отказа от перевода либо отсутствия работы может быть уволен.

Основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами, в соответствии со ст. 28 закона О безопасности дорожного движения, являются: а) истечение установленного срока действия водительского удостоверения; б) ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением; в) лишение права на управление транспортными средствами.

Виды правонарушений, влекущих в качестве меры ответственности лишение права на управление транспортными средствами либо ограничение такого права, устанавливаются федеральным законом. К таким проступкам относится управление транспортным средством: без государственных регистрационных знаков, а равно управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков либо управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением материалов, препятствующих или затрудняющих их идентификацию; с заведомо подложными государственными регистрационными знаками; на котором без соответствующего разрешения установлены устройства для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации); на наружные поверхности которого незаконно нанесены специальные цветографические схемы автомобилей оперативных служб; водителем, находящимся в состоянии опьянения, а равно передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения и др. (ст. 12.2, 12.8 КоАП РФ).

Утрату права на управление транспортным средством может повлечь выезд на встречную полосу движения (ст. 12.15 КоАП РФ), непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом (ст. 12.17); нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкой и средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (ст. 12.24 КоАП РФ).

Прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования). Порядок проведения предварительных и последующих периодических медицинских осмотров (обследований) для работников транспорта устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта (ст. 328 ТК).

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16 августа 2004 г. № 83 (ред. от 16.05.2005) Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения этих осмотров (обследований), к таким работам, в частности, относятся работы на судах (морских, речных, воздушных) и по непосредственному управлению транспортными средствами (п. 15, 17 Перечня работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования))[220].

Предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу, связанную с движением транспортных средств, проводятся в целях определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе. Предварительные и периодические медицинские осмотры работников проводятся медицинскими организациями, располагающими лицензией на указанный вид деятельности.

Работник для прохождения предварительного медицинского осмотра предъявляет направление, выданное работодателем, в котором указываются вредные и (или) опасные производственные факторы и вредные работы, а также паспорт или другой документ, его заменяющий, амбулаторную карту или выписку из нее с результатами периодических осмотров по месту предыдущих работ и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — решение врачебной психиатрической комиссии. Обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет обязаны проходить работники, осуществляющие деятельность, связанную с источниками повышенной опасности, к которым относятся транспортные средства (ст. 213 ТК).

Общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями для работ, непосредственно связанных с движением транспортных средств, являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. В соответствии с Медицинскими психиатрическими противопоказаниями для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности, не могут быть допущены к работе в качестве водителя автобуса, троллейбуса, трамвая, маршрутного такси лица, страдающие пограничной умственной отсталостью и задержкой умственного развития, больные эпилепсией, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, а также имеющие дефекты речи и заикание в тяжелой форме[221].

Периодические медицинские осмотры (обследования) работников транспорта проводятся с целью: динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска; выявления общих заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов; своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников.

Частота проведения периодических медицинских осмотров (обследований) определяется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации, но при этом периодические медицинские осмотры (обследования) должны проводиться не реже чем один раз в два года.

Лица, не достигшие возраста 21 года, занятые на работах, связанных с движением транспорта, проходят периодические медицинские осмотры ежегодно (ст. 213 ТК).

Заключение медицинской комиссии и результаты медицинского осмотра (как предварительного, так и периодического), а также выписка из амбулаторной карты работника вносятся в карту предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований). В случае, если при проведении периодического медосмотра возникают подозрения на наличие у работника профессионального заболевания, медицинская организация направляет его в установленном порядке в центр профпатологии на экспертизу связи заболевания с профессией.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.