Сделай Сам Свою Работу на 5

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФАРМАКОТЕРАПИИ И ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.





В древности говорили: «У врача есть три средства для лечения больных – слово, трава и нож». Можно понимать это, как психотерапию, лекарства и хирургию. Фармакотерапия сохраняет свое значение и в наше время. Она достигла таких высот, что появилось соображение о том, что мы живем в период все более безопасной хирургии и все более опасной терапии. Этому способствует и агрессивное внедрение рыночных отношений в медицину. Фармацевтические компании круглосуточно внедряют в потребителя (больного человека) необходимость покупки того или иного препарата. В то же время они абсолютно не заинтересованы производить высокоэффективные препараты, дающие достаточно быстрый эффект, стойкий, дешевый, а напротив, чтобы мы лечились подольше и подороже. Современному врачу невозможно запомнить все предлагаемое фарминдустрией. Ряд «великолепных» лекарств, применявшихся 20-30 лет назад, забыты, тогда как аспирин успешно здравствует и в нем находят все новые полезные свойства. Влияние на потребителя оказывается разнообразное, вербальное и невербальное, явно и скрытно. Опасность нашего времени еще и в том, что рынок наводнен фальсифицированной продукцией. В России 30% лекарств – подделка.



Основоположник первой кафедры клинической фармакологии в СССР профессор Б.Е. Вотчал утверждал, что 30% эффекта любого лекарства – это вера в него пациента. Существует медицинская поговорка: «Спешите назначить этот препарат, пока он не вышел из моды ».

Плацебо (лат. рlacebo – понравлюсь, удовлетворю) – фармакологически индифферентное вещество, по внешнему виду и вкусу имитирующее некоторое лекарственное средство; применяется при исследовании фармакологического эффекта лекарственных веществ, а также в терапевтической практике (плацебо – терапия). Плацебо–эффект – реакция организма на прием плацебо.

Неотъемлемая часть медицины – диагностика, которая предшествует лечению, но может осуществляться и одновременно. В идеале правильная диагностика обеспечивает правильное, эффективное лечение. Безусловно, технический прогресс поднял диагностические возможности весьма высоко, однако в ряде случаев диагностика является достаточно опасным мероприятием. Протоколизация медицины заставляет иной раз проводить серьезные диагностические процедуры, когда они не имеют предполагаемого значения, но могут представлять опасность для больного, только для соблюдения формы. Старые врачи всегда говорили о примате клинике, формулируя постулат, что если анализ противоречит клиники, тем хуже…для анализа. Плацебо–эффект встречается и может использоваться при проведении диагностических мероприятий.



Плацебо – терапия – один из вариантов психотерапии посредством косвенного внушения, или процесса научения. Если условно – рефлекторное научение объясняет длительность плацебо – реакций (например, при приеме плацебо – транквилизаторов плацебо – реакции могут сохраняться в течение 2-3 лет), то моделирование делает понятной их зависимость от личности врача и больного. Наиболее выраженные плацебо – реакции наблюдаются у внушаемых, конформных, боязливых пациентов, готовых к безусловному сотрудничеству со специалистом. Результаты лечения зависят от способности специалиста к терапевтической коммуникации и его убежденности в действенности препарата также и тогда, когда речь идет о плацебо. На выраженности плацебо – эффекта влияет степень новизны препарата, его доступность, упаковка, реклама, характер информации, содержащейся в аннотации, предшествующая эффективность лекарства у данного больного, его установка на психотерапию, физиотерапию или лекарственные средства, отношение пациента к врачу, назначавшему ему препарат, отношение врача к препарату, репутация средства среди других больных, членов семьи и т. д.



Врач всегда должен учитывать, что пациент оценивает его личность, так же как он изучает и оценивает психологические особенности пациента. Для максимально эффективной деятельности врач должен обладать широкими знаниями, высокими нравственными качествами, высокой общей культурой, чтобы превосходить больного, или, по крайней мере, не уступать ему. Врач должен иметь широкий кругозор и быть образованным как в области медицины, так и в других областях человеческих знаний. Образование врача должно быть как можно более полным, глубоким и совершенным.

Умирая, Авиценна скромно подвел итоги: «Мы умираем и с собой уносим лишь одно: сознание того, что мы ничего не узнали». Крупнейший клиницист А.А. Остроумов писал: «Учиться всю жизнь для пользы общества – таково призвание врача». Однако знания и высокая квалификация врача – лишь инструмент, эффективность применения которого зависит от личностных особенностей врача. Личность врача сама по себе способна оказывать терапевтический эффект и повышать эффективность лечебных средств и методов при условии, что врач пользуется у больного и его родственников доверием и авторитетом (С.П. Боткин).

Важной составляющей в профессиональной деятельности врача является эмпатия – способность сопереживать пациенту, понимать его чувства, потребности, интересы, мотивации, поступки. Во время общения с пациентом у врача возникает личностный резонанс в виде сострадания, желания облегчить состояние больного человека. Личное обаяние, здоровый оптимизм, правдивость, скромность – обязательные качества врача для взаимопонимания с пациентом. Если оно отсутствует, «лучше, если врач скажет больному, что лично он не может помочь», писал известный немецкий врач и психотерапевт, которого считают одним из основоположников психосоматической медицины, Г. Гродек.

Психологи выделяют разные типы профессионального поведения медицинских работников и реакций больных на их поведение. Четыре психологические типы врача, составляющие альтернативные пары: сопереживающий – эмоционально нейтральный; директивный – недирективный (В.А. Ташлыков). Вот пример типов психотерапевтов: скромный труженик, клиницист, таинственный волшебник, терапевт-пациент, терапевт-бизнесмен, конгруэнтный профессионал, психотерапевт-совместитель; и медицинских сестер: практический, артистический, нервный, мужской, материнский, сестры-специалистки.

Медицинскую деятельность можно отнести к одной из наиболее напряженных в профессиональном ряду. В первую очередь это обусловлено высочайшей ответственностью за результат своего труда – помощь человеку в сохранении его здоровья, а нередко и жизни. Медицинский работник постоянно находится в роли субъекта, на который пациент возлагает надежду, а достаточно часто и обязанность в возвращении ему утраченной по разным причинам физической, психологической и /или социальной свободы. Характерны высокая интенсивность труда, его эмоциональная напряженность, многосменность, невысокая материальная обеспеченность и недостаточная юридическая защищенность. В силу указанных причин и ряда других частных обстоятельств медицинские работники большую часть индивидуального времени находятся в интенсивной стрессогенной среде, что повышает возможность развития у них хронического психоэмоционального стресса с вытекающими из этого последствиями.

К патологическим состояниям, связанным с профессиональной деятельностью относятся синдром профессиональной деформации, синдром хронической усталости, синдром эмоционального выгорания. Одна из причин их развития – высокая эмоциональная насыщенность труда, основу которого составляет межличностное взаимодействие.

Профессиональная деформация личности медицинского работника происходит постепенно на основе профессиональной адаптации. Изначальное эмоциональное сопереживание страданиям больного человека постепенно может притупляться и переходить в безразличное отношение. Основная направленность деятельности медицинского работника смещается из зоны личностного подхода к пациенту, как субъекта взаимодействия, в зону профессионального действия с больным, как объектом постановки диагноза и проведения лечении. Этому способствует и бюрократизация работы лечебных учреждений. Существующие требования неукоснительного выполнения приказов, инструкций, распоряжений вышестоящих инстанций превращают отношения специалистов – медиков к пациенту как к объекту реализации регламентированных воздействий. Отсутствие дифференцированной материальной и моральной оценки деятельности медика, зависящей от его отношения к проводимой работе, и наличие примеров безразличного и бездушного отношения к пациентам и коллегам; деятельность в узко нормативных границах не учитывает ценностного и целостного подхода к личности пациента. Профессионал осваивает работу с определенными органами, тканями или функциями тела, усваивает готовые знания в виде алгоритмов практической деятельности, что ведет к стандартизации, обеднению мышления и общения.

Выражением профессиональной деформации личности медицинского работника является появление черствости, граничащей с бездушием и цинизмом, использование профессионального жаргона. Во многом она носит подсознательный характер и связана с недостаточностью личностного контроля. Она может отрицательно сказываться на взаимоотношениях, как в коллективе, так и с пациентами, приводя у последних к возникновению ятрогенных расстройств.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.