Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные личностные подходы в медицинской психологии.





Общая медицинская психология. Понятие нормы и патологии.

Общая модель болезни.

Норма в биологии и медицине – оптимум функционирования и развития организма.

Болезнь (morbus) – это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов при реактивной мобилизации в качественно-своеобразных формах его компенсаторно-приспособительных механизмов; болезнь характеризуется общим или частичным снижением приспособительности к среде и ограничением свободы жизнедеятельности больного.

Б. – общее название конкретных нозологических единиц.

Модель болезни – воспроизведенные у лабораторного животного существенные черты определенной болезни человека.

Психология – наука о закономерностях возникновения и функционирования психики, ее механизмах и проявлениях. П. возрастная, социальная, труда и т.д.

Медицинская психология – раздел П., изучающий П. больного человека, а также психологические особенности профессиональной деятельности. Основным ее содержанием как науки, стоящей на пересечении медицины и психологии, является, по Э. Кречмеру (1922), психологический анализ природы болезни. Предметом клинической (медицинской) психологии по Н.Д. Лакосиной и Г.К. Ушакову, служат многообразные особенности психики больного и их влияние на здоровье и болезнь, а также обеспечение оптимальной системы позитивных психологических воздействий с учетом всех обстоятельств, сопутствующих их обследованию и лечению больного, в частности в системе отношений врач-медработник-пациент.



Термины «клиническая» (от греч. kline – больничная койка, постель) и «медицинская психология» близки по смыслу и содержанию. Многие специалисты предпочитают понятие КП, так как оно подчеркивает значение психологических факторов в клинике различных заболеваний и обеспечении помощи больному человеку.

КП не подменяет психиатрию, но тесно с ней связана, прежде всего с такими разделами, как пограничные психические расстройства и общая психопатология.

Без знания и использования основ КП, раскрывающей психологические особенности и возможные изменения психики людей, включенных в лечебно-диагностический процесс (пациентов и медицинских работников), невозможен подлинный врачебный уровень оказания медицинской помощи, даже при совершенном владении навыками и капитальном усвоении теоретических основ избранной медицинской специальности.



Общая клиническая психология изучает:

· основные характеристики психологии больного человека и разграничение нормальной, временно измененной и болезненной психики;

· внутреннюю картину болезни, варианты реакций личности на болезнь и их значение для лечебно-диагностического процесса;

· психологию врачебной деятельности;

· взаимоотношения врач-сестра-больной;

· учение о психосоматических и соматопсихических взаимовлияниях;

· учение об индивидуальности (темперамент, характер, личность), этапах ее постнатального онтогенеза (детство, отрочество, юность, зрелость и поздний возраст) и особенностях психологии человека в разные возрастные периоды;

· медицинскую деонтологию, включая вопросы врачебного долга, этики, врачебной тайны.

Весьма важными разделами клинической (медицинской) психологии являются психогигиена, психопрофилактика, психологическое консультирование и методы экспериментально-психологической оценки психического состояния больного, психокоррекция и психотерапия, обеспечивающие предупреждение и устранение психических расстройств у больного.

Из основных проблем психогигиены с клинической точки зрения, особое значение имеют:

· психология медико-генетического консультирования;

· психогигиена семьи, и в первую очередь той, в составе которой имеются лица с неблагоприятно текущими заболеваниями;



· психогигиена в кризисные периоды жизни человека, включая пубертатный и климактерический периоды;

· психогигиена брака и половой жизни;

· психогигиена обучения, воспитания и труда медицинских работников;

· психогигиена режима лечебных учреждений;

· психогигиена взаимоотношений врача и больного.

Частная клиническая психология раскрывает главные аспекты психологии врачебной деятельности при общении с больными, страдающими определенными болезнями.

Основное внимание при этом обращают на:

· особенности психологии больного с пограничными формами психических расстройств, которые фактически являются объектом деятельности врача любой специальности;

· особенности психологии больных, страдающих различными заболеваниями внутренних органов (сердечно-сосудистыми, легочными, желудочно-кишечными, инфекционными, эндокринологическими, неврологическими);

· психологию больных хирургического профиля на этапах подготовки, проведения хирургических вмешательств и послеоперационном периоде (в том числе онкологических больных, больных с травмами и ожоговой болезнью, урологических больных);

· особенности клинической психологии в акушерстве и гинекологии;

· психологию больных с дефектами тела, органов чувств и аномалиями развития (слепота, глухота, глухонемота и др.);

· клиническую психологию в педиатрии;

· проблемы психологического здоровья и психологические аспекты работы с больными, имеющими выраженную психическую патологию, страдающими психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркомания.

Из истории медицинской психологии. Медицинская психология как самостоятельное научное направление сформировалось лишь в ХХ веке, но ее истоки восходят к глубокой древности.

Мыслители Древнего Рима сформировали общечеловеческие взгляды на отношения между людьми. Цицерону принадлежат слова: «Существуют два первоначала справедливости: никому не вредить и приносить пользу обществу». Слова эти – одна из основных заповедей врачевания.

Врачи Древнего Египта при обследовании больных большое значение придавали анамнестическим данным и душевному состоянию пациента; в этом можно разглядеть зачатки медико-психологического и психогигиенического подходов. Практиковалось магическое воздействие на человека, в том числе и на заболевшего, словом, мимикой, пантомимическим действием с целью внушения (суггестии). В реликтовых папирусах сохранились тексты целебных заклинаний от ста болезней.

Свод законов Хаммурапи (Месопотамия, ок.2000 лет до н.э.) включал положения о медицинской этике.

Сирийский врач Сараджа говорил больному: «Смотри, нас трое: я, ты и болезнь. Если ты будешь на моей стороне, нам вдвоем будет легче одолеть ее».

Со времен расцвета персидской медицины (примерно ХI –XII вв. до н.э.) сохранился перечень идеальных качеств врача. Так, врач должен не только глубоко изучить медицину, много читать, накапливать как можно больший опыт по специальности, но и вырабатывать в себе умение спокойно выслушивать больного, тщательно и старательно распознавать болезнь и лечить добросовестно. Врач обязан говорить с больным мягко, быть внимательным, сердечным, дружелюбным, чтобы умышленно не затягивать болезнь, способствовать быстрейшему излечению больного и предупреждению рецидивов болезни.

Медицинские школы Персии выпускали врачей трех профилей: «исцелителей святостью», «исцелителей законом» и «исцелителей ножом». Наиболее хорошей подготовкой славились первые. Их обязанностью было врачевание с тонким мудрым использованием высших духовных качеств врача, т.е. психотерапии.

Традиционная медицина Востока (Древние Индия, Китай) особое внимание уделяла взаимоотношениям души и тела. На весь мир прославились практическая система самовоспитания йогов и китайская дыхательная гимнастика.

Греческая медицина в ходе своего развития переняла многие рациональные достижения египетской и персидской медицины. «Природа, - учил Аристотель, - дала человеку в руки оружие – интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах». По словам Демокрита, «должно приучить себя к добродетельным делам и поступкам, а не к речам о добродетели».

Величайшим врачом и мыслителем Древней Эллады был Гиппократ, который считается отцом медицины. Он первым описал типы человеческой личности по особенностям темперамента (дополненные позднее Галеном). Знаменитая клятва Гиппократа является образцом этико-деонтологического, истинно медико-психологического подхода к личности больного человека, к врачебному искусству, к взаимоотношениям врача и пациента. Он же сказал: «Медицина часто утешает, иногда облегчает, редко исцеляет».

Великий Авиценна (980-1037гг) одним из первых утверждал, что «местом пребывания душевной силы и источником ее действия является мозг», что «чрезмерное бодрствование портит натуру мозга и производит помешательство», что в результате уравновешивания характера, достигается сохранение здоровья «одновременно как для души, так и для тела».

Низами (1140-1203) считал неотъемлемыми качествами врача благородство, чуткость, нежность и мудрость, способность логически мыслить, правильно понимать и учитывать в лечении сложные переживания больного.

В начале ХIХ века крупнейшие представители французской медицинской школы (Морель, Маньян, Шарко, Бернгейм, Жане, Бабинский) не только подтверждали роль психики в развитии болезней, но и исследовали закономерности ее влияния.

Большое значение для правильного понимания роли психического и соматического факторов в происхождении болезней имел знаменитый спор «психиков» и «соматиков», развернувшийся в 20-х годах XIX века в Германии.

Без открытий И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, Л.С. Выготского, ставших центральными в психологии, невозможно было бы развитие этой науки.

И.М. Сеченов первым доказал неоспоримый теперь факт: если мы хотим познать человека, мы должны узнать психические механизмы, которые определяют наше существование. Таких механизмов оказалось три. Благодаря И.П.Павлову выяснилось, что мы – набор привычек, которые функционируют по принципу доминанты (открытие А.А. Ухтомского), а располагаются эти привычки в двух пластах психического – там, где правит сознание, и там, где правит бессознательное (о том, как оно это делает, рассказал Л.С. Выготский).

Наш земляк Л.С. Выготский в результате долгих и впечатляющих экспериментов вывел формулу: знак (слово) и его значение (т.е. то, что подразумевается) есть весьма сложная конструкция, где первая и верхняя часть принадлежат сознанию, а вторая и нижняя – подсознанию. Мы регулярно принимаем одно за другое, считаем, что говорим, что думаем, и делаем, что говорим (если, конечно, не ставим цель солгать). Хотя на самом деле все до крайности не так.

В психике мы имеем три пласта: 1) то, что человек говорит о том, что он думает, 2) то, что он думает, 3) то, что заставляет его так думать (или делать таким его мысли). Сознание (производное коры) только сопровождает, прилаживается к тем подлинным нашим мыслям, которые нам самим доподлинно неизвестны, которые живут в нас на правах смутных ощущений, кажущихся, едва уловимых внутренних движений. Подкорка в практически неизменном виде досталась нам от животных, имеющих одну заботу – выжить, и несколько незамысловатых средств, решающих эту задачу.

Своеобразной реакцией протеста ряда медиков против одностороннего «анатомо-материалистического» понимания патологических процессов и чрезмерного увлечения инструментально-лабораторными методами диагностики и лечения стало появление в начале ХХ века психоанализа, основоположником которого был З. Фрейд.

Понятие психического здоровья:

Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (из Устава ВОЗ).

Критерии психического здоровья (Г.К. Ушаков, 1976):

  • причинная обусловленность психических явлений, их необходимость, упорядоченность;
  • соответственная возрасту человека зрелость чувств;
  • максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности, гармония между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ней;
  • соответствие реакций (как физических, так и психических) силе и частоте внешних раздражителей;
  • критический подход к обстоятельствам жизни;
  • способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, установившимися в разных коллективах;
  • адекватность реакций общественным обстоятельствам (социальной среде);
  • чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;
  • чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных обстоятельствах;
  • способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций;
  • самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для остальных его членов;
  • способность планировать и осуществлять свой жизненный путь и др.

В психиатрии понятие нормы в значительной степени носит конвенциональный (договорный) характер. Основными принципами для ее определения являются:

§ среднестатистические (вероятностные, стохастические) закономерности, т.е. норма – это то, что встречается чаще, что характерно для значительного числа индивидов;

§ психическое здоровье означает наличие способности человека хорошо адаптироваться к среде, прежде всего социальной и состояние психического, психологического и социального благополучия; болезнь же – это состояние, при котором ухудшаются психические адаптационные способности человека и в связи с этим снижается качество его жизни;

§ психическое здоровье и психическая норма с утилитарной точки зрения – это состояние отсутствия болезни, т.е., когда по действующим в психиатрии диагностическим стандартам не представляется возможным установить диагноз какого-либо расстройства, имеющегося в номенклатуре заболеваний.

По мнению Всемирной федерации психического здоровья (1988), психическое здоровье человека определяется тремя главными составляющими:

§ тем, что чувствует человек по отношению к самому себе;

§ тем, что чувствует человек в отношении других людей;

§ тем, как человек способен справляться с требованиями повседневной жизни.

В современной психиатрии принят принцип презумпции психического здоровья, т.е. любой человек считается психически здоровым, пока не доказано обратное.

Согласно концепции последствий болезни, разработанной экспертами ВОЗ и представленной как дополнение к Международной статистической классификации болезней (МКБ IX и Х пересмотров) в виде Международной классификации и «Номенклатуры нарушений, органичений жизнедеятельности и социальной недостаточности», воздействие заболевания на организм человека рассматривается на трех уровнях:

1. Последствия на органном уровне.

2. Последствия на организменном уровне.

3. Последствия на социальном уровне – социальная недостаточность или дезадаптация (невозможность выполнения общественной роли, определяемой возрастом, воспитанием, образованием, профессией и конкретными условиями среды). Социальная недостаточность представляет собой специализацию болезни и отражает бытовые, социальные и экономические последствия болезни для человека и его контактов со средой обитания. Следствием ее является нарушение возможности интеграции в обществе.

Социальная недостаточность оценивается по обстоятельствам, которые ставят больного в невыгодное положение по сравнению со здоровыми. Измерителями социальной недостаточности являются так называемые критерии «выживания»: ориентация в окружающей среде, физическая независимость, мобильность, общение (социальная интеграция), занятия, экономическая независимость. Несоответствие любому из этих критериев вызывает социальную недостаточность.

 

 

Основные личностные подходы в медицинской психологии.

Существуют различные варианты связи между возникновением болезни и действием психологических факторов. Последние могут выступать:

§ единственной или главной причиной болезни;

§ одной из совместно действующих причин;

§ провоцирующим условием;

§ фактором, влияющим на тяжесть и характер течения болезни;

§ фактором, увеличивающим или уменьшающим уязвимость человека по отношению к возникновению определенного расстройства и т.п.

Биологический подход. Популярна теория стресса. Его влияние на здоровье человека объясняется массивными физиологическими, психологическими и поведенческими перестройками. У психических больных часто встречаются различные кризы и затруднения, в детстве они подвергались насилию, жестокому обращению, имели низкий социоэкономический статус. Для объяснения, почему все люди подвергаются воздействию стресса, а болеют не все, вводится понятие уязвимости. Она может быть биологической, психологической или социальной. Биологические факторы уязвимости:

§ биохимический дисбаланс нейротрансмиттеров и гормонов. Важнейшими для психического здоровья являются катехоламины – норадреналин и дофамин, серотонин (индоламин), гамма-аминомасляная кислота;

§ генетические аномалии;

§ врожденная или приобретенная физическая патология, в том числе головного мозга;

§ депривация физиологических потребностей (в питательных веществах, витаминах).

К психологическим факторам уязвимости можно отнести недостаток опыта по преодолению стрессовых ситуаций, особенности личностной сферы и познавательных процессов. Среди социальных факторов уязвимости важнейшим является социальная поддержка и социоэкономический статус индивида.

Психоаналитический подход. З. Фрейд впервые в современной науке предложил психологическую интерпретацию душевных расстройств.

На каждом жизненном этапе человек должен решить определенные задачи развития, проблемы при прохождении данных этапов формируют уязвимость по отношению к конкретным психическим расстройствам. Одни психоаналитики формируют их в социальном ключе, как задачи установления определенной степени автономии и определенного качества межличностных отношений, другие – традиционно, как задачи контроля над влечениями (над энергией инстинктивных импульсов).

Ключевую роль в развитии человека играют семейные отношения. Правильное воспитание обеспечивает ребенку должную степень удовлетворения влечений и одновременно должную степень их сдерживания. В процессе развития ребенка формируются защитные механизмы, уровень функционирования которых соответствует определенному уровню организации личности, а тот, в свою очередь, определяет характер психической патологии.

В психоанализе рассматриваются механизмы психологической защиты. Невроз представлялся как психогенное расстройство, символически выражающее бессознательный конфликт.

В психоанализе психическое расстройство понимается как результат нарушений в процессе индивидуального развития. Эти нарушения определяют уровень функционирования личности и особенности ее реагирования на неблагоприятные воздействия (неврозы, психозы, психосоматические расстройства).

Поведенческий подход опирается на основные теоретические положения бихевиоризма. Психические расстройства в рамках поведенческого подхода объясняются научением неадаптивному (патологическому) поведению, либо отсутствием навыков адаптивного поведения.

Основные идеи когнитивного подхода сформировали в 1960-е гг. психотерапевты А. Бек и А. Эллис. Эмоциональные проблемы обусловлены нашей интерпретацией различных событий. Психические расстройства понимаются как результат неадаптивных когнитивных процессов. Неадаптивные когниции – это мысли, которые несовместимы со способностью справляться с жизнью, нарушают внутреннюю гармонию и продуцируют неадекватную, чрезмерно интенсивную и болезненную реакцию. Нерациональные мысли не основаны на реальных фактах.

Экзистенциальный и гуманистический подходы преимущественно ориентированы не на проблемы здоровья и болезни, а на проблемы здорового и больного Человека. В этом смысле психическое расстройство – это лишь один из немногих аспектов человеческого существования, а личность пациента – нечто большее, чем его болезнь. Представители этих подходов – Л. Бинсвангер, Р. Мэй, И. Ялом, А. Кемпинский, К. Роджерс и др.

Экзистенциальная модель основывается на ряде важных положений:

§ особенностями человеческого существования являются его осмысленность, принципиальная возможность выбора и необходимость принимать на себя ответственность за этот выбор;

§ невозможность отделить субъекта от миров, в которых он присутствует: биологического мира, мира взаимоотношений и мира самоидентичности;

§ человек постоянно пребывает в состоянии становления;

§ смерть (конечность человеческого существования) является единственным абсолютным фактором жизни;

§ каждый человек уникален и незаменим;

§ люди обладают способностью выходить за рамки текущей ситуации, подниматься над ней, видеть себя одновременно и субъектом, и объектом;

§ современные неврозы являются неврозами отчуждения человека от мира, они сопровождаются чувством внутренней пустоты и одиночества.

Экзистенциальный и гуманистический подходы указывают на связь психопатологических синдромов с основными экзистенциальными вопросами – конечность человеческого существования, свобода и ответственность человека, одиночество и вина, фрустрация естественных для каждого человека потребностей в самоактуализации и самоуважении.

Экзистенциалисты делают акцент на существовании, а «гуманисты» - на уникальности и безусловной ценности любой личности. Каждый человек уникален и заслуживает любви и уважения. Экзистенциальные терапевты побуждают пациентов брать ответственность на себя за свою жизнь, делать свободный выбор быть откровенными с собой и другими.

Критический подход основан на анализе моральных и политических взглядов, лежащих в основе направлений психиатрии и медицинской психологии. Сторонники выступают за обновление системы в целом, изменение отношения общества к психически больным, модификацию основных постулатов целей медицинской практики.

В рамках социального подхода утверждается, что в развитии болезней наибольшую роль играет характер отношений индивида с микро- и макросоциальным окружением, а также культурные нормы и ценности.

К микросоциальным влияниям на здоровье можно отнести:

· раннюю депривацию вследствие неправильного поведения родителей, их потери и последующей институционализации. Негативную роль могут сыграть как отсутствие любви и заботы, так и недостаток интеллектуальной (даже перцептивной) стимуляции, жестокое обращение, депривация физиологических потребностей;

· психическую травму детского возраста;

· особый стиль воспитания, что может быть связано с патологическими особенностями родителей (дети, чьи матери страдали депрессией, имеют повышенный риск ее развития), либо с их неопытностью;

· семейные разногласия и развод;

· проблемы со сверстниками;

· недостаток социальной поддержки.

К макросоциальным факторам в развитии психической патологии относят:

· низкий социально-экономический статус;

· дискриминацию и предубеждение;

· безработицу;

· особые социальные роли, которые предписано исполнять индивиду (обычно речь идет не столько о провоцирующем влиянии одной роли, сколько о противоречии между ними);

· резкие социальные перемены, вызывающие отсутствие уверенности в завтрашнем дне.

Социальный подход рассматривает реакцию стресса в качестве опосредующего звена в развитии заболеваний.

Интегративный подход в медицинской психологии: биопсихосоциальная модель разработана американским врачом Дж. Эйнджелом. В основе лежат принципы системного подхода. Здоровье и болезнь рассматриваются в контексте сложной «иерархии натуральных систем», где системы низших уровней являются составными частями высших уровней. Самой очевидной характеристикой медицины является ее связь с человеком, а медицинская практика представляет собой особую форму общественной активности, где и врач, и пациент выполняют предписанные им социумом роли. Потребностью больного является снятие связанного с болезнью дистресса, поэтому он обращается к врачу, которого считает компетентным в решении его проблем. Задачей врача является обнаружение причин плохого самочувствия пациента, чтобы затем выдвинуть и проверить свою гипотезу и провести соответствующие лечебные мероприятия. Достижение этих целей возможно благодаря эффективной коммуникации, которая определяется действующими психоэмоциональными факторами. Этот коммуникативный аспект медицинской практики Эйнджел считает важнейшим.

Под термином «личность» понимается совокупность постоянных, устойчивых качеств индивидуума, проявляющихся стойкими особенностями его поведения, свойственным ему жизненным стилем, а также формами отношения к себе и окружающим. Особенности личности каждого человека определяются как конституционально-генетическим субстратом, так и множеством внешних влияний – взаимоотношениями с другими людьми, воспитанием в семье, социальным опытом, случайными жизненными событиями и т.д.

В соответствии с концепцией З. Фрейда, личность включает три структурных компонента: «Ид» (инстинктивное ядро личности, подчиняющееся принципу удовольствия), «Эго» (рациональная часть, принцип реальности), «Супер-Эго» (моральная сторона личности – формируется последней). Развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека. Стадии индивидуального развития: оральная, анальная, фаллическая (возникают комплексы Эдипа и Электры), латентная, генитальная. Зрелая личность – это личность, которая может и стремится работать, чтобы создать нечто полезное и ценное, способная любить другого человека «ради него самого».

Основной постулат индивидуальной психологии А. Адлера: люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое испытывали в детстве. Отсюда борьба за превосходство, или стремление к власти, присущее каждому человеку. Для достижения своих целей человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни (наиболее отчетливо он проявляется в работе, дружбе, любви). Последний конструктивный элемент личности – социальный интерес (внутренняя тенденция человека к участию в создании идеального общества). Степень его выраженности – показатель психологического здоровья.

По К.Г. Юнгу личность состоит из трех взаимодействующих структур: «Эго» (все то, что человек осознает), личного бессознательного (все подавленное и комплексы), коллективного бессознательного (состоит из архетипов, в которых заключен весь опыт человечества). Личность может достичь гармонии лишь в результате длительного процесса психологического созревания (индивидуализации) и интеграции всех скрытых и игнорируемых им сторон собственной личности, как на бессознательном, так и на сознательном уровне (аналитическая психология).

Наиболее видные представители диспозициональной психологии – Г. Олпорт, Р. Кеттелл, Г. Айзенк полагают, что люди обладают некими устойчивыми внутренними качествами, сохраняющимися в различных ситуациях. Личность – это динамическая организация внутренних психических процессов, определяющих характерное для нее поведение и мышление.

По определению Б. Скиннера, личность – это результат взаимодействия индивида (с его жизненным опытом) и окружающей среды. Поведение детерминировано, предсказуемо и контролируется окружением (бихевиоризм).

Дж. Келли предложил теорию личных конструктов (моделей мира), система которых образует личность. Для объяснения мотивации не нужны никакие специальные концепции, главное то, как человек объясняет любое событие (когнитивная психология).

Гуманистическая психология по А. Маслоу определяет личность через иерархию потребностей. По К. Роджерсу в каждом человеке заложено стремление полностью реализовать себя, и он наделен побуждениями, необходимыми для развития всех своих возможностей. Однако общественные нормы и воспитание принуждают в ущерб собственным чувствам и потребностям принять ценности, навязанные другими. В этом противоречии кроется источник неудовлетворенности и нарушений поведения, которыми страдают многие люди. Невозможность удовлетворить свои потребности препятствует становлению у человека самоуважения, чувства самореализации.

Склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним обстоятельствам или же, наоборот, собственным усилиям и способностям психологи называют локализацией контроля (локус контроля). Впервые это понятие предложил американский психолог Дж. Роттер для различения между собой людей в соответствии с тем, где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями.

Два крайние типа такой локализации: интернальный и экстернальный. В первом случае человек считает, что происходящие с ним события, прежде всего, зависят от его личных качеств, таких, как компетентность, целеустремленность, уровень способностей, и являются закономерным результатом его собственной деятельности. Во втором случае человек убежден, что его успехи и неудачи являются результатом таких внешних сил, как везение, случайности, давление окружения, другие люди и т.д. Относящиеся к этой категории люди всегда найдут объяснение неудовлетворительной оценке своей деятельности (преподаватель вредный, учебник плохой, неправильно объяснил лектор) или своего поведения (опоздал на занятия, так как транспорта долго не было, будильник не зазвонил, лифт поломался и т.д.).

Психологами установлено, что принадлежность человека к тому или иному типу локализации контроля оказывает влияние на многообразные характеристики его психики и поведения.

Характерными чертами интерналов являются: эмоциональная стабильность, моральная нормативность, доверчивость, воображение, сердечность, утонченность, общительность и высокая сила воли. Лица, которым присуща такая локализация контроля, более ответственны, последовательны при достижении цели, склонны к самоанализу, общительны, независимы. Они более продуктивны в ситуациях принятия решения и, связанных с риском. Проявляют большую готовность отсрочить сиюминутное удовольствие ради достижения отдаленного, но более ценного блага. Интерналы больше, чем экстерналы, убеждены, что усердная работа вероятнее всего ведет к высокой продуктивности, но высокая продуктивность способствует получению высокого «вознаграждения». Их общая удовлетворенность трудом значительно выше, чем у экстерналов.

Склонность к внешней локализации контроля связана с такими личностными чертами, как безответственность, неуверенность в своих способностях, тревожность, стремление вновь и вновь откладывать осуществление своих намерений. В целом экстернальным людям чаще свойственны подозрительность, тревожность, депрессивность, агрессивность, конформность, догматизм, авторитарность, беспринципность, цинизм, склонность к обману. Стиль руководства экстерналов директивен и чаще основывается на негативных санкциях.

Каузальная атрибуция (от лат. caysa-причина, attributio-приписывание)- феномен межличностного восприятия. Заключается в интерпретации, приписывании причин действий другого человека в условиях дефицита информации о действительных причинах его действий. Г. Келли выделил три типа атрибуции:

· личностная (причина приписывается человеку, совершающему

действие);

· объективная (причина приписывается объекту, на который направлен поступок);

· обстоятельственная (причина приписывается обстоятельствам). В ходе исследований было установлено, что участник событий чаще использует обстоятельственную, а наблюдатель личностную атрибуцию.

Диагностика психических нарушений сегодня проводится в соответствии с новым вариантом Международной классификации психических и поведенческих расстройств МКБ-10, глава V (1992). Наряду с ней в ряде стран мира для этого используется американский вариант классификации DSM-IV (1994), эти системы имеют между собой много общего.

Основные характерные черты, отличия и преимущества МКБ-10 перед прежними системами классификации психических расстройств, следующие:

1. Описательный феноменологический синдромальный подход. Прежние классификации, в частности МКБ-8 и МКБ-9, находились под сильным влиянием идей основоположника нозологического направления в психиатрии Э. Крепелина. Основная мысль великого немецкого психиатра состояла в том, что при психических заболеваниях точно так же, как и во многих разделах соматической медицины, существует тесная связь между этиологией, внешними проявлениями болезни, характером течения и мозговым субстратом. Поэтому задача врача – по особенностям клинической картины (симптомам, синдромам) выявить причину болезни и поместить ее в соответствующую патологическую рубрику, а значит, предсказать ее дальнейшее течение и прогноз. Последующее более чем полувековое развитие психиатрии и науки о мозге показало, что такая связь обнаруживается лишь в очень ограниченном числе расстройств – гораздо чаще прямых корреляций между причиной, клиническими проявлениями и течением болезни не существует, симптомы и синдромы психических нарушений нозологически неспецифичны, а возможности прогнозирования по характеру симптомов течение и исход болезни весьма ограничены. Поэтому МКБ-10 предполагает, что задача врача состоит не в том, чтобы отнести пациента в какую-то нозо- (а чаще псевдонозологическую) рубрику, а в том, чтобы как можно полнее зафиксировать и описать имеющиеся в наличии внешние проявления психического расстройства.

2. Количество основных диагностических рубрик значительно увеличено, приближается к 80, внутри каждой из них имеется множество подрубрик и вариантов.

3. МКБ-10 возникла как итог длительного договорного процесса и компромисса между представителями всех школ и направлений современной психиатрии и вобрала в себя все их лучшие достижения.

Переходу на МКБ-10 предшествовали длительные испытания, проведенные в 110 психиатрических учреждениях 40 стран мира. Точность, надежность, воспроизводимость и единообразие результатов в руках разных пользователей были достигнуты. Каждое расстройство сопровождается в МКБ-10 подробным его описанием, указаниями по дифференциальной диагностике и перечислением четких диагностических критериев.

Из классификации были исключены любые термины и понятия, хотя бы в некоторой степени несущие в себе оттенок осуждения, социальной «второсортности», унижения личного достоинства пациента, в ней появился ряд новых категорий, отражающих культуральные, социальные и семейные проблемы человека в современном обществе.

75-80% встречающихся у населения психических расстройств относится к числу неглубоких, относительно легких, непсихотических; при этом поведение и социальные связи человека неизменны, внешние проявления болезни минимальны, у человека почти всегда сохраняется критическое отношение к своим переживаниям (инсайт).

Самыми распространенными формами психических нарушений являются тревожные расстройства, депрессии, зависимости от психоактивных веществ, аномалии личности, легкие формы интеллектуального снижения в старости.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.