Сделай Сам Свою Работу на 5

ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ, КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ И РАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ.





Психоанализ – психотерапевтический метод, разработанный Фрейдом (Freud S.). Включает теории общего психического развития, психологического развития, психологического происхождения неврозов и психоаналитической терапии. В одной из своих работ Фрейд писал: «Предположение о бессознательных психических процессах, признание теории сопротивления и подавления, детской сексуальности и эдипова комплекса образуют главные инструменты психоанализа», целью которого должны быть максимально глубокое раскрытие бессознательных психических процессов и представление их сознанию для интеграции в экзистенциальную организацию. Пациент посещает психоаналитика 3 – 5 раз в неделю; курс лечения – от нескольких месяцев до нескольких лет. Больной лежит на кушетке и пытается сказать все, что приходит в голову, чтобы проследить движение мысли к их ранним корням, говорит о сновидениях. Психоаналитик использует интерпретацию и прояснение, чтобы помочь пациенту в разрешении конфликтов, которые часто бессознательно действуют на его жизнь. Цель – реконструкция структуры характера с уменьшением патологической защиты: понимание причин состояния важнее облегчения симптомов, хотя последние в ходе лечения исчезают.



Психоаналитическая психотерапия – другой вид психодинамической терапии. В отличие от психоанализа она освобождена от пансексуализма, хотя и в ней делается упор на особое значение неосознанных компонентов психической жизни человека. Она направлена на перевод бессознательных влечений в сознание пациента, их переработку и отреагирование.

Перенос (перенесение, трансфер) пациентом на психоаналитика чувств, испытываемых им к другим людям в раннем детстве, т.е. проекция ранних детских отношений и желаний на другое лицо. Все человеческие отношения содержат смесь реальных реакций и реакций переноса. Явление это главным образом бессознательное. Психоаналитическая техника направлена на то, чтобы обеспечить максимальное развитие невроза переноса, который может быть разрешен путем психоанализа, а врач играет роль катализатора.

Контрперенос – совокупность бессознательных реакций аналитика на личность анализируемого и, особенно на его перенос. Постоянное внимательное изучение аналитиком всего разнообразия своих чувств и отношений к пациенту может способствовать более глубокому проникновению в процессы психической жизни пациента.



Бихевиористская психотерапия занимается в основном поведением пациента (поведенческая психотерапия). Основные положения разработаны Баррхусом Ф. Скиннером. Бихевиорист занимается обучением таким способам поведения, которые исключают дискомфорт, неадекватную реакцию или болезнь. Он, прежде всего, работает с симптомом (фобия, девиантное поведение), считая, что симптом и есть составная часть болезни. Бихевиорист использует известные методы обучения: «хорошо – плохо», поощрение – наказание. Он вырабатывает условные рефлексы, использует оперативное обусловливание (рефлекторное поведение). «Все поведение можно расценивать как обусловленное сочетание позитивных и негативных стимулов» (Б.Ф. Скиннер). Деньги и пища – основные позитивные, боль, страх и голод – негативные подкрепления. У человека мощным стимулом подкрепления является еще и слово, поэтому к базовым подкреплениям присоединяются, с одной стороны, власть, слава, а с другой – страх, унижение и т.п.

К особенностям бихевиористской психотерапии относят:

· пациентов учат реагировать на жизненные ситуации так, как они хотели бы на них реагировать;

· она не пытается изменить эмоциональную суть отношений и чувство личности;

· она занимается симптомом, а не стоящей за ним проблемой;

· главное – изменить поведение пациента. Регулятор этого изменения – позитивный, а не негативный стимул.



Когнитивная психотерапия. Основные положения были сформулированы Беком (Веск А.Т.) независимо от Эллиса (Ellis A.), который разработал метод рационально-эмоциональной психотерапии. Когнитивная психотерапия представляет собой развитие поведенческой психотерапии, в которой эмоциональные реакции и психические расстройства рассматриваются как опосредованные когнитивными структурами и актуальными когнитивными процессами, приобретенными в прошлом, иными словами, в которой в качестве промежуточных переменных выступает мысль (когниция). Подобно рационально-эмоциональной психотерапии, когнитивная исходит из того, что восприятие объекта или события опосредуется мышлением и, только узнав это опосредующее звено, можно понять реакцию индивида, прежде всего ее эмоциональные и поведенческие аспекты. Искаженные когниции – причина ложных представлений и, следовательно, неадекватных эмоциональных реакций. Базисное положение: «Если мы хотим изменять чувства, надо изменять, вызвавшие их идеи». Неадаптивные когниции, как правило, носят характер «автоматических мыслей». Они возникают без какого-либо предварительного рассуждения, рефлекторно и для пациента всегда имеют характер правдоподобных, вполне обоснованных, не подвергаемых сомнению. Они непроизвольны, не привлекают его внимания, хотя направляют его поступки. Сфокусировавшись на них, пациент может их распознать и сфокусировать. Опознание их облегчается при реальном приближении к проблемной ситуации.

Схема анализа, предложенная Эллисом, А, В, С: пациент обучается наблюдать за последовательностью внешних событий (А) и реакцией на них (С). Последовательность становится ясной, если пациент заполняет пустоту в своем сознании, которая является связующим звеном между А и С, т.е. обозначит В. Это мысли или образы, возникавшие в этот промежуток и делающие понятной связь между А и С. Когнитивная психотерапия признает существование неадаптивной когниции как в образной, так и в вербальной форме.

После этапа обучения пациента умению идентифицировать свои неадаптивные когниции, нужно научить его рассматривать их объективно, развивать умение осуществлять дифференциацию между внешним миром и своим отношением к нему. Затем следует этап изменения правил регуляции поведения. Люди для регуляции своей жизни и поведения других используют правила, предписания, формулы, которые в значительной степени предопределяют обозначение, истолкование и оценку событий. Правила регуляции поведения, которые носят абсолютный характер, влекут за собой регуляцию поведения, не учитывающую реальной ситуации и поэтому создающие проблемы для индивида. Чтобы у пациента не было таких проблем, ему необходимо модифицировать их, сделать менее генерализованными, более гибкими. Пациента обучают видеть в мыслях гипотезы, а не акты, проверять их истинность, заменять новыми, более гибкими.

Систематическая десенсибилизация, предложенная Вольпе (Wolpe J.) – один из первых методов поведенческой психотерапии, строится на погружении человека в ситуацию (реальную или воображаемую), вызывающую страх. В результате таких занятий происходит постепенное затухание прежнего патологического реагирования и формируется новая адекватная реакция на ситуацию.

Аверсивная психотерапия (вызванного отвращения) чаще всего используется для избавления пациента от вредных привычек или зависимости (алкоголизм, табакокурение, наркомания и др.). Используются психическое (внушение) воздействие на пациента, химические и фармакологические средства, раздражение электрическим током и др., чтобы вызвать у пациента реакцию (чаще по типу эмоционально-вегетативного криза) в ответ на употребление причинного средства.

Рациональная психотерапия впервые изложена швейцарским невропатологом Дюбуа (Dubois P.). Возникнув как альтернатива терапии внушением, она опиралась, прежде всего, на разум, мышление пациента (лат. ratio – разум, рассудок). В основе лежит психотерапевтическое убеждение путем использования логической аргументации с целью изменения неадекватных установок и оценок больным своего заболевания.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.