Сделай Сам Свою Работу на 5

Налоги и налоговая политика





Налоги обычно являются основным источником бюджетных поступлений. Они представляют естественный атрибут любого общества, в котором публичная власть, т.е. государство, отчуждена от собственности или не располагает собственными источниками доходов в необходимых размерах. Налоги, таким образом, возникли вместе с государством, хотя теоретическое обоснование получили, начиная с XVIII в. в работах А.Смита. Он полагал, что при взимании налогов необходимо руководствоваться следующими принципами: всеобщности, определенности (время, место, способ и размер платежа должны быть известны), удобства для плательщика, дешевизны взимания (с минимальными издержками), выбора объекта налогообложения и справедливости налогообложения. В современном обществе налоги являются обязательными платежами физических и юридических лиц государству. Налогообложению подлежат: прибыль, доходы, стоимость определенных товаров, имущество, передача собственности (дарение, продажа, наследование), операции с ценными бумагами, отдельные виды деятельности и др.
Налоги выполняют следующие функции:

  • фискальную - формирует денежные доходы государства, мобилизует финансовые ресурсы в госбюджет. Основную массу поступлений в бюджет составляет подоходный налог, хотя в современном мире прослеживается тенденция к его снижению;
  • распределительную (способствует перераспределению доходов между слоями населения, территориями, отраслями и т.д.);
  • стимулирующую и антиинфляционную, которая связана с введением дифференцированных налогов, стимулирующих экономическую деятельность;
  • социальную, направленную на удовлетворение потребностей социальной сферы, получила развитие в XX в. Например, для поддержания выпуска и продажи общественно-важной продукции применяются налоговые льготы. Однако в результате широких налоговых льгот бюджет может недополучать крупные средства, что усугубляет бюджетный дефицит и инфляционные процессы. Посредством налоговой политики государство может осуществлять протекционистские меры, направленные на защиту национального производителя от иностранной конкуренции.

Выделяются: субъект налога (налогоплательщик); носитель налога (лицо, фактически уплачивающее налог); объект налога (доход или имущество, с которого начисляется налог);источник налога (доход, за счет которого уплачивается налог); ставка налога (величина налога на единицу налогообложения: на денежную единицу дохода - подоходный налог, налог на прибыль и т.д.; на единицу площади - налог на недвижимость, земельный налог; на единицу товара - при продаже и т.д.).
Налоги могут быть:
1) прямыми, которые налогоплательщик платит непосредственно с дохода или имущества (подоходный налог с граждан, налог на прибыль фирм, на имущество, недвижимость, дарение и др.);
2) косвенными - на товары и услуги, которые фактически оплачивает потребитель, ибо они включаются в цену товара (налог с продаж, с оборота, акцизы - налоги на определенные виды товаров (алкоголь, табак), пошлины экспортные, транзитные и антидемпинговые, НДС (на добавленную стоимость) - взимается с разницы между ценой товара и издержками производства).
3) Целевыми ("дорожный" и т.д.).
Возможны три системы налогообложения, которые выражают отношение суммы налога к доходу, указывают, какая доля дохода изымается государством: регрессивная, пропорциональная и





· прогрессивная. При регрессивном налоге процент изъятия денежных средств уменьшается с возрастанием дохода; при пропорциональном - независимо от дохода действует одинаковая ставка; при прогрессивном - процент изъятия налога возрастает с увеличением дохода.
Налоговая политика - это система мероприятий, проводимых государством в области налогов. Особенно это касается размера налоговой ставки, которая существенно влияет на экономическую эффективность и поведение субъектов налогообложения. Ее размер должен соответствовать состоянию экономики и фазе ее развития. Завышенная ставка - сдерживает экономическое развитие, заниженная - приводит к недофинансированию бюджета и социальной сферы. Сбалансированная налоговая политика должна одновременно обеспечивать достаточные поступления в бюджет и стимулировать экономическое развитие (Дополнительный иллюстративный материал). Современные принципы налогообложения состоят в прогрессивности, однократности взимания, обязательности уплаты, простоте и гибкости.
Обычно в развитых и социально ориентированных странах применяется прогрессивный налог. В России в 90-е годы существовал чрезмерно высокий прогрессивный налог, что приводило к уходу части экономики "в тень", уклонение от уплаты налогов достигало 60 %. Сейчас осуществляется новая налоговая политика и действует пропорциональный налог в размере 13%, что должно стимулировать предпринимательскую деятельность и выход экономики из "тени". В России остро ощущается недостаток налоговой культуры с одной стороны, с другой, государство недостаточно эффективно использует налоговые поступления, налоговое законодательство не всегда соответствует принципам социальной справедливости и целесообразности. Должна быть создана общественная среда, в которой неуплата налогов рассматривалась бы не только как правонарушение, но и как аморальное деяние.



 

 

Тема 3. Экономика потребителя

Уровень жизни и доход

Потребительский бюджет - это баланс денежных доходов и расходов семьи, он характеризует уровень жизни различных слоев населения. Государство, для осуществления своей социальной и денежной политики, должно рассчитывать нормативный и минимальный потребительские бюджеты. Последний позволяет определить минимум заработной платы, который в данных экономических условиях необходим для нормального воспроизводства населения. При этом необходимо помнить, что существует разница между денежным илиноминальным (количество денег, получаемых населением из различных источников) и реальным доходом. Последний определяется количеством товаров и услуг, которое можно приобрести на сумму номинального дохода. Он является обобщающим показателем уровня жизни населения страны, зависит от объема конечных доходов (номинальный доход минус подоходный налог) и уровня цен на товары и услуги.
Одна из важнейших проблем современной национальной экономики - неравномерность распределения доходов в обществе, что сказывается в астрономической и катастрофической разнице уровня жизни различных слоев населения.
Уровень жизни - это совокупность условий жизни населения страны, соответствующих достигнутому уровню ее экономического развития. Прожиточный минимум - это уровень доходов, обеспечивающий приобретение материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека при определенном уровне социально-экономического развития страны и сложившихся потребностей населения. Он включает в себя не только расходы на питание, но и необходимые предметы личного туалета, коммунальные услуги и т.д. Прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины с учетом обязательных платежей и сборов, ее размер и состав определяется государственными органами и устанавливается законом. Потребительская корзина представляет собой минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Поскольку в рыночной экономике неизбежно возникает неравенство в распределении доходов, его необходимо измерять, чтобы не допускать эксплуатации. Для этого используется коэффициент фондов, показывающий соотношение доли доходов 10% наиболее обеспеченного населения страны к доле доходов 10% наименее обеспеченных граждан. В развитых странах разница не превышает восьми пунктов, в России это более 16, что говорит о существовании жесткой эксплуатации. Для оценки динамики стоимости жизни и изменения темпов инфляции используется индекс цен (ИЦ), включающий в себя индексы потребительских корзин (1), товаров производственного назначения (2) и дефлятор ВВП (3).
В социальном государстве, которым по Конституции является Россия, минимальный размер оплаты труда (МРОТ) не может быть ниже прожиточного минимума, однако на деле он ниже в несколько раз (!). Официально установленный прожиточный минимум в стране сейчас составляет около трех тысяч рублей (цифра явно заниженная), а МРОТ - немногим более тысячи рублей1. При этом страна имеет профицит бюджета и огромные стабилизационный фонд и золотовалютный запас, а по количеству миллиардеров Россия и Москва занимают второе место в мире после США и Нью-Йорка. В ст. 133 КЗоТ РФ сказано: "Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного человека". Видимо, правительство пользуется незрелостью и недостаточной активностью гражданского общества в России, способного заставить государство выполнять перед людьми свои конституционные обязанности. При этом нарушаются существующие законы. Сложившаяся ситуация абсолютно недопустима для страны, считающей себя цивилизованной, стремящейся к демократии. Миллионы людей, живущих за чертой бедности - это позор для государства и источник неизбежных социальных потрясений. Выход из создавшегося положения - в ликвидации нищеты и сокращении бедности, увеличении доходов населения и создании обширного среднего класса. В последние годы эта задача успешно выполняется: только за 2006 г. заработная плата выросла в среднем на 13,3% (в образовании на 30%, в медицине на 37%), доходы населения увеличились на 10 %. Сокращается смертность и растет рождаемость.
Важнейшим недостатком показателей совокупного объема производства на душу населения является то, что они не затрагивают проблему реального распределения совокупного продукта. Рыночная конкуренция дает равные возможности для каждого участвовать в экономической деятельности, но не обеспечивает равных условий. Чтобы смягчить несправедливость рыночного распределения государство должно осуществлять социально ориентированную экономическую политику.
Если богатство - признак высшего класса, то доход - это денежные поступления за определенный период времени, он характеризует все слои общества. Доходом называют любую сумму денег, полученных в виде заработной платы, пенсии, ренты, пособий, алиментов, гонораров и т.д. Выделяются четыре основных вида доходов:

  • земельная рента,
  • процент,
  • заработная плата,
  • предпринимательский доход (прибыль).

Заработная плата определяется как плата за рабочую силу, наемный труд; процент - плата за капитал; рента - за землю. Заработная плата характеризует не все слои населения, а лишь те, что заняты в общественном производстве и нанимаются на работу. Богачи и собственники не входят в число наемных работников. Исключение составляют мелкие собственники, относимые к так называемым самонанятым (сам является собственником и менеджером или работником), которых больше всего в мелком, например, семейном бизнесе. Размер заработной платы работников определяется комплексом факторов. Первый среди них - величина стоимости рабочей силы, которая должна обеспечивать ее воспроизводство (стоимость предметов потребления для работника и его семьи, обучение, здравоохранение и т.д.). Важную роль играет квалификация работника, национальные различия между странами, рыночные факторы (спрос и предложение рабочей силы, конкуренция, монополизм и т.д.).
Существуют две основные формы заработной платы: повременная и сдельная. Повременная используется шире там, где производство автоматизировано и результаты труда определяются возможностями техники к непрерывному и высокопроизводительному функционированию; сдельная - где существует штучное производство, она применяется для стимулирования роста производительности труда.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.