Сделай Сам Свою Работу на 5

Характеристики способов получения информации

 

 

Наименование способов Частные характеристики способов получения информации
Точность Надеж­ность Досто­верность Полнота Опера­тивность Цена
ПОИ: поиск в традиционных носителях ин­формации   * * * низкая средняя
ПОИ: поиск в базах и банках данных изна­ний * * высокая высокая высокая
ДНИ: проведе­ние натурного эксперимента очень высокая высокая высокая средняя очень низкая очень высокая
ДНИ: математи­ческое модели­рование на ЭВМ * * * * низкая высокая
ЛПР определяются индивидуальными особенностями личности
Индивидуальная экспертиза очень низкая низкая * * высокая средняя
Метод эксперт­ного оценива­ния средняя средняя средняя * очень низкая очень высокая

Таким образом, можно считать, что надежность, достовер­ность и полнота информации — это такие ее качества, которые порождают у ЛПР полную уверенность в успехе процесса разра­ботки решения, не оставляют у него никаких сомнений в том, что сообщенное ему является «истиной» и существенно снижает неопределенность выбора наилучшего решения.


Глава 2. Разработка управленческих решений в сложных ситуациях

При анализе табл. 2.2 важно иметь в виду следующее. В неко­торых ячейках таблицы помещен специальный символ «*». Это означает, что уровень качества сведений, который может обеспе­чить тот или иной способ, оказывается не выше исходного уровня качества самого рассматриваемого источника информации.

Планирование процесса сбора информации удобно осущест­влять с помощью причинно-следственной диаграммы. Такая диаграмма представлена на рис. 2.7.

Диаграмма моделирует, как из основных факторов «механиз­ма ситуации», которые и есть «причины», вытекает результат, то есть «следствие».


Рис. 2.7. Причинно-следственная диаграмма


Причинно-следственная диаграмма составляется следующим образом. На листе бумаги, посередине проводим горизонталь­ную стрелку и в ее острие помещаем «следствие» (имя результа­та, изучаемого вопроса). К линии стрелки сводим стрелки четы­рех указателей, обозначающих основные факторы. Указатель — это прямоугольник, из которого идет стрелка к линии централь­ной стрелки, приводящей, в свою очередь, к следствию. Таким построением мы графически моделируем наличие какого-то вклада рассматриваемого фактора в следствие. При этом само обозначение на листе бумаги поля указателя все время подтал­кивает исследователя к мысли о том, что в это поле нужно вне­сти какую-то информацию, что-то вписать. А это означает, что указатели на диаграмме играют роль специального психологиче­ского раздражителя, заставляющего исследователя искать («до полного изнеможения») и находить факторы рассматриваемой


Риск -менеджмент

категории. После того как все указатели обозначены на листе диаграммы, следует в произвольном порядке (лишь бы не за­быть, не упустить что-то существенное) заполнять соответст­вующие поля.

Еще раз подчеркнем, что порядок заполнения полей никако­го значения не имеет, он произвольный. Главное — это сформи­ровать как можно более полный список основных «причин», по­родивших «следствие». С этой целью в поля указателя для фак­тора «Качество» вписываем значимые, на наш взгляд, для рассматриваемого исхода, результата или вопроса характеристи­ки уровня профессионализма исполнителей и качества средств, материалов и оборудования. Фактор «Условия» раскрываем че­рез характеристики степени благоприятности условий обстанов­ки (обстоятельства времени, места, возможных влияний других субъектов и др.), а фактор «Способы» описываем через катего­рии, характеризующие совершенство способа действий, такие, как применяемые методы, последовательности выполнения тех или иных трудовых или творческих приемов. В результате удает­ся довольно быстро сформировать список представительных («значимых») факторов, которые, по мнению ЛПР, следует при­нять во внимание.

Работу по формированию списка факторов нужно проводить в условиях полного раскрепощения фантазии. Это значит, что на этапе синтеза списка не допускается никакая критика, ника­кое сомнение в том, включать или не включать претендента в список факторов. Иными словами, на этапе заполнения полей указателей главная цель — как можно больше факторов ЗАПИ­САТЬ на бумаге. Именно записать, поскольку это высвобождает мозг исследователя для творческой работы, освобождает от не­обходимости ЗАПОМИНАТЬ сгенерированную информацию. Этот этап работы с причинно-следственной диаграммой можно назвать этапом генерации причин (этап синтеза причин).

После того как фантазия иссякла и генерация причин завер­шена, можно приступать к этапу анализа вкладов факторов. Вначале анализ ведется вербально, в качественных шкалах, а на завершающей стадии — в более совершенных количествен­но-качественных и количественных. Подобный рациональный порядок использования шкал оценок позволяет значительно бы­стрее получить окончательный ответ на главные вопросы, инте­ресующие ЛПР на этапе планирования процесса сбора инфор-98


Глава 2. Разработка управленческих решений в сложных ситуациях

мации. При этом весьма просто устанавливают не только требуе­мые номинации и качество важной информации (то есть о чем нужна информация, с какой точностью, достоверностью, полно­той), но и к какому сроку и из какого источника следует эту ин­формацию получать.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.