Сделай Сам Свою Работу на 5

Характеристики частных задач модели проблемной ситуации

 

 

 

Наименование задачи Цель решения задачи Вербальная постановка задачи
«Дано» «Найти»
Задача анализа проблемы Обеспечение принципа цели. Выбор наиболее актуальной про­блемы из списка проблем и форми­рование критерия Список проблем, представления ЛПР об актуаль­ности и срочности их решения, соб­ственных возмож­ностях и предпоч­тениях Описание цели предстоящей опе­рации, ее ожидае­мых и требуемых результатов, кри­териев оценки эф­фективности
Задача моделиро­вания «механизма ситуации» Обеспечение принципа измере­ния. Получение в заданных шкалах оценок результа­тов применения альтернатив Результаты анали­за проблемы, оценки условий проведения опера­ции, сведения о природе факторов и о закономерно­стях их взаимо­связи в операции Тип модели, типы шкал для получе­ния результатов и основные соотно­шения для моде­лирования
Задача получения информации Обеспечение принципа инфор­мационной доста­точности. Инфор­мационная под­держка процесса разработки реше­ний Результаты анали­за проблемы, ре­зультаты модели­рования механиз­ма ситуации Источники полу­чения информа­ции, способы обращения к ис­точникам инфор­мации и формы представления ин­формации
Задача формиро­вания исходного множества аль­тернатив Обеспечение принципа свобо­ды выбора реше­ний Результаты анали­за проблемы, ре­зультаты модели­рования механиз­ма ситуации Сформировать не­сколько альтерна­тивных вариантов решения пробле­мы (не менее двух альтернатив)
Задача моделиро­вания предпочте­ний Обеспечение принципа опти­мальности Цель операции, результаты моде­лирования меха­низма ситуации Модель предпоч­тений ЛПР

Риск-менеджмент

Продолжение табл. 1.4

 

Задача выбора Принятие реше­ния Цель операции, множество альтер­натив «Наилучшая аль­тернатива»
Задача оценки фактической эф­фективности ре­шений Обобщение и пе­редача опыта Фактические ре­зультаты прове­денной операции, оценка фактиче­ской эффективно­сти Выводы о значи­мости достигнутых успехов или при­чинах неудач, кор­ректировки ранее принятых решений

Значительная часть из этой совокупности задач решается лично ЛПР. Особенно важно личное участие ЛПР в разработке решения и управлении переломными экономическими опера­циями в ходе «истребительной» конкурентной войны на рынке или сегменте рынка.



Задача анализа проблемы. Это наиболее ответственная часть модели проблемной ситуации. Решение задачи предполагает на начальном этапе содержательный анализ проблемы с целью про­верки ее «на истинность», чтобы не взяться за решение мнимой, неактуальной проблемы. После этого проводят вербальное опи­сание выбранной проблемы и вербально формулируют цель предстоящих действий. Окончательным результатом решения задачи будет формально заданная цель и критерии оценки. Рабо­тая над этой задачей, ЛПРдолжно принять как еще одну аксиомуи верить в то, что «решение проблемы всегда есть». Это решение может оказаться очень хорошим, хорошим или не очень, но оно всегда есть. Следовательно, ЛПР «остается только найти это ре­шение проблемы». Технологически задача анализа проблем предполагает составление списка проблем, выбор наиболее важ­ной цели предстоящих действий и трансформацию проблемы в четко сформулированный вопрос (задачу), одинаково понимае­мый всеми, кто участвует в разработке решения (ЛПР,исследо­ватель, эксперты). Если ЛПР убеждено, что выбранная проблема действительно является ключевой, то ее надо сформулировать.

Задача моделирования механизма ситуации решается одновре­менно с задачей получения информации. «Механизм ситуации» устанавливает связь между описанием альтернатив и значения-58


Глава 1. Теоретические основы разработки управленческих решений

ми критериев (или результатов). Сама задача моделирования «механизма ситуации» содержательно включает определение пе­речня управляемых и неуправляемых факторов; определение ве­дущего типа механизма ситуации (однозначный или многознач­ный) и ведущего типа неопределенностей; выбор типов шкал для результатов; построение моделей для получения значений результатов в выбранных шкалах. Здесь потребуется решить два принципиальных вопроса: каков тип модели (или определение совокупности моделей) и каковы основные соотношения для моделирования. При поиске ответов на эти вопросы полезно знать, что преобразование исходных данных для моделирования в искомые результаты моделирования в любых моделях может быть осуществлено посредством всего лишь трех типов дейст­вий:

> • декларативное задание недостающих данных;

>-применение математических преобразований;

>•статистическое наблюдение или эксперимент.

Каждому из указанных способов получения информации можно поставить в соответствие один из наиболее часто встре­чающихся типов моделей, а именно: имитационные, аналитиче­ские, статистические. Если информация задана в наиболее агре­гированной форме, в количественных шкалах, обычно применя­ют аналитические модели. Там, где работают с фактическим материалом, чаще используют статистическое или имитацион­ное моделирование.

Задача получения информации решается одновременно с зада­чей моделирования механизма ситуации. Для разработки реше­ний всегда необходимо получить какую-то исходную информа­цию, исходные данные. С этой целью решается задача получе­ния информации. В ходе решения задачи требуется определить источник информации, выбрать способ обращения к источнику информации и принять решение относительно формы представ­ления исходной, промежуточной и выходной информации для ЛПР и других пользователей. При решении каждого из указан­ных вопросов прежде всего исходят из требований к точности, надежности, достоверности, обоснованности и убедительности вырабатываемого решения. Задача получения информации име­ет большое значение, поскольку ее результаты используются «навсех последующих этапах принятия решений. Здесь важно не только взвешенно определить требования к качеству информа-


Риск-менеджмент

ции (ее точности, надежности, достоверности), но и установить наиболее предпочтительный источник и способ ее получения. Не менее важным оказывается вопрос и о выборе формы пред­ставления полученной информации. Иногда с трудом добытая информация из-за пренебрежительного отношения к способу ее представления оказывается невыразительной и неубедительной, слабо свидетельствует в пользу предлагаемого варианта решения проблемы, а значит — неэффективна.

Задача формирования исходного множества альтернатив. Во­обще-то все задачи, составляющие модель проблемной ситуа­ции, являются по-своему важными, ответственными, своеобраз­ными, трудными. Но если мы говорим о разработке решений, то среди этих задач есть такая, на которой, как в фокусе, сходятся интеллектуальные усилия ЛПР. Это, конечно же, задача форми­рования исходного множества альтернатив. При этом решение задачи формирования исходного множества альтернатив позво­ляет ответить на вопрос, какими способами будет достигаться цель.

После углубленного анализа цели часто бывает достаточно ясно, чем (какими ресурсами) и как (каким способом) можно достичь желаемого исхода операции. Но иногда требуется вклю­чить интуицию, привлечь исторические аналогии, вспомнить опыт последних лет.

Задача формализации (моделирования) предпочтений. Решает­ся на основе углубленного анализа цели предстоящих действий (операции) и представлений ЛПР о преимуществах тех или иных результатов над другими. Поскольку при одних результатах це­ли, преследуемые ЛПР в операции, достигаются в большей сте­пени, а при других — в меньшей, с его (ЛПР) точки зрения исхо­ды определенным образом различаются по предпочтительности. Именно на множестве значений результатов операции и прояв­ляется (существует) система предпочтений ЛПР. Без значений результатов ЛПР индифферентно (безразлично) в своем выборе относительно наилучшего решения. Но на предпочтения ЛПР существенно влияют особенности многозначного механизма си­туации. Это проявляется в так называемом отношении ЛПР к риску, связанному с неопределенностью исходов. Система пред­почтений ЛПР может быть выявлена различными способами.

Задача выбора. В этой задаче речь идет об осознанном выбо­ре, который постоянно осуществляет ЛПР, эксперт или испол-60


Глава 1. Теоретические основы разработки управленческих решений

нитель среди каких-то представленных ему возможностей. Та­ким образом, когда мы говорим «Задача выбора», всегда имеем в виду, что требуется выявить «наилучший» (с точностью до моде­ли предпочтений) вариант, альтернативу, образец и т.п., кото­рый будет рассматриваться как первый претендент на реализа­цию. Когда же мы говорим о задаче выбора как задаче принятия решений, то тут необходимо дополнительно иметь в виду, что для обеспечения «осознанности» решения, для окончательного выбора решения среди претендентов на это звание еще нужен этап интерпретации и адаптации «наилучшей» альтернативы к условиям операции. Эта работа осуществляется или лично ЛПР, или экспертами под его личным руководством.

Задача оценки фактической эффективности решений. Весьма большое значение имеет задача оценки фактической эффектив­ности решений. Именно здесь становится ясно, какие из част­ных решений ЛПР были приняты верно, а какие варианты дей­ствительно оказались плохими частично или полностью оши­бочными. На основании выводов, которые делает ЛПР после получения информации о фактически достигнутых результатах, ее обработки и анализа, им формируются выводы, рекомендации, вносятся необходимые корректировки в модели и элементы ре­шения. Все это «замыкает» процесс разработки решений на прак­тику, позволяет учиться и накапливать управленческий опыт.




©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.