Сделай Сам Свою Работу на 5

Задача получения информации для анализа условий и выявления «механизма ситуации»






Рис. 2.5. Процесс анализа условий проведения операции


На третьем и четвертом этапах проводят анализ условий про­ведения будущей операции с целью предсказать ее будущий ход и исход. Ясно, что от того, насколько верно и точно ЛПР сможет предсказать будущие условия проведения операции, во многом будет зависеть и то, насколько верно ЛПР найдет подходящие способы достижения цели операции. При этом важно хорошо понять, какие из фрагментов этих условий будут ведущими, главными, а какие — второстепенными, на какие ЛПР сможет повлиять, а с какими ему придется смириться как с неизбежно­стью. Затем — выделить среди факторов объективные и субъек­тивные. Далее ЛПР следует в каждой из подгрупп объективных и субъективных факторов выделить те элементы, которые способ­ствуют либо, наоборот, мешают достижению цели операции. Именно эти элементы факторов обстановки и должны стать, так сказать, объектами приложения усилий на этапе формирования альтернатив. Схематично процесс подобного умелого анализа условий проведения операции представлен на рис. 2.5.


Глава 2. Разработка управленческих решений в сложных ситуациях



После этого ЛПР останется «только решить», как воздейст­вовать на управляемые факторы, чтобы ослабить отрицательное влияние мешающих и усилить положительный эффект от дейст­вия факторов, способствующих достижению цели. Напомним, что управляемые факторы — это те, которыми ЛПР в силах рас­поряжаться по своему усмотрению, менять их состав, структуру, качество, количество и т.п. Далее ЛПР следует решить, какая информация, какого качества и к какому сроку нужна, а затем выбрать один из доступных источников информации и принять решение о наилучшем способе ее получения из этого источника.

Концептуальная схема классификации источников и спосо­бов получения информации представлена на рис. 2.6. Из анализа этой схемы следует, что принципиально есть только три источ­ника информации:

> • эмпирические данные (кратко будем обозначать этот ис­точник информации именем «ОПЫТ»); >-знания, личный опыт и интуиция ЛПР (имя источника —

«ЛПР»); >-совет специалиста (краткое имя для этого источника —




Рис. 2.6. Концептуальная схема классификации источников и способов получения информации


«ЭКСПЕРТИЗА»). Ясно, что практически чаще всего люди черпают информа­цию из собственного опыта и знаний, а собственная интуиция помогает им заполнить пробелы в позитивном знании. В исто-


Риск -менеджмент

рическом отношении этот источник информации («ЛПР») наи­более древний. Но бывает, что само ЛПР не имеет достаточных знаний или опыта по разрешению стоящей перед ним пробле­мы. Вообще-то это не такой уж редкий случай. В подобной си­туации ЛПР начинает искать наиболее подходящий источник получения недостающих данных, информации или знаний. Здесь перед ним оказываются две принципиальные возможно­сти: поискать необходимые сведения в одном из «объективных источников», где зафиксирован исторический опыт человечест­ва, или обратиться к «субъективному источнику» - к знаниям, умениям и навыкам признанных специалистов своего дела (экс­пертам).

По-видимому, использование для принятия решений зна­ний, навыков и опыта специалистов следует считать историче­ски следующим шагом в развитии методов управления и разра­ботки решений. ЛПР прибегали к подобному источнику инфор­мации («ЭКСПЕРТИЗА») для принятия ответственных решений столь же часто, как и к собственным опыту и интуиции. Однако, если в обыденной жизни человек самостоятельно решает, явля­ется ли тот или иной из знакомых ему специалистов «экспер­том», то, чтобы считаться экспертом в строгом, научном пони­мании, человек должен удовлетворять ряду особых требований.



Так, в ТПР считают, что эксперт — это человек, который лич­но работает в интересующей ЛПР области деятельности, явля­ется признанным специалистом по решаемой проблеме, может (умеет и желает) и имеет возможность (например, обладает юри­дическим правом) высказывать суждение по проблеме или во­просу проблемы в доступной для ЛПР форме.

Таким образом, существенными для теории принятия реше­ний характеристиками, отличающими эксперта от иных специа­листов, являются:

> признание его заслуг («компетентность»);

>•умение высказываться на языке, понятном ЛПР;

>-наличие разрешения на высказывание своего мнения;

>-личная заинтересованность в сотрудничестве с ЛПР по рассматриваемой проблеме.

Если же специалист, претендующий на звание эксперта, не удовлетворяет хотя бы одному из перечисленных требований, то такой специалист не будет рассматриваться нами как эксперт.


Глава 2. Разработка управленческих решений в сложных ситуациях

Эксперты выполняют информационную и аналитическую работу на основе своих личных представлений о решаемой зада­че. В общем случае представления экспертов могут не совпадать с мнением Л ПР. Такое расхождение во мнениях играет как отри­цательную, так и положительную роль. С одной стороны, при несовпадении мнений затягивается процесс разработки реше­ния. С другой — ЛПРможет критически осмыслить альтерна­тивную точку зрения или скорректировать собственные пред­почтения.

Чтобы повысить личную уверенность в том, что специалист дает дельный совет, ЛПР может обратиться не к одному, а к не­скольким экспертам. В связи с этим целесообразно разделять экспертизу на индивидуальную (один эксперт дает информацию по проблеме) и групповую. Понятно, что если вопрос строго конфиденциальный, если время не ждет или если нет возможно­сти спросить у нескольких специалистов ответ на интересующий вопрос, то индивидуальная экспертиза — наилучший способ по­лучения информации. Но если перечисленные ограничения не являются существенными, то, несомненно, групповая эксперти­за будет в целом более достоверным и точным способом получе­ния информации. Однако следует иметь в виду, что в ходе груп­повой экспертизы возможны несовпадение субъективных суж­дений отдельных специалистов, давление мнения авторитета или «ведомственные» шероховатости. Следовательно, предвидя такую возможность, нужно будет предусмотреть специальные приемы получения и обработки экспертной информации с це­лью повышения ее качества. Теорией принятия решений разра­ботан специальный комплекс организационных, технических и математических процедур, придающих стройность и логическую обусловленность всему процессу получения, обработки и анали­за групповой экспертной информации. Этот комплекс процедур, включающий экспертизу (то есть сам опрос экспертов), а также специальные математические методы обработки и анализа экс­пертной информации, в ТПР называют методом экспертного оце­нивания.

Влюбой из указанных постановок задач важно правильно выбрать источник и установить способ получения необходимой информации. Для того чтобы осмысленно решить этот вопрос, целесообразно проанализировать характеристики качества


Риск-менеджмент

принципиальных способов получения информации. Наиболее существенные из характеристик способов, отображенных на рис. 2.5, представлены в табл. 2.2.

Таблица 2.2

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.