Сделай Сам Свою Работу на 5

Конституционная законность и судебный конституционный контроль.





1. Понятие законности и правопорядка

В советской юридической науке сложилось и стало господствующим

понимание законности как строгого и неуклонного исполнения

законов и подзаконных нормативных актов всеми субъектами

советского права — государственными органами, общественными

организациями, должностными лицами и гражданами.

Такое понимание законности было доминирующим в монографической

литературе и в тех или иных вариациях кочевало из учебника

в учебник вплоть до последнего времени.

При анализе вышеприведенного понимания законности прежде

всего бросается в глаза, что в нем акцент делается на исполнение

норм права и обходится вопрос о самом их содержании. И это не

случайно, поскольку оценка содержания закона с позиции общепринятого

понимания законности, как правило, не допускалась,

была рискованной для господствующей партийно-государственной

элиты.

На первое место при характеристике законности ставился

принцип верховенства закона, под которым понималась его высшая

юридическая сила в иерархической системе правовых нормативных

актов. Сам же закон трактовался в сугубо позитивистском



аспекте, без какой-либо его оценки с позиций общих принципов

права, общечеловеческой морали, международно-правовых норм

и стандартов. Законы рассматривались как акты, выражающие

возведенную в закон государственную волю, под которой декларировалась

воля пролетариата в союзе с трудящимся крестьянством,

либо волю всего народа. Хотя ясно, что воля трудящихся находила

выражение в законах государства настолько, насколько она совпадала

с волей правящих партийно-государственных кругов.

Для понимания законности как неотъемлемого качества правовой

системы в целом, особого состояния общественной и государственной

жизни, режима функционирования правового государства

существенное значение имеет содержательная характеристика

самих норм права (конституции, законов, подзаконных,

1. Понятие законности и правопорядка 527

включая ведомственные, актов и др.), их аксиологическая оценка.

Содержание законности составляет не само наличное законодательство



(пусть даже совершенное с точки зрения юридической

техники), а такое законодательство, которое адекватно воплощает

правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные

потребности и интересы человека, объективные тенденции

социального прогресса.

Законность означает идею, требование и систему (режим)

реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве.

Если быть объективным, то нельзя не видеть усилий ряда советских

ученых связать проблему законности с законотворчеством,

распространить режим законности и на эту сферу деятельности

государства. Однако эти попытки не оказали существенного

влияния на общепринятое понимание законности.

В традиционном понимании законности и ее принципов содержалось

известное противоречие: с одной стороны, утверждалось

верховенство закона, с другой, принижалось его значение, т.к. в

сфере правоприменения речь уже шла о нормах всех правовых

актов, безотносительно к их происхождению. Понимание законности

как исполнения всех нормативно-правовых актов, всех правовых

норм, установленных или санкционированных государством,

объективно принижало значение закона в системе нормативно-

правовых актов государства. Закон низводился до уровня подзаконного

акта. И не случайно в литературе получило широкое

распространение понятие законодательства в широком смысле,

охватывающего не только законы, принимаемые высшими органами

государственной власти, но и другие акты,- в частности, постановления

Советов Министров (правительств) Союза ССР и союзных

республик. Этот взгляд лег, в частности, в основу содержания



Свода законов СССР, который наряду с законами СССР

включал и постановления Совета Министров СССР.

Закон занимает особое место в системе нормативно-правовых

актов. Он обладает рядом юридических и иных свойств, не присущих

другим нормативным актам. Нивелирование закона в системе

нормативно-правовых актов государства следует преодолеть

и признать, что законность есть исполнение закона и только закона.

Это требование в равной мере относится как к органам всех

ветвей государственной власти, принимающим в рамках своей

компетенции законы и подзаконные акты, так и к непосредственным

исполнителям законов — должностным лицам.

Профессор М.С. Строгович полагал, что сущность законности

составляет соблюдение и исполнение именно законов. Из этого,

528 Глава 29. Законность и правопорядок

по его мнению, вытекает и необходимость соблюдения и исполнения

подзаконных актов, соответствующих законам, изданным

на основе закона, в соответствии с законом и во исполнение закона1

. /

В юридической науке были робкие попытки найти компромиссное

решение. Суть его заключалась в предложении различать

два понятия законности — широкое и узкое. Узкое понятие законности

означает требование соблюдать законы государства, широкое

— не только законы, но и все подзаконные акты.

Сущностное понимание законности и правопорядка связано

еще с одним важным критерием их отграничения друг от друга.

Это касается определения субъектов законности и правопорядка.

В свете традиционного понимания законности ее субъектами

являются все субъекты права. Должностные лица, следовательно,

поставлены в один ряд с гражданами и другими лицами, т.е. здесь

нивелируется повышенная опасность нарушения закона со стороны

должностного лица в сравнении с опасностью нарушения закона,

совершаемого гражданином.

В свое время профессор Н.Г. Александров предлагал компромиссное

решение. Он не ставил в один ряд нарушения закона, допускаемые

гражданами и должностными лицами. Законность в

широком аспекте, по его мнению, означает требование соблюдать

законы всеми субъектами права. Законность, понимаемая в узком

аспекте, означает соблюдение, законов именно должностными

лицами государства, т.е. законность распространяется только

на деятельность государственного аппарата2.

Законность как раз и состоит в том, что должностные лица

выполняют требования законов, выявляют нарушения закона,

пресекают их, восстанавливают нарушенные права и привлекают

виновных к юридической ответственности: Законность поэтому

обязательно должна характеризоваться наличием эффективного

механизма защиты действия законов государства, в том числе защиты

прав и законных интересов граждан, других субъектов

права.

Нарушения законов, совершенные гражданами и другими лицами,

не означают, что эти лица выступают в качестве нарушителей

законности. В этом случае речь идет о нарушениях цра-

вопорядка в обществе. Это, разумеется, не освобождает граждан

1 Строгович М.С. Проблемы общей теории права / / Избранные труды. Т. 1.

М., 1990. С. 111.

2 См.: Александров Н.Г. Право и законность в период развернутого строительства

коммунизма. М., 1961. С. 105-106.

1. Понятие законности и правопорядка 529

от юридической ответственности за любое правонарушение. Граждане

могут участвовать в выявлении нарушений должностными

лицами закона и, следовательно, законности, способствовать ее

обеспечению и упрочению.

Законность, в том числе конституционная (конституционность),

есть система реально действующего права. Это означает

следующее.

1. Наличие в обществе и государстве правовой конституции,

правового законодательства. Иными словами, это означает, что

действующие Конституция и законы адекватно выражают идеальное

право, правовые принципы, общечеловеческие ценности, правовые

идеалы свободного демократического общества и правового

государства. С этой точки зрения законность точнее было бы определить

как правозаконность (правоконституционность). В плоскости

практической государственной деятельности правозаконность

наряду с прочим означает соответствие Конституции и других

законов принципам и нормам международного права, международным

стандартам, неотчуждаемым и неотъемлемым правам

человека.

2. Наличие и действие строго иерархической правовой системы,

в основе которой лежит принцип верховенства закона, т.е.

соответствие закону всех подзаконных нормативных актов.

В иерархии системы правовых нормативных актов Конституция

и другие законы обладают высшей юридической силой. Это

качество диктует требование непротиворечивости подзаконных

актов содержанию Конституции и других законов.

3. Полное и точное осуществление, реализацию (в разнообразных

формах) Конституции и других законов в действиях должностных

лиц органов всех ветвей государственной власти, органов

местного самоуправления, объединений граждан, как тех, которые

призваны обеспечивать пользование гражданами и другими

лицами предоставленными им правами и свободами, так и тех,

кто по закону должен защищать указанные права и свободы в случае

их нарушений либо при наличии конфликтов между гражданами

и должностными лицами.

4. Всестороннее обеспечение (гарантирование) и эффективную

защиту действия Конституции и других законов. Эта система юридической

защиты включает как систему государственного контроля

и надзора за действием законов, так и систему индивидуальной

защиты со стороны граждан и других лиц своих прав и свобод,

законных интересов.

Наличие приведенных выше элементов и составляет содержание

законности (правозаконности) как системы реально действу-

18-7769

530 Глава 29. Законность и правопорядок

ющего права в свободном демократическом обществе и правовом

государстве.

Конституционность (конституционная законность) означает

идею, требование и систему (режим), во-первых, реального выражения

права в Конституции общества и государства, в самом процессе

подготовки, принятия, введения в действие, изменения и

дополнения Конституции как правового нормативного акта высшей

юридической силы в правовой системе государства; во-вторых,

верховенство Конституции, т.е. соответствие Конституции

всех законов и подзаконных нормативных актов; в-третьих, полной

и точной реализации Конституции органами всех ветвей государственной

власти, органами местного самоуправления, должностными

лицами, объединениями граждан; в-четвертых, всестороннего

обеспечения и эффективной охраны (защиты) действия

Конституции.

Правопорядок — многоаспектное, многоуровневое понятие и

представляет собою урегулированность общественных отношений,

участниками которых могут выступить физические лица

(граждане и др.), разнообразные органы всех ветвей государственной

власти, органы местного самоуправления, должностные лица,

объединения граждан и т.д. Такая урегулированность осуществляется

компетентными органами прежде всего в самом законе,

во всем массиве правовых нормативных актов. Это есть идеальная

конструкция (модель) урегулированности общественной и государственной

жизни. Без реализации юридических норм эта конструкция

урегулирования остается на бумаге. Реализация юридических

норм есть процесс формирования правопорядка. Реализация

юридических норм не происходит автоматически. Она требует

известного обеспечения и охраны (защиты) в случаях правонарушений.

Правопорядок может быть рассмотрен как конечный

результат действия юридических норм, как выражение правомерного

поведения субъектов общественных отношений. Тесно связаны

с правопорядком понятия конституционности и законности.

Они в-значительной части по своему содержанию пересекаются,

но полностью содержание правопорядка не исчерпывают.

Правопорядок означает также идею, требование и систему

(режим) реально действующего права. Однако в отличие от законности

(конституционности) правопорядок означает следующее.

1. Наличие в обществе и государстве правового массива подзаконных

нормативных актов, а также соблюдение принципов

права в самом подзаконном (ведомственном) нормотворчестве.

Главное в содержании правопорядка применительно к сфере

ведомственного нормотворчества заключается не только в его пол-

1. Понятие законности и правопорядка 531

ноте, беспробельности, непротиворечивости, но и в оценке его с

точки зрения последовательной реализации и воплощения в нем

права, адекватно отраженного в нормах конституций и других законов,

направленных на обеспечение неотъемлемых прав и свобод

человека, на достижение социальной справедливости, сочетания

личных, общественных и иных интересов.

Нарушением правопорядка является принятие ведомственных

актов (приказов, инструкций, положений и др.), которые противоречат

правовым принципам подзаконного (ведомственного) нормотворчества.

К сожалению, в условиях тоталитарного режима

такая практика 'получила широкое распространение. Она была

связана с ущемлением интересов и прав граждан в угоду ведомственным

интересам. К примеру, в системе МВД СССР и республик

нередко издавались ведомственные акты, не соответствующие

(как в целом, так и в отдельных частях) Конституции и законам,

и даже законы не распространяли своего действия на личный состав

органов внутренних дел до тех пор, пока не принимался соответствующим

министром внутренних дел приказ о введении закона

в действие в подчиненной ему системе подразделений и служб

внутренних дел.

Ведомственные акты конкретизировали нормы закона, создавая

по существу новые правила поведения как материального, так

и процессуального характера. Ведомства не были заинтересованы

в инициировании законодательной инициативы. Они восполняли

пробелы в нормативном регулировании самостоятельно. Сфера ведомственного

регулирования была обширной и имела тенденцию

к расширению.

2. Наличие и действие принципа иерархци по юридической

силе в подсистеме подзаконных нормативных актов.

3. Полное и точное соблюдение, исполнение и использование

конституционных положений и норм законов российскими гражданами,

иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Правопорядок включает осуществление, реализацию подзаконных

нормативных актов всеми субъектами права — органами

всех ветвей государственной власти, органами местного самоуправления,

объединениями граждан, должностными лицами,

гражданами и другими физическими лицами.

4. Всестороннее обеспечение и эффективную охрану (защиту)

действия всего массива подзаконных нормативных актов.

18*

532 Глава 29. Законность и правопорядок

2. Обеспечение и охрана законности

и правопорядка

Различие между «обеспечением» и «охраной (защитой)», по

нашему мнению, состоит в том, что обеспечение законности, правопорядка

связано с гарантированием положительной реализации

законов (юридических норм), с их упрочением, профилактикой

возможных правонарушений, а охрана (защита) законности, правопорядка

— с нарушениями последних, с восстановлением законности,

правопорядка.

Обеспечение законности, правопорядка. Система обеспечения

законности, правопорядка представляет собой структуру мер, направленных

на гарантирование (создание условий) положительной

реализации законов (юридических норм) как должностными

лицами, так и гражданами, на упрочение законности, правопорядка

и, наконец, на профилактику нарушений законности, правопорядка,

т.е. состоит из трех блоков: а) гарантирование законности,

правопорядка, б) упрочение законности, правопорядка,

в) профилактика нарушений законности, правопорядка. Такое

деление обусловлено характером системы влияющих на функционирование

должностного лица и поведение граждан условий и

факторов социальной среды, которые могут быть как положительными

(гарантии), так и отрицательными (причем самого разного

свойства и содержания — материально-производственные, экономические,

политические, духовные, правовые и др.).

Гарантирование и упрочение законности, правопорядка предполагает

формирование^ создание и совершенствование, развитие

гарантий законности, правопорядка в деятельности органов государственной

власти, органов местного самоуправления, объединений

граждан, их должностных лиц. Под гарантиями законности,

правопорядка понимаются положительно действующие условия,

факторы и средства как внутри той или иной госструктуры, так

и вне ее.

Следует различать общие (экономические, политические и духовно-

культурные) и специальные (правовые, психологические и

управленческие) гарантии. Правовые гарантии как вид специальных

гарантий включают: а) меры по совершенствованию законодательства;

б) меры выявления правонарушений законности;

в) меры защиты; г) меры ответственности; д) меры надзора и кон<-

троля за состоянием законности, правопорядка; е) меры профилактики

нарушений законности, правопорядка.

Надзор и контроль за состоянием законности, правопорядка

включают: контроль в системе органов государственной власти, в

2. Обеспечение и охрана законности и правопорядка 533

том числе внутриведомственный контроль; конституционный и

другие виды судебного контроля; прокурорский надзор; общественный

контроль.

Профилактика нарушений законности, правопорядка означает

выявление причин и условий правонарушений, устранение

указанных причин и условий, ликвидацию всех тех негативных

факторов, явлений и процессов, которые ведут к правонарушениям.

В числе такого рода факторов — экономическая и политическая

нестабильность, низкая правовая культура населения, должностных

лиц, деформация профессионального правосознания, установка

должностных лиц на приоритет целесообразности перед

законностью и т.д.

Система охраны (защиты) законности, правопорядка включает

выявление несоответствий праву (правовым принципам,

международным стандартам) законов и подзаконных нормативных

актов, правонарушений в законо(нормо)творчестве и в правоприменении,

их немедленное пресечение, приведение в действие

средств защиты и восстановления права, законности и правопорядка,

привлечение к юридической ответственности виновных

правонарушителей.

Нарушения законности, правопорядка. На вопрос о том, всякое

ли правонарушение должностного лица является нарушением

законности, в литературе дается однозначно утвердительный

ответ. Однако с позиций предлагаемого нами понимания законности

ответ этот не может быть столь однозначно положительным,

поскольку не всякое нарушение закона, а тем более подзаконного

нормативного акта, можно квалифицировать как нарушение законности.

Свидетельством этого служит ряд положений действующего

российского законодательства. Например, не влекут отмену

приговора суда несущественные нарушения норм уголовно-

процессуального законодательства (п. 3 ст. 342 и ст. 345 УПК

РСФСР). В Гражданском процессуальном кодексе предусмотрены

ситуации, когда нарушение норм процессуального и материального

права не является основанием к отмене решения (см. ст. 310

ГПК РСФСР).

Представляется, далее, что законность не исключает возможности

судебных ошибок, равно как и ошибок в других видах правоприменительной

деятельности. Однако в научной литературе вопрос

о природе допускаемых правоприменительной практикой

ошибок, как правило, не рассматривался и широко не обсуждался

(проблема судебных и иных ошибок в правоприменении обычно

ставится лишь на страницах периодической печати). В теории

права этот вопрос решался так: ошибки недопустимы, и всякая

534 Глава 29. Законность и правопорядок

ошибка есть нарушение законности. Тем самым создавалась иллюзия

безошибочности «социалистического» судопроизводства.

На наш взгляд, нарушением законности следует признавать

не просто нарушение закона, которое может быть ошибкой в правоприменении,

а тенденцию, линию в противозаконном поведении

должностного лица. Поэтому, к примеру, определение меры

административного взыскания без учета личности правонарушителя

(вынесение штрафа в максимальном размере) в конкретном

случае не будет составлять нарушение законности, но аналогичные

факты, взятые в единстве, могут вскрыть определенную тенденцию,

линию поведения должностного лица при определении

меры административного взыскания без учета личности правонарушителя.

Именно эта закономерность противозаконного поведения

должностного лица и явится нарушением с его стороны

законности.

Нарушение законности всегда означает причинение существенного

вреда правам и законным интересам граждан и других

лиц, общественным и государственным интересам.

Нарушениями закона и одновременно нарушениями законности

сотрудниками государственных, в том числе правоохранительных

органов, органов местного самоуправления, по нашему мнению,

являются: нарушения норм Конституции и других законов

(наиболее распространенным видом здесь выступают нарушения

конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и

других лиц, незаконное предоставление гражданам и другим

лицам льгот и преимуществ, незаконное освобождение граждан

и других лиц от несения обязанностей); преступления должностных

лиц, совершенные при исполнении служебных обязанностей

(получение взятки, злоупотребление должностным положением

и др.). В то же время отдельные нарушения закона должностными

лицами, как представляется, не следует признавать нарушениями

законности, а именно: несущественные нарушения норм

закона, например, процедурного характера; преступления и другие

правонарушения, совершенные должностными лицами вне

связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, т.е.

когда они выступают в качестве граждан. Такого рода преступления,

к примеру, в практике органов внутренних дел и других правоохранительных

органов квалифицируются как чрезвычайные

происшествия.

Также не являются нарушениями законности: нарушения

должностными лицами норм, содержащихся в ведомственных

актах; нарушения служебной дисциплины, т.е. нарушения правил

несения службы и невыполнение приказов начальников; от-

2. Обеспечение и охрана законности и правопорядка 535

дельные случаи проявления грубости, нетактичности, невнимания

должностных лиц к людям и т.д., т.е. нарушения норм морали,

этики должностного поведения и т.п.

Однако если подобные явления — грубость, чванство, равнодушие

к судьбе человека и т.п. — становятся нормой поведения

сотрудника государственного органа либо органа местного самоуправления,

то в Российской Федерации это уже является нарушением

конституционных обязанностей со стороны государственных

органов, органов местного самоуправления, объединения

граждан, их должностных лиц, относится к человеку, его жизни

и здоровью, личной неприкосновенности и безопасности, другим

правам и свободам, чести и достоинству как к высшей ценности.

Согласно действующей Конституции Российской Федерации, «человек,

его права и свободы являются высшей ценностью. Признание,

соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина

— обязанность государства» (ст. 2).

Правонарушения органов, объединений граждан, их должностных

лиц, не являющиеся одновременно нарушениями законности,

посягают на правопорядок, являются нарушениями правопорядка.

Они также недопустимы, как и более тяжкие правонарушения

— нарушения законности.

С управленческих позиций организация системы обеспечения

и защиты законности, правопорядкам означает, во-первых, определение

состояния законности, правопорядка в той или иной

структуре государственного аппарата, звене местного самоуправления,

во-вторых, выработку мер, направленных на профилактику

правонарушений, защиту законности, правопорядка и их

упрочение. Речь идет о планировании, координации, об осуществлении

принятых решений и контроле за их выполнением.

Большое теоретическое и практическое значение имеет выработка

единых критериев оценки состояния законности, правопорядка,

а также системы показателей для ее определения применительно

к деятельности государственного аппарата и его отдельных

органов, подразделений и служб, звеньев местного самоуправления,

Следует знать и уметь пользоваться разнообразными

источниками информации о правонарушениях, выявлять их, если

они не были учтены официально, к примеру, в статистической

отчетности. Для анализа динамики и структуры правонарушений

важно выработать методику обнаружения, выявления в ходе инспектирования,

контрольных и иных проверок такого рода нарушений

со стороны руководителей подразделений.

Организация системы обеспечения законности в деятельности

государственных органов включает также: анализ допущенных

536 Глава 29. Законность и правопорядок

нарушений законности, причин и условий их совершения, разработку

мер по профилактике таких нарушений; совершенствование

мер защиты законности в деятельности государственных органов;

разработку мер по укреплению законности: совершенствование

служебной подготовки, управленческой деятельности; включение

в перспективные и годовые планы комплексных мер по обеспечению

законности в служебной деятельности; формирование практических

навыков и умений обеспечения законности в процессе

как обучения, так и выполнения служебных обязанностей. Правильно

организовать систему защиты и обеспечения законности

можно лишь при обязательном учете уровней, иерархии той или

иной системы государственных органов, ее внутренних и внешних

связей.

Если быть реалистичным, то надо признать, что отраслевая

система управления в целом, как и составляющие ее органы и

подразделения, не всегда заинтересованы в раскрытии объективной

картины состояния законности, тем более — в выявлении ее

нарушений, т.е. в самоизобличении. Поэтому очень важное значение

в защите и упрочении законности имеет внешний по отношению

к отраслевой системе надзор и контроль, осуществляемый

органами государственной власти, прокуратуры, суда и др. В то

же время объективная необходимость упрочения отраслевой системы

требует, чтобы с нарушениями законности внутри нее велась

борьба собственными силами и средствами. Особую роль в этой

связи имеют вышестоящие органы, а также внутриведомственный

контроль.

Система обеспечения и охраны (защиты) правопорядка в целом

наряду с системой обеспечения и охраны (защиты) законности

должна быть дополнительно сориентирована на граждан и других

физических лиц.

3. Конституционная законность и судебный

конституционный контроль

Конституционная _______законность (конституционность) есть

система реально действующего права, предполагающая наличие

правовой конституции, ее полное действие, верховенство, прямое

действие на всей территории государства, обеспечение и

охрану (защиту).

Конституционная-законность (конституционность) означает

следующее.

А. Правовой характер самой конституции как основного

(высшего) закона государства.

3. Конституционная законность и судебный конституционный контроль 537

Содержание конституционной законности составляет не сам

по себе факт существования конституции, а наличие такой конституции,

которая адекватно воплощает правовые принципы,

общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и

интересы человека, объективные тенденции социального прогресса.

Иными словами, наличие в обществе и государстве правовой

конституции означает, что действующая конституция адекватно

выражает идеальное право, правовые принципы, общечеловеческие

ценности, правовые идеалы свободного демократического общества

и правового государства. Отсюда конституционную законность

здесь точнее было бы определить как правоконституцион-

ностъ.

Правоконституционность наряду с прочим означает соответствие

конституции принципам и нормам международного права,

международным стандартам, прежде всего неотчуждаемым и неотъемлемым

правам человека.

В ряду основ конституционного строя Российской Федерации

и конституционных принципов организации и функционирования

правового государства положение о человеке, его правах и

свободах как высшей ценности обладает приоритетом, первенством.

Принцип приоритетности ценности человека, его прав и

свобод пронизывает буквально все содержание Конституции Российской

Федерации (см. ст. 6 (ч. 2), 17 (ч. 1 и 2), 18, 55 и др.).

Это конституционная реальность, которая должна определять

практику законотворчества и применения законодательства. Все

остальные конституционные принципы — равноправия и самоопределения

народов, государственного суверенитета и безопасности,

государственной целостности и территориального единства

и др. — могут рассматриваться как одно порядковые, но подчиненные

конституционному принципу признания человека, его

прав и свобод в качестве высшей ценности.

Из конституционного принципа признания человека в качестве

высшей ценности вытекает ряд обязанностей государства:

признание прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения

и защиты. •

Права и свободы человека и гражданина, неотчуждаемые от

человека, общепризнанные мировым сообществом, являются непосредственно

действующими, на что указывает ст. 18 Конституции

Российской Федерации. При этом следует иметь в виду, что

в деятельности всех ветвей государственной власти — законодательной,

исполнительной и судебной, органов и должностных лиц

местного самоуправления признание, обеспечение и защита прав

538 Глава 29. Законность и правопорядок

и свобод человека и гражданина имеет приоритетное значение.

Из этого вытекает требование, согласно которому все органы государственной

власти и местного самоуправления должны сверять

свою деятельность с непосредственно действующими правами и

свободами граждан..

Б. Верховенство конституции в правовой системе, государства.

Это означает, что в системе правовых норм и актов Конституция

имеет высшую юридическую силу. Верховенство Конституции

диктует требование непротиворечивости законов и подзаконных

актов содержанию Конституции.

Все законы и иные акты органов государственной власти и органов

местного самоуправления издаются на основе и в соответствии

с Конституцией. Законы и подзаконные (в том числе ведомственные)

акты, противоречащие Конституции, не должны применяться

судами и другими правоприменителями.

Часть 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации, закрепляя

высшую юридическую силу Конституции Российской Федерации,

устанавливает, что «законы и иные правовые акты, принимаемые

в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции

Российской Федераций».

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального конституционного закона

«О судебной системе в Российской Федерации» от 31 декабря

1996 г.1 суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо

от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции

Российской Федерации и закону. Это положение находит

свое развитие в ч. 3 ст. 5 указанного Закона: «Суд, установив при

рассмотрении дела несоответствие акта государственного или

иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской

Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному

закону, общепризнанным принципам и нормам международного

права, международному договору Российской Федерации,

конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону

субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии

с правовыми положениями, имеющими наибольшую

юридическую силу». В конечном счете Конституция Российской

Федерации, конституции (уставы) субъектов Российской Федерации

являются решающими юридическими критериями определения

правомерности решений и действий государственных органов,

органов местного самоуправления, их должностных лиц, поведения

граждан и их объединений.

1 СЗРФ. 1997. № 1. Ст. 1.

3. Конституционная законность и судебный конституционный контроль 539

В. Прямое действие Конституции. Правоприменительная

практика всех государственных органов, органов местного самоуправления

должна соответствовать конституции. Все должностные

лица государственных органов и органов местного самоуправления

независимо от их ранга и положения ответственны за нарушение

ее требований.

Непосредственное применение Конституции Российской Федерации

обращено ко всем судам, прежде всего в области прав и

свобод граждан, обеспечиваемых правосудием (ст. 15), в котором

реализуется их судебная защита (ст. 46). Гражданин, который

считает нарушенными свои права, может обратиться в суд, ссылаясь

исключительно на соответствующую статью Конституции,

и суд не вправе отказать в рассмотрении дела, ссылаясь на то, что

нет конкретизирующих данную норму законов или подзаконных

актов.

Верховный Суд Российской Федерации в своем постановлении

«О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской

Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября

1995 г.1 подчеркнул, что судам при рассмотрении дел следует оценивать

содержание закона или иного нормативного правового

акта, регулирующего рассматриваемые судом отношения, и во

всех необходимых случаях применять Конституцию Российской

Федерации в качестве акта прямого действия. Суд, разрешая дело,

применяет непосредственно Конституцию, в частности, в следующих

случаях:

а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя

из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации

и не содержат указания на возможность ее применения при

условии принятия федерального закона, регулирующего права,

свободы и обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший

на территории Российской Федерации до вступления в

силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей;

в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый

после вступления в силу Конституции Российской Федерации,

находится в противоречии с соответствующими положениями

Конституции;

г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый

субъектом Российской Федерации по предметам совместного

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.