Сделай Сам Свою Работу на 5

Контроль над Чувствами - Ключ к Высшей Духовной Мудрости





 

 

# Контроль над чувствами - основа самопознания

# Наслаждения чувств - иллюзорная радость

# Любая радость исходит из собственного "Я"

# Чувственные объекты могут дать лишь временную радость

# Сознание тела омрачает чистую Любовь высшего "Я"

# Знание своего истинного "Я" приносит самую большую радость

# Красота и радость

# Свет Атмы озаряет Все

# Истинная радость - это радость, исходящая из высшего "Я"

# Нельзя вести машину, держа ногу на тормозе

# Отрешенность, преданность и контроль над чувствами

 

 

~~~~~~~~~~~~~~~~~

 

Стоит достигнуть истинного самоотречения и непривязанности, и достижение даже высших небесных миров будет вам казаться тривиальным и незначительным. Арджуна уверил Кришну: "Кришна, если бы мне вручили владение и управление тремя мирами, я бы не принял их, ибо мне неинтересен ни один из них."

 

Воплощения Любви!

 

Эти слова показывают силу самоотречения, которой достиг Арджуна, когда он полностью отдал себя в руки Господа и подготовился к принятию учения Гиты. В тот момент он отделил себя от мира и крепко привязался к трансцендентному Принципу, проявленному перед ним в форме Шри Кришны. Такой отказ от мира и его объектов и привязанность к Божеству должны стать также вашей целью. В этом судьба всех людей, ибо в процессе духовной эволюции в каждом человеке со временем разовьется отречение и беспристрастие к объектам чувств, и в то же время сильнейшее стремление осознать Атму внутри.



 

~~~~~~~~~

Контроль над чувствами - основа самопознания

 

Если вы хотите построить обыкновенный маленький домик, вы приложите большие усилия, чтобы положить прочное основание. Насколько осторожнее надо быть, закладывая основание для дворца Самопознания, дворца Атма-джнаны. Именно для того, чтобы дать прочное основание, Кришна в Гите, в Своем учении Арджуне, подчеркивал необходимость обучения контролю над чувствами и развитию отношения непривязанности к миру (отрешенности от мира). Это необходимое условие для создания прочного основания. Если основание непрочно, то здание Атма-джнаны долго не устоит; оно скоро развалится.



 

Отрешенность и самоотречение не появляются внезапно, ниоткуда, чтобы стать основанием Атма-джнаны. Необходимо постепенно развивать и применять на практике эти качества, а также преданность и контроль над чувствами. Если вы хотите зажечь лампу, вам понадобится масло, сосуд для него и фитиль. Таким же образом, если вы хотите зажечь лампу мудрости, необходима отрешенность, преданность и контроль над чувствами. Отрешенность можно считать сосудом, а преданность - маслом. Контроль над чувствами можно сравнить с фитилем. Привнеся все эти три элемента, можно зажечь лампу внутреннего "Я". Для того, чтобы зажечь такую лампу в сердце Арджуны, Кришна предупредил его о том, что прежде всего необходим контроль над органами чувств.

 

Большинство людей не могут добиться строгого контроля над чувствами. Даже если бы они сделали усилие в этом направлении и достигли контроля над чувствами в какой-то мере, обычные люди не смогли бы продолжать идти в этом направлении, потому что они совершенно убеждены, что различные наслаждения, которые они испытывают, приходят к ним через органы чувств и объекты чувств. Если бы они должны были навсегда отказаться от чувственных удовольствий, они бы решили, что сама их жизнь пришла к концу. Они считают чувственные удовольствия единственным источником счастья, потому что они непосредственно испытывают это изо дня в день, тогда как радость самопознания, священное знание Атмы, - это то, чего они никогда не испытывали. Если у вас в руках птица, отпустите ли вы ее, чтобы попытаться поймать двух, прячущихся в кустах? Рассуждая таким образом, они считают безумием отказаться от чувственных удовольствий, которые они испытывают каждый день, для того, чтобы сосредоточиться на Атма-джнане, чего они никогда не испытывали.



 

Наслаждения чувств - иллюзорная радость

 

Именно по этой причине люди критикуют доктрину отрешенности и контроля над чувствами, которым учит Гита. Они говорят, что в повседневной жизни это бесполезно и неприменимо для обычных людей. Но эта критика возникает потому, что они ничего не знают об истинном процессе, который имеет место. Все мимолетные удовольствия, которыми они наслаждаются, - это лишь отражение в разуме вспышек истинной радости, которая всегда пребывает в сердце. Думая снова и снова об определенном человеке или предмете, разум покидает место своего пребывания и отправляется к этому человеку или предмету, принимая его форму; затем он вводит себя в заблуждение, думая, что наслаждается этим предметом. Но никогда это не сможет стать истинной радостью; это лишь какая-то ограниченная радость, воображаемая в разуме, - отражение истинной внутренней радости, являющейся источником всех радостей. Для пояснения рассмотрим следующий пример.

 

Маленький ребенок обычно сосет палец и пьет свою слюну. Ему это нравится, потому что он думает, что получает молоко из пальца; но дело в том, что слюна, которую малыш принимает за молоко, исходит из его рта, а не из пальца. Он себя обманывает, думая, что источник его радости находится вне его.

 

Рассмотрим еще один пример:

 

Собака нашла большую кость. Стоило ей завладеть этой костью, как она стала ей дорога; ей не хочется делиться ею ни с какой другой собакой; поэтому она уносит кость в какое-нибудь уединенное место. Там она смотрит на кость, любуется ею и начинает ее грызть. Поскольку это старая кость, она очень крепкая. Со всем исступлением и силой собака продолжает ее грызть, пока у нее не смещается зуб в десне. Кровь течет и попадает на кость. Собака убеждена, что кровь исходит из кости, и она наслаждается ее вкусом. Но кровь исходит не из кости, а изо рта самой собаки. Собака не понимает истину; так же, как и в случае с ребенком, она обманывает себя, следуя воображению своего собственного разума.

Любая радость исходит из собственного "Я"

 

Подобным образом невежды думают, что они получают радость от чувственных объектов; но эта ограниченная радость, которую они испытывают, не исходит извне. В наших сердцах находится вездесущая истинная радость, и эта неизменная внутренняя радость накладывается на тот или иной объект, который кажется источником радости. Таким образом они верят, что получают радость от вещей этого мира, но их радость - это лишь крошечное отражения той безграничной радости, которая скрыта в них самих. Стоит им обмануть себя, думая, что радости и удовольствия, получаемые ими во внешнем мире, это истинный опыт, а та радость, которую они могут получить из внутреннего мира, - лишь иллюзия, и они теряют всякий интерес к работе над отрешенностью. Таким образом они отказываются от следования трансцендентальной радости и продолжают гоняться лишь за мирскими удовольствиями, которые, как они верят, можно получить от чувственных объектов.

 

Если бы какой-то объект приносил радость, то эта радость была бы одинаковой для всех людей. Однако вы знаете, что это не так: тот объект, который доставляет радость и удовольствие одним людям, может быть нежелателен для других людей; он может вызывать у них неприязнь. Если бы радость на самом деле была присуща самому объекту, она была бы одинакова для всех. Некоторые люди могут иметь пристрастие к огурцам, тогда как другие их совсем не любят. Если бы удовольствие было неотъемлемой частью огурцов, то все бы получали одинаковое чувство от них; они бы не приносили чувство радости одним людям и чувство неприязни другим. Откуда берется это различие в реакции людей? Почему одни вещи нравятся каким-то людям и не нравятся другим? Это без сомнения означает, что радость, которую испытывает человек, не исходит непосредственно от того объекта, с которым ее ошибочно отождествляют: радость исходит изнутри; это отражение неисчерпаемого источника радости, идущей изнутри самого человека.

Чувственные объекты могут дать лишь временную радость

 

Приязнь или неприязнь, которые вы испытываете, являются лишь временным явлением; они непостоянны. Вы можете чувствовать себя очень голодным; кто-то принесет вам поесть, и в этот момент пища покажется вам особенно вкусной. Что делает ее такой вкусной? Ваш голод. Пока вы голодны, вся пища будет казаться очень вкусной. После того, как ваш голод утолен, даже если перед вами поставят самые восхитительные деликатесы, они не смогут вас привлечь. Когда вы голодны, обычная пища будет казаться вам вкусной и доставит большое удовольствие. Но как только вы насытились, даже самая вкусная пища покажется вам невкусной. Единственным объяснением такого изменения является то, что приязнь или неприязнь исходит от вас, индивидуума, а не от объектов как таковых: любое чувство радости и печали исходит изнутри человека, а не из внешних объектов.

 

Обычные люди думают, что радость или боль, которую они получают от общения с теми, кого они любят или не любят, исходит от этих людей. Но это не так. Радость или печаль человека зависит от его собственной приязни или неприязни к различным объектам. Можно заметить, что, когда у людей имеется сильная привязанность к кому-то, кто им очень дорог, то каково бы ни было отношение или поведение этого человека, они все равно будут его любить. В чем причина такой непоколебимой верности, такого любовного отношения, проявляемого к этому человеку, несмотря на ряд отталкивающих черт в его поведении? Причина в том, что, когда кто-то вам нравится, все, что этот человек говорит и делает, будет вам казаться очень приятным. Когда кто-то вам очень дорог, когда вы чувствуете, что сильно любите кого-то, то вы будете испытывать чувство, которое зовется "любовью", - на самом деле чувство привязанности к другому человеку. При такой привязанности, любовь и радость, которые возникают, исходят только от вас самих. Независимо от того, испытывает другой человек такие же чувства или нет, те чувства, которые испытываете вы, исходят только от вас самих; они не являются частью другого человека.

 

Нечто подобное рассказал Яджнавалкья своей жене Майтрее в Брихадараньяка-упанишаде. Яджнавалкья сказал Майтрее:

 

"Дорогая моя, ты любишь меня не за меня самого, а ради себя. Все, что ты любишь и что тебе дорого, ты любишь только ради своего собственного 'Я'. Твое собственное 'Я' тебе дороже всего; ради него, тебе и дорог кто-то другой. Чувства, которые ты испытываешь к другим, - это лишь частичное проявление той великой Любви, которую ты всегда чувствуешь к своему 'Я'."

Сознание тела омрачает чистую Любовь высшего "Я"

 

Итак, во всем мире каждый человек, кем бы он ни был, любит другого только ради себя, а не ради того человека. Если он любит какой-то объект, он любит его только ради своего "Я", а не ради этого объекта. Когда к чистой Любви примешано сознание тела, то она становится привязанностью и эгоизмом, что неизбежно ведет к печали.

 

Тело непостоянно; смерть неизбежна для всех. Если бы кто-то жил сто лет, ему все равно бы пришлось встретиться лицом к лицу со смертью. Разве не странно, что умирающие плачут и скорбят о тех, кто уже умер? Каждому придется принять смерть, то есть каждого можно считать умирающим. В таком случае, даже хотя все люди находятся среди умирающих, они чувствуют печаль и горе, думая о тех, кто умер, как будто смерть - это что-то совершенно необычное и неожиданное, а не единственное завершение, которое неизбежно для всех. Печаль, которая появляется, особенно когда умирает кто-то близкий и дорогой, возникает только из-за привязанности. Если вы беспокоитесь о другом теле, отлично зная, что смерть неизбежна, то это может быть результатом лишь привязанности, которая развилась к этому телу. Эта привязанность и есть результат вашего горя. Поэтому главной причиной горя, переживаемого в результате чьей-то смерти, является привязанность, а не Любовь. По существу каждый человек ищет радости. Он жаждет радости, но не хочет печали. Человек всегда стремится к прибыли, но не к потере. Такова его природа. Прибыль, радость и блаженство свойственны его натуре; они являются самой сутью его бытия. С самого рождения каждый человек хочет быть только в выигрыше; он не хочет испытывать боли (прим. переводчика: игра слов "gain, not pain"). Бизнесмен прежде всего думает о прибыли. Здесь, в штате Андра Прадеш, когда взвешивается такой продукт как рис, если число килограммов превышает шесть, то говорят "6+1", а не "7", потому что слово "семь" на телугу означает "оплакивать". Хозяин магазина произнесет другое слово, чтобы избежать этого несчастливого слова. Таким же образом человек не хочет сталкиваться с несчастьем и потерей; он хочет только выгоды и прибыли, а также счастья, которое они приносят.

 

Знание своего истинного "Я" приносит самую большую радость

 

Из всех выгод и достижений, самую большую радость приносит Атма. Вы должны найти эту радость и сделать своей.

 

Возьмем красивую розу: в тот момент, когда вы на нее смотрите, из вашего сердца исходит радость. Подобным образом, когда вы смотрите на красивого человека или красивую вещь в этом мире, вы сразу чувствуете радость. Очень многие люди любят, путешествуя, осмотривать достопримечательности. Они это делают, чтобы извлечь радость! Поэтому можно видеть красоту в природе, можно видеть красоту в людях, и люди находят радость в красивых вещах. Но сколько продлится эта радость и красота? Роза, которую вы сегодня сорвали, завтра станет вянуть; затем потеряет свою красоту. Стоит поблекнуть ее красоте, и радость, которую вы испытывали прежде, тоже исчезнет. Так же и с различными стадиями жизни: детством, юностью, зрелостью и старостью.

 

Можно сказать, что детство отражает Божественность: в детстве человек мало страдает от ненависти, зависти, гнева и т.д. Иисус сказал, что поскольку у детей действительно нет плохих черт, их можно считать Божественными. В этот период ни в разуме, ни в теле нет плохих мыслей или черт. Ребенок прекрасен, потому что у него нет плохих чувств, исходящих из плохих мыслей. С возрастом он постепенно развивает плохие качества. По мере развития плохих качеств, красота маленького ребенка исчезает. То есть появление плохих мыслей ведет к плохим словам и плохим делам, что в свою очередь приводит к исчезновению красоты в ребенке.

Красота и радость

 

Таким образом мы видим, что красота, которой обладает человек, преходяща. Она постепенно исчезает. Такого рода преходящая красота не приносит неизменной радости. Ведь даже новорожденный ослик очень красив. Постепенно по мере его развития у него вырастает большой живот, и он становится безобразным. До тех пор, пока не появятся плохие качества, все выглядит прекрасным. Поэтому, кем бы ни был человек или каким бы ни был объект чувств в этом мире, становится ясно, что его красота непостоянна, и в результате получаемая от него радость тоже ограничена. Радость и красота всегда идут вместе: невозможно обладать красотой без радости, и нет радости без красоты. Что же это за единственный Принцип, в котором имеется непреходящая радость и непреходящая красота? Это Атма. В ней нет никаких видоизменений, никаких перемен. Фактически, она не имеет формы: ее красота и радость и есть ее форма.

 

Хотя радость исходит из самого центра вашего сердца, вы думаете, что получаете радость от чувственных объектов и органов чувств. Это не так. Всякая радость идет изнутри вас, но вы себя загипнотизировали и думаете, что она исходит откуда-то извне. Священные Писания говорят о Брахмананде, неземной радости, которая исходит из небесного мира Брахмы, Создателя. Радость, которую можно испытать через контакт чувств с объектами чувств, крайне мала по сравнению с радостью Брахмананды. Чувственную радость можно описать как каплю в океане Брахмананды. Но даже этот огромный океан Брахмананды сам по себе подобен атому по сравнению с безграничной радостью, которая исходит из духовного сердца. Это первоисточник всей радости. Такое сердце можно сравнить с самым великолепным и лучезарным светом, сияющим повсюду. Попытайтесь понять этот вечно сияющий и все наполняющий собой духовный свет.

Свет Атмы озаряет Все

 

Днем солнце освещает различные объекты в мире; ночью луна играет подобную, но меньшую роль. Поэтому вы, может быть, заявите, что причиной светящейся природы мира и ее объектов являются солнце и луна. Но в состоянии сна вы тоже видите различные предметы. Где же солнце и луна в том состоянии? Солнце, которое вы видите днем в состоянии бодрствования, не присутствует в состоянии сна; там нет и луны, нет никакого видимого света, чтобы осветить различные объекты. Однако, вы можете видеть целый мир, а именно, мир сна. Что же освещает этот мир? В состоянии глубокого сна - абсолютная тьма: там нет ни знания, ни мудрости; там только тамас-гуна (пассивность). Но откуда вы знаете, что там темно? Каков свет осознанности, дающий вам возможность видеть и осознавать эту тьму?

 

Состояние глубокого сна описывают как бессознательное состояние; состояние сна описывают как подсознательное состояние; состояние бодрствования описывают как сознательное состояние. Существует еще четвертое состояние, турийа, которое превосходит все остальные состояния: его можно описать как сверхсознательное состояние.

 

В состоянии турийи вы можете видеть все и везде и испытывать высшее блаженство. Чей свет освещает состояние этого блаженства и позволяет вам испытывать эту немеркнущую радость? Это сияние исходит из Атмы. Свет Атмы освещает также и все другие состояния, позволяя вам их видеть.

 

В Ведах Риши говорили об этом состоянии турийи следующим образом:

 

"Мы можем видеть состояние, превосходящее все другие состояния, включая тьму, - состояние без сновидений. За состоянием без сновидений находится высший свет Атмы, освещающий состояние бодрствования, сна и глубокого сна."

 

Чтобы это немного понять, возьмем пример из состояния бодрствования. Закройте на минуту глаза: что вы видите? Вы скажете, что там ничего нет, лишь абсолютная темнота. Но тогда возникает вопрос: кто видит эту тьму? Поскольку вы видите это как тьму, вы так это и описываете; но ведь должен быть свет сознания, чтобы вы смогли увидеть даже эту тьму. Это свет Атмы - Атма-джйотхи. Только благодаря этому трансцендентальному свету сияет свет всех других состояний.

 

Во время фестиваля Дипавали - фестиваля света - вы зажигаете одну свечу, и от этой свечи вы зажигаете все остальные свечи и светильники. Первый свет является основой света других огней; благодаря тому, что у вас есть первый свет, вы смогли зажечь множество других. Первым светом, являющимся основой всех других, является Атма-джйотхи; все другие, зажженные от Атма-джйотхи, - это индивидуальные светильники, символизирующие все индивидуальные существа. Все разнообразные источники света всех бесчисленных индивидуальных существ зажигаются с помощью единственного источника - Атма-джйотхи. Только благодаря Атма-джйотхи глаза способны видеть; этот свет исходит изнутри и освещает все существа и все предметы так же, как и все внешние источники света, такие как солнце и луна.

 

Вас может заинтересовать, как быть уверенным, что Атма-джйотхи освещает все другие объекты и источники света, ведь вы не видите света Атма-джйотхи. Следующий пример с батарейкой может быть поучительным.

 

Вы не можете видеть электрического тока, находящегося в элементе батарейки, но если включить ток, то вы увидите свет лампочки. Если бы в элементе не было электрического тока, вы не смогли бы получить свет от лампочки. Тело можно представить себе как электрическую лампочку, работающую на элементе батарейки, являющейся разумом: ваши глаза - это лампочка, а ваш интеллект - это выключатель, контролирующий ее. В элементе батареи разума хранится особый вид энергии, получаемый от Атмы. В обычной электрической батарейке энергия очень быстро истощается, но поток энергии Атмы постоянно проходит через разум. Веды провоз-глашают, что разум - это вместилище Атмической энергии. Именно этот неисчерпаемый источник дает временный поток удовольствия, когда вы воспринимаете какой-то приятный предмет.

Истинная радость - это радость, исходящая из высшего "Я"

 

Все радости и удовольствия в этом мире временны и являются лишь отражением безграничной радости, которая находится в вас. Из-за невежества вы верите, что ваша радость идет от чувственных объектов и что эта кратковременная радость истинна. Но истинно только то, что постоянно. Временные радости, ассоциируемые с объектами этого мира, не являются истинной радостью. Истинна только Атмананда, вечное блаженство, которое есть Атма, а другие радости приходят и уходят. Все, что вы видите в состоянии бодрствования исчезает в состоянии сна. Все радости и горести, которые вы переживаете в состоянии сна, вы оставляете позади, когда возвращаетесь в состояние бодрствования. Люди и предметы, которых вы видите в состоянии бодрствования, покажутся изменяющимися отражениями в состоянии сна, а затем будут полностью поглощены и исчезнут в состоянии глубокого сна. Ваши радости меняются так же, как эти состояния.

 

Все мирские радости, которые вы считаете неизменными, в конце концов принесут вам много неприятностей и горя. Поэтому Кришна говорил Арджуне:

 

"Обращай внимание только на основную истину; тогда тебя не будут беспокоить различного рода проявления."

 

Основа не меняется, тогда как проявления, зависящие от этой основы, меняются постоянно. Если бы основа менялась вместе с проявлениями, то вы даже не смогли бы жить. Рассмотрим маленький пример.

 

В различное время вы, должно быть, использовали различные средства передвижения, путешествуя из одного места в другое, такие как машины, поезда, автобусы и т. д. Машина может двигаться быстро, автобус тоже, и даже если вы просто идете пешком, вы можете двигаться довольно быстро; в каждом случае это движение происходит относительно дороги, которая остается неподвижной и неизменной. Предположим, что вместе с движущейся машиной или движущимся автобусом сама дорога окажется в движении. Что тогда произойдет? Вы не сможете продолжать свое путешествие. Для того, чтобы достигнуть цели, дорога должна быть неподвижной.

 

Подобным образом, поскольку Атма - источник, населяющий ваше сердце - постоянна и устойчива, вы можете наслаждаться всем, что непостоянно и изменчиво в этом мире. Но Кришна предупредил Арджуну:

 

"Арджуна, этот мир мимолетен; он ненадежен и полон горя. Живя в мире, который подвергнут столь многим изменениям и модификациям, невозможно наслаждаться вечным блаженством. Освободись от мира и сосредоточься на трансцендентном принципе - обратись к Атме. Она вечна и неизменна; в ней ты найдешь нескончаемую радость, которую напрасно ищешь во вне в этом мире."

Нельзя вести машину, держа ногу на тормозе

 

Может быть, вы думаете, что если сидящих здесь детей научить контролю над чувствами, то они вырастут инертными беспомощными существами? Но никто не говорит, что нельзя использовать свои чувства; просто надо научиться их правильно контролировать. Это подобно тормозам в машине: когда возникает опасность, вы используете тормоз, чтобы остановить машину. Студенты должны очень внимательно подумать над этим. Когда Свами говорит вам, что нужно контролировать чувства, контролировать разум, некоторые из вас сомневаются, смогут ли они таким образом жить вообще и выполнять свои задачи. Свами не просит вас вести машину, держа ногу на тормозе, он предлагает использовать тормоз только в случае необходимости, чтобы контролировать машину, когда возникает какая-то опасность, как например, когда у вас плохие мысли, плохие чувства, когда вы видите и слышите плохое и т.д. - тогда вы должны использовать контроль. Если у вас совсем нет тормозов, то вы непременно попадете в беду. Вол, не поддающийся контролю, лошадь без узды, машина без тормозов, человек, не контролирующий свои чувства, - все они опасны и ведут к беде.

 

"Поэтому, Арджуна, - сказал Кришна, - контролируя свои чувства и разум, осознай несовершенства, присущие всем объектам в этом мире. Тогда ты сможешь жить счастливо везде, потому что ты утвердишься в источнике всего счастья - Атме, которая есть вечное блаженство."

 

Веданта никогда не учила, необходимости отказаться от семьи или от мирских обязанностей. Используйте все чувства правильно с моральной точки зрения в соответствии со временем и обстоятельствами. Именно в этом контексте Бхагавад Гита учит следующей дисциплине: соблюдать границы во всей вашей деятельности. Если вы делаете все правильно и в приемлемых границах, то ничто не принесет вам вреда; но в излишестве даже самая невинная деятельность может нанести вред. Например, неограниченное принятие пищи в конечном счете приведет к проблемам пищеварения, а также к волнению разума. Избыток мыслей тоже опасен для разума. То же касается и привязанностей: чрезвычайная привязанность - это род ментальной болезни; но ограниченная привязанность не столь опасна. Так же, как тормоза используются в машине для благосостояния и защиты пассажиров, органы чувств должны быть взяты под контроль и использоваться для благосостояния и защиты обитающего в теле. Вот почему Кришна так настаивал, чтобы Арджуна развивал контроль над чувствами.

Отрешенность, преданность и контроль над чувствами

 

Контроль над чувствами подобен фитилю лампы вашего сердца. Недостаточно просто иметь фитиль контроля чувств. У вас также должно быть масло - топливо для лампы: это ваша преданность. Необходим также сосуд, содержащий масло: это ваша непривязанность. Если у вас есть сосуд, масло и фитиль, то нетрудно зажечь лампу. Однако кто-то должен придти, чтобы зажечь ее. Этот Кто-то есть Бог. Когда у вас есть непривязанность, преданность и контроль чувств, тогда Бог придет и зажжет лампу в вашем сердце. В случае с Арджуной, Тот, Кто совершил этот священный акт зажигания лампы и обнаружил великолепие Атма-джйотхи в сердце Арджуны, был Кришна.

 

Предположим, у вас есть цветы, игла и нитки; разве все это автоматически превратится в гирлянду? Нет. Должен быть кто-то, кто нанижет цветы, создав гирлянду. У вас могут быть золото и драгоценные камни, но без ювелира, создающего прекрасное ювелирное изделие из этих предметов, вы не сможете его получить. Даже если есть интеллект и знание, как вы получите образование без учителя? Даже если есть книга со всеми буквами алфавита и ваши глаза смотрят в нее, она будет для вас бессмысленна и бесполезна до тех пор, пока вас не научат читать. Даже если существует вездесущая Атма, духовное учение и стремление к познанию, должен придти учитель, который передаст вам бессмертное знание.

 

В случае Атма-Видьи, священного знания своего "Я", учитель, который приходит к вам, - это учитель из этого мира; но Сам Бог поведет вас к цели. Если вы готовы осознать реальность, находящуюся в основе всех объектов в мире и раскрыть Божественный принцип в себе, то вам нужно пройти обучение у истинного Гуру, Джагат Гуру (прим. консультанта: мировой учитель); Он без сомнения придет для этого. В случае с Арджуной Божественным учителем был Кришна; Он начал обучать Арджуну контролю чувств.

 

Вам следует потратить некоторое время, чтобы осмыслить более глубокое значение всех этих учений о контроле чувств, которые были даны Кришной Арджуне на поле битвы Дхармакшетра - не на территории Ашрама, а на поле битвы, накануне великой борьбы за сохранение праведности и уничтожение свирепствующих сил несправедливости и неправедности.

 

Сатья Саи Гита

Без Знания Своего Высшего "Я" Мирские Знания Бесполезны

 

 

# Свет мудрости рассеивает тьму невежества

# Атма остается неизменной, тогда как индивидуум меняется

# Два состояния разума: чистый и нечистый

# Успокойте разум - обратите его к Богу

# Как пересечь бурлящую реку мирской жизни

# Внешняя и внутренняя свобода

# Чтобы чего-нибудь добиться, вам необходима Благодать Бога

# Благодать Бога можно обрести только, если ваше сердце чисто

# Существует много различных существ, но в основе их всех - Бог

# Только мудрость может победить невежество

# Развивайте мудрость через внутренний поиск

 

 

~~~~~~~~~~~~~~~~~

 

Кришна в Гите учил, что когда вы приобретете духовное знание, все неведение рассеется; тогда ваши страдания, трудности и печали исчезнут.

 

Воплощения Любви!

 

До тех пор, пока вы отождествляете себя с этим физическим телом, вы будете подвергаться неисчислимым трудностям и горестям. Основная причина, по которой вы получили это тело, в том, чтобы дать вам возможность заниматься деятельностью, позволяющей пожать плоды ваших прошлых действий, вашей прошлой кармы. Но как случилось первоначально, что эта карма накопилась? Причина кармы - рага и двеша - страсть или привязанность, которые вы испытываете к одним вещам, и неприязнь или антипатия - к другим. Тогда в чем причина такого притяжения и отталкивания? Причина в двойственности: вы верите, что этот мир реален и наполнен объектами, отдельными от вас. Откуда взялась эта двойственность? Ее причина в невежестве, в темной вуали, покрывающей знание вашей истинной реальности.

 

~~~~~~~~~

Свет мудрости рассеивает тьму невежества

 

Вы забыли основное единство всего сущего, вы не осознаете Божественную основу всего. Вы потеряли из виду Атму, свое собственное "Я". По причине этого невежества вы испытываете так много горя и печали. Если вы хотите освободиться от тьмы невежества, вы должны овладеть светом мудрости. Единственно, что может удалить тьму, - это свет, так же как единственно, что может удалить невежество, - это мудрость или духовное знание. Невежество скрывает знание Божественности, и вы не можете осознать Истину. Так же, как тлеющие угли костра покрыты пеплом, вашу мудрость покрыл пепел невежества, и поэтому вы не можете познать свою собственную реальность.

 

Ваши глаза могут обладать силой зрения, но если на них катаракта, вы не сможете видеть. Только после того, как будет проведена операция, вы сможете снова получить зрение. Подобным образом только после духовной операции, когда будет удалено облако невежества, солнце мудрости станет светить свободно, так же как солнечные лучи осветят комнату, как только вы откроете занавески на окне. Принцип Божественности существует в каждом, поэтому невозможно, чтобы кто-то был абсолютно лишен мудрости. Нет никакого сомнения в том, что со временем все человечество придет к Богу - каждый осознает свою Божественность.

 

Человеческая жизнь, расширенная до Божественного состояния, становится равной Богу. Человеческий разум, расширенный до бесконечности, становится равным созидательному принципу, который произвел эту Вселенную. "Я" в человеке и Божественность, обитающая в нем, - одно и то же. Прибавьте к себе бесконечность, - и вы становитесь самим Божеством. К сожалению, воплотившись, вы забыли свою Божественность, свою вездесущность, не имеющую границ; вы осознаете только свою ограниченную индивидуальность. Если вы хотите достигнуть бесконечности, вы должны задать себе вопросы о присущей вам Божественности.

Атма остается неизменной, тогда как индивидуум меняется

 

Возьмем человека, который построил себе дом. С того момента, как он закончил строительство, он считает дом "своим". После его смерти дом переходит к его наследнику, который в свою очередь начинает называть его "своим". Предположим, по прошествии некоторого времени новый владелец дома беднеет, что вынуждает его продать дом, чтобы уплатить долги. Другой человек покупает его и начинает называть тот же дом "своим" домом. Так, кому же на самом деле принадлежит дом? Принадлежит ли он тому, кто его построил, тому, кто его унаследовал, или тому, кто его купил? Сам дом никак не изменился; другими словами, объект остается таким, каким был раньше. Меняются лишь люди, которые претендуют на него. Дом просто продолжает стоять на месте, тогда как тот, кто заявляет на него права, постоянно меняется.

 

Подобным же образом существует неизменная сущность, Атма, на которую, как на дом, не влияют бесчисленные владельцы, которые приходят и уходят. Каждый из них предъявляет права на личное владение этим "Я", которое, как они верят, является их собственной сущностью. Таким образом, эта "принадлежность мне" продолжает постоянно меняться; но Атма, на которую предъявляются права как на личную собственность, остается безучастной ко всем этим притязаниям.

 

Есть ли какое-нибудь лекарство, чтобы излечить болезнь, называемую "мое"? Древние священные тексты, включая вновь обнаруженные, заявляют, что разум ответственен за эту собственническую природу. Сказано, что, помимо пяти чувств восприятия, разум можно считать шестым чувством. Но он не является еще одним чувством, таким же как другие; разум - это фактически хозяин всех чувств.

Два состояния разума: чистый и нечистый

 

Если бы не было разума, ни двигательные органы, ни органы восприятия вообще не смогли бы функционировать. Разум находится в положении регулятора всех этих чувств; он действует, как мост по отношению к внутренней жизни человека. Вы можете находиться здесь, ваши глаза и уши могут воспринимать все, что происходит, но, если ваш ум не находится здесь, если он рассеян, блуждая где-то в вашей деревне и думая о каких-то происходящих там событиях, вы не заметите того, что происходит здесь. Позже вы возможно спросите своего соседа: "Что сказал Свами? Мой разум витал в другом месте." В чем причина того, что вы не слышите, хотя ваши уши находятся здесь? В чем причина, что вы не видите, хотя ваши глаза находятся здесь? Причина - в разуме. Если ваш ум отсутствует, то даже если ваши глаза находятся здесь, вы не будете сознавать, кто ваш сосед; даже если ваши уши здесь, вы не будете сознавать, о чем идет речь.

 

Внутреннее значение этого заключается в том, что разум является хозяином органов чувств; все органы чувств должны быть полностью подчинены разуму. Если разум находится в полном покое, органы чувств не могут функционировать вообще. Разум имеет два состояния: одно - это нечистый разум, манас, а второе - это чистый разум, Читта. Когда разум поддается органам чувств - он нечист; когда он держит органы чувств под контролем, но находится в подчинении у Буддхи, духовного разума, - тогда он чист. Оба состояния лишь аспекты одного и того же разума. Рассмотрим маленький пример.

 

В природе того платка, что я держу, заложена белизна; белый цвет для него естественен. Когда вы им пользуетесь, он загрязняется, и тогда вы называете его грязным. После того, как его выстирают, вы снова считаете его чистой материей. Так вот, эта грязная и чистая материя - один и тот же платок. Та же самая материя стала грязной, потому что на ней накопилась грязь. Как только ее выстирают, удалив грязь, она очищается, и вы называете ее чистой материей. Вы говорите, что прачка сделала ее белой. Но на самом деле это не так: белизна - ее естественное состояние. Прачка лишь удалила грязь. Подобным образом, когда разум поглощает нечистоту от органов чувств, его можно описать как "нечистый разум". Но когда разум не направлен на органы чувств, и чувственные представления удалены, он снова становится "чистым". В этом контексте надо понимать значение этих двух слов, используемых для разума: Читта и манас.

Успокойте разум - обратите его к Богу

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.