Сделай Сам Свою Работу на 5

Фиксация результатов. Подготовка наблюдателя

Фиксация результатов. Основное требование к фиксации резуль­татов наблюдения состоит в том, что запись должна вестись на месте наблюдения и в момент совершения наблюдаемого события. Эта за­пись одновременно является средством двойного контроля: за на­блюдателем и за возможными отклонениями в рамках наблюдаемой ситуации или процесса.

Универсального способа записи, годного на все случаи жизни, ■фактически не существует. Очевидио, следует применять самые про--

стые, экономичные и надежные способы записи. Конкретный выбор того или иного способа ведения записи прямо зависит от того, какоо наблюдение используется.

Неконтролируемое наблюдение, ставящее своей целью описание широкого круга явлений, чаще всего не имеет жестких форм запи­си. Здесь прежде всего важно, чтобы запись давала возможность определить, что является только наблюдением, а что — в какой-то мере интерпретацией наблюдаемых событий. Это нелегко, но необхо­димо, потому что в противном случае данные наблюдения смешаются с выводом.

При контролируемом наблюдении еще до его начала имеются четкий план и система категорий, с помощью которых будет опи­сываться наблюдаемое явление или процесс. Система категорий оформ­ляется в виде таблицы, карточки или протокола. В этом случае за­пись результатов сводится к тому, что заранее обусловленным зна­ком (плюс, минус, цифровой или буквенный индекс и т. д.) наблю­датель отмечает проявление той или иной формы поведения или фиксирует ее отсутствие.

И в случае контролируемого, и в случае неконтролируемого на­блюдения для фиксации информации может использоваться видео-, кино-, фото- и звукозаписывающая аппаратура.

Для обработки результатов наблюдения, проведенного по струк-гурализованной карточке, составляется код для шифровки, затем результаты наблюдения (их цифровые обозначения) переносятся на карточку машинного счета и обрабатываются в зависимости от величины массива (числа проведенных наблюдений) либо с помощью машины, либо вручную.

Требования к наблюдателю. Применение метода наблюдения п социологическом исследовании предъявляет высокие требования к личности наблюдателя. От его мировоззрения, квалификации, о г его умения находить общий язык с наблюдаемыми зависит успех наблюдения.

Помимо качеств, в той или иной мере присущих всякому челове­ку (внимание, терпение, способность фиксировать изменения в на­блюдаемой ситуации), одним из основных качеств наблюдателя должна быть добросовестность.

Наблюдатель должен непрерывно контролировать свои действия, чтобы их влияние на наблюдаемую ситуацию и, следовательно, изме­нение ее было минимальным.

Наблюдатель должен помнить не только об интересах исследова­ния, но и об интересах, наблюдаемых людей. Наблюдение должно служить строго сформулированным действительно научным задачам исследования и ничем не вредить тем, кого наблюдают.

Для марксистской социологии неприемлемы такие позиции, кото­рые проповедуют в своих работах некоторые буржуазные ученые. «Научные открытия (как таковые) не связаны с этикой,— пишет один из них. — Химику, изобретающему мощное взрывчатое вещест-ео, как ученому нет дела до того, будет ли эта взрывчатка исполь­зована для взрыва собора или для прокладки туннеля в горах. Уче-

пому, изучающему общество, должно быть безразлично, в какой мере его выводы могут повлиять на существующий социальный по­рядок»11.

Подготовка наблюдателей. Разработка инструкции. Перед тем как непосредственно приступить к выполнению самой процедуры, необходимо, чтобы каждый наблюдатель прошел соответствующую подготовку. Обучение наблюдателя подразумевает одновременное развитие у него способности увидеть значимые действия, а также способности к запоминанию и умение вести точные записи.

Необходимо помнить, что даже при большом желании наблюда­теля не пропустить ничего в наблюдаемой ситуации он пе может охватить ее целиком, поскольку ограничена сама его способность к восприятию. В каждый определенный момент человек способен вос­принимать от пяти до девяти дискретных единиц одновременно.

Если речь идет о достаточно широкой сфере наблюдения, целесо­образно поручить работу нескольким наблюдателям, строго распре­делив при этом функции. Так, одному из них может быть поручено наблюдать за общим ходом изучаемого процесса, другому — за рече­вым поведением, за тем, что и кем говорится, третьему — за мимикой: и жестами участников взаимодействия и т. д.

Лучше всего подготавливать наблюдателей с помощью упражне­ний, когда обучающиеся ведут записи, наблюдая либо специально разыгрываемые, либо заснятые на кинопленку ситуации.

Если такой возможности пет, то исследователь может проводить подготовку помощников на начальных стадиях наблюдения. Для этого нужно, чтобы они вместе присутствовали при наблюдении и вели параллельные записи. После наблюдения записи исследовате­ля и обучающегося сравниваются и исследователь разъясняет наи­более важные и сложные моменты.

В ходе подготовки следует начинать с того, чтобы научить на­блюдателя, во-первых, тщательно различать наблюдаемые факты и вызванные ими реакции, во-вторых, уметь выделить в этих фактах максимальное число элементов.

Важным этапом при подготовке наблюдателя является разработ­ка инструкции. Хорошо подготовленная инструкция облегчает ра­боту наблюдателей по сбору и унификации материала.

В инструкции следует прежде всего определить уровень, па ко­тором наблюдатели будут выносить свои .суждения, и дать точные указания относительно того, по каким критериям те или иные дей­ствия, события, явления будут подводиться под ту или иную кате­горию.

Здесь же подчеркивается необходимость вести запись строго в соответствии с имеющимися категориями. Так, наблюдатель не мо-Жет отметить «проявление агрессивности», если эта категория не от­мечена в коде.

Инструкция должна, содержать также требования к способу за-

11 Lundberg J. Social Research: a Study in Methods of Gathering. N. Y., 19C8, p. 53.

писи паблюдаемых событий, иными словами, она должна отвечать па вопрос, как фиксировать.

Можно отмечать только наличие или отсутствие в каждый мо­мент какого-либо действия, и конечный протокол будет указывать наблюдаемые частоты.

В инструкции непременно указывается, должен ли наблюдатель просто регистрировать факты, или в его обязанность входят их ко­дировка и интерпретация.

Если при записи требуется интерпретация намерений изучаемых лиц, в инструкции следует либо указать принцип, либо перечислить показатели, на основании которых наблюдатель будет выносить свое суждение. Все это необходимо для того, чтобы все наблюдатели по возможности одинаково оценивали наблюдение.

Инструкция должна быть подготовлена заранее, ее формулиров­ку следует проверить в ходе предварительных наблюдений и, если это понадобится, внести необходимые уточнения. От инструкции за­висит, насколько наблюдатель поймет цель наблюдения и свою роль в исследовании. Необходимо, чтобы все положения инструкции были сформулированы четко и недвусмысленно.

Инструкция должна быть письменной, а ее содержание.— оста­ваться неизменным с того момента, как кончается подготовительный этап наблюдения.

Преимущества и недостатки метода наблюдения. Наблюдение как метод социологического исследования способствует получении весьма ценных сведений, которые часто невозможно извлечь с по­мощью других методов.

При написании «Положения рабочего класса в Англии» Ф. Эн­гельс основывался как на документах, так и на непосредственном наблюдении. В документах трудно было выявить реальную картину повседневной жизни, и прежде всего картину борьбы пролетариата, а личные наблюдения никогда не могут дать полной картины явле­ний и массовых процессов. Поэтому Ф. Энгельс дополнял непосред­ственные наблюдения изучением документов, сравнивал их между собой, проверяя таким образом познавательную ценность каждого из этих методов. «В течение 21 месяца я имел возможность непо­средственно, по личным наблюдениям и в личном общении, изучить английский пролетариат, его стремления, его страдания и радости, одновременно дополняя свои наблюдения сведениями из необходи­мых достоверных источников. В настоящей книге изложено то, что я видел, слышал и читал»12.

Как правило, наблюдение дает информацию описательного ха­рактера. Поэтому оно применяется на тех стадиях исследования, где необходимо нарисовать картину происходящих процессов, пове­дения коллектива, индивидуальные действия его членов и т. п.

Наблюдение цает исследователю ряд преимуществ, реализация которых помогает многое узнать об изучаемом объекте. Важнейшее из них — это непосредственность наблюдения.

12 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 2, с. 238—239. 338

Основное преимущество непосредственного наблюдения состоит в том, что оно позволяет фиксировать различные изменения изучаемо­го социального объекта в момент его появления. Исследователь по­лучает возможность видеть развитие событий в рассматриваемом коллективе и изучать поведение его членов в естественных условиях. В особенности это относится к включенному наблюдению: при­менение этого метода позволяет получить доступ к чрезвычайно зна­чимым аспектам коллектива — увидеть процессы, обычпо скрытые от посторонних глаз. Эти сведения невозможно получить с помощью опроса. Непосредственное наблюдение за поведением ипдивидов в определенной социальной ситуации может выявить характерные для данных индивидов и ситуаций образны поведения и более точ­но, чем в случае применения других методов, предсказать появле­ние их в будущей ситуации.

Наблюдая все разнообразие коллективных и ипдивидуальпых проявлений, исследователь может более точно определить смысл происходящих процессов, что позволяет ему сформулировать инте­ресные гипотезы для дальнейших исследований. Именно поэтому данные наблюдения имеют весьма большую ценность на начальных стадиях исследования, когда многое относительно объекта еще не­известно и основные гипотезы сформулированы недостаточно четко. Прямой контакт с объектом изучения позволяет увидеть его с раз­личных сторон и получить о нем те сведения, которые помогут уточнить или сформулировать гипотезы.

Однако, несмотря на значительные преимущества, метод наблю­дения обладает также и рядом недостатков. Прежде всего — это вмешательство исследователя в ход естественного процесса, так как, бесспорно, присутствие наблюдателя всегда оказывает влияние па наблюдаемую ситуацию. И самое главное заключается в том, что размер этого влияния определить необычайно сложно.

Поскольку наблюдение, в особенности участвующее, часто ведет­ся одним человеком, это может иметь свои отрицательные послед­ствия. Человеческое восприятие ограниченно, поэтому исследователь может пропустить, не заметить какие-то важные проявления изучае­мого объекта. Кроме того, наблюдатель, старающийся в короткое время зафиксировать как можно больше различных явлений, может не суметь соотнести их с целым, не найти их мес-то в контексте тех процессов, которые свойственны изучаемому объекту как системе, и его наблюдения могут так и остаться набором разрозненных впе­чатлений. Это особенно характерно для тех случаев, когда объект наблюдается всего один-два раза.

Наблюдение представляет собой весьма трудоемкую процедуру. Оформление итогов наблюдения в виде записей занимает значитель­но больше времени, чем непосредственное наблюдение.

Наблюдением почти невозможно выявить мнения и суждения респондентов по интересующим социолога вопросам. Без привлоче-Лия дополнительной информации невозможно также сказать, на­сколько поведение людей, находящихся под наблюдением, типично Для их окружения.

Литература для дополнительного чтения

Здравомыслов А. Г. Методология и процедура социологических исследований. М.: Мысль, 1969, с. 156—105.

Лекции по методике конкретных социальных исследований/Под ред. Г. М. Анд­реевой. М.: Изд-во МГУ, 1972, с. 56—72.

Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование. М.: Прогресс, 1975, с. 238-147.

Пзнго Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М.: Прогресс, 1972, с. 358—301.

Процесс социального исследования. М.: Прогресс, 1975, с. 323—347.

Ряжских И. А. Опыт использования включенного наблюдения для изучения жизни производственного коллектива.—Социол. исслед., 1975, № 3, с. 91— 99.

Ядов В. А. Социологическое исследование. М.: Наука, 1972, с. 112—120.

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.