Сделай Сам Свою Работу на 5

Методы анализа документов





Методы анализа документов чрезвычайно многообразны и непре­рывно пополняются и совершенствуются, что объясняется практи­ческими потребностями, спецификой форм документов, направле­ниями и целями анализа. Однако во всем этом многообразии можно выделить два основных типа анализа: традиционный (классический) и формализованный [количественный, контент-анализ). Существен­но различаясь между собой, они не исключают, а взаимно дополня­ют друг друга, позволяя компенсировать имеющиеся в каждом не­достатки, так как оба в конечном счете преследуют одну и ту жо цель — получение интересующей социолога достоверной и надеж­ной информации.

Традиционный анализ. Под традиционным, классическим анали­зом понимается все многообразие умственных операций, направлен­ных на интерпретацию сведений, содержащихся в документе, с оп­ределенной точки зрения, принятой исследователем в каждом кон­кретном случае. Интересующая социолога информация, заложенная л документе, обычно присутствует там в скрытом виде, в форме, отвечающей целям, с которыми документ был создан, но далеко не исегда отвечающей целям социологического анализа. Проведение традиционного анализа означает преобразование первоначальной формы этой информации в необходимую исследовательскую форму. Фактически это не что иное, как интерпретация содержания доку­мента, его толкование,



Традиционный анализ — это цепочка умственных, логическим построений, направленных на выявление сути анализируемого ма­териала. Он позволяет улавливать основные мысли и идеи, просле­живать их генезис, выяснять логику их обоснования, взвешивать следствия.

Традиционный, классический анализ позволяет охватывать глу­бинные, скрытые стороны содержания документа: этот анализ стре­мится как бы до конца проникнуть в глубь документа, исчерпать его содержание. Традиционный анализ есть анализ интенсивный.

Основной слабостью этого четом является субъективность. Как бы ни был добросовестен исследователь, как бы ни старался он предельно беспристрастно рассмотреть материал, интерпретация всегда в большей или меньшей степени будет субъективна.

Анализ документа в рамках каждого исследования есть само* стоятельный творческий процесс, зависящий от формы и содержа­ния самого документа, целей и условии проведения исследования, богатства опыта и творческой интуиции исследователя и т. п. Од­нако можно выделить и некоторые общие требования.



При проведении традиционного анализа социолог должен отве­тить на следующие вопросы.

Что представляет собой документ? (Задаваясь этим вопросом, следует обратить внимание па вид, форму документа, решить, по* требует ли его анализ применения каких-либо специальных мето­дов и т. п.)

Каков его контекст?

Кто его автор? |0

Каковы цели, с которыми был создан документ?

Какова надежность самого документа?

Какова достоверность зафиксированных в нем данных?

Каково общественное действие, общественный резонанс доку­мента? (Этот вопрос вытекает из того обстоятельства, что докумен­ты могут представлять собой только свидетельства о каких-либо общественных явлениях, например записки политического деятеля о событиях, а могут и сами быть этими явлениями, например пуб­личное выступление того же политического деятеля.)

Каково оценочное содержание документа? (Результатом ответа па этот вопрос должпа быть полная ясность относительно того, что именно в документе можно считать выражением оценок мотивопг установок — вообще ценностных представлений, получивших в нем отражение.)

Какие выводы можно сделать о фактах, содержащихся в доку­менте?

Какие выводы можпо сделать об оценочных установках, содер­жащихся в документе?"

10 Автором докумепта может быть как одип человек, так и коллектив.



11 Деление на фактическое и оценочное содержапие документа (кроме раз­
личной направленности исследования) имеет смысл потому, что независи­
мо от добросовестности исследования выводы о фактах ргегда значительно
более объективны,чем выводы о ценностных представлениях.

Какие пыподы можно сделать относительно автора документа? Этим вопросом задаются далеко не всегда, а лишь в тех случаях, когда целью исследования является получение представления о личности автора, о ценностных представлениях социальной среды или эпохи, к которым принадлежит автор.

Достаточно ли полны сведения, содержащиеся в проанализиро­ванном документе, насколько эти сведения отвечают целям иссле­дования, есть ли необходимость привлекать для дальнейшей работы дополнительный материал?

Перечисленные вопросы служат лишь ориентировочиыми пунк­тами для постановки более конкретных вопросов.

Например, если публичные выступления, агитационные доку­менты избирательных кампаний анализируются с точки зрения пх действенности, то подлинность документа почти всегда очевидна, однако возпикает вопрос о правдивости фактов, ссылками на кото­рые аргументировалась агитация. Если людям, к которым была об­ращена агитация, было заведомо известно о ложности приводии-шнхея примером, то это могло резко повлиять па действенность агитации. Первейшее значение приобретает в ташпт случае вопрос об общественном резонансе документа. Но вопросы о выводах, ко­торые можно сделать относительно фактов и оценок, а также от-лосителыю автора и контекста документа, возникают только в том ■случае, если исследователь задается дополнительным вопросом: по­чему данная агитация имела то или иное воздействие.

Если исторический документ анализируется с целью установле­ния достоверности фактов, то неважно, какие выводы можно сде­лать из его содержания или какой общественный резонанс оп по­лучил в свое время. В данном случае основное значение приобре­тают проблемы подлинности документа.

В традиционном анализе различают внешний и внутренний. Внешний анализ — это анализ «исторического контекста» доку­мента, т. е. анализ контекста документа в собственном смысле этого слова и всех тех обстоятельств, которые сопутствовали его появле­нию. Цель внешнего анализа — установить вид документа, его фор­му, время и место появления, автора, инициатора, цели его созда­ния, насколько он надежен и достоверен, каков его контекст.

Пренебрежение таким анализом во многих случаях грозит не-лерным истолкованием содержания документа. Определенная поли­тическая ситуация может способствовать тенденциозному освеще­нию событий в прессе; требования цензуры могут заставить автора скрыть свои взгляды или выразить их в завуалированной форме; ■внутренние трения между членами руководства какой-либо органи­зации могут отразиться на содержании документов, описывающих деятельность этой организации, и т. д.

Внутренний анализ — это исследование содержания документа. По существу, вся работа социолога направлена на проведение внутреннего анализа документа, включающего выявление различия между фактическим и литературным содержанием, установление уровня компетенции автора документа в делах, о которых ои вы-

сказывается, выяснение его личного отношения к описываемым п. документе фактам.

Предубеждения или симпатии автора часто являются источни­ком намеренных или ненамеренных, искажений. Но искажения мо­гут возникать не только в результате личной симпатии или анти­патии автора; источником искажения выступает и методологическая позиция автора. Так, авторы, придерживающиеся разных мировоз­зренческих теорий, могут признать существенными в объяснении конкретного явления два разных факта. Немало таких примеров можно найти в работах буржуазных социологов, которые, исходя из субъективно-идеалистических концепции, объясняют многие со­циальные явления и процессы.

Отдельные виды документов в силу своей специфики требуют специальных методов анализа и привлечения для их выполнении специалистов данных областей знании.

Юридический анализ применяется для всех видов юридических документов. Его специфика заключается прежде всего в том, что я правовой науке разработан особый словарь терминов, в котором значение каждого слова строго однозначно определено. Незнание юридического словаря при анализе юридических документов может привести исследователя к грубым ошибкам.

Психологический анализ. Этот вид анализа применяется, как правило, при рассмотрении личных документов. Его основная цель — получить выводы об авторе документа на основе заключенной в документе информации.

Этот вопрос может быть несколько расширен; внимание может Сыть сосредоточено, например, не на личности автора, а па его от-ношении к какому-либо политическому или социальному явлению. В результате может быть получено представление о формировании общественного мнения, общественных установок и т. п.

Формализованный анализ. Желание избавиться от субъективно­сти традиционного анализа породило разработку принципиально иных, формализованных, или, как часто их называют, количестве)[-пых .методов анализа документов (контент-анализ).

Суть этих методов сводится к тому, чтобы найти такие легко подсчитываемые признаки, черты, свойства документа (например, частота употребления определенных терминов), которые с необхо­димостью отражали бы определенные существенные стороны содер­жания. Тогда содержание делается измеримым, доступным точным; вычислительным операциям. Результаты анализа становятся в дос­таточной мере объективными. Ограниченность формализованного ана­лиза заключается в том, что далеко не все богатство содержания доку­мента может быть измерено с помощью формальных показателей. Формализованный, количественный апализ охватывает, как пра­вило, широкий материал и характеризуется как экстенсивный. Его основным недостатком следует считать неполное, пеисчерпыва-ющее раскрытие содержания документа.

Работа, связанная с анализом содержания документов, в марк­систской социологии имеет свои традиции. Они восходят к трудам

К. Маркса, содержащим анализ современной ему прессы. В част­ности, рукописи подготовительных материалов к работе «Граждан­ская воина во Франции»12 содержат систематический анализ пуб­ликаций различных органов печати: К. Маркс подверг изучению почти 30 английских и французских источников, главным образом газет. Анализ содержания документов имеет место также в работе Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии»13 и в рабо­тах В. И. Ленина ".

Контент-анализ это техника выведения заключения, произвол ди.чого благодаря объективному и систематическому выявлению со­ответствующих задачам исследования характеристик текста. При этом подразумевается, что применение такой техники включает некоторые стандартные процедуры, часто предполагающие измере­ние. Полученные данные должны обладать заданным в исследова--нии уровнем обобщенности.

В практике определились некоторые общие принципы целесооб­разности применения контент-анализа:

когда требуется высокая степень точности или объективности анализа;

при наличии обширного по объему и несистематизированного материала, когда непосредственное использование .последнего за­труднено;

когда категории, важные для целей исследования, характеризу­ются определенной частотой появления в изучаемых документах, например при работе с ответами на открытые вопросы анкет или глубинных интервью;

когда большое значение для исследуемой проблемы имеет язык изучаемого источника информации, его специфические характе­ристики.

Основными направлениями использования коитент-апалпла яв­ляются: а) выявление и оценка характеристик текста как показа­телей определенных сторон изучаемого объекта; б) выяснение причин, породивших сообщение; в) оценка эффекта воздействия сообщения.

Исследование характеристик текста проводится с целью провер­ки гипотезы о фокусе внимания, основных тенденциях или же особенностях различных источников коммуникации. Иначе говоря, речь идет о поиске ответа на вопрос: «.Что?» (Что хочет подчеркнуть коммуникатор в своем сообщении.) Такой поиск целесообразно про­водить при сравнении различных средств массовой коммуникации (например, содержания радиопередач и материалов прессы) или сообщений определенных средств массовой коммуникации во вре­мени (например, содержания радиопередач «Маяка» за год).

Многое может дать также изучение характеристик содержания различного рода официальных документов. Так, ira основании дап-

12 Архив Маркса и Энгельса. М., 1934, т. III, VIII.

13 См.: Маркс /Л, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 2, с. 231—517.

14 Подробней об этом см.: Ленин и социология/Отв. ред. Ф. М. Бурлацкий,
Г. В. Осипов. М., 1970, Вып. 1,

пых о том, какого рода информация передается от одного подразде­ления организации к другому или от одной организации к другой. можно судить о характере функциональных связей, существующих между ними.

Анализ личных документов с этой точки зрения может помочь выявить наиболее важные, ключевые события, которые оказывали влияние на автора в момент составления документа (широко извест­ны дневники времен второй мировой войны).

Изучение характеристик текста позволяет выяснить, как содер­жание сообщения будет меняться в зависимости от аудитории (т. е. ответить на вопрос, кому передается сообщение).

Например, при исследовании эффективности пропагандистской работы можно проанализировать различие текстовых характеристик лекций одного и того же лектора в зависимости от различного со­става слушателей (профессионального, возрастного и т. п.).

Важным аспектом изучения характеристик текста является ис­следование стилистических особенностей тех или иных документов. Это связано о ответом па вопрос, как построено сообщение. Такого рода анализ может дать представление об определенных структур­ных характеристиках объекта исследования, ибо стилистические особенности текста, адресованного конкретному объекту (группе людей), можно рассматривать как одни из показателей состояния данногообъекта.

При работе с материалами средств массовой коммуникации мож­но решать задачу сравнения стилистических особенностей сообще­ний па одну и ту же тему, одно из которых оказалось эффектив­ный, а другое — нет. При изучении социальной организации (ми­нистерства, промышленного предприятия, научного учреждения и т. д.) отклонения от обычного стиля официальных документов л некоторых случаях могут рассматриваться как признаки измене­ния состояния тех или иных подразделений этой организации. На­конец, изучение стиля личных документов позволяет более полно описать особенности личности автора.

Постановка задачи исследования причин появления сообщения связана прежде всего с попыткой установить соотношение между фактами содержания и процессами, протекающими в объектах, порождающих сообщение. Речь идет об ответах на вопросы, кто и почему передает сообщение.

Между содержанием сообщения, его отдельными характеристи­ками и намерениями коммуникатора существует определенная связь. Следовательно, можно найти такие характеристики текста, который будут выступать показателями состояний или процессов, намерений или установок коммуникатора. Вопрос, однако, заключается в том, чтобытакое соотнесение было обоснованным.

В любом процессе коммуникации весьма важным является во­прос, насколько эффективным было воздействие коммуникаторов на адресат, т. е. насколько то, что хотел сообщить первый, было по­нято вторым, насколько это было принято или не принято. Такого рода вопрос можно решить путем анализа содержания каких-либо

сообщений адресата, переданных после того, как воздействие было оказано.

Весьма важным является вопрос о том, как изменяются установ­ки воспринимающего сообщение в зависимости от характера со­общения. Обычно такого рода исследования — это исследования экс­периментальные и часто проводятся в лабораторных условиях. С помощью специально разработанных шкал оцениваются установки испытуемых до и после предъявления им того пли иного сообщения. Сравнивая различные сообщения со степенью изменения установки, можно судить о том, насколько эффективно было их воздействие. Далее можно обратиться к поиску ответа на вопрос, почему одно сообщение оказалось более эффективным, чем другое.

Требование объективности анализа делает необходимым перевод исследуемого материала на язык гипотез в единицах, которые поз-поляют точно описать характеристики текста. В связи с этим исследователю приходится решать ряд проблем, связанных: а) с вы­работкой категорий анализа; б) с выделением единиц анализа; и) с выделением единиц счета.

Категории анализа это понятия, в соответствии с которыми будут сортироваться единицы анализа {единицы содержания).

При разработке категорий важно учитывать, что от их выбора будет в значительной степени зависеть характер полученных ре­зультатов. Как правило, исследователь стоит перед необходимостью по нескольку раз переходить от теоретической схемы к докумен­тальным данным, а от них снова к схеме, чтобы выработать пате-* горин, соответствующие задачам исследования.

Категории должны быть исчерпывающими, т. е. охватывать все части содержания, определяемые задачами данного исследования, отвечать требованию взаимоисключаемости (одни и те же части не должны принадлежать различным категориям).

Категории должны отвечать требованию надежности, т. е. их следует сформулировать таким образом, чтобы у различных иссле­дователей была достаточно высокая степень согласия по поводу то­го, какие части содержания следует отнести к той или иной ка­тегории. Чем четче определены категории, тем менее проблематич­ным становится отнесение частей содержания к определенным категориям.

Наиболее радикальным способом увеличения степени надежности категории является ее исчерпывающее определение (перечисление всех входящих в нее элементов — частей содержания). Тогда функ­ции обработчика текста сводятся к чисто техническим, ему не при­ходится принимать решения по собственной инициативе. Однако такие случаи встречаются весьма редко, и исчерпывающее опре­деление категории возможно для решения узкого класса сравни­тельно простых задач.

При оценке надежности категорий следует помнить, что тонкая градация категорий, когда последние становятся мелкими и дроб­ными, ведет к тому, что кодировщики расходятся в оценке при­надлежности того или иного элемента содержания к данной кате-

горип. Этот недостаток можно преодолеть укрупнением категорий. Однако укрупнение должно ограничиться совершенно определенны­ми пределами, заданными целями исследователя. Чрезвычайное укрупнение может привести к уменьшению степени дифференциа­ции исследуемого явления, т. е. исследователь не заметит тех раз­личий, которые могут оказаться существенными для целей иссле­дования.

Вопрос о приемлемом уровне надежности решается только л рамках программы каждого исследования. Высокая надежность ка­тегорий обычно свойственна простым формам контент-анализа. Усложнение, более тонкая дифференциация категории связаны с понижением их надежности, однако это дает большую информацию об исследуемом объекте. Решение о соотношении надежности и значимости категории принимается исходя из поставленных перед исследованием задач.

При проведении формализованного анализа содержания нужно четко указать признаки, по которым определенные единицы отно­сятся к определенным категориям. Единицей анализа смысловой или качественной является та часть содержания, которая выде­ляется как элемент, подводимый под ту или иную категорию.

Выделение единиц анализа представляет собой важную методо­логическую задачу, решение которой зависит от исходных теоре­тических посылок исследователя, от его мировоззренческих принципов.

В. И. Ленин, анализируя течения в российском рабочем движе-гии 1912—1914 гг. по материалам большевистской и меньшевист­ской печати, в качестве единицы анализа, свидетельствующей с сознательной и организованной поддержке рабочими того или иного политического течения, выделил групповой денежный взнос в поль­зу газеты. Результаты анализа позволили выяснить, что большевики но силе связи с рабочим классом в 4 раза превосходят меньшевиков '5

Смысловой единицей контент-анализа должна быть социальная идея, социально значимая тема . В тексте она может быть выраже­на по-разному: одним словом, некоторым устойчивым сочетанием слов, может вообще не иметь явного терминологического выраже­ния, а преподноситься описательно или скрываться в заголовке абзаца, раздела и т. п. В связи с этим перед исследователем возни­кает задача выделения признаков (показателей), по которым опре­деляется наличие в тексте темы или идеи, значимой с точки зре­ния целен исследования.

Показатели по своему характеру могут быть неоднородными: относящиеся к теме слова и словосочетания, термины, имена лю­дей, названия организаций, географические названия, упоминаниъ исторических событий и т. п.

Примером отбора показателей может служить исследование по определению условии, необходимых для успешного овладения пе-

15 См.: Ленин и социология; Журналист, пресса, читатель. Л., 1969,

16 Проблемы коптеит-аиализа в социологии. М., 1970.

редовым опытом, проведенное В. С. Ананьевым и М. П. Ла­рионовым ".

В качестве показателей ими рассматривались данные, которые характеризовали: производство нового инструмента и приспособле­ний для осуществления передовых методов работы; изменения в системе организации труда; создание службы технической инфор­мации по заимствованию высших достижений отечественной и за­рубежной науки и техники; разработку системы учета итогов со­ревнования, предусматривающую точную фиксацию действительно­го положения дел, с обязательным соотношением числа соревную­щихся с количеством рабочих, среди которых нужно распростра­нить данное начинание, и определением воздействия соревнования на экономические показатели работы предприятия; создание хо­рошо поставленной системы обучения рабочих новым мето­дам труда.

При изучении политических проблем смысловые единицы мо­гут включать внутренние и внешние международные события; лиц и авторов, описывающих эти события или являющихся их инициа­торами и пропагандистами; отношение к событиям (оценкам) в тер­минах: «за — против», «выгодно — невыгодно», «хорошо — плохо», в чьих это интересах, насколько целесообразны действия и т. п.; целевую установку деятельности общественных организаций, пар­тий, лиц; преследуемые интересы (политические, экономические, партийные, национальные, личные); объект направленной деятель­ности (конкретные лозунги, программы, цели); способ достижения цели (убеждение, насилие, экономическое давление, моральное или политическое воздействие); характер авторитетов, которые привле­каются в аргументах (деятели, организации, печатные органы, ло­гические выводы, эмоциональные стереотипы); адресат деятельности или пропаганды (какие социальные слон, общественные группы и т. п.).

В исследованиях сообщений массовых коммуникаций, где кои-гент-анализ распространен наиболее широко, определились неко­торые «стандартные» смысловые единицы.

Понятие, выраженное отдельным словом, термином или сочета­нием слов. Применение такой смысловой единицы весьма целесо­образно при изучении стиля того или иного источника информации, а также способов, с помощью которых источник информации орга­низует сообщение, передает свои намерения тем, кому оно па-правлено.

Тема, выраженная в единичных суждениях, смысловых абза­цах, целостных текстах. Тема является важной смысловой едини­цей при анализе направленности интересов, ценностных ориента­ции, установок тех, кто передает сообщение. Однако определение темы часто затруднено в связи с ее неявностью в тексте. Тому, кто проводит анализ, приходится определять тему и ее границы внутри

17 Ананьев В. С, Ларионов М. П. Методы подбора и анализа документов в коп-кретном социальном исследовании.— Филос. науки, 1965, 2,

текста. Выбор темы в качестве единицы анализа подразумевает также внутреннее разделение текста на определенные части (еди­ницы контекста), внутри которых тема может быть определена.

Имена людей, географические названия, названия организаций, упоминание какого-либо события. Выделение такого рода фактов i« качестве смысловой единицы обусловлено тем влиянием, которое, по мнению коммуникатора, они могут оказать на реципиента. G дру­гой стороны, частота и длительность промежутка времени, с кото­рыми они присутствуют в сообщении, могут послужить показате­лями их важности, значимости для исследуемого объекта.

Выбрав смысловую единицу и ее показатели, исследователь должен определить также и единицу счета, которая станет осно­ванием для количественного анализа материала. Она может сов­падать или не совпадать с единицей анализа или ее показателем. Единицы счета обладают различной степенью точности измере­ния, различно также время, уходящее на кодировку материала, по­падающего в выборку. Обычно чем выше требования к точности, тем выше затраты времени на кодировку. В то же время большак точность приводит к получению более дифференцированных ре­зультатов, что позволяет получить большую информацию об объ­екте. Поэтому, приступая к исследованию, необходимо решить, ка­кая степень точности дифференциации нужна для решения постав­ленных задач и как можно получить ее с минимальными затратами В ходе практической работы были выделены некоторые общие еди­ницы счета, отвечающие различным исследовательским требованиям. \. Время пространство. Подсчет в этой системе пригоден н основном при исследовании сообщений, передаваемых средствами массевой коммуникации. За единицы счета здесь принимаются чис­ла строк, абзацев, квадратных сантиметров площади, знаков, коло­нок в печатных текстах, посвященных тому пли иному вопросу, мнению, оценке. Для кино, радио и телевидения единицей счета будет время, отведенное освещению определенного события, или даже метраж израсходованной кино- или магнитной пленки. Изме­ряется, например, количество сантиметров колонок, частота упо­минания тем и размер заголовка. Обычно эти способы дают сход­ные результаты, однако кодирование по единице пространства, как правило, занимает значительно меньше времени.

Следует отметить, что система счета «пространство — время» может выявить лишь самые общие характеристики содержания и не подходит для оценки установок, намерении и т. д.

2. Появление признаков в тексте. Такая система счета подразу­мевает необходимость отмечать наличие определенной характеристи­ки содержания в любом ее проявлении (признаке) в каждой из единиц контекстов (т. е. частей, на которые разбит анализируемый текст). В этом случае иногда отмечается лишь появление признака, а повторение данной характеристики внутри единицы контекстов не учитывается.

Например, если за единицу контекста принят абзац, то появ­ление любогр признака значимой смысловой единицы засчитывает-

сп лишь один раз, независимо от количества повторений ее приз-паков в данном абзаце.

Такая система счета подразумевает допущение о том, что не существует линейной зависимости между частотой появления в тексте и значимостью смысловой единицы; важно лишь паличив или отсутствие ее в определенных частях текста.

Этот способ прост в применении; кодировщику приходится при-» шшать самое простое решение (наличие—отсутствие), что в свою очередь обеспечивает его достаточно высокую надежность. Даппые, закодированные подобным образом, могут быть представлены в числовом выражении (например, процентное отношение элементов текста, в которых дапная смысловая единица появилась).

3. Частота появления. Самым распространенным способом из­мерения характеристик содержания является подсчет частот их, употребления, когда фиксируется каждое появление любого призна­ка данной характеристики. В зависимости от того, какие единицы счета выбираются, частота может использоваться для решения различных задач.

Частота появления темы в том или ином документе может слу­жить показателем ее значимости с точки зрения автора документа. Подсчет оценочных характеристик^текста (например, всех «за» и «против» в отношении какого-либо вопроса или события) позволяет подойти к исследованию установок автора сообщения и к выявле­нию намерений, которыми было продиктовано сообщение.

Учет своеобразия цели исследования является непременным условием определения специфических единиц анализа и единиц счета при разработке конкретных методик контент-анализа.

Так, Л. В. Баранов", определив цель своего исследования как измерение удельного веса субъективного фактора в жизни общества и выявление динамики общественных оценок мотивов человеческо­го поведения, провел исследование газеты «Известия» за период с 1919 по 1964 г., выбрав в качестве показателей присутствия субъ­ективного фактора на страницах газеты упоминание психологи­ческих качеств личности или группы. Конкретная процедура пред­ставляла собой подсчет частоты упоминания психологических ка­честв личности или группы в заголовках статей и их тексте.

Пример схожей методики описан в работе Т. В. Новиковой по контент-анализу должностных инструкций работников предприятии. Компоненты должностей деятельности фиксировались путем под­счета отдельных слов, групп слов, высказываний, соответствующих единице информации об элементе регламентации19.

В. 3. Коган и Ю. И. Скворцов20, анализируя газету «Труд» за

"Варанов А. В. Опыт текстового анализа газеты.— Нпформ. бюл. ССЛ и ИКСИ АН СССР, 1966, 9, с. 80-88.

19 Новикова Т. В. Применение контент-аналяза должпостиых инструкции в социально-психологическом исследовании.— Социол. исслед., 1978, К 4, с. 144-151.

10 Коган В. 3., Скворцов Ю. И. Строки, темы, жанры.— В кп.: Проблемы со­циологии печати. Новосибирск, 1970,

четыре месяца 1967 г., выделили в качестве таких едшшц распреде­ление газетной площади по темам, жанрам и по Стабильности этой площади. Авторы выделили основные классы тем и жанров, а за­чем измерили количество строк, отведенных под эти группы тем. Анализировалась степень стабильности отводимого количества строк. 1! результате сопоставления показателен был сделан вывод о «не­прерывности воздействия» газеты па аудиторию.

Дополнительные возможности применении контент-анализа от­крываются с привлечением к нему лингвистики и психолингвисти­ки, успешно объясняющих многие вопросы анализа текстов.

В лингвистике существуют методы, с помощью которых можно выделить один и тот же смысл в различных по написанию словах п целых оборотах речи (т. е. установить семантическое равенство различных форм). В контент-анализе при оценке степени совпаде­ния смыслового содержания, заключенного в отдельных словах (или их сочетании) конкретного текста, с тем, которое интересует ис­следователя, в большинстве случаев полагаются на здравый смысл кодировщика. Лингвистика же дает возможность объективно вы­яснить совпадение смыслового содержания. Из нескольких синони­мов в языке различных групп какие-то употребляются чаще, какие-то реже. Можно выделить частотные нормы употребления различ­ных значений одного и того же слова и использовать индивидуаль­ные отклонения от общих норм как содержательные характери­стики.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.