Сделай Сам Свою Работу на 5

СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРУКТУРЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ





Социометрический опрос

Практика применения методов опроса привела к разработке ря­да специфических методик изучения социальных явлений ипро­цессов. Такими методиками являются методика изучения бюджетов времени, социометрические методы изучения межличностных отно­шений в малых группах и т. д.

Социометрический метод это метод опроса, направленный на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы {например, учеб­ного, научного или производственного коллектива).

Введем следующие понятия.

Выбор —г выраженное каким-либо индивидом желание сотрудни­чать с другим индивидом.

Отклонение (отрицательный выбор) — выражение каким-либо индивидом желания уклониться от сотрудничества с другим инди­видом.

Опускание — оставление одним индивидом другого без внима­ния (отсутствие выбора или отклонения).

Так как каждый индивид может выразить свое отношение кдругим индивидам тремя различными способами, то для каждой пары индивидов существует шесть возможных типов зависимости:

1. Тип А. I выбирает / п / выбирает I.

2. Тип Б. i выбирает / п ;' опускает /.



3. Тип В. i выбирает / и / отклоняет /.

4. Тип Г. i опускает / и / опускает i.

5. Тип Д. i опускает ) п ] отклоняет I.

6. Тип Е. I отклоняет / н / отклоняет i.

Социометрический критерий.Существенным для содиометрпчег ского опроса является то, что выбор или отклонение одним инди­видом другого осуществляются по отношению к определенной со­держательной деятельности.

Конкретная содержательная ситуация, характеризуемая коптак-то.м и представленная в качестве основы выбора или отстранения, называется социометрическим критерием.

Социометрические критерии формулируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления струк­туры взаимоотношений (например: «С кем из членов бригады Вы хотели бы вместе работать на один наряд?», «Кого из товарищей по бригаде Вы пригласили бы к себе на день рождения?», «С кем из членов бригады Вы не хотели бы работать на один наряд?», «Кого из членов бригады Вы не пригласили бы к себе на день рождения?» и т. п.).

Виды социометрических критериев. Реакция опрашиваемого на социометрический критерий в виде выбора или отклонения какого-либо из членов коллектива (группы) как участника совместной деятельности определяется не только содержанием критерия, но л целым рядом свойств, знание п учет которых являются необходи­мыми для выявления и фиксации структурных особенностей изу­чаемого коллектива. В основном критерии делятся на производ­ственные и непроизводственные.



Производственные критерии позволяют исследователю выяснить межличностные взаимоотношения на уровне структуры производ­ственной деятельности. Они формулируются в виде вопроса, тре­бующего выбора лиц для совместного выполнения рабочих заданий, например: «Кого бы Вы выбрали напарником по...?»

Непроизводственные критерии являются показателями межлич­ностных взаимоотношений в коллективе. В качестве такого крите­рия выделяется значимая ситуация, не связанная с производствен­ной деятельностью коллектива. Она фиксируется в виде вопроса, требующего выбора партнера для проведения досуга, и т. п. (на­пример: «С кем Вы хотели бы отметить свой день рождения?», «С кем бы Вы хотели учиться в одной группе?»). Выборы по не­производственным критериям образуют так называемые психо­группы.

Прогностический критерий — критерий, позволяющий выяснить структуру ожидания отношений членов коллектива согласно пред­ставлениям респондента.

Используя прогностический критерий, можно получить представ­ление опрашиваемого о структуре коллектива, основанное на его психологических и социально-психологических особенностях.



Респонденту предлагается ответить на вопрос, кто из членов коллектива выберет или отвергнет его как партнера в каком-либо виде деятельности (например: «Кто, по вашему мпению, из членов бригады выберет Вас напарником по сборке?», «Кто из членов бри­гады пригласит Вас на свой день рождения?»).

Социальные критерии предполагают выбор для совместной об­щественной работы (например: «Вместе с кем Вы хотели бы про­водить проверку работы заводской столовой?», «С кем Вы хотели бы ходить на дежурства добровольной народной дружины?»). Вы­боры по социальным критериям образуют социогруппы.

Критерий считается положительным, если предполагает объеди­нение партнеров для какой-либо совместной деятельности (напри­мер: «С кем Вы хотели бы работать на общий наряд?»). Отрицатель*

ным называется критерии, предполагающий выделение из коллек-" тива лица (или лиц), с которыми опрашиваемый не хотел бы за­ниматься одной деятельностью (например: «С кем Вы не хотели бы работать на общий наряд?»).

Положительные и отрицательные критерии часто называются в литературе прямыми и обратными.

Двойными называются такие критерии, которые предполагают возможность взаимного равенства партнеров в случае их реального осуществления (выбор соседа по комнате, спутника в командировку, противника или союзника в игре и т. п.; например «С кем Вы хо­тели бы жить в одной комнате?»).

Содержанием одинарных критериев является ситуация, при осу* ществлении которой с необходимостью возникает HepaeencTBq вы-< бирающего и выбранного (примером может служить социометриче­ский выбор руководителя или подчиненного: «Кто из членов кол-< лектива, по Вашему мнению, должен быть бригадиром?»).

Выбор того или иного способа конструирования критерия опре­деляется как задачами исследования, так и характеристиками изу­чаемой группы (уровень общего образования и т. д.).

Требования к социометрическому критерию. Социометрический критерий должен удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к формулировке вопросов в любом опросе (конкретность, однознач­ность и т. д.). Кроме того, при формулировке социометрического критерия важно учитывать следующие правила.

1. Социометрический критерий должен быть подобран таким об­
разом, чтобы в его содержании прежде всего отражались взаимо­
отношения между членами коллектива. Только в этом случае он
будет действительным инструментом социометрического исследо­
вания.

2. Социометрический критерий должен воспроизводить ситуацию
выбора партнера для совместной деятельности, т. е. опрашиваемый
должен выбрать или отклонить другого члена коллектива.

3. Критерий не должен ограничивать возможности выбора. Оп­
рашиваемый (респондент) должен четко представлять, размеры н
границы коллектива и знать, что он имеет право выбрать любого
его члена.

4. Используемые критерии должны интересовать исследуемый
коллектив, быть значимыми для него.

5. Критерий должен описывать конкретные ситуации, для того
чтобы у респондента было конкретное основание для выбора или
отклонения партнера.

6. Особое внимание нужно уделить формулировке критерия. Как
правило, используются такие варианты вопросов, как: «Кого Вы
хотели бы выбрать...?», «Кто Вам больше (меньше) нравится...?»
и т. д.

При необходимости ограничения выбора или шкалирования вы­боров следует отметить это в вопросе или инструкции к анкете.

Количество критериев определяется задачами исследования и способов обработки полученной информации.

Требования к проведению социометрического опроса. Проведе­ние социометрического опроса должно удовлетворять следующим требованиям.

Опрос можно проводить только в коллективах, имеющих некото­рый опыт совместной деятельности (обычно не менее шести меся­цев), на основе которой уже возникли определенные устойчивые взаимоотношения между его членами (совместная работа, учеба и т. д.). В противном случае исследователь рискует зафиксировать случайную структуру.

Размер коллектива должен предоставлять ее членам возмож­ность активного непосредственного общения. Поэтому оптимальное количество членов изучаемого коллектива не должно превышать 8—9 человек. Большой размер коллектива снизит качество полу­чаемой информации.

Задаваемые вопросы должны представлять собой критерии, на основании которых опрашиваемый (респондент) осуществляет лич­ный выбор кого-либо из членов коллектива для участия в какой-то совместной деятельности. Содержание выбранного критерия (ра­ботать на одной операции, сидеть за одной партой, жить в одной квартире и т. д.) должно быть ясным и понятным для всех членов изучаемого коллектива. Необходимо указать возможное число вы­боров. Когда требуется получить полную картину взаимоотношении между членами данного коллектива, разрешается делать неограни­ченное число выборов. Если же исследователя интересуют типичные элементы структуры, то вводится ограничение числа выборов.

Члены коллектива должны ясно представлять себе его границы. Каждый член коллектива может выбирать себе партнеров для сов­местной деятельности только в пределах своего коллектива.

Опрос должен проводиться посторонним для данного коллектива лицом. Ни члены коллектива, ни тем более руководство или пред­ставители администрации не должны проводить сбор информации, так как это резко нарушает анонимность, являющуюся обязатель­ным условием успешного проведения социометрического опроса. Каждый член коллектива должен делать выборы самостоятельно, не советуясь с другими.

Процедура социометрического опроса. Процедура социометриче­ского опроса состоит из нескольких этапов.

Подготовительная фаза. Исследователь определяет проблему, вы­бирает объект исследования, знакомится с величиной и различ­ными социально-демографическими характеристиками коллектива. Первая фаза. Исследователь входит в прямой контакт с членами коллектива, стремится внушить им доверие к себе. Предваритель­ный контакт исследователя с членами коллектива повышает нх психологическую готовность к предстоящему опросу. Одновременно на этой фазе устанавливается содержание социометрических кри­териев:

Вторая фаза. Проведение собственно опроса: инструктирование респондентов, раздача социометрических карточек, заполнение их опрашиваемыми, сбор карточек.

39*

Фаза обработки. Обработка информации, представление се в свернутом виде; проверка надежности полученных данных.

Завершающая фаза. Получение выводов и рекомендаций.

Социометрическая карточка. Для обора информации при социо­метрическом опросе применяются социометрические карточки, ко­торые даются для заполнения респондентам.

Социометрическая карточка обычно начинается обращением, ко­торое имеет своей целью информировать участников исследования о его задачах, способе заполнения карточки, о гарантиях аноним­ности н т. п. Основная функция обращения к респонденту заклю­чается в том, чтобы заинтересовать его в участии и побудить к внимательному п правдивому заполнению карточки. Остальное пространство социометрической карточки занято вопросами к рес­пондентам (здесь же оставлено место для их ответов).

Существуют различные способы оформления социометрической карточки; в зависимости от целей исследования выбирается тот или иной способ. Карточки могут быть оформлены так:

Фамилии Критерии выбора

членов

группы I II III и т. д.

Иванов -|- +

Петров -f-

Сидоров + +

Для каждого критерия может быть составлена отдельная кар­точка. Респондентов просят отметить крестиком фамилии тех ин­дивидов, которых они выбирают или отклоняют по соответствующе­му критерию.

Крупным недостатком такого рода оформления социометрической карточки является тот факт, что заполняющий ее респондент ис­пытывает определенное неосознанное давление, принуждающее его отмечать даже тех индивидов, о которых у него пет определенного мнения; кроме того, при таком варианте оформления социометри­ческой карточки респондент имеет перед глазами список членов своего коллектива, и поэтому в его ответах фиксируются не только те индивиды, которые удерживаются в активном сознании респоп-дента.

Для того чтобы зафиксировать индивидов, удерживаемых в ак­тивном сознании респондента, применяют такой вид социометриче­ской карточки:

Первый положительный критерий выбора

лльтс; нативный критерий выбора

-------------------------------------------- и т. д.

Респондентов просят вписать в пустующие строчки фамилии тех, кого они выбирают или отклоняют по определенным критериям. Пример оформленной таким образом карточки приведем ниже.

Уважаемый товарищ!*

Взаимоотношения в трудово.м коллективе оказывают очень сильное влияние как на самочувствие отдельного человека, так и на работоспособность всего кол­лектива. В целях изучения взаимоотношений в Вашем коллективе (в бригаде, на участке) просим Вас ответить на предлагаемые вопросы, вписывая фамилии товари­щей (или их номера по списку группы).

1. Как Вы считаете, кто в Вашем коллективе пользуется самым большим авто­
ритетом у товарищей?

1_____________________ 2_____________________ 3------------------------------------

2. Кто из Ваших товарищей, по Вашему мнению, вызывает наибольшие симпа­
тии в коллективе?

1-------------------------------- 2_____________________ 3------------------------------------

3. К кому пз товарищей Вы предпочитаете обратиться с вопросами по работе?

\______________________ 2_____________________ 3________________________

4. С кем из товарищей Вы могли бы поделиться своими личными пережива­
ниями?

1_____________________ 2____________________ — 3________________________

5. Кого из товарищей Вы охотно пригласили бы к себе в гости?

1_____________________ 2_____________________ 3________________________

С. С кем из товарищей Вы охотно стали бы выполнять совместное задание?

j______________________ 2_____________________ 3________________________

7. С кем из членов Вашего коллектива Вы не хотели бы иметь ничего общего?

1_____________________ 2_____________________ 3-------------------------------------

• Планирование социальногв развития коллектива предприятия: Методические рекомендации/Гл. ред. Д. А. Керимов. М., 1975, с. 240—.241.

Этот способ, однако, предполагает необходимость большой за­интересованности опрашиваемых, так как существует большая опас­ность, что респондентам не захочется особенно' утруждать себя раздумьем над каждым критерием (особенно если критериев много) и вписыванием всех фамилий, которые, на их взгляд, соответствуют тому или иному критерию. В этом случае часто отмечают одну фамилию в каждой графе, чтобы выполнить свой долг, как он по­нимается респондентом, не особенно утруждая себя при этом.

Если есть необходимость включить в социометрическую карточ­ку большое количество критериев выбора, то для того, чтобы снять аюнотонность и вызываемую ею утомляемость респондентов при заполнении карточки, можно объединить критерии выбора в от­дельные смысловые блоки, снабженные своими вводными шапками,

которые могут служить уточпепию содержания п цели входящих в данный блок критериев.

Чтобы придать процессу заполнения карточки игровой характер (с целью более активного вовлечения респондентов в участие), мож­но оформлять карточку в виде кармашков с положительными, от­рицательными и нейтральными критериями. В таком случае рес­пондентам предлагается разложить карточки с фамилиями в кар­машки по всем критериям в соответствии со своим выбором.

Такое оформление социометрической карточки целесообразно в том случае, когда не ставится задача зафиксировать только тех индивидов, которые присутствуют в активном сознании респонден­тов, когда исследователю важно выяснить, как индивиды распре­деляют всех членов своего коллектива по различным критериям. Вторым условием целесообразности применения таким образом оформленной карточки является наличие большего количества кри­териев.

7. Обработка и анализ результатов социометрического опроса

Обработка полученной информации включает построение социо-матриц, социограмм, а также расчет социометрических индексов.

Социоматрица. Первым этапом обработки обычно является по­строение социоматрицы, т. е. сведение всех результатов опроса с индивидуальных социометрических карточек в общую таблицу.

Социоматрица — это матрица связей, с помощью которой ана­лизируются внутриколлективные отношения. Социоматрица даст возможность произвести анализ существующих связей путем пре­образования матриц.

Строится она по следующему принципу: в горизонтальных стро­ках, которых столько же, сколько членов в данном коллективе, ука­зываются выборы / — членов (кто выбирает), а в вертикальных столбцах — число полученных выборов теми же лицами, но в роли выбираемых членов. Социоматрица фиксирует отношения членов коллектива друг к другу по данному критерию (табл. 3).

Путем преобразования матриц проводится анализ связей и взаи­моотношений в коллективе.

Таблпца 3

Кого выбирают Итого отдано выборов
Кто выОи------------------------------------------------------------------------------ _-------- .---------------- ■---------------

РаСТ____________________ А \ В \ С I | i 1 |

А 0 + 0 ... 1 0 1

В + 0 -... 1 1 2

С + О 0 ... 1 0 1

2+ 2 1 1 ... 3

2- 0 0 1 ... 1

2± 2 1 1 ... 4

Соцноматрица одного из коллективов представлена в табл. А.

Из су-мм в столбцах можно установить, что Л является лицом, которое имеет наибольшую возможность считаться авторитетом кол­лектива, в то время как личность F коллективом полностью откло­няется. При этом сравнение сумм по столбцам и строкам показы­вает, что F, напротив, расположена ко многим членам коллектива. Личность К является, соответственно соцноматрице, изолированной.

С помощью соцноматриц исследователь получает возможность изучить различные социальные связи.

Таблица 4

Кого выбирают Отааш^

Кто выбирает i------------------------------------------------------- голо™------ DccrQ

ABCDEFGII1JK +

А 0+ + + 0-00000 31 4

В И- ОН- 00— 00000 2 1 3

С + + 000-0 0000 21 3

D +00 ОН------ 00000 21 3

Е 000+000+000 20 2

F + + + 00000000 30 3

О ++000— 0+000 31 4

К +00000+0000 20 2

/ 0000+000-------- 0 12 3

/ 00000 0 00000 00 0

К 00000000000 00 0

Содержится голо- + 64322012000 20 7
сов — 00000,5 00110

Всего: 64322512110 27

Н---- отношение симпатии (выбор);------- антипатия (отклонение); 0 — безразличие

Графический метод. Большие возможности для анализа впутрч коллективной и межколлективной структуры дает графический ме­тод. Графическое изображение связей внутри коллектива, устанав­ливаемых на основании выбора, называется социограммой.

Социограмма строится по результатам опроса, занесенным в со-циоматрицу, и является ее наглядным графическим отображением.

При анализе системы связи применяют различные социограм-мы, которые отражают различные качественные аспекты социаль­ных отношений: рабоче-функцпональную, связей руководства, со­циально-психологических связей п т. д.

Основные формы изображения. Индивид или коллектив, являю­щиеся отдельным исследуемым элементом, изображаются следую­щим символом (рис. 3).

Связи между двумя элементами одного объекта, их действия и поступки изображаются с помощью черты между элементами (рис. 4).

В отношениях между Л и В Л является активным, В — пассив­ным элементом коммуникации (шшример, направление рабочих свя-аей). На этой основе моншо соответственно квалифицировать связи элементов как активные и пассивные (рис. 5).

При этом измеряется интенсивность коммуникаций (связи) и соответственно ее характер. Так, интенсивность объединения для

Рис.5. Виды коммуникаций между Рис.6. Интенсивность связи
илементами: активная, пассивна», я — слабая односторонняя; б — сла-
активная и пассивная (смешанная) бая взаимная; в — сильная односто-

ронняя; г — сильная взаимная; д — взаимная инеодинаковая

Рис. 10. Социограмма взаимо- Рис.11

отношении в группе

совместной трудовой деятельности молено определить через изме­рение внутренних рабочих связей между членами коллектива, сим­патию и антипатию — посредством шкалы и т. д. (рис. б).

Рассмотрим следующие элементарные структуры, наиболее ха­рактерные для сопрограмм.

1. Изолированный элемепт. Это индивид (для больших социаль­
ных систем — коллектив), не связанный с другими элементами. Его
выделение важно при изучении функциональных связей рабочего
коллектива или эмоционально-психологических связен симпатий
внутри коллектива.

2. Срязь между двумя элементами (рис. 7) — диада. Эта струк­
тура очень часто наблюдается в небольших коллективах, например
в форме совместной' деятельности, а также как дружеские и дове­
рительные связи между двумя людьми.

3. Триада, тетрада и другие виды связи, состоящие из большого
числа элементов (рис. 8, 9).

Структуры этого вида характерны для небольших коллективов. и небольших рабочих группировок внутри больших коллективов.

Триада, тетрада и другие положительно взаимосвязанной ком­бинации членов составляют «ядра» коллектива и встречаются во всех формах социальных общностей. Они представляют собой груп­пировки, круги друзей, существующие и в больших социальных объединениях. В «ядрах» вес элементы симметрично связаны между собой. Это «группы в группах» со своими взглядами, обязатель­ствами друг перед другом и т. п. Поведение людей в этих группи­ровках не поддается строгому регламентированию со стороны внеш­них, официальных норм, что повышает ценность социометрического' опроса, способность выявить такие группировки.

Из социограммы на рис. 10 (связь симпатии — положительный выбор — изображается сплошными линиями, отрицание — пунктир­ными) можно заключить, что А — лидер коллектива, образующий совместно с В й С ее ядро. Члены коллектива Е и С испытывают-взаимную неприязнь. F оказался вне контакта с остальными.

4. Звезда (рис. 11).

Звезда (рис. 11) также образует элементарный тип конфигу­рации различных видов социальных связей. Она применяется как: изображение специфических структурных форм, объединений в ма­териальном производстве, в процессе проектирования, планирования п научной работы, как структурная форма жесткой связи в ма­ленькой группе, связей антипатии, симпатии и т. д.

При социометрическом анализе структуры авторитета в бригаде одного завода было исследовано, какие лица, по мнению членов коллектива, способны руководить бригадой (рис. 12).

Центральные позиции запимают Л, В, С, Они являются лично­стями с большим авторитетом, с самым большим влиянием (осо­бенно А па основании его взаимоотношений с членами коллектива). Положение В явно слабее положений А и С.

5. Пирада, или «структура дерева» (рис. 13).

Такого рода структура имеет место тогда, когда все ее элемен-* ты связаны с центром не непосредственно, ачерез другие, равно­значные элемепты. Характеризует структуру руководства па пред­приятии.

Виды социограмм.По способу построения различают произволь­ные, кругоеые1 концентрические социограммы. При построении со-

циограмм символы членов коллектива располагаются так, чтобы обеспечить максимальное удобство восприятия (например, индиви­ды, образующие ядра коллектива, располагаются в непосредствен­ной близости друг к другу). В круговых социограммах все члены коллектива располагаются по окружности, внутри которой указы­ваются выборы и отклонения. В концентрических — по концент­рическим кольцам, причем индивиды с высоким социометрическим; статусом («звезды») располагаются во внутреннем округе. В сле­дующем кольце находятся лица, получившие число выборов, близ­кое к среднестатистическому, затем кольцо с «изолированными», т. е.

Рис. 12 Рис. 13

почти не имеющими положительных выборов. Далее располагается кольцо с отклоненными членами коллектива, получившими только отрицательные выборы (характер заполнения колец может быть ииным, но обычно соблюдается принцип уменьшения статуса по ме­ре увеличения радиуса концентрической социограммы).

Локограммы представляют собой такие содиограммы, при по­строении которых расположение символов членов коллектива изо­морфно их реальному пространственному расположению (например, размещению на рабочих местах).

На практике используются различные виды социограмм, выбор которых диктуется задачами исследования. Для большей адекват­ности в изображении структуры социограммы строятся так, чтобы расстояния между индивидами были обратно пропорциональными интенсивности связей между ними. Это правило, однако, не всегда возможно выдержать, изображая структуру коллектива в двумер­ном пространстве.

Анализ различных аспектов структуры.Метод социограмм ши­роко применяется при социологическом анализе. Если социограммы, изображающие различные аспекты социальных связей, сходны друг с другом, можно сравнивать и различные -аспекты двух изображен­ных структур. Различные аспекты социальных связей изображаются при помощи организационных схем, формалограмм, неформало-грамм, специальных социограмм (коммуникограмм, проблемограмм и т. д.).

Формалограмма — диаграмма, представляющая данные о том, как воспринимаются членами коллектива их формальные отпоше-

иия. При этом различаются два типа формалограмм — «вертикаль­ная» и «горизонтальная». Для построения первой используются данные опроса об отчетности, ответственности и т. п. В анкетах и интервью, используемых в обследовании, содержатся вопросы ти­па: «Кому Вы даете отчет?», «Кто те люди, перед которыми Ви отвечаете за свою работу?» и т. д. Основанием для построения «го­ризонтальной» формалограммы служат данные опроса относительно того, кто из членов организации стоит на той же иерархической •ступени, что и опрашиваемый. Характерными в этом случае явля­ются вопросы типа: «Кто еще дает отчет тем же лицам, что и Вы?».

Неформалограмма — диаграмма, представляющая структуру не­формальных отношений в коллективе. В неформалограмме показа­ны отношения, существующие между двумя лицами, которые, ука­зывая, например, людей, с которыми они тесно связаны по работе безотносительно к их положению в организации, одновременно от­мечают контакт друг с другом.

В формалограммах и неформалограммах отношения отмечены так, как они воспринимаются участниками работы, и здесь возмож­ны пропуски и расхождения данных.

Комму пикограмма — это диаграмма, представляющая систему связей в организации, как они воспринимаются и сообщаются чле­нами организации. Коммуникограмма позволяет составить структур­ные сети организации, проследить динамику связей членов орга­низации в процессе обмена информацией, выявить возможные на­рушения контактов и т. д.

Проблемограмма — это специальные социограммы, представля­ющие структурные отношения членов коллектива в различных про­цессах — при обмене информацией, принятии решения и т. д.

Сопоставление двух социограмм — неформалограммы и комму-никограммы, д также социограмм и организованной схемы позволяет выявить их совпадение и различие по соответствующим для каждой параметрам.

Рассмотрим, например, отношения между организационной структурой и эмоциональными связями симпатнц и аптипатнй в одном из рабочих коллективов.

Технологически необходимая организация рабочего коллектива тем эффективней и результативней, чем лучше личные взаимоот­ношения людей. В одном из крупных рабочих коллективов выяв­ленная структура связей дала следующую картину (рис. 14).

При внимательном рассмотрении социограммы на рис. 14 видно, что личные связи между членами бригады внутри отдельных групп не обусловлены технологической организацией. В группе А инди­вид 1 стоит в стороне, не вступая ни с кем в контакт. Индивид G группы В симпатизирует личности 1, а всех других членов этой группы отвергает. Поведение личности 6 является важным факто­ром отношений между коллективами А и В. Среди членов груп­пы В нет напряженных взаимоотношений. Здесь нет и субъектив­ных препятствий для сотрудничества с С. Однако в группе С пол­нейшие разногласия. Только личности 9 н 10 тесно связаны друг

с другсш. Но их полностью отклоняет индивид 11 из их бригады, тесно связанный с индивидами 17 и 14 группы D. В результате связей внутри С и связей между С и D обоюдные влияния в кол­лективе нарушены. Связи между индивидами 11, 14 и 17, с одной стороны, и между лицами 9 и 10 — с другой, обусловливают раз­ногласия в общей группировке. Группа Е сильно интегрирована, однако не имеет сильных связей с партнерами в других группах. Она пассивна.

Социограмма показывает необходимость изменить деление па группы в данном рабочем коллективе. Это возможно, например, путем перевода индивида 6 в другую группу, а также через изме­нение группы С.

При практическом применении копкретпое содержание социо-грамм направлено непосредственно па изучение качественных свя­зей. Аналогичные формы социограмм используются также для изо­бражения н аиалпза связей между различными коллективами боль­шой организации.

Социометрические индексы

Представление результатов социометрического опроса в коли­чественной форме осуществляется с помощью вычисления социо­метрических индексов.

Социометрические индексы представляют собой число выборов-какого-либо определенного вида, пронумерованных (для возможно­сти сравнения с аналогичными индексами, полученными в резуль­тате экспериментов с другими коллективами) как общее количество возможных выборов данного типа.

Различают два типа социометрических индексов персональ­ные и групповые. Персональные индексы можно классифицировать, также на объективные (содержащие информацию о числе выборов, полученных данным членом коллектива от остальных), субъектив­ные (содержащие информацию о числе выборов, сделанных дапнымс

членом коллектива), и смешанные (сконструированные из данных, характеризующих количество как отданных, так и полученных выборов).

Основпыми даипыми, характеризующими определенного инди­вида i, является структура произведенных и полученных им выбо­ров и отклонений. Производя вычисления, можно подсчитать число выборов или отклонений отдельно или же охватить их вместе одним индексом, отнимая число отклонений от числа выборов.

Использование этих сумм для сравнения показателей различных коллективов невозможно, поскольку на величину индекса влияет число индивидов в группе. Вместо этого можно ввести стандарти­зированные показатели, пригодные для сравнения коллективов раз­личной численности путем деления этих сумм па число лиц в коллективе, к которому принадлежит г, а точпее на (N—D, так как в социометрической карточке индивид пе может выбрать или отклонить самого себя.

Например, позиция индивида i (положение, место индивида i в коллективе) в соответствии с числом получепных им положитель­ных выборов, т. е. положительный статус индивида, вычисляется следующим образом:

y-jr, _ число индивидов, выбирающих i

1Ш,-------------------------------- jjjp—j ,

где .TV означает число индивидов в исследуемом коллективе. Отри-дательный статус i-ro индивида равен

•ргр. ___ ЧИСЛО ППДИВИДОВ, ОТКЛОНЯЮЩИХ i

llUj - у—- .

Эти два показателя широко используются и без учета N — 1, т. е. <рактора, введенного для того, чтобы можно было производить срав­нение между коллективами.

В зависимости от содержания критерия выбора ПВ( будет мерой позиции на шкале организаторских способностей, мерой степени •социального признания, влиятельности или каких-нибудь иных ка­честв.

Если исходить из того, что ПО; является противоположностью ПВ( (как это обычно бывает), то соединение этих двух показателей дает позицию i в соответствии с числом выборов и отклонений од­новременно:

ПВ - О< = ПВ, - ПО(.

Если индивид i имел право произвести неограниченное число выборов, то можно вычислить показатель его положительной экс­пансивности.

Положительная экспансивность

yjQ число выборов, произведенных i-индивидом
lldi = --------------------------- ^—j .

Этот показатель является мерой стремления i к установлению социальных отношений с другими лицами.

-405

Индексы положительного статуса индивида, отрицательного статуса, общий статус, а также индекс экспансивности могут слу­жить для сравнения позиции индивида в одном и том же или в раз­ных коллективах.

Если индивид i принадлежит к одному коллективу, а инди­вид / — к другому, то можно сравнить отношения, связывающие / с его коллективом, с отношениями, связывающими i с его коллек­тивом.

Такие сравнения не могут, однако, служить осповой для каких-то выводов о соотношении качеств, присущих i и /, например о том, кто из них в большей степени обладает качествами руководителя или способностью завязывать приятельские отношения. Даже если индексы, полученные I и /, будут явно различными, возможно, что индивид i получил бы тот же индекс, что и /, если бы принадлежал к тому же коллективу, и наоборот. Контакт индивида с данным кол­лективом зависит от структуры и функции этого коллектива.

Эти индексы могут использоваться и для сравнения позиции од­ного и того же индивида в различные периоды времени при усло­вии, что каждый раз будет применяться одна и та же социометри­ческая карточка.

Для того чтобы охарактеризовать весь коллектив, нужно иметь все данные о количестве выборов, отклонений и оставлении без вни­мания в данном коллективе. В этом случае интерес представляют показатели, характеризующие структуру группы, такие, как число взаимных положительных выборов (i выбирает / и / выбирает i), число изолированных индивидов, оставленных без внимания, связи типа i выбирает /, ;' выбирает k, a k выбирает I и т. д.

Например, можно вычислить экспансивность О) группы

_ _ общее чпсло выборов, произведенных группой

d- jj .

Аналогичным образом вычисляется сплоченность группы как от­ношение числа пар со взаимным выбором к общему числу возмож­ных пар

р __ число пар со взаимным выбором

где каждое лицо имеет право производить неограниченное число выборов, С2 — общее число возможных пар и равно

N(N — 1)

2 '

R Связанность группы равна C-ff-, где R равно числу взаимных

выборов, t/ —числу выборов односторонних, р = д, _ . ■, где d

число выборов, позволенных каждому индивиду, a q = 1 — р. Интеграция группы вычисляется как отношение

_________________ 1___________________

число лиц, не получивших ни одного выбора*

Получепие стандартизированных мер, позволяющих производить сравнение коллективов между собой при неограниченном числе вы­боров, требует использования в качестве знаменателя числа комби­наций предметов, взятых по два, поскольку именно таким образом получается наибольшее число возможных выборов в этом. случае. В случае, если число выборов ограничено, максимальное число воз­можных выборов равно dN/2, где d равно числу выборов, которое позволялось произвести одному лицу. Более простым будет, вероят-

N(N-l) d(N—l) .

по, использование——к,а не —i—п—'—даже в случае, если а,

как и N, нечетные числа. С% является частным случаем dN/2, где

d-W-1.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.