Сделай Сам Свою Работу на 5

ИЗМЕРЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ





В главе 5 был рассмотрен вопрос об уровнях измерения и ста­тистических операциях, применяемых па каждом из этих уровней. Но каким образом можно приписать объектам измерения те или иные оценки, как построить для интересующих исследователя ха­рактеристик шкалы, установить их свойства? Эти и ряд других об­щих вопросов измерения будут рассмотрены в этой главе.

Виды шкал

Практика социологических исследований выработала целый ряд подходов к измерению мнений, установок, мотивов, оценке знаний, умений, информированности, реального поведения людей, характери­стик социального окружения и т. д. Их можно охарактеризовать не­сколькими способами.

Основанием для выделения различного вида шкал может слу­жить объект измерения. В целом различают две ситуации: а) числа, полученные в результате применения процедуры измерения, исполь­зуются для характеристики некоторых внутренних свойств индиви­да— мнений, отношений, установок, мотивов, знаний, умений и т.д.; б) полученные числа служат для характеристики объектов внешних по отношению к субъекту измерения.

При наличии первой ситуации шкалы для измерения названных свойств называют в целом шкалами установок, а второй — шкалами оценок.



Кроме того, шкалы подразделяются по форме на числовые, вер­бальные и графические (примеры см. ниже).

Технические приемы измерения — другая характеристика шкал-, имеющихся в арсенале социолога. Большинство техник может быть использовано для построения как шкал установок', так и шкал оценок.

Наиболее распространенный прием измерения — выбор той или

1 О понятии социальная установка см.: Андреева Г. М. Социальная психоло­гия. М., 1980, гл. 16,

£36

иной категории иг серии предложенных. Это может быть выбор числового балла на шкале, суждения из серии суждений и т. д.

Пример. В проекте «Показатели социального развития советско­го общества», осуществленном в ИСИ АН СССР, для оценки усло­вий труда на рабочем месте респондента был применен «Вопрос-инк эксперта». Основные компоненты условий труда1 измерялись о помощью числовой шкалы оценок. Так, для общей физической тя­жести труда эксперту задавался вопрос:



С помощью приведенной ниже шкалы оцгниге, пожалуйста, насколько велика общая физическая нагрузка на этом рабочем месте. Шкала из 9 позиций означает:

1 —работа на этом рабочем месте в общем'физически легка. Например, работа си-г я, без всякой физической нагрузки.

it — работа на этом рабэчем месте физически очень тяжела. Например, постоян­ные земляные работы, без применения машин или механизмов. 123456789

Пример. Примером другой шкалы для измерения удовлетворенности различными сторонами жизни может служить следующий фрагмент вопроса из «Вопросника» того же проекта:

102. Насколько Вы лично удовлетворены следующими сторонами своей жизни?

Wft

Удов- Ско- да И Ско- улов.

пет- рее ^ет рее ™£Г

ворен да нет ворея

работой в настоящее время... 5... 4 , . . 3... 2 ... 1
способом проведения вне­
рабочего времени .... 5... 4... 3,.. 2 ,., 1
уровнем Вашего образова­
ния ................................. 5 ... 4 ... 3 ... 2 ... 1

Пример. Еще одна форма шкалы представлена ниже вопросом из инструментария проекта Всесоюзного исследования ИСИ АН СССР «Образ жизни советских людей»:

457. Достигали ли цели Ваши усилия 4 — в основном достигали

в борьбе с недостатками? 3 — иногда достигали, иногда нет

2 — в основном не достигали 1 — не могу сказать определенно

В первом примере шкала представляет собой последовательность чисел, причем интенсивность и направленность шкалы задана опи­санием лишь ее полярных позиций. Чаще же это описание помеща­ется рядом с цифрами по самой шкале.

Респондент должен оценить интенсивность описанного в вопросе свойства, выбрав соответствующее число на шкале.

Второй пример дает представление о шкале с полным словесным описанием ее градаций. И наконец, в третьем примере все градации шкалы представляют собой некоторые вербальные суждения, а чис­ла играют лишь роль кодов.



Для оценки измеряемого качества иногда пользуются графиче­скими шкалами. Такая шкала представляет собой отрезок прямой липни (длина ее может колебаться от 9 до 15 см), разделенный на равные части и снабженный словесными или числовыми обозначе­ниями. Респондента просят сделать отметку на шкале в соответст­вии с его оценкой данного качества.

Ранжирование объектов или суждений является другим широко используемым приемом измерения. В этом случае производится оце­нивание по измеряемому качеству совокупности объектов путем hxv упорядочивания по степени выраженности какого-либо признака. Первое место, как правило, соответствует наиболее высокому уров­ню. Каждому объекту приписывается оценка, равная его месту а данном ранжированном ряду.

Например, в исследовании, проведенном в ИСИ АН СССР и ориентированном на анализ жизненных ценностей советских людей в сопоставлении с аналогичными данными по США2, предлагалось проранжировать две группы ценностей (18 в каждой) по степени их важности для респондента.

Попарное сравнение объектов или суждений относительно како­го-то определенного качества — следующий прием измерения.

Пример.В одном из исследований для выяснения предпочтений: телеаудитории применялся вопрос3:

Представьте, что по Вашему телевизору пдут одновременно две передачи, а Вы можете посмотреть лишь одну. Какую Вы выберете?

— Спортивная передача или информационная программа «Время»,

— «Кабачок „13 стульев"» или передача «7 дней»,

— «Клуб кинопутешествий» или «Сельский час» и т. п.

Хотя попарное сравнение объектов более простая процедура для-респондепта, нежели ранжирование, при болынрм числе объектов сравнения резко (пропорционально квадрату числа объектов) уве­личивается трудоемкость процедуры.

Помимо вышеописанных приемов измерения, применяется широ­кий веер их модификаций и другие более специальные процедуры^ Некоторые из них описаны в следующем параграфе.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.