Сделай Сам Свою Работу на 5

Эмпирическое обоснование методики опроса





В предшествующих разделах были изложены разнообразные тре­бования к методике опроса, без соблюдения которых не может быть обеспечена надежность социологической информации. Однако в каж­дом исследовании эти общие методические принципы реализуются

в различных конкретных проявлениях. Разрабатывая, вопросник Iанкету или план интервью), автор обычно интуитивно учитывает весь сложный комплекс методических требований. Завершая состав­ление анкеты, исследователь в зависимости от уровня своего опыта и знаний более или менее уверен, что вопросы и общая конструк­ция его методического инструмента обоснованы относительно иссле­довательских задач и учитывают социально-психологические осо­бенности совокупности людей, которых предстоит опрашивать. Эта уверенность может базироваться на знании специальной методи­ческой литературы, па анализе и учете методического опыта ана­логичных исследований, на предварительных консультациях с экс­пертами и на немногочисленных (до десятка) предварительных опросах знакомых и незнакомых людей.

Однако вся эта подготовительная работа не освобождает социо­лога от специального этапа методической работы — пробного (пило­тажного) исследования, имеющего целью эмпирическую апробацию лодготовленного инструментария.



В отличие от основного содержательного исследования пилотаж имеет свои задачи — проверить качество методического инструмен­тария, выяснить соответствие этого инструментария нормативным требованиям, предъявляемым к методике той конкретной разновид­ности опроса, которая используется исследователем.

Определению задач пробного исследования предшествует специ­альный этап методической работы — логический анализ подготов­ленного вопросника. На этом этапе автор опросника (желательно совместно с экспертом-методистом) выполняет несколько разновид­ностей критического анализа.

Анализ вопросов анкеты.Прежде всего проверяется логическая обоснованность (релевантность) формулировки каждого вопроса по отношению к содержанию искомой информации, которая должна быть получена с помощью этого вопроса. Исходной точкой такого инализа должен быть список единиц искомой информации с ука­занием номеров вопросов, которые обеспечивают ее получение, конт­роль и перепроверку качества.



Такой анализ гарантирует исследователю, во-первых, полноту и достаточность эмпирического описания изучаемых процессов и явлений и предохраняет от весьма возможной ситуации, когда, приступая к анализу результатов, исследователь обнаруживает, что по одним параметрам получены избыточные данные, а по другим — минимальные, либо они вообще не были предусмотрены.

Такой анализ — первая подготовка к этапу обработки и интер­претации данных, обеспечивающему завершающий этап исследова­ния — возвращение от эмпирического описания предмета исследо­вания к концептуальным теоретическим обобщениям ".

19 См. об этом подробнее в кн.: Маслова О. М., Косолапое М. С. Опыт проек­тирования опросного инструментария для исследования социалистического образа жизни: (От концепции — к методическому обеспечению).— В ни.: Состоянии и основные тенденции развития советского образа жизни. М., 1980, с. 104—130. Ротапринт.

.384

Во-вторых, па этом этапе проверяется соответствие формулиро­вок вопросов логическим требованиям построения вопроса как от­носительно самостоятельной измерительной процедуры. Контроли­руя соблюдение этих условий, исследователь должен по поводу каждого вопроса анкеты выяснить для себя: а) спрашиваю ли я именно о том, что мне необходимо? Не произошло ли при конструи­ровании вопроса замены показателей (см. пример в разделе «Ре­левантность»); б) достаточно ли однозначно определена в форму­лировке вопроса информация, которая ожидается от респондента, т. е. нет ли терминов или выражений, допускающих различное понимание их смысла различными группами респондентов; в) нет ли в формулировке вопроса задач, не обеспеченных техникой за­полнения (шкалами, перечпем вариантов ответов, таблицами для регистрации ответов, указаниями о числе возможных вариантов ответов); г) нет ли в формулировках шкал смещений к положитель­ному или.отрицательному ответу; д) нет ли в формулировках аль­тернативных вопросов совмещения не исключающих друг друга оспований; е) нет ли внушающих формулировок вопросов.



Результатом такого анализа будет разделение вопросов анкеты или плана интервью на две группы. Первая — вопросы, содержащие очевидные нарушения требований к логике их построения по кри­терию обоснованности. Эти вопросы либо убираются to анкеты, либо их формулировки соответствующим образом корректируются.

Вторая группа — вопросы, не содержащие ошибок обоснованно­сти. Соотношение численности этих групп вопросов в анкете может служить одним из показателей методической квалификации автора анкеты или плана интервью.

Кроме того, существует специальная схема анализа, по которой устанавливается соответствие формулировок вопросов системе ка­тегорий опрашиваемых. Качество каждого вопроса подготовлен­ной анкеты должно быть перед планированием пробного исследо­вания оценено автором по следующим критериям 20.

1. Выдержаны ли требования к языку опрашиваемого, не полу­
чилось ли так, что для части респондентов язык слишком труден,
а для другой, наоборот, примитивен?

2. Все ли вопросы и варианты ответов понятны? Нет ли в фор­
мулировке вопросов сложных терминов?

3. Не слишком ли абстрактны вопросы и не слишком ли они
конкретны?

4. Понятны ли респонденту единицы измерения, имеющиеся в
анкете?

5. Компетентны ли опрашиваемые для ответов на вопросы, по
следует ли включить фильтры на компетентность?

6. Пет ли опасности утомить опрашиваемого, как снизить мо-
потонность вопросов?

-20 Схема приводится с незначительными изменениями по книге: Ядов В. А. Социологическое исследование М., 1972, с. 179. Аналогичная схема содер­жится в кн.: Ноэль Э. Массовые опросы. М., 1978, с. 80,

7. Не предъявляют ли вопросы непосильных требований к памя­
ти респондента?

8. Нет ли опасности получения стереотипных ответом:

9. Не слишком ли многочисленны варианты ответов па вопрос,
пет ли необходимости расчлепить их на тематические блоки?

10. Не вызовет ли вопрос отрицательные эмоции у опраши­
ваемого?

11. Не задевает ли вопрос самолюбие респондента или интимные

стороны его жизни, самосознания?

Предварительный логический анализ каждого вопроса анкеты по названным критериям дает социологу возможность выявить в анкете вопросы, имеющие замечания по каким-либо из перечислен­ных критериев. Оценка вопросов по каждому из названных кри­териев может производиться па основании методического опыта предшествующих исследований.

К сожалению, сложившиеся традиции использования результа­тов ранее проведенных исследований связаны по преимуществу с содержательными, но не сметодическими целями. Л между тем каждое проведенное исследование может быть рассмотрено и как апробация методов сбора данных па статистически значимых со­вокупностях, причем результаты этой апробации иногда и состав­ляют главную его исследовательскую ценность.

В ряде случаев результаты вторичного анализа позволяют уточ­нить или доказать пригодность формулировки вопроса без специаль­ной эмпирической проверки, но далеко не всегда это бывает воз-можпо.

Эмпирическая проверка вопросника.Для каждого вопроса, ко­торый вызывает предположения о возможных несоответствиях ка­ким-либо критериям из предложенной схемы анализа, должна быть разработана процедура эмпирической проверки в пробном иссле­довании.

Возможпы песколько вариантов такой проверки.

Интервью об интервью. Данные о том, как респонденты понима­ют смысл отдельных заданий, содержащихся в вопросе, о том, как они интерпретируют значения отдельных слов, терминов, выраже­ний, могут быть получены с помощью дополнительных вопросов, которые интервьюер задает респонденту, только получив ответ па вопрос анкеты. Например: респондент назвал некоторую сумму в ответ на вопрос о том, сколько примерно нужно денег для того, чтобы содержать семью из четырех человек — родители и двое де­тей школьного возраста. После этого интервьюер задает дополни­тельный уточняющий вопро-с о том, какие расходы имел в виду респондент, учитывал ли он при этом квартплату, расходы па одежду, питание или что-либо еще? Оказывается, что некоторые из респондентов понимают выражение «содержать семью», как «прокормить семью», и после уточняющего вопроса пазывают сум­му вдвое большую. Если подобные случаи встречаются часто, не­обходимо уточнить содержание данного термина, раскрыв его в формулировке вопроса.

Вопросы подобного рода, выясняющие систему соотнесения оп­рашиваемых, иродумываются заранее при составлении программы пробного исследования и включаются в текст пилотажной анкеты вслед за вопросами, понимание которых они должны уточнить. Таким образом, структура пилотажного варианта вопросника как бы удваивается: кроме содержательных вопросов, она включает своеобразное «интервью об интервью», цель которого — сбор мето­дической информации.

«Интервью об интервью» можно оформлять в виде отдельного документа, в который включены только те вопросы, о которых лужен дополнительный разговор с респондентами.

«Интервью об интервью» должно включать такие методические зопросы, как «время начала беееды» (в пачале вопросника) и «вре­мя окончания беседы» (в конце вопросника), вопросы об утомляе­мости респондента, о том, приходилось ли респонденту раньше уча­ствовать в опросах, о согласии участвовать в подобных опросах в дальнейшем, и традиционный вопрос о пожеланиях и критических замечаниях по поводу содержания анкеты п организации опроса. Методический эксперимент. Программа пробного нсследовашш может включать специальные методические процедуры, имеющие целью выяснение структуры представлений, языка опрашиваемых, Л1Х аналитических возможностей 21. Например, возможно применение специальных тестов на проверку понимания отдельных слов, тер­минов, выражений, которые содержатся в формулировках вопросов. Например, в пробном исследовании, где испытывалась методика опроса, предназначенная для всесоюзного исследования аудитории галеты «Правда»22, респондентам предлагался тест па понимание ряда слов, содержащихся в плане интервью для читателя, куда ъключались такие понятия и словосочетания, как «оперативность информации», «рубрика в газете», «передовая статья», «полпота ин­формации», «статьи по экономике и народному хозяйству» и др. По поводу вопросов, формулировки которых в предварительном анализе были оценены как ненадежные, может быть спланирован специальный методический эксперимент. Вопрос формулируется о двух вариантах; для каждого варианта разрабатываются методиче­ские гипотезы об их пригодности для получения искомой информа­ции; определяются те эмпирические факты (поведение или ответы респондентов), по которым можно будет судить о том, какие гипо­тезы подтвердились. В пробном исследовании испытываются оба ва­рианта, полученные данные анализируются и служат основанием для выбора наиболее работоспособного варианта вопроса.

Наблюдение. Большая часть пробных исследований основана именно на этом методе, в частности па неструктурированном на­блюдении. Интервьюер в процессе опроса накапливает впечатления о том, как относятся респонденты к теме опроса, пет ли проявлений

21 Исследование проводилось в 1П76—1077 гг. ИСТ! ATI СССР. ™ Масло в а О. М. К вопросу о прост upouainiu социологических анкет.— Со-циол. исслед., 1981, № 1, с. 1G2—103.

непонимания вопросов, какова компетентность опрашиваемых по поводу отдельных вопросов, нет ли признаков утомляемости и т. п.

Обычно впечатления интервьюеров во время пилотажного ис­следования обсуждаются на методических совещаниях «по свежим следам»: на следующий день после опроса проводится совещание-с обменом впечатлениями и замечаниями, их обсуждение с под­робным протоколом. После окончания пилотажа все записи ана­лизируются и вопросник дорабатывается.

Результаты неструктурированного наблюдения можно система­тизировать с помощью специальной «Анкеты интервьюера», кото­рую интервьюер может заполнять в конце пилотажа, обобщая впе­чатления от всех проведенных им бесед с респондентами.

Возможен другой вариант, когда единицей наблюдения стано­вится не анкета в целом, а каждая отдельная ситуация опроса. Тогда «Анкета интервьюера» заполняется на каждое проведенное интервью, а анализ данных, содержащихся в анкетах, позволяет выяснить особенности восприятия и понимания вопросов различ­ными возрастными, образовательными и другими социально-демогра­фическими группами респондентов.

Разделение функций наблюдателя и интервьюера. Применение метода наблюдения в пробном исследовании будет более эффектив­ным, если проведение опроса и наблюдение за ситуацией взаимо­действия его участников поручить разным исполнителям: интервью­еру и наблюдателю.

Интервьюер ведет беседу по предметной части опросника, за­дает дополнительные вопросы, связанные с анализом методиче­ского качества опросного инструментария, фиксирует полученные ответы.

Наблюдатель следит за ходом интервью и фиксирует все до­ступные наблюдению события, явления, признаки, составляющие социально-психологический контекст беседы. При этом появляется возможность использовать структурированное наблюдение по зара­нее разработанному плану. Разработка плана структурированного-наблюдения ведется в соответствии с общепринятыми требования­ми к этой методической процедуре.

Например, при апробации плана интервью, разработанного для^ уже упоминавшегося исследования аудитории газеты «Правда»,, применялся метод неструктурированного наблюдения с разделением функций интервьюера и наблюдателя. Во время инструктажа ин­тервьюеров и наблюдателей определялись общие направления на­блюдений, связанные с методическими характеристиками ситуации опроса. Учитывались признаки: а) ситуационного характера опро­са — продолжительность интервью, утомляемость респондента, влия­ние третьих лиц, отношение к опросу; б) психологические особен­ности восприятия вопросов анкеты: понимание смысла вопросов, понимание отдельных терминов, употребляемых в анкете, способ­ность к анализу собственного читательского поведения, способность к анализу деятельности газеты как основа формирования чита­тельских оценок и мнений о газете, выяснялась также взаимная

информированность членов семьи об отношении к газете и чита­тельских интересах друг друга.

Для получения искомой информации использовались формали­зованные вопросы методического характера, которые задавались респондентам в процессе интервью дополнительно к основным во­просам анкеты. Каждое интервью проводилось двумя социологами (мужчиной и женщиной) — интервьюер н наблюдатель, которые по­очередно менялись ролями. Наблюдатель записывал в «Дневнике наблюдений» все виды наблюдаемых реакций респондента, сопут­ствующие его ответам на отдельные вопросы анкеты (реплики, уточ­нения, отступления от предмета интервью, недоуменные вопросы и разъяснения интервьюера, проявления поспешности, утомляемо­сти и т. д.).

Записи в дневниках наблюдателей при последующей обработке систематизировались: на каждый вопрос анкеты составлялась ме­тодическая характеристика в зависимости от зафиксированных на­блюдателями реакций респондентов.

Апробация структуры анкеты и методических инструкций по ее заполнению. Анализ и эмпирическая апробация отдельных вопро-1 сов анкеты не исчерпывают задач, связанных с пробным исследо­ванием. Анкета, как уже указывалось, не просто совокупность во­просов, а целостный инструмент, предназначенный для получения комплекса взаимосвязанных данных, образующих эмпирическое опи­сание изучаемого объекта. Знакомясь с вопросами анкеты, респон­дент воспринимает их во взаимосвязи, формирует целостный образ темы опроса, причем в процессе опроса мотивация сотрудничества с интервьюером может меняться от положительно активной до фор­мально безразличной или негативной, ведущей к отказу. Функция создания и поддержания положительного отношения к опросу свя­зана со специальными методическими частями вопросника: планом (или примерным текстом) вводной беседы, контактными вопросами, переходами от одного блока вопросов к другому, с вопросами, пред­назначенными для снятия напряжения, отвлечения, и с другими приемами, объединяющими вопросы анкеты в целостную беседу.

Все виды реакций респондентов на эти специальные методиче­ские приемы фиксируются в пробном исследовании методом на­блюдения, выявляются с помощью специальных вопросов в «интер­вью об интервью», а контролируются в «Анкете интервьюера».

Важной задачей, входящей в апробацию структуры анкеты яв­ляется обнаружение возможного влияния предшествующих ответов на последующие. Предположения о таком влиянии формируются на этапе предварительного анализа логики построения блока во­просов. В пилотаже эти предположения проверяются путем приме­нения двух вариантов с разной последовательностью вопросов.

Указания по технике заполнения вопросника могут быть адре­сованы либо респондентам (если вопросник рассчитан на проведе­ние анкетирования), либо интервьюерам, если в основном опросе будет использоваться метод интервью. Независимо от варианта, планируемого для основного исследования, пилотаж всегда прово-

дится методом интервью. Однако если проверяется пригодность пп-струкций, адресованных респондентам, то интервьюер предлагает опрашиваемому самостоятельно прочитать вопрос и указания по его заполнению по тексту анкеты и сообщить интервьюеру выбран­ный вариант ответа. При этом фиксируются всо случаи обращения респондента ва разъяснениями по поводу техники заполнения вопроса.

Если проверяется инструкция по технике заполнения, адресо­ванная интервьюеру, то вопросы, вызвавшие затруднения в техника заполнения, оставляются незаполненными, а формулировка ответа, вызвавшего затруднения при регистрации, записывается дословно. Анализ подобных ситуаций, зафиксированных в пилотаже, является осповой для доработки инструкции интервьюеру.

Литература для дополнительного чтения

Бади Б. Ш., Малинкин А. Н. Уровни «практического сознания» и стиль жизни: проблема интерпретации ответов респондента — Соцнол. неелсд., 1082, JSs 3, с. 137—145.

Воловин В. П. Надежность информации в социологическом исследовании. Ки­ев: Наук, думка, 1974. 135 с. -

Воронов 10. Г. Методы сбора информации в социологическом исследовании. М.: Статистика, 1974. 158 с.

Ростовский 3. О повышении достоверности опроса в социологических иссле­дованиях.— Соцнол. нсслед., 1978, № 4, с. 160—1G5.

Дадамян Г. Г., Дондурей Д. Б. Проблемы шкалирования ястетичегкнх оценок в социологических исследованиях.— Социол. нсслед., 1974, № 3, с. 191

Димитров Д. Проблемы достоверности социологической информации.— Социол. исслед., 1979, № 1, с. 186—194.

Докторов Б. 3., Фирсов Б. М. Методические вопросы формализации социологи­ческих анкет.— Соцнол. нсслед., 1975, А» 3, с. 63—73.

Докторов Б. 3. О надежности измерения в социологическом исследовании. Л.: Наука, 1979. 128 с.

Докторов Б. 3. Повышение возврата анкет при почтовом опросе.— Социол. нс­след., 1981, № 3, с. 127—133.

Журавлева II. В. Об использовании основных типов интервью в практике со­циологических исследований.— В кн.: Вопросы методики и техники социо­логических исследований. М.: ПСИ АН СССР, 1975, с. 92—103. Ротапринт.

Коган В. 3. Обеспечение достоверности информации на .стадии подготовки апкет к обработке на ЭВМ.— Соцнол. исслед.. 1977, № 2, с. 134—140.

Лекции по методике конкретных социальных исследовании Под ред. Г. М. Анд­реевой. М.: Изд-во МГУ, 1972, с. 93—173.

Маслова О. М. К вопросу о проектировании социологических анкет.— Социол. нсслед., 1981, № 1, с. 158—165.

Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование. М.: Прогресс, 1975. 383 с.

Ноэль 9. Массовые опросы. М.: Прогресс, 1978. 379 с.

Паниотто В. П., Яковенко 10. И. Некоторые способы совершенствования поч­тового опроса.— Социол. псслед., 1981, А"г 3, с. 13$—138.

Погосян Г. А. Интервьюер как источник экспертной информации.— Социол. исслед., 1981, № 4, с. 157—164.

Процесс социального исследования.' М.: Прогресс, 1975, пазд. 1.4.4.

Пзпто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М.: Прогресс, 1972, с, 407— 4G7.

Таршис Е. Я., Чернакова II. Е. Организация работы полевой социологической лаборатории.— Социол. исслед., 1982, № 3, с. 157—160.

Федоров И. В. Причипы пропуска ответов при апкетпом опросе.— Социол. во

слод., 1982, № 2, с. 185—189. Хмелъко В. Е. Номинальная шкала личностных качеств: (Опыт построепия

базового тезауруса).— Социол. исслед., 1981, № 2, с. 124—134. Шуман Г., Прессер С. Открытый и закрытый вопрос.— Социол. исслед., 1982,

№ 3, с. 145—156. Ядов В. А. Социологическое исследование. М.:, Паука, 1972. 239 с.

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.