Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 5. Общество как социокультурная система. Социальные изменения. Теория развития общества.

Студент должен знать следующие понятия: социальная система, общество, социальная статика, социальная динамика, порядок и прогресс, закон трех стадий; социальный дарвинизм, органицизм, однородность и многообразие; «гемайншафт», «гезельшафт»; социологизм, механическая солидарность, органическая солидарность; экономический детерминизм, общественно-экономическая формация, класс, социальная революция; культурный детерминизм, понимание, идеальный тип, типы социального действия; функционализм, структурный функционализм, универсальный посредник, дисфункция, явная функция, скрытая (латентная) функция; политический детерминизм, цивилизация, культура.

Студент должениметь представления о различных направлениях понимания общества,соотносить такие понятия как «общество» и «социальная система», а также «культура», «цивилизация» и «общество».

Понятие об обществе как системном образовании. Основные понятия «система» и «общество» и их соотношение. Основные признаки общества

Определение общества в социологии. Проблема закономерности общественного развития. Цивилизационный и формационный подходы. Эволюция и цикличность. Проблема прогресса и европоцентризма.

Социология XIX века об обществе - О.Конт, Г.Спенсер, Ф.Теннис, Э.Дюркгейм. Социология К.Маркса: теория общественно-экономической формации - базис и надстройка. Понятие "класс". "Понимающая" социология М.Вебера. Идеальный тип, понятие рациональности и типы социального действия. Структурный функционализм. Схема AGIL Т.Парсонса. Критика Р.Мертоном концепции Парсонса. Современные понятия общества в социологии - Р.Марш, Э.Шилз и др.

Общество как социокультурный организм. Общество как система ценностей и норм, регулирующих взаимосвязи в обществе. Проблемы социкультурных отношений в современном обществе. Объективные закономерности функционирования и развития общества как социокультурной системы. Социокультурные особенности развития российского общества.

 

Самостоятельная работа.



Для овладения знаниями студент прочитывает тексты учебников, научных статей, работает со

словарями и справочниками, делает выписки из текста.

Для закрепления и систематизации знаний необходима работа с конспектом лекций, повторная работа над учебным материалом по учебной литературе.

 

Тема 6. Проблемы общественного развития:

Современность и будущее.

Студент должен знатьосновные понятия: социально-политические, социально-экономические, социально-экологические, социально-гуманитарные глобальные проблемы; субразвитие, сверхразвитие, доверие; блип-культура, коттеджная цивилизация, модульный человек; информационное (постмодернистское) общество, глобализация экономики, глобализация политики, глобализация производства, глобализация образования, глобализация культуры, антиглобализм.

Студент должензнать актуальные проблемы современности, классифицировать их; знать признаки информационного общества; определять место России в глобализированном мире.

Социология о причинах кризиса современного общества. Глобальный характер современной цивилизации и проблем ее развития. Глобальные проблемы человечества (А.Печчеи, У.Столкер, Д.Белл, У.Ростоу). Неравномерность общественного развития: "сверхразвитие" и "субразвитие". Критерии, факторы и причины. "Юг и Север". (Ф.Фукуяма). Усиление разрыва между «богатым Севером» и «бедным югом». Факторы отсталости «третьего мира». Деятельность Римского клуба и глобальные прогнозы. Изучение взаимодействия общества с природной средой – инвайронментальная социология.

Запад и «сверхразвитие» Качественные сдвиги в развитии послевоенной западной цивилизации; упадок традиционных институтов и угроза новой тотальности. Концепции информационного общества (А.Тоффлер, Дж.Несбитт и П.Эбурдин). «Футурошок». Социальные движения в западном обществе: студенческие и молодежные, женское и феминистское, борьба национальных и сексуальных меньшинств за свои права, экологическая проблема и движение «зеленых». «Сексуальная революция». Технотронное общество З.Бжезинского.

Самостоятельная работа.

Для овладения знаниями студент прочитывает тексты учебников, научных статей, работает со

словарями и справочниками, делает выписки из текста, готовит доклады к семинарским занятиям.

Для закрепления и систематизации знаний необходима работа с конспектом лекций, повторная работа над учебным материалом по учебной литературе.

Тема 7. Социальные институты и

Социальные организации.

Студент должен знатьследующие понятия: социальный институт; социальная организация; формальные и неформальные организации; добровольные, принудительные и утилитарные организации; бюрократия; «железный закон олигархии»; основные модели взаимоотношений руководителей и подчиненных; семья; брак; развод; экзогамный и эндогамный брак; моногамия и полигамия; полигиния и полиандрия; пробный (гражданский) брак; гостевой брак; нетрадиционные (немодальные) семьи; нуклеарная семья; патриархальная семья; демографический кризис в России.

Студент должензнать значения понятий «социальный институт» и «социальная организация», определять роль социальных институтов в воспроизводстве социальных взаимосвязей, структур и отношений; знать принципы стабильности брака.

Социальный институт: характеристика и элементы. Роль социальных институтов в воспроизводстве социальных взаимосвязей, структур и отношений. Возникновение социального института, институционализация как процесс. Взаимодействие между институтами.

Семья как древнейший социальный институт. Понятие семьи и брака. Типология семьи (классификация по различным признакам). Ролевые взаимоотношения между супругами. Теория семьи: функциональная, конфликта. Основные функции семьи. Репродуктивная функция. Воспитательная функция семьи, роль семьи в процессе социализации. Социоэкономический анализ семьи. Разводы как социальная проблема. Предразводная ситуация. Социология о тенденциях разводов. Причины конфликтов в семье.

Социальная организация: определение, признаки. Ключевые социологические подходы к изучению организации (структурный, функциональный, конфликтная модель, теория действия). Хозяйственная организация: определение, признаки, основные исторические типы. Бюрократия как признак организации. К.Маркс о бюрократии. Концепция рациональной бюрократии М.Вебера. "Железный закон олигархии" Р.Михельса. Бюрократия и социальное управление. Коммуникации в организации. Модели взаимоотношений руководителей и подчиненных.

Рекомендуемая литература:

1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996.

2. Гидденс Э. Социология. М., 1999. Гл. 15.

3. Григорьева М.А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х гг. Спб., 1998.

4. Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда. М., 1989.

5. Добреньков В.И. Кравченко А.И. Социология: В 3 т. М., 2000. Т. 3. Социальные институты и процессы. Гл. 4.

6. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. М., 2000.

7. Кирдина С.Г. Социокультурный и институциональный подходы как основа позитивной социологии в России // Социс. 2002, № 12.

8. Кравченко С.А, Мнацаканян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы. М, 1997. С. 272-279.

9. Лапыгин Ю.Н., Эйдельман Я.Л. Мотивация экономической деятельности в условиях российской реформы. М., 1996.

10. Радаев В.В. Новый институциональный подход: построение исследовательской схемы // Журнал социологии и социальной антропологии. 2001, № 3.

Дополнительная:

1. Андреев Ю.П., Коржевская Н.М., Костина Н.Б. Социальные институты: содержание, функции, структура. Свердловск, 1989.

2. Бессонова О.Э. Институты раздаточной экономики России: ретроспективный анализ. Новосибирск, 1997.

3. Калугина З.И. Новое время – новые задачи: институциональный подход к изучению трансформационных процессов // Социальная траектория реформируемой России. Новосибирск, 1989.

4. Российская социологическая энциклопедия. М., 1998.

5. Социология. Основы общей теории / Отв. Ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М., 2002. Гл. 10.

6. Фролов С.С. Социология. М., 1996. С. 161-181.

Самостоятельная работа.

Для овладения знаниями студент прочитывает тексты учебников, научных статей, работает со

словарями и справочниками, делает выписки из текста.

Для закрепления и систематизации знаний необходима работа с конспектом лекций, повторная работа над учебным материалом по учебной литературе.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.