Сделай Сам Свою Работу на 5

Формы текущего и итогового контроля

Курс: 5

Семестр: 9

Лекции: 16 час.

Практические занятия: 16 час.

Контрольная работа

Самостоятельная работа: 30 час.

Форма контроля – зачет

 

 

Сыктывкар, 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Структура учебной дисциплины 4

2. Пояснительная записка 5

3. Государственный стандарт 6

4. Формы текущего и итогового контроля 6

5. Самостоятельная работа студентов 7

6. Содержание учебной дисциплины 9

7. Семинарские занятия 22

8. Приложение 1. Примеры оформления библиографического списка 36

9. Приложение 2. Тесты для самопроверки знаний 38

10. Приложение 3. Рекомендуемые интернет-сайты 196

11. Приложение 4. Темы эссе. Методические рекомендации к написанию эссе. 188

12. Вопросы к зачету 193

13. Общий список литературы 195


 

1. Структура учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

  № п/п   Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы (в час.)   Формы текущего контроля успеваемости (по неделям)
В том числе
лекции Практические занятия СРС    
  1. Вводная часть
Тема 1. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки             «Входное тестирование».  
1. .   2. Основная часть
Тема 2. Прикладные социологические исследования. Методы социологических исследований         2-15   Участие в семинарских занятиях. Составление анкеты на тему «Досуг молодежи г. Сыктывкара» Деловая игра или дебаты. Портфолио. Составление тематических таблиц по учебной и научной литературе. Написание творческой контрольной работы.
Тема 3. Классические социологические теории.  
Тема 4. Современные социологические теории.  
Тема 5. Российская социологическая мысль    
Тема 6. Общество как социокультурная система. Социальные изменения. Подходы к развитию общества.  
Тема 7. Социальная структура. Социальное неравенство. Социальная стратификация и мобильность.  
Тема 8. Мировая система и процессы глобализации  
Тема 9. Социальный институт. Социальная организация.
Тема 10. Семья как социальный институт
Тема 11. Социальные группы и общности  
 
Тема 12. Культура как социальный феномен.  
Тема 13. Личность и общество. Понятие социального статуса.  
Тема 14. Социальное поведение и социальный контроль. Девиантное поведение  
  3.   Закрепление материала
Социальные проблемы современного российского общества       Семинар пресс-конференция Итоговое тестирование
      Итого: 60 часов                  
                     

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение социологии в нашей стране как вузовской дисциплины насчитывает уже более десяти лет. Социология как никакая другая дисциплина уходит корнями в практическую социальную жизнь общества, однако опыт и знания предшествующих поколений помогут вам познать социальный мир с научных позиций и получить объективную информацию.

Учебно-методическая разработка предназначена для студентов, где социология входит в учебные программы. Она включает перечень тем лекционного курса, тематический план семинарских занятий с рекомендуемым (основным и дополнительным) библиографическим списком к каждой теме, перечень вопросов для самостоятельной работы, вопросы для подготовки к зачету и тесты для проверки знаний студентов, перечень интернет-сайтов.

При подготовке к семинарским занятиям и написании контрольных работ следует опираться не только на рекомендованную в методическом пособии литературу, но и использовать информацию из периодической печати, передач радио и телевидения, по возможности, привлекать данные социологических исследований. Такая информационная база поможет понять самые сложные социологические проблемы, например, проблемы социальных институтов.

Данный курс призван способствовать:

- становлению активной жизненной и гражданской позиции будущих специалистов, повышению уровня их мировоззренческой и гуманитарной подготовки;

- умению самостоятельно анализировать социальные явления и процессы, прогнозировать направления и перспективы их развития;

- подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов.

Студент, прослушавший курс социологии, должен:

- знать основные категории и методы социологической науки;

- иметь представление об объекте и предмете социологии, о месте социологии в системе наук;

- представлять сущность исторического развития основных направлений социологической мысли, в том числе и русской социологической школы;

- ориентироваться в социальных проблемах современного российского общества;

- иметь представление о структуре конкретного социологического исследования и этапах его проведения;

- обладать практическими навыками анализа современных социальных явлений и процессов.

Социология, в отличии от других гуманитарных дисциплин, помогает студентам понять окружающие их социальные явления и процессы, происходящие в данный момент в России, исследует острые общественные вопросы социального неравенства, бедности и богатства, межнациональных, экономических и политических конфликтов, формируя активную жизненную и гражданскую позицию студенчества, их ценностные ориентации, в том числе и профессиональные.

Место курса в системе социогуманитарного образования. Социология является интегративной, междисциплинарной наукой, в которой содержатся основы знаний целого ряда естественных, социальных и гуманитарных дисциплин. Она тесно связана и находится под влиянием естественных наук: математики, демографической, экономической и социальной статистики, информатики, которые помогают ей в исследовании всех сфер жизни общества и способствовали самостоятельных направлений в социологии, таких как социогеография, социомедицина, социобиология и т.д., которые помогают объяснять и прогнозировать события и процессы социальной среды. Плодотворна связь социологии с социальными науками: социологии и истории, социологии и социальной философии, социологии и экономики, социологии и социальной психологии, социологии и политологии, социологии и культурологи, социологии и социальной антропологии. Социология тесно связана с другими общественными науками, изучающими отдельные сферы общественной жизни: право, этика, эстетика, религиоведение и др.

По курсу «социология» на специальности 030301.65 «Психология» предусмотрены лекции и семинарские занятия. Курс рассчитан на 30 часа, из них 16 ч. лекций и 14 ч. семинарских занятий.

 

Государственный стандарт

Дисциплина: «Социология»

(обязательный минимум содержания)

ГСЭ. Ф.9. СОЦИОЛОГИЯ.

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики,социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль идевиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировойсистемы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования.

 

Формы текущего и итогового контроля

Основной формой текущего контроля является оценка участия студентов (их активность) в работе на семинарских занятиях. Наиболее предпочтительной является групповая работа студентов. Навыки письменного изложения проверяются в ходе написания творческой контрольной работы, в которой студенты должны отразить не только обсужденные в рамках семинаров подходы, но и выразить свою собственную позицию по вопросу и обосновать ее.

В конце курса проводится зачет.

Оценка по курсу является накопительной. Каждый студент для получения зачета обязан набрать не менее 55 баллов. Первая часть складывается из средней оценки активности каждого студента на семинарах, деловой игре, в дебатах. Каждый студент не менее одного раза обязан выступить на семинаре. Вторая часть – составление анкеты на тему «Досуг молодежи г. Сыктывкара» и оценки за творческую контрольную работу. Третья часть оценки складывается из результатов решения тестовых заданий по каждой теме и итогового тестирования по всем темам, а также письменных ответов студентов на открытые вопросы по пройденному материалу на зачете.

Итоговые баллы по дисциплине рассчитываются по портфолио. Портфолио – это индивидуальные образовательные достижения каждого студента по курсу «Социология». В портфолио входят доклад(-ы) студента (не менее одного); лекционный материал; творческая контрольная работа; работы, определяющие творческую активность (результаты дебатов, деловой игры, пресс-конференции); результаты тестовых испытаний; таблицы, составленные на практических занятиях.

Самостоятельная работа студентов

Лекцияодин из видов обучения в вузе. В лекции излагаются основные ключевые проблемы, терминология, приводятся примеры. Накануне лекции необходимо повторить содержание предыдущей лекции (а также пролистать тетради по обществознанию или перечитать школьный учебник обществознания, если эта тема была представлена в них), а затем посмотреть тему очередной лекции по плану лекций и прочитать краткое содержание, ознакомиться со знаниями и навыками, которые должны быть выработаны при изучении темы. Целесообразно вести записи (конспекты) лекций в отдельной тетради с оставлением полей для дополнений во время самостоятельной работы при чтении учебников и учебных пособий. При конспектировании лекций необходимо выделять темы и разделы, подчеркивать термины, ключевые слова и основные моменты.

Посещение и работа на лекции0,5 балла за 2 академических часа.

Семинарское занятиеважнейшая составляющая текущего контроля, из которой складывается оценка итоговых знаний и навыков студента. Активно участвующие на семинаре студенты получают дополнительные баллы. Каждый студент должен не менее одного раза выступить на семинарском занятии с докладом, учитываются дополнениям к ответу на семинарском занятии. Литература, рекомендованная для семинаров, является обязательной для прочтения каждым студентом.

Подготовка доклада. Доклад по рекомендованной литературе рассчитан на 10-15 минут и должен содержать критическую оценку прочитанного. Тезисы доклада и список использованных источников и литературы необходимо согласовать с преподавателем не позднее чем за 3 дня до семинарского занятия. Целесообразно составить краткий план ответа, поскольку чтение доклада на семинаре недопустимо. Доклады делаются в соответствии с графиком, поэтому студентам необходимо заранее спланировать свое время. После каждого доклада следуют вопросы докладчику и дискуссия, которая должна базироваться на обязательной для всех студентов литературе и на докладе. Докладчик выступает как модератор дискуссии и готовит вопросы для обсуждения.

Оценка доклада. При оценке доклада используются следующие критерии. Ответ дан на поставленный вопрос и является четким и точным, логически верным и аргументированным, с перечислением и кратким раскрытием основного положения (если речь идет об авторской позиции), перечислением основных элементов (если речь идет о классификациях) и их кратком пояснении, уместно использована социологическая терминология. Доклад построен с использованием сведений, взятых из дополнительных источников, в том числе социологических исследований (+1 балл к оценке). Стиль и грамматика изложения соответствуют нормам устной русской речи. Дополнительно оценивается умения докладчика модерировать дискуссию; участвовать в обсуждениях, в том числе — умения аргументировать собственную позицию.

Студент, получивший неудовлетворительную оценку за работу на семинарах или пропустивший более 30% семинарских занятий, для получения положительной оценки обязан пройти тест, включающий все темы курса.

Максимальная оценка доклада – 15 баллов.

Участие в дебатах.Дебаты проводятся в форме классических оксфордские дебатов, в которых принимают участие три команды. Первая команда выдвигает доводы «за», вторая «против», третья занимает скептическую позицию к двум другим, задавая каверзные вопросы, требующие немедленного ответа.

Цели дебатов:

Игровые

• Закрепление знаний, полученных в рамках лекционной части дисциплины.

• Моделирование отдельных форм общественной жизни.

• Формирование презентационных навыков студентами.

Диагностические

• Интеграция знаний, полученных студентами на предшествующих стадиях учебного

процесса.

• Развитие навыков системного подхода к решению поставленной задачи.

• Развитие креативности, нестандарности мышления студентов.

• Развитие навыков командной работы.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.