Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 11. Социология конфликта.

Студент должен знатьпонятия: социального конфликта и его виды, агенты конфликта, социальный порядок, дезинтеграфия, революция, функции конфликта, разрешение конфликта.

Студент должензнатьосновные трактовки конфликта в социологии (К. Маркс, Р. Дарендорф, Т. Парсонс), способы разрешения конфликта и достижения консенсуса.

Содержание темы. Источники социального напряжения и социальные конфликты. Природа конфликта. Классификация, основные причины возникновения конфликтов. Движущие силы и мотивация, этапы и формы протекания конфликта. Последствия конфликта, его функции.

Проблематика конфликта в социологической теории М. Вебера. Конфликт и девиантное поведение: Эмиль Дюркгейм. Социальная напряженность в теории социального действия Толкотта Парсонса. Теория конфликта К.Маркса. Ральф Дарендорф: конфликт и модернизация общества. Конфликтологическая теория Л. Козера.

Конфликты в современной России. Природа социальных конфликтов в современных условиях. Социально-политические, социально-экономические, межнациональные, межэтнические конфликты и др.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социс. 1994, № 5.

2. Дмитриев А.В. О социальной дезинтеграции и конфликте // Социс. 1992, № 10.

3. Козер Л. Функции социального конфликта. М., 2000.

4. Козер Л. Завершение конфликта // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1996.

5. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. М., 1999.

6. Ленин В.И. Государство и революция // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 33.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Соч. 2-е изд. Т. 4. Гл. 1, 2.

8. Фишер Р., Ури П. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. М., 1990.

Самостоятельная работа.

Для овладения знаниями студент прочитывает тексты учебников, научных статей, работает со

словарями и справочниками, делает выписки из текста.

Для закрепления и систематизации знаний необходима повторная работа над учебным материалом по учебной литературе.

 

Тема 12. Культура как социальный феномен.

Студент должен знать основные понятия: культура, цивилизация, глобализация культуры, массовая культура, субкультура, контркультура, цикличность и линейность, культурная суперсистема: идеациональная, чувственная, идеальная; теория конвергенции, культурно-исторический тип, ценности и нормы культуры, культура образа жизни.

Студент долженразбираться в основных культурных парадигмах, соотносить понятия «культура», «цивилизация», «культурно-исторический тип» и «общество», знать элементы культуры, ее типы и разновидности, определять признаки кризиса современной культуры, понимать процесс глобализации культуры.

Многозначность понятия "культура". Основные составляющие культуры: убеждения, верования, ценности, нормы, язык, коммуникации. Взаимодействие культур. Глобальный характер современной культуры и проблемы культурного своеобразия. Типы культур в социологии: элитарная, народная, массовая. Разновидности культуры: субкультура, контркультура, суперкультура.

Культура и цивилизация. Теория культурно-исторических типов: Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер. Социокультурная динамика П.А. Сорокина. Три типа культурных суперсистем. Кризис современной культуры и теория конвергенции в социологии П. Сорокина.

 

Рекомендуемая литература:

1. Антонович И.И, Ионин Г.С. Социология культуры. М., 1996.

2. Афанасьев В.В. Историческая социология Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, П.А. Сорокина // Социс. 2005. № 5.

3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

4. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1986.

5. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М., 2002.

6. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

7. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом Истории. М., 2002.

8. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1989; Т. 1-2. М., 2004.

9. Федотова Н.Н. Возможна ли мировая культура? // Философские науки. 2000. № 4.

10. Фромм Э. Кризис психоанализа: очерки о Фрейде, Марксе и социальной психологии. СПб., 2000.

Самостоятельная работа.

Для овладения знаниями студент прочитывает тексты учебников, научных статей, работает со словарями и справочниками, делает выписки из текста, готовит доклады к семинарским занятиям.

Для закрепления и систематизации знаний повторная работа над учебным материалом по учебной литературе, заполнение нижеприведенной таблицы, решение тестов по темам «Концепции и факторы социальных изменений», «Понятие и формы существования культуры», «Культура как фактор социальных изменений».

Тема 13. Религия как социальный феномен.

 

Студент должен знатьосновные понятия: религия, универсальная церковь, деноминация, секта, культ, религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозные отношения, религиозные организации, простой супранатурализм, анимизм, теизм, абстрактные идеалы, фетишизм, национальные и мировые религии, социальные функции религии.

Студент долженразбираться в современной религиозной ситуации в России, понимать опасность сектанстваи культа.

Понятие религии. Классики социологии о религии: К. Маркс о религии как орудии классового господства; Э. Дюркгейм об элементарных формах религиозной жизни; М. Вебер о «Протестантской этике и духе капитализма». Стадии анализа религии по системе Р. Беллаха.

Религия как социальный институт. Структурные элементы и типы религий. Классификация религиозных организаций. Методы и измерение религии.

Религия Запада и Востока: сравнительный опыт исследования. Религиозная ситуация в современной России. Религии, государство и общество в современной России: проблемы взаимоотношений.

Рекомендуемая литература:

1. Белла Р. Социология религии // Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. М., 1972.

2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Протестантские секты и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

3. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. Учебник. М., 2006. С. 323-352.

4. Доусон К.Г. Религия и культура. СПб., 2001.

5. Мнацаканян М.О. Место протестантской этики в концепции М.Вебера // Социс. 1998. № 7.

6. Новые религиозные культы, движения и организации в России: словарь-справочник. М., 1998.

7. Религиозные объединения в современной России // Аналитические обозрения центра комплексных социальных исследований и маркетинга. Серия социология. 1996. Вып. 4.

8. Родионов М.А. Ислам классический. СПб., 2004.

9. Федеральный закон о свободе совести и о религиозных объединениях от 26. 09. 1997 г. № 125-

Тема 14. Социальное поведение и социальный контроль.

Девиантное поведение.

Студент должен знатьосновные понятия: аномия, позитивная и негативная девиация, социальные нормы, социальный контроль, делинквентное поведение, изоляция, обособление, реабилитация, виды социальной адаптации: инновация, ритуализм, восстание (бунт), конформизм; индивидуальная и групповая девиация, маргинальность.

Студент долженуметьопределятьвиды и формы девиантного поведения.

Социальные нормы и социальное отклонение. Девиантное поведение и его отличительные черты. Различные виды отклоняющегося поведения. Позитивная и негативная девиация. Социальная патология и социальное творчество. Теория стигматизации Г.Беккера. Делинквент. Понятие аномии (Э. Дюркгейм, Р. Мертон). Типология видов социальной адаптации. Социологи о причинах аномии в обществе. Социологические концепции девиантного поведения (Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Э. Сатерленд, Г. Беккер, Я. Гилинский). Различные виды отклоняющегося поведения: преступность, наркомания, алкоголизм, проституция, суицид и т.п. Самоубийство как социальная проблема и разновидность девиантного поведения. (Э. Дюркгейм «Самоубийство»).

Проблемы борьбы с девиантным поведением. Социальный контроль: сущность понятия, типы и возможности. Механизм социального контроля, его основные элементы. Формы социального контроля. Формальный и неформальный социальный контроль. Самоконтроль. Кризис системы наказания в современном мире.

Проблемы девиантности в современной России. Масштабы и причины экономической преступности в России. Основные положения современной стратегии социального контроля.

Самостоятельная работа.

Для овладения знаниями студент прочитывает тексты учебников, научных статей, работает со

словарями и справочниками, делает выписки из текста, готовит доклады к семинарским занятиям.

Для закрепления и систематизации знаний необходима повторная работа над учебным материалом по учебной литературе.

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.