Сделай Сам Свою Работу на 5

В.В. Козлов (Ярославль), Г. Шибаева (Москва)





Задача осмысления тренинговой работы и вычленение ее эффективности стоит как никогда остро. Это можно почувствовать и по объему информации о тренингах различного характера и по количеству печатной продукции.

Возможность выбора – это прекрасно, но остается нерешенной проблема адекватной оценки такого рода деятельности. Существует огромное количество фирм, пестрят приглашениями сайты всемирной сети, но на редком сайте вы найдете численные характеристики эффективности предлагаемых тренингов. Большей частью вас поразят списком широко известных фирм- клиентов и восторженными отзывами участников. Постепенно начинают появляться статьи, где один из тренеров данного центра или фирмы «популярным» языком осветит достоинства своего тренинга и даже представит критерии оценки. Но, к сожалению, все это не превышает пока обыденный уровень. Библиографические источники, за очень редким исключением (Петровская Л. А., Большаков Ю. Н., Емельянов, Козлов), не представляют в своих книгах хоть малую часть конкретной, структурированной диагностической информации, которая проявила бы качество и успехи проведенных тренингов. Все остается на уровне «я делаю вот так», и не желает переходить на уровень «я делаю так, с такими результатами».



Диагностические методики, которые применяют для измерения тренинговых воздействий, за исключением контент-анализа, страдают примитивностью, чаще всего в книгах можно найти либо названия проведенного теста, либо сам тест плюс ссылка, что тренинг эффективен, так как параметр изменился.

Оценка эффективности интенсивных интегративных групповых тренингов психокоррекционной или психотерапевтической направленностей относится к числу важнейших аспектов методологии их проведения.

Работу ведущего нельзя признать однозначно эффективной или успешной, если он доволен своей работой, а те, на кого направлена работа, не удовлетворены.

В то же время участник группы может сам посчитать свою работу успешной и эффективной. С этим, однако, может быть не согласен ведущий, который в силу своего профессионального опыта видит, например, что участник на самом деле “ушел” от решения проблемы или сделал малую часть того, к чему он уже готов.



Эффективность оценивается как отношение полученного результата к затратам на его достижение. Применительно к условиям групповых занятий эффективной работой для участника можно считать достижение положительного эффекта или результата при минимизации его затрат.

Положительный эффект может быть ожидаемым или неожиданным. Ожидаемый эффект наблюдается в тех случаях, когда участник в результате занятий удовлетворяет свои надежды и ожидания, которые у него были перед началом занятия и, собственно, определяли цель прихода. В этом случае по степени удовлетворенности этих ожиданий можно судить об успешности занятия. Однако практика показывает, что до 2\3 из получаемого от занятий эффекта бывает для участника неожиданным.

Общий положительный эффект от занятия складывается из двух составляющих: непосредственного эффекта и косвенного.

Под непосредственным эффектом понимается осознаваемые участником изменения его психологического состояния в результате занятия. При этом к непосредственному эффекту относится осознавание полученного результата в ходе занятия или в конце занятия, в промежутках между занятиями в пределах одного цикла, в конце цикла или непосредственно по его окончанию.

Это может быть как ожидаемый эффект, так и неожиданный, который участник также осознал непосредственно в ходе занятий. Неожиданный непосредственный эффект может наступить в результате переформирования цели или задачи, с которой участник пришел на занятия, дополнение ее другими целями, выявленными в результате собственных процессов или под влиянием работы других участников.



Под косвенным эффектом от занятий понимается результат, который не ожидался участником до занятий, не был осознан им в конце занятий и сказался в иной неожиданной для участника области.

Независимо от того является ли эффект непосредственным или косвенным, ожидаемым или неожиданным, целесообразно его подразделить на краткосрочный и долгосрочный.

Краткосрочный - это эффект, длительность которого конечна во времени и максимально приближена ко времени занятий или их непосредственному окончанию. Краткосрочный эффект всегда конкретен и конечен. Долгосрочный эффект - это тот результат занятий, который сказывается в течение длительного срока, воздействуя на будущее участника, в том числе и отдаленное.

Эффект, результат, получаемый от занятий, по направленности, величине и виду у каждого участника свой. При этом их нельзя сравнивать между собой, поскольку то, что вполне удовлетворяет одного участника, может быть явно недостаточным для другого. Занятия для участника являются эффективными в том случае, когда его затраты физические, времени, финансовые соизмеримы со значимостью результата, который он получает.

Вне сомнения, на всех тренингах все еще важным остается проблема измерения психологического эффекта участия на тренингах. Особенно это касается долгосрочного эффекта. Именно по этой причине мы планируем провести психологическое исследование этого феномена при проведении дыхательных тренингов.

Поскольку каждый участник достигает своего результата, то (если принять, что затраты на занятия - время, стоимость, для всех участников равные) наибольший эффект получает тот, у которого его субъективный результат выше. Существует критический минимальный уровень эффективности, ниже которого участие в занятиях становится не выгодным, то есть затраты участника выше, чем получаемый результат.

Следует отличать эффективность занятия для каждого участника, от эффективности занятий для группы в целом.

Один из участников может получить от занятия очень много, например, вследствие большего внимания со стороны ведущего, в ущерб остальным, из - за чего эффективность занятия для них будет невысокой. Если средняя эффективность по группе опустится ниже критически минимального уровня, то группа, будучи в целом неудовлетворенной, может распасться.

Из определения эффективности следует, что она уменьшается при увеличении затрат участников. Например, перенос занятий в более отдаленное или неудобное территориально место потребует больше времени на дорогу и вызовет дополнительную усталость. Увеличение продолжительности цикла может вызвать неприемлемую длительность отсутствия участника в семье. Напрямую на затратах сказывается изменение стоимости цикла.

Одним из путей повышения эффективности занятий, на первый взгляд, становится уменьшение их стоимости. Однако, как показывает практика, это очень неоднозначный путь. Уменьшение стоимости занятий ведет к обесцениванию полученных знаний и опыта, росту потребительских настроений, проявлений недисциплинированности и в ряде случаев безответственности. В целом снижение стоимости может привести к снижению эффективности, а не к ее повышению, поскольку отрицательный результат от этого, может расти быстрее, чем снижается стоимость.

Не отрицая терапевтических возможностей бесплатного или за минимальную плату посещения занятий, оплату занятий организацией или спонсором, опыт работы показывает, что для того, чтобы материал был более ценен для человека, лучше усваивался, сильнее способствовал личностному росту, человек должен осуществлять возмездный или эквивалентный обмен того, что он получает, с тем, что он отдает взамен.

Возмездный обмен подразумевает частичное возмещение затрат непосредственно лицу, от которого человек что - то получил для себя, что может быть расценено как положительный эффект. Возмещение другой части носит опосредованный характер, поскольку ее возвращают в “мир”, через который в той или иной форме, оно вернется к первоначальному лицу.

При эквивалентном обмене человек возвращает все непосредственно лицу, от которого он получил то, что явилось для него положительным результатом. При отсутствии возмездного или эквивалентного обмена ” не отданное” уходит или не идет впрок. Компенсация может осуществляться на любом уровне энергетики: денежном, услугами или помощью, выполнением другой работы и т.д.

Эффективность ведущего также определяется, как отношение достигнутого результата к затратам на его достижение. Как и для участника, положительный результат, эффект для ведущего, может быть непосредственным и косвенным, краткосрочным или долгосрочным.

Непосредственный эффект для ведущего разнопланов и касается различных сфер. Первый план непосредственного эффекта касается заработка ведущего, как оплаты его профессионального труда при платной системе работы группы, или получение альтернативного социального эффекта. К непосредственному эффекту для ведущего относится осознаваемые изменения личностного плана, происходящие с ним на группе, такие как личностный и духовный рост, углубление собственной проработанности, рост круга знакомых и.т.д. Неожиданными являются конкретные формы этих изменений. Косвенный эффект для ведущего может быть в виде неожиданных предложений по работе, знакомств и т.д.

Занятия являются эффективными тогда, когда они являются эффективными как для ведущего, так и для группы в целом, когда они проявляют ресурсные состояния как участников интенсивного тренинга, так и лидера.

В соответствии с поставленной проблемой мы решили провести исследование эффективности тренингового занятия в аспекте снижения тревожности.

Из практики проведения процессов использующих РСС известно, что дышащие клиенты сталкиваются с переживаниями стрессового характера, несущими в себе отрицательные эмоциональные заряды. От способности клиентов выразить в течении процесса подавленные эмоции и интегрировать поднявшиеся переживания зависит эффективность и самочувствие в послетренинговой обстановки.

Данное исследование было проведено с целью выяснения динамики психической сбалансированности клиентов после прохождения дыхательных процессов, их способности к нормальному функционированию после прохождения тренинга.

За критерий оценки был взят показатель интенсивности ситуационной тревоги восьмицветного теста Люшера ( "Luescher Farbwahl Test").

Испытуемому дважды предлагается сделать последовательный выбор (в порядке предпочтения) восьми основных цветов: синего, зеленого, красного, желтого, фиолетового, коричневого, черного и серого. Цвета представлены на экране прямоугольниками, имитирующими цветные карточки, которые предъявляются при классическом способе проведения теста. При выборе того или иного цвета соответствующий прямоугольник исчезает с экрана.

Между двумя выборками испытуемому нужно сделать перерыв около минуты. Во время второй выборки не следует пытаться вспомнить порядок цветов в первой. Выполнение теста занимает всего 3-4 минуты.

Анализ и интерпретация результатов зависят от номера позиции, занимаемой цветом в ряду, от сочетания пар цветов и от устойчивости выбора.

В группе, имеющей определенный дыхательный опыт, средний показатель интенсивности тревоги уменьшается после выхода из процесса. Причем степень его уменьшения на конечной стадии многодневного тренинга значительно выше, чем в первый день.

В отдельных случаях наблюдались резкие изменения степени интенсивности тревоги до и после процессов в сторону уменьшения или увеличения. В данных случаях имела место успешная интеграция актуализированного ранее материала или незавершенность процесса.

На основании обработки данных тестирования можно сделать вывод, что на изменение степени тревожности участников процессов влияют следующие факторы:

1. Наличие у участников опыта вхождения в РСС, умения осознать и эффективно интегрировать переживания (у подавляющего большинства участников, имеющих определенный опыт вхождения в РСС, отмечено снижение показателей интенсивности тревоги после выхода из процесса.)

2. Уровень квалификации лидера, его способность организовать положительный психологический климат в группе.

3. На завершающих этапах тренинга происходит уменьшение уровня тревожности, что дает возможность сделать предположение не только о возрастании интегративных способностей участников, но и улучшении общего функционального состояния клиентов.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.