Сделай Сам Свою Работу на 5

Н.А.Шухова, А.М.Голубев (Новосибирск)





Данная публикация продолжает серию публикаций по теме «Проблемы гендерной идентичности мужчин» [5, 6]. Гендерная идентичность это аспект самосознания, описывающий переживания человеком себя как представителя определенного пола. В структуре гендерной идентичности выделяется три уровня: базовая идентичность – соотнесение личности с альтернативными представлениями о маскулинности-фемининности; ролевая – соотнесение поведения и переживаний личности с существующей в данной культуре полоролевыми стереотипами; персональная, интегрирующая описанные уровни и характеризующая соотнесение личности с маскулинностью и фемининностью в контексте индивидуального опыта межличностного общения [3].

Являясь составной частью социальной идентичности, гендерная идентичность, зависит от социокультурных условий, которые в настоящее время претерпевают глобальные изменения: разрушение традиционной системы гендерного разделения труда, утрата мужчинами монополии на публичную власть в политической сфере, эволюция брачно-семейных отношений, изменение характера социализации мальчиков, совместное школьное обучение, которое уменьшает половую сегрегацию. Все перечисленные изменения способствуют трансформации традиционных мужских ценностей и канонов маскулинности. В связи с этим перед социальной психологией встает задача, осмысления проблемы не просто личности, а личности с точки зрения ее гендерной принадлежности. Актуализируется интерес к теме содержания гендерной идентичности мужчин, которые в силу жесткости предъявляемых к ним гендерных требований оказались особо уязвимыми в свете происходящих изменений.



Целью нашего исследования было выявить систему представлений и смыслов, входящих в содержание гендерной идентичности мужчин, определить и описать типы идентичности. В исследовании принимало участие студенты-мужчины в возрасте от 19 до 23 лет в количестве 104 человека. Исследование содержания идентичности мужчин проводилось с помощью опросника, который представляет собой незаконченные предложения, каждое из которых начинается с фразы «Я – мужчина…». Самоописание является той сферой, в которой проявляются содержательные элементы гендерной идентичности, формальные аспекты самосознания, Я-образа и самоотношения.



Контент-анализ самоописаний позволил выявить 33 показателя содержания гендерной идентичности мужчин. Далее эти показатели были сгруппированы нами в 9 групп (категорий). Шесть категорий включают несколько показателей, составляющих содержание категорий. Три категории характеризуют состояние идентичности. Анализ категорий содержания самоописаний позволил распределить их между тремя сферами: характеристики, сопряженные с социально заданными представлениями о мужественности и женственности; цели и ценности; отношения (Таблица).

Категория «Эго индекс», выражает степень самосознания личности. Две другие категории «Субъектость» и «Объектность» характеризуют основной тип социальных отношений индивида (Я как субъект или Я как объект). Отношение к себе как к субъекту выражается в употреблении в самоописаниях местоимения «Я», а так же активных конструкций и отражает активное, действующее начало, в противовес пассивным формам «Мне/Меня» и безличным предложениям. Употребление в речи последних свидетельствует о незрелости, инфантильности «детскости» эго. Мы считаем, что все три показателя («Эго-индекс», «Субъектность», «Объектность») могут свидетельствовать об уровне развития идентичности испытуемых, их зрелости и влиять на качество социально-психологической адаптации.

Содержание гендерной идентичности мужчин

Сфера содержания гендерной идентичности Категория содержания идентичности Показатели содержания гендерной идентичности
Самоопределение в категориях маскулинности/фемининности Маскулинность   II. Фемининность Авторитарная маскулиность, Неавторитарная маскулинность, Мужской кодекс чести, Биологический фактор, Гендерный фактор, Герой (принятие трудностей), Антигерой (непринятие трудностей). Дружелюбие, Пассивность, Зависимость  
Сфера целей и ценностей   III. Цели   IV. Ценности   Карьера, Семья и дети, Развитие и обучение, Социальный успех, Уверенность в будущем, Неуверенность в будущем Духовные, Социальные, Материальные  
Сфера отношений   V.Отношения с окружающими     VI. Отношение к себе   Наличие друзей, Ориентация на отношения, Отрицание отношений (индивидуализм), Позитивное отношение к другим, Страх унижения. Позитивное отношение к себе, Критичность, Пессимизм, Оптимизм  
Состояние идентичности Эго-индекс, Субъектность Объектность  

Мы предположили, что Я-представления и показатели самоотношения, входящие в содержания гендерной идентичности имеют устойчивые связи, выявление которых позволяет определить и описать типы идентичности мужчин. Поэтому из полученных данных была сформирована матрица «переменные объекты» и проведен факторный анализ (метод Главных компонент) с последующим вращением методом веримакс с применением преобразования Кайзера (нормализация). В результате мы получили 11 факторов.



1-й фактор - самореализации, героизма.. Включает содержание категорий по всем выделенным нами тематическим блокам: «Самоопределение в категориях маскулинности/фемининности», «Содержание целей и ценностей», «Отношения», «Состояние». Данный фактор, скорее всего, свидетельствует о «здоровой маскулинности», о степени самоактуализации, самореализации, стремлении преодолевать трудности вхождения во взрослую жизнь.

Самоопределение включает характеристики «Неавторитарной маскулинности» (0, 642), качества входящие в «Мужской кодекс чести» (0,597), идентификация с образом Героя (0,498) в сочетании с умением проявлять дружелюбие, эмпатию и склонностью к сотрудничеству (Дружелюбие: 0,462), входящими в категорию «Фемининность».

В сфере ценностей выявлена значимость духовного развития, постижение личного смысла жизни, наличие собственной миссии (Духовные ценности: 0,643), а так же стремление достичь уважения других желание что-либо делать ради этого (Социальные ценности 0,537). Таким образом, испытуемым с данным типом идентичности свойственны духовность, экзистенциальность, социальность.

Сфера отношений включает набор установок по отношению к окружающим и к себе, характеризующийся самопринятием, оптимистичностью (Позитивное отношение к себе: 0,439) и позитивным отношением к окружающим (Позитивное отношение к другим: 0,372). Положительная оценка себя означает принятие и следование социальным нормам мужественности: «сверхнормальность», довольство собой, отрицание признаков дезадаптации. Данный тип идентичности может быть оценен как наиболее реализирующийся, так как весомыми в содержании данного фактора являются показатели состояния идентичности «Эго-индекс» (0,774) и «Субъектность» (0,765) свидетельствующие о высокой степени развития самосознания, наличии позитивизма, самомотивированности, активной стратегии жизни.

2-й фактор - эквивалентности: социабильность, референтность, клановость (Я равно ОНИ). Фактор составлен из переменных, входящих главным образом, в сферу «Отношения». Максимальный вклад вносят показатели идентичности, содержащие набор установок относительно отношения с внешним миром. У испытуемых данного типа идентичности ярко выражена ориентация на отношения (0,698). Они стремятся к установлению дружественных контактов (Дружелюбие: 0,580), выражают склонность к сотрудничеству и кооперации, причем преимущественно или исключительно с представителями своего пола (Друзья: 0,589). Данный показатель в большей степени несет гендерную нагрузку. Принадлежность к группе своего пола, это характеристика больше свойственна мужчинам в отличие от женщин и служит утверждению мужских качеств. Отсутствие страха унижения (Страх унижения: -0,489) и отказ от индивидуализма (Отрицание отношений: -0,793) может свидетельствовать о психологическом благополучии. Согласно исследованиям А.В. Визгиной, С.Р. Понтелеева [1] для мужчин «независимость» не столь позитивное качество: оно означает не только независимость от авторитетов, но и оторванность от группы, ожидание негативного отношения к себе, настороженность и озабоченность своим состоянием, сверхконтроль.

3-й фактор - «гендер – пол». Содержание фактора характеризует аппозиция самоидентификации в категориях гендера–пола («Биологический фактор»: -0,848; «Гендерный фактор»: 0,698). В сфере самоопределения в категориях маскулинности/фемининности, испытуемые, идентифицирующие свою мужественность только с позиции гендера, делают ставку на характеристики неавторитарной мужественности: самостоятельность, ответственность за себя и других, решительность, сила, смелость, рациональность, эмоциональная выдержка, уверенность (Неавторитарная маскулинность: 0,322). В сфере ценностей превалирует достижение материального благополучия, как подтверждение мужественности, выражающееся в утверждении себя в роли состоятельного мужчины, добытчика.

Отношение к себе характеризуется оптимистичностью, уверенностью и отрицанием у себя признаков дезадаптации (Оптимизм: 0,469), что объясняется стремлением следовать гендерным стереотипам: соответствие идеалам мужественности «Со мною все в порядке».

4-й фактор - феминности, «минорности». Сочетание переменных характеризует отсутствие выраженности маскулинных качеств. Выявлены только фемининные качества: пассивность, подчинение и зависимость в личных отношениях в сочетании с мягкостью и доверчивость (Пассивность: 0,720; Зависимость: 0,812 соответственно), и как следствие, избегание трудностей (Антигерой: 0,571). В отношении к себе просматривается пессимизм (0,463), что свидетельствует о наличие кризисных тенденций в идентичности. Самоописания испытуемых, включающие показатели «Пассивность», «Зависимость» не содержат конкретных ответов на вопросы «кто я?», «какой я?». Отсутствие таких ответов может в дальнейшем привести к неуверенности в понимании собственного «Я», к неспособности сформулировать свои цели, ценности, к трудностям социального (гендерного, профессионального и пр.) самоопределения, то есть к диффузии идентичности.

5-й фактор - объектности, стратегии созерцания. Данный тип идентичности можно охарактеризовать как инфантильный, так как основной вклад в него вносит показатель «Объектность» (0,801). Этот показатель характеризует основной тип социальных отношений индивида, в которых он в большей степени выступает объектом манипуляций другими, что может указывать на незрелость и инфантильность.

В сфере самоопределения отмечается принятие женственности, которое выражается в способности проявлять качества и выполнять действия традиционно считающиеся женскими. Причем многие испытуемые в основном описывали это как достижение, смысл которого можно понять, как «я не боюсь быть таким». В сфере отношений присутствует страх унижения (Страх унижения: 0,340), выражающийся в ожидании со стороны окружающих действий унижающих или затрагивающих чувства или достоинство. Испытуемые данного типа не идентифицируют себя с образом Героя (-0,367), что в сочетании с «принятием» женских качеств (Принятие женственности: 0,397), выполняющим скорее компенсаторную функцию, свидетельствует о недостаточно сформированном маскулинном ядре эго-идентичности мужчин, и как следствие бессознательном стремление защитить нарождающуюся мужественность от реальной или предполагаемой угрозы. В сфере целей отсутствует стремление к достижению какого-либо положения в обществе (Социальный успех: -0,359), что может быть расценено как несоответствие с общей моделью мужского сознания и поведения, которая предполагает проекцию во вне, желание стать чем-то, потребность в достижении. [4]. Сфера ценностей характеризуется стремлением к духовному самосовершенствованию, постижению смысла жизни, что само по себе является ценностью. Однако при отсутствии активной позиции и личной силы может приводить к социальной дезадаптации.

6-й фактор - гендерной самокритичности. Включает только две переменные, которые, во-первых, характеризуют критическое отношение к себе (Критичность: 0,840), то есть фиксацию на своих проблемных зонах: недостаток таких мужских качеств как смелость, настойчивость, выносливость и намерение развивать и совершенствовать себя. Второй показатель «Принятие женственности» (0,571) выступает здесь как компенсация недостающей мужественности.

7-й фактор неуверенности. И содержание, и отношение входящих в фактор переменных характеризуется аппозицией в сфере целей и самоотношения: «Неуверенность в будущем» (0,861), «Пессимизм» (0,485) – «Уверенность в будущем» (-0,363), «Оптимизм» (-0,374). Содержание категории «Цели» (Неуверенность в будущем), имеющая здесь наибольший вес, указывает не на наличие конкретных целей, а отсутствие всяких планов на будущее и растерянность перед необходимостью входить во взрослый мир. Отсутствие перспективной оценки своего «Я», предполагающей создание субъективной картины жизненного пути может свидетельствовать о тревожности и признаках депрессии и социально психологической дезадаптации (как, например, в концепции К. Хорни) либо слабой самоактуализации личности (согласно А. Маслоу). Все выше сказанное объясняет преобладание пессимизма в сфере самоотношения, как выражение неудовлетворенности собой и неверие в собственные силы.

8-фактор отцовства. Данный тип идентичности включает испытуемых, которые характеризуют себя в терминах целей и ценностей, содержание которых имеет сильную гендерную специфику. Данная специфика выражается в приоритете выражения собственной мужественности через супружеские и отцовские роли. Цель – создание семьи и воспитание детей, главным образом сыновей, как наследников, составляет наибольшую нагрузку данного фактора (Семья и дети: 0,808). В сфере ценностей выделяется достижение материального благополучия (Материальные ценности: 0,657). Отрицание достижения социального успеха и положения в обществе (Социальный успех: -0,375) мы объясняем возрастными особенностями испытуемых. Для данного возраста характерна некоторая фиксация на решении вопросов сексуального самоопределения. А идентификация с ролями супруга и мужа, способного создать и содержать потомство, является средством разрешения этих вопросов и поддержания собственной мужественности.

9-й фактор - «Мачо» (авторитарная маскулинность) Содержание переменных входящих в данный фактор, позволяют определить его как стремление соответствовать канону «настоящего» мужчины (мачо). Испытуемых данного типа идентичности характеризует идеализация качеств авторитарной маскулинности (0,727). Это в первую очередь сила, как физическая, так и моральная, склонность к риску, стремление к превосходству, жесткость, агрессивность и даже грубость, в сочетании со стремлением к трудностям и желании их преодолевать (Герой: 0,352). В современном обществе такой канон мужественности отчасти дисфункционален и приносит больше неприятностей, чем выгод. Однако, его образ продолжает сохраняться и поддерживаться в сознании мужчин о чем свидетельствует абсолютное принятием гендерных норм, которое мы выявили в самоописаниях мужчин с высокими показателями авторитарной маскулинности (Принятие гендерной роли: 0,577). Чрезмерная фиксация на культивировании качеств мужественности объясняет отрицательную связь со стремлением к достижению социального успеха и положения в обществе (Социальный успех: -0,302). На данном возрастном этапе такая маскулинность, сама по себе, может расцениваться как достижение и служить укреплению еще только набирающей силу мужественности с одной стороны. С другой стороны, свидетельствовать о глубоко скрываемой неуверенности в себе.

10-й фактор - статуса, общественного положения, карьеры. Сфера целей с выраженной гендерной спецификой вносит максимальный вклад в фактор. Наибольшее значение у переменной включающей стремление построить успешную карьеру в будущем (Карьера: 0,649), а так же достичь высокого положения в обществе (Социальный успех: 0,301). Таким образом, данный тип идентичности представлен содержаниями «возможного Я» по М. Синнерелла [8] или «идеального Я» по У. Джеймсу [2], наполнение которых культурно обусловлено. Другими словами, оно вмещает имеющиеся в коллективном сознании представления о социальных ролях и групповых нормах, в нашем случае гендерные стереотипы относительно того, чем должен стать «настоящий» мужчина. Карьера, социальный успех, это то, к чему следует стремиться и то, что подтверждается его мужской активностью. Желание реализовать «возможное Я» актуализирует у человека представления о возможных стратегиях. Поэтому в данном факторе отвергается пассивность (Пассивность: -0,306), как фемининное качество, не способствующее достижению целей. Однако, показатель, свидетельствующий о непринятии трудностей взрослой жизни (Антигерой (непринятие трудностей): 0,452) может указывать лишь о наличии намерений, а не истинных основаниях для реализации целей, которые в данном факторе отсутствуют, так как не представлено «реальное Я».

11-й фактор - саморазвития. Составляющие фактор переменные по своему содержанию в меньшей степени связаны с гендерной идентичностью. Они отражают реальный статус испытуемых (студент) и задачи которые необходимо решать на данном этапе жизни: планирование развития и обучения (0,720). Позитивное отношение к себе (0,422) свидетельствует об одобрении себя и своих способностей.

Подводя итоги обсуждения результатов факторного анализа можно сделать следующие выводы. Не все типы идентичности имеют ярко выраженную гендерную специфику. Гендерное самосознание в выявленных идентичностях выражается, во-первых, через Я-представления о качествах и свойствах входящих в мужское «Я» (1-й, 3-й, 7-й, 8-й, 9-й факторы). Во вторых, через «возможное Я», куда входит содержание целей и ценностей, то есть представления о том к чему должен стремиться мужчина (1-й, 10-й факторы). В третьих, через совокупность установок и представлений об отношении с окружающими и миром в целом (1-й, 2-й факторы).

Идентичности со слабо выраженным гендерным ядром (4-й, 5-й, 6-й, 7-й факторы) включают фемининные характеристики и содержание, свидетельствующее о неблагополучии испытуемых: критичность, пессимизм в сфере самоотношений, неуверенность в будущем и стремление к независимости из страха быть униженным и подвергнуть сомнению свою мужественность.

Так же следует отметить что среди содержаний, составляющих идентичности мужчин место и гендерно нейтральные характеристики и предпочтения (11-й фактор). Идеальный тип «настоящего мужчины» утратил свою монолитность. Многие его компоненты, такие как агрессивность, жесткость, грубая физическая сила и т.п. игнорируются большинством мужчин при построении своего мужского «Я». В исследуемой выборке помимо «Мачо» (авторитарная маскулинность) в 9-м факторе наблюдается еще 10 типов идентичностей.

Итак, выявленные нами типы идентичностей и разнообразие их содержаний подтверждают положение, выдвинутое сторонниками деконструкции идеи единой и универсальной идентичности: не существует единого образа маскулинности (идентичности), который обнаруживался бы всюду, необходимо говорить не о маскулинности (идентичности), а о маскулинностях (идентичностях), которые допускают существенные социально-групповые и индивидуальные вариации [7]. Необходимо так же отметить, что современные каноны маскулинности, даже под нажимом социальных и исторических перемен отличаются от прежних не так сильно. Многие традиционные константы мужского самосознания, самооценки и самоутверждения не исчезают, а только смягчаются и видоизменяются. Таким образом, трансформация мужественности происходит, но она имеет объективные границы, обусловленные рамками полового деморфизма и индивидуально-типологическими различиями.

Литература:

  1. Визгина А.В. Пантилеев С.Р. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин. //Вопросы психологии 2001. №3. С. 91-100
  2. Джеймс У. Психология / Под ред. Л.А. Петровской.. – М.: Педагогика. 1991. – 367 с.
  3. Каган В.Е. Половая идентичность и развитие личности. // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. Бехтерева. 1991. №4.
  4. Кон И.С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире. //Введение в гендерные исследования Ч. 1: Учебное пособие /Под. ред. И.А. Жеребкиной – Харьков: ХЦГИ, 2001; Спб.: Алетейя, 2001. С. 562-599.
  5. Шухова Н.А.. Проблема гендерной идентичности мужчин в интерпретации различных теоретических подходов //Психотехнологии в социальной работе. Выпуск 9. /Сб. под ред. Козлова В.В. – Ярославль: МАПН, ЯрГУ, 2004. – с. 224-244.
  6. Шухова Н.А. Проблемы обретения мужественности. //Вестник интегративной психологии: Журнал для психологов. Вып. 2. Ярославль, 2004. – с. 279-282.
  7. Connel R.W. Introduction: Studying Australian Masculinities, Journal of Interdisciplinary Gender Studies, Dec. 1998, Vol. 3 # 2. P. 3.
  8. Sinnerella V. Exploring Temporal Aspects of social Identity: the Conctpt of Possible Social Identities //European J. of Social Psychology. 1998.V. 28 (2). P. 227-248.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.