Сделай Сам Свою Работу на 5

Трансформация поведения ригидной личности в процессе групповой работы

В.Н.Выходцева (Москва)

Данная работа посвящена исследованию изменений в поведении у личностей с недостаточной гибкостью психических процессов. Цель данной работы состоит в выявлении изменений в поведении в сторону эмоциональной зрелости у лиц с недостаточной гибкостью психических процессов (эмоционального реагирования, мышления, поведенческих установок). Как правило, это выражаются в затруднении эмоциональной переключаемости, подвижности, изменчивости в соответствии с меняющимися условиями среды. В исследовании принимали участие 80 человек (в возрасте от 23 до 45 лет), с проявлением ригидности.

Анализ проблемы позволил нам сформулировать гипотезу, что целенаправленная групповая работа, основанная на психологическом сопровождении клиента по пути конгруэнтного развития, влияет на изменение в поведение ригидной личности, в частности развитие эмоциональной сферы, повышения уровня эмоциональной зрелости (ЭЗ) и изменении восприятия к окружающему миру.

Для проверки выдвинутой гипотезы нами были предприняты следующие шаги.

1. Проведение комплексного психодиагностического исследования личностных особенностей клиента (типа темперамента, тревожности, агрессивности, недоверия к окружающему миру).

2. Сопоставление полученных данных и выявление закономерностей.

3. До групповой работы клиенту предложено оценить свое поведение по Шкале ЭЗ.

4. Членам контрольной группы так же предложено оценивают свое поведение по Шкале ЭЗ.

5. В конце групповой работы клиенту снова предложено оценить свое поведение по Шкале ЭЗ.

6. По истечению 100 дней членам контрольной группы так же предложено оценить свое поведение по Шкале ЭЗ.

7. Члены соответствующей контрольной группы оценивали свое поведение по Шкале ЭЗ соответственно тем делением Шкалы, которые использовались клиентами группы.

Исходя из этого, перед нами стоят следующие задачи:

1. Условно сформировать подгруппы по типам темперамента, для удобства анализа.

2. Проанализировать полученные результаты в области исследований по изучению индивидуальных особенностей клиентов и на основе этого моделировать внутригрупповую интеракцию.

3. Сравнить оценки поведения клиентов до групповой работы и после нее.

4. Определить произошедшие изменения в поведении клиентов.

5. Сравнить оценки поведения членов контрольной группы (первичные и по истечению 100 дней).

6. Определить произошедшие изменения в поведении контрольной группы.

7. Проанализировать изменения в поведении клиентов и контрольной группы, сделать выводы.

Комплексное психодиагностическое исследование, начиналось с установления у всех испытуемых экстраверсии и возбудимости, условно назовем ее типом темперамента (тест Айзенка), уровня тревожности (шкала Тейлора), уровня агрессивности и недоверия к окружающему миру (методика Лири).

Анализ полученных результатов, в процессе исследования, показал. Испытуемые с сангвиническим и флегматическим типом темперамента, менее тревожны, чем испытуемые с холерическим и меланхолическим типом. При этом уровень агрессии и недоверия к окружающему миру у меланхоликов и холериков так же выше, чем у сангвиников и флегматиков. Анализ корреляционной матрицы показал взаимосвязь уровня тревожности и проявления недоверия у холериков. Это положительная связь, что говорит о том, что при увеличении тревожности, увеличивается недоверие к окружающему миру. Так же взаимосвязь прослеживается у флегматиков, но она отрицательная, т.е. при повышении недоверия к окружающему миру, снижается агрессивность, что говорит об усилении защитной реакции. Взаимосвязь появляется и у меланхоликов, это взаимосвязь агрессивности и недоверия. Чем выше уровень недоверия, тем выше уровень агрессивности. Исследование с помощью кластерного анализа показывает распределение между кластерами недоверия и агрессивности и уровнем тревожности. На основе полученных данных определена, модель внутри групповой интеракции, для трансформации комплексной программы по развитию эмоциональной сферы, которая позволит ригидной личности повысить уровень эмоциональной зрелости и по-другому посмотреть на мир.

После проделанного анализа, до групповой работы каждому клиенту было предложено оценить свое поведение по шкале ЭЗ (9-ти бальная шкала Уилокби). Такая же процедура была предложена контрольной группе. После чего с экспериментальной группой была проведена внутри групповая интеракция.

Модель внутри групповой интеракции включает в себя:

Игровое знакомство, направленное на сближение членов группы и ведущего;

Психогимнастика, позволяет расслабиться и включиться в внутри групповую работу;

Арт работа, направленная на раскрытие творческого потенциала, который помогает испытуемому эмоционально выразиться;

Телесно-ориентированная работа, направлена на получение информации, которая помогает изменить психическое функционирование клиента с помощью ориентированных на тело методических приемов;

Работа со сказками и написанием рассказов, позволяет сделать важные шаги по изменению жизненного сценария и найти внутренние ресурсы для дальнейших изменений.

Завершение, направленное на получение ресурсного подарка.

Курс групповой работы составляет 20 сеансов. Первые две недели частота встреч - 2раза

в неделю, последующие встречи 1 раз в неделю.

По завершению внутри групповой работы, был проведен повторный анализ полученных результатов по шкале ЭЗ. Результаты исследования, были обработаны с помощью статистического анализа и получены следующие данные. В целом изменения в поведении 80-ти человек произошли, в сторону возрастания ЭЗ на 1,23 балла. Изменения у I подгруппы (сангвинического типа темперамента) произошли в сторону возрастания ЭЗ на 0,94 балла. Изменения у II - подгруппы (холерического типа темперамента) произошли в сторону возрастания ЭЗ на 1,87 балла. Изменения у III подгруппы (флегматического типа темперамента) произошли в сторону возрастания ЭЗ на 0,17 балла. Изменения у IV подгруппы (меланхолического типа темперамента) произошли в сторону возрастания ЭЗ на 0,57 балла.

Так же, был проведен повторный анализ полученных результатов контрольной группы по шкале (ЭЗ). Результаты исследования, были так же обработаны с помощью статистического анализа и получены следующие данные. В целом изменения в поведении контрольной группы не произошли.

Таким образом, из полученных данных, в результате исследования, можно сделать выводы:

В результате групповой работы произошли изменения в поведении клиентов;

Эти изменения положительны;

Наибольшие изменения произошли у подгрупп с холерическим типом темперамента;

Наименьшие изменения произошли у подгруппы с меланхолическим типом темперамента.

У контрольной группы изменения не произошли.

Таким образом, целенаправленная и систематическая работа по развитию эмоциональной сферы повышает уровень ЭЗ ригидной личности, оказывает существенное влияние на ее конгруэнтное развитие.

 

 

Изучение особенностей осознания индивидами статусной структуры группы и влияния групповой структуры на характер межличностных отношений

И.В. Демчук (Ярославль)

Большое влияние на успешность деятельности группы и возможность личностного развития оказывает факт адекватного осознания индивидом как место других в групповой иерархии, так и своего положения. Наиболее остро данная зависимость отражается в тренинговой группе, когда участники ранее незнакомые друг другу на протяжении некоторого времени находятся в непосредственном взаимодействии.

Общеизвестным является и мнение, что развитие доверительных отношений в группе приводит к более успешному погружению в само тренинговое пространство, формированию благоприятного психологического климата, достижению высокой степени социальной и эмоциональной идентификации с группой. Это приводит и к получению положительных результатов участниками от самого тренинга.

Все, что происходит в группе – происходит спонтанно. Интерес представляет то, как функционирует группа в ходе тренинга, каковы ее динамические процессы, более того, как влияет групповая структура на развитие межличностных отношений и насколько адекватно члены группы осознают ее статусную структуру?

В течение 2002-2004 гг. нами было проведено исследование тренинговых групп по интенсивным интегративным психотехнологиям с целью выявления переменных, влияющих на изменение сплоченности группы, где наиболее значимыми оказались факторы «половозрастной состав» и «изначальная целостность группы», и особенности рангового распределения – динамика лидерства и аутсайдерства. Опираясь на предыдущие результаты, на втором этапе мы планируем выявить зависимости между групповой структурой и сплоченностью и особенностями межличностных отношений, осознанием индивидами статусной структуры группы.

С целью решение данных вопросов нами было проведено пробное исследование тренинговой группы тренинга ИНСАЙТ (Insight), проходившего в г. Ярославле с 17 по 23 октября 2004 года. Группа состояла из 32 человек и групп-лидера. Половозрастной состав имел следующие характеристики:

Таблица №1
Пол

Возраст 19-26 30-55  
жен  
муж  
  кол-во
             

Разделение на соответствующие возрастные группы обосновывается количественным доминированием того или иного возраста.

В исследовании использовались Психометрический метод Дюке[4] для выявление индекса сплоченности и рангового распределения по группе, тесты А.А.Руковищникова[5] и Т.Лири для изучения особенностей межличностных отношений и три шкалы для определения особенностей статусной структуры группы.

В ходе исследования были определены следующие эмпирические референты:

1. уровень групповой сплоченности (ГС) – оценивая место каждого участника группы, респонденты определяли дальность расстояния между собой и ними (метод Дюке);

2. групповая оценка статуса каждого члена группы (групповое мнение - ГМ) – определялась в соответствии со средним местом, занимаемым каждым индивидом по степени авторитета в группе на основе всех индивидуальных оценок (метод Дюке);

3. самооценка собственного статуса в группе (СО) – определяя распределение мест в группе, респондент указывал и свое положение в статусной структуре (метод шкалирования);

4. прогноз групповой оценки (ПГ) – респондент отмечал, на каком месте он находится с точки зрения группы (метод шкалирования);

5. уровень притязаний (УП) – место, которое респондент желал бы занимать в статусной структуре группы (метод шкалирования);

6. особенность межличностных отношений (диагностика межличностных отношений А.А. Рукавишникова и диагностика межличностных отношений Т.Лири).

Для определения точности осознания респондентами статусных отношений в группе была определены следующие корреляционные связи в их динамике:

· между групповыми оценками и самооценкой (ГМ-СО).

· между групповыми оценками и их прогнозами (ГМ-ПГ);

· между самооценкой и прогнозами групповой оценки (СО-ПГ).

· между групповым мнением и уровнями притязаний, что позволяет судить о степени расхождения между ними (ГМ-УП).

· между самооценкой и уровнями притязаний, что позволяет судить о степени расхождения между ними (СО-УП).

Для выявления уровня ГС в динамике применялся метод Дюке. Критерий различия - критерий знаков G – показал, что полученный в эксперименте положительный сдвиг, соответствующий изменению уровня ГС, статистически достоверен. Изменения происходят в сторону улучшения сплочения [График №1], однако сам коэффициент дисперсии как в начале тренинга, так и в конце высокий, что отражает низкий уровень взаимоприемлемости в группе в целом. Таким образом, динамика в группе незначительна (сдвиг составляет 6,26%).

Распределение ранговых позиций в группе отражено в таблице № 2 и графике № 2. В числе лидеров группы на протяжении всего тренинга оставались групп-лидер, женщины 39 и 22 лет и мужчина 55 лет (самый старший в группе). Представители молодого поколения (юноши и девушки), занимающие лидерские позиции в начале тренинга, «понизились» в ранговом распределении. К группе лидеров к концу тренинга присоединились мужчины 49 и 50 лет и девушка 30 лет. Распределение мест в группе аутсайдеров произошло следующим образом: на протяжении всего тренинга «не популярными» остаются девушки и юноши 19-22 лет.

 

Таблица №2
Лидеры

33, 11, 18, 15, 26, 25, 19 33, 15, 23, 11, 18, 30, 14
Аутсайдеры 32, 3, 31, 29, 8, 28, 22 32, 3, 31, 17, 29, 4, 5

 

График №1  

 


График №2  
Gкр=10

Для выявление показателей СО, ГП, УП и их корреляционных связей респондентам были представлены три шкалы.

Низкий показатель выявлен по шкале «Оценка своего места в статусной иерархии группы с т/зрения самого участника» (1; СО) в начале и в конце тренинга. Участники «ставят» себе относительно невысоки позиции в группе. Аналогичная тенденция наблюдается и по шкале «Оцените свое желаемое место в статусной структуре группы» (3; УП). Участники не стремятся занимать высокие позиции. По шкале «Оценка своего места в структуре группы с т/зрения членов данной группы» средние значения по группе относительно высокие (2; ПГ) [График № 3]. Респонденты придают особое значение мнению группы.

Корреляционные связи между выделенными ранее референтами отражены в графике № 4: 1 - ГМ-СО; 2 - ГМ-ПГ; 3 - ГМ-УП; 4 – СО-ПГ; 5 - СО-УП.

График № 3
График № 4

Результаты исследования особенностей межличностных отношений по двум методикам Т.Лири и А.А. Руковишникова в динамике (средние балы) приведены в диаграммах №№ 1, 2.

 
 
Диаграмма № 1


Aw
Ce
Lw
Ae
Cw
Le

 

Диаграмма № 2

Обобщая полученные результаты в ходе исследования, мы может сделать следующий вывод об особенностях структуры группы, межличностных отношений и осознанности участниками своего положения в статусной иерархии в динамике.

Группа имеет низкий коэффициент сплочения. Изменение, происходящие в сторону его улучшения, незначительны. Данный факт явился следствием двух факторов. Во-первых, на протяжении всего тренинга (семь дней) к группе присоединялись на время новые участники, что нарушает изначальную целостность, замкнутость группы. Во-вторых, - своеобразия половозрастной структуры. Половой состав оптимален – практически равное количество мужчин и женщин (предыдущие исследования особенностей динамики и структуры тренинговых групп показали, что данная переменная является одной из существенной в формировании группы). Значимым дезинтегрирующим фактором во взаимоотношениях оказался фактор «возраст». Удельный вес в группе занимают представители молодого поколения, в среде которых было дальнейшее деление на более мелкие группировки. Отмечено явное непринятие взрослыми участниками тренинга, сфера общение которых в подавляющем большинстве ограничивалась своим же окружением, «молодой подгруппы».

Большинство из молодых участников тренинга «попали» в число аутсайдеров или имеют низкие позиции в ранговом распределении. Лидерские позиции в группе у участников тренинга, не принадлежащих к каким-либо «группировкам», те, кто равно взаимодействовали и с молодой и со взрослой частью тренинговой группы без явной демонстрации своей личности и желания активной коммуникации.

Лидер-групп имеет лидирующее положение. Следует отметить, что это не является закономерным. Предыдущие исследования тренинговых групп показали, что позиция групп-лидера не всегда соответствует первому месту, не происходит явного отождествление формального и неформального лидерства. Это характерно для групп, где среди его участников есть личности, своим поведением, харизмой, нестандартным мышлением, равным уважительным отношением ко всем, привлекают внимания и вызывают высокий уровень доверия и почтения, коими являются либо мужчины зрелого возраста, либо молодые девушки. Внутренняя природа данной исследуемой группы не ставит под сомнения неформальное лидерства групп-лидера.

Отсюда следует также, что переменная «личность», точнее проявление особенностей личностного поведения, имеет весомое значение при формировании коммуникативных сетей в группе.

Наиболее уверенно «чувствуют» себя в группе личности с одной стороны без явного демонстративного поведения, с другой - незамкнутые сами по себе. Лидирующее положение в группе всегда занимают сильные личности, открытые для общения для принятия отличных от собственных взглядов и суждений, отзывчивые, эмпатийные, гибкие и терпимые, легко вступающие во взаимодействие с другими, с адекватной самооценкой, не проявляющее дерзость, жесткость по отношению к согруппникам. Необходима и привлекательность ведущего как образца, модели оптимально функционирующего участника.

При рассмотрении общегрупповой картины типов отношений к окружающим [Диаграмма №2], мы видим, что наблюдается тенденция «смягчения» группы. В целом группа демонстрирует умеренное адаптивное поведение: по всем восьми шкалам показатели варьируются от 4 до 9 (мах: 16). Наблюдается уменьшение агрессивности и подозрительности; снижаются упорство и настойчивость, а также критичность по отношению к окружающим людям. Положительная динамика по показателям «дружелюбие», «альтруистичность» отражает стремление участников налаживать отношения с согруппниками, быть в согласии с чужим мнением, сознательно комфортным, гибким. Признание и любовь, чувствование себя в центре внимание, проявление деликатности, ответственности по отношению к людям, симпатии и отзывчивость – важные устремление индивидов. В группе неизменно высокими по сравнению с другими показателями остается общегрупповая склонность к соперничеству, ориентация на себя, упорство и настойчивость.

Наиболее ярко в исследуемой группе на протяжении всего тренинга проявлено стремление участников контролировать и влиять на остальных, брать в свои руки руководство и попытки решать, что и как будет делаться. Члены группы стараются брать на себя ответственность, соединенную с ведущей ролью. Это четко выраженное поведение контроля (Ce) [Диаграмма №1 здесь и далее].

Участники имеют среднюю выраженность потребности быть принятыми остальными и принадлежать к ним, чувствуют себя хорошо среди людей и имеют тенденцию их искать, но не зависимы от этого. Они стараются, чтобы остальные приглашали их принимать участие в своей деятельности и стремились быть в его обществе, даже когда он не прилагает к этому усилия (Lw). Также стремятся принимать остальных, чтобы те имели интерес к ним и принимали участие в их деятельности (Le). Положительная динамика показателя Lw и отрицательная – Le свидетельствует, что участники стремятся к общению, но только с небольшим кругом людей. Поведение включения в группу не является прерогативой.

Для группы в целом не характерно желания контроля над собой и влияния со стороны других, указания, что им надлежит делать (Cw). Они осторожны при установлении близких интимных отношений и при выборе лиц, с которыми создают более глубокие эмоциональные отношения (Ae). Данные показатели имеют отрицательную динамику. Одновременно участники склонны требовать от остальных членов группы, чтобы те стремились быть к ним более близкими и делились с ними интимными чувствами (Aw).

 

Характеризуя группу с точки зрения ее осознания ею своей статусной структуры, можно с полной достоверностью сказать, что уровень осознанности индивидами своего положения в группе низкий и имеет отрицательную динамику. Степень объективности самооценки личностью своего статуса в группе невысокая [График № 4 здесь и далее] (1; СО-ГМ). Большинство представителей лидерской группы оценивают себя значительно ниже реальных показателей. Аутсайдеры более склонны к адекватному самовосприятию себя в статусной структуре группы.

Корреляционная связь между референтами ГМ-ПГ (2) в начале тренинга высокая, что свидетельствует об адекватности собственных представлений каждого отдельного члена группы о мнении группы в целом. Изначально они достаточно четко спрогнозировали свои позиции, основываясь, очевидно, на своем первом впечатлении о согруппниках. В дальнейшем наблюдается снижение связи между выделенными референтами (значение все же сохраняется на приемлемом уровне): влияние оказало сформированное в процессе тренинга мнение о каждом участнике, особенности восприятия, выступающие в роли «шелухи» при оценке.

Степень осознания членами группы уровня соответствия собственного и группового мнения высокий и имеет тенденцию к росту к концу тренинга (3; СО-ПГ). Корреляционная связь между двумя этими показателями отражает степень совпадения между мнениями личности и представленного в его сознании образа группы, косвенно показывая и степень принятия индивидом представляемого группового эталона. Зная мнение группы, участники более точно прогнозируют свои позиции в статусной иерархии.

Наиболее высокая корреляционная связь наблюдается между референтами СО и УП (4). Повышение значимости данного показателя к концу тренинга свидетельствует, с одной стороны, о стабильности структуры группы и об удовлетворенности индивидами своим положением в статусной иерархии группы. Но, с другой стороны, следует иметь в виду низкие результаты по взаимосвязи референтов СО-ГМ и низкий средний бал по шкале УП [График № 3]. Соответственно, участники тренинга заведомо не стремятся к лидирующим позициям в группе, что по всей вероятности и влияет на их самооценку, но одновременно, они стабильно точно прогнозируют свои позиции в статусной иерархии.

Таким образом, для группы в целом характерна независимость в установлении коммуникаций, ориентация на общение с небольшими группами, от которых в то же время требуют полную отдачу чувств и действий. Это подтверждается и невысоким коэффициентом группового сплочения. Контроль и доминирование выступают в роли первостепенных ценностей, желаний в сфере взаимоотношений. Стремление к лидерству на уровне занятия высоких рангов для группы не характерно. Статусная структура дифференцирована и достаточно четко представлена в сознании ее членов. При этом группа дружелюбна, доброжелательна, проявляет уважение при общении, стремиться к налаживанию хороших отношений.

В целом можно говорить о благоприятной психологической атмосфере в группе, сознание которой направленное в первую очередь на получение положительных результатов от самого тренинга, а потом уже на внутригрупповое общение.

В дальнейшем планируется расширить объем выборки, что даст возможность выявить зависимости между особенностями групповой структуры, ее сплоченности и характером межличностных отношений в группе. Необходимо и изучение зависимости между фактом адекватного осознания индивидами как места других в группе, так и своего положения и успешной деятельности группы и возможности личностного развития. Наиболее остро данная зависимость отражается в тренинговой группе, когда участники ранее незнакомые друг другу на протяжении некоторого времени находятся в непосредственном взаимодействии.

Мы полноправно можем сказать, что изучение динамики групповых процессов дает возможность определить уровень организации группы, оценить результативность ее функционирования. Интерес представляет сам процесс формирования особого типа связей в группе, который позволяет превратить внешне заданную структуру в психологическую общность людей, сложный психологический механизм, живущий по своим собственным законам, в котором с момента формирования и на протяжении всей «жизни» протекают различные социально-психологические процессы, изменяется уровень интегрированности, положение отдельных индивидов, характер взаимоотношений взаимосвязей между членами и т.д.

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.