Сделай Сам Свою Работу на 5

Телесно оринтерованные техники в практике социальной работы

Л.В. Мялкина (Ярославль)

В настоящее время современные разработки в области «доверия примитивным чувствованиям тела», достигли высокого уровня. Перечислю лишь некоторые современные направления телесно-ориентированной практики: телесно оринтерованная терапия Вильгельма Райха; биоэнергетика А. Лоуена; теория концентрированного движения Эльзы Гиндлер; структурная интеграция Иды Рольф (рольфинг); техника Ф.Матиаса Александера; метод Фельденкрайза; система чувственного сознавания Шарлотты Селвер и Чарльза Брукча; механические и пантомимический танцы Ж.Новерру..

Все они выросли из древних традиций телесности первых государств Египта, Индии и Китая, однако, являются методиками, адаптированными в социальную ситуацию европейских стран.

Интегративная психотехнология - система концепций, моделей, методов и навыков, которые ведут человека к большей целостности, к меньшей конфликтности, раздробленности сознания, деятельности, поведения. Она охватывает следующие уровни:

а) физический и психофизиологический (работа с физическими, со­матическими последствиями стрессов и стрессогенных ситуаций);

б) психологический (разрешение внутриличностных проблем, лично­стная трансформация, психотерапия, достижение интеграции личности);

в) разрешение социально-психологических проблем личности (про­блемы коммуникации и социальной интеракции, социальной адаптации, проявленности в общественных связях и отношениях);

г) разрешение проблем самоактуализации (расширение личностной Свободы выбора; открытие внутренних, витальных, интеллектуальных, эмоциональных ресурсов; нахождение глубинной мотивации человека и приобретение права личностью проявить свою индивидуальность);

д) удовлетворение потребности личности в трансцендировании (нахождение психодуховных измерений личности, определение ответов на основные вопросы человеческого бытия и принятие права на "воплощенное" существование, "примирение человека с Богом", про­светление и "второе" рождение).

Интенсивные Интегративные психотехнологии (ИИПТ) предлагает специалисту широкий спектр возможностей индивидуального и группового воздействия на клиента, рассчитанного на проблему, и решения, адекватного состоянию субъекта. ТОТ, является одной из техник ИИПТ, используемая в контексте тренингов, как вспомогательный, так и самостоятельный метод.

В настоящее время, как уже отмечалось, существует огромное количество направлений работы в указанной области. В нашем исследовании мы выделяли и делали акцент на симбиозе техник и направлений телесно ориентированной работы: биоэнергетического, техник ТОТ, описанных в работах Козлова В. В., классических упражнений йогической практики, элементов танцедвигательной терапии, пластического движения по Никитину. Целью реализации программы являлось выявление оптимальных вариантов использования элементов указанных техник. В качестве объекта исследования избраны группы (контрольная и экспериментальная), набиравшиеся из студенческой среды и являвшиеся однородными по половому (девушки, 18 – 21 г.). В исследовании приняли участие 24 человека. Эксперимент проводился на базе ЯрГУ им. П. Г. Демидова г. Ярославля, Факультета Искусств, под руководством проф. Козлова В. В., в течение II семестра 2003-2004 учебного года. Была разработана обучающая программа, основанная на модели освоения свободного дыхания (Козлов В. В.), асан йоги для начинающих, техник ТОТ («театр прикосновений», упражнения: «тяни», «толкай», «работа с опорами»), приемы пластического движения тацедвигательной терапии («волна», «танец по рисунку» и т. д.), коммуникативные игры. Программа разрабатывалась в логике движения от простого к сложному, практическое «делание» упражнения предварялось и сопровождалась проговариваемым теоретическим материалом, объясняющим: что, как, почему и зачем выполняется. Как дополнительное психотерапевтическое воздействие использовались приемы ароматерапии (благовония: сандал, как приемлемый аромат для большинства людей) и музыкотерапия (сборники профессиональной музыки, создающиеся под эгидой МАПН, классические инструментальные композиции).

Основными задачами исследования являлись:

1. Систематизация теоретических подходов и концепций используемых в подготовке и апробации психотехнического комплекса.

2. Выделение адекватного сочетания психотехник.

3. Апробация и корректировка методического инструментария, позволяющего испытуемым через осознание возможности и практику телесного совершенствования, модифицировать психическую, социально-психологическую и культурную сторону личности.

4. Обосновать возможности и методы коррекции характерологических характеристик через комплекс телесно ориентированной психотехники.

5. Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:

6. Теоретический анализ научной литературы (психология, психофизиология, психотерапия, психотехнология, диетология и др.).

7. Наблюдение, анкетирование, тестовый опросник А.В.Зверькова и Е.В.Эйдмана с целью выявления динамики изменения, под влиянием данного комплекса ТОТ, таких личностных характеристик как волевая саморегуляция (настойчивость, самообладание), психофизическая осознанность.

8. Основной курс составлял шесть занятий по девяносто минут, группа собиралась дважды в неделю.

Замеры по опроснику А.В.Зверькова и Е.В.Эйдмана были сделаны на первом вводном занятии экспериментальной группы (12.03.20004), и на заключительном занятии разработанного основного курса (27. 03. 04). Даты опроса экспериментальной и контрольной (студентки ВУЗа им. П.Г. Демидова, 18 -21 г., не проходившие занятий по разработанному курсу) групп идентичны.

Испытуемые не знали о целях проводимого эксперимента.

Статистический анализ теста показал динамику роста в экспериментальной группе по шкалам саморегуляции и самообладанию, и отсутствие динамики по шкале «настойчивость».

По истечению подготовленной программы, мы начинали варьировать закрепившиеся техники, использовать более специфические методики. Процесс интеграции сознания (развития путем от простого к более сложному), засчет подготовляющих методик, делал возможным освоение упражнений, вызывавших сложности на начальном этапе работы. Авторитарное лидерство, имевшее место на первых 4-5 занятиях дополнялось постепенно растущей активностю группы и повышением коллективной (групповой) энергии и автономностью. Когда сложился комплекс, выполняемый группой без лидера, некой общей согласованностью, присутствие тренера обуславливалось уже психологической необходимостью-зависимостю от личности привычного ведущего, т. е. некой «точки отсчета», структурирующей пространство и время. Интересен тот факт, что участники начинали интуитивно подбирать адекватные собственной самости техники «входа» в процесс занятия, подбирая наиболее комфортную позу, и корректируя дыхание, наиболее эффективно достигая уровня сплоченности и рабочей, креативной обстановки, обуславливающей групповой и индивидуально-личностный рост.

Таким образом:

1. Разработанная программа занятий, учитывает основные методологические принципы формирования системы практической социальной работы (целостный подход, генетический принцип, принцип обусловленности, позитивности, соотнесенности, многомерности истины), т. ж. отвечает критериям психотехнологии на уровнях работы с телом, индивидуально-психологическом, социально-психологическом и психодуховном.

2. Не «ломает старые стереотипы коммуникации и ролевые ожидания, принятые в социальной нише» клиента, а как бы исподволь модифицируют «качество взаимодействия» в «гибкость и многогранность, в возможность соответствия» с внешним миром внутренней картины реальности клиента.

3. Групповая телесная, психофизическая и психодуховная работа оптимизирует коммуникативные способности, позволяет «не застревать на проблеме», формирует такие качества взаимоотношений как сонастроенность, эмпатия, позитивная ориентация.

4. Легко корректируется по интенсивности физической нагрузки (предлагается различная степень сложности выполняемых упражнений в группе резко дифференцированной по физической подготовке). Использование данных техник преследует не приоритет максимального физического совершенствования, а цель социальной и внутриличностной трансформацииличности клиента.

5. Обеспечение обратной связи происходит через наблюдение и беседу во время и по завершению работы. Показатель динамики процесса должен меняться в зависимости от цели отслеживания протекания и завершения трансформации в ходе тренировки.

6. Программа практических занятий является обучающей, расширяющей поле сознания путей решения индивидуально-личностных и групповых проблем. Дает клиенту инструмет самопомощи и умение им пользоваться.

7. Предлагаемый теоретический и практический материал носит интегративный характер и отвечает общей тенденции образовательно-профилактической политики в области здравоохранения. Не несет в себе половозрастных, этнокультурных и социальных ограничений.

Литература:

1. Гиршон А. Кинесфера: пространство движения // Этюды о новой психотерапии/Под ред. В.В.Козлова, Мн., 1995. - 192 с.

2. Дункан А. Моя жизнь. Танец будущего. - М, 1992

3. Козлов В.В. Истоки осознания: Теория и практика интегративных психотехнологий. - Мн., 1995. - 304 с.

4. Козлов В.В., Майков В.В. Основы трансперсональной психологии. Истоки, история, современное состояние. М.: Издательство института трансперсональной психологии, 2000. - 304 с.

5. Куракина С.Н. Феномен танца ( социально-философский и культурологический анализ). Автореф. на соиск. учен. Степ. канд. философск. наук. - Ростов-на-Дону, 1994.

6. Курис И. Биоэнергетика йоги и танца. М., 1994

7. Лоуэн А. Депрессия и тело. – М., 2002. – 384 с.

8. Лоуэн А. Психология тела. Телесно ориентированный биоэнергетический психоанализ. М., 1997. 200 с.

9. Менегетти А. Музыка души. Введение в музыкотерапию. - СПб, 1992.

10. Миллер Л. и Миллер Б. Ароматотерапия с позиции аюрведы. – М., 2003. – 448 с.

11. Никитин В. Н. Психология телесного сознания. - М.: 1999. - 488с

12. Пасынкова Н.Б. Влияние музыкального движения на эмоциональную сферу личности//Психол. журнал. - 1993. - №4. - С. 142-146.

 

 



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.