Сделай Сам Свою Работу на 5

Ролевые и реальные отношения





Распределение ролей – важный момент в возникновении игры. Нередко ребенок-лидер навязывает товарищам неинтересные роли, а сам берет на себя самую привлекательную. Если детям не дается договориться о распределении ролей, то игра распадается или кто-то выходит из нее. Чем старше ребенок, тем более выражено его стремление к совместной со сверстниками игре, тем больше он склонен выполнять непривлекательную роль только ради того, чтобы войти в игровое объединение.

В выборе партнеров для совместных игр дошкольники опираются на свои симпатии, выделяют ценимые в сверстнике нравственные качества, игровые умения.

Как известно, дошкольный возраст ребенка, заключенный в рамки 3-6(7) лет, предполагает новую социальную ситуацию развития и смену типа ведущей деятельности. Формулу «ребенок – предмет – взрослый» заменяет «мир социальных отношений». Познание этого мира, принятие и выполнение его ролей, правил, норм и культурно-исторических стереотипов происходит в сюжетно-ролевой игре – ведущей деятельности данного возраста.

В контексте игры ребенка возникают основные психические новообразования данного возраста, а также происходит развитие личности дошкольника. Именно на данном этапе правомерно говорить о феномене развертывания линий развития личности. И хотя окончательное становление личности происходит к подростковому возрасту, основные предпосылки, фундамент закладываются именно в период дошкольного детства.



Исходя из особенностей дошкольного возраста и опираясь на предложенную нами характеристику игровой деятельности, мы провели исследование для изучения особенностей развития личности дошкольника в сюжетно-ролевой игре.

В исследовании участвовали 23 ребенка старшей группы МДОУ № 8 г. Иркутска. Возраст – 5-6 лет.

Методы исследования – наблюдение и беседа.

Анализ полученных результатов показал, что игровая деятельность дошкольника оказывает существенное влияние на формирование следующих феноменов возраста:

Сюжетно-ролевая игра сопутствует формированию образа тела. Ребенок научается соизмерять телесное движение к цели: вовремя раскрывает руки для поимки мяча. Эксперименты ребенка над собой.



Формирование самооценки. В игровой деятельности сверстники и значимые взрослые (родители, воспитатель) оценивают игровые навыки ребенка. Если игровые навыки соответствуют требованиям сверстников, ребенок получает положительную оценку, что приводит к формированию положительной самооценке дошкольника.

Формирование адекватной полоролевой идентификации. В игровой деятельности проигрывание характерных своему полу ролей способствует закреплению поведенческих стереотипов. Дошкольник начинает присваивать поведенческие формы, интересы, ценности своего пола. Характеристики мужского и женского поведения входят в самосознание ребенка.

Формирование личностных нравственно-этических эталонов. Сюжетно-ролевая игра является носителем культурно-исторических норм, характерных для данного общества. В процессе игрового взаимодействия дошкольники соотносят реальные поступки партнеров по игре с собственными нравственными эталонами. Сверстниками четко отслеживается «что хорошо, а что плохо», поведение ребенка корректируется, формируются нравственные и этические эталоны.

Соподчинение мотивов и волевая регуляция. Игровая деятельность для дошкольника является чрезвычайно значимой. Распределение ролей в игре не всегда соответствует желаниям ребенка. Как известно, несогласие с ролью может повлечь «изгнание» из игры. Дошкольник выбирает более значимое - игру, то есть он начинает подчинять свое поведение требованиям окружающих.

Развитие эмоциональной сферы и чувств. Игровое взаимодействие детей обуславливает развитие таких чувств как симпатия, эмпатия, гордость, стыд. Чувства приобретают значительную глубину и устойчивость: появляется дружба, желание заботиться о близких.



Нами была выявлена взаимосвязь сюжетно-ролевой игры с возникновением негативных личностных образований, таких как ложь и зависть.

В сюжетно-ролевой игре дошкольник, выполняя различные роли, претендует на признание сверстников. Но реализация данной потребности может приводить к негативным образованиям, таким как ложь и зависть.

Ложь – нарочитое искажение истины в корыстных целях. Зависть – чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого. Ложь может возникнуть как побочное следствие развития потребности в признании, вследствие недоразвития волевой сферы ребенка, когда не сформирована потребность в правдивом отношении к другим людям. Детская зависть связана с тем, что у дошкольника на первый план выходят внешние социальные отношения и социальная иерархия – «кто главнее» (особенно в вопросах распределения ролей в игре). Притязающему на признание ребенку становится сложно сопереживать признанному, радоваться удаче победителя.

Негативные образования, сопутствующие общему развитию, являются естественными для раннего онтогенеза личности. Ложь как нарочитое искажение истины в корыстных целях сопутствует развитию притязания на признание. Зависть, как чувство досады на успех другого, вызывается тем, что ребенок в возрасте 5-6 лет может правильно оценить внешние социальные отношения со сверстниками и свое реальное место в этих отношениях.

Таким образом, дальнейшие наше исследование предполагает изучение негативных личностных образований ребенка дошкольного возраста и разработка путей коррекции в рамках сюжетно-ролевой игры (игровая коррекция негативных личностных образований в дошкольном возрасте).

 

 

Влияние интенсивных интегративных психотехнологий на самоактуализауцию личности

Л.В. Мялкина (Ярославль)

В течение пяти лет нами проводилось исследование влияние интенсивных интегративных психотехнологий (ИИПТ) на самоактуализацию личности. Одним из итогов проделанной работы является подтверждение эффективности методов телесно-ориентированных психотехник (ТОП), используемых в контексте ИИПТ, которые расширяют пути решения индивидуально-личностных и групповых проблем.

Однако, двигаясь в избранном направлении исследования, перед нами встал вопрос: действительно ли техники ТОП в контексте ИИПТ затрагивают глубинные структуры личности и влияют на последующую самоактуализацию (всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала человека, максимальную реализацию всех его возможностей, адекватное восприятие окружающих, мира и своего места в нем, богатство эмоциональной сферы и духовной жизни, высокий уровень психического здоровья и нравственности)?

В качестве цели нашего исследования мы приняли попытку найти ответ на этот вопрос.

Предметом был обозначен уровень самоактуализации субъекта, испытавшего неоднократное влияние ТОП в рамках ИИПТ.

ТОП – это система методов самоактуализации клиента через модальность тела. ТОП может использоваться как самостоятельная методика в рамках других направлений. И необходимо помнить, что «цель трансформации - выйти за пределы всех форм, т.е. за пределы установок, картин мира, масок, ролей, а вход в эти формы является возможностью выбора» [6].

Социальным работникам, обладающим различными техниками психосоциальной помощи, необходимо предоставить клиенту «палитру» методик самопомощи, самореализации и самоактуализации.

Мы считаем, любая технология самоактуализации непосредственно связана с модальностью тела, так как перцепция любых стимулов происходит через порог телесности. Тело – наш дом, то, с чем окончательно растождествиться не сможет почти никто - большинство клиентов, да и самих терапевтов, вплоть до физической смерти; та сторона реальности, что обжита отнюдь не большинством населения нашего города, страны и мира. Каждый человек, осуществляющий свою жизнедеятельность: существующий, движущийся, изменяющийся, удовлетворяющий базовые потребности тела, непременно почувствует воздействие методик ТОП: отталкиваясь, кто от самого сильного ощущения в теле, кто от тонких в нем изменений, кто от глубокой релаксации, звука, воздействия извне или потока внутренней энергии.

ТОП как техника ИИПТ – один из путей духовного роста, самоактуализации индивида.

Интегративный подход дает свободу и легкость в психотехническом поле работы, гуманистичность методик, базирующихся на фундаментальных трудах нескольких поколений ученых, объединенных в научную парадигму, является крепкой опорой специалиста, использующего технику, дает силу поддержки клиента.

В качестве объекта исследования мы избрали участников тренингов по ИИПТ «Инсайт» (автор и ведущий тренинга – В. В. Козлов). Анализ объектов исследования проводился на базе Международной Академии Психологических наук, ЯрГУ им. П. Г. Демидова. Экспериментальная группа (ЭГ), в связи с установленным порядком работы с тестом, состояла из обследуемых взрослых (от 17 до 35 лет), психически здоровых людей, преимущественно лиц с незаконченным высшим (24) и высшим образованием (9). ЭГ неоднородна по половому признаку: женщины (22), мужчины (11). Общая выборка составила восемьдесят восемь человек и представляла собой четыре группы испытуемых: 20 - больные неврозами (Н), 20 – алкоголики (А), 15 - научные сотрудники одного из московских НИИ (НС), 33 – ЭГ. Для более глубокого и полного изучения характера воздействия ТОП в рамках ИИПТ, в нашем сравнительном исследовании использованы приведенные в материалах, констатирующих валидность САТ, данные исследования по «Н», «А», «НС».

С целью подтверждения выдвинутой гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:

1. Систематизация теоретических подходов и концепций, используемых в структуре ИИПТ.

2. Выделение адекватных методов для исследования степени и характера самоактуализации объекта исследования.

3. Интерпретация результатов исследования. Обобщающий вывод о характере влияния ТОП в контексте ИИПТ на глубинные структуры личности, ее самоактуализацию.

Нами были использованы следующие методы исследования:

1. Теоретический анализ научной литературы (психология, психофизиология, психотерапия, психотехнология и др.).

2. Анкетирование, методика «Измерения уровня самоактуализации личности» (САТ) Л. Я. Гозмана и М. В. Кроза. Представляет собой сделанную на кафедре социальной психологии МГУ русскоязычную адаптацию опросника Эверетт Шостром, ученицы Маслоу. Адаптированна отечественными психологами Л. Я. Гозманом и М. В. Крозом на основе получившего широкую известность за рубежом опросника личностных ориентаций (POI), созданного в 1963 году Э. Шостером. Валидность теста подтверждена результатами психометрической проверки CAT (ретестовая надежность, содержательная, эмпирическая валидность, сопоставление результатов тестирования по CAT (12 из 14 шкал) с результатами заполнения других личностных тестов одними и теми же испытуемыми, внутренней согласованности шкал CAT, эмпирическая структура теста, факторальный анализ).

Процедура исследования занимала временной период: 03.11.2004 – 29. 11.2004, в течение которого сорока респондентам были выданы анкеты, тестовые опросники, инструкции по заполнению, регистрационные лисы; тридцать три респондента заполни и сдали анкеты с регистрационными бланками; были обработаны данные; интерпретированы результаты, сформирование демонстрационные диаграммы, графики и таблицы.

Результаты исследования подтвердили базисные посылы, заложенные в основу теоретико-методологической и экспериментальной части работы:

1. ТОП в контексте ИИПТ оказывает влияние на глубинные характеристики самоактуализирующейся личности.

2. Исследованные психосоциальные технологии взаимодействия с клиентом социальной работы актуальны в эру глобальной интеграции и интенсификации информационного поля существования общественной микросистемы – индивид.

3. Индивидуальный подход к клиенту ТОП в рамках ИИПТ отражен в показателях по ЭГ.

4. Данные исследования констатируют превышение в исследуемой группе показателей высоко самоактуализирующейся личности (такой, например, как способности ценить собственные достоинства), что с одной стороны отвечает социальному спросу к предложению психосоциальных услуг населению по развитию данной характеристики, так и с другой стороны позволяет рекомендовать ТОП в системе ИИПТ клиентам, нуждающимся в повышениеи уровня самоактуализации.

5. Проведенный экспериментальный анализ групп подтверждает социальную направленность используемой диагностической методики, подтверждает адекватность ее использования при исследовании социума в целом и его отдельных групп.

Литература:

1. Бажин Е.Ф., Голынкина ЕЛ., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля //Психол. журнал. 1984. Т.5. № 3. С.152–162.

2. Гроф С. Области человеческого бессознательного. Опыт исследований с помощью ЛСД. М.: ИНИОН, 1992. 312 с.

3. Гозман Л.Я., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест. М. , 1995. 44 с.].

4. Карицкий И.Н. Современные психологические практики: содержание, основания, классификации. Учебно-методическое пособие. – Ярославль: МАПН, 2002. – 70 с.

5. Козлов В.В. Личностный рост. Методы и техники. - М., Изд-во Трансперсонального института, 2001 - с.

6. Козлов В. В. Интегративная Психология: предмет, задачи, перспективы /Вестник интегративной психологии. 2003 г.- 175 с.

7. Козлов В.В., Майков В.В. Основы трансперсональной психологии. Истоки, история, современное состояние. М.: Изд-во Института трансперсональной психологии, 2003. – 600 с

8. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. /Ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырей А. А. М. , 1982, с. 108-117

9. Общая психотерапия: Рук. для врачей/ В. Т. Кондрашенко, Д. И. Донской, С. А. Игумнов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Мн.: Выш. шк., 1999. — 524 с. 3.

10. Панов А.М. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования // Российский журнал социальной рабо­ты. 1995. № 1.

11. Психотехнологии в социальной работе./ Сб. под редакцией Козлова В. В. - Ярославль: МАПН, 1999 - 215 с.

12. Психотехнологии в социальной работе. Вып 5. / Сб. под ред. Козлова В. В. - Яросавль: МАПН, ЯрГУ, 2001 - 200 с.

13. Танцевально-двигательная терапия (сборник). Ярославль, 1994.

14. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике.(п/р Баскакова В.Ю., 2-ое издание). М, 1997

15. Шевцов А. Введение в общую культурно-историческую психологию. – СПб, 2000. – 544 с.

16. Шкурко Т.А. Танец как средство диагностики и коррекции отношений в группе.

17. Шкурко Т.А. Теоретическое обоснование использования танца как средства коррекции отношении в семье // Современная семья: проблемы и перспективы. - Ростов-на-Дону, 1994. - С. 67-68.

18. Юнг К. Г. Синхронистичность. Сборник. Пер. с англ. - М. «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997-320с.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.