Сделай Сам Свою Работу на 5

Панчасатавипассакабхиккху Ваттху. Притча о пятистах монахах





Йатха пуббулакам пассе

йатха пассе марачикам

евам локам авеккхантам[153]

маччураджа на пассати.

 

Стих 170

Если человек смотрит на мир (т.е. пять кхандха) так же,

как он смотрит на пузырь или мираж, Царь смерти не найдет его.

 
 

 


Во время пребывания в монастыре Джетавана Будда произнес стих (170) в cвязи с историей о пятистах монахах.

Однажды пятьсот монахов, получив у Будды тему медитации, ушам в лес, чтобы там медитировать. Но они не очень преуспели в этом, поэтому они вернулись к Будде, чтобы попросить у него более подходящую тему медитации. По дороге к Будде они увидели мираж и медитировали о нем. Как только они вошли во двор монастыря, разразилась буря; когда падаля капли дождя, на лужах появлялись и сразу же исчезали пузырьки. Увидев эти пузырьки, монахи подумали: «Наше тело бренно, как эти пузырьки», — и осознали непостоянную природу множеств (кхандха).

Будда увидел из ароматной комнаты, послал к ним свое сияние и появился перед ними. Затем Будда произнес следующий стих:

 

Если человек смотрит на мир (т.е. пять кхандха) так же,

как он смотрит на пузырь или мираж, Царь смерти не найдет его.



 

По окончании проповеди эти пятьсот монахов достигли просветления.


 

Абхайараджакумара Ваттху. Притча о Принце Абхайа

Етха пассатхимам локам читтам раджаратхупамам

йаттха бала висиданти наттви санго виджанатам.

 

Стих 171

Подойди, посмотри на этот мир (т.е. пять кхандаха),

который похож на украшенную карету.

Глупцы барахтаются в этом мире кхандха,

но мудрецы не привязаны к нему.

 

 


Во время пребывания в монастыре Велувана Будда произнес стих (171) в связи с историей о Принце Абхайа (Абхайараджакумара).

Однажды Принц Абхайа вернулся с победой после подавления восстания на границе. Правитель Бимбасара так обрадовался этому, что дал Абхайе на семь дней славу и почести правителя, а также танцовщицу, которая должна была развлекать его. В последний день, когда танцовщица развлекала принца и его свиту в саду, с ней случился удар, она упала и умерла на месте. Принц был шокирован и очень расстроен. Опечаленный, пришел он к Будде за утешением. Будда же сказал ему: «О, принц, слезы, которые ты пролил за весь цикл перерождения не измерить. Этот мир множеств (т.е. кхандха) — это место, где барахтаются глупцы». Затем Будда произнес следующий стих:



 

Подойди, посмотри на этот мир, который похож на украшенную карету.

Глупцы барахтаются в этом мире кхандха, но мудрецы не привязаны к нему.

 


 

Саммаджджанаттхера Ваттху. Притча о тхера Саммаджане

Йо ча пуббепамаджджитва

паччха со наппамаджджати

Сосам локам паюхасети

аббха муттова чандима.

 

Стих 172

Тот, кто сначала был беспечным,

а затем стал серьезным,

освещает мир светом познания Магга,

как луна, вышедшая из-за туч.

 

 


Во время пребывания а монастыре Джетавана Будда произнес стих (172) в связи с историей о тхера Саммаджджане.

Тхера Саммаджджана большую часть времени проводил, подметая территорию монастыря. Тхера Ревата также жил в монастыре, но в отличие от тхера Саммаджджаны, он большую часть времени проводил в размышлениях или глубоком умственном погружении. Наблюдая за поведением тхера Реваты, тхера Саммаджджана подумал, что тот просто попусту тратит время. Поэтому Саммаджджана однажды подошел к тхера Ревате и сказал ему: «Ты очень ленив и живешь, питаясь тем, что подают тебе щедрые верующие люди; не кажется ли тебе, что хоть иногда ты должен подмести во дворе в монастыре или еще где-нибудь?» Тхера Ревата ответил ему: «Друг, монах не должен все время проводить за уборкой. Он должен подметать утром, а затем идти за подаянием. После приема пищи он должен размышлять о теле, стараясь понять истинную природу множеств, или до темноты читать тексты. Потом он может снова подметать, если ему так хочется». Тхера Саммаджджана точно выполнял наставления тхера Реваты и вскоре достиг просветления.



Другие монахи заметили, что у здания монастыря собралась куча мусора, и спросили у Саммаджджаны, почему он больше не подметает так, как раньше. Он ответил: «Когда я не был серьёзным, я все время подметал; но теперь я больше не беспечен». Монахи скептически отнеслись к такому ответу, поэтому они пришли к Будде и сказали ему: «Достопочтенный Господин! Тхера Саммаджджана говорит, что достиг просветеления, но это не так, он лжет». Будда же ответил им: «Саммаджджа­на действительно достиг просветления, он говорит правду».

Затем Будда произнес следующий стих:

 

Тот, кто сначала был беспечным,

а затем стал серьёзным,

освещает мир светом Познания Магга,

как луна, вышедшая из-за туч.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.