Сделай Сам Свою Работу на 5

Ангулималаттхера Baттxy. Притча о тхера Ангулимале





Йacca папам катам каммам

кусалена[154] пидхийати

со'мам локам пабхасети

аббха муттова чандима.

 

Стих 173

Тот, кто добрыми делами искупает зло,

содеянное им, освещает этот мир (светом Познания Магга),

как освещает его луна,

вышедшая из-за облаков.

 


Во время пребывания в монастыре Джетавана Будда произнес стих (173) в связи с историей о тхера Ангулимале.

Ангулимала был сыном Главного Жреца при дворе правителя Пасенали из Косалы. Его настоящее имя было Ахимсака. Когда он достиг соответствующего возраста, его отправили в Таксилу, известный университетский город. Ахимсака был умен и слушал своего учителя, поэтому он понравился учителю и его жене; в результате этого другие ученики ревновали к нему. Поэтому они пошли к учителю и оклеветали Ахимсаку, сказав, что у него роман с женой учителя. Сначал учитель не верил им, но ему говорили об этом столько раз, что он все-таки поверил и поклялся отомстить юноше. Убить его было бы слишком просто, поэтому он придумал гораздо более злой план. Он приказал Ахимсаке убить тысячу мужчин или женщин, а он в ответ на это передаст ему бесценные знания. Мальчику очень хотелось получить эти знания, но он не хотел забирать чужую жизнь. Однако он согласился сделать так, как ему было сказано.



Он начал убивать людей и, чтобы не сбиться со счета, он отрезал палец у каж­дого убитого, нанизывал на нитку и носил их, как гирлянду, на шее. Так он стал известен как Ангулимала; он наводил ужас на деревню. Сам правитель услышал о деяниях Ангулималы и сделал все, чтобы схватить его. Когда Мантани, мать Ангулималы, услышала о намерении правителя, из любви к сыну она пошла в лес, отча­янно пытаясь спасти своего сына. К этому времени на цепи вокруг шеи Ангулималы насчитывалось девятьсот девяносто девять пальцев, до тысячи недоставало только одного.

Рано утром того дня Будда своим зрением увидел Ангулималу и подумал, что, если он не вмешается, то Ангулимала, который как раз подыскивал последнюю жер­тву, увидит свою мать и убьет ее. Если это случится, то Ангулимала будет вечно страдать в Нирайа. Поэтому из сострадания Будда отправился в лес, где был Ангу­лимала.

Ангулимала очень устал и был на грани истощения после стольких бессонных дней и ночей. В то же время, он очень хотел убить, наконец, последнего человека, чтобы получилась тысяча, и выполнить свое задание. Он решил, что убьет первого человека, который встретится ему на пути. Внезапно он увидел Будду и побежал за ним с поднятым ножом. Но Будду трудно было догнать, а ведь Ангулимала очень устал. Тогда, посмотрев на Будду, он закричал: «О, монах, постой! Постой!». Будда ответил ему: «Я уже остановился, не остановился только ты». Ангулимала не понял все значение слов Будды, поэтому он спросил: «О монах! Почему ты говоришь, что ты остановился, а я нет?»



Тогда Будда сказал ему: «Я говорю, что я уже остановился, так как я перестал убивать всех живых существ, я перестал плохо себя вести с ними, я добился всеоб­щей любви, терпения и знания путем размышлений. Но ты не перестал убивать и плохо вести себя с другими и не добился всеобщей любви и терпения. Поэтому это именно ты не остановился». Услышав эти слова, Ангулимала подумал: «Это слова мудрого человека. Этот монах так мудр и так смел; должно быть, он главный из монахов. Конечно, это же, наверное, сам Будда! Он, вероятно, пришел сюда, чтобы помочь мне увидеть свет». Подумав так, он выбросил свое оружие и попросил Будду принять его в монахи. Прямо там же Будда сделал его монахом.

Мать Ангулималы искала его по всему лесу, звала его по имени, но, нигде не найдя его, вернулась домой. Когда правитель и его люди пришли, чтобы схватить Ангулималу, они нашли его в монастыре Будды. Узнав, что Ангулимала оставил свое злое прошлое и стал монахом, правитель и его люди вернулись домой. Во вре­мя пребывания в монастыре Ангулимала горячо и усердно медитировал и в скором времени достиг просветления.



Затем однажды, когда он шел за подаянием, он пришел к месту, где ссорились какие-то люди. Так как они бросали друг в друга камни, несколько камней попали тхера Ангулимале по голове и сильно ранили его. Тем не менее, он смог вернуться к Будде, и Будда сказал ему: «Сын мой Ангулимала! Ты покончил со злом. Имей терпение. В этом воплощении ты расплачиваешься за то зло, которое сделал сам. Из- за этих своих злодеяний ты долго будешь мучиться в нирайа». Вскоре после этого Ангулимала умер в мире; он достиг париниббанны.

Другие монахи спросили Будду, где родился Ангулимала, и, когда Будда отве­тил: «Мой сын достиг париниббаны», — они просто не могли в это поверить. По­этому они спросили его, как может быть, чтобы человек, убивший столько людей, смог достичь париниббаны. На этот вопрос Будда ответил: «Монахи! Ангулимала убил столько людей, так как не имел хороших друзей. Но позже он нашел хороших друзей и с их помощью и добрыми советами он стал непреклонным и серьёзным в своей жизни в соответствии с Дхаммой. Таким образом, он добром (т.е. Арахатта Мага) искупил свои злодеяния.

Затем Будда произнес следующий стих:

 

Тот, кто добрыми делами искупает зло, содеянное им,

освещает этот мир (светом Познания Магга),

как освещает его луна, вышедшая из-за облаков.

 

Песакарадхита Baттxy. Притча о ткачихе

Андхабхугпо айам локо

тануке'ттха випассати

сакуно джаламиттова

aппo саггайа гассхати.

 

Стих 174

Люди в этом мире слепы:

только немногие в этом мире ясно видят (Познанием).

Только немногим птицам удается вылететь из клетки,

так же только немногим удается попасть в мир богов (и Нирвану).

 

 

 


Во время пребывания в монастыре близ храма Аггавалы в стране Алави Будда произнес стих (174) в связи с историей о юной девушке, которая была ткачихой.

По завершении церемонии жертвоприношений в Алави Будда прочитал пропо­ведь о непостоянстве множеств (кхандаха). Основной смысл того, что подчеркивал Будда в тот день, сводится к следующему:

«Моя жизнь непостоянна; только смерть постоянна для меня. Конечно, я умру; моя жизнь закончится смертью. Жизнь непостоянна, смерть постоянна».

Будда также наставлял слушателей быть серьёзными и усердно стараться понять истинную природу множеств. Он сказал также: «Как человек, вооруженный палкой или копьем, готов встретить врага (например, ядовитую змею), так и тот, кто серьёз­но относится к смерти, встретит ее серьёзно. Он покинет этот мир ради хорошего места назначения (сугати)». Многие люди не восприняли такое наставление всерьез, но одна молодая девушка, которая была ткачихой, правильно поняла его. Прочитав проповедь, Будда вернулся в монастырь Джетавана.

По прошествии трех лет, когда Будда обозревал мир, он увидел своим зрением ту молодую девушку, и понял, что пришло время ей достигнуть Плода Сотапатти. Так, Будда отправился в страну Алави, чтобы во второй раз объяснить там Дхамму. Когда девушка услышала, что Будда снова придет с пятьюстами монахами, она за­хотела пойти и послушать проповедь Будды. Однако отец попросил ее перемотать несколько бобин нитей, которые ему срочно были нужны, поэтому она поскорее смотала их и понесла отцу. По дороге к отцу она на минутку остановилась позади слушателей, которые пришли послушать Будду.

Будда же знал, что молодая девушка придет на его проповедь; он также знал, что она умрет, когда доберется до ткацкой хижины. Поэтому было очень важно, чтобы она прослушала Дхамму по дороге к ткацкой хижине, а не по возвращении. Поэто­му, когда молодая девушка появилась позади слушающих, Будда посмотрел на нее. Когда она увидела, что Будда смотрит на нее, она поставила корзину и почтительно подошла к Будде. Тогда он поставил ей четыре вопроса, и она ответила на каждый из них. Вот эти вопросы и ответы.


Вопросы Ответы

1) Откуда ты? — Я не знаю.

2) Куда ты идешь? — Я не знаю.

3) Разве ты не знаешь? — Да, я знаю.

4) Ты знаешь? — Я не знаю, Достопочтенный Господин.

Услышав эти ответы, все подумали, что молодая ткачиха очень непочтительна. Тогда Будда попросил ее объяснить, что она имела в виду, ответив так, и она объяснила.

«Достопочтенный Господин! Так как вы знаете, что я пришла сюда из своего дома, я поняла, что, задав первый вопос, вы хотите спросить, кем я была в прошлом воплощении, поэтому я и ответила, что не знаю. Задав второй вопрос, вы имели в виду, кем я буду в следующем воплощении, поэтому и на него я ответила, что не знаю. Под третьим вопросом вы подразумевали, знаю ли я, что мне предстоит од­нажды умереть, поэтому я и ответила, что знаю. Последний же вопрос подразумевал, знаю ли я, когда умру, поэтому я и ответила, что не знаю».

Будда был удовлетворен таким объяснением и сказал остальным слушателям: «Большинство из вас не поняли истинное значение ответов этой молодой ткачихи. Тот, кто невежествен, находится в темноте, он подобен слепому».

Затем Будда произнес следующий стих:

 

Люди в этом мире слепы:

только немногие в этом мире ясно видят (Познанием).

Только немногим птицам удается вылететь из клетки,

так же только немногим удается попасть в мир богов (и Нирвану).

 

По окончании проповеди молодая ткачиха достигла Плода Сотапатти. Затем она пошла дальше к ткацкой хижине. Когда она пришла туда, отец ее спал у ткацкого станка. Внезапно он проснулся и случайно толкнул челнок, край которого попал девушке в грудь. Она умерла там же, оставив отца, убитого горем. Глаза его были полны слез, когда он отправился к Будде и попросил у него позволения стать монахом. Так он стал монахом и вскоре достиг просветления.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.