Сделай Сам Свою Работу на 5

Психологические исследования Интернета

Одним из аспектов идеологической составляющей Сети является психология киберпространства. В данной теме можно выделить такие составляющие, как психологические особенности Интернета как среды деятельности и психология различных видов деятельности, опосредован­ной Интернетом. В качестве особого предмета выделяются также фор­мы патологического использования Интернета. Разнообразные материалы представлены на сайтах: flogiston.ru, cyberpsy.ru, cyberpsychology.report.ru, psynet.b55.ru, CyberPsychology and Behavior [272], CyberStudies WebRing [277], Deviance on the Internet [284], Journal of Computer-Mediated Com­munication [362], Journal of Online Behavior [363], Psychology and the Inter­net [431], The information Society [478], The Journal of MUD Research [480], The Psychology of Cyberspace [484] и др.

E. П. Белинская, описывая «проблемное поле» психологических ис­следований Интернета, выделяет следующие перспективные направле­ния: изучение отдельных видов деятельности человека в Интернет-среде (познавательной, коммуникативной, игровой); изучение следствий этих видов деятельности на уровни личности (особенности мотивации пользо­вателей, структура их Я-концепции, специфика ценностных ориентации, возникновение тех или иных вариантов поведенческой зависимости); изу­чение Интернет-коммуникации как нового средства традиционных соци­альных практик (в качестве СМИ, средства образования, пространства политического выбора, способа психотерапевтической помощи). К основ­ным социально-психологическим направлениям прикладных исследова­ний Интернет-коммуникации автор относит изучение специфики ком­пьютерно-опосредованного общения (особенностей электронного дискур­са, закономерностей нормообразования в Сети, характеристик атрибутив­ных процессов); изучение характера влияния Интернет-коммуникации на личность пользователя (особенностей его мотивационной сферы, само­презентаций и идентификационных структур); изучение специфической поведенческой феноменологии (в основном Интернет-аддикции); новые возможности убеждения и влияния, трансформация механизмов межлич­ностного восприятия и взаимодействия, особенности норм и ьравил об­щения, его влияние на личностные диспозиции коммуникатора [20].




40 Глава 2. Интернет как объект научного исследования


2.3. Что мы делаем в Интернете?



 


А. Жичкина анализирует основные направления социально-психоло­гического подхода к исследованию феномена Интернета. К началу 90-х годов относятся работы, посвященные обоснованию возможности изуче­ния Интернета не только с технической, но и с психологической точ­ки зрения, содержащие определения виртуальной реальности и описание особенностей коммуникации посредством Интернета по сравнению с ре­альной коммуникацией. Тогда же выделилось социокультурное направ­ление исследования сетевых сообществ, в которых Интернет выступает как система сообществ, обладающих своими особенностями языка, норм коммуникации и социальной иерархии участников. Наличие этих особен­ностей позволяет говорить об Интернете как о социальной среде, которая делает возможным формирование новых оснований социальной самока­тегоризации, и тем самым может вносить вклад в формирование нового содержания идентичности пользователя [85).

Отечественные психологические исследования Интернета традиционно базируются на теории развития высших психических функций Л. С. Вы­готского, с точки зрения которой Сеть рассматривается как сложные психологические орудия, опосредующие разнообразные виды деятельно­сти (познавательной, коммуникативной, игровой). Описываются эффек­ты применения Интернета, отражающиеся на преобразовании личности и деятельности человека, конкретные механизмы развития и трансформа­ции личности [48,49].

Наиболее специфичным для Сети среди описанных эффектов явля­ется так называемый опыт потока, возникающий вне зависимости от ха­рактера осуществляемой деятельности, и детерминируемый следующими параметрами:

• высокий уровень умений, относящихся к работе в Интернете, и кон­троля;

• высокий уровень возбуждения и мобилизованности: работа в Интер­нете воспринимается как вызов способностям и умениям;

• фокусированность (высокая концентрация) внимания;

• интерактивность (скорость работы компьютера) и «телеприсутствие» (способность забываться, погружаться в «киберпространство» и вос­принимать его как реальность) [50].

Применение информационных технологий ведет к развитию и пре­образованию деятельности, опосредованной Интернетом: возникают но­вые навыки, операции и способы выполнения действий, новые целевые и мотивационно-смысловые структуры, новые формы опосредствования и новые виды деятельности [190]. С другой стороны, основным типам деятельности в Сети ставятся в соответствие формы негативного изме­нения личности: хакерство, игровая «зависимость» и Интернет-аддикция

[14,43,50].

В течение 1992-1998 гг. группой исследователей [8]было предприня­то изучение мотивационной регуляции деятельности в Интернете с помо-


шью рассылавшихся добровольцам по Сети опросников, имевших целью выявить: мотивы, побуждающие деятельность пользователей Интернета; реальные формы реализации мотивов в деятельности пользователя Ин­тернета; измененения мотивации по мере развития Интернета в нашей стране. Выявлено, что в основе полимотивированной деятельности поль­зователей Интернета лежат следующие виды мотивов:

• деловая мотивация;

• познавательная мотивация;

• мотивация сотрудничества;

• мотивация самореализации;

• рекреационная и игровая мотивация;

• аффилиативная мотивация;

• мотивация самоутверждения;

• коммуникативная мотивация.

Эти виды мотивации проявляются в различных видах направленности деятельности пользователя Интернета: познание, сотрудничество, помощь другим пользователям, интеллектуальная и творческая самореализация, поиск единомышленников, стремление найти свой круг обшения, соци­альное самовыражение.

К основным сферам проявления мотивационной регуляции в деятель­ности пользователя Интернета были отнесены: содержательная направ­ленность интересов пользователей, реализуемая в форме обращения к раз­личным типам информационных источников; оценка психологических последствий работы в Интернете; оценка пользователями значимости Ин­тернета и характера его воздействия на собственную личность и деятель­ность; осознанное представление пользователей о собственных мотивах.

Широкое внедрение информационных технологий приводит к тому, что веса мотивов делового и профессионального характера в деятельно­сти пользователей Интернета уменьшается, а мотивы коммуникативного, корпоративного и креативного содержания, мотивы личностного общения приобретают все большую представленность в системе мотивационной ре­гуляции [8].

Перейдем к описанию основных видов деятельности, опосредованных Интернетом, и к наблюдающимся искажениям данных видов деятельно­сти, связываемых с нарушениями личностного развития пользователей.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.