Сделай Сам Свою Работу на 5

Что делает с нами Интернет?

Интернет и личность

Сквозными темами психологических исследований характера и послед­ствий разного рода сетевой активности являются: психология Я в Ин­тернете, проблемы идентичности и, конечно же, проблемы Интернет-зависимости.

Киберантропология рассматривает компьютер как отражение Я [267]. По мнению многих авторов, в Сети создаются принципиально новые воз­можности для актуализации личности, в связи с чем выделяется отдельное направление — психология Я в Интернете [467]. Отмечавшиеся уже неви­димость субъекта коммуникации, анонимность, разнообразие сред обще­ния, видов деятельности и способов самопрезентации благоприятствуют проявлению в поведении индивидуальных различий [84].

Относительно характеристики Интернет-активности с точки зрения ее регламентированности имеются противоречивые мнения. Так, А. Жич-кина относит большинство социальных ситуаций в Интернете как «сла­бые», то есть такие, в которых внешние воздействия оказывают слабое влияние на поведение [84], что также способствует реализации личност­ных особенностей. Однако это мнение не поддерживают другие авторы: указывается, что в чатах для борьбы с нарушителями практикуется выде­ление одной или нескольких групп, на которые возлагается функция со­циального контроля [116,147] и реализация жесткой системы управления, имеющей целью подавление энтропийных тенденций [145], а игроки MUD требуют применения «чрезмерно строгих» санкций за возможные либо мнимые нарушения установленных правил взаимодействия [190]. По-ви­димому, в такой двойственности отражается гибкость Сети при создании


комфортных (и, следовательно, соответствующих индивидуальным осо­бенностям пользователей) условий активности: получить желаемое здесь могут как стремящиеся к регламентации, так и отвергающие ее.

Проявления индивидуальности в Интернете можно рассматривать как особенности, влияющие на сетевую активность и ее параметры. Среди осо-бенностей-предпосылок сетевой активности выделяют: пол пользователя6* [434,437,445,451, 474, 475,497]; возраст [317, 320,440,494]; уровень дохо­дов [354]; степень интереса и удовольствия от работы, уверенность в своих возможностях [248,474]; уровень развития познавательной сферы [238]; для русскоязычных пользователей — уровень владения английским язы­ком как языком системных сообщений, инструментарием программиро­вания, технической документации [189]; наличие определенных знаний о доступных информационных ресурсах и стратегиях поиска необходи­мой информации [25] и т.д. Важным направлением психологического рас­смотрения являются мотивационные аспекты деятельности в Интернете [9,133,181,285,499]. Примером комплексного изучения субъектных пред­посылок использования ресурсов Сети (демографические показатели, осо­бенности личности, характеристики, когнитивные стили) является иссле­дование, проведенное в рамках проекта HomeNetToo [356].



Индивидуальные особенности реализуются также в особенностях про­текания сетевой активности, определяя, в частности, предпочтение того или иного вида деятельности в Интернете [451], выбор пароля для элек­тронной почты [7], свойства аватаров [14,109], количество и содержатель­ные характеристики ников в форумах и самооописаний в MUD [209,211], особенности личных домашних страничек [106,202,526]. При этом на са­мопрезентацию в Сети влияют четыре фактора: опыт взаимодействия с компьютером и опосредованного компьютером общения; аудитория; степень самосознания владельца; идентификация с определенной соци­альной группой/категорией пользователей компьютера (социальная иден­тичность) [202]. А. Жичкина указывает, что в особенностях предъявляе­мых «виртуальных личностей» могут отражаться особенности, связанные с протеканием процессов самоопределения, самоверификации, измене­ния структуры идентичности человека, выражающие тенденцию к мно­жественности идентичности [87]. Индивидуальный стиль поведения, пе­реживания и аффективного реагирования в значимых или конфликтных ситуациях реальной жизни индивида, неосознаваемые аспекты личности проявляются в таких характеристиках игровой де­ятельности в Сети, как направленность и динами­ка игры, способы действия в различных игровых ситуациях [ 140].

Считается, что женщины относятся к технологии вообще как к средству, мужчины — как к оружию; женщинам она нужна для того, чтобы что-то делать, мужчинам — для того, чтобы стать сильнее; женщины требуют от технологии удобства, мужчины — скорости; Для женщин это возможность присоединиться, для мужчин — отстоять свою автономию; разработчики, ориентируясь на гендерные различия, создают условия для их углубления [434].


74 Глава 2. Интернет как объект научного исследования


2.4. Что делает с нами Интернет?



 


Личность в Сети не только актуализируется, но и развивается, в свя­зи с чем Л. О. Пережогин говорит об Интернете как метаперсонифици-рующей среде [159]. Ю.Д.Бабаева, А. Е. Войскунский, О.В.Смыслова считают, что процесс преобразования личности в Интернете приобрета­ет свойства активности, целенаправленности и произвольности [14]. Сеть предоставляет субъекту возможность осмысления мотивационных ори­ентиров собственной деятельности и свойствах идеального Я, в связи с чем складываются условия осознания «составных частей» своей лич­ности и приобретения навыков управления ими [20, 106, 209]. Поэтому Н.Д.Чеботарева полагает, что множественность и изменчивость идентич­ности в виртуальной коммуникации отражает развертывание структуры собственной личности и исследование породивших их потребностей [209]. Другой важной темой психологической рефлексии является проблема идентичности в Сети [273], поскольку активность в киберсреде предпола­гает в качестве необходимого условия решение задачи самоопределения и поиска идентичности [20]. По выражению Е. Е. Прониной, отработка субличностей является имманентным свойством человеческой психики и механизмом ее развития, который предельно актуализируется в со­временных условиях. Если в середине XX века считалось, что стойкая моноидентификация является необходимым условием психического здо­ровья и жизненного успеха, то к его концу стал очевидным адаптивный потенциал так называемого «протеического»7* стиля поведения. В этом смысле Интернет становится инкубатором личности, приспособленной к жизни в стохастическом, «текучем», стремительно меняющемся мире [173, с. 253-255]. Продуктом, выращиваемым в этом инкубаторе, стано­вится виртуальная личность, обладающая виртуальной идентичностью, в связи с чем появляется комплекс проблем, связанных с факторами, определяющими ее параметры, с соотношением виртуальной и «реаль­ной» идентичности, в том числе, их возможным взаимным влиянием.

М. Bogdanowicz, L. Beslay рассматривают виртуальную идентичность как состоящую из двух аспектов: «перевод на компьютерный» набора существующих представлений о собственной индивидуальности и поиск в компьютерной среде таких данных [241].

Согласно данным А. Жичкиной, влияние Интернет-коммуникации на идентичность пользователей исследуется в рамках двух направлений: исследования влияния Интернет-коммуникации на социальную идентич­ность пользователя и исследования причин создания «виртуальных лич­ностей». Автор выделяет две группы причин: мотивационные (удовлетво­рение уже имеющихся желаний) и «поисковые» (желание испытать новый опыт как некоторая самостоятельная ценность). В первом случае создание виртуальной личности выступает как компенсация недостатков реальной социализации. Такая виртуальная личность может существовать как «для

7' От имени Протея — древнегреческого божества, обладавшего способностью принимать любой облик [101, с. 272].


себя», осуществляя идеал я или, наоборот, реализуя деструктивные тен­денции пользователя, так и «для других», с целью произвести определен­ное впечатление на окружающих. Во втором случае виртуальная личность создается для расширения уже имеющихся возможностей реальной соци­ализации, получения нового опыта [84].



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.