Сделай Сам Свою Работу на 5

Третья республика во Франции. Конституционные законы





Вторая империя просуществовала до 1870 года. Первые сражения франко-прусской войны обнаружили разложение правительства и армии Франции. Наконец, под Седаном прусско-германские войска заставили капитулировать 100-тысячную французскую армию. Эта катастрофа подняла на ноги Париж. Народ ворвался в Законодательное собрание. Под его прямым давлением были декретированы упразднение империи и восстановление республики — третьей по счету. Это произошло 4 сентября 1870 года. Власть оказалась в руках узкой кучки профессиональных политиков и военных, присвоивших себе название правительства «национальной обороны». Свои усилия новое правительство Франции сосредоточило главным образом на том, чтобы любой ценой сговориться с Пруссией: боялись революционной ситуации, которая складывалась в результате военного поражения, экономической разрухи, нищеты масс.

Парижская коммуна:

18 марта 1871 года пролетариат Парижа восстал после шестимесячной осады города прусскими войсками, измученный голодом и безработицей. Организованный в Национальную гвардию пролетариат провозгласил Коммуну, в которой видел осуществление принципов той «социальной республики», за которую он тщетно боролся в 1848 году. Временная власть оказалась в руках Центрального комитета Национальной гвардии.



Две силы: пролетарский Париж, с одной стороны, и буржуазная Франция — с другой, — оказались в состоянии гражданской войны.

Коммуна ликвидировала постоянную армию, распустила старую полицию. Не стало буржуазного суда. Церковь была отделена от государства. Центральный комитет Национальной гвардии начал с выборов в Совет Коммуны. Выборы в Совет Коммуны производились по городским округам, на основе всеобщего избирательного права и при совершенной свободе мнений.

Исполнение законов, осуществление политики Совет Коммуны поручил 10 комиссиям, 9 из которых имели строго определенную компетенцию: финансовую, просвещения, юстиции, внешних сношений, труда и обмена, общественных служб, обороны, общественной безопасности и др. Роль координирующего центра играла особая Исполнительная комиссия, составленная из делегатов всех прочих комиссий.



Комиссии, в свою очередь, опирались на широкий актив, особенно на профсоюзы и другие рабочие организации.

Коммуна разработала и опубликовала план государственного переустройства Франции. Он был назван «Декларацией к французскому народу» (19 апреля 1871 года). Его принципы: Франция должна была стать республикой, объединяющей свободные коммуны, организованные по типу Парижской. И города, и самые малые деревни должны были обладать полнотой самоуправления, ограниченной одним — полнотой прав соседних коммун и интересами страны в целом. Каждой коммуне предоставлялось право иметь собственную военную силу в лице национальной гвардии, свободно избирающей своих офицеров. Коммуны при всей их автономии объединялись в главном городе округа. Окружные собрания посылали депутатов в Национальную делегацию, заседающую в Париже. Центральное правительство наделялось немногими, но очень важными функциями.

Коммуна предполагала обновить судебный аппарат на основе выборов, но в качестве временной меры было принято назначение судей исполнительной комиссией Коммуны. Низшей судебной инстанцией остались мировые судьи. Многие из них были простыми рабочими. Они разбирали незначительные уголовные и гражданские дела. Для более серьезных уголовных дел был создан особый суд, заседавший вместе с присяжными заседателями. Он назывался «обвинительным жюри».

Трагический финал Коммуны общеизвестен. Обладая перевесом сил, версальское правительство сумело овладеть Парижем. Коммунаров сотнями расстреливали без суда.

Отдав Германии Эльзас и Лотарингию, обязавшись пятимиллиардной контрибуцией, Национальное собрание Франции, избранное в феврале 1871 года, приобрело мир. После того главной задачей Собрания стала выработка конституции. На это ушло 4 года. В конституционной комиссии заседали 20 монархистов и 10 республиканцев. Замышленная в качестве временной, конституция 1875 года оставляет без внимания такие непременные атрибуты, как функционирование правительства, положение судей, вотирование бюджета и пр.



Конституционные законы 1875 года:

♦ КЗ об организации государственных властей 25 февраля 1875 года — законодательная власть осуществляется 2 собраниями: палатой депутатов (всеобщим голосованием) и сенатом (определяются особым законом); президент избирается абсолютным большинством голосов сенатом и палатой депутатов, соединенных в национальное собрание на 7 лет; может быть переизбран. Президент имеет право амнистии, назначает все гражданские и военные должности, располагает вооруженной силой, обнародует законы; каждый акт президента должен быть скреплен подписью министра. Президент ответственен только в случае государственной измены.

♦ Закон об организации сената 24 февраля 1875 года — сенат образуется из 300 членов, 225 избираются департаментами и колониями и 75 — Национальным собранием. Сенат наряду с палатой депутатов имеет право законодательной инициативы и выработки законов. Сенат может преобразовываться в верховный суд для суда над президентом республики или министрами.

♦ Закон об отношениях государственных властей 16 июля 1875 года — заседания палаты депутатов и сената публичны, однако по требованию известного числа своих членов могут закрыть двери. Президент обнародует законы в течение месяца, следующего за передачей правительству окончательно принятого закона. Президент не может объявить войну без предварительного согласия обеих палат. Республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра.

58. Гражданский кодекс Наполеона
Кодекс делился на 3 части:
1. О лицах, куда были включены разделы о гражданских правах вообще, актах гражданского состояния, семейном праве.

2. Об имуществах и о различных видоизменениях собственности, куда вошли институты вещного права.

3. О различных способах, которыми приобретали собственность. Эта часть включала в себя наследственное право, обращение имущества в семье, договоры и иные обязательства.

Многие статьи кодекса были объясняющими и не регулировали правовых ситуаций, то есть шло объяснение, что такое движимое и недвижимое имущество, что такое договор и т.д., поэтому Кодекс был громоздким, но зато такое построение делало его понятным. В Кодексе устанавливалось единое понятие французского гражданства и связанного с ним единства прав. Однако равенство правоспособности не было абсолютным, так как правоспособность женщин, например, была ограничена семейным правом. Гражданство можно было не только приобрести, но и утратить, однако ГК устанавливал только частноправовые, то есть неполитические, основания к утрате гражданства. Права иностранных граждан во Франции были отличны от французов. Они определялись соглашением с той или иной стороной.
Гражданская дееспособность наступала в 21 год, после чего ее ограничение было возможно только в рамках брачно-семейных отношений или вследствие опеки. Предоставлялась возможность полного лишения дееспособности.
Центральным институтом вещного права было право собственности. Согласно доктрине Кодекса, собственность имела, во первых, абсолютный характер, т.е права владельца практически ничем не ограничивались, во вторых, Кодекс закрепил неприкосновенность и неотчуждаемость собственности. В зависимости от субъекта права выделялось 3 вида собственности:
1. Индивидуальная.

2. Государственная.

3. Общинно-коммунальная.

Однако главное внимание уделялось частной собственности, но оговаривалось, что некоторые объекты могут быть только государственными (порты, крепости) или только в коммунальной собственности.
Все вещи делились на 4 группы:
1. Недвижимая собственность (земля, дом).

2. Принадлежащие недвижимости в силу своего предназначения, например мебель в доме или скот для обработки земли.

3. Прочие движимые вещи.

4. Особо ценные движимые вещи (деньги, драгоценности, частные бумаги, коллекции).

Такое деление вещей было существенным для разных требований в отношении отчуждения и различных операций с ними.
Особое место в Кодексе принадлежало договорному праву. Основным принципом договорного права являлась свобода договора, что означало:
♦ Никто не может быть принужден к заключению соглашения, не соответствующего его намерениям.

♦ Содержание соглашения определяется только по воле сторон.

Другим принципом договорного права являлось положение об обязательной силе соглашений, что означало: соглашение не может быть расторгнуто односторонними действиями. Эти принципы способствовали развитию частной капиталистической инициативы и предпринимательства.
В Кодексе предусматривались распространенные виды договоров: продажа, мена, найм вещей, работы или услуг, товарищества, ссуда, хранение, залог.
Вторым источником обязательств являлось причинение ущерба.
В области семейного права важным новшеством было закрепление института только гражданского брака, который заключался государственными административными органами по правилам регистрации актов гражданского состояния. Брачный возраст для мужчин был 18 лет, для женщин – 15. Но до 25 лет мужчины и до 21 года женщины могли вступить в брак только при согласии родителей или семейного совета. Кодекс признавал право на развод, который допускался в случае супружеской измены, грубого обращения. Однако в брачно-семейном праве сохранились некоторые пережитки феодального права. Закреплялась власть отца и мужа в семье. Мужчина мог пользоваться имуществом жены или доходами с него. За непослушание члены семьи могли быть помещены в тюрьму или исправительный дом, а жену, уличенную в супружеской измене муж мог по личному усмотрению поместить на несколько дней в тюрьму.
Наследование оставалось по закону и по завещанию, однако завещатель мог распорядиться лишь от 1/3 до 3/4 принадлежащей ему собственности.

59. Уголовный кодекс 1810 года
Данный кодекс состоял из 4-х книг:
1. О наказаниях уголовных и исправительных и их следствиях.

2. О лицах наказуемых, освобождаемых от ответственности и ответственных за преступления и проступки.

3. О преступлениях, проступках и их наказаниях.

4. О полицейских нарушениях и их наказаниях.

В основе доктрины Кодекса лежало представление о преступлении как о проявлении направленной человеческой воли, вредной для сообщества. Субъектом преступления, проступка и нарушения признавалось практически любое лицо. В Кодексе не было никаких социальных, возрастных и других ограничений. Однако для преступников моложе 16 лет допускалось применять более мягкие виды наказаний. Кодекс 1810 года был первым в истории права уголовным сводом, в котором на принципиально новых основах систематизировались все уголовно наказуемые деяния, определялись конкретные критерии их наказуемости.
I. Преступления и проступки против публичных дел были выдвинуты на первое место по важности. Они подразделялись на 3 группы:
1. Преступления против внешней безопасности государства: поднятие оружия против отечества, отношения с враждебными государствами, покушение на императора или членов его фамилии.
2. Преступления и проступки против Конституции: посягательство на избирательные права граждан (угроза, фальсификация), должностные преступления.
3. Преступления и проступки против публичного мира: фальшивомонетничество, подделка государственных печатей, знаков оплаты, официальных документов, подделка частных бумаг.
I. Преступления против частных дел, которые делились на 2 группы:
1. Преступления против лиц: убийство, ранение, клевета, оскорбление, изнасилование, нарушение семейных устоев.
2. Преступления и проступки против собственности. Они регламентировались более детально и большое место было уделено различным видам краж. Особую категорию составляли экономические преступления, в том числе те, которые впервые стали предметом регулирования уголовного закона, например, раскрытие промышленных и коммерческих секретов.
К нарушениям полицейских правил были отнесены правонарушения незначительные, хотя их последствия могли быть серьезными: разведение огня в неположенном месте, нарушение почтовых правил, мер и весов.
Наказания подразделялись на 2 основных класса: уголовные (назначались за преступления) и исправительные (назначались за проступки).
Уголовные наказания могли быть:
1. Мучительными и позорящими:

♦ Смертная казнь.

♦ Пожизненная каторга.

♦ Срочная каторга.

♦ Депортация.

♦ Лишение свободы.

2. Только позорящими:

♦ Изгнание.

♦ Выставление у позорного столба.

♦ Поражение в правах.

Все прочие наказания были отменены, в первую очередь телесные. Смертная казнь назначалась за преступления против государства, Конституции и личности. Смертная казнь назначалась приблизительно за 30 случаев и единственной формой ее осуществления было отсечение головы при помощи гильотины. Депортация являлась одним из самых тяжких видов наказания, причем она была пожизненной. Каторга и депортация влекли за собой полное поражение в правах. Назначение позорящих наказаний сопровождалось временным лишением политических или общегражданских прав. Дополнительным наказанием при самых тяжких преступлениях применялась конфискация имущества.
В 1808 году был принят УПК Франции, который закрепил принципы буржуазного состязательного процесса.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.