Сделай Сам Свою Работу на 5

Сеньориальная монархия во Франции: общественный и государственный строй.





Образовавшееся после раздела франкского королевства в 843 году, Западно-Франкское государство вскоре получило название Франция. История государства средневековой Франции делится на следующие периоды:

1. Сеньориальная монархия (9-13 века).

2. Сословно-представительная монархия (14-15 века).

3. Абсолютная монархия (16-18 века).

Сеньориальная монархия.

Формирование самостоятельного французского государства заняло почти 2 века. В этот период королевство состояло из большого количества феодальных владений, герцогств и графств. Эти феодальные владения, которые назывались фьефы, считались составной частью государства, но фактически представляли собой независимые политические образования.

В 987 году французская знать избирает королем Гуго Кабета, который становится основателем династии Капетингов. Первые короли этой династии были по сути крупными феодалами с особым титулом. Полномочия государственного характера королевская власть не подразумевала, а государственное единство сводилось к общепризнанной феодальной иерархии вассальных отношений.

Номинальным собственником земли считался король. Получая землю от короля, феодалы считались его вассалами, а король их сеньором.



Феодальное сословие было организовано иерархически. Во главе этого сословия стоял король (монарх) от которого держали землю крупные феодалы герцоги и графы. У этих вассалов короля были свои вассалы – бароны и виконты. В самом низу феодальной иерархии стояли рыцари, которые назывались шевалье. Таким образом, отношениями вассалитета были охвачены все представители господствующего сословия. Вассал был обязан верно служить своему сеньору, нести военную службу в его пользу, выкупать сеньора из плена, участвовать в сеньориальном суде, подносить подарки по случаю посвящения в рыцари старшего сына и выдачи замуж старшей дочери сеньора. Вассал мог рассчитывать на покровительство и защиту своих прав со стороны сеньора. Вассальная система во Франции имела децентрализованный характер, то есть промежуточные звенья вассальной иерархии не зависели от короля. Действовал принцип – «Вассал моего вассала не мой вассал». Причем феодальный обычай признавал за вассалом право вступать в феодальную зависимость сразу к нескольким сеньорам, поэтому французские феодалы часто становились вассалами германского императора и английского короля. Они заключали между собой договоры, не редко и против собственного короля, то есть короля Франции.



В 12 веке происходит государственная централизация. Расширяется королевский домен, то есть личные владения короля и формируется государственная администрация. Устанавливается порядок фамильного престолонаследия.

Выросло число прямых вассалов короля, а к 13 веку все жители в королевстве считались подданными короля. Однако, организация центральной администрации была связана с феодально-вассальной системой. Основным учреждением был королевский двор, который составляли вассалы короля. Он являлся политическим советом короля и являлся королевским судом. Королевский двор обладал внутренней иерархией, где на первом месте были члены королевской семьи, но с 13 века королева и наследник престола отстраняются от государственных дел. После членов королевской семьи в иерархии следовало окружение короля и должностные лица.

Наиболее важной фигурой в управлении в 11-12 веках был сенешал – это был командующий армией и начальник администрации. Дела короля велись камердинером, но с середины 12 века на главное место в администрации выходит канцлер, которому перешли функции сенешала.

В середине 11 века начинается организация местной администрации.

Домен делился на округа, которые назывались превотажи, которые управлялись прево – это были не вассалы, а служащие короля. Они ведали сбором налогов, осуществляли административно-судебные функции в округе. Затем для общего надзора на места стали посылать бальи. Каждому бальи назначался особый округ, который назывался бальяж, он включал в себя несколько превотажей.



В середине 13 века Людовик IX проводит ряд реформ, направленных на изменение феодально-сеньориального режима.

Реформы Людовика IX.

1.Военная реформа. Людовик запретил вести любые войны в королевском домене. На остальной территории государства устанавливались так называемые 40 дней короля – это был срок, в течение которого все споры между феодалами должны были решаться с помощью королевского суда. Только после этого, если соглашение не достигнуто, сторон могли начинать военные действия. В городах формируется милиция (ополчение) под началом королевских военных.

2.Административная реформа. Создается институт королевских следователей, которые на местах контролировали деятельность бальи и расследовали обвинения.

3.Финансовая реформа. На территории домена вводилась единая королевская монета и запрещалось хождение денег других феодалов, а в графствах и герцогствах хождение королевской монеты было обязательным, что привело к росту королевских доходов. Было сформировано специальное финансовое ведомство – счетная палата.

4.В 1260 году было положено начало организации высшей юстиции. Был создан парижский парламент – постоянно действующий королевский суд, куда обращались с исками кассационными жалобами феодалы и население городов. В судебную практику входит и письменная процедура, заимствованная из римского права.

30. Социальная структура и правовое положение населения Франции в период сословно-представительной монархии.
В конце 13-начале 14 века в экономическом развитии и социальных отношениях во Франции происходят существенные изменения. Королевский домен охватывал ¾ территории страны, а политическим и хозяйственным центром стал Париж. Развиваются товарно-денежные отношения и складывается общенациональный рынок и складывается единая этническая территориальная общность, народность. Происходит отмена личной зависимости крестьян. Пахотные земли сеньоров передавались в пользование крестьянам, за что они платили фиксированную ренту («ценз»), а такая форма землепользования называлась цензива. Крестьянин мог передавать цензиву по наследству и продать с согласия сеньора. В 14-15 веках завершилось оформление сословий. Каждое сословие имело определенные привилегии и обязанности. Все население было разделено на 3 сословия:
1. Духовенство.
2. Дворянство.
3. Третье сословие.
Духовенство.
Объединение духовенства в сословие было связано с победой королевской власти в конфликте с римскими папами за политическое верховенство. В течение века римские папы находились в прямой зависимости от французских королей. Резиденция пап была перенесена из Рима во французский город Авиньон, из чего королевская власть извлекла не мало пользы. Французское духовенство должно было жить по законам королевства и рассматривалось как часть французской нации ранее духовенство подчинялось римским папам. Короли присваивали часть доходов церкви, сократился круг лиц, попадавших под духовную юрисдикцию. Вместе с тем, за духовенством закрепились важнейшие привилегии: право получать десятину, пожертвования, оно сохранило налоговый и судебный иммунитет. Духовенство занимало высокие посты в управлении.
Дворянство.
Дворянство объединило всех светских феодалов, которые рассматривались уже не как вассалы короля, а как его слуги. Дворянство было замкнутым и наследственным сословием. Покупка поместий лицами незнатного происхождения теперь не давала им дворянского звания.
Дворянство сохранило свою основную привилегию: исключительное право собственности на землю с правом передачи по наследству. Дворяне также не платили налогов.
Третье сословие.
Третье сословие включало городское население и крестьян-цензитариев. Это сословие не имело личных привилегий и имущественных прав вообще и не было защищено от произвола королевской администрации. Третье сословие несло основное бремя налогов.

31. Государственный строй Франции в период сословно-представительной монархии
В 14 веке королевская власть приобретает новые полномочия и даже новое политическое содержание. Приоритетный сеньориальный статус короля сменился государственным. Этот статус основывался не на отношениях вассалитета, а на подчинении безусловного подданства. Престол стал наследственным в роде царствующего монарха по мужской линии. Сложилась политическая доктрина новой французской монархии. Ее исходный мотив составляло положение о том, что король располагал независимым положением и неограниченными правами. Король являлся защитником публичного мира в стране, а знать – его слугами.
Личность короля и его права охранялись особым образом, а покушение на них составило особый состав преступления. Королевские указы, которые назывались ордонансы, становятся законами.
Стремление короля к централизации вызвало оппозицию знати, а в кризисные политические моменты общественное согласие для короны было острой необходимостью. Вследствие этого возникло учреждение с чертами сословного представительства – Генеральные штаты. Впервые генеральные штаты были созваны королем в 1302 году для того, чтобы штаты поддерживали короля в борьбе с римскими папами. В генеральных штатах заседали представители трех сословий. Заседали они раздельно и принимали каждое свое решение. Обычно, король придерживался решений, одобренных двумя или тремя сословиями. Представители первых двух сословий приглашались в генеральные штаты письмом короля, а представители третьего сословия избирались. Единой организации работы генеральные штаты не имели, а их компетенция была неопределенной. В основном, они высказывались по следующим вопросам:
1. Установление новых налогов.

2. По мирным соглашениям или переговорам.

3. По предложениям и просьбам от сословий к королю.


Наибольшего могущества генеральные штаты достигли в середине 14 века, когда Франция несла поражение в годы столетней войны. В 1356 году после поражения французских войск и пленения короля англичанами, регент государства Карл созвал генеральные штаты, чтобы получить их разрешение на сбор налога для выкупа короля из плена и продолжения войны, однако штаты заняли независимую позицию и передали власть комиссии из 5 человек и поручили ей провести реформу государственного управления.
Регент распустил генеральные штаты, а созванные в 1357 году генеральные штаты оказались еще более оппозиционными. Они потребовали смещения ряда должностных лиц, требовали расширения прав штатов в текущем управлении страной, установления контроля за выпуском монеты расходованием средств. Правительство принимает эти условия и в 1357 году издается Великий Мартовский Ордонанс. Генеральным штатам было предоставлено право собираться 3 раза в год по своей воле без приглашения короля. Решения штатов считались окончательными без королевского одобрения, а финансы могли расходоваться только на цели, предписанные штатами. Однако, ордонанс почти не применялся и штаты продолжали созываться по королевскому желанию.
К 14 веку большинство прежних должностей утратили свое значение. Сохранил свой статус только канцлер. Для управления финансами были созданы должности казначеев. Появляются должности тайных секретарей (секретари - нотариусы), которые вели дела королевского совета. Королевский совет стал основным органом принятия государственно-политических решений. В нем заседали вместе с легистами 42 представителя светской и духовной знати. Совет собирался 1 раз в месяц. С начала 15 века он переключился в основном на разбор судебных дел. В этот период формируется регулярная армия, а дворянство получило исключительное право на занятие офицерских должностей.

32. Абсолютная монархия во Франции
В конце 15 века закончилось окончательное объединение Франции и государство превратилось в абсолютистское. Укрепилась неограниченная монархическая власть, ликвидировались средневековые местные привилегии, установилась единая система управления, единый закон. Прежде всего, абсолютизм характеризуется тем, что вся полнота законодательной, исполнительной, военной и судебной власти сосредоточилась в руках наследственного главы государства – короля. Ему подчиняется весь централизованный бюрократический государственный аппарат.
Признаки абсолютизма.
1. Воля монарха в формальном отношении стоит выше закона.

2. Королевская власть контролирует все провинции государства.

3. Монарх обладает правом бесконтрольного издания обязательных для исполнения законов и указов.

4. Сеньориальные суды – упразднены и заменены королевскими как в центре, так и на местах.

5. Ликвидация городской автономии.

6. Корона располагает бесконтрольным правом устанавливать налоги с населения.

7. Наемная армия.

В период абсолютизма прекращается деятельность генеральных штатов. В центральном аппарате основную роль начали играть государственные секретари – министры. Усилился бюрократический аппарат. Проводником решений правительства на места становятсяинтенданты, которые назначались центральной властью. Большую роль в управлении играл генеральный контролер финансов, который руководил не только экономической политикой, но и часто контролировал деятельность администрации.

33. Источники права феодальной Франции
В истории французского права нашли наибольшее отражение источники права феодальной средневековой Европы. Множественность и партикуляризм средневекового права мешали образованию единой национальной правовой системы. До революции 1789 года французское право представляло собой соединение многочисленных правовых систем, действие которых распространялось на определенный круг лиц или же на определенную территорию.
Важнейшим источником права был обычай. К 10 веку перестали действовать варварские правды. На смену им пришли территориальные правовые обычаи – кутюм, которые получили наибольшее распространение в Северной Франции. Обычаи складывались в устной форме, формировались на основе обыкновений, складывавшихся на протяжении многих поколений, отражали реальные потребности феодального территориального коллектива. Обычаи признавались в судах, если они известны по крайней мере 40 лет. С 12 века отдельные обычаи начали записываться. В 13 веке был составлен большой кутюм Нормандии, который использовался в судебной практике как сборник обычного права. Наиболее известны кутюмы Бовези, которые являлись кодификацией обычного права с добавлением ряда норм римского права. К 16 веку Парижский парламент составил более 250 сборников кутюмов. Записанные кутюмы приобрели ряд черт закона – стабльность, определенность и т.д., однако они не рассматривались как закон, хотя и санкционировались государством.
На юге Франции источником права становилось римское право, которое опиралось на кодификацию Феодосия и на Лекс Визигиториум. Ренессанс римского права во Франции начался с 13 века и связан со школой глоссаторов – комментаторов источников римского права. Начали открываться юридические факультеты во Франции, начало преподаваться римское право. Однако власть не признавала римское право в судебной практике. Официально преподавание Р.П. в Сорбонне было разрешено в 1679 году. Вместе с тем признавалось доктринальное значение Р.П. как права ученых. Позднее римское право развивали другие правовые школы.
К числу важных источников права относилось также каноническое право, право церкви. Своего апогея оно достигло также в 12-14 веках, когда расширилась компетенция церковных трибуналов в отношении светского населения. В последующее время за власть с духовной властью спорила светская. Ордонанс 1539 года воспрещал церковным судам рассматривать дела, касающиеся светских лиц. К тому времени утвердилось положение о том, что король осуществляет власть в королевстве единолично. В 1582 году был принят свод канонического законодательства. В конечном счете церковное право старого образца молчаливо признавалось королями, а после принятия свода требовалась королевская санкция, которая регистрировалась в парламенте.
Большое значение имело городское право, которое рассматривалось также как обычное право. Его источниками были городские хартии, которые отражали компромисс горожан с сеньорами. Постепенное развитие торговли привело к появлению международного морского и торгового права в виде торговых обыкновений.
Силу принимают акты королей – установления, приказы, декларации, ордонансы. Юристом Бриссоном в 1587 году был подготовлен Кодекс Генриха Третьего. Создается совет по реформе законодательства под начальством Кольбера в период правления Людовика 14. Нормы королевского права в этот период затрагивают огромный круг общественных отношений.
Дополнительным источником права были акты парламентов.


34. Право собственности, обязательственное право феодальной Франции
Феодальная основа права собственности на землю заключается в том, что оно закреплялось исключительно в отношении дворянства и духовенства. К 11 веку полностью исчезает свободная крестьянская собственность на землю и аллоды. Феод утверждается в качестве единственной формы земельной собственности. Не признавались бесхозяйные земли. Все земли в стране держались от имени короля.
Другой чертой феодального права была его расщепленность, это зависело от вассальной лестницы. За сеньором по Р.П. стало признаваться прямое право собственности, за вассалами – право извлечения плодов. За вассалами было закреплено право на эксплуатацию крестьян путем взимания поборов. Сеньор также сохранял за собой административно-судебные права и контроль за участком. Возможно было передавать земли подвассалам.
Права собственности рассматривались во Франции как семейно-родовые, распоряжение землями было под контролем родственников, которые имели право преимущественного выкупа семейного имущества в течение 1 года и 1 дня.
В Северной Франции не было права собственности на землю, а было право держания – сезина. Сезина могла приобретать форму феода и переходила в собственность по приобретательной давности.
Феодальное право было неразрывно связано с владельческими правами крестьян, которых нельзя было согнать с земли. Основная форма держания – цензива, когда крестьянин мог даже распоряжаться землей. Крестьянин мог продавать, закладывать, дарить цензиву, но при условии, что феодал получал свой ценз. До революции право феодальной собственности сочеталось с общинными правами на землю. Однако при Людовике 14 дворяне получили права конфисковывать земли за плату в казну.
Феодальное право тормозило развитие обязательственных отношений. Даже купля-продажа производилась в торжественной форме. Важные сделки стали производиться в письменной форме и заверяться нотариусами. (см. приобретение в Р.П. то же самое)
Особенно тщательно регламентировалась купля-продажа земли в обычном праве, у сеньора было преимущественное право покупки земли. Скупались также цензивы, права на землю, а не сама земля.
Получил развитие договор дарения, начиная с 10 века, когда он маскировал договор купли-продажи. Этот договор де-факто становился двусторонним и возмездным. Также посмертным дарением маскировались завещания.
Широкое распространение получил договор аренды земли, когда дворяне сами отказывались от распашки земель и передавали их в аренду, аренда могла повышаться со временем, что было выгоднее цензивы.
Важное место занимал договор займа. Каноническое право запрещало взимание процентов, однако стороны нашли пути обхода путем дополнительных соглашений. Форма займа не изменилась со времен римского мутуум.
Отдельную регламентацию получили нормы торгового права в ордонансах о морской торговле, ставшие прообразами межд. частного права.

35. Уголовное право и судебный процесс феодальной Франции
Во Франции Средневековья продолжала существовать до 11 века система преступлений как частная обида (по Салической Правде). Однако с 11-12 века начинает зарождаться уголовное право в современном понимании. Преступление перестает быть частным делом, а становится «нарушением порядка». Получают развитие такие качества УП, как ответственность без вины, жестокость наказаний, неопределенность составов. УП становится феодальным, дела подвластных крестьян разбирал сеньор.
С централизацией власти ослабляется юрисдикция сеньора. Короли стали вмешиваться и в сферу действия канонического права, регламентируя церковные преступления. Наиболее жесткие преступления стали рассматриваться как преступления против короля. Вместе с тем король лишился права помилования за тяжкие преступления.
До революции уголовная ответственность связывалась исключительно с сословным положением лица. К дворянам лишь в исключительных случаях применялись телесные наказания, которые обычно заменялись штрафами и конфискацией, не допускалось повешение. Особая система ответственности была и для духовенства. Вместе с тем законности не существовало для крестьян, чьи восстания подавлялись с особой жестокостью. В УП допускалось объективное вменение. УП знало принцип невменяемости, однако по делу об оскорблении величества привлекались даже объекты материального мира.
Виды преступлений:
1. Оскорбление королевского величества, государственная измена.
2. Религиозные преступления, ереси и т.д. Карались линчеванием.
3. Бродяжничество, нищенство и т.д. Связано с развитием капиталистических отношений и созданием системы наемного труда.
4. Личные и имущественные преступления.
Исполнение наказаний было публичным, французы знали множество способов казни. Широко применялось тюремное заключение для низших сословий, конфискации имущества для буржуа.
Судебный процесс. Вплоть до конца 12 века он носил обвинительный характер. Допускался судебный поединок. Однако позднее появился розыскной (инквизиционный) процесс. Стали применяться пытки. До 15 века они существовали параллельно, позднее обвинительный процесс отпал. Окончательно он закрепляется Большим уголовным ордонансом 1670 года.
Первой стадией процесса было дознание. Потом применялась пытка. Рассмотрение дела проходило в закрытом заседании. Доказательствами вины, помимо признания под пыткой, были показания двух свидетелей, протоколы на месте преступления, письменные доказательства.
До 13 века приговоры не подлежали обжалованию. Лицо, недовольное решением судей, могло вызывать их на судебный поединок. Позднее любое дело сеньориального суда стало обжаловаться в королевский суд. Высшим апелляционным судом становится Парижский парламент.

36. Нормандское завоевание Англии и его влияние на общественный и государственный строй. Реформы Генриха Второго
В 1066 году Англия была завоевана нормандским герцогом Вильгельмом. Вильгельм, убив английского короля, становится королем. Нормандское завоевание оказало глубокое влияние на политическое развитие Англии. Англия, в которой усиливаются тенденции к раздробленности, превращается в сплоченное, централизованное государство с сильной монархической властью. Те, кто отказывались подчиняться новому королю – изгонялись, а их земли конфисковывались. В результате, фактическим собственником всей земли стал король. Часть земли король раздавал своим приближенным, причем при раздаче земли он избегает концентрации владений в одном месте. Крупные феодалы имели десятки поместий, но в разных графствах. Это был результат сознательной политики Вильгельма, так как это объективно создавало препятствия для превращения феодалов в самостоятельных правителей. Таким образом, королевская власть обладала суверенитетом на территории всей страны. Новые феодалы были обязаны своим землевладением непосредственно королю, поэтому их вассальные отношения носили более прочный характер, чем на континенте.
В 1086 году Вильгельм принял присягу верности всех ленников (землевладельцев) страны, независимо от того, чьими непосредственными вассалами они были. В результате, в Англии реализуется принцип: «Вассал моего вассала есть мой вассал», то есть вассальная система приобрела централизованный характер.
В 1086 году была составлена Книга страшного суда – это была опись всей земли и имущества населения Англии, чтобы упорядочить всех налогоплательщиков.
Крестьяне, даже лично свободные теперь воспринимались как принадлежащие определенному поместью, что создало условия для их закрепощения. Таким образом, слой крестьян, зависимых только поземельно, был немногочисленным. Управление государством стало строится по нормандскому типу. Вместо уитаногемота была создана Королевская курия, куда вошли родственники короля, его приближенные, высшие должностные лица и прелаты (высшие духовные чины) церкви.
Курия ведала различными отраслями управления. Важное место в ней занимало финансовое ведомство – Счетная палата. При сыновьях Вильгельма продолжается укрепление центральной власти. Был создан судебный королевский орган – Суд королевской скамьи. Счетная палата стала называться Палатой шахматной доски. На местах графствами управляли шерифы – королевские служащие, которые осуществляли административные, судебные и военные функции. Во главе низшей административной единицы, сотни, стоял Бейлиф.

Реформы Генриха II.
1. Судебная реформа. Судебная реформа проводилась путем изъятия отдельных исков из сеньориальных судов и передачей их в королевские суды. Король издавал ассизы, то есть королевский приказ о рассмотрении иска. Ассизами из сеньориальной юрисдикции были изъяты все уголовные дела и часть исков о земельной собственности. Этим был нанесен сильный удар по иммунитетным правам феодалов. Королевская курия стала постоянно действующим судебным органом. Она занималась делами кассационного характера и частью исками о собственности. Из королевской курии в начале 13 века выделяются:

Суд королевской скамьи, рассматривающий уголовные дела.

Суд общих тяжб, рассматривающий гражданские дела.

Суд казначейства, который рассматривал иски, где одной из сторон было государство.

Был введен институт присяжных обвинителей. В каждой сотне назначались 12 человек, а в деревне – 4 человека, которые были обязаны давать шерифу или королевскому судье указ на лиц, уличенных в преступлении. На таком основании правонарушителя арестовывали и предавали суду. В дальнейшем, присяжные обвинители превращаются в присяжных заседателей, которые выносили обвинительный или оправдательный приговор.
В 14 веке возникает институт мировых судей. Эта должность замещалась рыцарским сословием без вознаграждения.
2. Военная реформа. Генрих II делает попытку создать постоянное войско. Для этого он стал освобождать рыцарей от военной службы. За это они платили военный или щитовой налог. За эти деньги король нанимал рыцарей на постоянную военную службу. Это приводит к тому, что английское рыцарство стало рано освобождаться от военно-феодальной службы и превращаться в мирных сельских хозяев.
Последние годы царствования Генриха II прошли в обстановке борьбы с баронской и церковной оппозицией.

37. Великая Хартия Вольностей 1215 года
При сыновьях Генриха II происходит ослабление королевской власти. Ричард львиное сердце почти не жил в Англии и был занят крестовыми походами, а второй сын – Иоанн Безземельный терпел неудачи в войне с Францией. Кроме того, он вмешался в выборы нового архиепископа и в результате вступил в конфликт с римским папой. Папа отлучил Иоанна от церкви и запретил богослужения по всей Англии. Оказавшись под угрозой потери престола, Иоанн признает себя вассалом папы и уплачивает большие суммы в папскую казну. Многочисленные налоги и сборы заставили баронов, рыцарей и горожан выступить против короля.
В 1215 году начинается восстание, король был захвачен в плен и был вынужден подписать Великую Хартию Вольностей, в которой устанавливались соответствующие права и льготы для каждого сословия.
Хартия подтвердила существовавшие ранее привилегии для каждого сословия. Она закрепила привилегии лордов и всего дворянства. Баронские лены стали свободно наследоваться. Восстанавливались нарушенные ранее права баронов по отправлению правосудия путем сеньориального суда. За это бароны должны были оказывать королю помощь в выкупе из плена и т.д. Был создан совет, в который вошли архиепископ, епископы, аббаты, графы и старшие бароны. Ограничивались злоупотребления королевских судов. Хартия содержала гарантии неприкосновенности личности. В ней говорилось, что ни один свободный человек не мог быть заключен без законного приговора. Это право гарантировалось королевским судом, состоявшим из присяжных. Хартия закрепила права горожан. Отменялись феодальные ограничения торговли. Установилось единообразие мер и весов. Хартия предусматривала гарантии достигнутых вольностей. Бароны избрали комиссию по наблюдению за исполнением хартии. Бароны могли прибегнуть к предупреждению или даже к военной силе.

38. Английский абсолютизм
Оформление абсолютизма в Англии происходило в более ранний период, чем во Франции. Это было связано с особенностями расстановки политических сил. Сословной базой английского абсолютизма было мелкое и среднее дворянство и городская буржуазия. В отличие от стран континентальной Европы, английский абсолютизм мирился с парламентом как с представительным учреждением. Особенностью английского абсолютизма было сохранение местного самоуправления. Остаются неизменными институты суда присяжных, мировых судей, выборных шерифов. Еще одна особенность – отсутствие постоянной наемной армии. Вместе с тем, происходит постоянное усиление военного флота.

Высшим органом управления в этот период был тайный совет, который регулировал внешнюю торговлю, управление колониями. С целью укрепления своего положения королевская власть учредила 2 чрезвычайных судебных органа, что нарушало традиции английской судебной системы:
1. Звездная палата (рассматривала дела о государственных преступлениях).

2. Высокая комиссия (рассматривала дела по религиозным преступлениям).

Эти органы не руководствовались обычными законами, а наказание назначали произвольно, исходя из интересов безопасности короны и государства. В 1629 году Карл I распускает парламент и начинает править единолично. Оппозиция подавлялась. Политика Карла I привела впоследствии в революции.

39. Источники права феодальной Англии
Средневековое право формировалось в виде обычаев, которые являлись основным источником права. Нормандское завоевание оказало большое влияние на англосаксонское право и положило начало формированию единой правовой системы. Эта система получило название «общее право». Оно складывалось под воздействием англосаксонских и нормандских обычаев и решений королевских судов. Не нее также оказывало влияние каноническое право. Нормы общего права регулировали широкий круг общественных отношений. Нормы общего права получили закрепление в письменных отчетах о судебных решениях. Со второй половины 13 века отчеты стали издаваться ежегодно, что создало предпосылки для формирования главнейшего института английского права – судебного прецедента. На развитие права большое влияние оказал институт королевских приказов.
Истец обращался к королю за защитой своих прав и король за определенную плату мог принять иск к рассмотрению. Королевские приказы создали условия для формирования особой системы норм «права справедливости». Подданный, в случае нарушения своих интересов со стороны суда, обращался к королю. Король, а позже лорд-канцлер, рассматривали обращения и выносили решения, причем они не были связаны действительным правом, а могли руководствоваться римским, каноническим правом и голосом собственной совести. Важнейшими источниками права были нормативные акты, исходящие от короля и парламента.

40. Право собственности, обязательственное право феодальной Англии
Номинальным собственником земли являлся король. Английское право знало 2 вида владения земли: свободное и зависимое. В свою очередь свободное владение делилось на 3 вида:
1. Пожалованные земли, которые можно было отчуждать, передавать по наследству.

2. Заповедное держание, при котором земля передавалась по наследству прямым родственникам. Отчуждение было запрещено.

3. Пожизненное владение. После смерти держателя земля переходила сеньору.

С 13 века появляется еще одна форма свободного держания земли – аренда, а с 14 века возникает доверительная (трастовая) собственность. Суть этого института состоит в том, что собственник имущества передавал его во владение и управление другому лицу, а доверенное лицо управляло имуществом в интересах собственника.
Английское право знало различные сделки, среди которых особо выделялись торговые сделки. К 17 веку формируется законодательство, регулирующее деятельность торговых и промышленных компаний. Сделки оформлялись в виде договоров, которые подразделялись на формальные (они заключались в письменной форме и регулировались общим правом) и простые (неформальные) договоры, которые регулировались правом справедливости.

41. Уголовное право, судебный процесс феодальной Англии
После нормандского завоевания выделяется 2 вида преступлений:
1. Государственные.

2. Преступления против частных лиц.

В 14 веке различалось 3 основных вида преступлений:
1. Измена (государственное преступление), которое подразделялось на великую измену (восстание против короля, убийство короля, членов его семьи, канцлера, королевского судьи, фальшивомонетничество) и малую измену (убийство слугой хозяина или его жены, убийство женой мужа, убийство священнослужителем вышестоящего духовного лица).
2. Фелония (тяжкое преступление). Сюда относится: убийство, разбой, воровство, поджог, изнасилование.
3. Мелкое уголовное преступление, которое называлось мисдиминор.
Наказания отличались жестокостью, а с 15 века получает развитие так называемое кровавое законодательство. Парламент нередко издавал статуты, устанавливающие наказание за бродяжничество. Все нищие, не имеющие разрешение на собирание милостыни, с 14 летнего возраста подлежали клеймению, а при повторном уличении подлежали смертной казни или тяжким телесным наказаниям.Судебный процесс носил обвинительный характер, а с переходом к абсолютизму утверждается инквизиционный процесс. Стала применяться формальная система доказательств, то есть каждое доказательство имело строго определенную силу, например, показания священников имели большую юридическую силу, чем показания светского лица. Основным доказательством считалось собственное признание вины. Привлечение обвиняемого к уголовной ответственности осуществлялось:
1. В порядке суммарного производства. Предназначалось для рассмотрения менее тяжких преступлений, предписывалось общим правом, не признавало пыток, а дела рассматривали шерифы, мировые судьи, суды сотен и графств.

2. Уголовное преследование по обвинительному акту. Складывалось из 4-х стадий:

♦ Арест.

♦ Придание суду.

♦ Судебное разбирательство.

♦ Вынесение приговора.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.