Сделай Сам Свою Работу на 5

Регулирование имущественных отношений по Законам Ману





1.Наследование.

2.Находка.

3.Покупка.

4.Завоевание.

5.Ростовщичество.

6.Исполнение работы.

7.Получение подарка.

Большое влияние на способы приобретения права собственности оказала варново-кастовая система. Первые 3 способа были доступны для всех 3-х варн, Четвертый способ – только для кшатриев, пятый и шестой – для вайшиев, седьмой – для брахманов.
Был известен еще один способ приобретения права собственности – давность владения, которая составляла 10 лет. Приобретать вещь можно было только у собственника, а если у добросовестного приобретателя обнаруживали украденную вещь, то она возвращалась прежнему собственнику. Покушение на собственность квалифицировалось как наихудший из пороков.
Обязательственные отношения.
В законах Ману рассматриваются договоры купли-продажи, займа, личного найма, дарения, аренды, товарищества и др. Недействительным считался договор, заключенный человеком в нетрезвом состоянии, стариком и ребенком. При заключении договора купли-продажи большое значение имело деление имущества на движимое и недвижимое. Движимая собственность свободно продавалась на рынке, а при продаже недвижимости преимущественное право покупки имели родственники, соседи, кредиторы. Договор купли-продажи можно было расторгнуть в течение 10 дней со дня его заключения.
Что касается договора займа, то устанавливалась нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долг в срок, он должен был его отработать. Долг переходил на родственников, получивших имущество умершего. Размер процента зависел от принадлежности должника к варне. Для брахманов – 24% годовых, для кшатриев – 36%, для вайшии – 48%, для шудр – 60%. Долговая кабала возникала только тогда, когда должник был равного или более низкого положения по отношению к кредитору.
При договоре найма оплата труда составляла 1/10 часть урожая, а работник, не выполнивший обязательств, подвергался штрафу.
14. Регулирование брачно-семейных отношений по Законам Ману
Власть и имущество семь находились в руках главы семьи. Семья была патриархальной. Глава семьи мог отдать в найм, продать и убить члена семьи. Положение женщины было приниженное. Она должна была подчиняться отцу, мужу, а после смерти мужа – сыну. Женщина не имела права на наследство. По религиозному обычаю, вдова должна была зайти на погребальный костер умершего мужа. В лучшем случае она могла стать женой брата мужа. Преимущественное право на наследство имел старший сын. В семейном праве проводился кастовый принцип, то есть запрещались браки между представителями разных варн и каст. Однако допускались браки, в которых мужчина принадлежал к более высокой варне, чем женщина. Дети, рожденные от таких браков, были ущемлены в правах. В законах Ману различалось 8 видов брака, который часто являлся продажей девушки. Брачный возраст для мужчины – не моложе 20 лет, а для женщины – 8 – 12 лет. Идеальный возраст невесты должен был соответствовать трети возраста жениха. Законы признавали нерасторжимость брака. Мужчина мог привести в дом вторую жену, если первая имела злобный нрав, была расточительна, тяжело больная или приверженная к пьянству.





15. Преступления и наказания по Законам Ману. Судебный процесс в Древней Индии.
В системе преступлений и наказаний также усматривается кастовый характер. Лица высших варн несли меньшую ответственность за правонарушение, чаще всего наказание ограничивалось покаянием и штрафом. Например, брахман, за убийство нес покаяние, а вора из низшей касты казнили.
В законах Ману выделяются следующие группы преступлений:
1. Государственные преступления (мятеж, выдача государственной тайны, противодействие распоряжениям раджи, посягательства на государственную собственность).



2. Должностные преступления (торговля за счет казны, превышение полномочий).

3. Преступления против личности.

4. Имущественные преступления.

5. Преступления против семьи и нравственности (убийство, нанесение увечий или оскорбление родителей и близких родственников, супружеская неверность).

6. Преступления против системы варн (присвоение знаков отличий высшей варны, занятие места рядом с человеком, принадлежащим к высшей варне).

Наказания отличались жестокостью. Широко применялась смертная казнь, в том числе квалифицированная, применялись членовредительские наказания, но от них можно было откупиться. Применялись штрафы, клеймения, изгнание из варны или касты, конфискация имущества, заключение в тюрьму.
Судебный процесс.
Доминирующей формой судебного процессав Древней Индии на первых этапах становления государства являлось состязание истца и ответчика, берущее свое начало из родовых традиций. Возбуждались дела (прежде всего гражданские) по инициативе заинтересованного лица (потерпевшего или его родственников). После этого в суд вызывался ответчик.
Состязательный процесс отличался формализмом: наличие определенных моментов могло привести к проигрышу дела (изменение показаний, разговор со свидетелем в не установленном месте, приглашение свидетелей, которые не владеют правдивой информацией по существу дела и т.д.). Работа судей и судебные издержки оплачивались проигравшей стороной.
Основными видами доказательств являлись: свидетельское показание не менее трех человек, клятва, внешние признаки, ордалии. Основным средством получения доказательств была пытка.

16. Социальная структура и правовое положение населения Спарты.
Спартанское государство возникло в 9 веке до нашей эры и представляло собой один из самых своеобразных вариантов полисного строя.
В 9 веке до.н.э на полуостров Пелопоннес вторгаются племена дорийцев. Они оказались в положении господствующего сословия среди не истребленной части покоренного населения. В результате, военно-лагерные черты пронизывают всю социально–экономическую и политическую жизнь спартиатов. Завоеватели основали город Спарта, который стал центром государства Лакедемон. Во 2 веке до.н.э Спарта была включена в состав Римской республики.
Общественный строй.
В Спарте была создана стабильная система землевладения, которая основывалась на строгом соответствии между числом наделов и числом полноправных граждан. Земля была разделена приблизительно на 9 тысяч равных по доходности наделов, которые были розданы спартиатам. Правительство строго следило, чтобы величина наделов оставалась неизменной и они не переходили из рук в руки в результате дарения, продажи и завещания. Спартиаты заботились о сохранении солидарности в своей среде и стремились предотвратить имущественное расслоение. Спартиатам запрещалось заниматься торговлей, были изъяты из обращения деньги из цветных металлов. В результате, спартанский демос превратился в замкнутое сословие воинов.
Первую категорию населения составляли спартиаты. Только они пользовались политическими правами. Всю свою жизнь проводили по строго установленным правилам, придерживались строгой дисциплины.
Воспитание являлось делом государства. С 8 до 20 лет юноши проходили обязательную выучку в отрыве от семьи под руководством особых должностных лиц. Особое внимание уделялось физической подготовке, выработке качеств стойкого бойца, повиновению властям и старшим. С 20 до 60 лет спартиаты несли военную службу. В 30 лет спартиаты приобретали политические права и могли жениться. Несмотря на стремление к самоконсервации, спартанская община с конца 5 века до нашей эры расслаивается на:
1. Спартиатов, которые сохранили свои земельные наделы.

2. Спартиатов, которые вместе с землей потеряли право участвовать в общественной и государственной жизни.

К середине 3 века до нашей эры полноправных граждан, то есть спартиатов было около 700 человек.
Вторую категорию населения составляли периэки. Их насчитывалось около 30 тысяч человек. Это были свободные люди, которые не имели политических прав, но в других отношениях были правоспособными. Они могли приобретать собственность, совершать сделки. Периэки занимались ремеслом и торговлей, несли воинскую повинность, и над ними был установлен надзор государства.
Третью, самую большую, категорию населения составляли илоты, то есть рабы. Но в их положении было много своеобразного, что отличало их от рабов античного общества. Илоты были собственностью государства и передавались вместе с земельным наделом спартиатам. Илоты жили семьями, имели орудия труда и платили господину 50% урожая. Они участвовали в военных походах в качестве слуг, рабочей силы и «живого щита» при отражении первых ударов противника. Господство над илотами спартиаты поддерживали методом жестокого террора, периодически совершая «криптии», то есть массовые казни.

17. Государственный строй Спарты.
Во главе государства стояли 2 царя. Двойная власть, которая называется «Диархия», возникла в результате объединения двух общин, которые сохранили своих вождей. Власть царей передавалась по наследству. Цари назывались архогеты. Они осуществляли руководство религиозным культом и военное командование. Они также были крупными земельными собственниками и получали значительную часть военной добычи.
Несмотря на существование царской власти, целью верхушки общества было не допустить образования сильной единоличной власти и обеспечить свое влияние на государственную жизнь, поэтому фактическое руководство государством принадлежало должностным лицам, которые назывались эфоры.
Власть царей носила более ритуальный и должностной характер, нежели форму наследственной монархии. Архогеты во время военных походов находились под контролем двух эфоров. Ежемесячно цари и эфоры приносили клятву верности. Эфоры клялись от имени государства, что будут охранять царскую власть, а цари – что будут править по законам. Каждые 8 лет эфоры производили гадание по звездам, и если результаты для царя были неблагоприятными, то могли лишить его власти.
Формально, высшим органом власти было народное собрание, которое называлось «Апелла». В нем участвовали спартанцы, достигшие возраста 30 лет и сохранившие свои «Клеры», то есть земельные наделы. Апелла была пережитком родового строя и не имела законодательных функций. На собрании избирались должностные лица, решалось, кому из царей идти в поход, решались вопросы о престолонаследии. Апелла не играла значительной роли в Спарте. Реальной властью обладали 2 независимых органа:
1. «Герусия» - совет старейшин.

2. «Коллегия эфоров»

Герусия состояла из 30 геронтонов. Из этих 30 были 2 царя и 28 представителей аристократии не моложе 60 лет.
Геронты избирались пожизненно, их деятельность не контролировалась никаким государственным органом. Герусия заседала ежедневно, решала важнейшие финансовые, внешнеполитические и военные дела, могла отменить решение народного собрания, перед ней отчитывались должностные лица. Герусия была также судебным органом. Она разбирала уголовные дела, о государственных преступлениях. Герусия также была судебной инстанцией для процессов против царей.
С конца 8 века до нашей эры эфоры занимают в государстве исключительное положение. Их власть постепенно расширяется и даже превосходит царскую. При этом эфоры освободились от контроля со стороны герусии. Эфоров было всего 5 человек. Они избирались на народном собрании сроком на один год. Эфоры созывали народное собрание и герусию, руководили их деятельностью, контролировали деятельность должностных лиц, могли отстранить их от должности и придать суду. Частных лиц эфоры судили единолично, а должностных лиц судила герусия или народное собрание. Эфоры осуществляли строгий надзор за нравами и соблюдением дисциплины.
О своей деятельности эфоры отчитывались только перед своими преемниками по истечении года, на который они избирались.
Особую роль в жизни Спарты играла армия. Она выполняла не только функцию обороны страны, не только осуществляла территориальные захваты, но и являлась основой существования гражданского общества. Высшими военными должностями были:
1. «Полемарх» - командующий сухопутными войсками.

2. «Наварх» - командующий флотом.

Суды в Спарте не были отделены от администрации.

18. Право Спарты
В Спарте преобладало обычное право. Здесь очень долго сохранялась общественная собственность на землю. Общинная земля делилась на наделы, которые нельзя было отчуждать. В то же время признавалось право передачи земельных участков по наследству. Наследование по завещанию отсутствовало. С 4 века до нашей эры стало допускаться дарение и завещание домов и земельных участков. Продажа не допускалась, однако дарение открывало возможность для перехода имущества из рук в руки. Право собственности на движимое имущество ограничивалось личным пользованием. Запрещался обмен, торговля приобретение предметов роскоши. Рабы являлись коллективной собственностью.
Обязательственное право.
Обязательственное право в силу особенностей общественного строя отличалось неразвитостью. Основной формой договора был устный договор, а обязательственные отношения возникали в среде периэков. Особенностью было также непризнание правоспособности иностранцев, которым даже не разрешалось проживать на территории Спарты и ввозить предметы роскоши. В то же время спартиатам под страхом смерти запрещалось жить за пределами Спарты.
Брачно-семейные отношения.
Главной целью семьи было непрерывное воспроизводство здорового мужского населения, то есть будущих воинов и граждан. Больных детей убивали. Существовал парный брак, который был видоизменен государством в соответствии с местными обычаями и во многом напоминал групповой брак.
Например, несколько братьев могли иметь общую жену. Считалось возможным предоставлять жену постороннему мужчине, если от него можно было ждать здорового потомства. Существовала упрощенная процедура расторжения бездетного брака. Женщина была политически неравноправна.
Преступление и наказание.
Нормы уголовного права ограничивались указаниями на наказуемость тех или иных деяний, а определение размера наказания зависело полностью от судей. Наиболее тяжкими преступлениями были преступления против государства и воинские преступления. Слабо регламентировались имущественные преступления и преступления против личности. Основными видами наказаний были: казнь, атимия, изгнание из рода и штрафы.
Илотов убивали без суда и следствия. К периэкам также применяли внесудебную расправу.

19. Становление Афинского государства. Реформы Тесея, Солона, Клисфена.
Афинское государство образуется в виде полиса (город-государство). В 8 веке до.н.э вокруг Афин происходит объединение родовых общин. Этот процесс назывался Синойкизм (совместное поселение) и приписывается легендарному Тезею. Он упразднил самоуправление родовых поселков и сосредоточил управление в Афинах. В древнейший период во главе государственных образований стоял Базилевс. Это был военный руководитель, верховный жрец и верховный судья. Должность базилевса была выборная, но со временем наследственно закрепилась в одной семье. Базилевс не обладал неограниченной властью. В этот период имелось народное собрание и совет старейшин, который назывался Булэ. Народное собрание одобряло или отвергало решения базилевсов и булэ. Всё население делилось на 4 племени, которые назывались филы. Фила состояла из трех фратрий, а фратрия из 30 родов. В этот период выделяются 3 социальные группы:
1. Эвпатриды - родовая знать.

2. Геоморы – земледельцы.

3. Демиурги – ремесленники.

Только эвпатриды могли занимать должности.
Дальнейшим шагом в образовании государства стало ликвидация власти базилевса в её прежнем значении и создание коллегии архонтов, состоящей из 9 человек. Сначала архонты избирались пожизненно, а затем на 10 лет. Первый архонт – эпоним – стоял во главе коллегии, имел полномочия по надзору за внутренним управлением. Второй архонт - базилевс – сохранил только жреческие функции. К третьему архонту - полемарху – отошла военная власть. Остальные шесть архонтов выполняли в основном судебные функции. Совет старейшин был вытеснен новым контролирующим органом, который назывался ареопаг. В него зачислялись по истечении срока полномочий архонты.
В 7 – 6 веке до нашей эры в экономических и общественных отношениях Афин происходят существенные изменения. В это время формируется экономика, которая отличалась от хозяйств стран Древнего Востока и архаической Греции товарным производством, преобладанием частных хозяйств и незначительным государственным вмешательством в хозяйственную жизнь. Усиливается имущественное расслоение населения и формируется новый социальный строй демос (греч. «народ»). Разорение крестьянства и всеобщая задолженность населения ростовщикам приводит в 7 веке до.н.э к открытым выступлениям против родовой знати. В 594 году до нашей эры в результате компромисса между демосом и аристократией был избран архонтом с чрезвычайными полномочиями афинский мудрец Солон, который осуществил программу реформ, направленных на стабилизацию политического и социального положения. Во-первых, была произведена отмена всех долговых обязательств, как государственных, так и частных. Попавшие в рабство афиняне освобождались и даже выкупались из-за рубежа. Было запрещено обеспечение долга личностью должника-афинянина и его детей.

Вводилось ограничение процента по ссудам. В результате:
1. Быстро распространялся рабский труд в экономике.

2. Все население делилось на 4 разряда по имущественному признаку. От принадлежности к разряду зависел объем политических прав и военных обязанностей. Государственные должности могли занимать граждане первых трех разрядов, а высшие должности граждане первого разряда. Граждане четвертого разряда участвовали в народном собрании.

3. Был создан «Совет четырехсот», в который избирались по 100 представителей от каждой филы и причем граждане только первых трех разрядов. Совет готовил повестку дня и решения народных собраний.

Создание совета было уступкой родовой знати, однако уступкой демосу стало создание коллегии судей, которая называлась гелиэя. Она состояла из 6 тысяч человек. Туда избирались представители всех четырех разрядов. Реформы Солона положили начало формированию принципиально нового типа государственного управления, в которое вовлекались широкие слои населения. Такой строй назывался народовластие или демократия. Однако Солон сохранил родовое устройство деления общества на 4 племени и не уничтожил до конца остаток родоплеменной организации.
Двойственный характер реформ Солона предопределил продолжение борьбы аристократии и демоса. Лишь в 509 году до нашей эры приКлисфене реформы получили завершение.
Реформы Клисфена:
1. Клисфен ввел административно-территориальное деление населения и тем самым уничтожил политическое значение старого деления общества на 4 племени. Теперь все население делилось на 10 территориальных фил. Фила состояла из трех частей, которые называлисьтритии. Фила формировалась таким образом, что в нее входила трития от Афин, трития от приморской территории и трития от внутренней части страны. В результате, старые родовые связи были разорваны, а решающим стало место жительства.

2. Вместо «Совета четырехсот» был создан «Совет пятисот», куда входили по 50 человек от территориальной филы. Таким образом, было устранено значение родоплеменного деления для государственной организации.

3. Коллегия архонтов утратила свое значение вследствие образования коллегии 10 стратегов. Сначала они были руководителями военных сил, а затем превратились в наиболее значимых должностных лиц. Реформы Клисфена завершили оформление в Афинах государства полисного типа.

20. Правовое положение населения Афин в 5-4 вв. до н.э.
Все свободные люди в правовом положении делились на граждан и метеков. Гражданами полиса считались лица, родившиеся от родителей афинян, владельцы земельного участка, участвующие в народном собрании, имеющие ряд других политических прав и свое место в войске. С 18 до 20 лет юноши проходили военную подготовку. С 20 лет участвовали в народном собрании. С 30 лет могли занимать государственные должности. Гражданский коллектив полиса не был однороден и включал несколько прослоек – богатую землевладельческую знать, владельцев крупных ремесленных мастерских, среднеремесленное и земледельческое население, бедноту. Вместе с тем, в классический период отсутствовала резкая имущественная дифференциация, а наиболее массовый слой населения и социальную опору государства составляли граждане средней зажиточности. В Афинах впервые в истории происходило формирование понятия гражданин, что являлось высочайшим достижением полисного мировоззрения, поскольку Древневосточные государства знали только подданных, права которых слабо защищались законом.
Вторую категорию населения составляли метеки. Они не имели афинского гражданства и не обладали политическими правами, но несли повинности в пользу государства. Они не могли самостоятельно выступать в суде, не могли приобретать недвижимую собственность, а землю брали в аренду. Метеки занимались в основном ремеслом и торговлей и составляли 15-20% населения.
Рабы в Афинах составляли 35% населения, это приблизительно 150 тысяч человек. Основными источниками рабства были войны и пиратство. Рабство принимает античный, или классический характер. Раб находился в полной власти рабовладельца, которому принадлежали не только имущество и рабочая сила, но и жизнь раба.

21. Государственный строй Афин в 5-4 вв. до н.э. Афинская демократия.
По форме государственного устройства Древние Афины в V-IV веке до нашей эры являлись рабовладельческой демократической республикой. Высшими органами власти и должностными лицами были:
1. Народное собрание, которое называлось экклесия.

2. Совет пятисот, который назывался булэ.

3. Гелиэя, то есть суд присяжных.

4. Стратеги, то есть должностные лица.

5. Архонты.

В Афинах впервые в истории наблюдаются элементы, характерные для демократии, принципа разделения властей.
Экклесия формально являлась объединением всех граждан полиса, достигших 20 лет, независимо от имущественного ценза. Собрание собиралось не менее 40 раз в год. На нем принимались законы, заслушивались отчеты должностных лиц, обсуждались ассигнования на военные нужды, строительство флота, общественных сооружений, отношения с другими государствами. Предварительно все вопросы рассматривал совет пятисот и предлагал решения народному собранию. Совет пятисот ведал вопросами управления в промежутках между собраниями. Он формировался ежегодно по жребию из граждан, достигших 30 лет, и в него избирались только граждане первых трех разрядов.
Функции совета пятисот.
1. Контроль за деятельностью должностных лиц.

2. Распоряжение государственным имуществом.

3. Государственное строительство.

4. Отношения с другими странами.

5. Подготовка вопросов на народное собрание.

В гелиэю избирались граждане всех четырех разрядов. Ежегодно по жребию избирались 5 тысяч судей и тысяча запасных судей. Гелиэя заседала не менее 300 раз в год. В дни судебных заседаний определялась коллегия из 500 судей, которые заранее не знали, какое дело будут рассматривать. Адвокаты не допускались, но появляются так называемые логографы – это были лица, которые обладали знанием законов и ораторским искусством, и они за плату составляли речи для клиентов. Те, кто участвовал в суде, заучивали эти тексты и произносили в суде. Гелиэя разбирала частные жалобы граждан и метеков, дела о преступлениях против государства, дела союзных государств. Гелиэя являлась апелляционной инстанцией по отношению к нижестоящим судам. Решения принимались простым большинством голосов и были окончательными.
Характерные черты института должностных лиц.
1. Этот институт формировался на основе выборности или по жребию сроком на один год.

2. Коллегиальность.

3. Безвозмездность, кроме стратегов.

4. Отсутствие иерархической подчиненности.

5. Подотчетность.

Должностные лица осуществляли исполнительную власть.
Коллегия архонтов сохранила полномочия в области религиозных и семейных дел. Стратеги командовали армией и флотом, ведали внешнеполитическими вопросами, могли созывать народное собрание.
Судебными полномочиями обладали высшие органы власти и высшие должностные лица. Вместе с тем, появляется система специальных судебных органов:
1. Ареопаг, который рассматривал дела об умышленных убийствах, поджогах и религиозных преступлениях.

2. Суд эфетов, который под председательством архонта базилевса разбирал дела о неумышленных убийствах и убийствах метеков.

3. Суд диэтетов. Рассматривал малозначительные гражданские и уголовные дела.

4. Коллегия сорока. Рассматривала незначительные гражданские дела.

5. Коллегия одиннадцати. Рассматривала дела рабов, о воровстве, контролировала тюрьмы и исполнение приговоров.

22. Право Афин
В архаическую эпоху основным источником права был обычай. Первая кодификация обычного права была произведена в 621 году до нашей эры. Архонт Драконт составил свод писаных законов, большинство норм которых носили уголовный и уголовно-процессуальный характер. Они отличались жестокостью и до нашего времени не сохранились. Следующим источником, который с 5 века до.н.э стал главным, относились нормативные акты. К числу нормативных актов относились:
1. Решения народных собраний, которые содержали общие принципы, правовое регулирование общественных отношений, обязанности должностных лиц.

2. Псефизмы. Это были решения народных собраний, которые относились к отдельным лицам, и конкретные случаи.

3. Акты, которые появились в ходе реформ Солона и Клисфена.

Право собственности.
Основой расцвета Афинского общества и государства является античная форма собственности, которая базируется на сочетании частной и государственной собственности. Основные средства производства – земля и рабы – находились в частной собственности. В свою очередь государственная собственность удовлетворяла не только нужды государства, но и объединяла всех граждан в единый класс рабовладельцев, так как доходы от неё распределялись в разных формах между гражданами. Однако собственности, как абсолютного права в Афинах не существовало. Главным считался фактор владения, фактическое обладание имуществом с правом распоряжения, поэтому главными стали нормы, обеспечивающие публичные гарантии неприкосновенности движимого и недвижимого имущества. В имущественном праве особенно выделялось право собственности на землю. Владение земельным участком являлось обязательным условием получения гражданства. Первоначально земли были собственностью рода, из которой выделялись клеры (земельные участки). В 5 веке до.н.э Солон ввел свободу завещания движимого и недвижимого имущества, тем самым ликвидировав право рода на земельную собственность. В период реформ Клисфена были признаны права владения землей метеков и вольноотпущенников. В 4 веке до нашей эры усилился частный характер собственности на землю и резко возросло количество сделок купли-продажи земельных участков.
Обязательственное право.
Различалось 2 вида обязательств: обязательства, возникающие из деликта и обязательства, возникающие из договоров. Невыполнение обязательств до реформы Солона влекло за собой личную ответственность должника. Позднее, в качестве средств обеспечения договорных обязательств сохранялся задаток, залог и поручительство.
Виды договоров.
1. Договор купли-продажи. Объектом этого договора могло быть как движимая, так и недвижимая собственность и рабы. Договор оформлялся простым согласием сторон, а с 4 века до.н.э оформляются письменные соглашения при покупке земли.

2. Договор найма. Объектом договора могла быть земля, дома, рабы, скот. Особенно была распространена аренда домов, так как метеки не имели права приобретать дома в собственность.

3. Договор личного найма.

4. Договор займа. В Афинах ростовщичество достигло высокого уровня. Кредитные операции в деревне приводили к закабалению крестьян. После реформ Солона долговая кабала была устранена, но допускалось разорение крестьянина и отчуждение у него земельного участка.

В городах появляются люди, занимающиеся кредитными операциями. Считалось нормальным взимать до 18% годовых, но иногда повышался до 30%. При задержке уплаты процентов допускалось начисление процентов на проценты.
5. Договор поклажи (хранения).
6. Договор товарищества.
Обязательства, возникающие из деликта.
Обязательства, возникающие из деликта, влекли за собой не наказание, а штрафы в пользу потерпевшего. Штрафы часто были выше по размеру, чем ущерб, причиненный деликтом.
Брачно-семейные отношения.
Вступление в брак являлось обязанностью гражданина, невыполнение которой влекло всеобщее осуждение. Различалось 2 формы заключения брака:
1. Обычный договор жениха с отцом.

2. Заключение брака перед должностным лицом или судом (только при выдачи замуж девушки наследницы).

Глава семьи имел право контролировать поведение, деятельность жены, воспитывать детей и право на развод в любое время. Муж был обязан вернуть жене приданное, если развод не был вызван изменой жены. Никаких формальностей не требовалось.
Женщина должна была обратиться к архонту, где излагались основания для развода. Женщина была ограничена не только в политических, но и гражданских правах: она не могла быть субъектом договорных обязательств, полноправной наследницей недвижимого имущества.
Преступление и наказание.
В этих вопросах сохранялись пережитки родового строя, например, убийство, рассматривалось как дело, интересующее родственников убитого, а не государственные органы. Допускалась сделка родственников убитого и убийцы о вознаграждении. Если родственники возбуждали дело против убийцы, то иск носил характер частного обвинения, а не государственного. Наиболее тяжкими преступлениями считались:
1. Государственные преступления, которые понимались как нанесение ущерба не только государству, но и всему гражданскому коллективу. Особенно выделялись измена, обман народа, ложное доносительство.

2. Преступления против личности и имущества.

При наиболее серьезных преступлениях (государственная измена, убийство, безбожие) назначалась смертная казнь. Обычными наказаниями для свободных были штрафы и конфискация, а также атимия, то есть лишение гражданских и политических прав. По отношению к свободным запрещалось применение телесных наказаний.
Судебный процесс.
Судебный процесс носил состязательный характер. На судебные решения можно было апеллировать к гелиэи (суд присяжных). Решения гелиэи были окончательными.

23. Образование государства в Риме. Реформы Сервия Туллия
Древний Рим был самым крупным государством античного мира. В период расцвета территория Рима простиралась от Пиренейского полуострова на западе до Персидского залива на востоке и от Британских островов на севере до Северной Африки на юге. Сейчас на этой территории располагается около 30 государств. Древний Рим образовался в виде античного полиса. История государства делится на следующие периоды:
1. Царский период. Этот период длился от основания Рима в середине 8 века до нашей эры (753 год до.н.э.) по 509 год до.н.э.

2. Республиканский период, который длился с 509 по 27 год до.н.э.

3. Имперский период (27 год до.н.э – 476 год), который делится на 2 подпериода: Принципат (с 27 года до.н.э по 284 год) и Доминат (с 284 по 476 год до падения западной Римской Империи).

Царский период.
Образование Рима античные историки относят к 753 гг. до н.э. В результате объединения сельских общин возник общий центр – на Капитолийском холме. В анчале 6 века власть в Риме захватили этруски, которые способствовали ускорению развития римской государственности. Процесс разложения родового строя похож на тот же процесс в Афинах. Однако же в данном процессе есть некоторая специфика, обусловленная внутренней борьбой различных слоев римского населения – патрициев и плебеев.
Патриции – коренное население Рима, которые владели землей, могли исполнять административные, военные и жреческие функции. Патриции объединялись в три трибы по племенному признаку, 300 родов, 30 курий. Плебеи же, по мнению ученых – пришлое население, которое было ущемлено в правах.
Вооруженные силы Рима представляли собой народное ополчение, которое собиралось по куриям. Постепенно в римском обществе активизировались внутренние процессы, которые подрывали единство римской общины:
- Увеличивалось число плебеев
- внутри патрициата и плебса шло имущественное разложение, появились богатые плебеи
- ограниченность земельного фонда общины и ее перенаселение требовало расширения земли военным путем. таким образом, возросла военная роль плебса.
Основные требования плебеев, которые появились в связи с этим и были частично удовлетворены реформами предпоследнего легендарного царя Сервия Туллия, заключались в отмене долговой кабалы, допуска к участию в разделе общественных земель, политическом равноправии, допуске к управлению.
Реформы царя Сервия Туллия.
1. Были созданы 21 территориальная триба. Внутри триб оказались объединены жители соседских и родовых общин – патриции и плебеи. Это привело к ослаблению роли родовой знати.

2. Каждые 4 года проводилась перепись граждан и их имущества. На основании переписи население делилось на 6 имущественных разрядов. Каждый разряд должен был выставлять определенное количество вооруженных центурий (сотен):

Первый разряд формировал 80 центурий тяжеловооруженной пехоты.
Второй и третий разряды – по 20 центурий с облегченным вооружением.
Четвертый разряд – 20 центурий.
Пятый разряд – 30 центурий легковооруженной пехоты.
Шестой разряд формировал 5 центурий ремесленников, музыкантов.
Наиболее богатые жители формировали 18 центурий всадников.
3. Появляются новые виды народных собраний:

Трибутные комиции. К их ведению относились взимание податей и набор войска.

Центуриатные комиции. Они становятся основным видом народных собраний после провозглашения республики. На них избирались все должностные лица, утверждались законы и объявлялись войны. Каждая центурия имела 1 голос. Из 193 центурий 98 составляли самые богатые граждане. Они голосовали первыми и если их мнения совпадали, то вопрос считался решенным.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.