|
Правовое положение основных групп населения Древнего Египта.
Основу древнеегипетской экономики составляла сложнейшая ирригационная система, необходимость контроля над которой сама по себе создавала условия для последовательной централизации власти и отожествления общества и государства. Экономическая история Древнего Египта представляет собой эволюцию орошаемого земледелия, совершенствование системы каналов, отвоевание земель у болот и пустынь. В организации сельского хозяйства можно выделить три основные производственные формы:
1. Хозяйства фараона
2. Храмов
3. Вельмож
Номинально фараон являлся собственником всех земель, однако только определенная часть из них фактически эксплуатировалась дворцом, остальные же направлялись в распоряжение храмов и вельмож и облагались налогами. Земельная собственность вельмож отличалась от храмовой тем, что значительная ее часть имела условный характер, так как предоставлялась фараоном на службу. Но даже собственность на наследственную или купленную землю не была полной частной собственностью, поскольку верховным организатором и распорядителем ирригационной системы было государство, т.е. фараон.
Наряду с крупными хозяйствами в Древнем Египте существовали территориальные или соседские общины, которые по своему характеру были переходной формой от коллективной собственности на землю, коллективного пользования его плодами ее плодами к индивидуальному хозяйству. Однако своеобразие Египта заключалось в консервации этого переходного состояния по причине непрерывного усилия давления со стороны центральной власти.
Характерные черты древнеегипетской экономики: постепенное уменьшение удельного веса крупных хозяйств и, наоборот, возрастание значения земельной собственности среднего размера, особенно с эпохи Среднего царства, обусловленное дробление основного земельного фонда пожалованиями постоянно работающему чиновничьему аппарату.
На протяжении всего существования древнеегипетской цивилизации ее социальная структура была представлена тремя основными слоями:
1. Собственники
2. Непосредственные производители
3. Рабы
Привилегированную часть древнеегипетского общества составляли фараон, его родственники, жречество, родовая и служилая аристократия, чиновничество. Эти социальные группы были в полном смысле слова рабовладельческими.
Основными тенденциями в развитии высших слоев населения в Древнем Египте стали:
1. Непрекращающаяся борьба центральной власти с политическим сепаратизмом и стремлением к хозяйственной обособленности родовой (номовой) аристократии.
2.Крепкие социальные позиции верхушки жречества, особенно финансового, которое в эпоху Нового царства в имущественном и правовом отношении сравнялось с наследственной аристократией.
3.Постоянно укрепляющаяся связь привилегированного положения и службы фараону, при этом путь в чиновничий аппарат не был закрыт и для людей незнатного происхождения.
4.Увеличение слоя служилой аристократии, особенно в эпоху Нового царства.
5.Появление в привилегированном слое переходной группы служилых землевладельцев, занимавших среднее положение в обществе – низшие и средние посты в египетской администрации.
Основная масса древнеегипетского населения проживала в сельской местности и вместе с ремесленниками составляла слой непосредственных производителей. Особенностью древнеегипетской общины было ее постепенное поглощение властью, интегрирование в систему дворцовых, храмовых и вельможных хозяйств. По-видимому, окончательное подчинение древнеегипетской общины произошло в эпоху Среднего царства. Земледельцы назывались нисутиу («царские люди»). Писцы составляли списки, согласно которым практически все «царские люди» в юном возрасте в соответствии со способностями распределялись по сферам производства и услуг в хозяйствах фараона, храмов и вельмож. За свою работу они либо получали натуральную оплату, либо земельный участок, с которого кормились. В группу нисутиу входили и ремесленники. «Царские люди» не принадлежали к полноправному населению. Все они были подчинены начальникам, изображенным на фресках и в резьбе по камню нередко с палками и плетками.
Тем не менее в эпоху Среднего царства появилась группа населения, занимавшая промежуточное положение между слоем собственников и основной массой непосредственных производителей – неджес (малые и сильные). По-видимому, к ним относились лица, связанные с рынком, товарно-денежными отношениями. Это могли быть также воины, мелкие чиновники, ремесленники. Часть неджес могла владеть и землями, которые сдавались в аренду малоимущими.
Особенность эпохи Нового царства заключается в появлении слоя мелких рабовладельцев, в собственности которых находилось по 1-2 раба. Рабов могли иметь землевладельцы, ремесленники и воины.
С другой стороны, система принудительного труда для «царских людей», насильственное прикрепление их к той или иной профессии в период Нового царства приобретает законченную форму, и правовое положение нисутиу было уравнено со статусом рабов. Не случайно поэтому появляется неразделенное обозначение производителей и работающих в сфере услуг – мерет.
Особую группу население Древнего Египта составляли рабы – бак. Рабов продавали, покупали, обменивали. Главными источниками древнеегипетского рабства были пленение, долги и т.д. первоначально основная масса рабов была занята на масштабных государственных работах (ирригационные сооружения, строительство некрополей и т.д.).
По мере экономического развития и укрепления военно-наступательной мощи древнеегипетского государства, особенно в эпоху Нового царства, резко выросло количество рабов-пленных, выходцев из Палестины, Финикии, Сирии, Нубии. Уже с периода Среднего царства в использование рабского труда появляется новая черта – увеличение количества частных рабов и применение их в земледелии.
4. Социальная структура и правовое положение основных групп населения Древнего Вавилона Законы Хаммурапи исходили из того, что люди неодинаковы по своим правам и обязанностям, по отношению к государству и друг к другу. Такое различие или подразумевалось в праве или закреплялось по какому-либо поводу. Правовой строй общества был сословным. Для Вавилона характерно неравенство различных слоев формально свободного населения. Оно проявлялось в наличие двух социальных групп: 1. «Авилум» (в переводе – «человек» или «сын человека»).
2. «Мушкенум» (в переводе – «покорный»).
«Авилум» – это свободный человек-общинник, права которого защищались в полном объеме. Среди авилумов с ростом имущественной дифференциации выделяются два социальных полюса: 1. Царь, жрецы (несколько видов, в т.ч. жрицы при храмах), высшие чиновники, ростовщики и купцы, то есть те, кто не принимал непосредственного участия в производстве.
2. Широкий слой крестьян-общинников, обрабатывающих свои мелкие участки практически без применения рабского труда. Большая часть продукта, производимого этой группой, присваивалась эксплуататорской верхушкой.
«Мушкенум» – это свободный человек, но утративший связь с общиной, следовательно, не имевший ни земли, ни собственности. Землю он получал за службу в условное владение и был ограничен в правах. Законы Хаммурапи ставят мушкенума в приниженное положение по сравнению с авилумом. Например, авилум, за телесные повреждения другому авилуму, отвечал по принципу талиона, что значит «равное за равное», но если авилум нанес телесные повреждения мушкенуму, то наказание ограничивалось лишь штрафом. Вместе с тем законы Хаммурапи строго охраняли имущество мушкенума, например, если авилум украл у мушкенума имущество, то платил штраф в десятикратном размере. Если вор не мог уплатить штраф, то его казнили. Кража раба мушкенума каралась смертной казнью. Таким образом, фиксируя приниженное положение мушкенума, законы Хаммурапи гарантировали защиту их имущества. В самом низу социальной лестницы находились рабы, которые назывались «Вардум». Рабство было патриархальным либо дворцовым. В законах Хаммурапи выделяются царские рабы, принадлежащие общине, и частновладельческие рабы. Раб мог иметь небольшое имущество, но после смерти оно становилось собственностью хозяина. Труд рабов, влияя на всю систему общественных отношений, не являлся преобладающим, так как основная масса земли обрабатывалась свободными общинниками. В законах Хаммурапи выделяется две категории воинов: 1.Тяжеловооруженные воины, которые назывались «Редум». 2.Легковооруженные воины, которые назывались «Баирум». Воины получали за службу у государства неотчуждаемые наделы, которые назывались «Илку». Законы защищали воинов от произвола командиров, предусматривали выкуп из плена. Воин был обязан исправно нести службу, за уклонение от которой его могли казнить. Из законов Хаммурапи можно также выяснить, что существовали и другие группы населения – например, ремесленники, которые также обладали своим правовым статусом и, как правило, входили в «авилум».
5. Государственный строй Вавилона Верховная власть принадлежала правителю (царю). Его власть имела государственный и религиозный характер. Он был также верховным военноначальником. Со старовавилонского царства власть стала передаваться по наследству. Правитель дворца и первый помощник царя был«Нубанда», который выполнял важные общегосударственные функции. Он организовывал и контролировал общественные работы, управлял дворцовым хозяйством, ведал сбором налогов, участвовал в организации проведения военных походов. Страна делилась на области, которыми управляли царские чиновники – «Шакканаккум». Их главными задачами были: сбор налогов, организация государственного хозяйства и суда. Они контролировали деятельность главных городских и сельских общин, которые назывались «Рабианум». В это время сохранялись общинные собрания, которые были урезаны неограниченной царской властью, но обладали следующими функциями: 1. Административная (управление общинной землей).
2. Полицейская (поддержание порядка под страхом коллективной ответственности перед царем).
3. Финансовая (совершение денежных операций в интересах общины).
4. Судебная (суд общины).
Вавилон, являясь деспотичным государством, имел ряд особенностей: 1. Царская власть не была абсолютно деспотичной, так как:
♦ сохранялось общинное самоуправление;
♦ центральной власти не удалось подчинить ряд племен, поэтому она шла на компромиссы, и предоставляла племенам особые привилегии;
♦ хотя царская власть обожествлялась, сам царь не приравнивался к Богам и даже не был верховным жрецом;
Царская власть опиралась на армию. При Хаммурапи была создана централизованная судебная система. Царские суды были созданы во всех крупных городах. Царь имел право помилования в случае несправедливого судебного приговора. Судебное решение было окончательным.
6. Варново-кастовый строй Индии Специфику общественного строя древней Индии составило жестко фиксируемое разделение людей по замкнутым группам, которые назывались «Варны», что означает «разряд людей, качества, цвет и т.п.». Такое деление не встречается в других государствах Востока. Большинство ученых связывают появление варн с брахманской религией. В соответствие с религиозными воззрениями, а затем государственными актами, люди рождаются и принадлежат всю жизнь к одной из 4-х варн. Варны представляют собой замкнутые и наследственные группы людей. Каждая варна наделялась разным объемом прав и обязанностей. Правила поведения членов разных варн назывались «Дхарма». Её нарушение вызывало религиозно-моральное осуждение и имело часто правовое последствие. Вся жизнь индуса определялась принадлежностью к варне, то есть профессия, должность, размер наследства, тяжесть наказания, его имя, одежда, порядок питания. Одна из легенд говорит о том, что из уст первочеловека возникла варна жрецов, которая называлась Брахманы, из рук – варна воинов и администраторов, которая называлась Кшатрии, из бедра – варна общинников, которая называлась Вайшии, из ступней –варна неимущих и неполноправных, которая называлась Шудры. Первые 3 варны были связаны с Ариями и считались почетными. Их называли «Дважды рожденные», так как в детстве по отношению к ним исполнялся обряд второго рождения, который назывался «Инициация», что давало право на получение профессии, занятием предков и др. Брахманы должны были заниматься изучением священных книг, которые назывались «Веды», обучением людей, совершением религиозных обрядов. Они должны быть окружены особым почетом, с ними должен советоваться царь. Жизнь и имущество брахманов в полном объеме защищалось государством. Варна кшатрии сложилась на базе родовой военной знати. Из них формируется военная и государственная знать, из их числа должен происходить царь. Им также принадлежали большие участки земли. Варна вайшии включала трудовое население. Они не имели тех привилегий, которыми наделялись высшие варны, но они относились к дважды рожденным и резко отличались по положению от варны шудр. Шудры – это потомки Дравидов. Шудры являлись наиболее бесправной варной. Религия и право создавали высокую пропасть между шудрами и дважды рожденными. Они не могли изучать веды, участвовать в религиозных обрядах, они не обладали земельной собственностью и подвергались наиболее жестким наказаниям. С течением времени в положении варн происходят изменения: 1. Снижается статус варны Вайшии, которые теряют свои арийские привилегии, в том числе обряд второго рождения. Несколько повысился статус варны Шудр.
2. Присоединение к государству новых племен приводило к тому, что они включались в варну Шудр. Это вызывало сопротивление родовой знати.
3. Уменьшается количество Кшатриев, которые погибали во время многочисленных войн. Увеличилось число брахманов, которые начинают заниматься нехарактерными делами.
Эти процессы привели к возникновению внутри варн более мелких подразделений, которые назывались касты. Так начала оформляться кастовая система, которая сохраняется в Индии и по сей день. Каста – это группа людей, занятых в определенной сфере деятельности. Их отличие от варн состояло в том, что это были профессиональные корпорации с четкой внутренней организацией, то есть они имели свои органы управления, кассы взаимопомощи, свои обряды и т.д. Однако к касте, также как и к варне, люди принадлежали от рождения и до конца жизни. Всего в Древней Индии было более 2000 каст. Были еще две группы населения, которые находились за рамками варново-кастовой системы: 1. Рабы. Рабство носило патриархальный характер. Было несколько категорий рабов в зависимости от источника рабства. Была запрещена самопродажа в рабство для представителей первых трех варн. Положение рабов в Индии было несколько лучшим по сравнению с другими государствами: они могли иметь семью, имущество, их запрещалось убивать, были ограничения в наказаниях.
2. Неприкасаемые, которые назывались «парии». Их статус определялся религиозными представлениями о нечистоте некоторых предметов и профессий, то есть они занимались рыболовством, убоем животных, уборкой мусора и т.д. Их положение было хуже, чем некоторых категорий рабов.
7. Государственный строй Индии в эпоху Маурьев В правление Чандрагупты был создан политический трактат, который назывался «Артхашастра», который написал брахман Каутилья. В «артхашастре» содержались суждения о внутренней и внешней политике, администрации, финансах, судебной деятельности и т.д. При первых царях империя Маурьев являлась централизованным государством. Царь, который назывался раджа, был наделен широкими правами. Он назначал и увольнял высших должностных лиц, отвечал за строительство крепостей, дорог, имел законодательные функции, но они были ограничены, так как царские указы должны согласовываться с обычным правом и религиозными нормами, поэтому царь был обязан консультироваться с брахманами, то есть со жрецами. Полномочия царя в «артхашастре» рассматриваются как его обязанности: защищать подданных, обеспечивать выполнение ими дхарм, почитать брахманов, охранять страну, соблюдать чистоту варн, собирать налоги, отправлять правосудие и т.д. При вступлении на престол царь давал клятву служения своему народу и предупреждался о возможной каре за невыполнение обязанностей, вплоть до восстания подданных. Это был прецедент, уникальный на Древнем Востоке. Важное место в государстве занимал «мантрипаришард» - высший орган управления, куда входили чиновники и брахманы. Они давали советы царю по вопросам государственного управления. Также собирался совещательный представительный орган, который назывался «Раджасабха». В него входили представители аристократии, чиновники и представители городского населения. Высшие должности занимали главный советник и жрец царя – «Пурохита», главнокомандующий армией – «Сенапати», главный сборщик налогов. Важной частью государственного механизма была армия, которая состояла из пехоты, конницы и боевых слонов. Войско было регулярным и многочисленным (до 1.5 миллиона человек). Во время войны собиралось ополчение из Вайшии и Шудр. Территория государства делилась на провинции, во главе которых стояли родственники императора. Провинции в свою очередь делились на округа и селения. Традиционно высокой в Древней Индии была роль органов местного самоуправления. Общины управлялись представителями царя - старостами, а важнейшие вопросы решались общинным собранием или советом старейшин. Существовали царские, общинные и кастовые суды.
8. Источники права Месопотамии. Общая характеристика Законов Хаммурапи В государствах Месопотамии основным источником права очень рано, по сравнению с другими цивилизациями, стал писаный законодательный акт, принятый по воле правителя того или иного царства. Первые царские надписи не были законами в полном смысле, они содержали информацию о деятельности царей, однако же в них же цари давали свои повеления о проведении реформ, чаще всего социального характера. До нас дошли, помимо самого значительного акта той эпохи – Законов Хаммурапи, законы царя Ур-Намму, реформы царя Урунгины, которые облегчали положение бедных, защищали храмовое имущество. Законы царя Хаммурапи были созданы в 18 веке до н.э. Структурно они делятся на введение, основную часть, включающую 282 статьи, и заключение. Основные черты законов Хаммурапи: 1. Сохранение пережитков древних обычаев.
2. Казуистичность.
3. Примитивность правовой техники.
4. Отсутствие разницы между гражданским правонарушением и преступлением.
5. Отсутствие деления на отрасли права.
6. Тесная связь права и религиозно-морального ритуала.
7. Формализм и символизм правовых норм.
8. Наличие объективного вменения, то есть возложение ответственности на невиновного. Например, если обрушился дом и погиб сын хозяина, то надлежало убить сына строителя.
Статьи с первой по пятую посвящены наиболее тяжким преступлениям. С 6 по 25 – охране собственности царя, храмов, царских слуг и общинников. С 26 по 41 – имуществу и службе воинов. С 42 по 88 – операциям с недвижимостью. С 89 по 126 – другим торговым и коммерческим операциям. С 127 по 195 – семейному праву. С 196 по 214 – умышленным и неумышленным телесным повреждениям. С 214 по 282 – операциям с движимым имуществом, имущественному и личному найму.
9. Регулирование имущественных отношений по Законам Хаммурапи Важнейшим субъектом права собственности на землю были царь, храмы, общины и частные лица. Царские и храмовые земли объединялись в единую систему государственных земель. Из этого фонда участками наделялись должностные лица и воины. Эти земли являлись владением целевого назначения, и царь мог в любой момент их отнять. Рабы являлись объектом собственности, но поскольку они были ценными работниками, то право собственности на рабов энергично охранялось законами. Если человек нанес телесные повреждения рабу другого человека, то должен возместить хозяину половину стоимости раба, а если в результате операции умирал раб, то врач обязан был возместить раба за раба. Таким образом, законы рассматривали телесные повреждения или убийства рабов как имущественный вред, нанесенный хозяину. Законы Хаммурапи защищали и частную собственность. Нанесение вреда чужому имуществу влекло за собой возмещение. Кража имущества дворца или храма возмещалась в тридцатикратном размере, а имущества мушкенума в десятикратном размере.
Обязательственное право. В законах Хаммурапи выделялось два вида обязательств: 1. Вытекающие из деликта, то есть причинение вреда. 2. Вытекающие из договора. Субъектом обязательств и сделок могли быть только полноправные хозяева. Виды договоров: 1. Договор купли-продажи. Договор оформлялся в письменном виде, где указывался объект купли-продажи, цена и обещание не оспаривать сделку.
2. Договор займа. Договор порождал обязанность для должника вернуть долг в срок и уплатить проценты (до 35% годовых). Государство стимулировало ростовщичество торговцем. Так, ссуда, взятая у торговца, возвращалась в двойном размере. Несостоятельный должник отдавал в долговую кабалу (по сути, в рабство) членов своей семьи.
Хаммурапи, в связи с закабалением значительной степени свободных людей, ввел следующие ограничения: ♦ долговая кабала ограничивалась тремя годами;
♦ для договора займа устанавливался предельный процент (серебро – 20%, хлеб – 33,5% годовых).
♦ Устанавливалась возможность неуплаты долгов в случае войны или стихийных бедствий, уничтоживших урожай.
3. Договор аренды земельных участков. Арендатор земли обычно выплачивал 1/3 урожая с поля и 2/3 урожая с сада. Срок аренды – от одного года до пяти лет.
4. Договор личного найма. Нанимались работники, имеющие силу, навыки. Устанавливалась фиксированная плата и наказание за некачественное выполнение договора. Некачественная работа каралась высокими штрафами, а не уплатившего разрывали с помощью скота.
10. Регулирование семейных отношений по Законам Хаммурапи Брачно-семейные отношения. Брачно-семейным отношениям в законах Хаммурапи посвящено более 70 статей. Это было не случайно, так как семья была важнейшей общественной единицей, которая была связана через главу семьи с общиной и государством. Заключение брака оформлялось договором, как правило, устным. Письменные договоры заключались тогда, когда оговаривались особые условия. Договор заключался между родителями жениха и невесты, а согласие последних не требовалось. Девочек выдавали замуж в 7-8 лет. Дочери давалось приданное, которое являлось гарантией её материального положения в случае развода или смерти мужа. Допускался брак свободного с рабыней и свободной женщины с рабом, если он служил во дворце. Дети от таких браков были свободными, но в случае смерти отца половина наследства отходила к хозяину раба. Развод допускался в следующих случаях: 1. Если жена была бездетной. В этом случае жене возвращалось приданное. 2. При расточительстве и недостойном поведении жены. В данном случае приданное не возвращалось и жену могли оставить в доме в качестве рабыни. Муж авилум мог отдать свою жену в кабалу, если в брачном договоре она не была ограждена от такой возможности. В тоже время законы снисходительно относились к внебрачным связям мужа. Муж мог брать себе наложницу, а жена, изменившая мужу, утоплялась, а убившая мужа – сажалась на кол. Однако женщина не была полностью бесправна. Жена авилума могла распоряжаться приданным, заниматься ремеслом, торговлей. Жена могла уйти к другому, если муж попал в плен и не оставил средств к существованию, но если он возвращался из плена жена была обязана вернуться к нему. Если муж бросил семью и ушел из селения, а затем вернулся, то жена была не обязана возвращаться к нему. Таким образом, развод для мужчины был возможен практически в любое время, а для женщины был ограничен исключительными обстоятельствами. Отношения между родителями и детьми носили также патриархальный характер. По законам Хаммурапи отец мог отдать детей в долговую кабалу, а сыну, поднявшему руку на отца, отрубали пальцы. Наследственные отношения. Наследственные отношения строились по принципу семейной общности, то есть завещание не допускалось. Наследование шло в пределах семьи. Сыновья получали равные доли, а дочерям выделялось приданное. Если же муж покидал семью, то был обязан выдать на воспитание детей половину имущества. В этом случае просматривается один из древнейших видов алиментных обязательств.
11. Преступления и наказания по Законам Хаммурапи, судебный процесс. Преступление и наказание. Специальная система уголовного права, то есть норм, устанавливающих круг наиболее опасных для государства деяний и влекущих за собой особую репрессию, – государственное наказание – в Вавилоне еще не сложилась. Уголовное право основывалось на двух принципах: 1. Наказуемо то, что нарушает установленный традициями порядок. 2. Наказуемо то, что причиняет ущерб личности. Мера ответственности зависела от социального положения преступника и потерпевшего. По законам Хаммурапи можно выделить следующие группы преступлений: 1. Преступления против праведного поведения (лжесвидетельство, нарушение ограничений в образе жизни). 2. Преступления против семейного долга (убийство мужа, измена жены, нарушение сыновьего долга). 3. Кражи разных видов имущества. 4. Членовредительство или посягательство на личность. 5. Нарушение профессиональных обязанностей. Система наказаний отличалась абсолютной определенностью санкций, то есть не предусматривалось никакой альтернативы. Законы Хаммурапи ужесточают наказание. Смертная казнь предусматривается в 30 случаях, в том числе квалифицированная смертная казнь (сожжение не костре, утопление и др.). Широко применялись членовредительские наказания. Эти суровые меры имели целью не только возмездие, но и устрашение потенциальных преступников. Вместе с тем сохраняются и родоплеменные воззрения на преступление и наказание. Кровная месть отменена, но её эквивалентом стал принцип талиона, но он применялся к лицам равного социального положения. При совершении преступления против нижестоящего в социальных отношениях применялась частная композиция, то есть система штрафов. Судебный процесс. Судебный процесс носит обвинительный характер. Эта древнейшая форма судебного процесса характеризуется относительной пассивностью суда. Суд ограничивается подготовкой дела к слушанью и руководством судебным заседанием. Активная роль принадлежит сторонам, прежде всего истцу потерпевшего, который представляет доказательства, вызывает ответчика в суд и доказывает его виновность. Ответчик опровергает обвинения и доказывает невиновность. Судебное разбирательство проходило гласно и публично. Широко применялись ордалии или «Суд божий». Процесс мог быть прекращен по соглашению сторон, приведение приговора к высшей мере наказания и членовредительству организовывалось незамедлительно и публично.
12. Источники древнеиндийского права. Общая характеристика Законов Ману. Основными источниками права в Древней Индии были обычаи и сборники морально-религиозных норм, которые назывались «Дхармашастры». Наиболее известная из них – «Дхармашастра Ману». Для сокращения её называют «Законы Ману». Они были подготовлены во 2 веке до нашей эры. Составление Законов Ману индийская традиция приписывает мифическому прародителю людей - Ману. На самом же деле они были подготовлены в одной из брахманских школ. Документ содержит 2650 двустиший (шлок), разбитых на 12 глав: в первой главе излагаются представления индийцев о происхождении Вселенной, человеческого общества, варн; во второй - правила жизни человека в период ученичества; в третьей, четвертой и пятой - правила жизни семьянина-домохозяина; шестая глава посвящена регламентации жизни отшельника; в седьмой содержатся наставления об обязанностях царя и управлении государством; в восьмой - постановления о судопроизводстве и судебной практике; девятая глава посвящена семейным отношениям, наказаниям за различные преступления, обязанностям членов варн; в десятой главе излагаются принципы регулирования вопросов о потомстве от браков между представителями разных варн; в одиннадцатой -предписания о покаяниях и обетах при искуплении грехов; наконец, в двенадцатой главе содержится описание посмертных воздаяний за дурные поступки в земной жизни. Характерные черты Законов Ману мало чем отличаются от характерных черт Законов Хаммурапи. (перечислить, см. тот билет)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|