Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2.2 Выбор поставщика (4 часа)





 

1. Проблема выбора поставщика в закупочной деятельности фирмы. 2. Направления эффективного выбора поставщика. 3. Источники информации для выбора поставщиков. 4. Факторы/критерии отбора поставщиков продукции. 5. Процедура (алгоритм) выбора поставщика. 6. Методы отбора поставщика.

 

1. В 1980-х и 1990-х гг. повышенное внимание к вопросам производительности заставило менед­жеров уделять больше внимания закупкам и фор­мировать более тесные связи с меньшим числом поставщиков. Как показывают исследования, около 50% резервов находятся в области закупок, так как именно на долю этой функциональной области приходится до 60% производственных затрат. Тенденции покупок вместо собственного производства, улучшения каче­ства, снижения уровня запасов, интеграции систем поставщиков и покупателей в единую ЛС, взаимодействия и координации в логистических каналах совместного бизнеса обусловили потребность повысить эффективность работы с поставщиками. В настоящее время наблюдается повышение внимания к тщательному выбору поставщиков и предъявлению более высоких требований. Проблема выбора поставщика является одной из наиболее су­щественных задач логистики снабжения. Насколько хорошо с точки зрения логистики снабжения пос­тавщики выполняют свои функции, может зависеть собственный успех компании-покупателя в обеспечении потребителей качест­венными товарами и услугами. Некоторые исследования показыва­ют, что во многих компаниях мира, по крайней мере, половина про­блем, связанных с качеством, возникает из-за товаров и услуг, которыми обеспечили компанию поставщики. Поэтому эффектив­ное решение задачи выбора поставщика является основой успеш­ного функционирования и создания устойчивой базы снабжения любой компании.



Прежде поставщик рассматривался как продавец, предоставляющий необходимый материал, которого не интересовали проблемы эффективного производства и качества производимой из его материалов продукции. В современных условиях хозяйственные субъекты все больше осознают свою взаимозависимость и ответственность друг перед другом. Поставщики и фирмы-покупатели становятся партнерами по бизнесу в рамках платформ В2В и В2С. Работая совместно, они могут добиться снижения затрат и качества товаров и услуг. Именно эти соображения, а не борьба за большую часть доходов, выходят сейчас на первый план.



2. Решение проблемы выбора поставщика возможно в двух направлениях.

1. Выбор поставщика из числа компаний, которые уже были поставщиками в прошлом (может быть, являются ими в настоящем), с которыми уже имелись деловые отношения. Это облегчает выбор, так как отдел закупок фирмы располагает точными данными о деятельности этих компаний (хотя это бывает и не всегда).

Основные этапы решения данной задачи:

- сбор информации о поставщиках;

- анализ собранной информации с учетом критериев выбора поставщика;

- выбор поставщика.

2. Выбор нового поставщика в результате поиска и анализа ин­тересующего фирму рынка закупок: рынка, с которым фирма уже работает, или совершенно нового для нее рынка.

3. Прежде чем выбрать источник снабжения, необходимо собрать максимально полную информацию обо всех потенциальных пос­тавщиках. Источниками информации о поставщиках могут быть:

- каталоги и прайс-листы;

- торговые журналы;

- поисковые системы Интернет;

- изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объ­явлений в СМИ;

- местные источники, например, действующие на данной тер­ритории юридические лица или «осведомители»;

- объявление о конкурсах (тендерах);

- банки и финансовые институты;

- выставки и ярмарки;

- торги и аукционы;

- торговые директории («Желтые страницы», «Оптовик», «То­вары и цены» и т.д.);

- торговые представительства;



- собственное расследование;

- переписка и личные контакты с возможными поставщиками;

- конкуренты потенциального поставщика;

- торговые ассоциации;

- информационные агентства;

- государственные источники (регистрационные па­латы, налоговые инспекции, лицензионные службы и прочие, обла­дающие открытой для ознакомления информацией).

Такой источник, как «Собственное расследование», является достаточно емким и может включать:

- неформальные личные контакты с коллегами, знакомыми, конкурентами;

- неформальные личные контакты и переписку с возможными поставщиками;

- общение с конкурентами потенциального поставщика и т.д.

Собственное расследование включает в себя все методы и ис­точники, не являющиеся формальными и не требующие официаль­ных документальных запросов.

За рубежом основными источниками информации по поставщикам служат общедоступные и информативные справочники, такие, как каталоги, торговые журналы, прайс-листы и т.д. Особое внимание уделяется Интернету. Интернет — это огромный «информационный банк» с еще не до конца изученными возможностями. В последние годы Интернет и в России активно используется для поиска партнеров по бизнесу, в том числе в сфере снабжения. Сегодня редко можно найти фирму, эффективно функционирующую в бизнесе, которая бы не пользовалась услугами Интернета.

4. Критерии отбора поставщика включают следующие группы:

§ Релейные: наличие соответствующей лицензии или сертификата;

§ Количественные:

¨ Цена продукции, тариф;

¨ Общее время доставки;

¨ Сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

¨ Удаленность поставщика от потребителя и т.п.;

§ Качественные:

¨ Качество поставляемой продукции;

¨ Надежность поставок, сохранность груза;

¨ Готовность перевозчика к переговорам;

¨ Финансовая стабильность;

¨ Наличие дополнительного оборудования (например, для переработки грузов);

¨ Наличие дополнительных услуг по комплектации и доставке грузов;

¨ Квалификация персонала, психологический климат у поставщика (возможность забастовок);

¨ Мониторинг отправок и т.п.

Выбор поставщика (группы поставщиков) определяется обширной системой критериев, но основными являются: цена, качество то­вара и надежность поставки.Система критериев первоначального отбора поставщиков в общем случае зависит от стратегий фирмы и является динамичной.

Цена – некоторые предприятия считают главным критерием цену, в силу ограниченности оборотных средств. Но предприятия, предлагающие более высокие цена могут предложить более высокую надежность поставки, уровень обслуживания и т.п. А низкая цена часто говорит о плохом качестве МР или сервиса. В то же время цена имеет часто договорной характер. Важную роль играют и ценовые скидки.

Качестводолжно удов­летворять потребностям фирмы. Процесс определения качества МР осуществляется на этапах входного контроля. Многие ком­пании в этом плане предпочитают работать с поставщиками, систе­мы менеджмента качества которых сертифицированы по процедуре ISO 9000/2000 (наличие сертификата ISO 9001).

Надежность поставщика (доставки) - способ­ность удовлетворять требования фирмы-производителя к качеству МР, срокам и объемам поставок. Надежность является комплексным показателем, отражающим все стороны процесса закупок МР.

Кроме количественных критериев оценки поставщика, сущест­вует большая группа качественных показателей, к которым относятся:

- имидж поставщика, отсутст­вие негативных сообщений о нем от партнеров по бизнесу или в средствах массовой информации, доброжелательность, способность к контакту и длительным партнерским отношениям, деловой опыт и история взаимоотношений и т.п.;

- наличие определенных видов предпродажного и пос­лепродажного сервиса;

- наличие информационной системы связи и обработки заказов;

- предлагаемые финансовые условия и т.п.

5. Процесс принятия решения включает следующие шаги:

1. идентифика­ция потребностей;

2. формулирование спецификаций;

3. решение задачи делать или покупать;

4. поиск альтернативных вариантов;

5. установление контактов;

6. выбор критериев закупок и их применение;

7. оценка альтернативных действий при закупках;

8. выделение средств на закупки;

9. оценка отдельных вариантов;

10. проведение переговоров с поставщиками;

11. закупка продукции;

12. ее использование и оценка покупки после ее совершения.

6. Среди наиболее распространенных методов выбора поставщикаможно выделить:

- метод рейтинговых оценок;

- метод оценки затрат (затратно-коэффициентный метод, метод миссий);

- метод доминирующих характеристик;

- метод категорий предпочтения.

1. Метод рейтинговых оценок является разновид­ностью метода категорий предпочтения. После отбора критериев выбора поставщика их значимость обычно устанавливают эксперт­ным путем.

 

Исходная информация выбора поставщика методом рейтинговой оценки факторов (пример)

Критерии оценки Потенциальные поставщики Ранг
MAN МАЗ Икарус SCANIA ЛиАЗ  
Цена (не более 5,3 млн.руб./ед) 4,9 5,2 5,3 5,3 5,3  
Срок поставки (не более 3 мес. с момента заключения контракта) 2,5 2,5  
Условия оплаты (отсрочка не менее 1 мес. с момента подписания акта сдачи-приемки)   3  
Расходы по текущему обслуживанию (не более 200 тыс. руб./год) 160  
Количество мест для сидения пассажиров (не менее 35)  
Средний расход топлива (не более 30 л/100км в городском цикле) 25  
Пробег к моменту поставки (не более 300 тыс. км) 1,5 1,8  

– эталон

 

 

Ранжирование критериев методом парных сравнений (пример)

Критерии Цена Срок поставки Условия оплаты Расходы по текущему обслуживанию Количество мест для сидения пассажиров Средний расход топлива Пробег к моменту поставки Сумма баллов Ранг
Цена                  
Срок поставки                  
Условия оплаты                  
Расходы по текущему обслуживанию                  
Количество мест для сидения пассажиров                  
Средний расход топлива                  
Пробег к моменту поставки                  

 

 

Наибольшая сумма – наивысший ранг:

2 – приоритет выше;

0 – приоритет ниже;

1 – критерии равнозначны.

Расчет весовых коэффициентов:

,

где Wi – весовой коэффициент критерия;

N – количество критериев;

i – ранг критерия.

Расчет рейтинговых и интегральных оценок:

Для минимального эталона:

Для максимального эталона:

где Rij – рейтинговая оценка j-го поставщику по i-му критерию;

Wi – весовой коэффициент i-го критерия;

Эi min, Э i max – эталонные (лучшие) значения по критериям;

Пij – значение по i-му критерию для j-го поставщика

 

- интегральная оценка для j-го поставщика

Итоговое значение рейтинга определяется суммиро­ванием произведений значимости (веса) критерия на его экспертную балльную оценку для конкрет­ного поставщика. Рассчитывая рейтинг для разных поставщиков, и сравнивая полученные значения, определяют наилучшего партнера. Если рейтинговая оценка дает по основным критериям одинаковые результаты для двух и более поставщиков, то процедуру повторяют уже с использованием дополнительных критериев оценки.

2. Метод оценки затрат. Этот метод иногда называют затратно-коэффициентным, или «методом миссий». Он заключается в том, что весь исследуемый процесс снабжения делят на несколько воз­можных вариантов (миссий) и тщательно рассчитывают все расхо­ды и доходы для каждого из них. В результате получают исходный материал для сравнения и выбора или изменений вариантов реше­ний. При выборе поставщиков отдельно рассчитываются для каж­дого из них все возможные издержки на снабжение, а также дохо­ды/выигрыши (при этом должны учитываться и логистические риски) в рамках логистической цепи «поставщик – потребитель». Затем из набора вариантов выбирают наиболее выгодный (по крите­рию общей прибыли).

3. Метод доминирующих характеристик. Он требует сосредоточе­ния на одной выбранной характеристике (критерии) как основе для последующей оценки. Характеристика может быть любой: наиболее низкая цена, наилучшее качество, график поставок, внушающий наибольшее доверие и т.п. Преимущество этого метода – простота, а недостаток – отсутствие внимания к остальным факторам – кри­териям отбора.

4. Метод категорий предпочтения. Применение такого метода подразумевает наличие информации из множества источников — обширной и разнообраз­ной информационной базы, рассматривающей каждый фактор на­равне с остальными, в то время как для фирмы какой-то фактор, возможно, является ключевым. Инженерные службы дают свою оценку способности поставщика производить высокотехнологичную продукцию и могут компетентно судить о ее качестве; диспетчерская докладывает о своевременности доставки закупаемых МР; производственные отделы фирмы – о простоте и удобстве непосредственного использования МР в производственном процессе.

 

Выбор поставщика методом категорий предпочтений (пример)

 

Критерии Подразделения предприятия Итого
Финансы Закупки Производство Логистика Продажи
Цена (+0,5) (+0,5)        
Качество   (+0,3) (+0,3) (+0,1)    
Надежность   (+0,1) (+0,3) (+0,4)    
Скидки (+0,5) (+0,1)        
Производств. Мощности     (+0,2)      
Техническая поддержка     (+0,2)      
Сервис       (+0,3)    
Дислокация       (+0,2)    

Выгоды, полученные при правильном отборе и оценивании поставщиков, могут быть существен­ными:

- экономия логисти­ческих издержек может выступить в качестве мощ­ного финансового рычага и обеспечить существенное повышение прибыли;

- увеличения маржи прибыли по каждой единице продукции, выпускаемой и реализуемой предприятием, можно добиться за счет более низких расходов на закупаемые материалы, что приводит к меньшим инвестициям в запасы;

- логистические услуги более высокого качества, предо­ставляемые поставщиками, также позволяют иметь меньший уровень запасов;

- повышение уровня обслуживания потребителей, за счет отсутствия сбоев в производстве;

- повышение объема продаж за счет повышения качества обслу­живания потребителей.

 

 

Дополнительная литература:

 

1. 11 с. 449-451

2. 6 с. 185-202

3. 9 с. 183-191

4. 4 с. 241-253

5. 5 с. 182-189

6. 7 с. 130-133

7. 1 с. 90-92

8. 2 с. 31-41

9. 12 с. 342-376

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.