Тема 2.2 Выбор поставщика (4 часа)
1. Проблема выбора поставщика в закупочной деятельности фирмы. 2. Направления эффективного выбора поставщика. 3. Источники информации для выбора поставщиков. 4. Факторы/критерии отбора поставщиков продукции. 5. Процедура (алгоритм) выбора поставщика. 6. Методы отбора поставщика.
1. В 1980-х и 1990-х гг. повышенное внимание к вопросам производительности заставило менеджеров уделять больше внимания закупкам и формировать более тесные связи с меньшим числом поставщиков. Как показывают исследования, около 50% резервов находятся в области закупок, так как именно на долю этой функциональной области приходится до 60% производственных затрат. Тенденции покупок вместо собственного производства, улучшения качества, снижения уровня запасов, интеграции систем поставщиков и покупателей в единую ЛС, взаимодействия и координации в логистических каналах совместного бизнеса обусловили потребность повысить эффективность работы с поставщиками. В настоящее время наблюдается повышение внимания к тщательному выбору поставщиков и предъявлению более высоких требований. Проблема выбора поставщика является одной из наиболее существенных задач логистики снабжения. Насколько хорошо с точки зрения логистики снабжения поставщики выполняют свои функции, может зависеть собственный успех компании-покупателя в обеспечении потребителей качественными товарами и услугами. Некоторые исследования показывают, что во многих компаниях мира, по крайней мере, половина проблем, связанных с качеством, возникает из-за товаров и услуг, которыми обеспечили компанию поставщики. Поэтому эффективное решение задачи выбора поставщика является основой успешного функционирования и создания устойчивой базы снабжения любой компании.
Прежде поставщик рассматривался как продавец, предоставляющий необходимый материал, которого не интересовали проблемы эффективного производства и качества производимой из его материалов продукции. В современных условиях хозяйственные субъекты все больше осознают свою взаимозависимость и ответственность друг перед другом. Поставщики и фирмы-покупатели становятся партнерами по бизнесу в рамках платформ В2В и В2С. Работая совместно, они могут добиться снижения затрат и качества товаров и услуг. Именно эти соображения, а не борьба за большую часть доходов, выходят сейчас на первый план.
2. Решение проблемы выбора поставщика возможно в двух направлениях.
1. Выбор поставщика из числа компаний, которые уже были поставщиками в прошлом (может быть, являются ими в настоящем), с которыми уже имелись деловые отношения. Это облегчает выбор, так как отдел закупок фирмы располагает точными данными о деятельности этих компаний (хотя это бывает и не всегда).
Основные этапы решения данной задачи:
- сбор информации о поставщиках;
- анализ собранной информации с учетом критериев выбора поставщика;
- выбор поставщика.
2. Выбор нового поставщика в результате поиска и анализа интересующего фирму рынка закупок: рынка, с которым фирма уже работает, или совершенно нового для нее рынка.
3. Прежде чем выбрать источник снабжения, необходимо собрать максимально полную информацию обо всех потенциальных поставщиках. Источниками информации о поставщиках могут быть:
- каталоги и прайс-листы;
- торговые журналы;
- поисковые системы Интернет;
- изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в СМИ;
- местные источники, например, действующие на данной территории юридические лица или «осведомители»;
- объявление о конкурсах (тендерах);
- банки и финансовые институты;
- выставки и ярмарки;
- торги и аукционы;
- торговые директории («Желтые страницы», «Оптовик», «Товары и цены» и т.д.);
- торговые представительства;
- собственное расследование;
- переписка и личные контакты с возможными поставщиками;
- конкуренты потенциального поставщика;
- торговые ассоциации;
- информационные агентства;
- государственные источники (регистрационные палаты, налоговые инспекции, лицензионные службы и прочие, обладающие открытой для ознакомления информацией).
Такой источник, как «Собственное расследование», является достаточно емким и может включать:
- неформальные личные контакты с коллегами, знакомыми, конкурентами;
- неформальные личные контакты и переписку с возможными поставщиками;
- общение с конкурентами потенциального поставщика и т.д.
Собственное расследование включает в себя все методы и источники, не являющиеся формальными и не требующие официальных документальных запросов.
За рубежом основными источниками информации по поставщикам служат общедоступные и информативные справочники, такие, как каталоги, торговые журналы, прайс-листы и т.д. Особое внимание уделяется Интернету. Интернет — это огромный «информационный банк» с еще не до конца изученными возможностями. В последние годы Интернет и в России активно используется для поиска партнеров по бизнесу, в том числе в сфере снабжения. Сегодня редко можно найти фирму, эффективно функционирующую в бизнесе, которая бы не пользовалась услугами Интернета.
4. Критерии отбора поставщика включают следующие группы:
§ Релейные: наличие соответствующей лицензии или сертификата;
§ Количественные:
¨ Цена продукции, тариф;
¨ Общее время доставки;
¨ Сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
¨ Удаленность поставщика от потребителя и т.п.;
§ Качественные:
¨ Качество поставляемой продукции;
¨ Надежность поставок, сохранность груза;
¨ Готовность перевозчика к переговорам;
¨ Финансовая стабильность;
¨ Наличие дополнительного оборудования (например, для переработки грузов);
¨ Наличие дополнительных услуг по комплектации и доставке грузов;
¨ Квалификация персонала, психологический климат у поставщика (возможность забастовок);
¨ Мониторинг отправок и т.п.
Выбор поставщика (группы поставщиков) определяется обширной системой критериев, но основными являются: цена, качество товара и надежность поставки.Система критериев первоначального отбора поставщиков в общем случае зависит от стратегий фирмы и является динамичной.
Цена – некоторые предприятия считают главным критерием цену, в силу ограниченности оборотных средств. Но предприятия, предлагающие более высокие цена могут предложить более высокую надежность поставки, уровень обслуживания и т.п. А низкая цена часто говорит о плохом качестве МР или сервиса. В то же время цена имеет часто договорной характер. Важную роль играют и ценовые скидки.
Качестводолжно удовлетворять потребностям фирмы. Процесс определения качества МР осуществляется на этапах входного контроля. Многие компании в этом плане предпочитают работать с поставщиками, системы менеджмента качества которых сертифицированы по процедуре ISO 9000/2000 (наличие сертификата ISO 9001).
Надежность поставщика (доставки) - способность удовлетворять требования фирмы-производителя к качеству МР, срокам и объемам поставок. Надежность является комплексным показателем, отражающим все стороны процесса закупок МР.
Кроме количественных критериев оценки поставщика, существует большая группа качественных показателей, к которым относятся:
- имидж поставщика, отсутствие негативных сообщений о нем от партнеров по бизнесу или в средствах массовой информации, доброжелательность, способность к контакту и длительным партнерским отношениям, деловой опыт и история взаимоотношений и т.п.;
- наличие определенных видов предпродажного и послепродажного сервиса;
- наличие информационной системы связи и обработки заказов;
- предлагаемые финансовые условия и т.п.
5. Процесс принятия решения включает следующие шаги:
1. идентификация потребностей;
2. формулирование спецификаций;
3. решение задачи делать или покупать;
4. поиск альтернативных вариантов;
5. установление контактов;
6. выбор критериев закупок и их применение;
7. оценка альтернативных действий при закупках;
8. выделение средств на закупки;
9. оценка отдельных вариантов;
10. проведение переговоров с поставщиками;
11. закупка продукции;
12. ее использование и оценка покупки после ее совершения.
6. Среди наиболее распространенных методов выбора поставщикаможно выделить:
- метод рейтинговых оценок;
- метод оценки затрат (затратно-коэффициентный метод, метод миссий);
- метод доминирующих характеристик;
- метод категорий предпочтения.
1. Метод рейтинговых оценок является разновидностью метода категорий предпочтения. После отбора критериев выбора поставщика их значимость обычно устанавливают экспертным путем.
Исходная информация выбора поставщика методом рейтинговой оценки факторов (пример)
Критерии оценки
| Потенциальные поставщики
| Ранг
| MAN
| МАЗ
| Икарус
| SCANIA
| ЛиАЗ
|
| Цена (не более 5,3 млн.руб./ед)
|
4,9
| 5,2
| 5,3
| 5,3
| 5,3
|
| Срок поставки (не более 3 мес. с момента заключения контракта)
| 2,5
|
|
|
| 2,5
|
| Условия оплаты (отсрочка не менее 1 мес. с момента подписания акта сдачи-приемки)
|
|
|
3
|
|
|
| Расходы по текущему обслуживанию (не более 200 тыс. руб./год)
|
|
|
|
| 160
|
| Количество мест для сидения пассажиров (не менее 35)
|
|
|
|
|
|
| Средний расход топлива (не более 30 л/100км в городском цикле)
|
| 25
|
|
|
|
| Пробег к моменту поставки (не более 300 тыс. км)
|
| 1,5
| 1,8
|
|
|
|
– эталон
Ранжирование критериев методом парных сравнений (пример)
Критерии
| Цена
| Срок поставки
| Условия оплаты
| Расходы по текущему обслуживанию
| Количество мест для сидения пассажиров
| Средний расход топлива
| Пробег к моменту поставки
| Сумма баллов
| Ранг
| Цена
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Срок поставки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Условия оплаты
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Расходы по текущему обслуживанию
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Количество мест для сидения пассажиров
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Средний расход топлива
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Пробег к моменту поставки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наибольшая сумма – наивысший ранг:
2 – приоритет выше;
0 – приоритет ниже;
1 – критерии равнозначны.
Расчет весовых коэффициентов:
,
где Wi – весовой коэффициент критерия;
N – количество критериев;
i – ранг критерия.
Расчет рейтинговых и интегральных оценок:
Для минимального эталона:
Для максимального эталона:
где Rij – рейтинговая оценка j-го поставщику по i-му критерию;
Wi – весовой коэффициент i-го критерия;
Эi min, Э i max – эталонные (лучшие) значения по критериям;
Пij – значение по i-му критерию для j-го поставщика
- интегральная оценка для j-го поставщика
Итоговое значение рейтинга определяется суммированием произведений значимости (веса) критерия на его экспертную балльную оценку для конкретного поставщика. Рассчитывая рейтинг для разных поставщиков, и сравнивая полученные значения, определяют наилучшего партнера. Если рейтинговая оценка дает по основным критериям одинаковые результаты для двух и более поставщиков, то процедуру повторяют уже с использованием дополнительных критериев оценки.
2. Метод оценки затрат. Этот метод иногда называют затратно-коэффициентным, или «методом миссий». Он заключается в том, что весь исследуемый процесс снабжения делят на несколько возможных вариантов (миссий) и тщательно рассчитывают все расходы и доходы для каждого из них. В результате получают исходный материал для сравнения и выбора или изменений вариантов решений. При выборе поставщиков отдельно рассчитываются для каждого из них все возможные издержки на снабжение, а также доходы/выигрыши (при этом должны учитываться и логистические риски) в рамках логистической цепи «поставщик – потребитель». Затем из набора вариантов выбирают наиболее выгодный (по критерию общей прибыли).
3. Метод доминирующих характеристик. Он требует сосредоточения на одной выбранной характеристике (критерии) как основе для последующей оценки. Характеристика может быть любой: наиболее низкая цена, наилучшее качество, график поставок, внушающий наибольшее доверие и т.п. Преимущество этого метода – простота, а недостаток – отсутствие внимания к остальным факторам – критериям отбора.
4. Метод категорий предпочтения. Применение такого метода подразумевает наличие информации из множества источников — обширной и разнообразной информационной базы, рассматривающей каждый фактор наравне с остальными, в то время как для фирмы какой-то фактор, возможно, является ключевым. Инженерные службы дают свою оценку способности поставщика производить высокотехнологичную продукцию и могут компетентно судить о ее качестве; диспетчерская докладывает о своевременности доставки закупаемых МР; производственные отделы фирмы – о простоте и удобстве непосредственного использования МР в производственном процессе.
Выбор поставщика методом категорий предпочтений (пример)
Критерии
| Подразделения предприятия
| Итого
| Финансы
| Закупки
| Производство
| Логистика
| Продажи
| Цена
| (+0,5)
| (+0,5)
|
|
|
|
| Качество
|
| (+0,3)
| (+0,3)
| (+0,1)
|
|
| Надежность
|
| (+0,1)
| (+0,3)
| (+0,4)
|
|
| Скидки
| (+0,5)
| (+0,1)
|
|
|
|
| Производств. Мощности
|
|
| (+0,2)
|
|
|
| Техническая поддержка
|
|
| (+0,2)
|
|
|
| Сервис
|
|
|
| (+0,3)
|
|
| Дислокация
|
|
|
| (+0,2)
|
|
| Выгоды, полученные при правильном отборе и оценивании поставщиков, могут быть существенными:
- экономия логистических издержек может выступить в качестве мощного финансового рычага и обеспечить существенное повышение прибыли;
- увеличения маржи прибыли по каждой единице продукции, выпускаемой и реализуемой предприятием, можно добиться за счет более низких расходов на закупаемые материалы, что приводит к меньшим инвестициям в запасы;
- логистические услуги более высокого качества, предоставляемые поставщиками, также позволяют иметь меньший уровень запасов;
- повышение уровня обслуживания потребителей, за счет отсутствия сбоев в производстве;
- повышение объема продаж за счет повышения качества обслуживания потребителей.
Дополнительная литература:
1. 11 с. 449-451
2. 6 с. 185-202
3. 9 с. 183-191
4. 4 с. 241-253
5. 5 с. 182-189
6. 7 с. 130-133
7. 1 с. 90-92
8. 2 с. 31-41
9. 12 с. 342-376
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|