Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 1.1 Логистика снабжения - функциональная область интегрированной логистики (4 часа)





Раздел 1 Теоретические основы логистики снабжения

 

1.Определение логистики снабжения. 2.Тактический и стратегический аспект осуществления закупок (снабжения). 3.Цели и задачи управления закупками. 4.Место логистики снабжения в логистической системе. 5.Логистика снабжения как функциональная область интегрированной логистики. 6.Взаимосвязь логистики снабжения с другими функциональными областями: логистикой производства и распределения. 7.Эволюция концепций управления в сфере снабжения.

 

1. Как правило, деятельность любого предприятия зависит от наличия сырья, материалов, товаров и услуг, которыми его обеспечивают другие предприятия. Снабженческая деятельность направлена на то, чтобы предприятие получало необходимое по качеству и количеству сырье, материалы, товары и услуги в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика, своевременно отвечающего по своим обязательствам и по выгодной цене. Снабжение включает в себя закупки и организацию внешних поставок материалов, производственных компонентов, и/или готовых продуктов от поставщиков на производственные или сборочные предприятия, склады или в розничные магазины.



В практике нет однозначного подхода к определению термина «снабжение»: в зарубежной практике часто используется понятие закупки, управление закупками, снабжение, материальный менеджмент, снабженческий менеджмент. В зависимости от ситуации приобретение материальных ресурсов/товаров обозначают: в производственной деятельности – закупками, в государственном секторе – снабжением, в розничной торговле и складском хозяйстве – покупки. Часто этот же процесс определяется как логистика «на входе», или внутренняя логистика.

Возросший интерес к управлению закупками привел к появлению различных концепций в сфере снабжения. Такие термины, как «закупка», «управление закупками», «поставка», «снабжение», «обеспечение сырьем и материалами», «снабженческий менеджмент» и т.д. являются взаимозаменяемыми. В некоторых источниках термин «закупка» означает разовую сделку и относится к тактической сфере снабжения. А термин «снабжение» описывается как целый процесс осуществления закупочной деятельности: выявление потребности, поиск, анализ, и выбор поставщиков, развитие отношений с ними, переговоры по различным аспектам снабжения и т.п. и относится к стратегической сфере. В некоторых зарубежных источниках применяется термин «материальный менеджмент» или «снабженческий менеджмент», под которым понимается планирование и контроль всего входящего материального потока, поступающего на фирму.



Снабжение предусматривает следующие виды деятельности:

- планирование снабжения МР и/или ГП и контроль на этом этапе;

- собственно закупки;

- доставка;

- приемка и контроль качества;

- хранение, отпуск на производство;

- распоряжение невостребованными или некачественными остатками;

- утилизация отходов производства.

С позиции управления цепями поставок: «снабжение – это процесс, выполняемый организационной единицей фокусной компании или частью интегрированной цепи поставок, отвечающей за получение предметов снабжения требуемого качества, в требуемом количестве в нужное время и по приемлемой цене, а также за управление поставщиками, тем самым внося свой вклад в конкурентное преимущество и реализацию корпоративной стратегии цепи поставок».

Снабжение – это обеспечение организации, требуемыми продуктами или услугами, включающее в себя все взаимосвязанные виды деятельности по управлению закупками и поставщиками, необходимые организации для выполнения корпоративной стратегии с оптимальными затратами ресурсов.

Номенклатура закупаемых ресурсов включает:

1. Основные фонды производственного и непроизводственного назначения: здания, сооружения, силовые машины и оборудование, транспортные средства, инструмент и прочие фонды, на которые начисляется амортизация;



2. Материальные ресурсы и услуги производственного назначения: сырье и материалы, полуфабрикаты, сборочные единицы, компоненты, комплектующие, топливо, энергия, промышленная тара и т.п.;

3. МР и услуги непроизводственного назначения: продукты типа MRO (Maintenance, Repairs and Operations) – расходные материалы жизнеобеспечения;

4. Готовая продукция для перепродажи: товары широкого потребления.

 

2. Осуществление закупок нужно рассматривать как в тактическом (оперативном), так и в стратегическом плане.

Осуществление снабжения в тактическом плане – это ежедневные операции, традиционно связанные с закупками и направленные на исключение проблем, связанных с отсутствием необходимого предмета снабжения. Отсутствие требуемого количества продукции, отвечающего стандартам качества, несвоевременная доставка товара могут доставить массу неудобств конечному потребителю продукции и услуг, вызвать дополнительные затраты на производство и повлиять на общую эффективность функционирования организации.

Стратегическая сторона снабжения – это все процессы управления закупками и взаимоотношениями с поставщиками, связи и взаимодействия с другими отделами компании, потребностями и запросами конечных потребителей, а также планирование и разработка новых закупочных схем и методов и т.п. Для организации закупки имеют следующее стратегическое значение: в ходе выполнения видов деятельности, связанных с источниками поставок, они поддерживают организацию в достижении ее общих целей. Стратегическая роль закупок в деятельности предприятия включает следующие составляющие:

- Доступ к внешним рынкам. Через внешние контакты с рынком поставщика отдел закупок может получать важную информацию о новых технологиях, потенциально новых материалах и услугах, новых источников поставок и изменениях рыночных условий. Передавая подобную информацию другим подразделениям, отдел закупок помогает корректировать стратегию организации с учетом новых возможностей, появляющихся на рынке.

- Управление взаимоотношениями и их развитие. Отдел закупок может помочь организации добиться стратегического успеха, выявляя новых поставщиков и развивая отношения с уже имеющимися. Общее время разработки или модификации можно сократить за счет привлечения поставщиков на раннем этапе разработок новых товаров или услуг, а также модификации существующих вариантов. Идея «сжатого времени», то есть более быстрого выхода на рынок с новыми предложениями, может быть очень важной для успеха подобных предложений, так как помогает организации занять на рынке позицию лидера или новатора.

- Взаимоотношение с другими функциями. Роль закупок варьирует в широких пределах: от вспомогательной до стратегической, в зависимости от того, в какой степени закупки обеспечивают ценность для других функциональных областей, они могут включаться в процесс принятия важных решений или использоваться на раннем этапе разработки решений, влияющих на закупки. Хорошая информационность позволяет специалистам по закупкам делать более точные прогнозы и учитывать запросы других функциональных областей и оказывать им поддержку, что, в свою очередь, приводит в более высокой степени вовлеченности персонала отдела закупок в другие процессы.

Если физическое распределение служит для поставки товаров вовне, то закупки обеспечивают поступление материалов со стороны, их сортировку и сборку. В большинстве случаев физическое распределение одного предприятия цепи поставок и снабжение следующего за ним составляют один и тот же процесс. Но физическое распределение и снабжение существенно разнятся между собой по степени управленческого контроля и риска возможной неудачи.

3. В обобщенном виде цель снабжения – гарантировать, чтобы организация имела надежную поставку материалов соответствующего качества, необходимого объема, в нужное время, от квалифицированного поставщика, с высоким уровнем сервиса и наименьшими общими издержками.

Эту обобщенную цель можно поделить на следующие цели снабжения:

- налаживание надежного и непрерывного материального потока для обеспечения бесперебойного функционирования организации;

- обеспечение высокого качества продукции и его повышение;

- обеспечение эффективного управления поставщиками;

- оптимизация затрат на закупки при сохранении должного уровня качества снабжения;

- упрочение конкурентной позиции организации;

- формирование и ведение рациональной базы поставщиков, развитие отношений с компетентными поставщиками;

- координация снабженческой деятельности с другими функциональными сферами деятельности предприятия.

Исходя из этих целей, можно сформулировать основные задачи логистики снабжения:

В области финансов:

- снижение логистических издержек в транспортировке, таможенном оформлении и страховании, браке;

- поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов на складе;

В области работы с клиентами:

- обеспечение требуемого уровня обслуживания клиентов;

- увеличение степени удовлетворенности клиентов;

В области внутренних бизнес-процессов:

- минимизация операционных проблем (отработка процедур взаимодействия между отделами, информационная поддержка);

- гибкое обслуживание (оперативное реагирование на запросы);

В области управления персоналом:

- повышение квалификации персонала;

- мотивация персонала;

В области организации:

- планирование потребности в ресурсах;

- размещение заказов.

4. Логистика снабжения является первой логистической подсистемой. Как правило, снабжение самостоятельно не занимается перемещением материалов, а организует его. Оно информирует поставщиков о необходимости поставки тех или иных материалов, производит обмен прав собственности на материалы, т. е. в первую очередь связано с обработкой информации. В широком смысле снабжение образует основное звено между организациями, входящими в цепь поставок, и служит механизмом координации материального потока между потребителями и поставщиками. В каждой точке логистического канала снабжение отправляет назад по каналу сообщения о том, чего хотят потребители, и вперед - сообщение о том, что поставщики могут предложить. После этого начинаются переговоры, уточняющие условия каждой поставки.

Снабжение важно также потому, что на него приходится значительная доля общих расходов. Типичный производитель тратит 60% на материалы, потому снабжение непосредственно отвечает за большую часть расходов компании, и даже относительно небольшие улучшения в этой области могут принести существенные выгоды.

Снабжение включает следующие аспекты:

1. Управление поставщиками: анализ рынка продуктов и услуг, поиск и оценка потенциальных источников поставок, предварительный выбор поставщика, окончательный выбор поставщика, отслеживание отношений с поставщиками (мониторинг), отслеживание РО (Perfect order), АВС-анализ поставщиков;

2. Коммерция: анализ коммерческих предложений, квот, котировок, заключение и ведение договоров, контрактов, ценообразование, участие в торгах, базисы поставок, кредитование, скидки, платежи;

3. Логистика: базисы поставок, транспортировка, экспедирование, складирование и переработка, таможенная очистка грузов, управление запасами, приемка и входной контроль качества продукции.

Формы организации поставок делят на:

- транзитную – МР перемещаются от поставщика к потребителю прямо, минуя промежуточные базы и склады посреднических организаций;

- складская – МР завозятся на склады и базы посреднических организаций, а затем с них отгружаются непосредственно потребителям.

5. Если рассматривать материальный поток в логистике от источника сырья до конечного потребителя, то он проходит несколько функциональных областей, деятельность которых характеризуется определенными задачами: снабжение, производство, распределение. Деление ЛС на функциональные области является принципиальным моментом для практики, т.к. позволяет определять промежуточную (по областям) и окончательную эффективность функционирования ЛС.

Область снабжения обслуживает входящий материальный поток, обеспечивает бесперебойное снабжение производства материально-техническими ресурсами. Выделение данной функциональной области связано со спецификой ее функционирования, здесь выполняются однотипные логистические функции и операции. Она включает следующие процессы: управление закупками, размещение заказов, транспортировка, внешняя грузопереработка, складирование, управление запасами, возврат товара.

Логистические операции и функции в снабжении делятся на следующие уровни:

- базисный уровень (снабжение);

- ключевой уровень (закупки материальных ресурсов и транспортировка);

- вспомогательный уровень(со стороны закупок: прогнозирование спроса, выбор поставщика, управление процедурами заказа, мониторинг выполнения заказа, приемка, правовое сопровождение поставок, управление возвратными потоками; со стороны транспортировки: планирование объемов перевозок и выбор вида транспорта, выбор перевозчика и экспедиторов, защитная упаковка, погрузка транспорта, перевозка и экспедирование, выгрузка и т.п.)

Снабжение

6. Задачи оптимизации ресурсов и координации при управлении основными и сопутствующими потоками могут, конечно, решаться и в отдельно взятой сфере бизнеса (структурно выделенном подразделении) компании. Однако полученные при этом результаты должны быть соотнесены с корпоративной целью и плановыми значениями ключевых показателей логистической стратегии фирмы, которые задают для каждой функциональной сферы бизнеса систему ограничений на используемые ресурсы и отчетные показатели (на бюджет, время исполнения заказа, показатели качества логистического сервиса и т.д.). Оптимизация ресурсов, как основная задача логистики, в отдельно взятой функциональной сфере бизнеса компании без соотнесения с другими зачастую может дать отрицательный результат в контексте осуществления корпоративной стратегии. Поэтому реализация логистического подхода в современном бизнесе связана не с оптимизацией показателей отдельных функциональных областей, но с оптимальными показателями функционирования всей системы. Другими словами, система не всегда функционирует оптимально, если все ее подсистемы функционируют оптимально и, наоборот, все подсистемы работают оптимально в случае оптимальной работы системы в целом. С этим связано и функционирование функциональной области снабжения. Так как эта область является первой «на пути» входящего потока, то именно от эффективности ее функционирования зависит, в большой степени, эффективность функционирования последующих областей производства и распределения. Сбой в работе снабжения может привести сначала к сбою в сфере производства, и далее в сфере распределения, а это повлечет за собой невыполнение обязательств, потерю продаж, а, в самом худшем случае, клиентов. Однако между логистическими подсистемами существует и обратная связь. То есть, отделу снабжения, для реализации поставленных перед ним задач необходима информация, касающаяся потребности в сырье и материалах, топливе и энергии, товарах и услугах и пр., которую он получает из производственного отдела (функциональной области производства), который, в свою очередь, определяет потребность согласно планам производства, а они уже диктуются подсистемой распределения. Таким образом, обнаруживается тесное взаимодействие функциональных областей логистики с подсистемой снабжения в рамках единой логистической системы.

7. В процессе развития концепции управления в снабжении развивались и проходили следующие формы:

- пассивная: подразделение закупки не имеет стратегической направленности и в основном отражает потребности других подразделений организации. Характеризуется большой долей времени на рутинные операции, низким приоритетом функциональных и индивидуальных взаимоотношений, выбором поставщика, базирующемся на цене и доступности.

- независимая: подразделение закупки использует современные методы и процедуры, однако его стратегическая направленность независима от корпоративной стратегии компании. Характеризуется базированием закупочной деятельности в основном на сокращении затрат и усилении дисциплины поставок; установленной координационной связью между закупками и техническими подразделениями, осознанием руководством важности профессионального развития и возможности вклада подразделения закупок в увеличение прибыльности предприятия.

- поддерживающая: подразделение закупки поддерживает корпоративную компании за счет методов управления закупками и продуктов, которые усиливают конкурентную позицию фирмы. Характеризуется включением персонала подразделения закупок в команды управления продажами, позиционирование поставщиков как ресурса, в акцентом на опыт, мотивацию и взаимоотношения, постоянным мониторингом и анализом рынков, продуктов и поставщиков.

- интегрированная: концепция снабжения интегрирована в корпоративную стратегию фирмы и составляет часть общего стратегического плана. Характеризуется налаженными межфункциональными обучением и переподготовкой исполнительного персонала подразделения снабжения, установлением постоянно действующей коммуникационной связи с другими подразделениями предприятия, ориентацией фокуса профессионального развития снабжения на стратегические элементы корпоратичного плана, связью измерения эффективности закупок с их вкладом в общий успех предприятия.

Сегодня во все большей степени передовые компании осознают, что рационально встроенное в управление цепями поставок снабжение представляет собой значительный ресурс повышения конкурентоспособности конкретного предприятия и цепи поставок в целом, что характеризует интегративную концепцию управления снабжением. В этой концепции фокус профессионального развития снабжения ориентирован на стратегические позиции корпоративного плана снабжения и измерения его эффективности по вкладу в результирующие показатели деятельности предприятия.

 

Дополнительная литература:

1. 11 с. 446-449

2. 6 с. 158-174

3. 4 с. 187-200

4. 9 с. 161-170

5. 5 с. 157-165

6. 7 с. 91-103

7. 1 с. 85-90

8. 2 с. 22-26

9. 10 с. 78-88

10. 8 с. 100-103, 109-110.

11. 12 с. 2-8, 11-16,

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.