Сделай Сам Свою Работу на 5

Механизм управления нематериальными активами





 

Из наличия и качества нематериальных активов вытекают все ответы на главные вопросы управления любым учреждением высшей школы, которые авторами проанализировали в таблице 6. Нематериальные активы, рассматриваемые как интеллект и профессионализм работников, совокупность знаний, которые помогают организации найти потребителя, позволяют генерировать доходы образовательного учреждения.

Таблица 6 - Возможности решения основных вопросов менеджмента высшей школы через наличие нематериальных активов

Основные вопросы менеджмента Решение вопросов через наличие нематериальных активов
1 Какой вид деятельности выбрать, какой продукт, какую услугу и кому предоставлять? Анализ тенденций рынка, состояния социальной сферы, анализ возможностей и осуществление привлечения денежных средств, предоставление высококвалифицированной услуги или продукта возможно только при наличии человеческого капитала. Возможность осуществлять тот или иной вид деятельности существует при наличии прав на нематериальные активы и наличие охранных документов
2 Где предоставлять услуги или продавать продукт? Только в тех регионах и странах, где есть спрос. Решение обеспечивается высококвалифицированными кадрами и наличием охранных документов на интеллектуальную собственность
3 По какой цене предлагать или продавать? Цена может быть высокой, если есть квалифицированные кадры и инновационная монополия
4 Кто является конкурентом и как его победить? Основными конкурентами являются образовательные учреждения, наличие качественных нематериальных активов обеспечивает конкурентное преимущество
5 Как обновлять деятельность? За счет формирования новых нематериальных активов и инновационной деятельности
6 Кому и за что платить заработную плату в учреждении? Человеческий капитал генерирует покупательский и структурный капитал, следовательно, особого внимания при распределении зарплаты требует вклад в формирование нематериальных активов, так как материальная составляющая деятельности образовательных учреждений незначительна

 



Однако распространено мнение, что нематериальные активы существуют только в высокотехнологичном бизнесе, а рядовые образовательные учреждения к ним отношения не имеют. Но конкурентные преимущества, которые формируются в основном за счет нематериальных активов, необходимы каждому учреждению в условиях изменения типа учреждения или формирования эндаумента.



Нематериальные активы высшей школы имеют двойную направленность: с одной стороны, они генерируют интеллектуальные ресурсы для внешнего окружения, с другой стороны, они должны иметь возможность своего развития внутри учреждения для обеспечения экономического роста и конкурентных преимуществ. Поэтому особенно важно управлять нематериальными активами. Процесс управления осуществляется с помощью механизма управления, который в классическом варианте состоит из двух подсистем: управляющей и управляемой (рисунок 9).

Управляющая подсистема (субъект управления)   Менеджеры, специалисты
Механизм управления представляет собой совокупность основных элементов воздействия на процесс разработки и реализации управленческих решений по обеспечению стимулирования развития нематериальных активов. По мнению автора, такой механизм – это система управления экономическими отношениями учреждения по обеспечению развития нематериальных активов, через инструменты управления с помощью методов управления при наличии государственного нормативно-правового обеспечения, рыночного и внутреннего механизмов управления, информационного обеспечения.

 

       
 
 
   



 

 


Рисунок 9 - Механизм управления нематериальными активами в высшей школе

Управляющая подсистема (субъект управления) включает в себя менеджеров всех уровней и специалистов, непосредственно участвующих в процессе формирования и развития нематериальных активов.

Управляемая подсистема (объект управления) включает в себя экономические отношения по формированию и развитию нематериальных активов и сами нематериальные активы.

По мнению автора, управляющая подсистема должна выполнять следующие функции.

Первая функция -разработка стратегии развития нематериальных активов. В процессе реализации этой функции, исходя из общей финансовой стратегии учреждения, прогноза динамики факторов, определяющих развитие нематериальных активов, условий состояния внешней и внутренней среды, формируются система приоритетных направлений развития нематериальных активов, цели, система показателей развития нематериальных активов на долгосрочный период.

Вторая функция - создание эффективных информационных систем, обеспечивающих политику развития нематериальных активов. В процессе реализации этой функции должны быть определены объемы и содержание информационных потребностей системы управления процессами развития нематериальных активов. Сформированы внешние и внутренние источники информации, удовлетворяющие эти потребности. Организован постоянный мониторинг состояния нематериальных активов в учреждении, базовых наук, научно-технического прогресса, состояния нематериальных активов конкурентов (в рамках законодательства).

Третья функция - осуществление анализа состояния нематериальных активов.В процессе осуществления этой функции проводится анализ наличия и использования нематериальных активов, анализ соблюдения законодательства и достаточность защиты интеллектуальной собственности учреждения. Проводится анализ деятельности «центров ответственности», обеспечивающих развитие и использование нематериальных активов, определяется степень воздействия отдельных факторов внешней и внутренней среды на реализацию стратегии развития.

Четвертая функция - планирование мероприятий по обеспечению развития нематериальных активов.Реализация этой функции связана с разработкой тактических задач, текущих программ, оперативных бюджетов по обеспечению развития.

Пятая функция - формирование «центров ответственности» по развитию нематериальных активов.При реализации этой функции необходимо учитывать многогранность состава нематериальных активов, которая требует наличия широкого круга специалистов, отвечающих за узкоспециализированную деятельность.

Шестая функция - разработка и реализация мероприятий по созданию нематериальных активов.В процессе осуществления этой функции требуется решение конкретных задач конкретными исполнителями. При этом качество выполнения зависит от квалификации, образования, опыта, творческих способностей, человеческих качеств кадрового потенциала. С учетом специфики деятельности высшей школы приоритетным является повышение квалификации преподавателей.

Седьмая функция – мотивация, основания для создания инновационной монополии.

Восьмая функция - осуществление эффективного контроля за реализацией управленческих решений в области развития нематериальных активов.В процессе реализации этой функции рекомендуется создать систему контролируемых показателей и контрольных периодов, а также систему оперативного реагирования на результаты осуществляемого контроля.

Все перечисленные выше функции управляющей подсистемы направлены на управляемую подсистему. Именно под действием управляющей подсистемы формируются экономические отношения по созданию нематериальных активов, формированию использования источников нематериальных активов, происходит оборот нематериальных активов.

Экономические отношения учреждения можно разделить на две группы: внешние и внутренние. Внешние отношения регулируются в основном современным российским законодательством. К внешним отношениям учреждения можно отнести:

- отношения с государством по поводу бюджетного финансирования и выплаты налогов;

- отношения с финансово-кредитной системой в случаях функционирования целевого капитала, получения банковских кредитов, инвестиций от паевых и инвестиционных фондов;

- отношения со страховыми компаниями для страхования инвестиционных и инновационных рисков;

- отношения с Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (бывший Роспатент переименован Указом Президента №314 от 09.03.04 г.) для получения правоохранительных документов;

- отношения с научно-исследовательскими организациями с целью приобретения лицензий, для создания совместных предприятий, в случаях обучения и повышения квалификации сотрудников;

- отношения с учреждениями при формировании целевого капитала или при продаже лицензий на объекты интеллектуальной собственности;

- отношения с конкурентами по поводу правомерного использования нематериальных активов и защиты прав на интеллектуальную собственность.

Внутренние отношения регламентируются наряду с законодательными актами системой общекорпоративных документов, внутренним регламентом учреждения. Общекорпоративные механизмы осуществления политики в области развития нематериальных активов должны обеспечить учреждениям предотвращение возникновение критических ситуаций, которые могут привести к прекращению действия исключительных прав. Тщательно спланированные и доведенные до сведения служащих политика и процедуры деятельности учреждения в области нематериальных активов устанавливают нормы поведения служащих применительно к частной конфиденциальной информации. Во многих случаях права интеллектуальной собственности учреждения могут быть сильно скомпрометированы одним-единственным служащим, который, например, осознано или случайно раскрывает коммерчески значимый секрет конкуренту. Для снижения риска необходимы конкретные единые процедуры, доведенные до каждого работника.

К внутренним отношениям можно отнести:

- взаимодействия между собственниками, учредителями, высшим управляющим составом и структурными подразделениями, а также персоналом, непосредственно создающим нематериальный актив, для понимания краткосрочных и долгосрочных целей учреждения;

- отношения между работодателем и служащими, оформленные в виде служебного договора или ограничительного договора с целью в письменном виде уведомить служащего в том, что учреждение имеет исключительные права на нематериальные активы и намерено их защищать даже после завершения работы служащего на учреждение;

- отношения учреждения с авторами результатов интеллектуальной деятельности с целью стимулирования деятельности служащих, направленной на развитие нематериальных активов;

- отношения с субъектами, объединенными одной формой интеграции.

Поэлементный состав механизма управления представлен на рисунке 10. Учреждениям рекомендуется формировать механизм управления с учетом всех представленных элементов.

       
 
 
   
 


Рисунок 10 - Элементы механизма управления нематериальными

активами

Первым базовым элементом механизма управления является система государственного нормативно-правового регулирования нематериальных активов. Такая система носит многоуровневый характер, определяемый полномочиями отдельных государственных органов, приоритетом принимаемых ими нормативных актов.

Основные законодательные и нормативные документы: Гражданский кодекс РФ 4 ч., Налоговый кодекс РФ, Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007. В главе 2 исследованы некоторые проблемы, связанные с несовершенством современного законодательства, но авторы берут на себя смелость констатировать, что регулирование нематериальных активов обеспечено нормативно-законодательными актами.

Вторым элементом механизма управления является система информационного обеспечения, от которого в значительной степени зависит эффективность управления.

В условиях перехода к рыночной экономике известная формула «время-деньги» должна дополняться формулой «информация-деньги». В современных условиях информация – это самый дорогой товар. Объективная достоверная информация – основа для принятия управленческих решений, причем от качества используемой информации в значительной степени зависит выбор приоритетных направлений развития нематериальных активов, скорость реагирования на угрозы потери исключительных прав, альтернативность выбора мер их защиты.

Содержание системы информационного обеспечения определяется особенностями деятельности высших учебных заведений. Конкретная информация этой системы формируется за счет как внешних, так и внутренних источников. В соответствии с группами этих источников всю совокупность информации рекомендуется предварительно классифицировать.

Информация из внешних источников делится на три группы.

Первая группа - показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны.

Вторая группа - информация о развитии научно-технического прогресса, состоянии фундаментальных и прикладных наук. Такого рода информацию необходимо классифицировать следующим образом: публичная информация, предоставляемая средствами массовой информации; патентная информация; секретная информация из закрытых источников.

Публичная информация общедоступна. Ценность представляет собой информация с выставок, ярмарок, тематических семинаров, симпозиумов. Однако публичная информация не всегда отвечает критериям качества и достоверности, так как конкуренты могут запустить в средства массовой информации дезинформацию для введения в заблуждение конкурирующих учреждений или для повышения собственной инвестиционной привлекательности.

Патентная информация для развития нематериальных активов представляет особую ценность. Она обладает следующими достоинствами: оперативность, достоверность, полнота сведений, упорядоченность. Согласно патентному законодательству описания изобретений не могут содержать неверных сведений и должны отличаться новизной, поэтому патентная информация дает возможность осуществлять новые разработки на уровне лучших мировых образцов с учетом имеющихся решений и основных тенденций развития техники.

Секретная информация связана с промышленным шпионажем. Автор не может рекомендовать учреждению стремиться к получению такой информации, но любое учреждение должно отдавать себе отчет в реальности существования промышленного шпионажа в мире и предпринять все необходимые меры для надежной защиты своей информации.

Распространение информации немыслимо без применения новых информационных технологий. В последние годы самым распространенным средством доступа к мировым информационным ресурсам стал Интернет. Исследования Интернет-сети показали наличие доступных баз данных патентных ведомств ведущих стран мира. Результаты исследований приведены в приложении А (таблица А1). Недостатки проанализированных баз данных – ограниченный доступ к информации. Так, например, об отечественных изобретениях представлены данные начиная с 1994 года, о европейских изобретениях - только с 1998 года.

Формирование баз данных на основе различного рода информации, сопряженное с переработкой описаний нематериальных активов, позволяет создать своеобразное досье на каждое новшество, периодически дополняемое и корректируемое. Анализ таких данных дает возможность установить следующие факторы развития нематериальных активов:

- выявить тенденции развития;

- уяснить степень активности фирм на рынках конкретных стран;

- определить направления работ и движения потребностей потребителей;

- определить коммерческую значимость конкретных инноваций;

- сегментировать рынок и т. п.

Третья группа - информация, характеризующая деятельность контрагентов и конкурентов.

К контрагентам можно отнести научно-исследовательские организации, банки, управляющие компании, инвестиционные фонды, коммерческие организации, которые являются потенциальными источниками финансирования образования при осуществлении интеграционных процессов; страховые компании, которые способны взять на себя долю рисков при вложении инвестиций в развитие нематериальных активов, и т.п.

К конкурентам можно отнести учреждения, которые потенциально способны использовать подобные нематериальные активы.

Третьим элементом механизма управления нематериальными активами является рыночный механизм. Этот механизм, по мнению автора, формируется в сфере рынка нематериальных активов в разрезе отдельных видов нематериальных активов. Он определяет уровень спроса и предложения на рынке предоставления нематериальных активов и рынке товаров, услуг с использованием нематериальных активов. Другими словами, проанализировав информацию внешнего и внутреннего характера каждого учреждения, рекомендуется сформировать портфель нематериальных активов. При этом необходимо ответить как минимум на три вопроса.

Первый вопрос-какие нематериальные активы могут принести вузу дополнительный доход?

 
Второй вопрос - хватит ли у вуза квалифицированных специалистов, специального оборудования, денежных средств и времени для собственных разработок с целью создания нематериальных активов?

Возможно, учреждению выгоднее купить лицензию на использование интеллектуальной собственности, а не заниматься собственными разработками. При этом прогнозируемый доход от использования нематериальных активов (Р) должен быть больше затрат на создание нематериальных активов [34](Зс) Р > Зс.

 
 
i = Т


i = 1
Зс = ∑(Зс + Зпо + Змигот)i Кприв. , (24)

где Зс – затраты на создание нематериальных активов;

Зпо – затраты на правовую охрану;

Зми – затраты на маркетинговые исследования;

Згот – затраты на доведения объекта до готовности промышленного использования или коммерческой реализации;

Т – срок действия нематериальных активов;

i – порядковый номер рассматриваемого года действия;

Кприв – коэффициент приведения, с помощью которого затраты приводятся к единому моменту времени.

 
 
i = Т


i = 1
Р = ∑ Рi Кприв , (25)

где Рi –доход i – го года.

Третий вопрос – какая правовая охрана необходима для новой идеи, которая в будущем станет нематериальным активом?

Любому учреждению следует рассматривать как минимум три варианта решения этого вопроса: использовать без правовой охраны, получить охранный документ; засекретить инновационную информацию.

Использовать новую идею без правовой охраны, отбросить или опубликовать рекомендуется, если распознаваемый объект не обладает достаточной ценностью. В такой ситуации нет нужды в его охране, т. е. организация просто может использовать объект или отвергнуть его, или опубликовать достигнутые результаты, чтобы сделать данный отчет публично доступным и, тем самым, предостеречь, кого бы то ни было еще от претензии на него как на свою интеллектуальную собственность.

Получить охранный документ, зарегистрировать права рекомендуется, если распознаваемый объект обладает достаточной ценностью и его охрана позволит создать инновационную монополию. Такой режим охраны применяется тогда, когда есть риск, что другие организации с учетом современного развития науки смогут прийти к таким же результатам. Например, до сих пор не решен спор в приоритете изобретения радио. Русский ученый Александр Степанович Попов, итальянский ученый Гульельмо Маркони, сербский изобретатель Никола Тесли в 1895году независимо друг от друга заявили миру о гениальном изобретении. Александр Балл признан изобретателем телефона, хотя свою заявку в 1876году он подал всего лишь на два часа раньше соперника Э. Грея. Важные рекомендации: зарегистрировать заявку в странах возможного использования и принять меры для защиты, упомянуть о существовании охранной документации в рекламе и на упаковке.

Засекретить инновационную информацию рекомендуется, если информация обладает определенной ценностью и развитие базовых наук не дает повода думать, что другие субъекты смогут достичь подобных результатов, опираясь на известные научные открытия. Это обстоятельство обычно касается секретов производства (например, компания «Coca-Cola»почти столетие держит в секрете рецепт напитка с мировой известностью). Такие объекты рекомендуется использовать в режиме «ноу-хау». Надо отметить, что инновационная монополия, созданная на базе «ноу-хау» может сохраняться десятки лет, охранный документ на изобретение действует всего 20 лет. Важно спрогнозировать, что никто в мире не сможет прийти к этому изобретению самостоятельно и надежно засекретить информацию. Модель выработки решения о необходимости и форме правовой охраны инновационной идеи представлена на рисунке 2.3

           
   
 
а) использовать без охраны б) отбросить в) опубликовать
   
  Коммерческая тайна
 

 


нет да

 

       
 
   

 


да

нет

       
   


да нет

       
 
Подать заявку в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
 
  Режим «Ноу-хау»
 


заявка отклонена

 

 
 

 

 


Рисунок 2.3 - Модель выработки решения о необходимости и форме правовой охраны инновационной идеи

Исследования показывают, что для принятия решения о правовой охране, необходимо проанализировать ряд факторов [ Зинов, стр. 24]. Факторы, рекомендуемые к рассмотрению, представлены в таблице 10.

Таблица 10 – Анализ факторов для принятия решения о правовой охране.

Использование правовой охраны Отказ от правовой охраны Причины
Объект охраны не является общеизвестным Объект охраны широко известен Общеизвестный объект компания не может запатентовать, т.к. нарушена патентная чистота, а, следовательно, не сможет защитить
Желание иметь исключительные права на объект Исключительные права не имеют особого значения Владелец исключительных прав имеет возможность отстранить от использования данного нематериального актива других производителей на всей территории действия охранного документа и на весь срок действия.
Объект охраны делает продукцию компании более конкурентоспособной Объект охраны не укрепляет позиций на рынке продукции Отдельные инновации совершенно очевидно делают товар лучшим по сравнению с существующими товарами
Объект охраны экономически выгоден Объект охраны стоит слишком дорого, чтобы включать его в продукцию Конкурентная цена зависит от состояния рынка, рынок не всегда готов для принятия нового, инновационного, но очень дорогого продукта
Объект охраны снижает издержки производства Объект охраны увеличивает издержки производства Оптимизация издержек на предприятии – основная задача предприятия, любое повышение издержек требует обоснований.
Объект охраны отвечает желаниям потребителей Объект охраны не отвечает желаниям потребителей Качества нового продукта либо вчерашний день, либо настолько пионерские, что потребитель не готов воспринимать его даже после агрессивной рекламы
Объект охраны способствует достижению целей компании и улучшает положение на рынке Объект охраны никак не соотносится с целями компании и не оказывает влияния на положение компании на рынке Стратегически важные объекты, влияющие на получение прибыли, на увеличение рыночной стоимости предприятия, должны быть надежно защищены, в противном случае предприятие может потерять свое положение на рынке
Рынок созрел и готов принять инновацию Рынок не созрел и не готов принять инновацию Для продвижения товара в этом случае нужны значительные денежные средства: мощная агрессивная реклама, реализация товара по цене близкой к себестоимости
Объект охраны имеет потенциал лицензирования Объект охраны не имеет потенциал лицензирования Лицензирование рекомендуется, когда предприятие не имеет достаточного количества ресурсов для удовлетворения потребностей рынка.
Защищенный объект охраны содержит в себе измеряемые активы Не защищенный объект может и не содержать измеряемых активов Измеряемые в соответствии с законодательством нематериальные активы могут значительно повлиять формирование финансового результата предприятия, например, через амортизацию и себестоимость продукции с использованием нематериальных активов

 

Если в результате рассмотрения соответствующих факторов в пользу и против охраны можно прийти к выводу, что все доводы «за» и «против» сбалансированы, то следует выбрать вариант правовой охраны нового объекта. Лучше ошибиться, выбрав охрану инновации, чем потерять идею совсем. Позднее всегда можно принять решение о целесообразности продолжения правовой охраны. Однако, охраняя инновации временно как коммерческие секреты, можно получить время для дополнительной оценки ценности объекта.

Выбор между патентной охраной и засекречиванием является для не менее трудной задачей. Важно отметить различия между двумя видами охраны и преимущества каждого вида. Патентование, связанное с публикацией описания объекта охраны, и засекречивание несовместимы. Следовательно, организация вправе выбрать лишь один вид охраны: либо патент, либо коммерческий секрет. В выборе между патентованием и засекречиванием рекомендуется анализировать факторы представленные в таблице 11.

Таблица 11 – Анализ факторов, влияющих на принятие решения о целесообразности патентования или засекречивания

Засекречивание Патентование
Объект охраны может публично использоваться или продаваться, не теряя прав на коммерческую тайну, при условии, что он не будет публично раскрываться Публичное использование или продажа объекта охраны в течение определенного законом срока может препятствовать патентоспособности и заранее исключить патентование
Объект охраны обладает возможно­стью сохранения в секрете Существует возможность открытия объ­екта охраны или обнаружения его путем разборки
Ожидаемая продолжительность жизни технологии является очень короткой Технология не устареет еще в течение приемлемого промежутка времени
Более легко удовлетворить юридическим требованиям для охраны коммерческой тайны Более трудно удовлетворить критериям патентоспособности
Охраняет от тех, кто нечестным образом завладевает коммерческой тай­ной. Не охраняет от независимого открытия или разборки Патент отстраняет всех от изготовления, использования или продажи на территории действия патента
Коммерческая тайна не исключает воз­можности получения последующим изобретателем патента на засекреченный объект охраны и обращения патента против первого владельца коммерческой тайны Патент запрещает пусть даже независи­мому, но последующему изобретателю изготавливать, использовать или прода­вать данное изобретение на территории действия патента
Коммерческая тайна может сохраняться неопределенное количество лет Срок действия патента 20 лет
Получение и сохранение прав на коммерческую тайну является менее дорогостоящим Патентование обойдется дороже, чем засекречивание
Для сохранения коммерческой тайны необходимо предпринимать под­тверждающие действия Необходимо платить пошлины за поддержание патента в силе
Объем прав на коммерческую тайну нелегко поддается определению Формулы изобретений достаточно четко определяют объем исключительных прав
Трудно отслеживать факты нарушения прав Легче отслеживать нарушителей
Права могут быть легко потеряны при независимом раскрытии или при разборке объекта Патентные права утрачиваются, только когда патент судом признается недействительным или владелец патента перестает выплачивать пошлины за поддержание патента
Владелец коммерческой тайны обременен как доказательством существования тайны, так и доказательством того, что это не украденная тайна Владельцу патента не нужно доказывать законность патента, так как патент заранее предполагается законным. Владелец патента должен доказать факт нарушения
Отстаивание прав на коммерческую тайну Отстаивание патентных прав  
Владелец коммерческой тайны может добиться компенсации за убытки Владелец патента может добиться компенсации убытков в сумме не меньшей, чем разумная сумма роялти
Объект охраны находится в переполненной технологической области Объект охраны является пионерской технологией
Рынок не готов для объекта охраны Рынок подготовлен для объекта охраны
Коммерческая тайна может быть передана по лицензии на неограниченный срок Срок действия патентной лицензии не может быть больше срока действия патента

 

Сформированный с учетом спроса и предложения портфель нематериальных активов необходимо постоянно пересматривать, так как научно-технический прогресс приводит к изменениям рыночных условий. Поскольку в новых условиях компания ставит новые цели и устанавливает новые стратегии, то в ответ на это должна происходить адаптация портфеля нематериальных активов, чтобы обеспечить максимальную защиту организации в сфере бизнеса.

Программа пересмотра портфеля нематериальных активов является одним из способов удостовериться, что нематериальные активы соответствуют целям, задачам, стратегиям компании и состоянию рынка. Пересмотр заключается в регулярной проверке нематериальных активов с целью определения, охраняются ли адекватно внутренние секреты компании, и есть ли необходимость в сохранении этих секретов. Например, с морально устаревших изобретений необходимо снимать охрану в соответствии с законодательством, либо по заявлению патентовладельца, либо путем прекращения выплат пошлин по поддержанию патента. Пересмотр должен проводиться на регулярной основе с привлечением широкого круга специалистов из различных отделов путем проведения совещаний и круглых столов. Организацией пересмотра должна заниматься отдельная комиссия, которая для обсуждения должна поднимать спорные вопросы, в том числе: состояние компании в области нематериальных активов, текущее положение компании на внутреннем и внешнем рынках, достаточность защиты нематериальных активов, будущие возможности компании, деятельность по лицензированию и т.д.

Четвертый элемент механизма управления нематериальными активами - внутренний механизм. Он тесно связан с рассмотренным выше рыночным механизмом. Но система внутреннего механизма формируется в рамках самого вуза. Основу формирования этого механизма составляет философия учреждения, которая воплощается в определенных стратегиях. При этом авторами выделены несколько стратегий.

1) Стратегия оборонного патентования характеризуется получением охранных документов и монопольных прав на новую продукцию или услугу в максимальном объеме.

2) Стратегия нападения на основе получения монопольных прав на результаты исследований и разработок, даже если эти результаты еще окончательно не определены. Практика показывает, что время с даты подачи заявки в Роспатент до проведения экспертизы по существу может составить около трех лет. На весь этот период дается временная охрана и у учреждения есть возможность довести исследования до логического завершения. При этом все другие учреждения, которые используют аналогичные, но незащищенные результаты, вынуждены приобрести у их правообладателя разрешение на продолжение использования. Так, имея права на нематериальный актив, можно на законном основании контролировать весь рынок и преследовать конкурентов путем лицензирования.

3) Стратегия создания имиджа учреждения путем управления нематериальными активами через создание корпоративной культуры.

4) Стратегия оптимизации учетных операций с нематериальными активами путем:

- снижения налоговой нагрузки налогооблагаемой базы налога на прибыль на величину амортизации нематериальных активов и величину затрат на создание объектов интеллектуальной собственности;

- экономии отчислений на зарплату при оплате труда работников через авторское вознаграждение за передачу исключительных прав по договору о передаче объектов интеллектуальной собственности (авторскому или лицензированному договору), созданных на инициативной основе, а не по служебному заданию, при этом у получателей авторского вознаграждения возникает экономия налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц.

Особенности использования данной стратегии: для постановки на учет объектов интеллектуальной собственности проводится их инвентаризация, которая включает в себя проверку наличия охранных документов, проверку оплаты ежегодной пошлины на поддержание патента (в противном случае охрана снимается), проведение оценки стоимости, определение сроков использования.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.