Роль академической мобильности в развитии нематериальных активов
Вопрос качества профессионального образования, являющийся основой развития конкурентоспособной образовательной среды, необходимо увязывать с уровнем концентрации интеллектуальных ресурсов региона. Основной задачей исследования является выявление причин низкого качества предоставления образовательных услуг в сфере профессионального образования. «Низкий уровень» образования связан, в том числе и с невозможностью оценить ряд качественных и количественных показателей деятельности учреждений профессионального образования. «Закрытость» образовательного пространства (в условиях глобализации и либерализации рынка услуг) приводит к невозможности качественной оценки образовательных учреждений и образовательных программ, к выявлению факторов, подлежащих оценке. Развитие академической мобильности ведет к постепенному открытию «границ» региональной системы профессионального образования и унификации под влиянием межнационального культурного обмена. Академическая мобильность представляет собой совокупность мобильностей обучающихся, преподавательского состава, а также институциональную. Очевидно, что экономические эффекты на определённой территории возникают пошагово под влиянием в первую очередь мобильности обучающихся, которая связана с факторами как внешней, так и внутренней среды страны обучения. При росте их (обучающихся) числа возникает необходимость у образовательных учреждений (в принимающих странах) привлекать преподавательские кадры для улучшения не только качества обучения, но и в качестве производительных сил. Таким образом, формируется каскадный (растянутый по времени) лаг, свидетельствующий о состоянии рынка образовательных услуг региона. Университеты и институты, формируя из себя заключительный этап полноценного рынка образовательных услуг территории, выступают элементом, характеризующим зрелость рынка.
Суть исследования заключается в выявлении тенденций в системе оценки качества образования на глобальном рынке и формировании рекомендаций по развитию систем оценки качества образования. Проблема качества образования оказалась в центре внимания, как потребителей, так и инвесторов. Всемирный банк инвестировал обеспечение качества в высшем образовании во многих странах во всех регионах мира.
Инвестиции выделялись:
- на диагностические исследования с целью сбора основных данных о различных аспектах качества;
- на развертывание стратегического диалога с целью стимулировать всестороннее обсуждение вопроса качества и помочь правительству и заинтересованным кругам выбрать ключевые решения;
- в целях создания стартового капитала для расходов на материалы и первичные инвестиции по созданию системы оценки качества (далее - ОК), деятельность по созданию компетенции, как например, обучение рецензентов, и диалог с целью стимулировать в существующих системах возобновление обсуждения потенциальных реформ.
В рамках своей традиционной кредитной деятельности Всемирный банк работает напрямую с правительствами в каждой отдельной стране и уже более десяти лет поддерживает, таким образом, инициативы по обеспечению качества.
Важно отметить, что в последнее время Всемирный банк начал поддерживать региональные усилия, чтобы использовать эффект синергии от успешной совместной деятельности и начать создание компетенции для появляющихся агентств ОК. В дополнение к кредитованию, Всемирный банк предоставляет ограниченное количество грантов на поддержку международных инициатив. Такие гранты имеют большую гибкость, позволяя Банку поддерживать усилия одновременно в нескольких странах, при этом работая напрямую с НГО (негосударственными организациями), а не правительствами.
Это позволило вновь созданным региональным сетям обеспечить региональное обучение профессионалов ОК, создать общий фонд экспертов, способных проводить внешние проверки институтов и программ, которые до этого проводили только самооценку, и предложить региональные консультационные услуги для заполнения пробелов в зависимости от потребностей каждой отдельной страны.
Азиатско-Тихоокеанская сеть аккредитационных агентств (APQN) получила поддержку в виде начальных инвестиций посредством Механизма выделения грантов на цели развития (DGF) Банка, начав в 2004 г. продвигать деятельность по созданию компетенции среди профессионалов обеспечения качества в странах Юго-Восточной Азии.
Год спустя Латиноамериканской сети аккредитационных агентств для высшего образования (RIACES) был выделен подобный DGF - грант на поддержку обеспечения качества в Латинской Америке и странах Карибского региона. Совсем недавно DGF гран был выделен Ассоциации африканских университетов (AAU) для предложенной Ассоциацией деятельности по созданию системы обеспечения качества в странах экваториальной Африки. Подобная региональная деятельность позволяет преодолевать ограничения, испытываемые развивающимися странами, привлекая технические ресурсы на региональном уровне и облегчая решения для локальных вызовов в обеспечении качества.
Международные ассигнования также растут быстро, при этом появляются и видоизменяются способы их реализации, направленные на удовлетворение спроса.[27] Это бесчисленное множество тенденций вызвало потребность не только осуществлять мониторинг качества третичного образования, но также и обеспечивать сопоставимость учебных навыков, признание аттестатов и облегчение мобильности человеческого капитала.
В соответствии с мандатом Берлинского коммюнике 2003 г. по разработке "согласованного набора стандартов, процедур и руководств по обеспечению качества" и "исследованию возможности обеспечения экспертной взаимопроверки систем оценки качества и/или аккредитационных агентств или подразделений» Европейской ассоциацией гарантии качества в высшем образовании (ENQA) совместно с Ассоциацией европейских университетов (EUA), Европейским студенческим информационным бюро (ESIB) и Европейской ассоциацией институтов высшего образования (EURASHE) и в согласовании с заинтересованными организациями было проведено обследование.
Отчёт предназначен для министров образования стран Европы. Он является только началом долгого и трудного пути к установлению, принятию и распространению фундаментальных ценностей, результатов и положительного опыта в области обеспечения качества среди образовательных учреждений и агентств, действующих на территории европейского высшего образования (ЕНЕА).
По его итогам были намечены направления работы на ближайшее время.
Планируется разработать европейские стандарты для внешней и внутренней оценки качества и для оценки деятельности аккредитационных агентств. Европейские аккредитационные агентства обязаны каждые 5 лет проходить процедуру оценки своей деятельности. Упор будет делаться на субсидиарность - общенациональные проверки должны проводиться при любой возможности.
Планируется начать издание европейского регистра аккредитационных агентств. Европейский регистрационный комитет будет играть ключевую роль при решении вопроса о включении агентств в регистр. Планируется учредить европейский консультационный форум по обеспечению качества высшего образования.
Данные рекомендации будут способствовать достижению согласованности в действиях по обеспечению качества в европейском пространстве высшего образования (ЕНЕА). Вузы и аккредитационные агентства, действующие на территории европейского образовательного пространства, будут иметь возможность руководствоваться общими ориентирами в системе обеспечения качества. Регистр облегчит идентификацию профессиональных агентств, заслуживающих доверия.
Более строго будут проводиться процедуры по присвоению квалификации. Будет повышена надёжность работы аккредитационных агентств. С помощью европейского консультационного форума по обеспечению качества высшего образования ускорится обмен мнениями и опытом между агентствами и другими участниками процесса аккредитации (в том числе вузами, студентами и представителями рынка труда).
Предполагается, что на этой основе будет расти взаимное доверие между вузами и агентствами.
Особое место будет уделено продолжению работы по достижению признания квалификаций и сертификатов между вузами и агентствами, что крайне важно и для России.[28]
Анализ общих моментов, связанных с реформами образования конца ХХ века, показывает, что произошло изменение и в подходе к оценке образовательных систем во многих странах, и в структурах для их инспектирования. Эти изменения произошли более последовательно в тех странах, которые провели структурную и учебную реформу в определенном масштабе. Наиболее заметны примеры этих реформ в Бельгии, Испании, Португалии и Нидерландах. Другие страны, хотя и не достигли заметного прогресса в осуществлении этих реформ, также ввели изменения в свои образовательные структуры, касающиеся их оценки и проверки. Это Франция, Италия, Люксембург и Великобритания.
Вместе с тем нельзя не видеть противоречия, в поле которого разворачивается Болонский процесс.
Активная деятельность министерств образования европейских стран в области оценки качества, как было показано выше, развивается под влиянием процесса глобализации экономики с присущей ей унификацией качества товаров, услуг, квалификации рабочей силы, что является объективно необходимым условием экспансии транснациональных компаний.
Таким образом, в результате исследования выявлено, что международная оценка качества образования объективно несет в себе элементы сравнимости, порождающие тенденцию к унификации. Несмотря на множество заявлений о сохранении национального облика систем образования, объективные тенденции проявляют себя все более отчетливо.
Если вернуться к Амстердамскому договору 1999г, подписанному странами Европейского Союза[29], то увидим, что первоначальные установки изменены под влиянием ВТО и политики Всемирного банка. Другим доказательством может послужить сопоставление целей Программ развития образования стран ЕС на период 2007-2013гг. и целей Болонского процесса. Цель всех этих реформ - превратить оценку системы образования в полезный инструмент для анализа развития образования в стране.[30]
Основные результаты исследования заключаются в том, что, рассматривая обзоры международных конференций посвящённых вопросам оценки качества образовательных программ и образовательных услуг в области, прежде всего, профессионального образования, необходимо отметить факт того, что, несмотря на значительную географическую удалённость участников, все страны, развивающие подходы к совершенствованию оценки качества образования, имеют однотипные проблемы. Для их решения, в рамках практического применения накопленных знаний, автором предлагается:
1) объединить (в том числе и с точки зрения подготовки теоретической, нормативной баз) усилия по разработке единых (общих) методик исследований качества предоставляемых образовательных услуг. Мобильность существующих в ряде стран программ оценки (в рамках пересечения национальных границ) нередко открывает новые аспекты рассматриваемого вопроса качества образования и является фактором, усиливающим поиск инновационных решений. Европейский опыт показывает, что международная мобильность людей, несущих знания в области оценки качества образования, способствует созданию международных исследовательских сетей, которые, в свою очередь, создают возможности исследований не только в региональном, но и континентальном масштабах;
2) стимулировать мобильность (во всех её формах) в исследованиях качества образования. Международные научно-практические конференции являются моделью обмена опытом в области построения критериев экономической, политической, социальной и т.д. оценки качества образования, обоснования и апробации методик научных исследований;
3) создание «элиты», подготовки узких специалистов в рамках оценки качества образовательных программ и образовательных услуг. Необходимо синхронизировать международные подходы к созданию единых программ повышения квалификации профессиональных работников области образования и научных исследований.
Таким образом, оценка качества образования в современных условиях глобализации экономики с учетом унификации образовательных программ в значительной степени зависит от уровня развития академической мобильности.
Контрольные вопросы
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|