Тема 3. Развитие многосторонней системы регулирования мировых торговых отношений
В рамках системы мировой экономики начала ХХI века сложились и действуют многочисленные международные организации, ассоциации, советы, заключены многосторонние международные соглашения, решающие проблемы координации международной торговли в различных сегментах мирового рынка.
Экономический и социальный совет ЭКОСОС (Economic and Social Council — ECOSOC) координирует работу 14 специализированных учреждений ООН, 10 функциональных комиссий и 5 региональных комиссий; получает доклады от 11 фондов и программ ООН; дает программные рекомендации организациям системы ООН и государствам-членам.
На ЭКОСОС возложены функции координации и развития сотрудничества государств с различным социальным строем в таких важных экономических и социальных областях их взаимоотношений, как экономическое развитие, мировая торговля, индустриализация. Освоение природных ресурсов, международная защита прав и свобод человека, положение женщин, народонаселение, социальное обеспечение, наука и техника, предупреждение преступности и многое др.
Согласно Уставу ООН ЭКОСОС призван предпринимать исследования, составлять доклады, выносить рекомендации по вопросам международного, экономического, социального, культурного сотрудничества государств, содействовать соблюдению и уважению прав человека, созывать международные конференции и симпозиумы, подготавливать проекты конвенций по вопросам своей компетенции для представления их Генеральной Ассамблее, заключать соглашения со специализированными учреждениями ООН, определяющими их отношения с ООН, принимать меры для получения докладов от них и информации от членов ООН по вопросам, входящих в его компетенцию. Он должен служить центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем глобального и межотраслевого характера и выработки рекомендаций в отношении политики по этим проблемам, контролировать и оценивать осуществление общей стратегии и выполнение первоочередных задач, установленных Генеральной Ассамблеей в указанных областях, обеспечивать общую координацию деятельности организаций и системы ООН в таких областях и проводить всесторонние обзоры политики в области оперативной деятельности во всей системе ООН, учитывая при этом необходимость обеспечения равновесия, совместимости и соответствия первоочередным задачам, установленным Генеральной Ассамблеей для системы ООН в целом.
Выполняя свой мандат, ЭКОСОС проводит консультации с научными кругами, представителями делового мира и с более чем 2100 зарегистрированными неправительственными организациями. Совет ежегодно, в июле, проводит основную сессию, продолжительностью в четыре недели, поочередно в Нью-Йорке и Женеве. В рамках сессии проводится ряд заседаний высокого уровня, в ходе которых министры национальных правительств и руководители международных учреждений и другие высокопоставленные должностные лица обсуждают конкретную тему, имеющую общемировое значение.
Состоит из 54 членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей сроком на три года в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом. Решения в ЭКОСОС принимаются простым большинством присутствующих (более подробно см. п. 2.2).
Значительную роль в данной сфере регулирования международной торговли играет такая международная экономическая организация системы ООН, как Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД – United Nations Conference on Trade and Development – UNCTAD).
ЮНКТАД (United Nations Conference on Trade and Development — UNCTAD) является программой ООН и создана согласно резолюции Генеральной Ассамблеи в 1964 г. в качестве специального постоянного органа ООН. Первая сессия конференции состоялась в Женеве в 1964 г. В дальнейшем сессии ЮНКТАД проводились каждые четыре года.
Структура организации деятельности ЮНКТАД в системе ООН представлена на рис. 2.1.
Цели:
• содействие развитию международной торговли в целях ускорения экономического роста, в особенности в развивающихся странах;
• установление принципов политики, касающихся международной торговли и связанных с ней проблем экономического развития, в частности, в области финансов, инвестиций, передачи технологии;
• рассмотрение и содействие организации деятельности других учреждений в рамках системы ООН в области международной торговли и соответствующих проблем экономического развития;
• принятие в случае необходимости мер для ведения переговоров и утверждения многосторонних правовых актов в области торговли;
• согласование политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли и связанного с ней развития, выступая в качестве центра такого согласования.
Функции:
• регулирование торговых и экономических отношений между государствами;
• разработка мер по регулированию международной торговли сырьевыми товарами;
• разработка мер и средств торговой политики и экономического сотрудничества;
• содействие развитию экономического сотрудничества между развивающимися странами;
• согласование политики правительств и региональных экономических группировок по вопросам развития мировой торговли и других проблем;
• регулирование ограничительной деловой практики;
• ведение аналитической работы по широкому кругу проблем: глобализация и развитие, инвестиции, развитие предприятий и технологий, международная, торговля товарами и услугами, развитие инфраструктуры в сфере услуг;
• содействие координации деятельности в рамках ООН;
• сотрудничество с международными экономическими организациями (ВТО, Международным торговым центром ЮНКТАД/ВТО).
С созданием ВТО все чаще стали появляться мнения о том, что ЮНКТАД исчерпала свой ресурс и больше не нужна. Но в последнее время достигнуто понимание того, что ЮНКТАД необходима мировому сообществу, так как эта организация вырабатывает общие торгово-политические принципы в контексте развития мировой экономики, а за ВТО остаются преимущественно чисто торговые вопросы1.
Кроме ЮНКТАД в рамках Организации Объединенных Наций действует Комиссия ООН по праву международной торговли (United Nations Commission on International Trade Law, UNCITRAL, ЮНСИТРАЛ).
Одновременно с ЮНКТАД и ЮНИСТРАЛ действуют Всемирная торговая организация (ВТО – World Trade Organization, WTO), а также Международный торговый центр ЮНКТАД/ВТО (International Trade Center UNCTAD/WTO),входящие в группу «Автономные организации, связанные с ООН». Наиболее существенную роль при этом играет Всемирная торговая организация.
Вопросы, решаемые ВТО, охватывают более 95% современной международной торговли. Её предшественником явилось Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ, General Agreement on Tarifs and Trade, GATT), подписанное в Женеве в 1947 г. Оно представляло собой многостороннее соглашение об основных принципах, нормах и правилах ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. Круг стран-участниц ГАТТ, а затем ее правопреемницы – ВТО за годы существования этой организации существенно расширился: в 1948 г. в состав ГАТТ входили 22 страны, а в конце 2007 г. участниками ВТО были уже 152 страны (в том числе и с 2001 г. Китай). Из бывших республик СССР в состав ВТО входили Армения, Грузия, Киргизия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония. Около 50 стран к концу 2007 г. имели статус наблюдателей и вели переговоры о вступлении в ВТО (в том числе и Россия).
Если в 1948 г. доля стран-членов ГАТТ в мировом суммированном экспорте составляла 60,4%, то в 2007 г. доля стран-членов ВТО превышала уже 95%.
За годы существования ГАТТ было проведено 8 раундов - конференций по фундаментальным вопросам развития международной торговли. На Уругвайском раунде 1986-1994 гг. было принято решение о создании на базе ГАТТ Всемирной торговой организации. Были приняты новые соглашения и, таким образом, ВТО в настоящее время представлено уже целой системой соглашений. К этим соглашениям относятся:
· Генеральное соглашение по тарифам и торговле в редакции 1994 года – ГАТТ–1994, играющее определяющую роль в общей системе соглашений в рамках ВТО;
· Генеральное соглашение по торговле услугами (The General Agreement on Trade in Services, GATS – ГАТС);
· Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (The Agreement on Trade Related Aspects of Intellectual Property Rights, TRIPS – ТРИПС);
· Соглашение о торговых аспектах инвестиционных мер (The Agreement on Trade Related Investment Measures, TRIMS – ТРИМС).
Важную роль играют такие соглашения, как Соглашение по техническим барьерам в торговле, Соглашение по применению статьи VI ГАТТ-1994 (Антидемпинговый кодекс), Соглашение по применению статьи VII ГАТТ-1994 (Оценка таможенной стоимости товаров), Соглашение о правилах и процедурах урегулирования споров, Механизм обзора торговой политики, прочие, так называемые плюрилатеральные соглашения (соглашения, в которых участвуют не все страны ВТО, а потому необязательные для остальных стран ВТО). Всего ВТО в 2007 г. была представлена 56 правовыми документами, основная часть которых интерпретирует и развивает положения ГАТТ или вводит в его орбиту новые области экономического сотрудничества. Таким образом, в отличие от ГАТТ, ВТО базируется на целой системе соглашений.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|