Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2. Международная валютная система





Валютно-финансовые отношения возникают в связи с развитием внешней торговли стран товарами и услугами, международной мигра­цией капитала и движением инвестиций, предоставлением займов, субсидий, экономической помощи, научно-техническим обменом и туризмом, государственными и частными переводами. В них синтези­руются не только многие формы международных экономических от­ношений, но и другие формы и виды межгосударственных связей (ди­пломатические, культурные, спортивные и т.п.), требующие тех или иных расчетов.

Международные валютно-финансовые отношения являются наи­более сложной формой МЭО. Сбои в системе международных расче­тов приводят к диспропорциям в платежных балансах стран и отдель­ных сферах их экономик, к возникновению экономических и полити­ческих межстрановых противоречий и конфликтов. Сокращение внешней торговли стран, негативные явления в миграции капитала (его «бегство») и кризисы в национальных экономиках способны не только оказать дезорганизующее влияние на мировые валютные рын­ки, но породить множество негативных явлений в мировой экономике в целом.



Валютно-финансовые отношения — это «нервная система» миро­вой экономики, от состояния которой зависит экономическое «здо­ровье» субъектов мирового хозяйства, взаимодействующих между со­бой. Развитие процессов интернационализации обмена и производст­ва, международной кооперации объективно требует наряду с прочим и регулирования валютно-финансовых отношений.

Длительное время их регулирование осуществлялось на двусто­ронней основе. Вопрос о необходимости международного регулиро­вания валютно-финансовых отношений на многосторонней основе возник в 20-е гг. XX в. С этой целью созывались Брюссельская (1921 г.) и Генуэзская (1922 г.) конференции по экономическим проблемам. В их решениях делалась попытка установить юридически упорядоченное многостороннее валютно-финансовое сотрудничест­во развитых стран. Участники этих форумов отмечали важность обра­зования институтов регулирования МЭО. Так, на первом пленарном заседании Генуэзской конференции 10 апреля 1922 г. представитель СССР Г. В. Чичерин сделал заявление от имени советской делегации: «Проблема восстановления мирового хозяйства... настолько неизме­рима и обширна, что может быть разрешена лишь при искреннем же­лании координации своих действий со стороны всех европейских и неевропейских стран и при готовности их, в случае надобности, на временные жертвы»1. Возрастающую роль экономических отношений вообще и финансовых в частности, необходимость их регулирования отметил и представитель Италии Факта: «...вопросы финансовые и экономические являются и все в большей, и большей мере становятся основными элементами международной политики».



Ни первая, ни вторая конференции желаемых результатов не дали, несмотря на то, что в решениях Генуэзской конференции была сделана попытка установить юридически упорядоченное многостороннее международное финансовое сотрудничество на основе золотомонетного (золотодевизного) стандарта. Несмотря на это решения конфе­ренций уже в тот период представляли собой 'огромный шаг по пути создания основ многостороннего международно-правового регулиро­вания экономических отношений.

Разрушительные валютные и торговые войны в период кризиса 30-х гг. показали, как с расширением внешнеэкономических связей в условиях отсутствия механизмов регулирования МЭО возрастает уяз­вимость национальной экономики большинства стран, какой вред могут наносить страны друг другу своими несогласованными дейст­виями в условиях ничем не ограниченной стихии мирового рынка. Сложившиеся степень и тесноту взаимодействия мирового рынка и национальных экономик продемонстрировала и Вторая мировая война. Ее результатом стал развал европейского регионального рын­ка, замедливший развитие межгосударственного экономического со­трудничества. Анализ и осмысление нарастающей взаимозависимо­сти стран подтолкнули научную мысль к выводу о необходимости единообразного, универсального международно-правового регули­рования МЭО, и прежде всего валютно-финансовых отношений.



В июле 1944 г. на международной валютно-финансовой конфе­ренции в Бреттон-Вудсе (США), созванной по инициативе ООН, было принято решение о создании двух универсальных международ­ных специализированных организаций для регулирования междуна­родных валютно-финансовых отношений Международного валют­ного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и разви­тия (МБРР). С учреждением этих организаций начинает формиро­ваться валютно-финансовая система, включающая в себя, во-пер­вых, разнообразные валютные, финансово-кредитные отношения стран, во-вторых, институты, регулирующие эти отношения. Созда­ние международных финансовых институтов означало, с одной сто­роны, формирование валютно-финансовой системы и становление нового этапа в развитии международных экономических отношений, с другой — появление новых методов решения международных эко­номических проблем.

Подписанием Бреттон-Вудских соглашений были заложены ос­новы для формирования механизмов регулирования кредитно-фи­нансовых и валютных отношений, координации мирового валютного рынка (МБРР и МВФ) и регулирования международной торговли (ГАТТ).

Валютно-финансовая система в конце 50-х гг. дополнилась обра­зованными региональными банками и фондами развития, сфера Деятельности которых ограничена определенным регионом. К середине 60-х гг. деятельность международных банков развития принимает глобальный характер, охватывает все континенты — Америку, Африку, Азию, Европу.

Создание международных субрегиональных банков развития способствовало дальнейшему расширению международной валютно-фи­нансовой системы. Среди межгосударственных субрегиональных бан­ков наиболее значимы Центрально-американский банк экономической интеграции, учрежденный в 1960 г., и Карибский банк развития, начавший свою деятельность в 1970 г. В Африке субрегиональные банкипоявились несколько позднее: в 1967 г. был создан Восточноафриканский банк развития; в 1974 г. — Арабский банк экономического развития Африки; в 1975 г. — Банк развития государств Центральной Африки и Исламский банк развития; в 1976 г. — Банк развития государств Великих Озер. В Европе в 1976 г. был учрежден Северный инвестиционный банк.

Параллельно с банками создавались разнообразные фонды эконо­мического развития и экономической интеграции, отдельных субрегионов мира, цели и задачи которых, по сути, близки к международ-4ым финансовым организациям. По данным Международной ассо­циации банков развития, в мире функционирует несколько десятков межгосударственных банков, фондов и других кредитно-финансовых институтов развития.

Практически все региональные организации связаны с системой ООН. Их сотрудничество осуществляется с помощью региональных экономических комиссий ООН. На первой сессии Генеральной Ас­самблеи ООН в 1946 г. было принято решение о создании в рамках Экономического и социального совета ООН экономических организа­ций, ответственных за проведение политики ООН в отдельных геогра­фических районах. А в 1947—1948 гг. были созданы Европейская эко­номическая комиссия, Экономическая комиссия ООН для Азии и Дальнего Востока и Экономическая комиссия ООН для Латинской Америки; в 1958 г. была учреждена Экономическая комиссия для Аф­рики2. Региональные комиссии ООН осуществляют координацион­ные функции в регионах их деятельности. Это право закреплено в по­ложениях о комиссиях и выражено в резолюциях Генеральной Ассамб­леи о децентрализации экономической и социальной деятельности ООН и усилении роли региональных экономических комиссий.

Учреждение МВФ и МБРР стало не только отправной точкой фор­мирования международной валютно-финансовой системы. Оно озна­чало превращение существовавшего ранее в международном сотруд­ничестве полицентризма в моноцентризм.

В конце 60-х — начале 70-х гг. мировое хозяйство потрясла череда кризисов. Мировая валютная система, основанная на золотодолларовом стандарте, начала разрушаться. Данные обстоятельства потребова­ли серьезных изменений в структуре, организации и методах междуна­родного регулирования экономических, и в том числе валютно-финан­совых, отношений. В этот период роль МБРР и МВФ в процессах многостороннего регулирования валютно-финансовых отношений не только усиливается, но и дополняется новыми функциями. Междуна­родные финансовые организации становятся активными участниками координации национальной макроэкономической политики стран.

В настоящее время сложилась разветвленная система финансовых институтов, которые занимают важное место в мировой валютно-фи­нансовой системе, осуществляют координацию и регулирование меж­дународного движения капитала, разрабатывают единую кредитно-финансовую политику. Особенностью деятельности системы финан­совых институтов является ее многозвенность, переплетение государ­ственного и частного капиталов, привлечение международными фи нансовыми организациями к финансированию своих проектов и про­грамм развития финансов различных участников: частного капитала, мировых рынков ссудного капитала и т.д. Обобщенно система между­народных финансовых институтов состоит из:

• специализированных учреждений ООН, занимающихся валютно-финансовыми вопросами в мировом масштабе (МВФ, организа­ции группы Всемирного банка);

• региональных банков развития, сфера деятельности которых ограничена определенным регионом;

• Парижского клуба (неформальное объединение правительств стран-кредиторов), регулирующего и унифицирующего подходы кре­диторов к тому или иному должнику;

• Лондонского клуба (объединение крупнейших частных кредито­ров, вырабатывающих совместную политику частных коммерческих банков к должникам);

• субрегиональных банков развития;

• межгосударственных организаций, осуществляющих деятель­ность на двусторонней основе и др.

Таким образом, сегодня мировая валютно-финансовая система как экономическая и правовая категория представляет собой много­гранное и постоянно развивающееся явление. В ее рамках осуществля­ется сотрудничество между государствами и международными валютно-финансовыми институтами, которые, как и сама Международная валютно-финансовая система, оказывают взаимное воздействие друг на друга. Правовую основу системы составляет совокупность правовых норм международного и внутригосударственного права, с помощью которых и осуществляется регулирование валютных, кредитных и фи­нансовых международных отношений.

Международный валютный фонд (МВФ International Monetary Fund, IMF) создан по решению Бреттонвудской конференции 1944 г. Членами МВФ могут быть только государства (на начало 2007 г. членами МВФ были 184 государства). Россия вступила в МВФ в 1992 г.

Международный валютный фонд, являясь универсальной валютно-финансовой организацией, входит в систему ООН, но полностью автономен в своих действиях.

Основными целями учреждения МВФ являлись стимулирование международного валютного сотрудничества, достижение стабильности валютных курсов и упорядочение валютных режимов, оказание помощи в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли. Кроме этого, эта организация должна была способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли, экономическому росту и повышению занятости. В случае возникновения затруднений с платежным балансом предусматривалось оказание на временной основе финансовой помощи.

МВФ работает в тесном взаимодействии с МБРР, членство в МБРР обусловлено членством в МВФ, штаб-квартиры обеих организаций находятся в Вашингтоне в одном здании.

Формально МВФ и МБРР являются специализированными учре­ждениями ООН. Однако с самого начала своей деятельности эти орга­низации отклонили координирующую роль ООН, ссылаясь на полную независимость своих финансовых источников. В статьях Соглашения зафиксировано право полной автономии. ООН не имеет права давать МВФ рекомендации, относящиеся к проводимой Фондом политике. Характер отношений МВФ с МБРР, ООН и другими организациями также определен статьями Соглашения. Организации обмениваются неконфиденциальной информацией, представители МВФ участвуют в работе Генеральной Ассамблеи ООН.

С момента создания МВФ прошло 60 лет. За эти годы такие аспек­ты деятельности Фонда, как членство, организационная структура, ка­питал и система квот стран-членов, целевые установки политики, кре­дитная деятельность и механизм пополнения валютных резервов стран-членов, формирование дохода, формы регулирования междуна­родных валютных отношений, наблюдение за экономической полити­кой стран-членов и мировой экономикой, и ряд других претерпели значительные изменения.

Вехами, фиксирующими этапы трансформации деятельности МВФ, служат периодические пересмотры статей Соглашения. Наибо­лее значимыми изменениями статей принято считать три — в 1969, в 1978 и 1992 гг. Первое изменение связано с введением коллективного наднационального платежного средства — Специальные права заим­ствования — СПЗ (Special Drawing Rights — SDR). SDR — это коллек­тивно созданный кредитно-резервный актив, предназначенный для урегулирования дефицита сальдо платежных балансов, пополнения официальных валютных резервов и соизмерения стоимости нацио­нальных валют. Впервые СПЗ были выпушены в 1970 г. на сумму — 21,4 млрд. За прошедшие годы эта сумма выросла почти в десять раз. На 5 сентября 2003 г. она составляла 212,8 млрд SDR.

Второе изменение (1978 г.) произошло в связи с подписанием Ямайского соглашения, юридически оформившего новую междуна­родную валютную систему и изменившего валютное регулирование. Вместо права утверждать валютные паритеты было введено наблюде­ние за функционированием мировой валютной системы и состоянием

валютных курсов. Последнее изменение статей Соглашения (1992 г.) связано с обострением проблемы внешней задолженности стран Меж­дународному валютному фонду и предоставлением Фонду права вре­менно приостанавливать права членов на участие в голосовании. Дан­ная мера была введена для стран-должников, имеющих просроченную задолженность и продолжающих уклоняться от выполнения своих ус­тавных обязанностей. В истории МВФ эта мера использовалась неод­нократно, в последний раз была применена в 2003 г. к Либерии и Зим­бабве.

В статьях Соглашения закреплены и официальные цели Фонда, которые предусматривают:

• содействие международному валютному сотрудничеству путем консультаций и взаимодействия по валютным проблемам;

• создание благоприятных условий для расширения и сбалансиро­ванного роста мировой торговли;

• содействие стабильности валютных курсов, поддержание упорядоченных валютных взаимоотношений, избежание девальвации ва­лют, вызываемой конкуренцией;

• оказание помощи в создании многосторонней системы платежей и в устранении ограничений на обмен валюты, которые препятствуют развитию мировой торговли;

• предоставление на временной основе финансовых средств стра­нам-членам для корректировки их платежных балансов без примене­ния деструктивных мер для процветания на национальном и междуна­родном уровнях;

• сокращение продолжительности и масштабов дефицита между­ народных платежных балансов государств-членов;

• наблюдение за состоянием международной валютной системы и поведения стран в международных валютных отношениях;

• предоставление кратко- и среднесрочных кредитов;

• пополнение валютных резервов стран-членов;

• предоставление консультаций и участие в сотрудничестве.
МВФ функционирует на постоянной основе, имеет достаточно

сложную организационную структуру управления линейно-функционального типа, которая создана в соответствии с его Уставом (статьями соглашения) и наделена соответствующей компетенцией, полномочиями и функциями. Согласно структуре управления, выс­шим органом МВФ является Совет управляющих.

Каждая страна — член МВФ направляет для работы в Совете двух своих представителей сроком на пять лет. Как правило, представителя­ми являются специалисты в ранге министра финансов или руководи­теля центрального банка страны-члена.

В введении Совета управляющих находится прием новых членов в МВФ, утверждение изменений паритетов валют стран-членов, пере­смотр квот, распределение чистого дохода Фонда, выборы исполни­тельных директоров.

В организационной структуре МВФ с 1974 г. существовал Времен­ный комитет, который консультировал Исполнительный совет по во­просам функционирования международной валютной системы, гото­вил доклады по вопросам управления международной валютной систе­мой и приведения ее в соответствие с изменяющимися условиями, а также разрабатывал предложения о введении поправок в Устав Фонда. В сентябре 1999 г. Совет управляющих одобрил предложение Испол­нительного совета о преобразовании Временного комитета в Между­народный валютно-финансовый комитет.

Сегодня при Совете управляющих работают два комитета: Между­народный финансовый комитет и Объединенный министерский ко­митет Совета управляющих Всемирного Банка и МВФ, известный как Комитет по развитию.

Совет управляющих может передавать любые функции Испол­нительному совету, который состоит из директора-распорядителя, являющегося председателем Исполнительного совета его замести­телей и 24 директоров-исполнителей2. Исполнительный совет от­вечает за осуществление текущих операций Фонда, координирует, регулирует и контролирует процесс реализации политики, разра­ботанной правительствами государств-членов совместно с Советом управляющих. Исполнительный совет по своему усмотрению мо­жет создавать любые комитеты, необходимые для успешной реали­зации целей и задач МВФ. Он назначает директора-распорядите­ля. По сложившимся традициям директор-распорядитель является представителем европейской страны. Он отвечает за ежедневную работу отделов и служб, назначает и увольняет находящийся в его подчинении персонал.

За годы существования МВФ значительно расширились масштабы деятельности, претерпели изменения функции. Фонд стал активным уча­стником координации национальных макроэкономических политик.

Современная организационная структура отражает существен­ные изменения. Подверглись перестройке функциональные отделы, занимающиеся общими вопросами экономической политики. Так, отдел валютных и торговых отношений был преобразован в аналити­ческий отдел. Выполняя аналитические функции, сегодня отдел фо­кусирует внимание на вопросах макроэкономической политики стран-членов и институциональной среды, в которой эта политика осуществляется. В организационной структуре появились региональ­ные подразделения: Африканское, Азиатское и Тихоокеанское, Ев­ропейское (их два), Средневосточное и подразделение Западного по­лушария. МВФ имеет собственную службу независимой экспертизы, а также другие службы, необходимые для выполнения возложенных на МВФ задач.

Деятельность МВФ можно свести к трем основным функциям: оказание финансовой помощи, осуществление надзора и техническое содействие странам — членам организации.

Финансовая помощь (Financial assistance) является одной из важ­нейших функций МВФ. Она оказывается странам — членам МВФ, ко­торые испытывают сложности в связи с состоянием платежного балан­са, вызванного несбалансированностью внешней торговли, длитель­ным превышением импорта над экспортом, падением курса национальной валюты, ростом задолженности в условиях нехватки ре­зервных активов и другими причинами.

МВФ оказывает финансовую помощь за счет финансовых ресур­сов, которыми он располагает. Финансовые ресурсы МВФ подразде­ляются на собственные и привлеченные, предоставленные в рамках Генерального соглашения о займах (General Arrangements to Borrow — GAB) (1962 г.) и Нового соглашения о займах (New Arrangements to Borrow — NAB) (1996 г.), а также и внешние заимство­вания на мировых рынках капитала, у правительств и центральных банков стран-членов.

Использовать заемные ресурсы GAB и NAB Фонд имеет право в случае операционной необходимости. В частности, GAB на сумму 6,3 млрд SDR были активированы для предоставления кредита России в августе 1998 г. GAB возобновляются Фондом каждые пять лет. По­следний раз они пересматривались в декабре 1998 г. и действовали по декабрь 2003 г. Общая сумма доступных кредитных ресурсов GAB со­ставляет 17 млрд SDR (около 23,3 млрд долл.).

Капитал МВФ представляет собой сумму взносов (так называемых «квот») всех его членов. В настоящее время она превышает 210 млрд. т. н. «специальных прав заимствования» – СДР (Special Drawing Rights), введенных в 1969 г. Квота каждого нового члена в СДР определяется индивидуально с помощью ряда математических формул.

Государство, вступающее в МВФ, выплачивает часть своего взноса по квоте в виде резервных активов (иностранной валюты, приемлемой для МВФ, или СДР), а остальную часть – в собственной валюте. Поскольку далеко не все страны-члены МВФ имеют сильные валюты, то на практике ресурсная база фонда существенно меньше, чем это может показаться на первый взгляд.

Одна единица СДР рассчитывается на основе корзины, состоящей из четырех наиболее распространенных в международных платежах валют - доллара США (44% на 1 января 2006 г.), евро (34%), японской иены (11%) и английского фунта стерлингов (11%). Как видно, доминирующее положение в корзине СДР занимает доллар США. Однако поскольку удельный вес валют в корзине пересчитывается, как правило, один раз в 5 лет, то фактом является снижение удельного веса доллара (с 45% в 2001 г. до 44% в 2006 г.) и японской иены (соответственно - с 15% до 11%) и рост удельного веса евро (с 29% до 34%). Не исключено, что при последующем пересмотре валют удельный вес евро может также несколько увеличиться. Это произойдет, если евро займет более прочные позиции в мировой валютной системе.

От величины квоты зависит: а) число голосов, которое имеет страна в МВФ; б) максимальный объем ресурсов, которые страна может получить от фонда; в) доля страны при распределении СДР; г) порядок представительства в органах управления.

Число голосов, которое имеет член МВФ, рассчитывается следующим образом: к базовом 250 голосам добавляется 1 голос на каждые 100 тыс. СДР квоты. Поскольку квоты членов Фонда далеко не одинаковы, число голосов также разное. Так, наибольшая квота (17,4%), а, следовательно, и наибольшее число голосов (17%) имеются у США. При изменении квот меняется и число голосов, которыми располагает член фонда. Доля России в капитала МВФ – 2,79%, а число голосов – 2,7%. Это позволяет ей иметь собственного избираемого исполнительного директора.

Самые важные решения в МВФ требуют для принятия 85% голосов. Отсюда следует, что США (с 17% голосов) могут их блокировать единолично. Однако и страны ЕС также обладают блокирующим числом голосов. Развивающиеся страны в принципе обладают такой же возможностью, но в отличие от ЕС им труднее согласовывать свои позиции. При принятии менее важных решений необходимо большинство в 70% голосов, все остальные решения требуют простого большинства.

Кроме квоты, источниками собственных ресурсов МВФ служат полученные за пользование ресурсами Фонда проценты и комиссион­ные сборы.

Финансовые ресурсы Фонда находятся на Счете общих ресурсов и используются для проведения финансо­вых операций, которые делятся на два вида:

• сделка (Transaction) — предоставление валютных средств из ре­сурсов МВФ;

• операция (Operation) — оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств.

Сделка в качестве финансовой помощи МВФ не имеет традицион­ной формы кредита, хотя этот термин и используется. Она выступает в виде обмена национальной валюты на соответствующую сумму необ­ходимого количества иностранной валюты. То есть когда страна при­бегает к финансовой помощи МВФ, она осуществляет покупку (purchase) иностранной валюты за национальную. Когда страна воз­вращает полученные средства, то осуществляет обратную покупку (repurchase) национальной валюты за иностранную. В результате этой операции Фонд увеличивает запас валюты страны, прибегающей к по­мощи, а запас валют других стран и SDR на эту же сумму сокращается. И наоборот.

Для оказания финансовой помощи странам созданы различные кредитные Фонды (механизмы). За годы существования МВФ их чис­ло существенно выросло, расширились как направления оказания фи­нансовой помощи, так и число стран получателей.

Сегодня в зависимости от условий кредитования и целей получе­ния финансовых ресурсов существует ряд кредитных Фондов (меха­низмов):

• обычные механизмы кредитования;

• специальные компенсационные механизмы;

• чрезвычайная помощь;

• фонды помощи странам с низким уровнем дохода.

В рамках обычного механизма кредитования существуют следую­щие формы доступа к финансовым ресурсам МВФ:

• резервная доля;

• кредитная доля;

• соглашение о резервных кредитах;

• расширенное финансирование;

дополнительное финансирование.

Для каждого механизма существуют определенные лимиты полу­чения финансовых ресурсов, которые соотносятся с квотой страны-члена. Масштабы допуска в пределах установленных лимитов опреде­ляются в соответствии с остротой переживаемых страной трудностей. В случае крайней необходимости МВФ может предоставлять средства сверх зафиксированных лимитов.

Резервная доля (Reserve Tranche) — это часть валюты, которую страна может приобрести в случае возникновения проблем платежно­го баланса в размере 25% квоты автоматически по первому требова­нию. Данная операция выступает как изъятие страной собственных финансовых ресурсов, внесенных в Фонд, а потому не предполагает процентных выплат, комиссионных платежей и не налагает обязатель­ства вернуть полученные валютные средства.

Сверх резервной доли страны-члены могут использовать средства внесенные ими в общие ресурсы МВФ в размере 100% квоты. Главным каналом использования этих ресурсов является политика кредитных до­лей (Credit Tranche Policy). Фонд предоставляет валюту для проведения экономических мер, направленных на ликвидацию проблем в области платежных балансов. Валютные ресурсы делятся на четыре кредитные доли в размере 25% квоты. Предельная сумма иностранной валюты, ко­торую может приобрести страна у МВФ в результате использования кре­дитной и резервной долей составляет 125% размера ее квоты.

Для расходования кредитных долей требуется разрешение Испол­нительного совета Фонда, который устанавливает, будет ли предпола­гаемая покупка находиться в соответствии с положениями Устава и проводимой в его рамках политикой. МВФ предъявляет стране опре­деленные требования, связанные с выполнением условий по преодо­лению экономических трудностей. По мере использования каждой но­вой кредитной доли «уровень требований», предъявляемых МВФ, воз­растает. Обязательства страны-заемщика фиксируются в документе, именуемом «Письмо о намерениях» (Letter of Intensions), которое на­правляется в МВФ. Практика кредитных долей реализуется в форме прямой покупки иностранной валюты (первая кредитная доля), а так­же путем заключения с МВФ Соглашения о резервных кредитах (Stand by Arrangements) и Соглашения о расширенных кредитах (Extended Arangements). Соглашение о резервном кредите применяется обычно при выделении средств в счет «верхних кредитных долей» и сопровож­дается более жесткими условиями. Эти соглашения обеспечивают стране-члену гарантию автоматического получения иностранной ва­люты от МВФ в обмен на национальную в размере суммы, о которой Достигнута договоренность, в любое время в течение срока действия Соглашения, при условии соблюдения страной договоренностей, за фиксированных в Соглашении. Практика использования Соглашения о резервных или расширенных кредитах аналогична открытию кредит­ной линии. Первоначально цель этих кредитов состояла в резервиро­вании валютных средств и экономии на процентах, так как до реально­го использования кредита страной-заемщицей с нее взималась только комиссия в размере 0,5%. В современных условиях главным предна­значением механизма резервных кредитов является кредитование ста­билизационных макроэкономических программ, реализуемых страна­ми — членами МВФ.

Иностранная валюта, получаемая страной-участницей в виде ре­зервного или расширенного кредита, выдается порциями (траншами) через определенные Соглашением промежутки времени и контроли­руется МВФ с помощью специальных целевых критериев, которые ох­ватывают: кредитно-денежную политику государственных финансов, государственного долга, внешнеторговую политику, область торговых и валютных ограничений, а также сферу использования заграничных кредитов. Также отслеживаются изменения уровня внешних валютных резервов. Получение очередного транша страной-членом происходит при выполнении обусловленных целевых критериев и условий, огово­ренных в Соглашении. В случае невыполнения согласованных мер Фонд прекращает выдачу кредитов и требует от страны дальнейших шагов, направленных на достижение совместно намеченных целей. Стороны могут договориться о пересмотре осуществляемой програм­мы действий, изменении критериев. Это позволит стране продолжать получение кредита.

В 1947 г. в дополнение к механизмам резервных и кредитных долей была образована «Система расширенного финансирования» (Extended Fund Facility — EFF). Основанием для обращения стран с просьбой о предоставлении валютных ресурсов в рамках данной системы может быть нарушение равновесия платежного баланса, вызванное макро­экономическими проблемами (структурные расстройства в области производства, торговли, ценообразования) или органическим рас­стройством платежного баланса, которые препятствуют ускорению экономического роста. Для получения кредита страна должна предста­вить Фонду программу, в которой излагаются цели экономической по­литики на период действия Соглашения, а также ежегодно представ­лять перечень мер для достижения поставленных целей, намеченных к реализации в следующем году.

МВФ предоставляет валютный кредит из собственных средств на срок до трех лет. Возмещение страной использованных валютных средств МВФ осуществляется двенадцатью равными взносами в тече­ние срока от четырех с половиной до десяти лет со дня каждой покупки валют. На начало нового века такие соглашения имели более 15 стран.

Используя механизм резервного и расширенного кредита, МВФ оказывает эффективное экономическое давление с целью макроэко­номической стабилизации экономик стран-членов.

Ямайское соглашение ознаменовало начало нового этапа в дея­тельности МВФ. Во второй половине 70-х гг. страны-члены сталкива­ются с особенно резкими и затяжными неравновесиями платежных ба­лансов. Для их устранения требуется значительное количество валют­ных ресурсов, а лимиты получения обычных кредитов уже исчерпаны. В этих условиях МВФ в 1977 г. учреждает Систему дополнительного финансирования (Suppeementary Financing Facility — SFF)1. Средства для образования Системы дополнительного финансирования предо­ставили в виде займов в различных валютах страны — члены МВФ в размере 7,8 млрд SDR, а также Швейцарский национальный банк.

Дополнительное финансирование предназначалось странам, имеющим хронический дефицит платежного баланса и исчерпавшим лимиты получения обычных кредитов. Валютные средства из этого ме­ханизма используются для проведения масштабных стабилизацион­ных экономических программ и предусматривают:

• согласие страны-заемщицы с условиями Фонда;

• предоставление кредитов отдельными траншами;

• предоставление, перед получением очередного транша, доказа­тельства выполнения предписанной МВФ программы.

Заемные ресурсы для дополнительного финансирования были полностью исчерпаны в марте 1981 г. За это время были открыты кре­дитные линии для 26 стран. В рамках этого механизма было использо­вано 7,2 млрд. SDRA

В связи с тем, что были исчерпаны финансовые ресурсы, обеспечи­вающие предоставление кредитов странам-членам по Системе допол­нительного финансирования в мае 1981 г., создается новый меха­низм — Политика увеличенного доступа к ресурсам Фонда (Policy of Enlarged Access to Fund's Resources — PEAFR).

По своим задачам и методам реализации Политика увеличенного доступа к ресурсам МВФ явилась прямым продолжением Системы до­полнительного финансирования. Валютные ресурсы получали стра­ны-члены, у которых масштабы неравновесий платежного баланса были непомерно велики по сравнению с размерами их квот. Приобре­тение валюты проводилось по обычным правилам, относящимся к Со­глашениям о резервных и расширенных кредитах. В связи с увеличением квот, а следовательно, и ресурсов Фонда в рамках девятого общего пересмотра, МВФ 9 декабря 1992 г. объявил о прекращении использо­вания Политики увеличенного доступа к ресурсам Фонда. В начале 1998 г. Исполнительный совет МВФ одобрил создание дополнитель­ной резервной системы. Она предназначалась для того, чтобы помо­гать странам «справиться с внезапной потерей рыночного доверия». Первые выделенные средства в объеме 995 млрд SDR получила Корея.

Формирование различных дополнительных фондов в рамках обычного механизма кредитования осуществляется путем заимствова­ния ресурсов у других стран, что означает, с одной стороны, адаптацию международной валютно-финансовой системы к меняющимся усло­виям мировой экономики. С другой, выявляет новую роль МВФ в этой системе. Фонд начинает осуществлять посредническую деятельность. Он аккумулирует собственные, а также получает валютные средства от более благополучных стран и кредитует страны, испытывающие в них нужду. Оказывая эффективное воздействие на политику стран-заем­щиц, Фонд выступает гарантом возвращения этих средств.

Наряду с обычным механизмом кредитования МВФ создает систе­му постоянных целевых кредитных механизмов, имеющих компенса­ционное назначение. Она получила название Системы компенсацион­ного и непредвиденного финансирования (Compensatory and Contingency Financing Facility — CCFF), которое впервые было введено в 1963 г. Первоначально система предназначалась для урегулирования дефицита платежного баланса, вызванного падением доходов от экс­порта. Позже (1981 г.) МВФ стал производить компенсационные вы­платы в связи с чрезмерным увеличением стоимости импорта зерно­вых культур, а в 1990 г. из-за резкого повышения цен на сырую нефть, газ и нефтепродукты, а также для реализации программ корректировки экономики стран ввиду непредвиденных событий во внешнеэкономи­ческой сфере (стихийные бедствия, неожиданное падение мировых цен, промышленный спад в странах-импортерах и т.п.). В июле 1998 г. Фонд одобрил оказание финансовой поддержки России в рамках этой системы на сумму 2,16 млрд. SDR с целью компенсации сокращения доходов от экспорта в связи с падением цен на нефть. Средства для применения компенсационных механизмов поступают со счета общих ресурсов МВФ.

В июне 1969 г. МВФ создает Систему финансирования буферных (резервных) запасов (Buffer Stock Financing Facility — BSFF), которая просуществовала до 2000 г.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.