Тема 2. Международная валютная система
Валютно-финансовые отношения возникают в связи с развитием внешней торговли стран товарами и услугами, международной миграцией капитала и движением инвестиций, предоставлением займов, субсидий, экономической помощи, научно-техническим обменом и туризмом, государственными и частными переводами. В них синтезируются не только многие формы международных экономических отношений, но и другие формы и виды межгосударственных связей (дипломатические, культурные, спортивные и т.п.), требующие тех или иных расчетов.
Международные валютно-финансовые отношения являются наиболее сложной формой МЭО. Сбои в системе международных расчетов приводят к диспропорциям в платежных балансах стран и отдельных сферах их экономик, к возникновению экономических и политических межстрановых противоречий и конфликтов. Сокращение внешней торговли стран, негативные явления в миграции капитала (его «бегство») и кризисы в национальных экономиках способны не только оказать дезорганизующее влияние на мировые валютные рынки, но породить множество негативных явлений в мировой экономике в целом.
Валютно-финансовые отношения — это «нервная система» мировой экономики, от состояния которой зависит экономическое «здоровье» субъектов мирового хозяйства, взаимодействующих между собой. Развитие процессов интернационализации обмена и производства, международной кооперации объективно требует наряду с прочим и регулирования валютно-финансовых отношений.
Длительное время их регулирование осуществлялось на двусторонней основе. Вопрос о необходимости международного регулирования валютно-финансовых отношений на многосторонней основе возник в 20-е гг. XX в. С этой целью созывались Брюссельская (1921 г.) и Генуэзская (1922 г.) конференции по экономическим проблемам. В их решениях делалась попытка установить юридически упорядоченное многостороннее валютно-финансовое сотрудничество развитых стран. Участники этих форумов отмечали важность образования институтов регулирования МЭО. Так, на первом пленарном заседании Генуэзской конференции 10 апреля 1922 г. представитель СССР Г. В. Чичерин сделал заявление от имени советской делегации: «Проблема восстановления мирового хозяйства... настолько неизмерима и обширна, что может быть разрешена лишь при искреннем желании координации своих действий со стороны всех европейских и неевропейских стран и при готовности их, в случае надобности, на временные жертвы»1. Возрастающую роль экономических отношений вообще и финансовых в частности, необходимость их регулирования отметил и представитель Италии Факта: «...вопросы финансовые и экономические являются и все в большей, и большей мере становятся основными элементами международной политики».
Ни первая, ни вторая конференции желаемых результатов не дали, несмотря на то, что в решениях Генуэзской конференции была сделана попытка установить юридически упорядоченное многостороннее международное финансовое сотрудничество на основе золотомонетного (золотодевизного) стандарта. Несмотря на это решения конференций уже в тот период представляли собой 'огромный шаг по пути создания основ многостороннего международно-правового регулирования экономических отношений.
Разрушительные валютные и торговые войны в период кризиса 30-х гг. показали, как с расширением внешнеэкономических связей в условиях отсутствия механизмов регулирования МЭО возрастает уязвимость национальной экономики большинства стран, какой вред могут наносить страны друг другу своими несогласованными действиями в условиях ничем не ограниченной стихии мирового рынка. Сложившиеся степень и тесноту взаимодействия мирового рынка и национальных экономик продемонстрировала и Вторая мировая война. Ее результатом стал развал европейского регионального рынка, замедливший развитие межгосударственного экономического сотрудничества. Анализ и осмысление нарастающей взаимозависимости стран подтолкнули научную мысль к выводу о необходимости единообразного, универсального международно-правового регулирования МЭО, и прежде всего валютно-финансовых отношений.
В июле 1944 г. на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (США), созванной по инициативе ООН, было принято решение о создании двух универсальных международных специализированных организаций для регулирования международных валютно-финансовых отношений Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР). С учреждением этих организаций начинает формироваться валютно-финансовая система, включающая в себя, во-первых, разнообразные валютные, финансово-кредитные отношения стран, во-вторых, институты, регулирующие эти отношения. Создание международных финансовых институтов означало, с одной стороны, формирование валютно-финансовой системы и становление нового этапа в развитии международных экономических отношений, с другой — появление новых методов решения международных экономических проблем.
Подписанием Бреттон-Вудских соглашений были заложены основы для формирования механизмов регулирования кредитно-финансовых и валютных отношений, координации мирового валютного рынка (МБРР и МВФ) и регулирования международной торговли (ГАТТ).
Валютно-финансовая система в конце 50-х гг. дополнилась образованными региональными банками и фондами развития, сфера Деятельности которых ограничена определенным регионом. К середине 60-х гг. деятельность международных банков развития принимает глобальный характер, охватывает все континенты — Америку, Африку, Азию, Европу.
Создание международных субрегиональных банков развития способствовало дальнейшему расширению международной валютно-финансовой системы. Среди межгосударственных субрегиональных банков наиболее значимы Центрально-американский банк экономической интеграции, учрежденный в 1960 г., и Карибский банк развития, начавший свою деятельность в 1970 г. В Африке субрегиональные банкипоявились несколько позднее: в 1967 г. был создан Восточноафриканский банк развития; в 1974 г. — Арабский банк экономического развития Африки; в 1975 г. — Банк развития государств Центральной Африки и Исламский банк развития; в 1976 г. — Банк развития государств Великих Озер. В Европе в 1976 г. был учрежден Северный инвестиционный банк.
Параллельно с банками создавались разнообразные фонды экономического развития и экономической интеграции, отдельных субрегионов мира, цели и задачи которых, по сути, близки к международ-4ым финансовым организациям. По данным Международной ассоциации банков развития, в мире функционирует несколько десятков межгосударственных банков, фондов и других кредитно-финансовых институтов развития.
Практически все региональные организации связаны с системой ООН. Их сотрудничество осуществляется с помощью региональных экономических комиссий ООН. На первой сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1946 г. было принято решение о создании в рамках Экономического и социального совета ООН экономических организаций, ответственных за проведение политики ООН в отдельных географических районах. А в 1947—1948 гг. были созданы Европейская экономическая комиссия, Экономическая комиссия ООН для Азии и Дальнего Востока и Экономическая комиссия ООН для Латинской Америки; в 1958 г. была учреждена Экономическая комиссия для Африки2. Региональные комиссии ООН осуществляют координационные функции в регионах их деятельности. Это право закреплено в положениях о комиссиях и выражено в резолюциях Генеральной Ассамблеи о децентрализации экономической и социальной деятельности ООН и усилении роли региональных экономических комиссий.
Учреждение МВФ и МБРР стало не только отправной точкой формирования международной валютно-финансовой системы. Оно означало превращение существовавшего ранее в международном сотрудничестве полицентризма в моноцентризм.
В конце 60-х — начале 70-х гг. мировое хозяйство потрясла череда кризисов. Мировая валютная система, основанная на золотодолларовом стандарте, начала разрушаться. Данные обстоятельства потребовали серьезных изменений в структуре, организации и методах международного регулирования экономических, и в том числе валютно-финансовых, отношений. В этот период роль МБРР и МВФ в процессах многостороннего регулирования валютно-финансовых отношений не только усиливается, но и дополняется новыми функциями. Международные финансовые организации становятся активными участниками координации национальной макроэкономической политики стран.
В настоящее время сложилась разветвленная система финансовых институтов, которые занимают важное место в мировой валютно-финансовой системе, осуществляют координацию и регулирование международного движения капитала, разрабатывают единую кредитно-финансовую политику. Особенностью деятельности системы финансовых институтов является ее многозвенность, переплетение государственного и частного капиталов, привлечение международными фи нансовыми организациями к финансированию своих проектов и программ развития финансов различных участников: частного капитала, мировых рынков ссудного капитала и т.д. Обобщенно система международных финансовых институтов состоит из:
• специализированных учреждений ООН, занимающихся валютно-финансовыми вопросами в мировом масштабе (МВФ, организации группы Всемирного банка);
• региональных банков развития, сфера деятельности которых ограничена определенным регионом;
• Парижского клуба (неформальное объединение правительств стран-кредиторов), регулирующего и унифицирующего подходы кредиторов к тому или иному должнику;
• Лондонского клуба (объединение крупнейших частных кредиторов, вырабатывающих совместную политику частных коммерческих банков к должникам);
• субрегиональных банков развития;
• межгосударственных организаций, осуществляющих деятельность на двусторонней основе и др.
Таким образом, сегодня мировая валютно-финансовая система как экономическая и правовая категория представляет собой многогранное и постоянно развивающееся явление. В ее рамках осуществляется сотрудничество между государствами и международными валютно-финансовыми институтами, которые, как и сама Международная валютно-финансовая система, оказывают взаимное воздействие друг на друга. Правовую основу системы составляет совокупность правовых норм международного и внутригосударственного права, с помощью которых и осуществляется регулирование валютных, кредитных и финансовых международных отношений.
Международный валютный фонд (МВФ – International Monetary Fund, IMF) создан по решению Бреттонвудской конференции 1944 г. Членами МВФ могут быть только государства (на начало 2007 г. членами МВФ были 184 государства). Россия вступила в МВФ в 1992 г.
Международный валютный фонд, являясь универсальной валютно-финансовой организацией, входит в систему ООН, но полностью автономен в своих действиях.
Основными целями учреждения МВФ являлись стимулирование международного валютного сотрудничества, достижение стабильности валютных курсов и упорядочение валютных режимов, оказание помощи в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли. Кроме этого, эта организация должна была способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли, экономическому росту и повышению занятости. В случае возникновения затруднений с платежным балансом предусматривалось оказание на временной основе финансовой помощи.
МВФ работает в тесном взаимодействии с МБРР, членство в МБРР обусловлено членством в МВФ, штаб-квартиры обеих организаций находятся в Вашингтоне в одном здании.
Формально МВФ и МБРР являются специализированными учреждениями ООН. Однако с самого начала своей деятельности эти организации отклонили координирующую роль ООН, ссылаясь на полную независимость своих финансовых источников. В статьях Соглашения зафиксировано право полной автономии. ООН не имеет права давать МВФ рекомендации, относящиеся к проводимой Фондом политике. Характер отношений МВФ с МБРР, ООН и другими организациями также определен статьями Соглашения. Организации обмениваются неконфиденциальной информацией, представители МВФ участвуют в работе Генеральной Ассамблеи ООН.
С момента создания МВФ прошло 60 лет. За эти годы такие аспекты деятельности Фонда, как членство, организационная структура, капитал и система квот стран-членов, целевые установки политики, кредитная деятельность и механизм пополнения валютных резервов стран-членов, формирование дохода, формы регулирования международных валютных отношений, наблюдение за экономической политикой стран-членов и мировой экономикой, и ряд других претерпели значительные изменения.
Вехами, фиксирующими этапы трансформации деятельности МВФ, служат периодические пересмотры статей Соглашения. Наиболее значимыми изменениями статей принято считать три — в 1969, в 1978 и 1992 гг. Первое изменение связано с введением коллективного наднационального платежного средства — Специальные права заимствования — СПЗ (Special Drawing Rights — SDR). SDR — это коллективно созданный кредитно-резервный актив, предназначенный для урегулирования дефицита сальдо платежных балансов, пополнения официальных валютных резервов и соизмерения стоимости национальных валют. Впервые СПЗ были выпушены в 1970 г. на сумму — 21,4 млрд. За прошедшие годы эта сумма выросла почти в десять раз. На 5 сентября 2003 г. она составляла 212,8 млрд SDR.
Второе изменение (1978 г.) произошло в связи с подписанием Ямайского соглашения, юридически оформившего новую международную валютную систему и изменившего валютное регулирование. Вместо права утверждать валютные паритеты было введено наблюдение за функционированием мировой валютной системы и состоянием
валютных курсов. Последнее изменение статей Соглашения (1992 г.) связано с обострением проблемы внешней задолженности стран Международному валютному фонду и предоставлением Фонду права временно приостанавливать права членов на участие в голосовании. Данная мера была введена для стран-должников, имеющих просроченную задолженность и продолжающих уклоняться от выполнения своих уставных обязанностей. В истории МВФ эта мера использовалась неоднократно, в последний раз была применена в 2003 г. к Либерии и Зимбабве.
В статьях Соглашения закреплены и официальные цели Фонда, которые предусматривают:
• содействие международному валютному сотрудничеству путем консультаций и взаимодействия по валютным проблемам;
• создание благоприятных условий для расширения и сбалансированного роста мировой торговли;
• содействие стабильности валютных курсов, поддержание упорядоченных валютных взаимоотношений, избежание девальвации валют, вызываемой конкуренцией;
• оказание помощи в создании многосторонней системы платежей и в устранении ограничений на обмен валюты, которые препятствуют развитию мировой торговли;
• предоставление на временной основе финансовых средств странам-членам для корректировки их платежных балансов без применения деструктивных мер для процветания на национальном и международном уровнях;
• сокращение продолжительности и масштабов дефицита между народных платежных балансов государств-членов;
• наблюдение за состоянием международной валютной системы и поведения стран в международных валютных отношениях;
• предоставление кратко- и среднесрочных кредитов;
• пополнение валютных резервов стран-членов;
• предоставление консультаций и участие в сотрудничестве. МВФ функционирует на постоянной основе, имеет достаточно
сложную организационную структуру управления линейно-функционального типа, которая создана в соответствии с его Уставом (статьями соглашения) и наделена соответствующей компетенцией, полномочиями и функциями. Согласно структуре управления, высшим органом МВФ является Совет управляющих.
Каждая страна — член МВФ направляет для работы в Совете двух своих представителей сроком на пять лет. Как правило, представителями являются специалисты в ранге министра финансов или руководителя центрального банка страны-члена.
В введении Совета управляющих находится прием новых членов в МВФ, утверждение изменений паритетов валют стран-членов, пересмотр квот, распределение чистого дохода Фонда, выборы исполнительных директоров.
В организационной структуре МВФ с 1974 г. существовал Временный комитет, который консультировал Исполнительный совет по вопросам функционирования международной валютной системы, готовил доклады по вопросам управления международной валютной системой и приведения ее в соответствие с изменяющимися условиями, а также разрабатывал предложения о введении поправок в Устав Фонда. В сентябре 1999 г. Совет управляющих одобрил предложение Исполнительного совета о преобразовании Временного комитета в Международный валютно-финансовый комитет.
Сегодня при Совете управляющих работают два комитета: Международный финансовый комитет и Объединенный министерский комитет Совета управляющих Всемирного Банка и МВФ, известный как Комитет по развитию.
Совет управляющих может передавать любые функции Исполнительному совету, который состоит из директора-распорядителя, являющегося председателем Исполнительного совета его заместителей и 24 директоров-исполнителей2. Исполнительный совет отвечает за осуществление текущих операций Фонда, координирует, регулирует и контролирует процесс реализации политики, разработанной правительствами государств-членов совместно с Советом управляющих. Исполнительный совет по своему усмотрению может создавать любые комитеты, необходимые для успешной реализации целей и задач МВФ. Он назначает директора-распорядителя. По сложившимся традициям директор-распорядитель является представителем европейской страны. Он отвечает за ежедневную работу отделов и служб, назначает и увольняет находящийся в его подчинении персонал.
За годы существования МВФ значительно расширились масштабы деятельности, претерпели изменения функции. Фонд стал активным участником координации национальных макроэкономических политик.
Современная организационная структура отражает существенные изменения. Подверглись перестройке функциональные отделы, занимающиеся общими вопросами экономической политики. Так, отдел валютных и торговых отношений был преобразован в аналитический отдел. Выполняя аналитические функции, сегодня отдел фокусирует внимание на вопросах макроэкономической политики стран-членов и институциональной среды, в которой эта политика осуществляется. В организационной структуре появились региональные подразделения: Африканское, Азиатское и Тихоокеанское, Европейское (их два), Средневосточное и подразделение Западного полушария. МВФ имеет собственную службу независимой экспертизы, а также другие службы, необходимые для выполнения возложенных на МВФ задач.
Деятельность МВФ можно свести к трем основным функциям: оказание финансовой помощи, осуществление надзора и техническое содействие странам — членам организации.
Финансовая помощь (Financial assistance) является одной из важнейших функций МВФ. Она оказывается странам — членам МВФ, которые испытывают сложности в связи с состоянием платежного баланса, вызванного несбалансированностью внешней торговли, длительным превышением импорта над экспортом, падением курса национальной валюты, ростом задолженности в условиях нехватки резервных активов и другими причинами.
МВФ оказывает финансовую помощь за счет финансовых ресурсов, которыми он располагает. Финансовые ресурсы МВФ подразделяются на собственные и привлеченные, предоставленные в рамках Генерального соглашения о займах (General Arrangements to Borrow — GAB) (1962 г.) и Нового соглашения о займах (New Arrangements to Borrow — NAB) (1996 г.), а также и внешние заимствования на мировых рынках капитала, у правительств и центральных банков стран-членов.
Использовать заемные ресурсы GAB и NAB Фонд имеет право в случае операционной необходимости. В частности, GAB на сумму 6,3 млрд SDR были активированы для предоставления кредита России в августе 1998 г. GAB возобновляются Фондом каждые пять лет. Последний раз они пересматривались в декабре 1998 г. и действовали по декабрь 2003 г. Общая сумма доступных кредитных ресурсов GAB составляет 17 млрд SDR (около 23,3 млрд долл.).
Капитал МВФ представляет собой сумму взносов (так называемых «квот») всех его членов. В настоящее время она превышает 210 млрд. т. н. «специальных прав заимствования» – СДР (Special Drawing Rights), введенных в 1969 г. Квота каждого нового члена в СДР определяется индивидуально с помощью ряда математических формул.
Государство, вступающее в МВФ, выплачивает часть своего взноса по квоте в виде резервных активов (иностранной валюты, приемлемой для МВФ, или СДР), а остальную часть – в собственной валюте. Поскольку далеко не все страны-члены МВФ имеют сильные валюты, то на практике ресурсная база фонда существенно меньше, чем это может показаться на первый взгляд.
Одна единица СДР рассчитывается на основе корзины, состоящей из четырех наиболее распространенных в международных платежах валют - доллара США (44% на 1 января 2006 г.), евро (34%), японской иены (11%) и английского фунта стерлингов (11%). Как видно, доминирующее положение в корзине СДР занимает доллар США. Однако поскольку удельный вес валют в корзине пересчитывается, как правило, один раз в 5 лет, то фактом является снижение удельного веса доллара (с 45% в 2001 г. до 44% в 2006 г.) и японской иены (соответственно - с 15% до 11%) и рост удельного веса евро (с 29% до 34%). Не исключено, что при последующем пересмотре валют удельный вес евро может также несколько увеличиться. Это произойдет, если евро займет более прочные позиции в мировой валютной системе.
От величины квоты зависит: а) число голосов, которое имеет страна в МВФ; б) максимальный объем ресурсов, которые страна может получить от фонда; в) доля страны при распределении СДР; г) порядок представительства в органах управления.
Число голосов, которое имеет член МВФ, рассчитывается следующим образом: к базовом 250 голосам добавляется 1 голос на каждые 100 тыс. СДР квоты. Поскольку квоты членов Фонда далеко не одинаковы, число голосов также разное. Так, наибольшая квота (17,4%), а, следовательно, и наибольшее число голосов (17%) имеются у США. При изменении квот меняется и число голосов, которыми располагает член фонда. Доля России в капитала МВФ – 2,79%, а число голосов – 2,7%. Это позволяет ей иметь собственного избираемого исполнительного директора.
Самые важные решения в МВФ требуют для принятия 85% голосов. Отсюда следует, что США (с 17% голосов) могут их блокировать единолично. Однако и страны ЕС также обладают блокирующим числом голосов. Развивающиеся страны в принципе обладают такой же возможностью, но в отличие от ЕС им труднее согласовывать свои позиции. При принятии менее важных решений необходимо большинство в 70% голосов, все остальные решения требуют простого большинства.
Кроме квоты, источниками собственных ресурсов МВФ служат полученные за пользование ресурсами Фонда проценты и комиссионные сборы.
Финансовые ресурсы Фонда находятся на Счете общих ресурсов и используются для проведения финансовых операций, которые делятся на два вида:
• сделка (Transaction) — предоставление валютных средств из ресурсов МВФ;
• операция (Operation) — оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств.
Сделка в качестве финансовой помощи МВФ не имеет традиционной формы кредита, хотя этот термин и используется. Она выступает в виде обмена национальной валюты на соответствующую сумму необходимого количества иностранной валюты. То есть когда страна прибегает к финансовой помощи МВФ, она осуществляет покупку (purchase) иностранной валюты за национальную. Когда страна возвращает полученные средства, то осуществляет обратную покупку (repurchase) национальной валюты за иностранную. В результате этой операции Фонд увеличивает запас валюты страны, прибегающей к помощи, а запас валют других стран и SDR на эту же сумму сокращается. И наоборот.
Для оказания финансовой помощи странам созданы различные кредитные Фонды (механизмы). За годы существования МВФ их число существенно выросло, расширились как направления оказания финансовой помощи, так и число стран получателей.
Сегодня в зависимости от условий кредитования и целей получения финансовых ресурсов существует ряд кредитных Фондов (механизмов):
• обычные механизмы кредитования;
• специальные компенсационные механизмы;
• чрезвычайная помощь;
• фонды помощи странам с низким уровнем дохода.
В рамках обычного механизма кредитования существуют следующие формы доступа к финансовым ресурсам МВФ:
• резервная доля;
• кредитная доля;
• соглашение о резервных кредитах;
• расширенное финансирование;
дополнительное финансирование.
Для каждого механизма существуют определенные лимиты получения финансовых ресурсов, которые соотносятся с квотой страны-члена. Масштабы допуска в пределах установленных лимитов определяются в соответствии с остротой переживаемых страной трудностей. В случае крайней необходимости МВФ может предоставлять средства сверх зафиксированных лимитов.
Резервная доля (Reserve Tranche) — это часть валюты, которую страна может приобрести в случае возникновения проблем платежного баланса в размере 25% квоты автоматически по первому требованию. Данная операция выступает как изъятие страной собственных финансовых ресурсов, внесенных в Фонд, а потому не предполагает процентных выплат, комиссионных платежей и не налагает обязательства вернуть полученные валютные средства.
Сверх резервной доли страны-члены могут использовать средства внесенные ими в общие ресурсы МВФ в размере 100% квоты. Главным каналом использования этих ресурсов является политика кредитных долей (Credit Tranche Policy). Фонд предоставляет валюту для проведения экономических мер, направленных на ликвидацию проблем в области платежных балансов. Валютные ресурсы делятся на четыре кредитные доли в размере 25% квоты. Предельная сумма иностранной валюты, которую может приобрести страна у МВФ в результате использования кредитной и резервной долей составляет 125% размера ее квоты.
Для расходования кредитных долей требуется разрешение Исполнительного совета Фонда, который устанавливает, будет ли предполагаемая покупка находиться в соответствии с положениями Устава и проводимой в его рамках политикой. МВФ предъявляет стране определенные требования, связанные с выполнением условий по преодолению экономических трудностей. По мере использования каждой новой кредитной доли «уровень требований», предъявляемых МВФ, возрастает. Обязательства страны-заемщика фиксируются в документе, именуемом «Письмо о намерениях» (Letter of Intensions), которое направляется в МВФ. Практика кредитных долей реализуется в форме прямой покупки иностранной валюты (первая кредитная доля), а также путем заключения с МВФ Соглашения о резервных кредитах (Stand by Arrangements) и Соглашения о расширенных кредитах (Extended Arangements). Соглашение о резервном кредите применяется обычно при выделении средств в счет «верхних кредитных долей» и сопровождается более жесткими условиями. Эти соглашения обеспечивают стране-члену гарантию автоматического получения иностранной валюты от МВФ в обмен на национальную в размере суммы, о которой Достигнута договоренность, в любое время в течение срока действия Соглашения, при условии соблюдения страной договоренностей, за фиксированных в Соглашении. Практика использования Соглашения о резервных или расширенных кредитах аналогична открытию кредитной линии. Первоначально цель этих кредитов состояла в резервировании валютных средств и экономии на процентах, так как до реального использования кредита страной-заемщицей с нее взималась только комиссия в размере 0,5%. В современных условиях главным предназначением механизма резервных кредитов является кредитование стабилизационных макроэкономических программ, реализуемых странами — членами МВФ.
Иностранная валюта, получаемая страной-участницей в виде резервного или расширенного кредита, выдается порциями (траншами) через определенные Соглашением промежутки времени и контролируется МВФ с помощью специальных целевых критериев, которые охватывают: кредитно-денежную политику государственных финансов, государственного долга, внешнеторговую политику, область торговых и валютных ограничений, а также сферу использования заграничных кредитов. Также отслеживаются изменения уровня внешних валютных резервов. Получение очередного транша страной-членом происходит при выполнении обусловленных целевых критериев и условий, оговоренных в Соглашении. В случае невыполнения согласованных мер Фонд прекращает выдачу кредитов и требует от страны дальнейших шагов, направленных на достижение совместно намеченных целей. Стороны могут договориться о пересмотре осуществляемой программы действий, изменении критериев. Это позволит стране продолжать получение кредита.
В 1947 г. в дополнение к механизмам резервных и кредитных долей была образована «Система расширенного финансирования» (Extended Fund Facility — EFF). Основанием для обращения стран с просьбой о предоставлении валютных ресурсов в рамках данной системы может быть нарушение равновесия платежного баланса, вызванное макроэкономическими проблемами (структурные расстройства в области производства, торговли, ценообразования) или органическим расстройством платежного баланса, которые препятствуют ускорению экономического роста. Для получения кредита страна должна представить Фонду программу, в которой излагаются цели экономической политики на период действия Соглашения, а также ежегодно представлять перечень мер для достижения поставленных целей, намеченных к реализации в следующем году.
МВФ предоставляет валютный кредит из собственных средств на срок до трех лет. Возмещение страной использованных валютных средств МВФ осуществляется двенадцатью равными взносами в течение срока от четырех с половиной до десяти лет со дня каждой покупки валют. На начало нового века такие соглашения имели более 15 стран.
Используя механизм резервного и расширенного кредита, МВФ оказывает эффективное экономическое давление с целью макроэкономической стабилизации экономик стран-членов.
Ямайское соглашение ознаменовало начало нового этапа в деятельности МВФ. Во второй половине 70-х гг. страны-члены сталкиваются с особенно резкими и затяжными неравновесиями платежных балансов. Для их устранения требуется значительное количество валютных ресурсов, а лимиты получения обычных кредитов уже исчерпаны. В этих условиях МВФ в 1977 г. учреждает Систему дополнительного финансирования (Suppeementary Financing Facility — SFF)1. Средства для образования Системы дополнительного финансирования предоставили в виде займов в различных валютах страны — члены МВФ в размере 7,8 млрд SDR, а также Швейцарский национальный банк.
Дополнительное финансирование предназначалось странам, имеющим хронический дефицит платежного баланса и исчерпавшим лимиты получения обычных кредитов. Валютные средства из этого механизма используются для проведения масштабных стабилизационных экономических программ и предусматривают:
• согласие страны-заемщицы с условиями Фонда;
• предоставление кредитов отдельными траншами;
• предоставление, перед получением очередного транша, доказательства выполнения предписанной МВФ программы.
Заемные ресурсы для дополнительного финансирования были полностью исчерпаны в марте 1981 г. За это время были открыты кредитные линии для 26 стран. В рамках этого механизма было использовано 7,2 млрд. SDRA
В связи с тем, что были исчерпаны финансовые ресурсы, обеспечивающие предоставление кредитов странам-членам по Системе дополнительного финансирования в мае 1981 г., создается новый механизм — Политика увеличенного доступа к ресурсам Фонда (Policy of Enlarged Access to Fund's Resources — PEAFR).
По своим задачам и методам реализации Политика увеличенного доступа к ресурсам МВФ явилась прямым продолжением Системы дополнительного финансирования. Валютные ресурсы получали страны-члены, у которых масштабы неравновесий платежного баланса были непомерно велики по сравнению с размерами их квот. Приобретение валюты проводилось по обычным правилам, относящимся к Соглашениям о резервных и расширенных кредитах. В связи с увеличением квот, а следовательно, и ресурсов Фонда в рамках девятого общего пересмотра, МВФ 9 декабря 1992 г. объявил о прекращении использования Политики увеличенного доступа к ресурсам Фонда. В начале 1998 г. Исполнительный совет МВФ одобрил создание дополнительной резервной системы. Она предназначалась для того, чтобы помогать странам «справиться с внезапной потерей рыночного доверия». Первые выделенные средства в объеме 995 млрд SDR получила Корея.
Формирование различных дополнительных фондов в рамках обычного механизма кредитования осуществляется путем заимствования ресурсов у других стран, что означает, с одной стороны, адаптацию международной валютно-финансовой системы к меняющимся условиям мировой экономики. С другой, выявляет новую роль МВФ в этой системе. Фонд начинает осуществлять посредническую деятельность. Он аккумулирует собственные, а также получает валютные средства от более благополучных стран и кредитует страны, испытывающие в них нужду. Оказывая эффективное воздействие на политику стран-заемщиц, Фонд выступает гарантом возвращения этих средств.
Наряду с обычным механизмом кредитования МВФ создает систему постоянных целевых кредитных механизмов, имеющих компенсационное назначение. Она получила название Системы компенсационного и непредвиденного финансирования (Compensatory and Contingency Financing Facility — CCFF), которое впервые было введено в 1963 г. Первоначально система предназначалась для урегулирования дефицита платежного баланса, вызванного падением доходов от экспорта. Позже (1981 г.) МВФ стал производить компенсационные выплаты в связи с чрезмерным увеличением стоимости импорта зерновых культур, а в 1990 г. из-за резкого повышения цен на сырую нефть, газ и нефтепродукты, а также для реализации программ корректировки экономики стран ввиду непредвиденных событий во внешнеэкономической сфере (стихийные бедствия, неожиданное падение мировых цен, промышленный спад в странах-импортерах и т.п.). В июле 1998 г. Фонд одобрил оказание финансовой поддержки России в рамках этой системы на сумму 2,16 млрд. SDR с целью компенсации сокращения доходов от экспорта в связи с падением цен на нефть. Средства для применения компенсационных механизмов поступают со счета общих ресурсов МВФ.
В июне 1969 г. МВФ создает Систему финансирования буферных (резервных) запасов (Buffer Stock Financing Facility — BSFF), которая просуществовала до 2000 г.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|