Надзор и техническая помощь
Важной функцией МВФ является надзор. В соответствии со ст. IV Соглашения МВФ осуществляет постоянный надзор и контроль за макроэкономической политикой и политикой в области установления валютных курсов стран-членов. Надзор имеет двоякое значение: с одной стороны, цель подобного надзора — своевременное выявление потенциально опасных макроэкономических дисбалансов, способных повлиять на стабильность валютного курса и состояние платежных балансов, с другой — надзор побуждает правительство стран проводить политику валютных курсов совместимую с макроэкономической политикой. Принципы и процедуры проведения надзора утверждены Исполнительным советом в 1977 г. По запросу МВФ, страны-члены предоставляют информацию, а Фонд разрабатывает рекомендации по устранению выявленных и возможных диспропорций.
Существуют три формы надзора, осуществляемых МВФ:
1) ежегодные двусторонние консультации со странами-членами;
2) многосторонний надзор осуществляется Исполнительным советом посредством многосторонних обсуждений в связи с подготовкой (два раза в год) обзора «Перспективы развития мировой экономики»,где проводится анализ международной экономики и прогнозирование мировой экономической ситуации на несколько (два-три года) лет вперед. Прогноз составляется для каждой страны-члена, исходя из Данных, полученных от правительства, затем агрегируется по группам стран и по миру в целом;
3) углубленный надзор — это механизм надзора МВФ за экономической политикой стран-членов, осуществляемый с целью гарантировать устойчивое экономическое развитие для исправления макроэкономических дисбалансов. Он был создан в 1995 г. по требованию стран-кредиторов в связи с невыполнением развивающимися странами сроков возвращения внешнего долга. Условием переноса сроков платежей стало введение углубленного надзора. МВФ осуществляет надзор и за выполнением планов структурной перестройки. В последующем углубленный надзор стал использоваться и другими странами.
Анализ состояния экономики страны проводится ежеквартально. Результаты анализа обсуждаются на заседании Совета директоров. Подобная форма стала использоваться странами как способ придания большого международного веса правительственным планам экономических реформ. Формальное согласие МВФ с этими планами играет роль катализатора, увеличивающего приток иностранного капитала в страну и расширяющего возможности для внешней торговли.
В последние годы эффективный и своевременный надзор приобрел особо важное значение в связи с коренными сдвигами, которые произошли в мировой экономике и заключались в стремительном росте рынков частного капитала, усилении региональной и валютной интеграции, а также введении конвертируемости по счету текущих операций и осуществлении рыночных реформ во многих странах. Эти преобразования находят отражение в расширении функций МВФ. Сегодня членство в МВФ приобрело практически всеобщий характер, а консультации МВФ по вопросам политики, а также осуществляемое им финансирование, техническая помощь и содействие в подготовке кадров охватывают небывало большое число стран.
Надзорная деятельность МВФ была традиционно нацелена на то, чтобы побудить страны к устранению макроэкономических дисбалансов, снижению инфляции, проведению ключевых реформ в торговой и валютной политиках, осуществлению других рыночных преобразований. Вместе с тем в зависимости от конкретной ситуации в стране все большее внимание стало уделяться потребности в проведении значительно более широкого комплекса структурных и институциональных реформ, направленных на создание и укрепление доверия со стороны частного сектора и закладывающих основы для устойчивого роста экономики. Среди таких привлекающих постоянное внимание вопросов находятся проблемы повышения эффективности финансового сектора, совершенствования сбора и публикации статистических данных, придания большей прозрачности государственным бюджетам, содействия правовым реформам и повышения качества управления.
МВФ выполняет свои функции надзора главным образом путем проведения регулярных (как правило, ежегодных) консультаций с государствами-членами.
Консультации являются основным механизмом сотрудничества между МВФ и государствами-членами и позволяют МВФ систематически анализировать экономическое развитие и политику государств-членов, а также оценивать воздействие этой политики на обменные курсы и платежный баланс. Кроме того, анализу подвергаются применяемые меры структурной политики, имеющие отношение к макроэкономическим изменениям в экономике. В последние годы при осуществлении надзора больше внимания стало уделяться вопросам регионального и социального характера, положению в промышленности, проблемам рынка труда, распределению доходов, качеству управления и охране окружающей среды, которые имеют значительное влияние на состояние макроэкономической политики. Консультации обеспечивают комплексный анализ текущих и перспективных изменений во внутреннем и внешнем положениях государств-членов, а также их последствий для других стран. В дополнение к такому систематическому наблюдению за развитием ситуации в отдельных странах и в мире в целом Исполнительный совет регулярно проводит неофициальные заседания, посвященные важнейшим событиям в отдельных странах и положению дел в мировой экономике и на финансовых рынках.
В марте 1998 г. Исполнительным советом в рамках осуществления надзора был проведен очередной обзор политики государств — членов МВФ, в центре внимания которого на этот раз находились уроки азиатского кризиса. Было отмечено, что эффективность МВФ в плане раннего выявления нарождающейся напряженности в странах, пораженных кризисом, оказалась неоднозначной. В ретроспективе стало ясно, что МВФ недооценил масштабы распространения кризиса, а в ряде стран, пострадавших от кризиса, была проявлена недооценка уязвимых сфер. В то же время в некоторых странах с нарождающейся рыночной экономикой были приняты своевременные и последовательные политические меры (в том числе в результате рекомендации со стороны МВФ) и этим странам удалось успешно предотвратить распространение кризиса. Некоторые члены Исполнительного совета отмечали нереальность ожиданий того, что надзор со стороны МВФ может своевременно обнаружить все проблемы и предотвратить все кризисы. В то же время руководство считает необходимым при проведении надзора уделять повышенное внимание риску распространения последствий кризиса.
В последние годы МВФ уделяет все большее внимание вопросам полноты, качества, регулярности и своевременности данных, получаемых им от своих членов, а также данных, публикуемых государствами-членами для широкой общественности. Для направления усилий государств-членов в этой области Исполнительный совет утвердил двухуровневый подход: Специальный стандарт на распространение данных (ССДР), принятый в марте 1996 г. с целью служить ориентиром для государств-членов, которые уже имеют или стремятся получить доступ на международные финансовые рынки, а также Общую систему распространения данных (ОРСД), утвержденную Советом в декабре 1997 г. в качестве ориентира для всех государств-членов.
МВФ придает важное значение технической помощи, которую он оказывает странам-членам в области денежной, валютной, бюджетной, налоговой политики, банковского надзора, статистики, разработке финансового и экономического законодательства, а также в подготовке кадров.
Для выполнения этой функции в рамках МВФ созданы специальные отделы и институт с филиалами в Вашингтоне, Вене, Сингапуре.
Отдел технической помощи предоставляет странам-членам разнообразный набор консультационных услуг по всем аспектам управления технической помощью и является ее координационным центром как в рамках Фонда, так и при сотрудничестве с другими международными организациями.
Оказание технической помощи по вопросам деятельности центральных банков, финансового сектора, улучшения валютного управления и правил, регулирующих валютные операции, совершенствования финансовых систем государств — членов МВФ обеспечивает отдел валютных и обменных операций.
Институт МВФ осуществляет профессиональную подготовку и повышение квалификации работников правительственного аппарата из государств-членов и стран, которые готовятся стать членами Фонда. Их обучают макроэкономическому регулированию, формированию центрально-банковской и финансовой систем, методам и реформированию налоговой системы и налоговой администрации, а также совершенствованию статистической информации. Курсы и семинары проводятся на четырех языках (арабском, английском, испанском и французском) в штаб-квартире МВФ и в национальных и региональных центрах. Представители стран с переходной экономикой обучаются в Венском институте МВФ в Австрии. Спрос на техническую помощь особенно высок у стран, осуществляющих переход к рыночной экономике.
Техническое содействие оказывается как с помощью проведений консультаций в самом Фонде, так и путем направления в страны-члены специальных миссий и отдельных специалистов.
МВФ осуществляет широкую издательскую деятельность, которую можно рассматривать в качестве научной и образовательной помощи всему мировому сообществу. Публикация большого числа специальных материалов и периодических изданий аналитического и статистического характера, подготовленных персоналом МВФ, среднесрочных экономических прогнозов, охватывающих широкий круг показателей, используемых в процессе наблюдения МВФ за экономическими политиками стран-членов и результатами их реализации, дают возможность ученым, специалистам и людям, интересующимся состоянием и тенденциями, возникающими и развивающимися в мировой экономике, осуществлять научные исследования и повышать свои знания в этой области. Доступ широкой общественности к информации обеспечивается также открытым в 1996 г. в Интернете электронным информационным бюллетенем.
Деятельность МВФ и его роль в мировой экономике оценивалась неоднозначно. Диапазон оценок очень широк. Одни называли Фонд центром международной валютной системы, обеспечивающим стабильность экономического климата, способным действенно реагировать на меняющиеся потребности мировой экономики. Другие считают, что МВФ, игравший роль валютного менеджера мира, скатился к роли «сурового жандарма для небольшого числа бедствующих развивающихся стран».
Негативно оценивали роль МВФ прежде всего те из развивающихся стран, которые испытали на себе бурные социально-экономические потрясения, вызванные реализацией монетаристских рекомендаций Фонда (Аргентина, Бразилия, Египет и др.).
Применение монетаристской модели реформирования экономики, рекомендуемой МВФ развивающимся странам, себя не оправдало. Руководство МВФ, оценивая применяемые меры, признало возможность конфликтов между краткосрочными потребностями структурной перестройки экономики, с одной стороны, и целями структурных реформ и экономического роста — с другой. Фонд пытался смягчить это противоречие, однако подчеркивал, что своих принципиальных подходов не меняет и поддерживает меры, лежащие на стороне спроса, так как именно они важны для создания стабильной экономической среды, способствующей устойчивому росту экономики.
В 90-е гг. XX в. мир охватила череда валютно-финансовых кризисов, и в разгар мексиканского валютного кризиса 1995 г. пришло понимание необходимости реформ существующих мировых финансовых институтов. Однако в полной мере это стало очевидным, когда последствия азиатских потрясений 1998 г. проявились в целом ряде стран, и прежде всего, в Латинской Америке и России.
Финансовые кризисы конца 90-х гг., причиной которых явилась недостаточная зрелось нарождавшихся финансовых рынков, развивающихся и трансформируемых стран, дестабилизировали международную валютную систему в целом. Они наглядно показали, что глобализация мировой финансовой системы резко увеличивает взаимозависимость стран и регионов мира и усиливает отрицательное воздействие неравномерного уровня экономического развития и степени диверсификации финансовых рынков отдельных стран на устойчивость международной валютной системы. Реакцией на финансовые кризисы стала прокатившаяся в печати волна критики в адрес МВФ и МБРР относительно эффективности их работы.
Многие страны-заемщики высказали неудовлетворение качеством проектов финансируемых МБРР, а страны-доноры — неудовлетворенность тем, что проекты не ведут к реальному уменьшению бедности в развивающихся странах и, следовательно, не решают главной цели МБРР. В Конгрессе США заговорили о том, что МБРР тратит деньги американских налогоплательщиков на помощь тем, кому помочь невозможно.
В конце 90-х гг. в повестке дня совещаний глав государств и правительств семи ведущих стран Запада неизменно ставился вопрос о стабильности международной валютной системы и эффективности работы МВФ. А в начале нового века в экономических журналах развернулась научная дискуссия под рубрикой «совершенствование финансовой архитектуры», в которой высказывались предложения по реформированию МВФ и МБРР.
Во избежание усиления нестабильности в финансовой сфере в результате распространения азиатского кризиса МВФ принимает программу деятельности на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Программа включает пять направлений.
1. МВФ, являясь главным центром по предупреждению финансовых кризисов, должен добиваться проведения государствами-членами экономической политики, направленной на достижение макроэкономического равновесия. Фонду следует усилить надзор и контроль за финансовыми рынками, чтобы не допустить внезапных всплесков повышения рисков, вызываемых международным движением кратко срочных капиталов.
2. Правительство развивающихся стран и стран, осуществляющих структурную перестройку экономики, должны выполнять нормы, принятые мировым сообществом, и рекомендации МВФ. В отношении государств, не выполняющих принятые нормы и рекомендации, Фонд предусмотрел проведение стратегии «нарастающего давления» путем выдвижения еще более жестких требований.
3. МВФ будет оказывать помощь отдельным странам в реформировании финансовых систем, создании институтов регулирования и надзора, соответствующих международным нормам.
В настоящее время МВФ внедряет Основные принципы эффективного банковского контроля, принятые базисным комитетом. Фондом опубликованы нормативные документы по банковскому учету и отчетности, оценки активов, процедуре банкротства и управлению банками. Для стран-участниц разработан Кодекс оптимальной политики по обеспечению транспарентности государственных финансов. Подготовлены и распространены аналогичные документы по кредитно-денежной политике.
4. МВФ намерен активнее привлекать частный сектор к работе по предупреждению и преодолению кризисов и разрабатывает соответствующий механизм с целью получения частными кредиторами доступа ко всей имеющейся информации о заемщиках для более точной оценки кредитных рисков. Фонд предусматривает введение в облигационные контракты пункта об участии сторон в переговорах о реструктуризации займов; расширение его участия в финансировании стран, имеющих значительную частную задолженность; разработку процедуры признания несостоятельности банков, действующих на национальных и международных рынках капиталов; предостережение стран-участниц от не соответствующего их финансовым возможностям предоставления государственных гарантий.
5. Пересмотр статуса МВФ и других Бреттон-Вудских институтов в целях регулирования процесса либерализации международного движения капиталов.
Существенная роль в реформировании мировой финансовой системы отводилась мерам, разработанным министрами финансов и управляющими центральных банков стран «семерки» на совещании в Лондоне в октябре 1998 г. Именно эти меры стимулировали увеличение капитала МВФ и введение новых видов финансирования (NCF и GCF) в механизм кредитования стран, выполняющих стабилизационные программы.
Для проведения мероприятий по реформированию и повышению эффективности, доступности, гласности и ответственности МВФ было предложено создать механизм систематической оценки эффективности операций Фонда, его программ, политики и процедур путем привлечения независимых экспертов.
В результате реформирования подверглась изменению организационная структура управления МВФ. Временный комитет был преобразован в Международный валютно-финансовый комитет, в обязанности которого вошла подготовка доклада о состоянии международной валютной системы и разработка рекомендаций и директив Директорату Фонда. Изменение статуса Временного комитета направлено на повышение легитимности действий МВФ, связанных с решением все более масштабных и сложных задач.
В ходе реформирования деятельность МВФ сосредоточилась на содействии макроэкономической стабилизации — важного условия ускорения темпов экономического развития стран. Для выполнения этой задачи МВФ добивается проведения его членами взвешенной денежно-кредитной, финансовой и валютной политики, институциональных преобразований и структурных реформ.
Большое значение приобретают усилия МВФ по обеспечению эффективного функционирования международной валютно-кредитной системы. В планах руководства МВФ приоритет был отдан усилению надзорных функций как основы деятельности МВФ по предотвращению финансовых кризисов.
Руководство МВФ отмечает, что международная финансовая система в последнее время укрепилась и стала стабильнее, чем до азиатского кризиса, однако финансовый сектор во многих странах еще не достаточно развит, существует риск замедления ускорившихся после кризиса реформ.
В долгосрочной перспективе приоритетной областью деятельности МВФ является интеграция наименее развитых в экономическом отношении стран в мировое хозяйство. Решение этой задачи — важнейшая цель деятельности Фонда, от ее выполнения будет зависеть прочность «новой архитектуры» мировой валютно-финансовой системы. Для осуществления этой цели МВФ предполагает расширить предоставление странам, проводящим взвешенную денежно-кредитную финансовую политику, среднесрочных займов из расчета 0,5% годовых.
Участники совещания стран «большой семерки» (1998 г.) отмечали необходимость развития сотрудничества МВФ и МБРР и координации их деятельности. Предложения по координации деятельности этих организаций были представлены на совещании «семерки» в 1999 г. в Бонне президентом Бундесбанка Г. Титмайером, которое он подготовил по поручению министров финансов и управляющих центральными банками стран «большой семерки».
В соответствии с этими предложениями в задачи МВФ вошли надзор за странами-членами и изучение тенденции развития мировой экономики финансовых рынков. Задача МБРР состоит в оказании отдельным странам технической помощи в разработке и реализации реформ в финансовой сфере, включая банковский сектор, рынки капитала и рыночную структуру.
Оценивая деятельность МВФ, нельзя не признать, что за годы своего существования организация накопила большой и полезный опыт. Утвердился ее авторитет в качестве главного органа, регулирующего международные валютно-финансовые отношения и важного центра официального внешнего кредитования. В настоящее время Фонд является ядром международной валютно-финансовой системы.
Вовлеченность МВФ в структурную перестройку, увеличение доли кредитов на цели структурного реформирования экономики стран мира способствовали его трансформации в наиболее влиятельную международную организацию, находящуюся в центре международной экономической системы и исполняющую главную роль в обеспечении стабильного экономического климата.
Экономическая политика российского руководства в 90-е годы ХХ столетия не во всех случаях рассматривалась специалистами МВФ как приемлемая, поэтому фонд не всегда выделял России обещанные кредиты. Тем не менее, в 1994-1998 гг. только по линии обычных механизмов кредитования Россия получила от МВФ около 17 млрд. долл. США.
Однако важность договоренностей с МВФ обусловлена не только тем, что они позволяют получать необходимые финансовые ресурсы, но и тем, что многие международные организации, такие, как Парижский клуб, ориентируются в своей деятельности на наличие договоренности данной страны именно с МВФ.
Улучшение экономической ситуации в экономике нашей страны начиная с 1999 г. позволило Российской Федерации досрочно (31 января 2005 г.) погасить весь остаток задолженности перед МВФ в размере 3,33 млрд. долл. США. По первоначальной договоренности это должно было произойти только в 2008 г.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|