Сделай Сам Свою Работу на 5

Надзор и техническая помощь





Важной функцией МВФ является надзор. В соответствии со ст. IV Соглашения МВФ осуществляет постоянный надзор и контроль за макроэкономической политикой и политикой в области установления валютных курсов стран-членов. Надзор имеет двоякое значение: с од­ной стороны, цель подобного надзора — своевременное выявление по­тенциально опасных макроэкономических дисбалансов, способных повлиять на стабильность валютного курса и состояние платежных ба­лансов, с другой — надзор побуждает правительство стран проводить политику валютных курсов совместимую с макроэкономической по­литикой. Принципы и процедуры проведения надзора утверждены Исполнительным советом в 1977 г. По запросу МВФ, страны-члены предоставляют информацию, а Фонд разрабатывает рекомендации по устранению выявленных и возможных диспропорций.

Существуют три формы надзора, осуществляемых МВФ:

1) ежегодные двусторонние консультации со странами-членами;

2) многосторонний надзор осуществляется Исполнительным сове­том посредством многосторонних обсуждений в связи с подготовкой (два раза в год) обзора «Перспективы развития мировой экономики»,где проводится анализ международной экономики и прогнозирование мировой экономической ситуации на несколько (два-три года) лет вперед. Прогноз составляется для каждой страны-члена, исходя из Данных, полученных от правительства, затем агрегируется по группам стран и по миру в целом;



3) углубленный надзор — это механизм надзора МВФ за экономи­ческой политикой стран-членов, осуществляемый с целью гарантиро­вать устойчивое экономическое развитие для исправления макроэко­номических дисбалансов. Он был создан в 1995 г. по требованию стран-кредиторов в связи с невыполнением развивающимися страна­ми сроков возвращения внешнего долга. Условием переноса сроков платежей стало введение углубленного надзора. МВФ осуществляет надзор и за выполнением планов структурной перестройки. В после­дующем углубленный надзор стал использоваться и другими странами.

Анализ состояния экономики страны проводится ежеквартально. Результаты анализа обсуждаются на заседании Совета директоров. По­добная форма стала использоваться странами как способ придания большого международного веса правительственным планам экономи­ческих реформ. Формальное согласие МВФ с этими планами играет роль катализатора, увеличивающего приток иностранного капитала в страну и расширяющего возможности для внешней торговли.



В последние годы эффективный и своевременный надзор приоб­рел особо важное значение в связи с коренными сдвигами, которые произошли в мировой экономике и заключались в стремительном рос­те рынков частного капитала, усилении региональной и валютной ин­теграции, а также введении конвертируемости по счету текущих опера­ций и осуществлении рыночных реформ во многих странах. Эти пре­образования находят отражение в расширении функций МВФ. Сегодня членство в МВФ приобрело практически всеобщий характер, а консультации МВФ по вопросам политики, а также осуществляемое им финансирование, техническая помощь и содействие в подготовке кадров охватывают небывало большое число стран.

Надзорная деятельность МВФ была традиционно нацелена на то, чтобы побудить страны к устранению макроэкономических дисба­лансов, снижению инфляции, проведению ключевых реформ в тор­говой и валютной политиках, осуществлению других рыночных пре­образований. Вместе с тем в зависимости от конкретной ситуации в стране все большее внимание стало уделяться потребности в проведе­нии значительно более широкого комплекса структурных и институ­циональных реформ, направленных на создание и укрепление дове­рия со стороны частного сектора и закладывающих основы для устой­чивого роста экономики. Среди таких привлекающих постоянное внимание вопросов находятся проблемы повышения эффективности финансового сектора, совершенствования сбора и публикации стати­стических данных, придания большей прозрачности государствен­ным бюджетам, содействия правовым реформам и повышения каче­ства управления.



МВФ выполняет свои функции надзора главным образом путем проведения регулярных (как правило, ежегодных) консультаций с го­сударствами-членами.

Консультации являются основным механизмом сотрудничества ме­жду МВФ и государствами-членами и позволяют МВФ систематически анализировать экономическое развитие и политику государств-членов, а также оценивать воздействие этой политики на обменные курсы и платежный баланс. Кроме того, анализу подвергаются применяемые меры структурной политики, имеющие отношение к макроэкономиче­ским изменениям в экономике. В последние годы при осуществлении надзора больше внимания стало уделяться вопросам регионального и социального характера, положению в промышленности, проблемам рынка труда, распределению доходов, качеству управления и охране ок­ружающей среды, которые имеют значительное влияние на состояние макроэкономической политики. Консультации обеспечивают ком­плексный анализ текущих и перспективных изменений во внутреннем и внешнем положениях государств-членов, а также их последствий для других стран. В дополнение к такому систематическому наблюдению за развитием ситуации в отдельных странах и в мире в целом Исполнитель­ный совет регулярно проводит неофициальные заседания, посвящен­ные важнейшим событиям в отдельных странах и положению дел в ми­ровой экономике и на финансовых рынках.

В марте 1998 г. Исполнительным советом в рамках осуществления надзора был проведен очередной обзор политики государств — членов МВФ, в центре внимания которого на этот раз находились уроки ази­атского кризиса. Было отмечено, что эффективность МВФ в плане раннего выявления нарождающейся напряженности в странах, пора­женных кризисом, оказалась неоднозначной. В ретроспективе стало ясно, что МВФ недооценил масштабы распространения кризиса, а в ряде стран, пострадавших от кризиса, была проявлена недооценка уяз­вимых сфер. В то же время в некоторых странах с нарождающейся ры­ночной экономикой были приняты своевременные и последователь­ные политические меры (в том числе в результате рекомендации со стороны МВФ) и этим странам удалось успешно предотвратить рас­пространение кризиса. Некоторые члены Исполнительного совета от­мечали нереальность ожиданий того, что надзор со стороны МВФ мо­жет своевременно обнаружить все проблемы и предотвратить все кри­зисы. В то же время руководство считает необходимым при проведении надзора уделять повышенное внимание риску распростра­нения последствий кризиса.

В последние годы МВФ уделяет все большее внимание вопросам полноты, качества, регулярности и своевременности данных, получаемых им от своих членов, а также данных, публикуемых государствами-членами для широкой общественности. Для направления усилий госу­дарств-членов в этой области Исполнительный совет утвердил двух­уровневый подход: Специальный стандарт на распространение дан­ных (ССДР), принятый в марте 1996 г. с целью служить ориентиром для государств-членов, которые уже имеют или стремятся получить доступ на международные финансовые рынки, а также Общую систему распространения данных (ОРСД), утвержденную Советом в декабре 1997 г. в качестве ориентира для всех государств-членов.

МВФ придает важное значение технической помощи, которую он оказывает странам-членам в области денежной, валютной, бюджет­ной, налоговой политики, банковского надзора, статистики, разработ­ке финансового и экономического законодательства, а также в подго­товке кадров.

Для выполнения этой функции в рамках МВФ созданы специаль­ные отделы и институт с филиалами в Вашингтоне, Вене, Сингапуре.

Отдел технической помощи предоставляет странам-членам разно­образный набор консультационных услуг по всем аспектам управле­ния технической помощью и является ее координационным центром как в рамках Фонда, так и при сотрудничестве с другими международ­ными организациями.

Оказание технической помощи по вопросам деятельности цен­тральных банков, финансового сектора, улучшения валютного управ­ления и правил, регулирующих валютные операции, совершенствова­ния финансовых систем государств — членов МВФ обеспечивает отдел валютных и обменных операций.

Институт МВФ осуществляет профессиональную подготовку и по­вышение квалификации работников правительственного аппарата из государств-членов и стран, которые готовятся стать членами Фонда. Их обучают макроэкономическому регулированию, формированию центрально-банковской и финансовой систем, методам и реформиро­ванию налоговой системы и налоговой администрации, а также совер­шенствованию статистической информации. Курсы и семинары про­водятся на четырех языках (арабском, английском, испанском и фран­цузском) в штаб-квартире МВФ и в национальных и региональных центрах. Представители стран с переходной экономикой обучаются в Венском институте МВФ в Австрии. Спрос на техническую помощь особенно высок у стран, осуществляющих переход к рыночной экономике.

Техническое содействие оказывается как с помощью проведений консультаций в самом Фонде, так и путем направления в страны-члены специальных миссий и отдельных специалистов.

МВФ осуществляет широкую издательскую деятельность, кото­рую можно рассматривать в качестве научной и образовательной по­мощи всему мировому сообществу. Публикация большого числа спе­циальных материалов и периодических изданий аналитического и статистического характера, подготовленных персоналом МВФ, среднесрочных экономических прогнозов, охватывающих широкий круг показателей, используемых в процессе наблюдения МВФ за эко­номическими политиками стран-членов и результатами их реализа­ции, дают возможность ученым, специалистам и людям, интересую­щимся состоянием и тенденциями, возникающими и развивающи­мися в мировой экономике, осуществлять научные исследования и повышать свои знания в этой области. Доступ широкой обществен­ности к информации обеспечивается также открытым в 1996 г. в Интернете электронным информационным бюллетенем.

Деятельность МВФ и его роль в мировой экономике оценивалась неоднозначно. Диапазон оценок очень широк. Одни называли Фонд центром международной валютной системы, обеспечивающим ста­бильность экономического климата, способным действенно реагиро­вать на меняющиеся потребности мировой экономики. Другие счита­ют, что МВФ, игравший роль валютного менеджера мира, скатился к роли «сурового жандарма для небольшого числа бедствующих разви­вающихся стран».

Негативно оценивали роль МВФ прежде всего те из развивающих­ся стран, которые испытали на себе бурные социально-экономические потрясения, вызванные реализацией монетаристских рекомендаций Фонда (Аргентина, Бразилия, Египет и др.).

Применение монетаристской модели реформирования экономи­ки, рекомендуемой МВФ развивающимся странам, себя не оправдало. Руководство МВФ, оценивая применяемые меры, признало воз­можность конфликтов между краткосрочными потребностями струк­турной перестройки экономики, с одной стороны, и целями структур­ных реформ и экономического роста — с другой. Фонд пытался смяг­чить это противоречие, однако подчеркивал, что своих принципиаль­ных подходов не меняет и поддерживает меры, лежащие на стороне спроса, так как именно они важны для создания стабильной экономи­ческой среды, способствующей устойчивому росту экономики.

В 90-е гг. XX в. мир охватила череда валютно-финансовых кризи­сов, и в разгар мексиканского валютного кризиса 1995 г. пришло пони­мание необходимости реформ существующих мировых финансовых институтов. Однако в полной мере это стало очевидным, когда послед­ствия азиатских потрясений 1998 г. проявились в целом ряде стран, и прежде всего, в Латинской Америке и России.

Финансовые кризисы конца 90-х гг., причиной которых явилась недостаточная зрелось нарождавшихся финансовых рынков, разви­вающихся и трансформируемых стран, дестабилизировали междуна­родную валютную систему в целом. Они наглядно показали, что глоба­лизация мировой финансовой системы резко увеличивает взаимозави­симость стран и регионов мира и усиливает отрицательное воздействие неравномерного уровня экономического развития и степени диверси­фикации финансовых рынков отдельных стран на устойчивость меж­дународной валютной системы. Реакцией на финансовые кризисы стала прокатившаяся в печати волна критики в адрес МВФ и МБРР от­носительно эффективности их работы.

Многие страны-заемщики высказали неудовлетворение качеством проектов финансируемых МБРР, а страны-доноры — неудовлетворен­ность тем, что проекты не ведут к реальному уменьшению бедности в развивающихся странах и, следовательно, не решают главной цели МБРР. В Конгрессе США заговорили о том, что МБРР тратит деньги американских налогоплательщиков на помощь тем, кому помочь не­возможно.

В конце 90-х гг. в повестке дня совещаний глав государств и прави­тельств семи ведущих стран Запада неизменно ставился вопрос о ста­бильности международной валютной системы и эффективности рабо­ты МВФ. А в начале нового века в экономических журналах разверну­лась научная дискуссия под рубрикой «совершенствование финансовой архитектуры», в которой высказывались предложения по реформированию МВФ и МБРР.

Во избежание усиления нестабильности в финансовой сфере в ре­зультате распространения азиатского кризиса МВФ принимает про­грамму деятельности на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Программа включает пять направлений.

1. МВФ, являясь главным центром по предупреждению финансовых кризисов, должен добиваться проведения государствами-членами экономической политики, направленной на достижение макроэконо­мического равновесия. Фонду следует усилить надзор и контроль за
финансовыми рынками, чтобы не допустить внезапных всплесков по­вышения рисков, вызываемых международным движением кратко­ срочных капиталов.

2. Правительство развивающихся стран и стран, осуществляющих структурную перестройку экономики, должны выполнять нормы, принятые мировым сообществом, и рекомендации МВФ. В отноше­нии государств, не выполняющих принятые нормы и рекомендации, Фонд предусмотрел проведение стратегии «нарастающего давления» путем выдвижения еще более жестких требований.

3. МВФ будет оказывать помощь отдельным странам в реформиро­вании финансовых систем, создании институтов регулирования и над­зора, соответствующих международным нормам.

В настоящее время МВФ внедряет Основные принципы эффек­тивного банковского контроля, принятые базисным комитетом. Фон­дом опубликованы нормативные документы по банковскому учету и отчетности, оценки активов, процедуре банкротства и управлению банками. Для стран-участниц разработан Кодекс оптимальной поли­тики по обеспечению транспарентности государственных финансов. Подготовлены и распространены аналогичные документы по кредит­но-денежной политике.

4. МВФ намерен активнее привлекать частный сектор к работе по предупреждению и преодолению кризисов и разрабатывает соответст­вующий механизм с целью получения частными кредиторами доступа ко всей имеющейся информации о заемщиках для более точной оцен­ки кредитных рисков. Фонд предусматривает введение в облигацион­ные контракты пункта об участии сторон в переговорах о реструктури­зации займов; расширение его участия в финансировании стран, имеющих значительную частную задолженность; разработку процеду­ры признания несостоятельности банков, действующих на националь­ных и международных рынках капиталов; предостережение стран-уча­стниц от не соответствующего их финансовым возможностям предо­ставления государственных гарантий.

5. Пересмотр статуса МВФ и других Бреттон-Вудских институтов в целях регулирования процесса либерализации международного дви­жения капиталов.

Существенная роль в реформировании мировой финансовой сис­темы отводилась мерам, разработанным министрами финансов и управляющими центральных банков стран «семерки» на совещании в Лондоне в октябре 1998 г. Именно эти меры стимулировали увеличе­ние капитала МВФ и введение новых видов финансирования (NCF и GCF) в механизм кредитования стран, выполняющих стабилизацион­ные программы.

Для проведения мероприятий по реформированию и повышению эффективности, доступности, гласности и ответственности МВФ было предложено создать механизм систематической оценки эффек­тивности операций Фонда, его программ, политики и процедур путем привлечения независимых экспертов.

В результате реформирования подверглась изменению организа­ционная структура управления МВФ. Временный комитет был преоб­разован в Международный валютно-финансовый комитет, в обязан­ности которого вошла подготовка доклада о состоянии международ­ной валютной системы и разработка рекомендаций и директив Директорату Фонда. Изменение статуса Временного комитета направ­лено на повышение легитимности действий МВФ, связанных с реше­нием все более масштабных и сложных задач.

В ходе реформирования деятельность МВФ сосредоточилась на содействии макроэкономической стабилизации — важного условия ускорения темпов экономического развития стран. Для выполнения этой задачи МВФ добивается проведения его членами взвешенной де­нежно-кредитной, финансовой и валютной политики, институцио­нальных преобразований и структурных реформ.

Большое значение приобретают усилия МВФ по обеспечению эф­фективного функционирования международной валютно-кредитной системы. В планах руководства МВФ приоритет был отдан усилению надзорных функций как основы деятельности МВФ по предотвраще­нию финансовых кризисов.

Руководство МВФ отмечает, что международная финансовая сис­тема в последнее время укрепилась и стала стабильнее, чем до азиат­ского кризиса, однако финансовый сектор во многих странах еще не достаточно развит, существует риск замедления ускорившихся после кризиса реформ.

В долгосрочной перспективе приоритетной областью деятельно­сти МВФ является интеграция наименее развитых в экономическом отношении стран в мировое хозяйство. Решение этой задачи — важ­нейшая цель деятельности Фонда, от ее выполнения будет зависеть прочность «новой архитектуры» мировой валютно-финансовой сис­темы. Для осуществления этой цели МВФ предполагает расширить предоставление странам, проводящим взвешенную денежно-кредит­ную финансовую политику, среднесрочных займов из расчета 0,5% годовых.

Участники совещания стран «большой семерки» (1998 г.) отмечали необходимость развития сотрудничества МВФ и МБРР и координации их деятельности. Предложения по координации деятельности этих ор­ганизаций были представлены на совещании «семерки» в 1999 г. в Бон­не президентом Бундесбанка Г. Титмайером, которое он подготовил по поручению министров финансов и управляющих центральными банками стран «большой семерки».

В соответствии с этими предложениями в задачи МВФ вошли над­зор за странами-членами и изучение тенденции развития мировой экономики финансовых рынков. Задача МБРР состоит в оказании от­дельным странам технической помощи в разработке и реализации ре­форм в финансовой сфере, включая банковский сектор, рынки капи­тала и рыночную структуру.

Оценивая деятельность МВФ, нельзя не признать, что за годы сво­его существования организация накопила большой и полезный опыт. Утвердился ее авторитет в качестве главного органа, регулирующего международные валютно-финансовые отношения и важного центра официального внешнего кредитования. В настоящее время Фонд яв­ляется ядром международной валютно-финансовой системы.

Вовлеченность МВФ в структурную перестройку, увеличение доли кредитов на цели структурного реформирования экономики стран мира способствовали его трансформации в наиболее влиятельную международную организацию, находящуюся в центре международной экономической системы и исполняющую главную роль в обеспечении стабильного экономического климата.

Экономическая политика российского руководства в 90-е годы ХХ столетия не во всех случаях рассматривалась специалистами МВФ как приемлемая, поэтому фонд не всегда выделял России обещанные кредиты. Тем не менее, в 1994-1998 гг. только по линии обычных механизмов кредитования Россия получила от МВФ около 17 млрд. долл. США.

Однако важность договоренностей с МВФ обусловлена не только тем, что они позволяют получать необходимые финансовые ресурсы, но и тем, что многие международные организации, такие, как Парижский клуб, ориентируются в своей деятельности на наличие договоренности данной страны именно с МВФ.

Улучшение экономической ситуации в экономике нашей страны начиная с 1999 г. позволило Российской Федерации досрочно (31 января 2005 г.) погасить весь остаток задолженности перед МВФ в размере 3,33 млрд. долл. США. По первоначальной договоренности это должно было произойти только в 2008 г.


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.