Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 1. Мировой экономический порядок: понятие, основные элементы и инструменты регулирования





Международные финансовые институты и торговые организации

Мировое хозяйствоначала ХХI века, представляющее собой сложную иерархическую структуру, не может развиваться без определенных регулирующих начал. Растущие масштабы национальных экономик и всего мирового хозяйства, противоречия в экономических интересах его субъектов требуют формирования и совершенствования деятельности организационных структур, которые решали бы задачи координации или, по крайней мере, согласования этих противоречивых интересов.

В настоящее время одним из главных противоречий мирового хозяйства является противоречие между очевидной тенденцией к дальнейшей глобализации экономики (в основе которого лежит процесс «открытия» национальных экономик для внешнего мира, либерализации всех сфер внешнеэкономической деятельности) и национальными экономическими интересами отдельных стран, которые далеко не всегда совпадают между собой и далеко не всегда совпадают со всеми направлениями и формами реализации процесса глобализации экономики, которые мы наблюдаем сегодня). Фактически имеет место противоречие между движением к «новому мировому порядку», за которым стоят ведущие страны мира (прежде всего США), и требованием более справедливых экономических отношений, на котором настаивают многие другие страны мира, в частности, развивающиеся страны.



Национальные хозяйства, все более интегрируясь в мировую эко­номику, становятся легко уязвимыми для всяких неожиданностей, ис­ходящих извне. В создавшихся условиях национальные государства столкнулись с принципиально новой ситуацией — потерей возможно­сти эффективно использовать такие традиционные рычаги макроэко­номического регулирования, как импортные ограничения и экспорт­ные субсидии, изменение курса национальной валюты и ставки рефи­нансирования центрального банка. Некоторые процессы, особенно в валютно-финансовой сфере, приобрели масштабный характер. Они не поддаются регулирующим действиям отдельных государств. Междуна­родные экономические и политические процессы переросли из меж­национальных во вненациональные, глобальные. Эффективность эко­номического регулирования на национальном уровне снизилась и сде­лала неизбежным возникновение масштабных наднациональных форм регулирования.



Революционные изменения в технологии средств связи и транс­порта, трансформация и значение транснациональных корпораций (ТНК) стимулировали возникновение новых тенденций на мировой арене. Преобладающими среди них становятся:

• опережающий рост мировой торговли по сравнению с мировым производством;

• проникновение процессов модернизации, урбанизации и развития средств коммуникации в развивающиеся страны;

• усиление международной роли малых государств и частных субъ­ектов;

• сокращение возможностей великих держав контролировать со­стояние окружающей среды и т.п.

Обобщающим последствием и выражением всех этих процессов яв­ляется формирование устойчивой тенденции к возрастанию взаимозави­симости мира. Формируется все более взаимосвязанный мировой хозяй­ственный организм.

Идея о нарастающей целостности и взаимозависи­мости мирового сообщества поддержана представителями неомарксизма (Пол Баран, Пол Сузи, Самир Амин, Иммануил Воллерстайн и др.) - те­чения столь же неоднородного, как и транснационализм.

Основой концептуальных построений неомарксистов выступает мысль о некоторой несимметричности, взаимосвязи современного мира и наличии реальной зависимости экономически слаборазвитых стран, находящихся на периферии мирового хозяйства, от индустри­альных держав. Зависимость проявляется в неравенстве экономиче­ских обменов и неравномерном развитии. «Центр», в рамках которого осуществляется около 80% всех мировых экономических сделок, зави­сит от сырья и ресурсов «периферии».



Страны «периферии», являясь потребителями различного вида продукции, производимой вне их, попадают в большую зависимость от «центра», становятся жертвами неравного экономического обмена (цены на сырье ниже, чем на продукты переработки) и экономической помощи со стороны индустриально развитых государств. Концепту­альные положения теории неомарксизма, взятые на вооружение пра­вительствами развивающихся стран, позволили им поставить перед ООН вопрос об установлении нового мирового порядка. Проблема по­требовала разработки единой стратегии социально-экономического развития для развивающихся стран. Генеральная Ассамблея ООН в ап­реле 1974 г. принимает соответствующую программу действий, а в декабре того же года — Хартию об экономических правах и обязанностях государств, а в рамках Международного банка реконструкции и разви­тия создает два института — Международную финансовую корпора­цию — МФК (1956 г.) в целях содействия экономическому росту в раз­вивающихся странах и Международную ассоциацию развития — MAP (1960 г.) в целях предоставления особо льготных кредитов беднейшим развивающимся странам.

В настоящее время у исследователей проблем современной мировой экономики возникает много вопросов принципиального характера:

- движется ли человечество к монополярной (а фактически имперской) модели мироустройства, во главе которой будет одна «страна-система» – США;

- или, может быть, это будет некая «глобальная международная администрация»;

- или на смену ранее существовавшей «биполярной» («двухполюсной») модели «СССР – США» идет двухполюсная модель «США – Китай»;

- или это будет действительно «многополярный» мир (но тогда как будут регулироваться отношения в этой мировой системе);

- или это будет мировое сообщество, управляемое некими безликими сетевыми организациями;

- или человечество рано или поздно в результате обострения противоречий придет к тому «столкновению цивилизаций» и «мировому хаосу».

Все это фундаментальные проблемы, поскольку дальнейшее развитие мировой экономики и политики в рамках каждого из возможных указанных направлений означает свой особый путь, который во многом предопределит будущее мирового сообщества. И именно усилия по координации деятельности различных стран мира, работа ведущих международных организаций призваны сыграть здесь свою существенную позитивную, определяющую роль.

К началу третьего тысячелетия новой эры в мире накоплен немалый опыт разрешения межгосударственных конфликтов в политической и экономической сферах. В ряде случаев он был получен в результате разрушительного противостояния: только в ХХ в. человечество прошло через две мировые войны, жесткую идеологическую конфронтацию государств с различным общественным строем, результатом чего стало уничтожение значительной части богатства, созданного трудом многих поколений, и непроизводительное использование ограниченных сырьевых, капитальных и трудовых ресурсов, перекосы в развитии экономики.

Тем не менее, в целом удалось найти формы организации экономического взаимодействия государств, которые способствуют ускорению экономического роста, увеличению общественного богатства, преодолению доставшегося в наследие от колониального прошлого существенного отставания значительного числа развивающихся стран от экономически развитых стран. Такие формы созданы, прежде всего, на двусторонней основе (в форме двусторонних межгосударственных соглашений).

Помимо двусторонних, имеется целый ряд и многосторонних соглашений, регулирующих взаимоотношения в рамках мирового хозяйства в целом и его отдельных, достаточно крупных, регионов. Так, в мае 1992 г. между странами Европейского экономического сообщества и Европейской ассоциацией свободной торговли было подписано и 1 января 1994 г. вошло в силу соглашение о создании Европейского экономического пространства (ЕЭП), основной целью которого являлось создание более благоприятных условий для движения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов на экономическом пространстве двух интеграционных группировок. Таким образом, здесь мы имеем дело не просто с многосторонним соглашением нескольких государств, но и с соглашением двух интеграционных группировок, каждая из которых представлена несколькими странами-участницами.

Важную роль в регулировании мирового хозяйства играют различные международные конференции и совещания. Некоторых из них проводятся нерегулярно, другие обрели более или менее постоянный характер. Кроме этого, противоречивая целостность мирового хозяйства предполагает также формирование и развитие устойчивых институциональных форм его организации, одной из важнейших из них являются международные организации, в том числе экономические.

В мире насчитывается значительное число таких организаций. Некоторые из них наделены широкими функциями и действуют на уровне всего мирового хозяйства; деятельность других осуществляется в отдельных сферах мирового хозяйства (например, в валютной или внешнеторговой); третьи объединяют страны, принадлежащие к той или иной группе, например, к промышленно развитым или развивающимся. Целый ряд международных экономических организаций создан по отраслевому принципу (в качестве примере можно назвать организацию стран-экспортеров нефти ОПЕК).

Имеется также ряд особых международных экономических организаций, представляющих собой, по сути дела, интеграционные группировки. К ним относится, например, Европейский Союз, Европейская ассоциация свободной торговли, Меркосур (Mercosur), действующее на постсоветском экономическом пространстве Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) и др.

Хотя большинство международных экономических организаций не участвует непосредственно в производстве товаров или услуг, в международном движении капитала, их роль в регулировании рыночных отношений в системе мирового хозяйства и его отдельных регионов в последние годы существенно возросла, поскольку переход мировой экономики к своей новой стадии – глобализации – несмотря на либерализацию внешнеэкономических связей объективно требует усиления регулирующих начал.

Географически деятельность международных экономических организаций может охватывать как все мировое экономическое пространство, так и его отдельные регионы. В этой связи международные экономические организации можно подразделять на универсальные и региональные. В качестве примера универсальных международных экономических организаций можно назвать многие экономические организации системы ООН, Всемирную торговую организацию, в состав которой входит более 150 стран, она постоянно расширяется, а её цели и функции носят действительно универсальный, т.е. общемировой характер.

Проблемы мирового хозяйства, перспективы его развития также являются предметом исследования целого ряда неформальных организаций, объединяющих ученых, политиков, специалистов-практиков различных стран. Не являясь, строго говоря, собственно международными экономическими организациями, они, тем не менее, оказывают серьезное воздействие на разработку и реализацию экономической политики. К их числу можно отнести, например, т.н. «Римский клуб», объединяющий ведущих ученых-футурологов.

Нарастающая динамичность развития мирового хозяйства, его структурная трансформация в начале ХХI века самым непосредственным образом воздействуют и на всю систему международных экономических организаций, являющихся одним из «опорных» элементов мирового хозяйства.

Ясно, что в мире, основанном на рыночных формах хозяйствования, в основе которых лежат экономические интересы всех его субъектов, невозможно обеспечить подлинное равенство всех участников рынка. Это справедливо как для отдельных субъектов корпоративного бизнеса, так и для отдельных государств. Именно это служит в некоторых случаях одним из аргументов против участия стран в тех или иных международных экономических организациях. Однако такая позиция фактически резко сужает возможности обеспечения национальных экономических интересов, ибо в одиночку, во-первых, сложнее противостоять коллективно вырабатываемому подходу, а, во-вторых, страна лишается возможности влиять на принятие решений, от которых может во многом зависеть благополучие ее граждан. Необходимо усвоить простое, проверенное жизнью правило: каждое государство отстаивает свои экономические интересы, поэтому принятие решений на межгосударственном уровне отношений представляет собой результат компромисса, который далеко не всегда приносит одинаковую выгоду всем его сторонам.

В целом к началу ХХI века в мировом хозяйстве уже сформирована определенная система многостороннего регулирования, представленная, в том числе, целым рядом международных экономических организаций. Однако её нельзя рассматривать как завершенный, полностью и «окончательно» сформированный организм, как некую единую, наделенную специальными правами и полномочиями наднациональную структуру. На практике это система многостороннего регулирования, которая еще не стала, но должна в перспективе представлять собой совокупность взаимосвязанных между собой международных институтов (организаций), которые призваны осуществлять анализ, мониторинг и регулирование конкретных сфер и областей международного экономического взаимодействия. Кроме того, очевидно, что новые задачи в экономической и других областях обязательно с необходимостью поставят в будущем вопросы о создании новых международных организаций.

Центральное место в институциональной структуре современного мирового хозяйства занимают органы и организации, входящие в систему ООН.


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.