Социально-экономические, политические и юридические
Предпосылки реализации Закона “Об обеспечении единства
Измерений” № 102-ФЗ
1. Реализация (внедрение) данного закона позволит повысить общий уровень работ по обеспечению единства измерений в стране, эффективность правовых норм, направленных на защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, охрану установленного правопорядка и защиту экономики Российской Федерации от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.
2. Принятие закона и его безусловное исполнение приведут к положительным социально-экономическим последствиям, поскольку обеспечение единства измерений является условием получения достоверной информации о качестве и свойствах продукции, работ и услуг в области медицинского обслуживания граждан, при совершении торговых операций, в экологии и в других приоритетных сферах деятельности.
3. Реализация закона позволяет улучшить работу и повысить ответственность контрольно-надзорных органов.
4. Политические последствия принятия закона состоят в повышении авторитета Российской Федерации как в международной организации законодательной метрологии, так и в региональных метрологических организациях.
5. Юридические последствия внедрения закона заключаются в повышении эффективности правового регулирования в области обеспечения единства измерений, в устранении пробелов и противоречий, имевшихся в предыдущих законодательствах.
6. Не менее актуальными являются вопросы соответствия основных положений Закона с последними решениями МОЗМ, принятыми с учетом тенденций развития мирового экономического пространства.
7. Таким образом, нормативная, правовая и методическая база системы обеспечения единства измерений представляет собой пирамиду, в вершине которой находится Конституция Российской Федерации (см. статью 71, где указано, что в ведении Российской Федерации находятся "стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени").
8. В настоящее время в части, не противоречащей Федеральному закону от 26 июня 2008 г № 102 ФЗ " Об обеспечении единства измерений", действуют около 3000 документов, в том числе в виде постановлений Правительства Российской Федерации, правил по метрологии, национальных стандартов и рекомендательных (методических) документов по метрологии, образующих основу для законодательной и практической деятельности в области метрологии. Этот фонд документов формировался не одно десятилетие (ещё действуют документы, принятые в 50-е – 90-е годы прошлого столетия).
9. Тем не менее, поскольку Закон об обеспечении единства измерений тесно интегрирован в общее федеральное законодательное пространство, принятие данного Закона неизбежно привело к изменению определенного числа актов федерального законодательства (см. Приложение 1).
Контрольные вопросы
1. Сферы компетентности, цели и задачи законодательной метрологии.
2. Развитие метрологии в России.
3. Основные принципы единства измерений.
4. Передача информации о размерах единиц. Система эталонов физических величин Российской Федерации.
5. Роль эталонов в приоритетных направлениях российской экономики.
6. Правовые основы законодательной метрологии в Российской Федерации.
7. Федеральный закон об обеспечении единства измерений (основные положения).
8. Федеральный закон об обеспечении единства измерений носит рамочный характер. Поясните, как при этих обстоятельствах осуществляется регулирование отношений в области обеспечения единства измерений.
9. Цели и задачи Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта).
10. Понятие о нормативных документах и рекомендациях Росстандарта.
11. Цели, задачи и основная деятельность государственных научных метрологических институтов.
12. Межгосударственные отношения стран СНГ. Понятие о национальных стандартах.
13. Международные метрологические организации. Их цели и задачи.
14. Формы государственного регулирования в области обеспечения единства измерений в РФ.
15. Утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений. Основные положения и порядок утверждения стандартных образцов или типа средств измерений.
16. Испытания стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа. Общие правила и порядок проведения.
17. Понятие о Государственном реестре средств измерений и государственных стандартных образцов. Цели и задачи Госреестра.
18. Состав Государственного реестра. Правила и порядок его ведения.
19. Поверка средств измерений как одна из основных форм государственного регулирования в области обеспечения единства измерений.
20. Организация и порядок проведения поверки средств измерений.
21. Методы поверки средств измерений.
22. Нормирование поверочных работ. Межповерочный интервал.
23. Понятие о поверочных схемах. Общие принципы построения поверочных схем.
24. Примеры построения государственных, ведомственных, локальных поверочных схем.
25. Российская система калибровки. Аналогии и отличия между поверкой и калибровкой СИ.
26. Метрологическая экспертиза. Цели и задачи метрологической экспертизы на разных стадиях жизненного цикла продукции.
27. Государственный метрологический надзор. Федеральные органы, осуществляющие государственный метрологический надзор.
28. Порядок проведения проверок в рамках осуществления государственного метрологического надзора.
29. Аттестация методик (методов) выполнения измерений.
30. Система аккредитации в области обеспечения единства измерений. Понятие о "Единой национальной системе аккредитации".
31. Положение о Федеральной службе по аккредитации (Россаккредитация).
32. Метрологические службы Российской Федерации. Главные цели и задачи Метрологических служб.
33. Метрологические службы государственных органов управления РФ и юридических лиц.
34. Головные и базовые организации МС.
35. МС предприятий, научно-исследовательских, проектно-конструктор-ских и технологических организаций.
36. МС Вооруженных Сил РФ.
37. Юридические и правовые основы применения и соблюдения метрологических правил и норм.
38. В чем заключаются преемственность и изменчивость правового регулирования в области обеспечения единства измерений? Социально-экономические, политические и юридические последствия принятия Федерального закона “Об обеспечении единства измерений” № 102 ФЗ.
Рекомендуемая литература
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 27декабря 2002 г. “О техническом регулировании”.
3. Федеральный закон от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ “ Об обеспечении единства измерений ”.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. № 100 “ Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг”.
5. Положение о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (Росстандарте) - утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 294 ( с изменениями от 5 сентября 2006 г., 5 июня, 7 ноября 2008 г., 27 января, 15 июня, 12 августа 2009 г., 9 июня, 15 июня 2010 г.).
6. Международные документы МОЗМ в области метрологии. Основные правила. М.: РИЦ «ТД», 1993.
7. Основные термины в области метрологии. словарь-справочник/ под ред. Ю.В. Тарбеева. М.: Изд - во стандартов, 1989.
8. "Стратегия обеспечения единства измерений в России до 2015 года", утверждено Приказом Минпромторга России от 17 июня 2009 г. № 529.
9. Ушаков И.Е. Законодательная метрология и технология разработки нормативной документации: учеб. пособ. СПб., 2003.
10. Селиванов М.Н., Фридман А.Е. Законодательная метрология. М.: Изд-во стандартов, 1988.
11. Абрамов О.К., Батуркин С.А. Нормативно правовые основы метрологии: учеб. пособие.- РГРТУ, Рязань, 2011.
12. Сыремпилова С.Г. Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине “Законодательная метрология”. Улан Уде: ВСГТУ, 2005.
13. Богомолов Ю.А., Исаев Л.К. Государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений // Измерительная техника, № 2, 1994.
14. Богомолов Ю.А. Принципы государственного управления метрологической деятельностью в Российской Федерации // Законодательная и прикладная метрология № 6 1994.
15. Шостьин Н.А. Очерки истории русской метрологии. М.: Изд-во стандартов, 1975.
16. Артемьев Б.Г., Голубев С.М. Справочное пособие для работников метрологических служб: в 2-х кн./ предисловие канд. техн. наук И.Х. Солонягина. 3-е изд. М.: Изд-во стандартов, 1990.
17. Правиков Ю.М., Муслина Г.Р. Метрологическая экспертиза технической документации. Ульяновск: Ул ГТУ, 2005.
18.Абрамов О.К., Клочков А.Я. Естественные пределы точности измерений и совершенствование эталонной базы.- Рязань, РГРТУ, 2009.
19. Абрамов О.К. Метрологическое обеспечение радиоэлектронных измерительных устройств и систем. Рязань, РГРТУ, 2008.
20. Шишкин И.Ф. Теоретическая метрология.- М.: Изд.- во стандартов, 1991.
21. Информационно-измерительная техника и технологии/под ред проф. Г.Г. Раннева.- М.: Высш. шк., 2002.
22. Пронкин Н.С. Основы метрологии динамических измерений. М.: Логос, 2003.
23. Тюрин Н.И. Введение в метрологию.- М.: Изд.- во стандартов, 1976.
24. Земельман М.А. Метрологические основы технических измерений.- М.: Изд.- во стандартов, 1991.
25. Рыбаков И.Н. Основы точности и метрологического обеспечения радиоэлектронных измерений.- М.: Изд.- во стандартов, 1990.
26. Шабалин С.А. Прикладная метрология - М.: Изд.- во стандартов, 1970.
П р и л о ж е н и е 1
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утративших силу, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об обеспечении единства измерений"
1. С принятием настоящего Федерального закона должен быть признан утратившим силу следующий акт федерального законодательства:
Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4871-1 "Об обеспечении единства измерений" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации 1993, № 23, ст.811; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 2, ст. 167).
2. С принятием настоящего Федерального закона потребуется внесение изменений или дополнений в следующие акты федерального законодательства:
подпункт 93 пункта 1 статьи 17 и абзац 16 пункта 7 статьи 18 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 33, ст. 3430; 2002, №11, ст. 1020; № 50, ст. 4925; 2003, № 2, ст. 169; №11, ст. 956; № 13, ст. 1178; 2005, № 13, ст. 1078; № 27, ст. 2719; 2006, № 1, ст. 11; № 31, ст. 3455; № 50, ст. 5279; 2007, № 1, ст. 7, 15; № 30, ст. 3750);
статья 7 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 209-ФЗ "О геодезии и картографии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 1, ст. 2; 2004, № 35, ст. 3607; 2007, № 27, ст. 3213);
абзац 6 статьи 8 Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1667; 2007, № 27, ст. 3213);
абзац 7 статьи 3, статья 7, статья 11, название главы 2 Федерального закона от 3 апреля 1996 г. № 28-ФЗ "Об энергосбережении" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 15, ст. 1551);
пункт 1 статьи 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4553; 1999, № 2, ст. 245; 2001, № 53, ст. 5022; 2002, № 30, ст. 3026; 2005, № 30, ст. 3113; 2006, № 1, ст. 20; 2007, № 1, ст. 11; №17, ст. 1931);
абзац 11 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 1997 г. № 76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 18, ст. 2105); 2003, № 2, ст. 167; 2006, № 52, ст. 5498);
абзац 5 статьи 10 и абзац 13 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 35, ст. 4137; 1998, № 51, ст. 6271; 2001, № 1, ст. 20; 2003, № 52, ст. 5038);
статья 7 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 2, ст. 169; № 28, ст. 2884);
статьи I9.19 и 23.52 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; № 44, ст. 4298; 2003, № 50, ст. 4847; 2006, ст. 4; № 6, ст. 636;-№-23, ст. 2380; № 31, ст. 3432; № 50, ст. 5279; 2007, № 16, ст. 1825; № 26, ст. 3089; № 31, ст. 4009);
глава 25.3 второй части Налогового кодекса Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2001, № 1, ст. 18; № 23, ст. 2289; № 33, ст. 3413; № 49, ст. 4564; 2002, № 1, ст. 4; № 22, ст. 2026; № 30, ст. 3021, 3033; 2003, № 1, ст. 2, 6,11; № 19, ст. 1749; № 21, ст. 1958; № 28, ст. 2874, 2879, 2886; № 46, ст. 4435; № 50, ст. 4849; № 52, ст. 5030; 2004, № 27, ст. 2711, 2715; № 30, ст. 3088; № 31, ст. 3220, 3231; № 34, ст. 3518, 3520, 3522, 3525, 3527; № 35, ст. 3607; № 41, ст. 3994; № 45, ст. 4377; № 49, ст. 4840; 2005, 1, ст. 29, 30, 38; № 24, ст. 2312; № 27, ст. 2710, 2717; № 30, ст. 3027, 3104,3117, 3128; № 50, ст. 5249; № 52, ст. 5581; 2006, № 1, ст. 12; № 3, ст. 280; № 23, ст.2382; № 27, ст. 2881; № 30, ст. 3295; № 31, ст. 3436, 3443, 3452; № 43, ст. 4412; № 45,ст. 4627; № 50, ст. 5279, 5286; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 7, 20, 31, 39; № 13, ст.1465; № 21, ст. 2462, 2463; № 22, ст. 2563, 2564; № 31, ст. 4013).
3. С принятием настоящего Федерального закона должны быть признаны утратившими силу следующие акты Правительства Российской Федерации:
постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 493 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, №34, ст. 3681);
постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. № 100 "Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, № 8, ст. 598, 1996, № 3, ст. 191; 1999, № 41, ст. 4923; 2003, № 21, ст.2009);
4. С принятием настоящего Федерального закона должны быть внесены изменения в следующие акты Правительства Российской Федерации:
постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии" (Собрание законодательства Российской Федерации 2004, № 25, ст. 2575; № 44, ст, 4357; 2006, №37, ст. 3881);
постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. № 284 "Об утверждении Положения о Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 2004, № 25, ст. 2566; № 38, ст. 3803; 2005, № 5, ст. 390);
постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2003 г. № 287 "Об утверждении Положения об организации и осуществлении государственного контроля и надзора в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, №21, ст. 2009);
постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2003 г. № 70 "Об утверждении Правил предоставления субвенций организациям, выполняющим работы в области метрологии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, №7, ст. 644 2005, № 32 ст. 3326);
постановление Правительства Российской Федерации от 23 марта 2001 г. № 225 "Об утверждении Положения о Государственной службе времени, частоты и определения параметров вращения Земли" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 14, ст. 1361; 2005, № 32, ст. 3326);
постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2001 г. № 596 "Об утверждении Положения о Государственной службе стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 36, ст. 3562; 2005, № 32, ст. 3326);
постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 4, ст. 482; № 43, ст. 5357; 1999, № 41, ст. 4923; 2002, № 6, ст. 584; 2003, № 29, ст. 2998; 2005, № 7, ст. 560; 2006, № 7^ ст. 790; № 52, ст. 5588; 2007, № 14, ст. 1697);
постановление Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 г. № 540 "О признании утратившими силу и внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Российской Федерации по вопросам метрологии, стандартизации и сертификации" (Собрание законодательства, Российской Федерации, 1994, № 7, ст. 763, 2007, № 9, ст. 1090).
Приложение 2
Нормативные документы, разработанные Государственными метрологическими институтами (в частности ВНИИМС), предназначенные для применения в сфере обеспечения единства измерений и другой метрологической деятельности в РФ:
МИ 1314-86. Методика выполнения измерений (МИ);
МИ 1837-93. ГСИ. Типовое положение о контрольно-поверочном пункте территориального органа Госстандарта России;
МИ 2273-93. Области использования средств измерений, подлежащих поверке;
МИ 2284-94. Документация поверочных лабораторий;
МИ 2304-94. Метрологический контроль и надзор, осуществляемые метрологическими службами юридических лиц;
МИ 2357-95. ГСИ. Порядок разработки и реализации программ метрологического обеспечения отраслей народного хозяйства, важнейших научно-технических проблем;
МИ 2427-97. Оценка состояния измерений в испытательных и измерительных лабораториях;
МИ 2146-98. Порядок разработки и требования к содержанию программ испытаний средств измерений для целей утверждения их типа;
МИ 2322-99. Типовые нормы времени на поверку средств измерений;
МИ 1317-2004. Результаты и характеристики погрешности измерений. Формы представления. Способы использования при испытаниях образцов продукции и контроле их параметров;
МИ 2233-2000. ГСИ. Обеспечение эффективности измерений при управлении технологическими процессами. Основные положения;
МИ 2240-98. ГСИ. Анализ состояния измерений, контроля и испытаний на предприятии, в организации, объединении. Методика и порядок проведения работы;
МИ 2266-2000. ГСИ. Обеспечение эффективности измерений при управлении технологическими процессами. Создание и использование баз данных о метрологических характеристиках средств измерений;
МИ 2439-97. ГСИ. Метрологические характеристики измерительных систем. Номенклатура. Принципы регламентации определения и контроля;
МИ 2440-97. ГСИ. Методы экспериментального определения и контроля характеристик погрешности измерительных систем и измерительных комплексов;
МИ 2478-98. ГСИ. Аппаратура виброконтроля. Методика поверки;
МИ 2500-98. Основные положения метрологического обеспечения на малых предприятиях;
МИ 2531-99. ГСИ. Анализаторы состава веществ и материалов универсальные. Общие требования к методикам поверки в условиях эксплуатации;
МИ 2546-99. Методы определения экономической эффективности метрологических работ;
МИ 2803-2003. ГСИ. Систематический каталог Государственного реестра средств измерений;
МИ 2891-2004. ГСИ. Общие требования к программному обеспечению средств измерений;
МИ 3197-2009. ГСИ. Составление перечней измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;
МИ 3198- 2009. Составление перечней измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, с указанием обязательных требований к ним;
МИ 3269-2010. ГСИ. Построение, изложение, оформление и содержание документов на методики(методы) измерений;
МИ 3281-2010. ГСИ. Оценка результатов измерений – Пояснения к "Руководству по выражению неопределенности измерений";
МИ 3290-2010. ГСИ. Рекомендация по подготовке, оформлению и рассмотрению материалов испытаний средств измерений в целях утверждения типа.
Приложение 3
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|