Сделай Сам Свою Работу на 5

Государственный метрологический надзор





В качестве одной из форм государственного регулирования в области обеспечения единства измерений в Российской Федерации осуществляется государственный метрологический надзор:

1) за соблюдением обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к измерениям, единицам величин, а также к эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений при их выпуске из производства, ввозе на территорию Российской Федерации, продаже и применении на территории Российской Федерации;

2) наличием и соблюдением аттестованных методик (методов) измерений (см. статью 15 Федерального закона “Об обеспечении единства измерений”, а также “ Положение об осуществлении государственного метрологического надзора", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2011 года № 246);

3) соблюдением обязательных требований к отклонениям количества фасованных товаров в упаковках от заявленного значения.

Далее, в этой же статье 15 действующего Федерального закона указывается, что государственный метрологический надзор распространяется на деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих:



1) измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;

2) выпуск из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений, а также их ввоз на территорию Российской Федерации, продажу и применение на территории Российской Федерации;

3) расфасовку товаров.

Обязательные требования к отклонениям количества фасованных товаров в упаковках от заявленного значения при их расфасовке устанавливаются техническими регламентами. В технических регламентах также могут содержаться обязательные требования к оборудованию, используемому для расфасовки и контроля расфасовки, правила оценки соответствия отклонения количества фасованных товаров в упаковках от заявленного значения, обязательные требования к упаковке, маркировке или этикеткам фасованных товаров и правилам их нанесения.



Следует отметить, что в положениях статей 15, 16 и 17 Федерального закона “Об обеспечении единства измерений” прослеживается тесная взаимосвязь с Федеральным законом “О техническом регулировании” (см. пп. 1, 11 статьи 7; статьи 32, 33, 34 главы 6 и др.). Это отнюдь не случайные совпадения, а, скорее, целенаправленная государственная политика в области стандартизации, технического регулирования и метрологии.

Федеральные органы, осуществляющие

Государственный метрологический надзор

В предыдущем законе об обеспечении единства измерений четко устанавливалось, что государственный метрологический контроль и надзор осуществляется Государственной метрологической службой Госстандарта России (п.1 ст.12 Федерального закона от 10.01.2003 № 15-ФЗ).

В действующем Федеральном законе не указаны конкретный орган или организация, однозначно уполномоченные осуществлять функции государственного метрологического надзора, но статус федеральных органов исполнительной власти установлен статьей 16:

1. Государственный метрологический надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственному метрологическому надзору, а также другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации на осуществление данного вида надзора в установленной сфере деятельности.

2. Порядок осуществления государственного метрологического надзора, взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный метрологический надзор, а также распределение полномочий между ними устанавливаются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации в пределах их компетенции. При распределении полномочий между федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный метрологический надзор, не допускается одновременное возложение полномочий по проверке соблюдения одних и тех же требований у одного субъекта проверки на два и более федеральных органа исполнительной власти.



Из положений этой статьи можно сделать вывод о том, что кроме Государственной метрологической службы деятельность в области государственного метрологического надзора могут осуществлять и другие федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на то Президентом или Правительством Российской Федерации. Более того, в п. 7 “Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (Росстандарте), указывается что Агентство “не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование … и функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных указами Президента или указами Правительства Российской Федерации”. (См. также Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 августа 2004 г. № 27 “Об исключении функции государственного надзора из сферы деятельности федеральных государственных учреждений – центров стандартизации, метрологии и сертификации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и энергетики РФ”.)

Порядок осуществления государственного

Метрологического надзора

(в соответствии с "Положением об осуществлении государственного метрологического надзора", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. № 246, а также с учетом международного документа МОЗМ № 9 "Принципы метрологического надзора")

Государственный метрологический надзор осуществляется Росстандартом и его территориальными органами, а также федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Президентом РФ на осуществление надзора в области обороны и обеспечения безопасности. При этом должны соблюдаться законы об обеспечении единства измерений и защите прав организаций и предпринимателей при проведении проверок.

Органы надзора определяют должностных лиц, уполномоченных на его проведение.

В рамках надзора проверяются:

- соответствие средств измерений, стандартных образцов и эталонов единиц величин обязательным требованиям;

- наличие и соблюдение аттестованных методик (методов) измерений;

- соответствие используемых единиц величин тем, которые допущены к применению в России.

Полный текст "Положения" (с комментариями) приводится ниже:

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО

МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА

1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления федеральными органами исполнительной власти государственного метрологического надзора (далее – надзор) и порядок их взаимодействия.

2. Надзор осуществляется в соответствии с Федеральными законами: "Об обеспечении единства измерений" и " О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также настоящим Положением.

3. Надзор осуществляется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, его территориальными органами, а также федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Президентом Российской Федерации на осуществление надзора в области обороны и обеспечения безопасности (далее − органы надзора).

4. Органы надзора в области обороны и обеспечения безопасности осуществляют надзор в пределах установленной компетенции в соответствии с настоящим Положением и принимаемыми ими по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации актами, учитывающими установленные Правительством Российской Федерации особенности единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства (см. "Положение об особенностях обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности Российской Федерации", утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. № 780).

5. Органы надзора определяют должностных лиц, уполномоченных на проведение надзора.

6. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии обеспечивает взаимодействие органов надзора.

Взаимодействие органов надзора осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

7. При осуществлении надзора органами надзора проверяется:

а) соответствие используемых единиц величин, допущенным к применению в Российской Федерации (см. "Положение о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации", утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2009 г. № 879);

б) соблюдение обязательных требований к измерениям, осуществляемым в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений (в соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений");

в) соответствие средств измерений, стандартных образцов и эталонов единиц величин обязательным требованиям в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений (в соответствии со статьями 7, 8, 9 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений", а также с "Положением об эталонах единиц величин, используемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 734);

г) наличие и соблюдение аттестованных методик (методов) измерений (см. ниже п. 4.6);

д) соблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими выпуск из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений, а также их ввоз на территорию Российской Федерации и продажу, установленного порядка уведомления о такой деятельности.

8. В процессе документарной проверки при осуществлении надзора проверяются используемые при осуществлении деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями документы, связанные с исполнением ими обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и предписаний органов надзора, в том числе документы, содержащие следующие сведения:

а) выполняемые измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, и соблюдение установленных обязательных требований к ним;

б) наличие и соблюдение аттестованных методик (методов) измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, включая сведения, подтверждающие аттестацию методик (методов) измерений;

в) применяемые в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений средства измерений, включая информацию об утверждении типа средств измерений, сведения о поверке средств измерений, о соблюдении обязательных требований к средствам измерений, а также требований к составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации;

г) применяемые в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартные образцы, включая информацию об утверждении типа стандартных образцов, сроках их годности;

д) применяемые в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталоны единиц величин, включая информацию об их утверждении, аттестации, состоянии, применении ( в том числе об условиях применения и содержания), а также прослеживаемость эталонов единиц величин к государственным первичным эталонам единиц величин;

е) выполнение работ и(или) оказание услуг в области обеспечения единства измерений в соответствии с аттестатом и областью аккредитации юридического лица или индивидуального предпринимателя на данные работы и (или) услуги.

9. В процессе выездной проверки проводятся следующие мероприятия по контролю:

а) проверка соответствия измерений, средств измерений (составных частей, программного обеспечения), единиц величин, стандартных образцов, а также эталонов единиц величин обязательным требованиям в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;

б) проверка наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя эксплуатационной документации для каждого средства измерений, стандартного образца, эталона единицы величины;

в) проверка применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений поверенных средств измерений утвержденного типа, стандартных образцов утвержденного типа, утвержденных и аттестованных эталонов единиц величин;

г) проверка наличия аттестованных методик (методов) измерений и правильности их применения;

д) определение целевого использования средств измерений, стандартных образцов, эталонов единиц величин, методик (методов) измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;

е) проверка наличия и сохранности в местах, предусмотренных конструкциями средств измерений, средств ограничения доступа (пломб) к составным частям средств измерений (включая программное обеспечение), а также их достаточности для предотвращения несанкционированных настроек и вмешательства, которые могут повлиять на значения метрологических характеристик и результаты измерений;

ж) проверка соблюдения правил применения и написания единиц величин, допущенных к применению в Российской Федерации.

10. По результатам проверки должностными лицами органа надзора составляется акт проверки по установленной форме.

11. Органы надзора при выявлении нарушений обязаны принять меры, предусмотренные Федеральными законами "Об обеспечении единства измерений" и "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля ".

12. Органы надзора по запросу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии представляют результаты надзора.

13. Информация, составляющая государственную, коммерческую, служебную, иную тайну, предоставляется, обрабатывается, хранится и распространяется с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.