Сделай Сам Свою Работу на 5

Обеспечения единства измерений





Согласно международной практике законодательство в области метрологии отличается повышенной мобильностью и, как правило, регулярно подвергается пересмотру и обновлению. Это вызвано зависимостью правовых положений от научно-технического прогресса и от изменяющихся экономических и социально-политических факторов.

В среде специалистов-метрологов часто упоминается опыт ФРГ, когда Закон “Об измерительном деле и поверке”, принятый в 1969 году, основательно пересматривался и изменялся в 1985 и 1992 годах и в дальнейшем в него неоднократно вносились изменения и дополнения.

Аналогичное положение наблюдается и в других развитых государствах. Не была исключением в этом вопросе и Российская Федерация.

Десятилетний период применения Федерального закона “Об обеспечении единства измерений” от 27 апреля 1993 г. № 4871-1 и принятых на его основе подзаконных актов выявил ряд пробелов как в правовом регулировании, так и в несогласованности ряда положений этого закона с актами, принятыми в последующий период, в том числе с Федеральным законом “О техническом регулировании”. В связи с этим в стране создалась ситуация, когда основные положения Закона отставали от мирового технического, технологического (в том числе инновационного) уровня. Это в определенной мере выразилось в несоответствии с решениями МОЗМ, принятыми с учетом тенденций развития единого экономического пространства.



Тем не менее, в законодательстве Российской Федерации в области обеспечения единства измерений прослеживается определенная преемственность в реализации методов измерений, средств измерений, правовых аспектов в сфере единства измерений. Так, на базе положений Федерального закона “Об обеспечении единства измерений” от 1993 г. был принят ряд подзаконных актов, среди которых особое значение имеет постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 100 “Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг”.

Этим постановлением утвержден ряд положений, касающихся важнейших видов деятельности в области обеспечения единства измерений (см. п. 3.2). Выше мы рассматривали и другие подзаконные акты, принятые во исполнение ФЗ от 1993 г. и не утратившие силу в настоящее время (см. там же).



Особую роль в развитии отечественной метрологии и законодательной метрологии должен сыграть документ с претенциозным названием " Стратегия обеспечения единства измерений в России до 2015 года" (утвержден Приказом Минпромторга России от 17 июня 2009 г. № 529).

В этом документе проведен глубокий и развернутый анализ состояния Российской системы обеспечения единства измерений (по состоянию на 2009 г.).

В процессе осуществления административной реформы в Российской Федерации сформировалась структура законодательной и исполнительной системы обеспечения единства измерений, в определенной мере, соответствующая основным положениям “Федерального Закона об обеспечении единства измерений” ( №102- ФЗ), в том числе:

- территориальные органы Ростехрегулирования, осуществляющие государственный метрологический надзор;

- федеральные государственные научные метрологические институты, подведомственные Ростехрегулированию (ГНМЦ);

- Государственная служба времени, частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ);

- Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО);

-Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД);

-государственные региональные (территориальные) центры метрологии, подведомственные Ростехрегулированию (ФГУ ЦСМ, МТУ);

- метрологические службы государственных органов управления и юридических лиц;



- аккредитованные организации в области метрологии;

- государственная эталонная база;

- комплекс нормативно-технических документов в области метрологии.

Одной из основных задач Правительства Российской Федерации в области метрологии (и законодательной метрологии) определено, что необходимо формировать в стране такое положение, при котором обеспечивается доверие к результатам измерений, для развития эффективного метрологического обеспечения приоритетных, перспективных задач в жизненно важных сферах экономики, обороны и социального развития Российской Федерации.

Далее в документе было отмечено, что состояние системы государственных первичных эталонов характеризуется следующими данными (см. также выше п. 2.2):

- 47 % государственных эталонов созданы более 20 лет назад;

- 20 % государственных эталонов созданы более 10 лет назад;

- 18 % государственных эталонов созданы 5 – 10 лет назад;

- и только 15 % государственных эталонов созданы менее пяти лет назад.

Общий износ эталонного поверочного оборудования, эксплуатируемого в центрах метрологии, в среднем составляет около 50 %, при этом темпы обновления эталонной базы не превышают (4 ÷ 5) % в год.

Техническую базу в области обеспечения единства измерений в сфере обороны и безопасности образуют военные эталоны Минобороны России, а организационную основу обеспечения единства измерений в сфере обороны и безопасности составляют:

- Метрологическая служба Вооруженных Сил Российской Федерации и находящееся в её ведении ФГУ “32 ГНИИИ Минобороны России”, функционально определенное как Государственный научно-метрологический центр в сфере обороны и безопасности;

- метрологические воинские части и подразделения и поверочные органы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Создание метрологических служб для обеспечения единства измерений в этой сфере является обязательным.

Далее в документе отмечается, что основной целью международного сотрудничества в области метрологии является создание глобальной системы измерений, образующей связанную систему, обеспечивающую такие условия, что повсюду в мире измерения могут выполняться на совместной основе, с требуемой точностью, прозрачностью и на международной признанной основе.

Активизация деятельности России в международных метрологических организациях будет способствовать усилению национального авторитета России за рубежом и повышению конкурентоспособности российских товаров на международных рынках. Здесь же отмечено, что необходимо выработать механизм государственной поддержки международной метрологической деятельности.

В целом состояние метрологии (метрологического обеспечения) в стране охарактеризовано как системная проблема обеспечения единства измерений в России” (см. раздел 3, “Стратегия обеспечения единства измерений в России до 2015 года). В этом же разделе рассматриваемого документа дано определение системной проблемы и приведен подробный анализ факторов системной проблемы.

В числе наиболее “болезненных” факторов системной проблемы в сфере обеспечения единства измерений называются следующие (см. п. 3.3 рассматриваемого документа):

1. Устаревание эталонной, нормативно-правовой и нормативно-технической баз.

2. Неразвитость системы мониторинга и анализа структуры и объема парка средств измерений, применяемых в Российской Федерации.

3. Отсутствие механизма прогнозирования потребностей общества в измерениях.

Для правильной организации и эффективного развития метрологической инфраструктуры необходимо регулярно прогнозировать потребности государства и общества в измерениях. Следует отметить, что получение такого прогноза – это сложнейшая задача, требующая усилий многих организаций. К сожалению, стране нет такого механизма и не разработана методология реального изучения потребностей в измерениях, из-за чего возможны ошибки в выборе направлений развития (и инвестиций, соответственно) метрологии.

4. Неэффективность организационной структуры управления системой обеспечения единства измерений.

В настоящее время регулирование сферы обеспечения единства измерений осуществляется двумя органами исполнительной власти: Минпромторгом России и Ростехрегулированием (Росстандартом).

5. Недостаток квалифицированных кадров. Отмечено, что в российских учебных заведениях ежегодно обучается метрологическим специальностям в 4 – 5 раз меньше специалистов, чем это требуется экономике.

6. Снижение эффективности государственного метрологического надзора.

Уменьшение количества государственных инспекторов в результате “реорганизаций”, проводимых в последние годы, привело к снижению эффективности государственного метрологического надзора. В настоящее время охват надзором хозяйствующих субъектов и средств измерений составляет всего 3,5 – 5,0 % от количества объектов, подлежащих метрологическому надзору.

В разделе 4 рассматриваемого документа рассматриваются основные принципы (собственно стратегия) дальнейшего развития системы обеспечения единства измерений. В связи с этим разработчиками документа предложены возможные "сценарии" развития системы обеспечения единства измерений в период до 2015 года.

Рассматриваются два варианта: 1) инерционный сценарий развития и 2) оптимистический сценарий развития.

Первый (инерционный) сценарий с большей вероятностью будет реализовываться при следующих условиях:

- в прогнозируемый период не будет изменяться (увеличиваться) размер инвестиций в обеспечение единства измерений;

- не будут изменяться структурные изменения в системе управления обеспечением единства измерений, направленные на повышение эффективности управления системой;

- будет замедлено финансирование национальных проектов и федеральных целевых программ;

- будут замедлены темпы обновления средств измерений (отечественных и зарубежных), используемых в Российской Федерации.

В этих условиях замедлится развитие эталонной базы России, снизится уровень поверочных работ, калибровочных и измерительных возможностей метрологических институтов и центров страны, продолжится снижение качества нормативно-методической базы обеспечения единства измерений, что повлечет за собой увеличение количества рецидивов "необязательности" исполнения основных положений Законодательной метрологии, что приведет к снижению уровня доверия общества к результатам измерений.

При таком состоянии системы обеспечения единства измерений в стране не удастся осуществить реализацию приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, ряда федеральных и ведомственных целевых программ.

Во втором случае, т.е. для реализации оптимистического сценария развития системы обеспечения единства измерений, предусматривается решение следующих основных задач:

1. Повышение научно-технического уровня и точностных характеристик государственных эталонов единиц величин.

2. Повышение уровня технических средств Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли.

3. Развитие Государственной службы стандартных образцов до уровня, позволяющего обеспечить развитие перспективных технологий ( в том числе нанотехнологий).

4. Развитие Государственной службы стандартных справочных данных.

5. Совершенствование системы метрологического обеспечения в сфере обороны и безопасности государства и оборонно-промышленного комплекса.

6. Развитие метрологического обеспечения приоритетных направлений науки, техники и технологий.

7. Повышение эффективности государственного метрологического надзора.

8. Совершенствование нормативно-правовых, организационных, методических и информационных основ обеспечения единства измерений, что предполагает повышенное внимание как законотворческих, так и исполнительных органов Государственной власти к проблемам Законодательной метрологии в Российской Федерации.

 

Заключение

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.